Основа воспитания – любовь к Богу и ближнему

Основа воспитания – любовь к Богу и ближнему

(11 голосов4.8 из 5)

Что и кто нас вос­пи­ты­вает в раз­ные пери­оды жизни? Зада­емся вопро­сом неспро­ста, поскольку и кибер­про­стран­ство интер­нета пыта­ется нас вос­пи­ты­вать, при­тя­ги­вая, зама­ни­вая, раз­драз­ни­вая. А как вос­пи­ты­вает  и обра­зо­вы­вает ребёнка Цер­ковь?

Из всех тво­ре­ний самое пре­крас­ное — полу­чив­ший вос­пи­та­ние человек.
(Эпи­к­тет)

Про­цве­та­ние госу­дар­ства, бла­го­по­лу­чие народа зави­сят напря­мую от доб­роты нра­вов и вос­пи­та­ния. В каж­дом чело­веке при­рода всхо­дит либо зла­ками, либо сор­ной тра­вой, об этом гово­рил Фрэн­сис Бэкон. Обра­зо­ва­ние непре­менно помо­гает поли­вать эти всходы интел­лекта своевременно.

Задача вос­пи­та­ния – заста­вить чело­века не только посту­пать хорошо и думать прежде, чем сде­лать, но и любить работу, ценить и ува­жать окружающих.

dsc06787 - Основа воспитания – любовь к Богу и ближнему

Раз­го­вор на тему обра­зо­ва­ния и вос­пи­та­ния – с про­то­и­е­реем Димит­рием Оли­хо­вым – руко­во­ди­те­лем отдела рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции Омской епар­хии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви (Мос­ков­ский Пат­ри­ар­хат), помощ­ни­ком мит­ро­по­лита Омского и Таври­че­ского Владимира.

Собе­сед­ник – кан­ди­дат бого­сло­вия и кан­ди­дат исто­ри­че­ских наук. Пре­по­даёт в Омской Духов­ной семи­на­рии и в Омском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­тете, участ­вует в работе Обще­ствен­ной палаты Омской обла­сти, встре­ча­ется с роди­те­лями и педа­го­ги­че­скими кол­лек­ти­вами школ, с кол­лек­ти­вами дошколь­ных обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ций, делает еще много важ­ной работы.

Слу­шая его речи и доклады на раз­лич­ных меро­при­я­тиях, напри­мер, на малых фору­мах – на круг­лых сто­лах – или на боль­ших – на Рож­де­ствен­ских обра­зо­ва­тель­ных чте­ниях,  при­хожу к выводу, что луч­ший спо­соб сде­лать детей доб­рыми и обра­зо­ван­ными – это вос­пи­тать их.

– Что лежит в основе вос­пи­та­ния, батюшка?

– Любовь к Богу и ближ­нему лежит в основе вос­пи­та­ния любви к сво­ему Оте­че­ству, ува­же­ния к куль­туре и духов­ным тра­ди­циям сво­его народа, спо­соб­но­сти осо­зна­вать цен­ность чело­ве­че­ской жизни и соиз­ме­рять свои поступки с нрав­ствен­ными цен­но­стями. Вос­пи­та­ние про­ис­хо­дит бла­го­даря фор­ми­ро­ва­нию лич­ност­ных харак­те­ри­стик, совре­мен­ная школа при­даёт им боль­шое значение.

Если мы с этим согласны, тогда необ­хо­димо при­знать, что одним из важ­ней­ших пока­за­те­лей дея­тель­но­сти школы и тем более школы пра­во­слав­ной явля­ется не коли­че­ство меда­ли­стов и побе­ди­те­лей олим­пиад, уро­вень или каче­ство сдачи ЕГЭ, а уро­вень и каче­ство отно­ше­ний между всеми участ­ни­ками обра­зо­ва­тель­ного про­цесса – адми­ни­стра­цией, уча­щими, уча­щи­мися и их родителями.

Или, проще говоря, любовь, без кото­рой, по слову Апо­стола, все пре­вра­ща­ется в ничто (1 Кор. 13, 2).

– Что делает Цер­ковь для обра­зо­ва­ния и воспитания?

– Раз­мыш­ляя над вкла­дом Церкви в раз­ви­тие обра­зо­ва­ния, скажу, что само поня­тие «духовно-нрав­ствен­ное вос­пи­та­ние» воз­никло в русле хри­сти­ан­ской тра­ди­ции, имеет своим осно­ва­нием Запо­веди Хри­ста Спа­си­теля о любви к Богу и ближ­нему (Мф. 22, 37–40).

Оба начала – духов­ное, соеди­ня­ю­щее чело­века с Богом, и нрав­ствен­ное, соеди­ня­ю­щее с ближ­ним – в этом поня­тии нераз­рывно свя­заны и обу­слов­лены одно дру­гим. Как нельзя, не любя ближ­него, испол­нить первую запо­ведь о любви к Богу, также нельзя, не воз­лю­бив Бога, Кото­рый есть Любовь, испол­нить вто­рую запо­ведь о любви к ближ­нему, о чем апо­стол и еван­ге­лист Иоанн Бого­слов пишет:

«Кто гово­рит: «я люблю Бога», а брата сво­его нена­ви­дит, тот лжец: ибо не любя­щий брата сво­его, кото­рого видит, как может любить Бога, Кото­рого не видит? И мы имеем от Него такую запо­ведь, чтобы любя­щий Бога любил и брата сво­его» (1 Ин. 4, 20–21).

Равно как невоз­можно, не любя Бога, воз­лю­бить ближ­него и испол­нить вто­рую запо­ведь, поскольку, по слову того же апо­стола, «любовь от Бога» (1 Ин. 4, 7).

– Как фор­ми­руют духов­ность и нрав­ствен­ность учителя?

– Опыт учи­те­лей по духовно-нрав­ствен­ному вос­пи­та­нию мно­го­гра­нен. Он пред­став­ля­ется еже­годно на город­ском, а затем на реги­о­наль­ном этапе Все­рос­сий­ского кон­курса «За нрав­ствен­ный подвиг учи­теля», на кон­курсе «Пра­во­слав­ная куль­тура на Омской земле», где наши педа­гоги зани­мают при­зо­вые места. Это серьёз­ный показатель.

У Церкви и школы есть воз­мож­но­сти для сотруд­ни­че­ства. Это курс «Основы рели­ги­оз­ных куль­тур и свет­ской этики», пред­мет­ная область основы духовно-нрав­ствен­ной куль­туры наро­дов Рос­сии, вос­пи­та­тель­ная работа, вне­уроч­ная деятельность.

Это и уча­стие в меж­ду­на­род­ных и все­рос­сий­ских кон­кур­сах на пра­во­слав­ную тема­тику – олим­пи­ада по ОПК и олим­пи­ада «Наше насле­дие», кон­курс «Кра­сота Божьего мира». Нако­нец, празд­нич­ные меро­при­я­тия, посвя­щён­ные Дню народ­ного един­ства – фести­валь «Дер­жава», фести­валь для дошколь­ни­ков «Един­ство во имя мира», меро­при­я­тия посвя­щен­ные Дню матери, Рож­де­ству Хри­стову, Дню пра­во­слав­ной книги, Пасхе, Тро­ице, Покрову,  Дню сла­вян­ской пись­мен­но­сти и куль­туры, Дню семьи, любви и вер­но­сти, Дню учи­теля – кон­курс «Учи­тель, перед име­нем твоим…».

В школь­ных биб­лио­те­ках могут быть орга­ни­зо­ваны тема­ти­че­ские выставки пра­во­слав­ной лите­ра­туры, дис­кус­си­он­ные пло­щадки по акту­аль­ным вопро­сам духов­ной жизни совре­мен­ного обще­ства, про­во­диться встречи пред­ста­ви­те­лей Церкви с педа­го­гами, роди­те­лями и уча­щи­мися. Важно при орга­ни­за­ции всей этой работы найти точки сопри­кос­но­ве­ния на мест­ном уровне. Доб­рое стрем­ле­ние к сотруд­ни­че­ству, живой диа­лог помо­гут решить воз­ни­ка­ю­щие вопросы и проблемы.

На област­ном уровне дан­ное направ­ле­ние кури­руют епар­хи­аль­ные отделы рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции, с кото­рыми могут быть уста­нов­лены кон­такты как муни­ци­паль­ных управ­ле­ний обра­зо­ва­нием и мест­ных мето­ди­че­ских служб, так и отдель­ных обра­зо­ва­тель­ных учреждений.

При необ­хо­ди­мо­сти педа­го­гам все­гда будет ока­зана воз­мож­ная кон­суль­та­тив­ная помощь по вопро­сам пра­во­слав­ного веро­уче­ния, цер­ков­ной исто­рии, под­дер­жаны про­екты, направ­лен­ные на духовно-нрав­ствен­ное вос­пи­та­ние учащихся.

Также в поль­зо­ва­ние педа­го­гам могут быть предо­став­лены биб­лио­теки епар­хи­аль­ных отде­лов и при­ход­ских вос­крес­ных школ.

– Я слы­шал, что воз­ни­кает недо­по­ни­ма­ние у роди­те­лей при выборе модуля «Основы пра­во­слав­ной куль­туры» курса ОРКСЭ. Как Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь рабо­тает с родителями?

– Пра­во­слав­ная куль­тура, при всём её богат­стве и огром­ном вос­пи­та­тель­ном потен­ци­але, мало зна­кома для совре­мен­ного обще­ства, либо о ней состав­лены самые пре­врат­ные пред­став­ле­ния. Это, конечно, заметно во время работы с роди­те­лями в рам­ках курса ОРКСЭ.

Каких только мифов не ходит вокруг модуля ОПК! Роди­тели охотно верят нега­тив­ной инфор­ма­ции, взя­той из непо­нят­ных источ­ни­ков, сплет­ням и слу­хам, не удо­су­жи­ва­ясь спро­сить саму Пра­во­слав­ную Цер­ковь, как она смот­рит на этот курс, что он даёт детям и в каком ключе преподаётся. 

Раз­вен­чать эти мифы может только пло­до­твор­ная разъ­яс­ни­тель­ная работа. Речь идёт не только об орга­ни­за­ции роди­тель­ских собра­ний по выбору модуля курса ОРКСЭ, а о постро­е­нии системы работы с роди­те­лями, целью кото­рой явля­ется под­держка на уровне семьи работы школы по духовно-нрав­ствен­ному воспитанию.

Эта работа может быть под­дер­жана на уровне кон­крет­ной школы и даже класса со сто­роны пра­во­слав­ных при­хо­дов. Воз­можна инди­ви­ду­аль­ная работа с роди­те­лями со сто­роны свя­щен­но­слу­жи­те­лей и при­ход­ских специалистов.

Огром­ный поло­жи­тель­ный опыт был накоп­лен до рево­лю­ции, когда эта работа была обя­зан­но­стью каж­дого свя­щен­ника и велась на систем­ной основе. Есть немало поло­жи­тель­ных при­ме­ров и в наши дни. В слу­чае затруд­не­ний можно обра­титься в епар­хи­аль­ный отдел рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и катехизации.

Я сам школь­ный учи­тель и наблю­даю, что важ­ней­шим направ­ле­нием вза­и­мо­дей­ствия Церкви и свет­ских обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний явля­ется работа с роди­те­лями, кото­рые, согласно ФГОС, также участ­ники обра­зо­ва­тель­ного процесса.

– Неко­то­рые семьи неблагополучны?

– Печаль­ная ста­ти­стика бра­ков и раз­во­дов, непол­ных и небла­го­по­луч­ных семей гово­рит нам о слож­ном духов­ном состо­я­нии роди­тель­ского сообщества.

И, несмотря на то, что роди­тели явля­ются участ­ни­ками обра­зо­ва­тель­ного про­цесса, а порой и заказ­чи­ками обра­зо­ва­тель­ных услуг, невольно воз­ни­кает сомне­ние в том, что эта мис­сия будет испол­нена обду­манно и над­ле­жа­щим образом.

Оче­видно, что тре­бу­ется серьёз­ная разъ­яс­ни­тель­ная, а порой и вос­пи­та­тель­ная работа с родителями.

– Что опре­де­ляет нынеш­нюю куль­туру родителей?

– Печально, что порой не пра­во­слав­ная и не какая-либо духов­ная куль­тура, а баналь­ное бес­куль­ту­рье, либо псевдо-куль­тура обще­ства потреб­ле­ния опре­де­ляют выбор роди­те­лей, если он вообще дела­ется осознанно.

Пра­во­слав­ная куль­тура и тра­ди­ция вос­пи­та­ния суще­ствует много веков. Живёт она и в совре­мен­ном обще­стве, невзи­рая на соблазны, и несёт неиз­менно свои иде­алы, несмотря на все изме­не­ния в духов­ной жизни обще­ства, потому что в основе её – веч­ные истины, дан­ные Богом.

От нас зави­сит, насколько мы пой­мём и вос­при­мем эту куль­туру, в рам­ках какой куль­туры вос­пи­таем своих детей, какие иде­алы поло­жим в основу их духов­ной жизни, такой и будет духов­ная жизнь нашего общества…

Бесе­до­вал Вик­тор Власов
Сайт «Обра­зо­ва­ние и православие»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки