О возрастных нормах или к чему надо приучать детей

О возрастных нормах или к чему надо приучать детей

(2 голоса5.0 из 5)

Одна из самых вре­до­нос­ных фор­мул в вос­пи­та­нии зву­чит так: «Если ребенка сразу (не) при­учишь, то так будет все­гда». Не нужно при­учать к рукам. Нужно сразу при­учать к акку­рат­но­сти. Не нужно при­учать спать с мамой. Нужно сразу при­учать оформ­лять пись­мен­ные работы пра­вильно. И т. д., и т. п. Такой под­ход под­ра­зу­ме­вает взгляд на ребенка как на банку с крыш­кой, куда что засу­нешь, так оно там и оста­нется. При всей оче­вид­ной вроде бы абсурд­но­сти этот взгляд обла­дает прямо-таки маг­не­ти­че­ским дей­ствием, бук­вально гип­но­ти­зи­руя взрослых.

«Ну как же так? Так и оста­вить? Но ведь тогда он будет ВСЕГДА (сосать палец, рыдать в мага­зине игру­шек, забы­вать сде­лать уроки, играть в ком­пью­тер, любить Диму Билана – нуж­ное под­черк­нуть)! Нужно же что-то делать!». А‑а-а, мы все умрем! Я обычно говорю: «Слу­шайте, это вообще инте­рес­ный ход мысли. Пред­ла­гаю не пере­во­дить ребенка за руку через дорогу. Надо сразу при­учать! А то что же, так и будет ВСЕГДА только с нами ходить?» Заме­ша­тель­ство. «Нет, так нельзя, это дру­гое». Чем дру­гое, а? Вот ребе­нок боится спать один. Ну, мы-то конечно знаем, что ске­лет под кро­ва­тью, кото­рого он боится – нере­а­лен, в отли­чие от машин на доро­гах. Но для него-то реа­лен! Гораздо более чем, потому что ске­лета, такого страш­ного, он почти прямо видит, и почти прямо слы­шит, как тот скре­бет сво­ими костями об пол. А машина – чего ее бояться? Едет и едет. Яркая, красивая.

Как, инте­ресно, дети объ­яс­няют себе, почему от одних опас­но­стей взрос­лые готовы их обе­ре­гать и даже с чрез­мер­ным рве­нием, а дру­гим спо­койно отдает на рас­тер­за­ние, да еще и сты­дит, что ты боишься? Какая у них на эту тему вер­сия в голове? Хоте­лось бы узнать.

Или вот началь­ная школа. Ну, зачем в пер­вом классе уде­ля­ется столько вни­ма­ния оформ­ле­нию? «Чтобы сразу при­учить, а то…». ОК, давайте при­учим сразу инте­гралы решать? Почему-то мысль о том, что семи­лет­ний ребе­нок не может решать инте­гралы, оче­видна. А мысль о том, что он НЕ МОЖЕТ про­сто в силу воз­раст­ных осо­бен­но­стей, упом­нить все эти алго­ритмы: четыре кле­точки сюда, а если на послед­ней строке, то не начи­наем, а если не поме­сти­лось, то вот так. И все это надо делать одно­вре­менно с соб­ственно пись­мом и думаньем!

Такой чудес­ный воз­раст – с 7  до 10! Такой твор­че­ский, бога­тый, такой страст­ный инте­рес к тому, как устроен мир, такая спо­соб­ность к неожи­дан­ным обоб­ще­ниям, ассо­ци­а­циям, такая син­те­тич­ность вос­при­я­тия любого пред­мета! Видеть мир не как набор науч­ных дис­ци­плин, а весь, как живой еди­ный орга­низм, думать о бабоч­ках, о звез­дах, о составе грязи под ног­тями, об ура­га­нах, о викин­гах, об ато­мах, о том, почему люди сме­ются – с интер­ва­лом в пять секунд, а то и вовсе одно­вре­менно. Не про­сто думать – ЧУВСТВОВАТЬ про это, про­пус­кать через всего себя. Эти неве­ро­ят­ные упор­ство и само­от­дача в заня­тии тем, что инте­ресно! Часами, с упо­е­нием, забыв обо всем, фут­бол ли это, кон­струк­тор, рисо­ва­ние, фан­та­зи­ро­ва­ние – у кого что! При­ду­мы­ва­ются игры, рож­да­ются свои Швам­бра­нии и Тера­би­тии, все эти клады, тайны, шифры. Стре­ми­тель­ное раз­ви­тие всех мыс­ли­тель­ных функ­ций, как цве­ток в уско­рен­ной съемке раз­во­ра­чи­ва­ется из бутона. Рас­тет (должна расти, по край­ней мере) уве­рен­ность в себе, само­сто­я­тель­ность, спо­соб­ность дей­ство­вать в неожи­дан­ных, меня­ю­щихся обсто­я­тель­ствах. Тяга к при­клю­че­ниям, к новому опыту. Зарож­де­ние дружбы, уже не дет­ской, а насто­я­щей, кото­рая может быть на всю жизнь.

Иде­аль­ный мир ребенка этого воз­раста пока­зан в муль­ти­ках «Земля до начала вре­мен». Своя ком­па­ния дру­зей, сво­бода, насто­я­щие при­клю­че­ния, но где-то рядом есть муд­рые и силь­ные взрос­лые, кото­рые, если что, при­дут на помощь, а вече­ром уло­жат спать. И больше от них ничего не нужно.

Люд­мила Пет­ра­нов­ская, психолог

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки