Основы игрушечной безопасности

Основы игрушечной безопасности

(2 голоса5.0 из 5)

Меня­ется мир, раз­ви­ва­ются тех­но­ло­гии – меня­ются и раз­ви­ва­ются дет­ские игрушки. Если когда-то кукла была сде­лана из тря­по­чек и даже не имела лица, то сего­дня она может иметь не только при­вле­ка­ю­щие вни­ма­ние яркие глаза и губы, но еще и изда­вать звуки. Если раньше ребе­нок сам при­ду­мы­вал сюжеты, то сего­дня раз­но­об­ра­зие сюже­тов пред­став­лено в ком­пью­тер­ных играх. Да и роди­те­лям куда легче – не надо возиться с ребен­ком, когда есть раз­вле­че­ния, кото­рые цели­ком и пол­но­стью завла­де­вают его вниманием.

Хороши ли все эти нов­ше­ства? Помо­гают ли они лучше раз­ви­ваться ребенку? Как выбрать для сво­его ребенка самую луч­шую игрушку? На все эти вопросы нам помо­гает найти ответы про­фес­сор, док­тор пси­хо­ло­ги­че­ских наук, науч­ный руко­во­ди­тель учебно-мето­ди­че­ского Цен­тра игры и игрушки Елена Оле­говна Смир­нова.

Время игры

Двух­лет­няя крошка умеет скла­ды­вать слож­ные пазлы – роди­тели в вос­торге. Сын или дочка с ран­них лет осва­и­вают ком­пью­тер и совер­шенно само­сто­я­тельно могут запу­стить люби­мую игру или даже найти ее в Интер­нете – мама с папой пред­по­ла­гают, что у ребенка спо­соб­но­сти. В век раз­ви­тия элек­тро­ники и гос­под­ства кон­цеп­ций ран­него раз­ви­тия, счи­та­ется, что обыч­ные игрушки – это для малы­шей. А когда дети под­рас­тают, им нужны дру­гие раз­вле­че­ния. Шести, семи­лет­них детей уже не уди­вить машин­ками и кук­лами, а вот от ком­пью­тера – не ото­рвать. Может быть, время игру­шек уже ушло? Елена Оле­говна даже немного сердится:

Основы игрушечной безопасности

В совре­мен­ном куколь­ном про­из­вод­стве ост­рый дефи­цит игру­шек муж­ского пола. Игрушки совет­ских времен

– Игрушка – это зна­чит и игра. Если мы гово­рим, что игрушки уже не нужны, то и игра уже не нужна? Вот с этим утвер­жде­нием согла­ситься абсо­лютно невоз­можно, потому что это та дея­тель­ность, в кото­рой ребе­нок может дей­ство­вать само­сто­я­тельно, в кото­рой он может при­ду­мы­вать, тво­рить, вооб­ра­жать, орга­ни­зо­вы­вать свое про­стран­ство. Ника­кая ком­пью­тер­ная игра такие воз­мож­но­сти не дает. Ребе­нок садится перед ком­пью­те­ром и лиша­ется соб­ствен­ной ини­ци­а­тив­но­сти, потому что про­грамма ему дик­тует, куда нажи­мать. Кроме того, он лишен физи­че­ского дви­же­ния, он не познает реаль­ность, он не выра­жает свой внут­рен­ний мир.

Ребе­нок, конечно же, не осо­знает, чего он лиша­ется без пол­но­цен­ной игры, и вполне себе дово­лен. И роди­те­лям спо­койно – он не при­стает к ним со вся­кими глу­по­стями. Если ребенка в 6 меся­цев поса­дить перед теле­ви­зо­ром, то он будет часами увле­ченно наблю­дать за тем, что про­ис­хо­дит на экране, правда, при этом “у него будет отру­баться вся моз­го­вая актив­ность”. И тут все зави­сит от того, чего хотят роди­тели – чтобы ребе­нок их не бес­по­коил, или они ста­вят перед собой какие-то дру­гие цели и задачи? Если роди­тели заин­те­ре­со­ваны в том, чтобы их малыш раз­ви­вался, то им надо заду­мы­ваться, как орга­ни­зо­вать с ним общение:

– Я знаю много слу­чаев, когда дети с упо­е­нием играют не с ком­пью­те­ром, а с игруш­ками, – рас­ска­зы­вает Елена Смир­нова. – Но ребенка надо этому учить. Или стар­шие дети, или роди­тели, или вос­пи­та­тели должны это делать. Как научить? Играть вме­сте. Пока­зы­вать насто­я­щие игрушки, не интер­ак­тив­ные, кото­рые сами ква­кают, бегают, пры­гают, а насто­я­щие, тра­ди­ци­он­ные, и пока­зы­вать воз­мож­но­сти постро­е­ния насто­я­щей игры.

Играем по-настоящему

Ока­зы­ва­ется, мод­ные сего­дня пазлы, кото­рые, как счи­та­ется, раз­ви­вают вооб­ра­же­ние и мыш­ле­ние, в боль­шин­стве слу­чаев пред­по­ла­гают бес­смыс­лен­ное соеди­не­ние частей по форме, что может быть полезно лишь для сильно рас­тор­мо­жен­ных детей, кото­рых нужно учить сосре­до­та­чи­ваться. Зву­ко­вые игрушки полезны лишь для раз­ви­тия позна­ва­тель­ной актив­но­сти у малы­шей, а для детей трех-четы­рех лет пупсы, даю­щие команды: “мне скучно, поиг­рай со мной”, или же при любом при­кос­но­ве­нии изда­ю­щие стран­ные звуки, сво­дят игру опять же к нажа­тию одной един­ствен­ной кнопки.

Основы игрушечной безопасности

Дегу­ма­ни­за­ция игрушки. “Неко­то­рые игрушки извра­щают образ человека”

В цен­тре игры и игрушки при Мос­ков­ском город­ском пси­хо­лого-педа­го­ги­че­ском уни­вер­си­тете целый шкаф “игру­шек не для игры”. В Рос­сии это един­ствен­ный центр, где про­во­дится пси­хо­ло­ги­че­ская экс­пер­тиза това­ров для детей.

– Мы рас­смат­ри­ваем игрушку как сред­ство пси­хи­че­ского раз­ви­тия ребенка. У нас целые тома по этому поводу напи­саны – как и что вли­яет на его раз­ви­тие. Это зави­сит от воз­раста, от харак­тера игрушки… – рас­ска­зы­вает Елена Смир­нова. – Мы ста­ра­емся выбрать из всего мас­сива те игрушки, кото­рые полезны, кото­рые дей­стви­тельно имеют раз­ви­ва­ю­щий потенциал.

Для каж­дого воз­раста свои игрушки. И даже куклы должны расти вме­сте с ребенком.

У нас раз­ра­бо­тана типо­ло­гия, какие куклы для какого воз­раста. Для малень­ких детей лучше боль­шие куклы, кото­рых можно кор­мить, при­че­сы­вать и делать все то, что “мама делает со мной”. Потом ста­но­вятся важны малень­кие куколки, с кото­рыми можно раз­во­ра­чи­вать целые сюжеты. А куклы по типу “Барби” хороши для дево­чек после 5–6 лет, когда уже разыг­ры­ва­ется взрос­лая жизнь. Хоро­шая, кра­си­вая “Барби” – это не пло­хая игрушка, но тут беда в том, что она часто слиш­ком осна­щена вся­кой эки­пи­ров­кой – у нее есть собачка, и мисочка для собачки, и пово­док для собачки. Все это дано уже в гото­вом виде и можно только исполь­зо­вать. А ребе­нок дол­жен сам созда­вать быт для свой куклы.

Быт для своей куклы должны созда­вать не только девочки, но и маль­чики. Но, к сожа­ле­нию, в совре­мен­ном куколь­ном про­из­вод­стве ост­рый дефи­цит кукол муж­ского пола.

– Маль­чики не играют в кукол, потому что не во что играть, – уве­рена Елена Смир­нова. – А что, маль­чики не люди что ли? Им тоже обя­за­тельно надо пройти через роле­вую сюжет­ную игру, чтобы как-то вклю­читься в чело­ве­че­ские отно­ше­ния. И то, что они так не играют, нано­сит боль­шой урон их раз­ви­тию. Они ведь могут быть и папой, и док­то­ром, и шофе­ром, и кем угодно, но им тоже надо роль на себя взять и отож­де­ствиться с куклой.

Чем хуже, тем лучше

– Вот ста­рин­ные куклы, – пока­зы­вает Елена Оле­говна экс­по­наты кол­лек­ции, когда-то нача­той педа­го­гом Зина­и­дой Михай­лов­ной Богу­слав­ской, сего­дня допол­нен­ной и пре­вра­щен­ной в нагляд­ные мате­ри­алы для спе­ци­аль­ного курса обу­че­ния “Игра и игрушка”. – Раньше, видите, они были вообще без лиц, то есть в них можно вло­жить, что угодно. Важно, чтобы лицо куклы не дик­то­вало сво­его выра­же­ния, чтобы ребе­нок мог уви­деть в этом лице то, что он пред­став­ляет, чтобы оно могло вос­при­ни­маться и как весе­лое, и как доволь­ное, и как, наобо­рот, огорченное.

Сего­дня же куклы ста­но­вятся все ярче, и все опре­де­лен­нее ста­но­вится их настрой.

– Сей­час игрушки созда­ются для того, чтобы их купили, – взды­хает Елена Смир­нова. – А поку­пают – чем страш­нее и хуже, тем чаще. Это я цити­рую продавца.

Про­из­во­ди­тели и рас­про­стра­ни­тели часто забы­вают о том, что кукла – это в неко­то­ром смысле обра­зец для под­ра­жа­ния, а сюжет игры вли­яет на настро­е­ние игрока и в реаль­ной жизни.

– От стра­ши­лищ раз­ви­ва­ется агрес­сия, ведь такие игрушки навя­зы­вают опре­де­лен­ную, совсем не доб­рую игру, – пояс­няет Елена Смир­нова. – А на смену “Барби” сего­дня при­шли “Bratz” – они бывают рыжие, блон­динки, всех цве­тов… Девочки играют и так или иначе упо­доб­ля­ются им – при­ни­мают выра­же­ние лица, позу. И соот­вет­ственно, меч­тают похо­дить вот на эту вот, изви­ните, мало­лет­нюю путану.

Основы игрушечной безопасности

Бес­со­зна­тельно ребе­нок при­ни­мает на себя неко­то­рые осо­бен­но­сти своей игрушки. “Вот такой раз­рез глаз, губ, одежда – все это ста­но­вится неко­то­рым образ­цом для подражания”

На игру­шеч­ном рынке сего­дня всего лишь 8–10% оте­че­ствен­ной про­дук­ции. Все осталь­ное – из-за рубежа, в основ­ном из Китая. Немно­го­чис­лен­ные рос­сий­ские раз­ра­бот­чики пыта­ются под­стра­и­ваться под запад­ные, далеко не луч­шие образцы. Недавно Елена Оле­говна вер­ну­лась из Гер­ма­нии, вос­хи­щенно делится впечатлениями:

– Там есть экс­пер­тиза, и нет пло­хих игру­шек. Мы ходили и радо­ва­лись. Все игрушки в мага­зи­нах и эко­ло­ги­че­ски, и пси­хо­ло­ги­че­ски чистые. И ни “Барби” вы там не най­дете, ни каких-то там цел­лу­ло­и­до­вых робо­тов. Только отбор­ные игрушки.

Подоб­ная экс­пер­тиза есть в Скан­ди­на­вии, в отдель­ных мага­зи­нах во Фран­ции. В Рос­сии в Центр игры и игрушки обра­ще­ний немного – в основ­ном от про­из­во­ди­те­лей или рас­про­стра­ни­те­лей, товар кото­рых на самом деле достоин знака каче­ства “Дет­ские пси­хо­логи реко­мен­дуют”, кото­рый они и полу­чают после экс­пер­тизы. Боль­шин­ство же участ­ни­ков этого рынка про­дол­жают дальше дей­ство­вать по прин­ципу: каче­ство не важно, лишь бы купили.

– Очень трудно иссле­до­вать, как повли­яли такие игрушки на уже под­рос­шие сей­час поко­ле­ния, – гово­рит Елена Смир­нова. – Но вся­кие извра­ще­ния в морально-нрав­ствен­ном и моти­ва­ци­он­ном раз­ви­тии, мы, без­условно, встре­чаем и у нас, и на западе. Насколько это напря­мую свя­зано с игруш­кой, ска­зать сложно. Но я думаю, вполне может быть связано.

Непростой выбор

Малень­кому чело­вечку не объ­яс­нишь, что та или иная игрушка повли­яет на его пси­хи­че­ское раз­ви­тие и буду­щую жизнь. Как же спра­виться роди­те­лям с бес­чис­лен­ными “хочу” сво­его ребенка? Во-пер­вых, сове­тует Елена Смир­нова, поку­пать игрушки лучше без ребенка:

– Может, это стран­ный совет, но ведь даже у взрос­лого раз­бе­га­ются глаза, когда мы видим десятки вся­ких кукол. И выбрать из них хоро­шую очень даже не про­сто. Надо взять в руки, посмот­реть – не кри­чит ли, не отва­ли­ва­ются ли руки-ноги. А ребенка при виде этого изоби­лия про­сто пара­ли­зует, он узнает какую-нибудь игрушку, кото­рую видел по теле­ви­зору или в руках у това­рища, и сразу ее хочет. Но это вовсе не зна­чит, что она ему нужна, что он будет с ней играть, и что она при­не­сет какую-то пользу.

Основы игрушечной безопасности

В дошколь­ном воз­расте для ребенка основ­ным видом дея­тель­но­сти явля­ется сюжетно-роле­вая игра

Вы выбрали время и при­шли в мага­зин. Сле­ду­ю­щий этап – рас­смот­реть игрушку, понять, не несет ли она в себе какой-то опас­но­сти, про­ве­рить ее каче­ство. Но самое глав­ное – это понять, что с ней будет делать ребенок.

– Надо поду­мать, насколько он может почув­ство­вать свои воз­мож­но­сти с этой игруш­кой, резуль­таты своих дей­ствий, какой опыт он при­об­ре­тет через эту игру. Надо все это пред­ста­вить, самим попро­бо­вать даже.

Про­стой при­мер. Вы поку­па­ете машинку для сына. Какую выбрать? Пер­вая – одно­тон­ная, дере­вян­ная, с кру­тя­щи­мися коле­сами и кузо­вом. Вто­рая – яркая, пласт­мас­со­вая, с кру­тя­щи­мися коле­сами, с под­ни­ма­ю­щимся краном.

– Обе машинки для детей 3–5 лет, – объ­яс­няет Елена Оле­говна. – У пер­вой можно под­ни­мать кран, ездить, она спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ная – стро­и­тель­ная. Но непо­нятно как с ней играть. А во вто­рой можно возить кого и что угодно – кукол, кубики, любой груз. Она – насто­я­щее транс­порт­ное сред­ство для пере­возки, можно кого угодно поса­дить и отвезти и на новую квар­тиру, и в дру­гой город. А еще лучше, когда можно внутрь поса­дить шофера. К тому же, она очень при­ят­ная на вид, хорошо сде­лана и живая – как будто бы она персонаж.

Все эти тон­ко­сти и пра­вила, а также, как играть с ребен­ком с мак­си­маль­ной для него поль­зой, Елена Смир­нова готова объ­яс­нять заин­те­ре­со­ван­ным роди­те­лям, но их не полу­ча­ется привлечь.

– Мы несколько раз пыта­лись орга­ни­зо­вать курсы для роди­те­лей, но они не при­хо­дят. При­хо­дят два-три чело­века, да и то не посто­янно. Вре­мени нет, все заняты.

Поэтому сей­час под­ни­мать цен­ность игры и реани­ми­ро­вать ее зна­че­ние пси­хо­логи цен­тра пыта­ются с помо­щью пси­хо­ло­ги­че­ской экс­пер­тизы, сайта в Интер­нете, ста­тей в прессе и спе­ци­аль­ного курса для психологов:

– Объ­яс­не­ние роди­те­лям, что игра – это глав­ная дея­тель­ность для их ребенка, и что она очень важна и раз­ви­вает, пока не имеет доста­точ­ного эффекта. Потому что играть трудно, это надо самим что-то при­ду­мы­вать, не только время нахо­дить, но и какие-то душев­ные уси­лия затра­чи­вать. А игрушки поку­пают все. Рынок игрушки – один из самых актив­ных. Вот мы и ста­ра­емся хотя бы через игрушку, через объ­яс­не­ние, с чем хорошо играть, а с чем не очень, достичь этой цели…

Навер­ное, оте­че­ствен­ный рынок игру­шек не скоро пол­но­стью изме­нит свое лицо. Еще долго среди мон­стров и раз­ма­ле­ван­ных “кра­со­ток” надо будет выис­ки­вать доб­рых ска­зоч­ных героев и опрят­ных кукол. И если уж роди­тели не имеют доста­точно воз­мож­но­стей играть со своим ребен­ком и учить его через лич­ное обще­ние, то необ­хо­димо нахо­дить время хотя бы на то, чтобы выби­рать для него хоро­шие полез­ные игрушки.

Пра­во­сла­вие и мир – 29.12.2008.

Оставить комментарий

Добавить комментарий для виктория айдаровна Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

2 комментария

  • вик­то­рия айдаровна, 01.12.2013

    Хоро­шая ста­тья. В дет­стве у меня были куклы, но я не умела в них играть — только при­чески делала, а мама сти­рала им одежду. ПОтом они долго про­сто так сто­яли для кра­соты. До сих пор не знаю как научить детей играть с кук­лами, игруш­ками, было бы здо­рово, если бы меня научили. Не посо­ве­ту­ете, где можно об этом подробно почи­тать? Ходить на заня­тия дей­стви­тельно нет вре­мени, даже если бы они про­во­ди­лись у нас в СПб.

    Ответить »
    • Лилия, 02.12.2013

      Ува­жа­е­мая Вик­то­рия, при­хо­дите на наш форум http://azbyka.ru/detforum/ там есть раз­ные темы, воз­можно, най­дете ответ на свой вопрос. 

      Лилия.

      Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки