Ода учителям

Ода учителям

(1 голос5.0 из 5)

И снова День учи­теля – хоро­ший повод для даре­ния цве­тов и выра­же­ния  самых доб­рых и искрен­них чувств тем, кто без­воз­мездно и щедро  пере­дал нам частицу своей души. С празд­ни­ком,  доро­гие  наши учи­теля, мно­гая вам  и бла­гая лета! И поз­вольте поде­литься раз­мыш­ле­ни­ями о вашем непро­стом – полез­ном и бого­угод­ном – служении.

С любовью к делу и ученику

Навер­ное, педа­го­гами не ста­но­вятся слу­чайно, осо­бенно в наши дни, когда настолько не схо­дятся друг с дру­гом «цифры и факты» – когда уро­вень зар­плат­ных ожи­да­ний  и обще­ствен­ного ува­же­ния насколько не сов­па­дает  со «сте­пе­нью энер­го­за­трат»  и «уров­нем само­от­дачи» в профессии.

Да, реа­лии таковы, как ска­зал одна­жды моло­дому педа­гогу один чинов­ник: не нра­вится зара­бо­ток – идите в мене­джеры. Но, несмотря ни на что, все-таки нахо­дятся искренне горя­щие и вооду­шев­лен­ные, спо­соб­ные на  твор­че­ский и чело­ве­ко­лю­би­вый  труд не ради длин­ного рубля – и много в Рос­сии таковых!

Какой он, если не иде­аль­ный, то очень хоро­ший дето­во­ди­тель, в буд­нич­ном, повсе­днев­ном своем кро­пот­ли­вом труде? 

IMG 3003 - Ода учителямУчи­тель – не мучи­тель, а друг,  кото­рый все­гда  на сто­роне детей. Даже если уче­ники –слож­ные под­ростки с зашка­ли­ва­ю­щим уров­нем амби­ций, склон­ные к нети­пич­ным реак­циям,  агрес­сив­ным отве­там и дер­зо­сти. Но дети, если не посто­рон­ние, а свои – они ведь все равно люби­мые дети. Редко, но при­хо­дится выслу­шать от какой-нибудь стран­ной учи­тель­ницы: «Я ваших детей любить не обя­зана, 20 лет в школе, любить буду сво­его сына, а не этих дура­ков», – но, слава Богу, такие голоса,  как пра­вило, сиг­на­ля­щие   о проф­не­при­год­но­сти,  раз­да­ются все реже, а совер­шен­ных образ­цов среди педа­го­гов все больше. Ведь, как писал Л. Тол­стой, «Если учи­тель соеди­няет в себе любовь к делу и уче­ни­кам, он совер­шен­ный учитель».

Бывает, что про­фес­сия увле­кает  моло­дых успеш­ных гениев немного в сто­рону от педа­го­гики пер­спек­ти­вами стре­ми­тель­ного карьер­ного роста и насы­щен­ной обще­ствен­ной жизни. Отвле­кает от уче­ни­ков, их уче­ния и вос­пи­та­ния – един­ственно важ­ных и насущ­ных целей.  И появ­ля­ется вроде бы новый тип учи­теля – «моти­ви­ро­ван­ный и заин­те­ре­со­ван­ный» согласно  пра­виль­ным гене­раль­ным уста­нов­кам совре­мен­ного обра­зо­ва­ния. Но  и тут в сердце каж­дого педа­гога, сле­ду­ю­щего при­зва­нию, все-таки в своё время про­ни­кает здра­вая мысль о том, что не всё про­дви­гать ему своё талант­ли­вое и само­быт­ное «я» – надо и о  высо­ких смыс­лах сво­его труда, и об уче­ни­ках поду­мать. «Вос­пи­та­тель – не чинов­ник, а если он чинов­ник, то он не вос­пи­та­тель», – давно, но спра­вед­ливо заме­тил К. Ушинский.

Немного младенец

Навер­ное, учи­тель – одна из самых хри­сти­ан­ских про­фес­сий. Стоит только отве­сти «замы­лен­ный взгляд» от всего при­выч­ного и вспом­нить,  Кого назы­вали учи­те­лем в Еван­ге­лии и кем были Его уче­ники. И луч­шие педа­гоги дер­жат в уме и сердце пер­во­об­раз этого глав­ного и луч­шего Учи­теля, за кото­рым ради настав­ле­ния целые дни напро­лет без еды и под паля­щим солн­цем ходили  мно­го­ты­сяч­ные толпы людей.

IMG 2986 - Ода учителямПеда­гог – чело­век не только широко и раз­но­сто­ронне обра­зо­ван­ный и эру­ди­ро­ван­ный. Его душев­ный и духов­ный мир опре­де­ляют то, что он спо­со­бен пере­дать уче­ни­кам,  и это – сверх­цен­ность, поскольку  через нее так или иначе  фор­ми­ру­ется  буду­щее этого мира. «Учи­тель, образ его мыс­лей – вот что самое глав­ное во вся­ком обу­че­нии и вос­пи­та­нии», – небез­осно­ва­тельно счи­тал А. Дистервег.

И как не согла­ситься с выска­зы­ва­нием М. Остро­град­ского, что «…хоро­шие учи­теля создают хоро­ших уче­ни­ков» и  не заду­мы­ваться о прав­ди­во­сти еван­гель­ского выска­зы­ва­ния о мла­ден­че­стве, вспо­ми­ная фразу  В. Одо­ев­ского: «Будьте сами и чело­ве­ком, и мла­ден­цем, чтобы учить ребенка».

Растут вместе

В наше время успехи учи­те­лей  и уро­вень  их  авто­ри­тет­но­сти при­нято оце­ни­вать по резуль­та­там ЕГЭ. Спра­ви­лись его уче­ники? Выс­шая про­фес­си­о­наль­ная оценка.

Между тем, не стоит забы­вать муд­рого Д. Мен­де­ле­ева, гово­рив­шего: «Вся гор­дость учи­теля – в уче­ни­ках, в росте посе­ян­ных им семян». А внут­рен­ний рост моло­дых людей не под­да­ется ни про­стым ста­ти­сти­че­ским отсле­жи­ва­ниям, ни слож­ным изме­ре­ниям ни по одной точ­ной шкале.

Невольно вспом­нишь  изре­че­ние Кон­фу­ция – «Учи­тель и уче­ник рас­тут вме­сте». Навер­ное,  под такими сло­вами готов под­пи­саться не только свя­щен­ник и пре­по­да­ва­тель вос­крес­ной школы, но и любой хоро­ший педа­гог. Спро­сите у детей, кого они ува­жают и дей­стви­тельно любят, кто их луч­ший  учитель?

И они, ско­рее всего, отве­тят: доступ­ный и  искрен­ний,  непо­сто­рон­ний. Серьезно и вни­ма­тельно, а не для вида, вни­ка­ю­щий в их про­блемы, но точно зна­ю­щий гра­ницы сво­его вли­я­ния и при­сут­ствия. Не слу­жа­щий гор­дому идолу авто­ри­тар­но­сти, не учи­тель­ству­ю­щий по любому поводу. И  в под­твер­жде­ние ска­зан­ному назо­вут много-много имен и отчеств, пока­жут фото люби­мых учи­те­лей в соцсетях.

Оста­ется только доба­вить сло­вами Г. Адамса: «Учи­тель при­ка­са­ется к веч­но­сти – никто не может ска­зать, где кон­ча­ется его вли­я­ние».

Вален­тина Киденко
Фото автора

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки