Основные проблемы современного религиозного воспитания детей

Основные проблемы современного религиозного воспитания детей

(6 голосов5.0 из 5)

Как вос­пи­тать ребенка в вере? Как при­учить его к посе­ще­нию храма? Почему наши дети, вырас­тая, отка­зы­ва­ются ходить на службы?

На эти вопросы рано или поздно при­хо­дится отве­чать каж­дому веру­ю­щему роди­телю. Где искать ответы на них? Ни духов­ники, ни пра­во­слав­ная лите­ра­тура не могут дать исчер­пы­ва­ю­щего ответа, и в итоге мы стал­ки­ва­емся с фак­том: боль­шин­ство из тех людей, кого в дет­стве водили на службы, став взрос­лыми, напрочь забы­вают дорогу к храму. Модель пра­во­слав­ного вос­пи­та­ния, пред­ло­жен­ная нам 25 лет назад, на кото­рой уже выросло одно поко­ле­ние детей, ока­за­лась нежиз­не­спо­соб­ной. Как мини­мум 90% совре­мен­ной моло­дежи, чье дет­ство про­шло в пра­во­слав­ной обста­новке, на дан­ный момент совер­шенно далеки от всего церковного.

Очень боль­шое коли­че­ство веру­ю­щих роди­те­лей совер­шают одну и ту же ошибку: они счи­тают, что чем больше вре­мени их дети про­ве­дут в храме, тем воцер­ко­в­лен­ней они будут. Именно этот совет мы чаще всего и встре­чаем в вос­пи­та­тель­ной рели­ги­оз­ной лите­ра­туре: детей надо водить в храм как можно чаще, нахо­диться в нем они должны как можно дольше. Вдох­нов­лен­ные такими настав­ле­ни­ями, роди­тели с совсем малыми детиш­ками про­во­дят в хра­мах службы “от звонка до звонка”, вклю­чая ноч­ные пас­халь­ные бого­слу­же­ния. Но почему-то это никак не вли­яет на буду­щую воцер­ко­в­лен­ность детей.

Детям очень тяжело сто­ять непо­движно более 15 минут и тем более вни­ма­тельно слу­шать непо­нят­ные пес­но­пе­ния. Не потому что они бес­но­ва­тые или греш­ники, а потому, что такова их пси­хика, мото­рика, нерв­ная система. У детей энер­гия фон­та­ни­рует, им жиз­ненно необ­хо­димо дви­гаться. Поэтому, если с ребен­ком мама при­шла к началу службы, то через пол­часа воз­ник­нет необ­хо­ди­мость его раз­вле­кать. В итоге дети начи­нают бегать по храму, рисо­вать на листоч­ках для запи­сок, листать книжки с вит­рины, шуметь и мешать моля­щимся. Такое пре­бы­ва­ние на службе “цели­ком” никак не спо­соб­ствует при­ви­тию ува­жи­тель­ного отно­ше­ния к дому Божию. Вме­сто того чтобы при­вы­кать к службе, ребе­нок при­вы­кает к тому, что в храме скучно, что здесь можно зани­маться чем угодно, лишь бы убить время. Это луч­ший спо­соб вос­пи­тать в ребенке отно­ше­ние к церкви, как к чему-то вто­ро­сте­пен­ному, не сто­я­щему ува­же­ния. Номи­нально-то службу ребе­нок отбу­дет от и до, но это как раз слу­чай телес­ного нахож­де­ния в храме, а вот помыслы и дей­ствия будут весьма далеки от боже­ствен­ного. Какой прок в посе­ще­нии бого­слу­же­ния, когда матери стоят в цен­тре храма на молитве, а дети, остав­лен­ные без при­смотра, играют, громко бол­тают и сме­ются, рисуют, бегают в тра­пез­ной части храма, созда­вая шум. Разве так вос­пи­та­ешь бла­го­го­вей­ное отно­ше­ние к бого­слу­же­нию? В этом вопросе лучше гнаться не за коли­че­ством, а за каче­ством: пусть вы про­бу­дете с детьми в храме пол­часа, но это будут пол­часа душев­ной тишины, а не без­де­лья. Дети должны усво­ить, что в дом Божий идут молиться, а не бол­тать с дру­зьями, не рисо­вать и не играться. Необ­хо­димо сохра­нять инте­рес ребенка к храму и бого­слу­же­нию. В зави­си­мо­сти от воз­раста и осо­бен­но­стей нерв­ной системы время сохра­не­ния инте­реса у раз­ных детей колеб­лется от 10 до 30 минут. Если вы видите, что дитя начало маяться, что ему плохо, тяжело — надо ухо­дить. Неко­то­рые матери выхо­дят с устав­шим ребен­ком на улицу, а затем, когда он раз­ве­ется, вновь воз­вра­ща­ются в храм. По мере взрос­ле­ния ребенка время нахож­де­ния в храме увеличивается.

Надо ли при­нуж­дать ребенка к нахож­де­нию в церкви? На мой взгляд, каж­дый роди­тель дол­жен сам опре­де­лить меру пре­бы­ва­ния его детей в храме с уче­том инди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей их харак­те­ров. Есть дети спо­кой­ные, есть подвиж­ные. Мать и отец из своих наблю­де­ний за ними сами должны найти опти­маль­ное реше­ние. В неко­то­рых семьях с более спо­кой­ными детьми отец или бабушка или дру­гой род­ствен­ник при­хо­дят раньше, а мама с менее спо­кой­ными ближе к При­ча­стию. Если и при­нуж­дать детей, то только в тех рам­ках, кото­рые они могут поне­сти. Бывает так, что ребе­нок спо­койно про­во­дил на бого­слу­же­нии те самые пол­часа, а в какой-то день как на игол­ках: каприз­ни­чает, вер­тится, не слу­ша­ется. Ребе­нок тоже чело­век. У всех бывают пло­хие дни, может, он не выспался, может, неважно себя чув­ствует — роди­тели должны быть чут­кими и с пони­ма­нием отно­ситься к этому. Воз­можно, При­ча­стие при­дется отло­жить и уйти домой. Глав­ное помните народ­ную муд­рость: нево­лец не богомолец.

Еще одна ошибка роди­те­лей: стрем­ле­ние при­ча­стить ребенка любой ценой. Если с мла­ден­цами это уда­ется испол­нить, то чем старше дети, тем слож­нее при­ча­щать их на каж­дой литур­гии, а семи­лет­ние вообще должны гото­виться к При­ча­стию почти наравне со взрос­лыми. Малень­кие дети не спо­собны со всей серьез­но­стью вос­при­ни­мать Таин­ство. Рас­сказы о том, что дети видят анге­лов, голу­бей и едва ли не бла­го­дать зрят, не более, чем кра­си­вые сказки. Ребе­нок вос­при­ни­мает мир как игру, и цер­ковь для него тоже сво­его рода игра. Вот сей­час он к батюшке подой­дет, батюшка ему на ложечке чего-то такого даст, мама будет довольна. От Чаши мно­гие дети отхо­дят, крив­ля­ясь, раз­ма­хи­вая руками — глав­ное-то они сде­лали, можно и рас­сла­биться. Совер­шили глав­ное дей­ство в этой игре, осталь­ное не важно. Очень важно доне­сти до детей серьез­ность этого меро­при­я­тия, а сде­лать это можно только одним спо­со­бом — стро­гим отно­ше­нием к При­ча­стию. Несмотря на то, что до 7 лет дети не испо­ве­ду­ются и тео­ре­ти­че­ски не могут быть лишены права при­ча­щаться, роди­тели должны сле­дить за тем, чтобы их чадо отно­си­лось к При­ча­стию мак­си­мально серьезно. Если ребе­нок совсем рас­ша­лился и не слу­ша­ется, без­об­раз­ни­чает в храме, то мать или отец вполне могут не пустить его к Чаше. Это очень дей­ствен­ная мера для непо­слу­шек — все идут к Чаше, а его не взяли — гла­зами ребенка — исклю­чили из игры. Бывает и так, что ребе­нок может заявить о своем неже­ла­нии при­ча­ститься. Нельзя его  застав­лять или под­ку­пать посу­лами игру­шек или вкус­нень­кого. И еще хуже посту­пают те роди­тели, кото­рые зама­ни­вают на При­ча­стие: “Батюшка тебе наку даст, батюшка тебе ком­по­тика даст”. Вот и будет у ребенка отно­ше­ние к При­ча­стию как к ком­по­тику. Какая уж тут духов­ная жизнь?

При­учить к храму, к вере не воз­можно. Можно научить пра­виль­ному испол­не­нию рели­ги­оз­ных обря­дов и дей­ствий, можно выучить молитвы, но научить искрен­ней живой вере нельзя. Если до рево­лю­ции вся жизнь рус­ского чело­века была ори­ен­ти­ро­вана на Цер­ковь, непра­во­слав­ный, неве­ру­ю­щий ста­но­вился изгоем, и у людей по сути не было дру­гого выбора, кроме как испол­нять все рели­ги­оз­ные пред­пи­са­ния и быть веру­ю­щим хотя бы внешне, то совре­мен­ная обста­новка в обще­стве не только допус­кает, но и поощ­ряет выбор веро­ис­по­ве­да­ния, а то и вовсе отказ от него — за это сей­час не пре­сле­дуют и не игно­ри­руют. Как пока­зал опыт преды­ду­щего поко­ле­ния, методы пра­во­слав­ного вос­пи­та­ния, выра­бо­тан­ные до рево­лю­ции, нам прак­ти­че­ски не под­хо­дят. Ни частое быва­ние в храме, ни дли­тель­ное пре­бы­ва­ние на служ­бах не при­учают детей к храму, не учит их вере. Они вырас­тают, и годам к 14 делают свой соб­ствен­ный выбор, и очень часто — не в пользу рели­гии. Это про­ис­хо­дит под вли­я­нием раз­лич­ных обсто­я­тельств: кто-то видит дис­со­нанс между про­па­ган­ди­ру­е­мой роди­те­лями верой и их реаль­ными поступ­ками, кого-то увле­кают соблазны мира сего, кто-то про­сто не согла­ша­ется огра­ни­чи­вать себя. Но это не озна­чает, что надо на все забить и не водить детей в храм. Какие-то основы все равно будут зало­жены, по край­ней мере, у ребенка в буду­щем не будет боязни храма, кото­рой стра­дают очень мно­гие люди стар­шего поко­ле­ния, по край­ней мере, он будет знать, как войти в храм, как свечу поста­вить и как пере­кре­ститься. По край­ней мере, мы зало­жим базу, кото­рая в буду­щем, воз­можно, помо­жет ему вер­нуться под крыло Церкви. Поэтому, пока есть воз­мож­ность, пока дитя еще под­чи­нено роди­те­лям, пока не сопро­тив­ля­ется, надо этим поль­зо­ваться — учить и рас­ска­зы­вать. К под­рост­ко­вому воз­расту у ребенка должна быть сфор­му­ли­ро­вана основ­ная база зна­ний о вере и Церкви, а в даль­ней­шем — вли­я­ние роди­те­лей на под­рас­та­ю­щее чадо осла­бе­вает с каж­дым годом, и чем менее оно нам под­властно, тем более нужно молиться о нем, чтобы Гос­подь упра­вил его пути.

Нам, роди­те­лям, очень хочется, чтобы дети вос­при­няли все богат­ство Пра­во­сла­вия, но, к сожа­ле­нию, наши уси­лия, направ­лен­ные на это, часто ока­зы­ва­ются несо­сто­я­тель­ными. На самом деле вос­пи­ты­вают не слова, а поступки. Един­ствен­ный дей­ствен­ный метод вос­пи­та­ния в вере это лич­ный при­мер роди­те­лей. При­чем не при­мер, све­ден­ный к номи­наль­ному испол­не­нию пред­пи­сан­ного, а при­мер искрен­ней веры, искрен­ней молитвы, искрен­ней любви к Богу. Дети, видя­щие, что жизнь роди­те­лей есте­ственно про­пи­тана хри­сти­ан­ством, испол­не­нием запо­ве­дей, проще уко­ре­ня­ются в вере. Ничто так не отвра­щает юно­ше­ство от Церкви, как двой­ная жизнь роди­те­лей, соблю­да­ю­щих внеш­ние при­знаки при­над­леж­но­сти к пра­во­сла­вию, но при этом лгу­щих, вору­ю­щих, блу­дя­щих, руга­ю­щихся между собой, осуж­да­ю­щих и зло­сло­вя­щих окру­жа­ю­щих. В этом слу­чае отри­ца­ние необ­хо­ди­мо­сти духов­ной жизни — про­тест про­тив дву­ли­чия, царя­щего в семье, когда роди­тели сами живут по одним зако­нам, допус­кая нехри­сти­ан­ские поступки, а детей застав­ляют в точ­но­сти испол­нять все пред­пи­са­ния. Под­черк­ну­тое непри­я­тие про­воз­гла­шен­ных в семье иде­а­лов это не про­тест про­тив веры, а про­тест про­тив ее про­фа­на­ции родителями.

Азбука вос­пи­та­ния

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки