Array ( )
<span class=bg_bpub_book_author>игумен N</span> <br>Не такой как все. Как научить подростка жить среди сверстников

игумен N
Не такой как все. Как научить подростка жить среди сверстников

Статьи игумена N из сборника «Не такой как все. Как научить подростка жить среди сверстников», посвященного одной из острейших для современных семей проблем: как помочь подростку адаптироваться к жизни в агрессивном мире, выработать иммунитет ко злу, сохранить чистоту души и веры, не чувствуя себя забитым и одиноким.

Воспитание — питание души

(о фундаментальных принципах воспитания)

Для тех педагогов и родителей, которые вполне сознательно ставят перед собой задачу уберечь юное поколение от тлетворного влияния все более и более нравственно деградирующего мира, привить иммунитет от зла и воспитать детей в идеалах добра и истины, необходимо уяснить на историческом опыте, что дали нашему народу те или иные принципы воспитания. Их сравнение должно, по нашему мнению, помочь избавиться от иллюзии, будто воспитать порядочного, и более того, — высоконравственного человека можно и без познания духовно-нравственных законов, открытых человечеству Богом. Это тем более необходимо, что некоторые даже православные родители вольно или невольно «отдают дань» методам воспитания, сформировавшимся еще в недрах богоборческого общества.

Ясно ли мы себе представляем: в чем состоит смысл самого понятия «воспитание»? Чем необходимо вос-ПИТАТЬ, т.е. вскормить молодое поколение? Понятно, что не о пищевых продуктах здесь пойдет речь. Мы все давно знаем, что «не хлебом одним будет жить человек», но познанием Истины.

Итак, воспитание — это формирование правильных понятий о глобальных взаимоотношениях между Богом, вселенной и человеком, а также о взаимоотношениях между людьми, чем и определяется, как можно видеть из опыта, весь строй жизни человека.

Воспитанием, таким образом, формируется у ребенка то или иное мировоззрение, которое впоследствии непосредственно или косвенно определяет линию поведения человека в обществе, его нравственные принципы. Сюда входят основные жизнеопределяющие понятия: о смысле бытия вселенной и человека в ней, о принципах добра и причинах зла, о справедливости, о свободе, о любви и о смерти.

Все многочисленные концепции воспитания, используемые в настоящее время в России, образуют, в конечном счете, лишь две основные группы: воспитание на основе религиозного, а точнее, — православного мировоззрения (лжерелигиозные, оккультные системы у нас пока не столь актуальны) и воспитание, основанное на атеистическом мировоззрении, поскольку именно оно искусственно насаждалось и было господствующим в нашей стране на протяжении последних десятилетий. Опыт жизни и воспитательной деятельности семьи и школы в советском атеистическом государстве, завершившийся полным крахом нравственности последних двух (третьего и четвертого) поколений, позволяет сделать выводы о причинах происшедшей деградации нравственности и отсутствия у СОВРЕМЕННОЙ молодежи внутренних сил для сопротивления злу… Сравнение двух основополагающих концепций поможет нам в решении поставленной задачи.

Главное в православном воспитании

Итак, каким же хлебом вскармливает, вос-питы-вает, т.е. питает души детей религиозная концепция воспитания? Мы увидим это, если закончим начатую нами Евангельскую фразу: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Втор. 8, 3; Мф. 4, 4; то же Лк. 4, 4). А это означает, что истины, которые дал людям Христос, являются для нас основным источником питания души, т. е. воспитания.

Рассмотрим здесь четыре фундаментальных понятия, которые играют решающую роль в религиозном воспитании и помогают выработать у ребенка правильное отношение к себе, к окружающим его людям и к миру в целом.

Первое понятие объясняет нам причину появления сложно и разумно организованной вселенной, все без исключения части которой взаимосвязаны в единое целое бесконечным числом сложнейших законов. Этой причиной и источником разумных, глубоко целесообразных и не до конца познаваемых законов является Высший Творческий Разум Бога. Именно в Боге, как в Создателе мира, следует искать ответы на все вопросы, касающиеся бытия вселенной и человека в ней, поскольку лишь Тот, Кто создал, знает как и для чего Он это сделал. Таким образом, Бог заключает в Себе абсолютное знание, всю Истину, Он как бы воплощает ее в Себе и, более того, Сам является Высшей Истиной (см. Ин. 14, 6).

Второе понятие говорит нам о существовании двух параллельных, но взаимопроникающих форм бытия, иначе говоря — двух миров, а точнее — двух частей единого целого. Это, с одной стороны, мир материальный и, с другой — мир духовный, который, пользуясь земными аналогиями, издревле принято называть «Небом», где обитают (как бы в ином измерении) разумные существа иного порядка. Именно в этом духовном мире, иначе — пневматосфере, пронизывающей всю видимую вселенную, на этом более тонком (по сравнению с материальным), духовном уровне бытия живут и действуют духовные сущности ангельской природы, т.е. разумные личности, не обладающие материальным телом. На этот же уровень бытия переходит и душа человека в момент смерти ее телесной оболочки.

Третье понятие заключается в тезисе о бессмертии разумной человеческой личности (души), как существа духовного, созданного Богом для бытия, причем бытия вечного, поскольку только такое бытие имеет право называться бытием. Если же до конца следовать логике атеизма, то придется сделать вывод, что всё конечное, т.е. имеющее предел существования, изначально заключает в себе семя небытия, движется к небытию и становится небытием, а значит, не имеет ни цели, ни смысла своего существования. Но даже для неверующего человека такая мысль неприемлема…

Таким образом, момент смерти тела, которое очень быстро разлагается на составляющие его элементы, является моментом перехода души (разумной личности человека) в духовный мир, пронизывающий собой всё мироздание. Но поскольку человек изначально задуман Богом, как существо двухсоставное, заключающее и объединяющее в себе обе (духовную и материальную) части мироздания, то воссоздание человека в полноте обеих его частей непременно произойдет при полном завершении земной фазы бытия всего человечества, которая окончится Судом Божиим.

Четвертое понятие говорит о разделении, совершаемом Творцом на протяжении всей земной жизни человечества (см. Мф. 13, 24-30; и 48). Однако это разделение будет длиться отнюдь не бесконечно. Когда исполнятся сроки, ведомые Одному Творцу, придет конец и нашему дряхлеющему миру.

Условно говоря, в течение всей земной истории человечества, от ее начала и до момента Страшного Суда, духовный мир собирает в высших своих сферах (именуемых «Небом» или «Царством Небесным») души тех, кто в той или иной мере выполнил задачу, назначенную Богом каждому из людей, а в низших его сферах, именуемых «адом» или «преисподней», происходит накопление тех человеческих душ, которые не пожелали не только выполнить задание Божие, ради которого им и была дарована жизнь, но даже узнать о нем.

Это первичное разделение производится Творцом сразу после смерти каждого человека, обычно на 40-й день. Оно называется ЧАСТНЫМ СУДОМ. Апостол Павел ясно говорит о нем: «человекам положено однажды умереть, а потом — суд» (Евр. 9, 27), указывая, тем самым, на отличие этого суда, совершающегося сразу после смерти человека, от последнего, уже всеобщего Страшного Суда в конце всей земной истории человечества.

В последнюю эпоху нравственного разложения грех так умножится в человеческой среде, что праведные души уже не смогут существовать в ее отравленной грехом атмосфере. Именно этот период почти полного отпадения от Бога будет являться последним в истории земного существования людей. Он завершится окончательным, а потому — СТРАШНЫМ Судом Божиим, который явится последним и окончательным отбором, восстанавливающим веками попираемую справедливость на основе нравственного закона, данного Творцом в Его заповедях.

Что необходимо знать для воспитания нравственной личности

О смысле жизни

Исходя из перечисленных выше богооткровенных истин, религиозная концепция дает ясный ответ на один из глобальных вопросов человечества: в чем смысл жизни человека? В бытии, и причем — в бытии вечном, потому что жизнь, имеющая конец, не есть жизнь, а только лишь ожидание смерти, т. е. вечного небытия.

Человек создан для уподобления Богу, и уподобление это совершается, по слову преподобного Серафима Саровского, через «стяжание Духа Святого».

Незамутненное еще собственными грехами сознание ребенка отчетливо ощущает свою бесконечность и не может примириться с понятием смерти, как превращением в ничто. Но однажды жизнь ставит ребенка перед объективным фактом неизбежности смерти. У ребенка, которого лишили знания о Боге, это противоречие рождает животный страх смерти, который иногда преследует его до конца земных дней. Но сердце ребенка, воспитанного на истинах Православия, не знает страха смерти, оно полно радостью вечного бытия и благодарностью за него Богу.

О главной цели человека в земном бытии

Как педагогу, так и родителям невозможно правильно воспитать ребенка, не зная главной и конечной (истинной, а не ложной) цели земного существования человека, достижению которой он (воспитатель) должен помочь.

Христианское мировоззрение, основанное на богооткровенных истинах, говорит о том, что жизненной целью человека, главным результатом, с которым он, завершив свое земное бытие, предстанет на Суд Божий, является спасение и преображение душичерез соединение с Господом в лоне Святой Православной Церкви, через участие в Ее Таинствах. Последнее совершенно необходимо, поскольку человек только собственными усилиями не может достичь преображения души. Ему необходима для этого благодатная помощь Божия, подаваемая человеку в Таинствах Церкви.

Из всего сказанного выше вытекает основная задача воспитания: оказать всестороннюю помощь ребенку в борьбе с грехом, обучив его при этом «методам» покаяния и хождения в страхе Божием.

О понимании сущности добра и зла

Путаница в этих важнейших понятиях, которая царит в головах педагогов-атеистов, является главным препятствием для воспитания личности, обладающей высокими нравственными качествами.

Относительность понятий добра и зла, вытекающая из отрицания абсолютных нравственных законов (столь же объективных и непреложных, как и законы бытия физического мира), позволяет каждому педагогу или родителю воспитывать ребенка так, как ему заблагорассудится, либо так, как этого требует господствующая идеология, например: фашистская или уголовная. Любая идеология пользуется собственными определениями добра и зла, на которых впоследствии строятся взаимоотношения ребенка с людьми и окружающим миром. Этих определений, в принципе, может существовать бесчисленное множество.

Только христианское воспитание дает ясный и однозначный ответ на жизненно важный вопрос о соотношении добра и зла. Его можно определить таким образом:

Только то является добром, что способствует достижению главной цели жизни человека, поставленной перед ним Создателем и, соответственно, все, что мешает этому, является злом.

О справедливости

Христианское воспитание дает ответ и на другой важный вопрос, который рано или поздно возникает в сознании каждого ребенка. Это вопрос о воздаянии за зло, т. е. вопрос о справедливости.

Слово Божие, обращенное к людям, говорит о том, что Суд Божий есть окончательная победа добра над злом, правды над ложью, любви над ненавистью и эгоизмом. Весы у Бога точные, на них будут взвешены не только наши злые и добрые дела, но даже наши слова, мысли и желания. Единственный Праведный, Всеведущий Судья воздаст каждому по справедливости, основываясь на законе добра и любви.

Основа для борьбы со злом

Ребенок, которому христианское воспитание помогло построить правильное мировоззрение на указанных выше понятиях, во всей своей дальнейшей жизни будет иметь твердую основу для борьбы со злом. Он сможет избежать отчаяния, которое возникает в душе молодого человека, лишенного христианского воспитания, от сознания краткости и бессмысленности своего существования; отчаяния, толкающего неверующую молодежь к алкоголю и наркотикам в надежде забвения, ухода, бегства от проблем непонятного для них бытия.

Православный молодой человек, который благодаря христианскому воспитанию имеет правильное понятие о смысле своего бытия, а также знание основных духовных законов, будет непременно обладать и ясно определенными принципами, которые помогут ему удерживать себя от предательства, трусости, воровства, обмана, лицемерия, подлости, самовлюбленного тщеславия, продажности, человеконенавистничества, злобы, мстительности, злопамятности и эгоизма со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Поистине принесенные Богом на землю знания о Суде (на котором, кроме воздаяния за наши грехи, производится «отбор» покаявшейся части человечества для участия в радости вечного бытия на новом внеисторическом этапе мироздания) являются мощнейшей опорой для внедрения в жизнь понятий добра, нравственности и справедливости. Об этом мы читаем в Святом Евангелии: Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и севши хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон»(Мф. 13, 47-48). Лишенное этих понятий человечество может катиться только под уклон в пропасть самоуничтожения.

Задачи христианского воспитания

Христианское воспитание, в целом, должно решить, на наш взгляд, три главные задачи, которые включают в себя все остальные частные задачи:

— воспитать у ребенка правильное (т.е. основанное на абсолютных богооткровенных истинах) мировоззрение;

— научить человека правильно распорядиться отпущенным ему кратким периодом земного бытия для подготовки к главному экзамену всей жизни;

— помочь ему в решении поставленных перед ним задач, указав на пути и способы их решения.

Для спасения души человек должен, по заповеди Божией, возлюбить Бога всем сердцем и ближнего как самого себя. Но такая любовь невозможна без истинного покаяния. Это означает необходимость работы над собой, работы, которая заключается, как говорилось выше, в очищении своей души от всякого зла. Таким образом, правильно воспитать, это значит — помочь человеку сделать свою душу доброй, чистой и любящей.

Попытаемся теперь перечислить некоторые частные задачи христианского воспитания:

— научить знать и любить Бога, дающего жизнь вселенной, Бога, в котором воплощено все Добро, вся Любовь и вся Истина;

— научить любить природу, Им созданную, и в первую очередь человека, как своего брата;

— научить забывать о себе ради блага других;

— научить прощать обиды;

— научить быть милосердным, благодарным, щедрым, терпеливым, благожелательным, честным, спокойным, радостным и великодушным, но в тоже время мужественным и храбрым в борьбе со злом.

Педагогу-христианину следует помнить о том, что все эти задачи поставлены перед человеком не людьми (хотя бы и самыми умными), а Богом, Который лишь Один и может судить о степени их выполнения каждым из нас. От Его суждения будет зависеть существование человека как в этой земной, так и в будущей, т.е. вечной жизни.

Разрушительное действие атеистического воспитания

Переходя к рассмотрению другой, атеистической концепции воспитания, необходимо сразу отметить, что вся она строится исключительно на основе отрицания главных истин христианского учения и христианского мировоззрения, т. е. имеет не созидательный, а разрушительный характер.

Атеистическое мировоззрение тоже пытается построить единую концепцию мироздания и с ее точки зрения дать новым поколениям ответ на все те «мучительные вопросы», которыми до сих пор мучается большая часть человечества, отпавшая от Бога.

Чем же питает молодые души атеистическое вос-ПИТАНИЕ? Каким хлебом обладает это молодое, в сравнении с многовековой историей человечества, мировое, тоталитарное атеистическое учение? Только тем хлебом и той пищей, которая переваривается и усваивается желудком. Им, желудком, и живет человек — так воспитывает нас атеист. Все земное достаточно для жизни человека, конец которой, т.е. единственный ее результат — смерть, полное уничтожение личности, вечное небытие.

Сложнейший, постоянно изучаемый и никогда не познаваемый мир сложился сам собой, учит атеист, и, постепенно усложняясь, стал тем, чем является ныне. И неважно, что, с точки зрения физики, и в первую очередь термодинамики, это утверждение совершенно абсурдно. Важно только верить, что не Разум Божий дал разумные законы вселенной, а слепой случай преобразовал первобытный хаос в сложную и стройную систему. Правда, известная математическая аксиома о том, что хаос не может породить ничего, кроме хаоса, говорит обратное, но своей непоколебимой верой в небытие высшего Творческого Разума мы, — продолжает атеист, — должны преодолеть и это досадное несовпадение.

Теперь рассмотрим, что же несет людям новая вера в небытие Божие, т.е. атеизм.

Итак, первый же тезис: «жизнь оканчивается полным уничтожением разумной личности» — поражает обилием выводов:

— как и вся вселенная, жизнь возникла случайно, а значит, никакой высшей цели в ней нет и быть не может;

— единственный, лежащий на поверхности, смысл этого бытия — взять от жизни все, что только можно, потому что «живем лишь только раз»;

— больше берет тот, кто сильнее, хитрее и подлее. Отсюда вытекает главный принцип человеческих отношений, сформулированный древними еще до пришествия Христа на землю: «хомо хомини люпус эст» (лат. — человек человеку волк);

— мораль и нравственность — понятия, необходимые для ограничения запросов у плебеев. Сильные могут и должны, прикрываясь благородными лозунгами, пользоваться всей полнотой свободы действий для удовлетворения любых своих прихотей;

— поскольку нет Бога, нет и Суда Божьего, а значит, абсолютной справедливости, абсолютных законов также не существует. Все в мире относительно. Отсюда логически вытекают еще два новых закона:

а) «если нельзя, но очень хочется, — значит можно» и

б) «не пойман — не вор».

Воспитание, имеющее в основе такой мировоззренческий фундамент, помогает человеку-атеисту, совершившему любой безнравственный поступок, легко подавить укоры совести размышлением о том, что земляным червям безразлично, праведника или грешника бросили к ним в могилу. Смерть скроет от глаз людей грехи, а Бог не увидит, ибо мы, — говорит атеист, — должны твердо верить, что Бога нет.

Такова реальность атеистического воспитания, если говорить о ней прямо, не прикрываясь «гуманистическими», «общечеловеческими» ценностями, которые рассыпаются в прах от соприкосновения с грубыми реалиями борьбы за «сегодняшние блага».

Сатанинская мина

Из сравнения двух указанных выше мировоззренческих концепций мы можем сделать следующий вывод: если Бог желает видеть всех людей объединенными братской любовью как бы в единый организм, где каждый дополняет другого, то атеизм, наоборот, отчуждает и разделяет людей, провоцируя рост преступности и безнравственности в бездонных глубинах самозабвенного эгоизма.

Отсюда сам собою напрашивается вывод о том, что атеизм не только не способен воспитать в человеке позитивные нравственные установки, высокие и чистые стремления, но напротив — является сатанинской миной, после взрыва которой под обломками высших понятий Добра, Истины и Любви должно погибнуть в бездне грехов все предавшее и продавшее Христа человечество.

Но для того чтобы сделать окончательные выводы, нам еще остается обратиться к историческому опыту России в истекшем столетии, чтобы видеть цели и последствия атеистического воспитания.

Один из первых декретов богоборческой власти, провозгласившей отделение школы от Церкви, призван был уничтожить в зародыше всякую возможность появления в будущем людей, ясно видящих и правильно понимающих страшную, демоническую сущность новой власти, главной целью которой являлось уничтожение Православной веры и Церкви под благовидными политическими предлогами построения нового, справедливого общества всеобщего благоденствия. Этот декрет явился как бы стартовым выстрелом, после которого полным ходом пошло массовое уничтожение миллионов православных людей под сатанинскими знаками магической пентаграммы (так в магии называется пятиконечная звезда) и полумесяца, к которому в 1923 году была подрисована рукоятка с целью замаскировать его мистический смысл.

Помимо этих «духовных задач» мировая закулиса, которая подготовила крушение Российской империи и уничтожение Церкви, видела свою задачу также и в порабощении России для беспрепятственной эксплуатации и вывоза ее ресурсов за границу. Недруги России прекрасно понимали, что разобраться в беззастенчивой лжи большевистско-коммунистических лозунгов, помешать грабить страну, уничтожить физически и нравственно русский народ могут лишь те, кто был воспитан Церковью в лучших традициях Православной веры. Вот почему три поколения людей, живших при советской власти, были вообще лишены какого бы то ни было христианского воспитания. Только в таких условиях героем и образцом для подражания мог стать печально известный Павлик Морозов — предатель и отцеубийца.

И все же в какой-то мере закваска веры, подобно явлению остаточной намагниченности, продолжала еще действовать в первых двух послереволюционных поколениях. Не смогла вражья сила полностью уничтожить в народе христианских понятий любви, милосердия, чести и совести, впитанных с молоком матери. Пришлось ей, чтобы прикрыть свою наготу, рядиться в одежду Добродетели. Вынуждены были гонители веры списать моральный кодекс строителя коммунистической вавилонской башни с заповедей Божиих. Но каким пресным стал их кодекс, лишенный соли — любви к Богу и к людям! Он был лишь лживой вывеской для обмана наивных простаков и по своей ущербной сути не мог стать настоящей основой для нравственного воспитания.

Нужно ли еще говорить о том, каким путем должно идти воспитание российской молодежи в наше время? Нам кажется, что каждый, кто любит Россию и свой народ, сделает правильный выбор.

Особенности современного момента

В заключение хотелось бы немного подробнее остановиться на характеристике современного момента с духовной точки зрения.

Сегодня, когда врагами Церкви почти достигнута цель растления нравственности славянских народов бывшего Союза, как основных носителей Православия, когда Россию накрыла грязная волна евро-американских эротико-порнографических фильмов, соединенных с культом насилия, когда под адскую какофонию рок-ансамблей заливаются глаза и мозги русского человека импортным спиртом с красивыми этикетками, когда 13-летние девочки гордятся тем, что могут зарабатывать 10-15 долларов, продавшись на ночь иностранцу, можно смело сказать, что Россия гибнет, а с ней к пропасти идут и все другие народы мира, давно и окончательно порвавшие со спасительным учением истинного Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Это учение неискаженным пребывает ныне только в Православной Церкви, а наиболее сильным ее оплотом в мире (не по нашим, конечно, заслугам, а по воле Божией) является наша многострадальная Родина. Вот почему сюда, исполняя волю «князя мира сего», действия которого в последнее время проявляются все более явно, двинулись, объединив усилия, легионы лжепророков и проповедников из всех стран мира. Опорочить Церковь, разрушить ее изнутри и снаружи, оторвать от нее человеческие души, уловить их в свои сети — основная задача ее врагов, ибо знают они, что только в Православной Церкви живут и действуют благодатные энергии Святого Духа, способные вразумлять, очищать, освящать и спасать души всех верных Христу и Его Церкви.

Каждый, кто попытается непредвзято проанализировать причины нравственной деградации современной российской молодежи, безусловно придет к выводу о том, что указанный процесс имеет глубокие корни в нашем прошлом, и что наблюдаемый в последнее десятилетие резкий, можно даже сказать, катастрофический упадок нравственности был подготовлен семью предшествовавшими десятилетиями государственного атеизма. Его причина — в отказе от Православия и православного воспитания личности.

Если же мы хотим приостановить этот разрушительный процесс, протянуть руку помощи и спасти еще несколько неокрепших душ, нам необходимо понять, что вне Православного воспитания, без обращения к национальным корням — нет спасения.

Каждому учителю следует помнить о том, что его служение после священнического является высшим служением людям на земле, и что на учителе лежит колоссальная ответственность перед Богом и людьми за воспитание неокрепших душ.

Для того чтобы достойно выполнить свою задачу и не соблазнить ни «одного из малых сих» (см. Мф. 18, 6), учителям и родителям необходимо в первую очередь самим просвещаться светом Христовой веры, а затем просвещать и других. На всех добрых примерах русской истории и памятниках культуры им следует учить детей любить Россию, свой народ и Православную веру!

Игумен N

Комментировать

1 Комментарий

  • Александр, 12.05.2019

    Сильная книга, нужная особенно в наше время.

    Ответить »