Новшество в российских школах:  воспитание детей по  программе и календарю

Новшество в российских школах: воспитание детей по программе и календарю

(7 голосов4.9 из 5)

Недавно министр просвещения Сергей Кравцов  объявил о модернизации системы воспитания в  школах. Перемены вступают в силу в сентябре. Какие качества хотели бы воспитать у школяров, пока не сообщается,  но мы надеемся – полезные и добрые.

Не секрет, что отечественную систему образования часто критикуют. И, пожалуй, самая частая претензия общественников и родителей к современной школе – то, что школа не воспитывает. Мол, все воспитательные полномочия переложили на семью и улицу – пусть они и воспитывают. И вот, этот общественный  посыл услышан: в школах внедряется новая система воспитания.

postuplenie v 1 klass. - Новшество в российских школах: воспитание детей по программе и календарю

Многие откровенно ностальгируют по советской системе образования и включенной в неё системе воспитания: дети были заняты кружками и секциями, по  окрестным улицам не болтались, жить было интереснее и открывалось  больше возможностей для развития и реализации своих талантов. 

И в этой ностальгии есть своя правда: как не вспомнить  парусный клуб для ребят под началом детского писателя Крапивина, кружки литературного творчества, которыми руководили известные поэты и  литераторы, мощные спортивные клубы, драматические студии, где делились опытом с ребятней знаменитые актеры  и режиссеры  и многие другие замечательные начинания.

И всё же, увлекаясь воспоминанием лучших моментов прошлого,  мало кто припоминает и темные стороны советского воспитательно-образовательного процесса.  Почему-то нами забыты тотальная идеология в школах и даже детских садиках, которую насаждали навязчиво и грубо.

Пропаганда против религии, главным образом, против православного христианства – скажем, за ношение нательного крестика младшеклассникам грозило отлучение от октябрятской организации, а более старшим детям – от пионерской.

О крещении в храме, о празднике Пасхи с детьми родители боялись и думать. И это тоже было частью системы воспитания,  одобряемой государством.

Конечно, сейчас речи о таком (в прямом смысле безбожном) воспитании нет. Но то, что школа будет больше заниматься вопросами воспитания учащихся – еще одна тенденция, которая говорит о постепенном возвращении к советской системе образования с ее плюсами и минусами.

Да, советская школа – это была настоящая школа. Школа академической педагогики и больших практических воспитательных наработок известнейших на весь мир специалистов в своей области. Но каким будет  возврат на новом витке? Что реально изменится?

Родителей беспокоит этот вопрос. Пока  что известно, что в каждой школе появится своя программа воспитания и календарь воспитательных мероприятий. Будет ли этот пакет документов разительно  отличаться от более привычного  всем плана воспитательной работы?

Будет ли наполнен  глубиной и содержанием, или просто документ сменит форму изложения, и к нему приколют  новый титульный лист? Вдруг бумага  станет очередной бумагой, и только? 

Изменится ли что-то в жизни наших детей, или они формально будут участвовать в мероприятиях и по-прежнему болтаться без дела и зависать в гаджетах? Этого мы пока не знаем.

Но, понимая особенности родного менталитета, можно предположить, что с нашей национальной «рвивостью» к исполнению новых высоких указов без перекосов и откровенно абсурдных начинаний не обойтись.

Как бы мы не перестарались в стремлении охватить занятостью сто процентов детей, бездумно вовлекая их в творческие, спортивные и познавательные объединения.

А значит, рискуя перегрузить занятиями, не учесть индивидуальные особенности, сгубить реальные таланты. Помнится, в советские годы так охватывали  пресловутым «профчленством». Но это – взрослые. А это – наши дети.

Беспокойство вызывает и качество дополнительного образования в школах, и уровень большинства мероприятий для детей, где содержание уступает стремлению развлечь и развеселить, а  всякий приглашенный в школу интересный собеседник теряет свой колорит при сравнении с ярким аниматором.

Что мы сумеем рассказать и показать нашим детям, чему научить и что воспитать?

Рекомендовано  при составлении программы воспитания идти от ребенка, его нужд, запросов и интересов. Казалось бы, предложение полезное, дельное и  вполне демократичное. Но, если детально поговорить об уровне культуры современных детей и подростков, то  всем станет понятно: только от детских запросов идти нельзя, так мы вообще культуру загубим.

Идя на поводу у стремлений и желаний нового поколения, можно многое растерять – кино – низвести до клипа, литературу – до поста в соцсетях, живопись – до дизайна этикетки на бутылке газировки, и так далее.

Значит, программы должны составляться заинтересованными людьми, не чуждыми современной культурной жизни во всей ее многополярности, разносторонне образованными, развитыми эстетически, понимающими, что такое этика при работе с детьми.

И, конечно, среди наших педагогов такие  одаренные люди есть. На них и вся надежда.

Как сообщают СМИ, проект внедрения программ по воспитанию уже начался в десяти пилотных регионах России.

На начало учебного года две с половиной тысячи специалистов  в сфере школьного образования приобретут новый статус советников директоров школ по воспитанию.   Все они, оказывается, уже прошли подготовку на базе легендарного лагеря “Артек” и составили представление о том, чем им предстоит заниматься в ближайшее время.

Министр просвещения С. Кравцов  в плане воспитания предлагает максимально погрузить школьников в «позитивную повестку». Что это означает  и что имел в виду Сергей Кравцов  – пока до конца не ясно.

В широком детском понимании позитив – это веселье, развлечение без границ, «Тик-Ток» в телефоне во время урока. Такого рода позитив – и с этим согласны многие родители и учителя – ребёнка рассредоточивает, ему всё труднее концентрировать внимание и воспринимать серьезный материал.

Так какие же позитивные установки предполагается дать школьникам? Как всё это будет выглядеть в реальности?  Чем слово наше отзовётся? Пока что у родительского, да и у педагогического сообщества  к новшествам одни вопросы.

Но не будем забывать о главном. Делегировать школе все воспитательские полномочия было бы в корне неправильно. Школа – это далеко не вся жизнь юного человека, не все его чаяния, интересы и намерения. В нашей традиционной  и всё еще во многом патриархальной стране традиции совсем другие. И, если продолжать следовать им, то всё самое лучшее  в детях испокон века формировала семья.

Кстати, многими наработками в сфере воспитания могут поделиться и воскресные школы. И хотя православное воспитание в школе невозможно, а сам разговор о христианстве  с детьми у школьной доски  может состояться только с культурологической точки зрения ( таковы  уж требования школьных нормативных документов), но кое-какие принципы можно и почерпнуть.

Нам же, родителям, хочется  посоветовать самим себе не перенаправлять ответственность за воспитание ребёнка  школе и государству. Не лишать детей самой главной пищи для сердца, ума и души – доброго семейного общения, сердечного разговора.

Ведь  никакие нотации, а впрочем, как и мероприятия, развлечения и занятия  по большому счету не воспитывают. И, как считают православные педагоги и психологи, а также святые  отцы – воспитатели всех народов и времен – единственно верный инструмент воспитания – это взаимное понимание и любовь.

Дайте это ребенку, и ваше воспитание  в прямом смысле будет питать его и послужит ему верной точкой опоры на всю жизнь.

Валентина Патронова

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки