О. Никита Заболотнов: как правильно организовать летний лагерь?

О. Никита Заболотнов: как правильно организовать летний лагерь?

(7 голосов5.0 из 5)

Как орга­ни­зо­вать лет­ний пра­во­слав­ный лагерь, чтобы отдых стал  полез­ным? Рас­ска­зы­вает иерей Никита Забо­лот­нов,  кли­рик Пет­ро­пав­лов­ского храма города Полев­ской Сверд­лов­ской епар­хии, помощ­ник бла­го­чин­ного по обра­зо­ва­нию и кате­хи­за­ции, завуч вос­крес­ной школы.

– Отец Никита,  с чего Вы посо­ве­ту­ете начать созда­ние пра­во­слав­ного лагеря?

– Пона­чалу это кажется чем-то очень слож­ным, почти невоз­мож­ным,  потому что мно­гое необ­хо­димо учи­ты­вать. На самом деле нужно две вещи: жела­ние, и, конечно, Божие бла­го­сло­ве­ние, потому что «Аще не Гос­подь сози­ждетъ домъ, всуе тру­ди­шася зижду­щiи» (Пс.126:1), а всё осталь­ное приложится.

Очень важно перед тем, как орга­ни­зо­вы­вать лагерь, поста­вить себе несколько вопросов. 

Потому что очень часто мы начи­наем делать дело, не видя конеч­ной цели и не ставя для себя задачи, кроме как задачи это дело выпол­нить, и, к сожа­ле­нию, это может при­во­дить к тому, что дело будет либо неза­кон­чен­ным, либо вообще пустым. Дело сде­ла­ется, а цели достиг­нуты не будут – по той про­стой при­чине, что они про­сто не были поставлены.

Lager.Kapusta - О. Никита Заболотнов: как правильно организовать летний лагерь?

Итак, перед орга­ни­за­цией лагеря я реко­мен­дую задать себе такие вопросы:

  • каковы цели, пер­спек­тивы и задачи лагеря (четко, понятно, кратко, доступно для себя это уяснить)
  • каким обра­зом лагерь при­не­сёт пользу детям (очень важно понять: какие именно полез­ные вещи дела­ются для детей).

Важно, и каким обра­зом лагерь при­не­сет пользу Церкви, кон­кретно епар­хии или при­ходу. То есть польза должна быть изме­ря­е­мая не только есте­ственно, в мате­ри­аль­ных цен­но­стях. В нашем слу­чае это, конечно, очень друж­ная вос­крес­ная школа, кото­рая почти в пол­ном составе ездит в наш лагерь.

Для  детей это осо­бое время, они его ждут, и когда один лагерь кон­ча­ется, они начи­нают ждать сле­ду­ю­щий, и это явля­ется таким кон­со­ли­ди­ру­ю­щим фак­то­ром. Через лагерь мно­гие ребята в вос­крес­ную школу при­шли, то есть сна­чала с дру­зьями при­е­хали в лагерь, потом посту­пили в вос­крес­ную школу,  и сей­час мно­гие уже закончили.

Необ­хо­димо отве­тить себе и на вопрос, каким обра­зом лагерь может участ­во­вать в реше­нии про­блем, сто­я­щих перед обще­ством и государством. 

То есть, орга­ни­зуя лагерь, мы не должны выхо­дить за рамки того состо­я­ния обще­ства и внутри госу­дар­ства, кото­рые есть, и лагерь дол­жен решать, в том числе, и эти проблемы. 

Ни для кого не сек­рет, что дети-под­ростки  десять лет назад, и те, кото­рые сей­час – это совер­шенно раз­ные дети, несмотря на то что у них оди­на­ко­вый воз­раст, они выросли в одной и той же стране, на одной и той же куль­туре, но тем не менее дети совер­шенно раз­ные. Поэтому и задачи, и методы  работы с ними необ­хо­димо при­ме­нять другие.

– Как бы Вы опре­де­лили осо­бен­но­сти сво­его лагеря с точки зре­ния его целей?

– Навер­ное,  как наце­лен­ность на раз­ви­тие нрав­ствен­ных качеств ребят, раз­ви­тие уме­ния жить вне при­выч­ных благ циви­ли­за­ции и среды, ком­му­ни­ка­тив­ное раз­ви­тие, и конечно  полу­че­ние навы­ков эле­мен­тар­ного выживания.

Пере­ходя от целе­по­ла­га­ния и тео­рии к прак­тике, я бы поре­ко­мен­до­вал начать опыт постро­е­ния пра­во­слав­ного лагеря с неболь­шого при­ход­ского лагеря днев­ного пре­бы­ва­ния, когда дети  в лагере не ночуют, при­хо­дят к опре­де­лён­ному вре­мени  – допу­стим, к 11 часам. 

Зав­тра­кают, ужи­нают они дома, а вот пообе­дать  могут  при храме, и там же для них орга­ни­зуют мероприятия.

Такой лагерь можно орга­ни­зо­вать, если есть тра­пез­ная  и два-три чело­века,  уме­ю­щих и гото­вых с зани­маться детьми.  Для пер­вого опыта это будет очень полезно. Во-пер­вых, вы най­дете спо­соб­ных людей, уви­дите, как тот или иной педа­гог про­явит себя в таком лагере. Ну, а во-вто­рых при­вле­чете и зай­мете полез­ным делом детей,  ведь  очень часто дети в тече­ние лета не нахо­дят себе достой­ного заня­тия. Они либо сидят у ком­пью­те­ров, у теле­ви­зо­ров, в луч­шем слу­чае гуляют или на даче помогают.

Когда вы орга­ни­зу­ете их сво­бод­ное время, напол­ня­ете  его инте­рес­ными меро­при­я­ти­ями, обще­нием, за кото­рыми стоят важ­ные хри­сти­ан­ские цен­но­сти – это совсем дру­гое дело, и дети за это вам будут бла­го­дарны. Через такую дея­тель­ность можно при­влечь в вос­крес­ную школу новых ребят, а самое глав­ное – можно  сдру­жить дет­ский кол­лек­тив вос­крес­ной школы: дети будут с боль­шим жела­нием посе­щать заня­тия, лучше себя про­яв­лять, и если Бог даст, в даль­ней­шей жизни будут более близко общаться.

– Нужен ли какой-то воз­раст­ной отбор детей для пер­вого опыта про­ве­де­ния лагеря, или дети могут быть раз­ными по возрасту?

– Думаю, что для начала можно собрать вме­сте раз­ных детей. Но сле­дует пони­мать – то, что инте­ресно деся­ти­лет­кам, вряд ли  заин­те­ре­сует пят­на­дца­ти­лет­них ребят.

Поэтому будет пра­вильно, если  в лагере ока­за­лись совсем раз­но­воз­раст­ные дети, раз­бить их, пред­по­ло­жим, на два отряда по воз­рас­там и по-раз­ному про­во­дить  с ними меро­при­я­тия – воз­можно, одни и те же, но на уровне, отве­ча­ю­щем возрасту.

Если ребят немного,  ска­жем, группа на восемь-десять раз­но­воз­раст­ных детей,  вам при­дется при­ло­жить уси­лия, чтобы им было инте­ресно. У меня был такой опыт. У нас были общие меро­при­я­тия, дети помо­гали  в храме, обща­лись, вме­сте смот­рели фильмы, муль­тики, ездили на экс­кур­сии.  И такой лагерь тоже поле­зен для общения.

Lager.Vozhatye - О. Никита Заболотнов: как правильно организовать летний лагерь?

Вспо­ми­ная свой опыт, отмечу, что, когда 15 лет назад  начал свою дея­тель­ность наш пра­во­слав­ный лагерь, мой педа­го­ги­че­ский и пас­тор­ский опыт тоже только начи­нался. Пер­вые лагеря  орга­ни­зо­вы­вали про­фес­си­о­наль­ные педа­гоги, кото­рые в плане орга­ни­за­ции  дет­ского отдыха  брали в при­мер опыт совет­ских пио­нер­ла­ге­рей. Навер­ное, на тот момент нельзя было иначе – опыта про­ве­де­ния пра­во­слав­ных лаге­рей было мало. Поэтому при­хо­ди­лось мно­гое самим при­ду­мы­вать, или же брать из ста­рой пио­нер­ской системы и пре­об­ра­зо­вы­вать под наши потребности.

Так что пер­вые два-три года  наш лагерь раз­ви­вался по тра­ди­ци­он­ной совет­ской схеме, но посте­пенно мы стали напол­нять начи­на­ние  иным содер­жа­нием, появи­лись наработки.

Думаю, те, кто будет начи­нать,  могут мино­вать этот этап, поскольку сей­час такой про­блемы нет. Суще­ствует мно­же­ство хоро­ших лаге­рей, мето­ди­че­ские раз­ра­ботки, кото­рые могут быть полезны.

 – Батюшка, на что  стоит обра­тить осо­бое вни­ма­ние при орга­ни­за­ции выезд­ного пра­во­слав­ного лагеря?

–  Много лет  наш лагерь явля­ется именно выезд­ным, пала­точ­ным, и в этом есть свои осо­бен­но­сти и огром­ные плюсы – то, что дети все­гда нахо­дятся вме­сте; то, что  им при­хо­диться жить в непри­выч­ных усло­виях, а зна­чит, нам гораздо проще достичь целей и решить задачи, кото­рые ста­вим перед лагерем.

Итак, успеш­ность про­ве­де­ния лагеря зави­сит от несколь­ких важ­ных моментов.

Необ­хо­дим  доста­точ­ный уро­вень мате­ри­ально- тех­ни­че­ской базы и пони­ма­ния мини­маль­ных потреб­но­стей для орга­ни­за­ции лагеря, ведь если есть  взрос­лые, дети и   боль­шое жела­ние выехать – этого, к сожа­ле­нию, недостаточно. 

Нужно обя­за­тельно про­ду­мать все прак­ти­че­ские моменты: как дети будут жить и где,  как будет орга­ни­зо­вано их пита­ние, и мно­гие другие.

Хорошо, если есть кон­такты с тури­сти­че­скими клу­бами  от школ. В малых горо­дах, в посел­ках на базе школ ещё оста­лись тури­сти­че­ские клубы, и даже если они не дей­ствуют, у них  есть в запасе какое-то тури­сти­че­ское обо­ру­до­ва­ние. С ними можно дого­во­риться, и это несложно, ведь они так или иначе заин­те­ре­со­ваны участ­во­вать в меро­при­я­тиях, отчи­таться о них, и это поло­жи­тель­ный момент.

Важно  и самим посте­пенно при­об­ре­тать и попол­нять основ­ную мате­ри­ально-тех­ни­че­скую базу – не сразу, конечно,  немного за счёт при­хода, немного за счет спон­со­ров, каких-то доб­ро­воль­ных роди­тель­ских средств.

Путь, кото­рым мы шли в свое время – это полу­че­ние гран­тов, как ком­мер­че­ских, так и госу­дар­ствен­ных. Дело вос­пи­та­ния под­рас­та­ю­щего поко­ле­ния, духовно-нрав­ствен­ного вос­пи­та­ния, пат­ри­о­ти­че­ского вос­пи­та­ния – все­гда акту­аль­ное, и для этих целей все­гда выде­ля­ются гранты. 

Важно про­фес­си­о­нально к этому подойти и не бояться, ничего слож­ного нет. Есть люди, кото­рые могут помочь  подать заявку, чтобы полу­чить грант, побо­роться за него на кон­курсе, и если  дело дей­стви­тельно сто­я­щее, то какую-то часть денег вы полу­чите.  Так в тече­ние несколь­ких лет нам давали гранты, на кото­рые мы смогли заку­пить основ­ное обо­ру­до­ва­ние для орга­ни­за­ции лагеря.

Lager.Pedsostav - О. Никита Заболотнов: как правильно организовать летний лагерь?Вто­рой момент, навер­ное, даже более важ­ный – это спло­чен­ная команда педа­го­гов и сотруд­ни­ков, горя­щая жела­нием орга­ни­зо­вать лагерь  и доста­точно моти­ви­ро­ван­ная для его успеш­ного проведения.

Дело в том, что нали­чие педа­го­гов или опыт­ных сотруд­ни­ков храма или вос­крес­ной школы абсо­лютно не гаран­ти­рует достой­ного про­ве­де­ния лагеря.

Если люди не горят, если они не любят это дело, ничего не полу­чится. То есть этим нужно гореть, этим нужно жить. И лучше три-четыре чело­века, кото­рые заин­те­ре­су­ются и увле­кутся, чем десять чело­век, кото­рые будут тру­диться «по послушанию».

Сле­ду­ю­щий момент – это, конечно, руко­во­ди­тель, кото­рый готов посвя­тить лагерю 100%  вре­мени и сил, потому что орга­ни­за­ция лагеря, так и его про­ве­де­ние, тре­буют всего чело­века без остатка.

Если он где-то рабо­тает, то это обя­за­тельно дол­жен быть отпуск, и он дол­жен пони­мать, что лагерь – это основ­ное дело, где нет пере­ры­вов, выход­ных, отдыха  – это, дей­стви­тельно, дело, кото­рым нужно жить и дышать.

– В дет­ском лет­нем лагере дол­жен посто­янно при­сут­ство­вать свя­щен­ник или он может только ино­гда приезжать?

– Очень важно, чтобы был свя­щен­ник, гото­вый пол­но­ценно окорм­лять лагерь, и, в иде­але, жить вме­сте с ребя­тами на общих условиях.

За много лет про­ве­де­ния лаге­рей я понял: когда мы с ребя­тами вме­сте про­жи­ваем лагер­ную смену, у нас меня­ются отно­ше­ния, и в первую оче­редь меня­ется отно­ше­ние ребят ко мне. Для них я ста­нов­люсь более близ­ким, род­ным, понят­ным, более, что ли, настоящим.

То есть свя­щен­ник, кото­рый жил рядом с тобой в лагере и раз­де­лял все быто­вые  слож­но­сти – это не какой-то посто­рон­ний батюшка, кото­рый раз в неделю выхо­дит в храме на амвоне, что-то кра­си­вое гово­рит, при­ча­щает, а на испо­веди ругает; а это уже  тот чело­век, кото­рому можно дове­рять, к кото­рому можно подойти за сове­том, с кото­рым можно пого­во­рить в фор­маль­ной или нефор­маль­ной обста­новке, и для меня это важно – и для ребят, я думаю, тоже.

Поэтому при орга­ни­за­ции лагеря очень важно найти свя­щен­ника, кото­рый был бы готов окорм­лять лагерь  не фор­мально – раз в неделю при­е­хать и про­ве­сти лек­цию для ребят, а дей­стви­тельно поста­рался  бы вло­жить в это всю свою душу.

– Как Вы счи­та­ете, без каких спе­ци­а­ли­стов про­ве­де­ние дет­ского лет­него выезд­ного лагеря  затруд­ни­тельно или даже опасно?

– Врач. Жела­тельно, чтобы это был врач не узкой спе­ци­а­ли­за­ции, в иде­але это школь­ный врач, потому что школь­ный врач стал­ки­ва­ется именно с теми про­бле­мами, с кото­рыми стал­ки­ва­ется врач в дет­ском заго­род­ном лагере.

Важ­ней­шие спе­ци­а­ли­сты – это повар и помощ­ник повара. При этом повар – это тот, кто умеет вкусно гото­вить именно в усло­виях заго­род­ного лагеря. 

Про­ве­рено, что про­фес­си­о­наль­ные повара, кото­рые рабо­тают в школе, даже в ресто­ра­нах, выез­жая на при­роду, не все­гда под­твер­ждают свою ква­ли­фи­ка­цию в  поход­ных условиях.

И, что инте­ресно, в нашем лагере в тече­ние восьми лет пова­ром была жен­щина, кото­рая рабо­тала бух­гал­те­ром, и лучше неё никто нас не кор­мил –  так вкусно и дей­стви­тельно с душой. Важен и помощ­ник повара  – чело­век, кото­рый мог бы под­стра­хо­вать, потому что гото­вить на при­роде на боль­шое коли­че­ство детей  не так просто.

lager s vysoty ptichego poleta - О. Никита Заболотнов: как правильно организовать летний лагерь?

Сле­ду­ю­щий нуж­ный спе­ци­а­лист – это турин­струк­тор, то есть это опыт­ный турист, кото­рый имеет навыки по всем основ­ным тури­сти­че­ским направ­ле­ниям. С этим, в общем-то, осо­бых про­блем нет. Им может быть чело­век, кото­рый ходил в походы и на сплавы, зани­мался ска­ло­ла­за­нием, аль­пи­низ­мом, име­ю­щий реаль­ный опыт выжи­ва­ния в таких условиях.

Его опыт, поверьте, при­го­дится мно­го­кратно, потому  есть прак­ти­че­ские моменты, кото­рые невоз­можно усво­ить  или преду­смот­реть без  такого опыта. Опыт­ный турист помо­жет найти опти­маль­ное реше­ние в любой ситуации.

Тре­тий спе­ци­а­лист – педа­гог-орга­ни­за­тор. Это чело­век, кото­рый может орга­ни­зо­вать дет­ский кол­лек­тив в любых усло­виях. Так как у нас лагерь на при­роде,  мы на 100% зави­сим от капри­зов погоды. Запла­ни­ро­вали какое-то меро­при­я­тие, а на утро на весь день пошел дождь.

И на такой слу­чай  про­сто необ­хо­дим педа­гог-орга­ни­за­тор, кото­рый может спон­танно орга­ни­зо­вать ребят и сде­лать этот день ино­гда  даже лучше дру­гих, а порой и самым запоминающимся.

В поза­про­шлом году на наш лагерь обру­шился град, ливень, силь­ный ветер.  Град был очень боль­шим,  даже на маши­нах были вмя­тины. И, навер­ное, три чет­верти лагеря, то есть палатки – зоны отдыха, тра­пез­ную, кухню и все натя­ну­тые тенты –  про­сто снесло.

Когда мы вышли из боль­шого шатра, мы уви­дели пол­ную раз­руху. Но педа­гог-орга­ни­за­тор, кото­рый помо­гал нам  в этот день, настолько здо­рово всё орга­ни­зо­вал, что для ребят это  стало самым запо­ми­на­ю­щимся днём смены, несмотря  ни на что.

Хорошо, когда  у лагеря есть охран­ник, чело­век физи­че­ски под­го­тов­лен­ный,  уме­ю­щий при­ни­мать быст­рые реше­ния. Бывают вне­штат­ные ситу­а­ции, в кото­рых нужно реа­ги­ро­вать: и дикие звери, ведь пала­точ­ный лагерь часто ближе к лесу;  и мест­ные жители нетрез­вого вида, и всё, что угодно.

Конечно, жела­тельно, чтобы у охран­ника было раз­ре­ше­ние на хра­не­ние ору­жия, но это в иде­але. Вообще же охран­ник лагеря – это тот,  на кого ты можешь поло­житься, что если что-то слу­чи­лось, кото­рый  не «завис­нет», не при­бе­жит с вопро­сом, что  и как делать, а будет действовать.

Абсо­лютно необя­за­тельно, чтобы он был про­фес­си­о­наль­ным охран­ни­ком. Ста­ра­юсь под­би­рать людей, исходя из их качеств, а не из места работы.

Важно, чтобы был зав­хоз. Удоб­нее, когда есть отдель­ный чело­век, кото­рый зани­ма­ется закуп­ками, рас­пре­де­ле­нием, уче­том про­дук­тов, мате­ри­аль­ных ценностей.

Для заго­род­ного лагеря очень важно иметь води­теля с маши­ной – лич­ной, обще­ствен­ной, кото­рый был бы готов в любую минуту сесть за руль  и выпол­нить постав­лен­ные задачи: отвезти ребенка в боль­ницу, что-то при­везти или увезти, съез­дить за  по пору­че­нию.  Вот  основ­ные сотруд­ники, кото­рые должны быть.

Lager kroplenie - О. Никита Заболотнов: как правильно организовать летний лагерь?– С сотруд­ни­ками все понятно,  какие еще прак­ти­че­ские моменты при орга­ни­за­ции лагеря будут важны?

– Стоит учесть пять основ­ных момен­тов, с кото­рых стоит начать орга­ни­за­цию лагеря, как пала­точ­ного, так и более осно­ва­тель­ного с круг­ло­су­точ­ным проживанием.

Пер­вое  – это усло­вия про­жи­ва­ния. Где будут дети жить, как они будут жить, как они будут спать,  как под­дер­жи­вать ком­форт­ную для них тем­пе­ра­туру, чтобы они ночью не замерзли, а днём не спарились.

Вто­рое – это пита­ние. Должно быть раз­ра­бо­тан­ное меню, нужно про­ду­мать покупку и доставку про­дук­тов, кто будет их поку­пать, куда достав­лять, как будем гото­вить, и так далее.

Это моменты важ­ные: неко­то­рые про­дукты про запас не купишь; с дру­гой сто­роны, за неко­то­рыми ездить каж­дый раз в мага­зин неудобно. Всё это надо зара­нее про­ду­мать, про­пи­сать, и тогда будет проще.

Тре­тье – это стирка. То есть где ребята будут сти­рать, будет ли возможность.

Чет­вер­тое  – это гиги­ена: туа­леты раз­дель­ные, чистые, чтобы не было анти­са­ни­та­рии. Про­ду­мать, кто будет уха­жи­вать за туа­ле­тами, сле­дить за ними, потому что это важ­ней­ший момент, и если его упу­стить, то можно очень много про­блем для себя, и для детей получить.

Важна и лич­ная гиги­ена, осо­бенно для дево­чек. И это тоже нужно про­ду­мать: где, как можно вымыться, есть ли какой-то водоём. И чтобы была жен­щина, кото­рая могла бы под­ска­зать, объ­яс­нить  млад­шим девоч­кам, кото­рые пер­вый раз выез­жают на при­роду, как за собой следить.

И пятое – это меди­цин­ское обслу­жи­ва­ние. То есть необ­хо­дим врач, нали­чие лекарств прямо в лагере, дого­во­рен­ность с боль­ни­цей, с травм­пунк­том; пони­ма­ние, где это всё нахо­дится – на тот слу­чай, если слу­чится что-то экс­тра­ор­ди­нар­ное (глу­бо­кий порез, ожоги, пере­ломы, укусы живот­ных, клас­си­че­ская про­студа, когда дети холод­ной воды напьются или оде­нутся не по погоде), забо­ле­ва­ния, свя­зан­ные с пита­нием, сме­ной пита­ния, и так далее.

Вот основ­ные моменты в орга­ни­за­ции лагеря. Берём листок бумаги  и состав­ляем план, и  когда  обсу­дили, уточ­нили все моменты, появится ясное виде­ние того, как можно орга­ни­зо­вать лагерь.

– Как лучше под­би­рать людей для работы в лагере, обя­за­тельно ли  они должны быть чле­нами общины? Пожа­луй­ста, рас­ска­жите о тех, кто  помо­гает вам на про­тя­же­нии несколь­ких лет.

– Команда взрос­лых пра­во­слав­ного лагеря, как я уже гово­рил, играет очень важ­ную роль. Каким обра­зом мы фор­ми­ро­вали команду?  Изна­чально это были при­хо­жане нашего храма. Мы пустили клич в вос­крес­ной школе на при­ходе: кто хочет помочь орга­ни­зо­вать отдых детей. И как это обычно бывает, пер­вые отклик­нув­ши­еся были сами же роди­тели детей, кото­рых некуда было пристроить.

Поэтому несколько пер­вых лет, когда мы выез­жали, и вос­пи­та­те­лями, и вожа­тыми, и пова­рами, и охран­ни­ками были в основ­ном роди­тели детей, кото­рые отды­хали. Но сей­час все немного по-дру­гому, теперь в лагерь отправ­ля­ются педа­гоги нашей вос­крес­ной школы. Посте­пенно мы стали при­вле­кать и свет­ских педа­го­гов – людей, кото­рые хотят поучаст­во­вать, потому что сей­час не так много воз­мож­но­сти орга­ни­зо­вать такой отдых.

И когда они про­ни­кают в нашу среду, когда они видят совсем дру­гие отно­ше­ния, чем в мире, чем в школе, когда они видят дру­гие цели и задачи, очень мно­гие на это искренне откли­ка­ются и впо­след­ствии ста­но­вятся чле­нами нашей команды, при­хо­дят в Цер­ковь, воцер­ков­ля­ются. У нас не один такой пример.

Lager.Besedy - О. Никита Заболотнов: как правильно организовать летний лагерь?Вот, допу­стим, сей­час педа­гог, кото­рый уже в тече­ние несколь­ких лет воз­глав­ляет один из самых боль­ших отря­дов детей в воз­расте 14–15 лет, а это один из самых слож­ных воз­рас­тов, этот педа­гог при­шёл к нам прак­ти­че­ски со стороны.

Это про­фес­си­о­наль­ный педа­гог-орга­ни­за­тор, кото­рого при­гла­сили поучаст­во­вать, ей было интересно.

И за это время она смогла пройти важ­ный этап в духов­ной жизни – от про­сто зна­ком­ства с лаге­рем и с цер­ков­ной жиз­нью до актив­ного  в ней  участия.

Она стала водить своих детей в вос­крес­ную школу, сама ходит в храм, испо­ве­ду­ется и при­ча­ща­ется, стала чле­ном нашей общины, помо­гает нам не только в лагере. И таких при­ме­ров немало.

Вообще хочу ска­зать, что через лагерь, если там дей­стви­тельно удастся  уста­но­вить хоро­шие отно­ше­ния между людьми и почув­ство­вать хри­сти­ан­ский дух, мы можем при­вле­кать в цер­ковь педа­го­гов, спе­ци­а­ли­стов, профессионалов.

– То есть обя­за­тель­ного усло­вия, чтобы чело­век был воцер­ко­в­лен­ный,  для работы в лагере у вас нет?

– Это очень тон­кий момент. Вот перед тем, как любой чело­век вхо­дит в нашу команду, я с ним бесе­дую, ино­гда несколько раз мы встре­ча­емся, обща­емся на раз­ные темы. Даже если это чело­век цер­ков­ный, но не из нашего при­хода, я его не знаю хорошо.

Для меня важно, чтобы команда взрос­лых была коман­дой еди­но­мыш­лен­ни­ков, кото­рые бы дове­ряли друг другу, кото­рые бы умели рабо­тать вме­сте, имели бы опре­де­лён­ные общие цен­ност­ные ориентиры.

Под­бор про­ис­хо­дит тонко, потому что, даже если набрать луч­ших про­фес­си­о­на­лов  из раз­ных мест, и эти люди не будут чув­ство­вать и пони­мать друг друга, и руко­во­ди­тель не будет их чув­ство­вать и пони­мать, то можно не полу­чить того резуль­тата, к кото­рому мы все стремимся.

– Отец Никита, как Вы выби­ра­ете место для сво­его лагеря, про­хо­дит ли он все­гда в одном и том же месте? На что  сле­дует ори­ен­ти­ро­ваться  при  выборе места?

– Надо пони­мать – вот эту тер­ри­то­рию нам  при­дется коло­ни­зи­ро­вать, осва­и­вать ее взрос­лым, детям. И поэтому при­род­ная кра­сота важна, но важны и прак­ти­че­ские моменты: чем проще будут к ней подъ­езды, тем меньше про­блем возникнет.

Пер­во­на­чально лагерь рас­по­ла­гался неда­леко от Кур­га­ново, а во вто­рой раз, когда мы поехали стали искать место,  то нашли именно то, на кото­ром больше десяти лет стоит наш лагерь.

Во-пер­вых, конечно, очень важно, чтобы рядом была река. Река важна не только потому, что там можно купаться, она явля­ется есте­ствен­ной гра­ни­цей лагеря – такой гра­ни­цей, лучше кото­рой нет. На реку можно схо­дить на весь день, там можно поры­ба­чить, по берегу погу­лять, посмот­реть  на воду – это хоро­шая воз­мож­ность пораз­мыс­лить о смысле бытия.

Во-вто­рых,  нужны поляны, где можно уста­но­вить палатки и про­во­дить меро­при­я­тия и игры. Не каж­дая поляна под это подой­дет: если палатка будет сто­ять на четы­рёх коч­ках, как Рим на семи хол­мах, то  будет  невоз­можно в ней жить, несколько чело­век будут ска­ты­ваться ночью в одну какую-то лож­бинку-ямку. Поэтому место для рас­ста­новки пала­ток и для меро­при­я­тий важно выбрать.

Важна бли­зость к источ­нику водо­снаб­же­ния, то есть чтобы рядом был какой-либо про­ве­рен­ный орга­нами, санэпи­дем­стан­цией источ­ник водо­снаб­же­ния. Это может быть коло­дец, кото­рый можно про­ве­рить и из кото­рого можно брать воду – из реки сей­час брать воду небез­опасно. Поэтому мы в реке только моем котлы, ино­гда кастрюли. Всё осталь­ное мы делаем водой, кото­рую ребята при­но­сят с про­ве­рен­ного источника.

Необ­хо­дима транс­порт­ная доступ­ность. Чем проще будет до лагеря дое­хать, тем проще его орга­ни­зо­вать. Но с дру­гой сто­роны, если он будет совсем у дороги, это может при­вле­кать вни­ма­ние посто­рон­них людей, поэтому лучше всего  ста­вить палатки неда­леко от хоро­шей асфаль­ти­ро­ван­ной дороги, но чтобы до лагеря шла  хотя бы грун­товка, кото­рую не раз­мы­вает во время дождей.

Мы  одна­жды попали в пере­делку – пять дней шли посто­ян­ные дожди, и потом, когда роди­тели при­ез­жали за ребя­тами, бла­го­даря хоро­шему подъ­езду машины  все-таки смогли к нам про­ехать, да и лагерь мы выво­зили без осо­бых про­блем. Если же про­сто уста­нав­ли­вать палатки  где-то в лесу, навер­няка воз­ник­нут слож­но­сти и  в про­цессе жизни лагеря, и потом – с его разбором.

Нали­чие сото­вой связи побли­зо­сти обя­за­тельно. Лучше всего, чтобы в самом лагере сото­вой связи не было. Вот у нас так и было, навер­ное, года три назад, и чтобы позво­нить, нужно было идти за несколько кило­мет­ров, под­ни­маться на пригорок.

И я счи­таю, что это хорошо – пусть дети от гад­же­тов отдох­нут. Но побли­зо­сти обя­за­тельно должна быть сото­вая сеть, чтобы можно было в экс­тре­маль­ных слу­чаях кого-то вызвать. Сей­час у нас  пра­вило – в лагере нельзя поль­зо­ваться теле­фо­ном сото­вым. Теле­фоны есть только у взрос­лых, и то взрос­лым реко­мен­до­вано по ним не раз­го­ва­ри­вать без какой-то необходимости.

– Инте­ресно, роди­тели на такие пра­вила легко согла­ша­ются? Для мно­гих это непри­вычно  – не иметь с ребён­ком  тес­ного кон­такта по телефону.

– Дело в том, что пра­вила в лагере уста­нав­ли­ваем мы, и с пра­ви­лами я всех насто­я­тельно прошу озна­ко­миться. У нас  есть  устав лагеря, и на собра­нии мы все эти моменты про­го­ва­ри­ваем. У нас есть лагер­ный теле­фон, на кото­рый можно зво­нить в опре­де­лен­ное время и ребёнка позвать, но не чаще раза в день, и не раньше, чем на чет­вер­тый день после заезда в лагерь, и раз­го­воры ста­ра­емся огра­ни­чи­вать до 5–7 минут.

Осо­бенно млад­шие все хотят пого­во­рить с роди­те­лями, поэтому ста­ра­емся это кон­тро­ли­ро­вать. И, в общем-то, роди­тели нор­мально к этому отно­сятся, и я счи­таю, что в этом нет ничего пло­хого. В нашем дет­стве такого и близко не было, и как-то пережили.

– Мно­гих орга­ни­зу­ю­щих лагерь бес­по­коит вопрос чис­лен­но­сти его оби­та­те­лей: сколько детей, сколько педа­го­гов  одно­вре­менно может поехать? 

– Мы ори­ен­ти­ру­емся на воз­мож­но­сти нашей кухни и на воз­мож­но­сти нашей поляны, то есть, думаем,  сколь­ких детей можем раз­ме­стить  и накор­мить. В прин­ципе это отла­жен­ный меха­низм, и мы могли бы уве­ли­чить коли­че­ство при­ни­ма­е­мых детей, но тогда при­дётся уве­ли­чи­вать и кухню, и всё осталь­ное, это уже проблематично.

Мне кажется, что если делить ребят на отряды – а иначе никак не полу­чится орга­ни­зо­вы­ваться, – то в сред­нем отряд из два­дцати чело­век – это опти­маль­ный вари­ант,  к нему необ­хо­димы два взрос­лых и два вожа­тых, то есть сту­денты или стар­ше­класс­ники. В прин­ципе, может быть и один взрос­лый, один вожа­тый – этого будет вполне хватать.

Хорошо бы отряды поде­лить на зве­нья, как было в пио­нер­ских орга­ни­за­циях, четыре-шесть чело­век в звене, это  струк­тура, кото­рой удобно руко­во­дить, и кото­рая вполне мобильна и рабо­то­спо­собна. А в сред­нем у нас на сто детей  при­мерно десять взрос­лых педа­го­гов. Это именно педа­гоги, то есть взрос­лые сотруд­ники  – не счи­тая вра­чей, пова­ров, и так далее.

– А руко­во­ди­тель лагеря  у вас каж­дый год в один и тот же?

– У нас это один  опыт­ный чело­век, есть чет­кая суб­ор­ди­на­ция, а с дру­гой сто­роны, боль­шин­ство реше­ний ста­ра­емся при­ни­мать всё равно кол­ле­ги­ально: мы соби­ра­емся, обсуж­даем всё и при­ни­маем те или иные реше­ния каса­тельно орга­ни­за­ции про­граммы лагеря, а всё осталь­ное, в общем-то, реша­ется в процессе.

У нас есть дежур­ный вос­пи­та­тель, кото­рый в тече­ние дня при­ни­мает боль­шин­ство мел­ких реше­ний. Сего­дня решает он, на сле­ду­ю­щий день – дру­гой, сле­ду­ю­щий вос­пи­та­тель. Ну, а за руко­во­ди­те­лем оста­ется реше­ние более слож­ных вопросов.

– А какая дли­тель­ность смены, по-вашему, опти­маль­ная?

– По-раз­ному про­бо­вали. У нас был лагерь  и на 8 дней,  и на 23 дня. В общем-то, опти­маль­ная про­дол­жи­тель­ность , как я счи­таю, это 14 ‑18 дней. Делать лагерь  короче 10 дней нет смысла, потому что дети только втягиваются.

Через неделю дети начи­нают втя­ги­ваться, и где-то на 10‑й день про­ис­хо­дит пол­ная инте­гра­ция. Кто-то быст­рее, кто-то мед­лен­нее адап­ти­ру­ется, но  обычно на деся­тый день они чув­ствуют себя одним отря­дом, одной семьёй, любят друг друга, им не хочется расставаться.

Lager.Moleben - О. Никита Заболотнов: как правильно организовать летний лагерь?

И с дру­гой сто­роны, если делать смену больше 21 дня, то дети сильно устают. Устают и от усло­вий, а кто-то устает немножко и друг от друга. Поэтому больше 21 дня смену делать тоже не стоит.

Не будем забы­вать, что в совет­ских пио­нер­ла­ге­рях смена была 21 день. В этом есть опре­де­лен­ный опыт, кото­рый появился не на пустом месте. По моему мне­нию, опти­мально  – это 14–18 дней.

– Роди­те­лей  все­гда вол­нуют вопросы безопасности. 

Как преду­га­дать какие-то непри­ят­ные, чрез­вы­чай­ные, опас­ные для детей ситу­а­ции, бывали ли в опыте вашего лагеря какие-то печаль­ные случаи?

– Да, несо­мненно, тех­ника без­опас­но­сти – это очень важ­ная вещь. Мы гово­рим о тех­нике без­опас­но­сти на собра­нии с роди­те­лями. Что каса­ется детей, а осо­бенно млад­ших детей, то мы насто­я­тельно про­сим, чтобы роди­тели дома перед лаге­рем несколько раз про­го­во­рили с ребён­ком важ­ней­шие моменты.

В нашем слу­чае это стро­гое соблю­де­ние тер­ри­то­ри­аль­но­сти лагеря. То есть у лагеря есть тер­ри­то­рия, выход за тер­ри­то­рию строго запре­щен. Строго запре­щён, и без каких-либо осо­бых усло­вий выйти за тер­ри­то­рию можно только вме­сте со своим отря­дом, либо вме­сте с роди­те­лями, но если пре­ду­пре­ждён дежур­ный воспитатель.

Что каса­ется осталь­ных момен­тов пра­вил без­опас­но­сти, то это, конечно, соблю­де­ние рас­по­рядка дня. То есть ночью мы спим, днем не спим. Ночью мы никуда не ходим, не бро­дим, мы в палатке.  Все это очень  важно для  без­опас­но­сти детей.

У нас есть поле­вая кухня, она горя­чая, но она обычно обно­сится колыш­ками, что-то натя­ги­ва­ется, там могут нахо­диться только работ­ники кухни или те, кто им по их просьбе офи­ци­ально помо­гает. Тех­ника без­опас­но­сти у костра обя­за­тельна, если есть костер, там все­гда нахо­дится взрос­лый – ответ­ствен­ный за этот костер, кото­рый ложится спать послед­ним, когда костер будет потушен.

Lager.Koster - О. Никита Заболотнов: как правильно организовать летний лагерь?

С огнём мы нигде не бегаем – костёр раз­во­дится в опре­де­лен­ном месте, это место ого­ро­жено кам­нями, чтобы огонь не мог рас­полз­тись. Что каса­ется  вся­ких печаль­ных момен­тов, то, конечно, они бывают. Мы ста­ра­емся пре­ду­пре­ждать воз­мож­ные чрез­вы­чай­ные ситу­а­ции и быть гото­выми к их решению.

Важно, чтобы у тех людей, кто отве­чает за без­опас­ность, был чет­кий алго­ритм реше­ния стан­дарт­ных ситу­а­ций. То есть  ситу­а­ции с одной сто­роны, конечно, нестан­дарт­ные, потому что про­ис­хо­дит что-то из ряда вон, но с дру­гой сто­роны, в дет­ском лагере их можно предположить.

Допу­стим, отрав­ле­ние. Ребё­нок может отра­виться – что хуже, из общего котла. Это зна­чит, что про­блема на кухне, это ситу­а­ция кри­ти­че­ская. У нас, слава Богу, не было такого. Но чаще всего ребё­нок забо­ле­вает, наев­шись каких-то про­дук­тов, кото­рые он при­вёз с собой, кото­рые ему пере­дали роди­тели, или друг какой-то поде­лился, или же это могут быть про­дукты, кото­рые уне­сены с обеда, ужина, зав­трака, где-то они там залежались.

Или же когда про­дукты – допу­стим, пече­нье, яблоко, кон­фета, кото­рые ребё­нок полу­чил в лагере, хра­нятся в ненад­ле­жа­щем месте, допу­стим, с репел­лен­тами от кле­щей, от кома­ров. Что делать в той или иной  ситу­а­ции? Есть чёт­кий алго­ритм дей­ствий, кото­рому надо следовать.

Вот, ска­жем, пере­лом. Да, дети есть дети – играют, бегают, кто-то на кого-то упал, кто-то что-то задел. Чаще всего это пере­лом паль­цев, фаланг. Травмы  в лагере – это могут быть и порезы какие-либо, пере­охла­жде­ния или ожоги (чаще всего сол­неч­ные, очень редко от костра). Пере­охла­жде­ния бывают ночью, или если ребё­нок по какому-то недо­смотру ходит в мок­рой одежде, или из-за выхода из строя какого-то базо­вого обо­ру­до­ва­ния. То есть у ребенка палатка сло­ма­лась, про­текла, порва­лась, ещё что-то.

Кроме этого, воз­можна встреча с дикими живот­ными. Мы все-таки нахо­димся в лесу. Это клещи, это змеи. Послед­нее время мы каж­дый год со зме­ями встре­ча­емся. Один раз у меня в палатке жили обе мои дочки, одной было тогда пять, дру­гой семь. Захожу в палатку, решил пере­ста­вить сумку, а под сум­кой малень­кий гаде­ныш, гадюка лежит.

Что делать в такой ситу­а­ции? Вышел, взрос­лых и старше-отряд­ни­ков попро­сил, чтобы они встали рядом с моей палат­кой, и пока­зал, где нахо­дится змея, так тихо­нечко попро­сил: встаньте, посмот­рите. Схо­дил, взял рези­но­вые сапоги, лопату, потом пошёл  змею выго­нять. Если её про­сто отпу­стить, она может ока­заться под дру­гой палат­кой, или встре­тить кого-то из детей по пути, поэтому при­шлось со змеей попрощаться.

Один раз маль­чик шел почти за тер­ри­то­рией, насту­пил на змею. Благо, насту­пил очень близко к голове, она его ужа­лить не смогла, змею потом пой­мали. Да, такие ситу­а­ции бывают. Бывают и встречи с лисами. С вол­ками мы, в общем-то, не встре­ча­лись в лаге­рях, а на спла­вах кого только не видели: и вол­ков, и лося. А те, кто перед нами плыл, мед­ведя видели один раз, поэтому со спла­вами интереснее.

Ну, а в лагере  ино­гда страш­нее встреча с мест­ными жите­лями, чем с животными. 

Потому что если рядом какой-то насе­лен­ный пункт, то мест­ные жители, при­няв доста­точ­ное коли­че­ство алко­голя, жаж­дут пойти посмот­реть, что там за лагерь, позна­ко­миться, пооб­щаться, рас­ска­зать о себе. 

И вот эта встреча не все­гда, к сожа­ле­нию, закан­чи­ва­ется мир­ным доб­рым разговором.

– Что с этим делать?

– В лагере все­гда есть охран­ник, это креп­кий, ответ­ствен­ный муж­чина. И поэтому пер­во­на­чально выхо­дит охран­ник, несколько взрос­лых, обычно муж­чин, и с  нару­ши­те­лем спо­кой­ствия пыта­ются пого­во­рить, уре­зо­нить, что не надо сюда под­хо­дить, здесь дети. Чаще всего этого хва­тает. Чело­век может покри­чать и обычно ухо­дит восвояси.

– Вы упо­мя­нули о роле­вых играх, о том, какие именно раз­вле­ка­тель­ные и твор­че­ские меро­при­я­тия про­во­дите в своем лагере. Рас­ска­жите поподробнее.

– Мы ста­ра­емся, конечно, делать таким обра­зом, чтобы каж­дый год было что-то новое, инте­рес­ное. Но на про­тя­же­нии неко­то­рого вре­мени сло­жи­лись и опре­де­лен­ные тра­ди­ции именно нашего лагеря, кото­рые мы ста­ра­емся поддерживать.

Lager.Devchonki - О. Никита Заболотнов: как правильно организовать летний лагерь?

Ну, во-пер­вых, это «Зар­ница» – ноч­ная и днев­ная. Мы немножко моди­фи­ци­ро­вали эту игру под усло­вия нашего лагеря, чтобы было удоб­ней. Ребята ее ждут, и в этом году мы даже запла­ни­ро­вали так­ти­че­ские заня­тия со стар­шими отря­дами для того, чтобы «Зар­ница» полу­чи­лось инте­рес­ней. То есть все­гда эта игра про­ис­хо­дит немножко по- дру­гому. И вот мы даже пла­ни­руем неболь­шие такие курсы с ребя­тами пройти, чтобы было интереснее.

Кроме этого, каж­дый год у нас про­хо­дит роле­вая игра «Семья», но  вся­кий раз она про­ис­хо­дит по-раз­ному, немножко изме­ня­ются усло­вия, цели и задачи игры, какие-то игро­вые осо­бен­но­сти, а какие-то моменты мастер при­вно­сит по ходу игры, полу­ча­ется,  что каж­дый год эта игра – почти новая.

В этом году пла­ни­руем ещё несколько таких инте­рес­ных роле­вых игр. Во-пер­вых, мы гото­вим игру по выбору про­фес­сии. Она пока раз­ра­ба­ты­ва­ется, есть опре­де­лен­ная база, и мы на этой базе пыта­емся фан­та­зи­ро­вать. Хотим, чтобы ребята, осо­бенно стар­шие, вжи­лись в нее и в роле­вой игре немножко поду­мали, пораз­мыш­ляли, кем они хотят быть, какую про­фес­сию осва­и­вать, как потом в насто­я­щей жизни.

Сло­вом, у нас много инте­рес­ных идей, и Гос­подь посы­лает людей и воз­мож­но­сти для их вопло­ще­ния. Думаю, ребя­там должно быть инте­ресно и полезно. Ждем лета!

Соб. инф.
Фото предо­став­лены иереем Ники­той Заболотновым

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки