О. Андрей Ткачёв: как не воспитать ребенка духовным эгоистом?

О. Андрей Ткачёв: как не воспитать ребенка духовным эгоистом?

(6 голосов5.0 из 5)

Эго­изм бывает вся­ким, в том числе и духов­ным. Не пред­став­ля­ете, как он про­яв­ля­ется и в чём заклю­ча­ется? Тогда  читайте со вни­ма­нием и рас­ска­жите детям. Им это точно пригодится.

Отхлестали вербами

Соби­ра­ясь за общим сто­лом, врачи обычно гово­рят о паци­ен­тах, учи­теля – об уче­ни­ках,  а свя­щен­ники – о прихожанах.

И каких только груст­ных анек­до­тов не дово­ди­лось слы­шать. И как на Вход Гос­по­день в Иеру­са­лим батюшку отхле­стали по лицу вер­бами, и  как бес­це­ре­монно  вме­ши­ва­лись в ход бого­слу­же­ния, и как тес­нили ста­рень­кого боль­ного архи­ерея, чтобы запо­лу­чить благословение.

Как доса­ждали свя­щен­нику оче­вид­ной ерун­дой, в то время как его ждал уми­ра­ю­щий для послед­ней испо­веди. Или как чуть не раз­да­вили ребенка, про­ди­ра­ясь через толпу за Бла­го­дат­ным огнём.

Мно­же­ство таких исто­рий дали бога­тый мате­риал для про­из­ве­де­ний отно­си­тельно нового лите­ра­тур­ного жара – иерей­ской прозы. 

Почи­ты­ваем рас­сказы батю­шек в жанре «нон-фикшн» – всё правда, ника­кой выдумки – посме­и­ва­емся – и себя  упорно не узнаём.

Да – как известно, Цар­ствие Небес­ное силой берется.

Но Писа­ние не при­зы­вает нас штур­мо­вать бар­ри­кады и идти по голо­вам, а уси­лия хорошо бы упо­треб­лять не на работу лок­тей, а на борьбу с гре­хом и неправ­дами в самом себе.

Всё это – след­ствие духов­ного эго­изма, из-за кото­рого узкий и тер­ни­стый путь к спа­се­нию пре­вра­ща­ется в мно­го­го­ло­сый восточ­ный базар, где шумно про­би­вают себе дорогу.

Ну, а пока­зав при­мер «пра­виль­ного пове­де­ния» в храме своим детям, можно ли дождаться от них чего-то другого?

1dsc06442 1 - О. Андрей Ткачёв: как не воспитать ребенка духовным эгоистом?

Итак, роди­тели, наш люби­мый тезис: стре­мимся к осо­знан­но­сти  духов­ной жизни и каж­дого сво­его шага, а затем делимся откры­ти­ями с ребёнком. 

Вос­пи­тан­ный вашим при­ме­ром, он сам заме­тит про­яв­ле­ния духов­ного эго­изма на литур­гии или на крест­ном ходе и будет пони­мать, «что такое хорошо и что такое плохо».

Как про­яв­ля­ется духов­ный эго­изм и где его пер­во­при­чины? Почему свя­тые им не стра­дают? Можем ли мы сами достичь вдум­чи­вого, не потре­би­тель­ского, чистого отно­ше­ния к вере и её дарам?

Резко, точно и бес­ком­про­миссно отве­чает про­то­и­е­рей Андрей Ткачёв.

«А он думает, что это – не ему»

«…Кто такие Божьи люди? Это те, кото­рым мало надо, чтобы понять. Осталь­ным хоть кол на голове теши.

С утра до вечера им рас­ска­зы­вают. И по теле­ви­зору, и по радио, и – пол­ный шкаф кни­жек. А чело­век, каков был – таков и есть. Про­хо­дят годы – он не меняется.

Люди так думают, что это не им сказано.

Вот стоит таб­личка: «Собак не выгу­ли­вать». Возле нее гуляет мужик с соба­кой. Он искренне уве­рен, что это не ему напи­сано. Кому-то. У него же хоро­шая собака. У него все нор­мально. Это у дру­гих пло­хие собаки.

Вот ты ему ори всю жизнь в ухо, а он думает, что это не ему. Все такие. И вы – такие. И я – такой. И это ужасно.

Мит­ро­по­лит Анто­ний Сурож­ский рас­ска­зы­вал про епи­скопа, кото­рый ста­рень­кий был. А в Запад­ной Церкви при­нято про­по­ведь читать. По бумажке. Он захо­дит на кафедру, наде­вает очки и начи­нает читать людям про­по­ведь. Они сидят и слу­шают его.

Про­чи­тал. Про­хо­дит неделя, он под­ни­ма­ется на кафедру и читает им опять ту же самую про­по­ведь. На тре­тий раз повто­ря­ется то же самое. И какой-то бла­го­че­сти­вый чело­век гово­рит ему: «Я изви­ня­юсь, но Вы, видимо по забыв­чи­во­сти, чита­ете нам тре­тий раз одну и ту же проповедь».

Он гово­рит: «Да? А вы сде­лали то, что я вам гово­рил. Нет? Тогда я про­чи­таю еще в чет­вер­тый раз».

Неважно раз­но­об­ра­зие блюд на столе. Вкус теря­ется после вто­рого блюда. Ты можешь оце­нить пер­вое и вто­рое блюда… ну, может быть – третье. 

Но если блюд сорок – ты не смо­жешь вкус оце­нить. Не надо много… Много – не надо!

Люди где только ни были. На Афоне бывали чаще, чем у род­ной мамы в сосед­нем городе. Надо ли? Не знаю. А при­знак бла­го­че­сти­вого чело­века: раз посмот­рел – и всё понял.

Пытайтесь довольствоваться малым

Эго­изм может быть и духов­ный тоже. Даже люди в духе – тоже эгоисты.

Когда люди при­хо­дят в Цер­ковь, они про­тас­ки­вают сюда весь своей эгоизм. 

Можно в Церкви занять какую-то высо­кую сту­пеньку и зата­щить с собой туда, на эту высо­кую сту­пеньку, всё своё среб­ро­лю­бие, вла­сто­лю­бие, всё свое хам­ство, весь свой раз­врат. Можно? Можно. Сто про­цен­тов – можно. Это очень легко.

И про­стые люди тоже при­хо­дят в Цер­ковь как эго­и­сты. Как потре­би­тели. Как в мага­зин. Как к пси­хо­логу. Как к прокурору. 

Как к участ­ко­вому с заяв­ле­нием. Они бара­ба­нят тебе в двери и тре­буют чего-то.

Как гово­рил один батюшка: «Свя­щен­нику свой­ственно быть съе­ден­ным людьми». Но есть люди, кото­рые при­хо­дят только посмот­реть изда­лека. Посмот­рел и… А! Ну, всё отлично!

Досто­ев­ский пишет, что рус­ский чело­век грязно живет. Но почти у каж­дого рус­ского чело­века в душе есть твер­дое убеж­де­ние, что на земле правда есть. 

«Не у меня. Всяк чело­век ложь, и я тож», – так думает рус­ский чело­век. Но ему нужно знать, что есть свя­тые люди. Ему нужно прийти ино­гда и посмот­реть издалека.

Вот хибарка старца Амвро­сия. А там народ стоит. Вот ста­рец вышел и бла­го­слов­ляет… Народ раду­ется… Он так изда­лека посмот­рел. И коло­кол зазво­нил на вечер­нюю… и народ потек в храм…

«А! – думает. – Всё хорошо.

Я грязно живу. Семья моя странно живет. Соседи мои тоже такие, как я. Но вот правда есть». И он радостно идет домой.

Он знает – Правда есть и тогда можно жить. Изда­лека хоть посмот­реть и убедиться.

Где сей­час такие люди? “Мне надо… Дайте мне… Сде­лайте мне… Надо мной помо­ли­тесь… Меня не забудьте… Мне ответьте… Мне… Моё…”

Я меч­таю, что у нас будут такие люди, как апо­стол Андрей. «Где ты живешь? – Вот здесь». Что вы дума­ете, он засы­пал Хри­ста вся­кими вопро­сами из Писа­ния? Нет.

Они поси­дели. Поели пищу Его. Посмот­рели на Него. Послу­шали Его. Люди счи­тают себя недо­стой­ным вели­кого и доволь­ству­ются малым. И мак­си­мально исполь­зуют малое. Вот такой при­мер из парал­лель­ного нам мира.

Или при­мер из жизни Брюса Ли, мастера бое­вых еди­но­борств, в трид­цать два года помер­шего неиз­вестно от какой болезни. Он когда бил, камера не фик­си­ро­вала быст­роту его удара. У него про­пали все спар­ринг парт­неры, никто не хотел с ним драться.

И он гово­рил: «Я не боюсь чело­века, кото­рый знает тысячу при­ё­мов, но я боюсь чело­века, кото­рый отра­ба­ты­вает один приём каж­дый день по тысяче раз».

Один приём в тысячу раз страш­нее, чем тысяча при­ё­мов. Это в любой сфере, в любой обла­сти так, если чело­век знает своё дело, своё малень­кое дело, но перфектно.

Не нужно знать тысячу дел. Одно – но хорошо. Нужно не рас­те­каться. И того, что у нас уже есть, нам уже достаточно. 

И сего­дня я вам един­ствен­ный урок пред­ла­гаю – не будьте эго­и­стами духов­ными. Пытай­тесь доволь­ство­ваться малым.

Не надо «тереться» о свя­тых. Не нужно доку­чать им. Не надо! Ведь как на цыпоч­ках встают на общей фото­гра­фии… вот, чтобы  и меня ещё было видно. Вот не надо этого. Лучше спря­таться. Лучше, чтобы тебя не было видно. Гораздо лучше.

Потому что мы зата­щили в Цер­ковь все свои стра­сти. Только мы их воцер­ко­вили, свои стра­сти. При­че­сали, в юбки одели, кос­ме­тику с них смыли, но они оста­лись теми же страстями.

Эго­изм остался эго­из­мом, глу­пость – глу­по­стью, само­пре­воз­но­ше­ние –само­пре­воз­но­ше­нием. Так нельзя. Так! Нельзя!

Молит­вами апо­стола Андрея можно поже­лать нам всем доста­точ­ной про­стоты. Не той про­стоты, что хуже воров­ства, а той про­стоты, какая у Бога. 

Потому что Бог – про­стой. Он без слож­но­сти и хит­ро­сти. И Божьи люди простые. 

И Андрей про­стой. И Иоанн про­стой. Чтобы мы тоже  почу­яли эту свя­тую про­стоту и на этот  дух пошли.

Прочь от  лукав­ства, кото­рым больна наша циви­ли­за­ция, наши семьи, наши кол­лек­тивы. Поближе к Божьей простоте».

По мате­ри­а­лам интер­нет-канала Андрея Ткачева

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки