сайт для родителей

Ода учителям

Print This Post

177


Ода учителям
(1 голос: 5 из 5)

И снова День учителя – хороший повод для дарения цветов и выражения  самых добрых и искренних чувств тем, кто безвозмездно и щедро  передал нам частицу своей души. С праздником,  дорогие  наши учителя, многая вам  и благая лета! И позвольте поделиться размышлениями о вашем непростом – полезном и богоугодном – служении.

С любовью к делу и ученику

Наверное, педагогами не становятся случайно, особенно в наши дни, когда настолько не сходятся друг с другом «цифры и факты» – когда уровень зарплатных ожиданий  и общественного уважения насколько не совпадает  со «степенью энергозатрат»  и «уровнем самоотдачи» в профессии.

Да, реалии таковы, как сказал однажды молодому педагогу один чиновник: не нравится заработок – идите в менеджеры. Но, несмотря ни на что, все-таки находятся искренне горящие и воодушевленные, способные на  творческий и человеколюбивый  труд не ради длинного рубля – и много в России таковых!

Какой он, если не идеальный, то очень хороший детоводитель, в будничном, повседневном своем кропотливом труде?

Учитель – не мучитель, а друг,  который всегда  на стороне детей. Даже если ученики –сложные подростки с зашкаливающим уровнем амбиций, склонные к нетипичным реакциям,  агрессивным ответам и дерзости. Но дети, если не посторонние, а свои – они ведь все равно любимые дети. Редко, но приходится выслушать от какой-нибудь странной учительницы: «Я ваших детей любить не обязана, 20 лет в школе, любить буду своего сына, а не этих дураков», – но, слава Богу, такие голоса,  как правило, сигналящие   о профнепригодности,  раздаются все реже, а совершенных образцов среди педагогов все больше. Ведь, как писал Л. Толстой, «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».

Бывает, что профессия увлекает  молодых успешных гениев немного в сторону от педагогики перспективами стремительного карьерного роста и насыщенной общественной жизни. Отвлекает от учеников, их учения и воспитания – единственно важных и насущных целей.  И появляется вроде бы новый тип учителя – «мотивированный и заинтересованный» согласно  правильным генеральным установкам современного образования. Но  и тут в сердце каждого педагога, следующего призванию, все-таки в своё время проникает здравая мысль о том, что не всё продвигать ему своё талантливое и самобытное «я» – надо и о  высоких смыслах своего труда, и об учениках подумать. «Воспитатель – не чиновник, а если он чиновник, то он не воспитатель», – давно, но справедливо заметил К. Ушинский.

Немного младенец

Наверное, учитель – одна из самых христианских профессий. Стоит только отвести «замыленный взгляд» от всего привычного и вспомнить,  Кого называли учителем в Евангелии и кем были Его ученики. И лучшие педагоги держат в уме и сердце первообраз этого главного и лучшего Учителя, за которым ради наставления целые дни напролет без еды и под палящим солнцем ходили  многотысячные толпы людей.

Педагог – человек не только широко и разносторонне образованный и эрудированный. Его душевный и духовный мир определяют то, что он способен передать ученикам,  и это – сверхценность, поскольку  через нее так или иначе  формируется  будущее этого мира. «Учитель, образ его мыслей – вот что самое главное во всяком обучении и воспитании», – не безосновательно считал А. Дистервег.

И как не согласиться с высказыванием М. Остроградского, что «…хорошие учителя создают хороших учеников» и  не задумываться о правдивости евангельского высказывания о младенчестве, вспоминая фразу  В. Одоевского: «Будьте сами и человеком, и младенцем, чтобы учить ребенка».

Растут вместе

В наше время успехи учителей  и уровень  их  авторитетности принято оценивать по результатам ЕГЭ. Справились его ученики? Высшая профессиональная оценка.

Между тем, не стоит забывать мудрого Д. Менделеева, говорившего: «Вся гордость учителя – в учениках, в росте посеянных им семян». А внутренний рост молодых людей не поддается ни простым статистическим отслеживаниям, ни сложным измерениям ни по одной точной шкале.

Невольно вспомнишь и изречение Конфуция – «Учитель и ученик растут вместе». Словно откликаясь на него, наш современник архимандрит Андрей (Конанос) замечает: «Когда я преподавал в школе, дети были лучшими моими учителями, заставляли меня задуматься над многими вещами». Наверное,  под такими словами готов подписаться не только священник и преподаватель воскресной школы, но и любой хороший педагог. Спросите у детей, кого они уважают и действительно любят, кто их лучший  учитель?

И они, скорее всего, ответят: доступный и  искренний,  не посторонний. Серьезно и внимательно, а не для вида, вникающий в их проблемы, но точно знающий границы своего влияния и присутствия. Не служащий гордому идолу авторитарности, не учительствующий по любому поводу. И  в подтверждение сказанному назовут много-много имен и отчеств, покажут фото любимых учителей в соцсетях.

Остается только добавить словами Г. Адамса: «Учитель прикасается к вечности – никто не может сказать, где кончается его влияние».

С праздником, дорогие учителя! Берегите себя и друг друга! Божьей помощи вам!

Валентина Киденко.

Фото автора.

 

Оставить комментарий

Обсудить на форуме

Система Orphus