ОГЭ-2020 по русскому: куда ведёт нас право на ошибку?

ОГЭ-2020 по русскому: куда ведёт нас право на ошибку?

(2 голоса3.5 из 5)

 

Для педагогов, родителей и старшеклассников  знакомая аббревиатура «ОГЭ» – точно также, как и «ЕГЭ»  – чаще всего – это синоним стресса. Изменятся ли условия экзаменационных испытаний и будут ли какие-то послабления для сдающих экзамен уже в этом учебном году?  Таким непраздным вопросом задались «Российская газета» и сайт «Азбука воспитания».

 

Со словарем – можно, ошибки разрешаются

В статье Ирины Ивойловой «Как изменится ОГЭ в 2020 году», опубликованной на сайте «РГ»,  в частности, сообщается, что «Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) предложил на 2020 год новый вариант ОГЭ по русскому языку – можно с орфографическим словарем и с небольшими ошибками».

Приведем статью полностью:

«…Напомним, экзамен по русскому является обязательным и его должны сдавать все выпускники девятых классов.

Какие ошибки можно допустить на экзамене по русскому языку в 9 классе и при этом не потерять баллы?

  • одну орфографическую ошибку
  • две пунктуационных
  • одну грамматическую ошибку
  • две речевые ошибки

Но это правило будет действовать только тогда, когда ученик написал тексты нужного размера – не менее 140 слов в сочинении и изложении вместе взятых. Допустим, ученик выполнил только одну творческую работу – написал сочинение, но объемом больше 140 слов. В этом случае правило действует, будут небольшие поблажки.

В проекте демонстрационной версии обязательного экзамена по русскому языку в 9-м классе – три части, всего девять заданий. В 2019 году их было 15. На выполнение девяти заданий ОГЭ отводится 3 часа 55 минут.

На экзамене по русскому языку в 9-м классе требуется:

1) написать сжатое изложение (не менее 70 слов, это не больше половины листка);

2) ответить на вопросы по разным разделам русского языка;

3) написать сочинение-рассуждение (тоже не менее 70 слов). Ученику на выбор дается три варианта. Например, «раскройте смысл такого-то высказывания»; «объясните, как вы понимаете этот фрагмент текста»; «объясните значение слова «смелость», опираясь на данный вам текст и собственный опыт».

Как будет проходить изложение? На прослушивание текста дается 3-4 минуты, в это время можно пользоваться черновиком. Затем ученик работает 5-6 минут с черновиком и потом снова прослушивает 3-4 минуты текст. Все, дальше работа с собственным изложением. Важно! Пользоваться орфографическим словарем разрешается!

494e686d29c6925a9b428650edf031d6 300x209 - ОГЭ-2020 по русскому: куда ведёт нас право на ошибку?

Что еще поменяется в обязательном экзамене по русскому языку в девятом классе? Раньше все три части заданий были тематически связаны между собой. Теперь ученику для изложения могут предложить тексты разных жанров – путевые заметки, очерки, рецензии. Плохо это или хорошо? Сильным ученикам, думаю, безразлично, а слабым, наверное, будет проще. Если плохо понимаешь классические тексты для разбора и сочинения, то есть шансы, что хотя бы на изложении попадется описание путешествия или рецензия на современный фильм.

ФИПИ предлагает изменить и количество первичных баллов, из которых потом высчитывается школьная оценка. В 2019 году максимум составлял 39 баллов, сейчас предлагается 33. Самое «дорогое» задание, за которое можно получить максимум баллов, – сочинение. А если ты еще и грамотно написал изложение – это уже 80 процентов успеха!

Набрал меньше 15 первичных баллов – двойка. С 15 до 22-х первичных баллов – поставят три, с 23 до 28 – четверка (но не всегда, эксперты учтут, сколько баллов ты получил за грамотность), с 29 до 33 – пятерка (опять-таки с учетом полученных баллов за грамотность).

(Сайт издания  «Российская газета»)

Снижая планку – снижаем уровень?

А теперь попробуем осознать важные факты, обстоятельно перечисленные «РГ». Итак, поразмышляем, что мы наблюдаем  в перспективе развития экзамена – ОГЭ по русскому языку в 9 классе?

Получается, оценка  уровня знаний ученика становится более лояльной, планка требований к знаниям снижается, задача упрощается.  Если школьник владеет русским литературным языком и может  соединить  несколько слов в связный текст, его баллы, очевидно, не будут низкими, а его оценка, скорее всего, будет положительной.

Родители рады? Несомненно – значит, можно немного «выдохнуть», затратив меньше времени и сил (своих сил и сил ребенка) на подготовку к ОГЭ и меньше средств из домашнего бюджета на репетиторов.

7 300x200 - ОГЭ-2020 по русскому: куда ведёт нас право на ошибку?

Педагоги счастливы? Безусловно, ведь об их профессиональной компетенции  теперь принято судить  исключительно по тем результатам, которые показывают на экзаменах ученики. Есть поблажки – и есть надежда, что баллы будут повыше, словом, средняя температура по больнице другая – ситуация в целом получше, а значит, после очередной сдачи не придется краснеть перед руководством и родителями.

Работать станет попроще – ведь научить ребенка написать изложение по накатанной и отработанной схеме или научить его поразмышлять  в формате сочинения над какой-то темой или проблемой гораздо  легче, чем обучить верно применять правила и годами воспитывать  у него грамотность, увы, в большинстве случаев далекую от стопроцентной.

Но есть небольшая оговорка – да, экзамен предполагает для школьника новую возможность – воспользоваться словарем. Вопрос в другом – сумеет ли он им воспользоваться в нужный момент? Проверит ли себя или будет полагаться на интуицию?  И самое главное: сможет ли заподозрить себя в ошибке, усомнится ли в правописании слова?

И вопрос этот – в первую очередь не к школьнику, а, конечно,  к педагогу – смог ли тот привить ученику полезные навыки работы со словарем (или словарь так и пролежит неоткрытым весь экзамен и ничем не поможет  сдающему его)? Смог ли учитель сформировать у ребенка критическое мышление?

Или, вместо того, чтобы учиться осознавать и оценивать свою письменную и устную речь, все эти годы уроков ученик и учитель работали над тем, чего требуют сегодняшние принципы в образовании – то есть снижали критику к себе и максимально повышали самооценку и установку на успех? Экзамен так или иначе это покажет…

А что сам ребенок-старшеклассник, подросток, которого  в меру его возрастных психологических особенностей, естественно, больше всего интересует общение со сверстниками и его внутренняя жизнь? Наверняка и он порадуется новой возможности облегчить своё существование.

Зубрить правила можно поменьше, а вести себя –поуверенней. Право на ошибку – тоже хорошо. Главное,  сочиняй  текст побольше, лей много «воды» – и  как-нибудь «прокатит» – на «троечку» сойдет, а большего и не требуется. Сдал и забыл. Да и зачем он нужен, грамотный русский язык? В «компе» и в телефоне, если что-то серьезное пишешь,  поправит  встроенный редактор.

Какой напрашивается вывод?  Казалось бы, все довольны, всем хорошо. Но, идя по пути упрощения, облегчая себе жизнь и задачи, помним ли мы, что это не стимулирует развитие, а,  всё очевиднее, ведет к деградации?

Осознаёт  ли современное образование не свой очередной шаг или шажок  вперед,  а свой общий вектор – куда, в каком направлении  оно движется? Как будет развиваться дальше русский язык, когда сегодняшние школяры, завтрашние взрослые специалисты всех отраслей  и сфер деятельности, создают в соцсетях мегабайты текста с массой ошибок – несмотря ни на какие программы-редакторы?

Не сужаем ли мы таким экзаменом в его новых компромиссных формах  – сознательно и преднамеренно – то познавательное пространство, где ребенку можно расправить крылья возможностей – проявить себя: свою любознательность, инициативу, зажечься интересом,  показать таланты и способности, блеснуть интеллектом, наконец?

Вопросы, которые возникают  у автора статьи – это именно вопросы, а не утверждения.  Это приглашение к размышлению. У педагогов, родителей, учащихся, у разработчиков заданий  наверняка будут свои вопросы и мнения, свои ракурсы восприятия и видения этой проблемы. И это прекрасно.

Приглашаем поучаствовать в полемике на тему предстоящего ОГЭ  по русскому языку и его нововведений всех, кто неравнодушен к происходящему. Свои сообщения Вы можете оставить  на сайте или на нашем форуме.

Над переменами в ОГЭ-2020 размышляла Валентина Киденко

Фото из открытых источников