О цифровом аутизме и цифровом слабоумии

О цифровом аутизме и цифровом слабоумии

(6 голосов5.0 из 5)

Ново­сти о смарт­фо­нах – одни из рей­тин­го­вых. Осо­бенно они вол­нуют роди­те­лей, если  захо­дит речь о теле­фо­нах детей. Почему теле­фо­но­ма­ния нару­шает учеб­ный про­цесс?  Чем она опасна в гло­баль­ном мас­штабе? В видео­сю­жете отве­чает пси­хо­те­ра­певт Андрей Курпатов.

Экс­перт Сбер­банка рос­сий­ский пси­хо­те­ра­певт Андрей Кур­па­тов, высту­пая перед зако­но­твор­цами, сде­лал неуте­ши­тель­ные выводы о состо­я­нии совре­мен­ного мира и пер­спек­ти­вах вос­пи­та­ния и обра­зо­ва­ния в нём.

Его все­рьез тре­во­жат паде­ние  уровня кре­а­тив­но­сти школь­ни­ков, их обра­зо­ван­но­сти, вос­пи­тан­но­сти и эмпатии:

“… Пугает пучина циф­ро­вого сла­бо­умия, в кото­рую погру­жа­ются наши дети… Физи­че­ское исполь­зо­ва­ние теле­фона делает нас асо­ци­аль­ными людьми… Мозг раз­ви­ва­ется в неесте­ствен­ной среде…”

Для всех, для кого эта тема – набо­лев­шая,  видео с  подроб­ным выска­зы­ва­нием Андрея Кур­па­това. Автор убе­ди­тельно гово­рит об угро­зах циф­ро­вой зави­си­мо­сти для детей и взрослых.

Дети почти не видят цен­но­сти в чело­веке, не инте­ре­су­ются его внут­рен­ним миром.  А ведь мы учимся у тех, кто пред­став­ляет для нас авто­ри­тет… Циф­ро­вая зави­си­мость порож­дает согла­ша­тель­ство, агрес­сию, недо­ве­рие к дру­гим людям…

“Мы дегра­ди­руем. У мозга нет вре­мени, чтобы сосре­до­то­читься на творчестве…”

Выводы Кур­па­това не голо­словны – они осно­ваны на иссле­до­ва­ниях, ста­ти­стике,  прак­тике ней­ро­фи­зио­ло­гов, пси­хи­ат­ров, педа­го­гов, а также его лич­ных наблю­де­ниях и науч­ных изыс­ка­ниях.  А что про­ис­хо­дит в школе?

Вон с урока!

Одно из послед­них ново­вве­де­ний  в обра­зо­ва­нии кос­ну­лось запрета исполь­зо­ва­ния мобиль­ни­ков в учеб­ной дея­тель­но­сти. Отныне и до 2027 года при­ме­нять лич­ные гад­жеты во время уро­ков школь­ни­кам кате­го­ри­че­ски запрещено.

Теперь уче­ники рос­сий­ских школ не имеют права вхо­дить в свои мобиль­ные устрой­ства на заня­тиях, чтобы, напри­мер, поль­зо­ваться каль­ку­ля­то­ром, осве­жать в памяти текст про­из­ве­де­ния или пра­вила по рус­скому языку. Не дают закон­ного повода све­ряться с мобиль­ным интер­не­том и дру­гие учеб­ные потреб­но­сти учащихся.

И вроде бы всё пра­вильно. Роди­тели и учи­теля довольны: меньше нагрузка на зре­ние и пси­хику шко­ля­ров, нормы САН­ПИНа соблю­дены. Но в этом ли основ­ная про­блема дав­него про­ти­во­дей­ствия, тире – острого кон­фликта: школа – дет­ские гад­жеты? Кажется, чинов­ники от обра­зо­ва­ния про­ду­мали не всё.

По мне­нию педа­го­гов, школь­ная беда со смарт­фо­нами – вовсе не в поль­зо­ва­нии мобиль­ни­ками на уроках. 

Про­блема – совсем в дру­гом: физи­че­ское при­сут­ствие гад­же­тов  на пар­тах мешает про­дук­тив­ному учеб­ному про­цессу. Дети поми­нутно отвле­ка­ются, а ино­гда и откро­венно, не скры­вая,  «сидят в теле­фо­нах» в уроч­ное время. 

Борьба с телефонами – это не по программе!

Мно­гие учи­теля жалу­ются на то, что вме­сто  своей пря­мой задачи – осво­е­ния школь­ной про­граммы – зани­ма­ются посто­рон­ними вещами: ведут войну с теле­фо­но­ма­нией. Пол урока ухо­дит на то, чтобы уго­во­рить класс отло­жить в сто­рону элек­трон­ные  устрой­ства и погру­зиться в тему и задания.

Если теле­фон выпа­дает из поля зре­ния уча­ще­гося, он испы­ты­вает состо­я­ние дис­ком­форта, нер­воз­ность,  у мно­гих под­рост­ков дохо­дя­щую до пани­че­ской атаки. 

Вни­ма­ние детей рас­сре­до­то­чено, им трудно скон­цен­три­ро­ваться, они избе­гают любой дея­тель­но­сти, где надо при­кла­ды­вать интел­лек­ту­аль­ные усилия.

Игры и соц­сети зани­мают всё их сво­бод­ное время без остатка. Насаж­да­е­мый культ раз­вле­че­ний пере­хо­дит мыс­ли­мые гра­ницы. «Тик-ток – это классно, учёба – это отстой», – вот девиз подав­ля­ю­щего боль­шин­ства рос­сий­ских подростков.

Зани­маться чем-то слож­ным, мало­при­ят­ным, рутин­ным (школь­ными зада­ни­ями)  абсо­лютно нет моти­ва­ции. Сосре­до­то­читься на учебе всё слож­нее.  Что делать педагогам?

Идти на ком­про­миссы – то есть при­ме­нять больше интер­ак­тива – зна­чит, неиз­бежно пере­во­дить учебу в раз­ряд весе­лого и раз­вле­ка­тель­ного  при­клю­че­ния – а зна­чит, осо­знанно сни­жать планку – отучать ребёнка напря­гаться, пре­одо­ле­вать труд­но­сти, раз­ви­ваться нрав­ственно и интеллектуально.

«Рабо­тайте лучше. Раз­ра­ба­ты­вайте новые мето­дики, ищите под­ходы к детям!», – авто­ри­тетно заяв­ляют чинов­ники от образования. 

Между тем,  понятно: какие бы уси­лия не пред­при­ни­ма­лись взрос­лыми обра­зо­ван­ными людьми, учи­те­лями, но ком­пью­тер­ная игра с ее дина­ми­кой, живой подвиж­ной кар­тин­кой, объ­ем­ным зву­ком будет инте­рес­нее и при­вле­ка­тель­нее любого урока – самого интерактивного.

И идти на поводу у под­рост­ко­вых жела­ний раз­вле­каться лучше, больше, весе­лее – в корне неверно. Так педа­гог из авто­ри­тет­ного чело­века, направ­ля­ю­щего про­цесс  доб­ро­воль­ного и твор­че­ского при­сво­е­ния зна­ний уче­ни­ком, неиз­бежно пре­вра­ща­ется в жал­кого паяца – в шоумена, ста­ра­ю­ще­гося любой ценой удер­жать дра­го­цен­ное вни­ма­ние ребёнка.

fb img 1616438127394 - О цифровом аутизме и цифровом слабоумии

Смартфоны и школа: почему культ развлечений делает нормальную учебу невозможной?

Можно ли «вер­нуть» учи­те­лей из уни­жен­ных и оскорб­лен­ных обратно – пре­вра­тить их по мано­ве­нию палочки в зна­чи­мых и ува­жа­е­мых? Вер­нуть не только ради вос­ста­нов­ле­ния досто­ин­ства про­фес­сии, но и ради эффек­тив­но­сти обра­зо­ва­ния как тако­вого? Похоже, для этого потре­бу­ются  серьез­ные и взве­шен­ные адми­ни­стра­тив­ные и пра­ви­тель­ствен­ные решения.

…Но пока про­дол­жа­ется ска­ты­ва­ние в про­пасть ком­про­мисс­ной «раз­вле­кухи» – завле­ка­тель­ного «танца» перед уче­ни­ком… Стыдно, уни­зи­тельно, нет слов.

Можно ли спря­таться от вли­я­ния циф­ро­вой эпохи на наше созна­ние? Есть ли реше­ния у этой про­блемы? Конечно, есть. Их не может не быть. Ждем ваших откли­ков и идей.

Вален­тина Патронова

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки