Можно ли беременным ходить в церковь?

Можно ли беременным ходить в церковь?

(6 голосов4.8 из 5)

Можно ли бере­мен­ным ходить в цер­ковь? Такой абсурд­ный, по сути, вопрос очень попу­ля­рен.  Ведь Интер­нет пест­рит «пра­во­слав­ными» рецеп­тами на все слу­чаи: что можно и чего нельзя на Пасху, в Роди­тель­скую суб­боту, на именины. 

Такова житей­ская пси­хо­ло­гия, что и в духов­ной жизни мы зача­стую ищем алго­ритмы: сде­лай по инструк­ции – и спа­сешься. Но такой потре­би­тель­ский под­ход гро­зит опас­ной под­ме­ной цен­но­стей и далек от духа хри­сти­ан­ской пра­во­слав­ной веры, по кото­рой любовь и милость Божия даны нам не за точ­ное сле­до­ва­ние схеме, а даром, по благодати.

Дети как дар

Глав­ная дра­го­цен­ность для мамы – это дети, пода­рен­ные Богом. В неда­ле­ком про­шлом (всего-то век назад) жен­щина любого соци­аль­ного ста­туса, с любым уров­нем обра­зо­ва­ния или без него пони­мала, что бере­мен­ность – не болезнь, не патология.

Это дар Божий и нор­маль­ное физио­ло­ги­че­ское состо­я­ние жен­ского орга­низма, кото­рое не тре­бует осо­бого пере­хода на щадя­щий режим. Но сего­дня бере­мен­ность, роды и все, что с ними свя­зано, вызы­вают у буду­щих мам много опасений.

IMG 3594 300x237 - Можно ли беременным ходить в церковь?

Воз­можно, поэтому вокруг темы бере­мен­но­сти пыш­ным цве­том раз­рос­лись при­меты, суе­ве­рия и пред­рас­судки. И это отнюдь не вея­ние ХХ и ХХI века – про­блема далеко не новая. Такова рус­ская дей­стви­тель­ность, где рядом с тра­ди­ци­ями пра­во­слав­ного бла­го­че­стия ужи­ва­ются маги­че­ские пред­став­ле­ния древ­них пред­ков, язычников-славян.

До сих пор стар­шее поко­ле­ние все­рьез рас­суж­дает про сглаз и порчу еще не рож­ден­ного мла­денца, запре­щая буду­щей маме часто выхо­дить в люди, даже если она направ­ля­ется в храм.

И, что уди­ви­тельно, зача­стую подоб­ным пред­рас­суд­кам под­вер­жены… цер­ков­ные бабушки (не те подвиж­ницы, кто сохра­нил веру и про­нес ее через гор­нило рево­лю­ции – они давно уже почили, а те, что в моло­до­сти были ком­со­мол­ками и о вере в Бога сами знали понаслышке).

Эти «искон­ные» пра­во­слав­ные хри­сти­анки без­условно знают, как надо и как не надо себя вести бере­мен­ной: о том, что нельзя вязать, смот­реть лучше только на кра­си­вое, в церкви све­чек куда попало не ста­вить, с утра до вечера читать ака­фи­сты свя­тым и ико­нам, кото­рые «спе­ци­а­ли­зи­ру­ются» на бере­мен­но­сти, и, глав­ное, бить побольше поклон­чи­ков, даже если здо­ро­вье, раз­меры живота и боль­шой срок не позволяют.

Хорошо, если моло­дая буду­щая мама вовремя подой­дет к свя­щен­нику, а не обра­тится к бабушке с вопро­сом: а можно ли ей, бере­мен­ной, нахо­диться в храме и как себя там вести, поскольку от полу­чен­ного ответа может зави­сеть, захо­чется ли ей снова пере­сту­пить цер­ков­ный порог, а от этого реше­ния – и ее вера.

IMG 3704 300x236 - Можно ли беременным ходить в церковь?

В надежных руках прихода

Задаться вопро­сом – можно или нельзя ходить в цер­ковь во время бере­мен­но­сти – не при­дет в голову жен­щине, кото­рая живет пол­ной цер­ков­ной жиз­нью: испо­ве­ду­ется, при­ча­ща­ется, бывает на службах.

Для нее этот вопрос давно решен, а регу­лярно ходить в храм – это нор­мально, есте­ственно, пра­вильно, это ее сер­деч­ная и духов­ная потреб­ность, то, чем она живет и без чего не пред­став­ляет себя и своей семей­ной жизни.

Зачем что-то менять, когда под ее серд­цем зарож­да­ется новая душа? Она осмыс­ленно оста­ется там, куда стре­мится ее веру­ю­щее сердце – то есть в храме.

Она знает, что теперь будет чаще молит­венно воз­ды­хать перед Бого­ро­дич­ными обра­зами «Утоли моя печали», «Фео­до­ров­ская», «Про­мощ­ница в родах», молиться Ана­ста­сии Узо­ре­ши­тель­нице.

Но ни уча­стие в про­дол­жи­тель­ных бого­слу­же­ниях, ни боль­шое сте­че­ние народа, ни даже духота не напу­гают ее – ту, кото­рая при­выкла нахо­диться в церкви. Если у буду­щей мамы кон­чи­лись силы или про­явился лег­кий ток­си­коз, ничто не мешает ей выйти, поды­шать воз­ду­хом, а если не стало легче, то и уйти домой.

Почему-то авторы мно­гих ста­тей по теме не упо­ми­нают самого важ­ного – того, что воцер­ко­в­лен­ная бере­мен­ная жен­щина в храме не одна, ее окру­жает община род­ного при­хода, где мно­гие хорошо ее знают, пони­мают ее состояние.

Те же самые «силь­ные в цер­ков­ной педа­го­гике» бабушки не все­гда настро­ены только на суро­вое вос­пи­та­ние моло­дежи. Отли­ча­ясь житей­ским опы­том и мило­сер­дием, они готовы подать руку помощи, усту­пить место на скамье.

Вокруг много и дру­гих еди­но­мыш­лен­ни­ков в вере, пра­во­слав­ных хри­стиан, гото­вых под­дер­жать, а если необ­хо­димо – и под­хва­тить на руки, вызвать «ско­рую». Полу­ча­ется, в своем при­ходе жен­щина гораздо в боль­шей без­опас­но­сти, чем на улице, в мага­зине, в кафе. Здесь никто не оста­вит ее в беде.

В церковь… для здоровья?

А как почув­ствует себя в церкви нево­цер­ко­в­лен­ная буду­щая мама? Конечно, хорошо, если бла­го­даря сво­ему новому поло­же­нию юная жен­щина при­дет на первую или вто­рую в своей жизни службу, но ее мотивы здесь мно­гое определяют.

Воз­можно, ей про­сто под­ска­зали, что, раз она бере­менна, неплохо бы и в цер­ковь похо­дить – мол, «для здо­ро­вья сво­его и ребе­ночка попри­ча­щаться, мас­ли­цем пома­заться, лада­ном поды­шать» – очень даже полезно.

С одной сто­роны – да, трудно не согла­ситься, что само пре­бы­ва­ние в церкви за бого­слу­же­нием, все это осо­бое литур­ги­че­ское про­стран­ство, цер­ков­ное пение, бла­го­об­ра­зие икон и коло­коль­ный звон успо­ка­и­вают, уми­ро­тво­ряют, настра­и­вают на дру­гой лад.

И это важно для пси­хо­со­ма­тики жен­щины, осо­бенно на фоне всего про­ис­хо­дя­щего сего­дня – частых слу­чаев замер­ших бере­мен­но­стей, выки­ды­шей, нерв­ных сры­вов и доро­до­вых депрессий.

Но, с дру­гой сто­роны, тут нужно серьез­ное духов­ное рас­суж­де­ние: а будет ли польза от такого прак­ти­че­ского при­ме­не­ния таинств и бла­го­дати? Цер­ков­ная жизнь, при­ме­ня­е­мая в каче­стве такой «релак­са­ции» и сво­его рода «физио-про­це­дур», без веры бес­смыс­ленна и даже кощунственна.

Став потре­би­тель­ни­цей «духов­ных услуг и отправ­ле­ний», буду­щая мама зача­стую начи­нает рас­суж­дать в духе оккуль­тизма и магизма: «Я Тебе свечку – Ты мне помощь в бере­мен­но­сти, я Тебе молитву – ты мне облег­че­ние в родах».

Такой «духов­ный» торг пре­вра­щает храм в сво­его рода «дом быта», куда при­хо­дят не к Богу, а за «услу­гой», и подоб­ное отно­ше­ние при­хо­жан вызы­вает горечь у любого свя­щен­ника, рев­ну­ю­щего  о Доме Божием.

Но есть и тре­тья, самая важ­ная сто­рона – это про­мысл Бога о чело­веке. Пути Гос­подни неис­по­ве­димы, и кто знает, воз­можно, через пер­вые шаги в Церкви во время бере­мен­но­сти мама со своим буду­щим чадом одна­жды при­дет к вере.

В связи с этим хоте­лось бы вспом­нить слова Спа­си­теля нашего Гос­пода Иисуса Хри­ста: «Пустите детей при­хо­дить ко Мне и не воз­бра­няйте им, ибо тако­вых есть Цар­ствие Божие» (Лк.18:15–16).

Так что бере­мен­ной маме при­хо­дить в храм с забо­той о своем чаде абсо­лютно необ­хо­димо, отбро­сив все страхи и сомне­ния. Никто не будет пре­пят­ство­вать ребенку во чреве матери, пус­кай и мало­во­цер­ко­в­лен­ной, вме­сте с ней вку­шать таин­ства и бла­го­дать, пода­тель кото­рых – Бог.

«Милосердия двери отверзи»

Понятно, что, отрав­ля­ясь на бого­слу­же­ние в храм, бере­мен­ной жен­щине надо все­гда тонко при­слу­ши­ваться к сво­ему здо­ро­вью, пра­вильно оце­ни­вать физи­че­ские силы.

Цер­ковь неда­ром назы­вает таких жен непразд­ными – бере­мен­ная жен­щина и так несет боль­шой труд, гото­вясь при­ве­сти в этот мир новую живую душу, потому чрез­мер­ные духов­ные подвиги от нее не требуются.

Именно об этом гово­рит нам цер­ков­ная тра­ди­ция, кото­рая мило­сердно пред­пи­сы­вает непразд­ным женам давать себе зна­чи­тель­ные послаб­ле­ния в посте или пол­но­стью отме­нять пост на время беременности.

Для уча­стия в Таин­стве При­ча­ще­ния в этом слу­чае доста­то­чен евха­ри­сти­че­ский пост – пол­ный отказ от пищи и воды с полу­ночи до момента причастия.

Помимо при­ня­тия испо­веди и при­ча­стия, наравне со всеми буду­щие мамы могут ста­но­виться крест­ными, вен­чаться, собо­ро­ваться. Но есть и огра­ни­че­ния – так, по еще вет­хо­за­вет­ной тра­ди­ции, жен­щине нельзя под­хо­дить к таин­ствам в тече­ние 40 дней после родов. Не тре­бу­ется от буду­щих мам и регу­ляр­ного при­сут­ствия на бого­слу­же­ниях – только посиль­ное уча­стие и молитва.

Для них во мно­гих хра­мах нашей боль­шой страны по рас­пи­са­нию слу­жатся спе­ци­аль­ные молебны. Это корот­кие по вре­мени молеб­ные пения, на кото­рых при­сут­ствует не так много народу, их легко выдер­жать даже на позд­них сроках.

Такая молитва при­дает сил жен­щине, про­ся­щей Бога и свя­тых о помощи себе ребенку в окру­же­нии еди­но­мыш­лен­ниц – дру­гих буду­щих мам. Также в молит­во­слове суще­ствуют молитвы во время бере­мен­но­сти, чита­е­мые дома.

Кстати, в храме можно рас­счи­ты­вать и на прак­ти­че­скую под­держку. Мало­иму­щим, оди­но­ким и мно­го­дет­ным при­ходы активно помо­гают: для них соби­рают дет­ские вещи, коляски, денеж­ные пожертвования.

Соци­ально-бла­го­тво­ри­тель­ные отделы епар­хий Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви вме­сте с госу­дар­ствен­ными меди­цин­скими и соци­аль­ными струк­ту­рами откры­вают реа­би­ли­та­ци­он­ные цен­тры помощи бере­мен­ным и мамам с детьми, попав­шим в слож­ную семей­ную ситу­а­цию, предо­став­ляют им жилье, пита­ние и дают воз­мож­ность пооб­щаться со священником.

Там же помо­гают при­нять таин­ства, не выходя из цен­тра, так что в цер­ков­ной ограде никому не дадут пропасть.

Посе­ще­ние храма в ожи­да­нии ребенка – не повин­ность и не обя­зан­ность. Это та духов­ная радость, кото­рую вы можете себе поз­во­лить.

Гос­подь ожи­дает от нас не меха­ни­че­ского испол­не­ния обря­дов и уста­нов­ле­ний, но встреч­ного дви­же­ния, откры­того сердца, искрен­ней просьбы.

И, пожа­луй, только в церкви можно внут­ренне настро­иться на буду­щие роды, вооду­ше­виться на свою непро­стую, но духовно важ­ную жен­скую мис­сию рож­де­ния и вос­пи­та­ния нового члена Церкви Христовой.

По сло­вам архи­манд­рита Иоанна (Кре­стьян­кина), «жен­щина-хри­сти­анка по Божию пове­ле­нию должна вос­пи­ты­вать своих детей в вере и благочестии».

А ведь как хорошо начи­нать это вос­пи­та­ние рано, до момента рож­де­ния и при­вы­кать молиться о своем люби­мом чаде возле икон Бого­ро­дицы – напи­ты­ва­ясь сло­вами Еван­ге­лия о Ее бого­нос­ном  материнстве.

Вален­тина Киденко

Оставить комментарий

Добавить комментарий для Константин Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

4 комментария

  • Константин, 08.08.2020

    Один момент. Стран­ный под­ход автора избе­гать ясного и чёт­кого выра­же­ния мысли. Кажется только к сере­дине ста­тьи нако­нец было кон­кретно ска­зано — да, можно и нужно бере­мен­ным ходить в цер­ковь; да и то не вполне чётко, а в виде некой поэ­ти­че­ского рас­те­ка­ния по древу, а до того, тоже гово­ри­лось, но исклю­чи­тельно намё­ками, де, “даже вопроса такого не может воз­ни­кать, это неве­же­ство” и пр. Такие ста­тьи читают чаще всего для чёт­кого, ясного и кон­крет­ного ответа на кон­крет­ный вопрос, потому в пер­вом же абзаце надо было дать чёт­кий и кон­крет­ный ответ: да, можно бере­мен­ной ходить в цер­ковь, можно и нужно, а дальше сколь угодно рас­те­каться по древу обос­но­вы­вая почему.

    Ответить »
    • Valentina, 31.08.2020

      Кон­стан­тин, в самом начале ста­тьи под­чер­ки­ва­ется абсурд такой поста­новки вопроса. Для воцер­ко­в­лен­ных людей такого вопроса про­сто не суще­ствует. Бере­мен­ная жен­щина — та же жен­щина, и если она ходила в храм до бере­мен­но­сти, то и в своем бла­го­сло­вен­ном непразд­ном поло­же­нии будет про­дол­жать это делать. А если нач­нет посе­щать храм с этого пре­крас­ного момента — еще лучше, может быть, и близ­кие за ней потя­нутся. В том числе, и сомне­ва­ю­щи­еся мужья. Спа­сибо за вни­ма­ние к нашим статьям.

      Ответить »
  • Нина, 12.05.2018

    Хри­стос вос­кресе! Может помо­жет кому нибудь то,что напишу… 24 года назад, в ожи­да­нии ребёнка, я тоже сомне­ва­лась в том, что бере­мен­ным можно ходить в храм… Cей­час хочется крик­нуть всем, кто только думает о пред­сто­я­щей бере­мен­но­сти — бегите в храм!!! А тогда было вот так. Когда вен­ча­лись в церкви, про­сила Гос­пода о ребёнке… и всё же  при­шли такие ненуж­ные мысли… Сей­час то всё ясно и понятно, но эти бы мысли, да 25 лет назад! Перед вен­ча­нием брака, свя­щен­ник ска­зал — Цер­ковь спа­си­тель­ный кораб­лик, где можно укрыться от невзгод!… Вен­ча­лись 25 лет назад, но в полез­но­сти этих слов убе­ди­лась всеми про­жи­тыми годами. И полезно очень, бежать на этот кораб­лик все­гда ‑и в горе, и в радо­сти! Цер­ковь — это место, где тебя ВСЕГДА пой­мут, под­дер­жат и напра­вят… Спаси Господи!

    Ответить »
    • Valentina, 15.05.2018

      Боль­шое спа­сибо, Нина, что про­чи­тали ста­тью и поде­ли­лись с нами своей исто­рией. Мир дому вашему и вашей семье, желаем всем вам, как гово­рит один зна­ко­мый свя­щен­ник, все­гда дер­жаться за двер­ную ручку храма!

      Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки