Первые шаги: развиваем мелкую моторику у малышей

Первые шаги: развиваем мелкую моторику у малышей

(36 голосов4.2 из 5)

В Рос­сии с дав­них пор было при­нято с ран­него воз­раста учить ребёнка играть со сво­ими паль­чи­ками. Это были такие игры, как “Ладушки”, “Сорока-бело­бока” и т. п. После мытья ручки малыша выти­рали поло­тен­цем, как бы мас­си­руя каж­дый паль­чик по отдельности.

Введение

В Рос­сии с дав­них пор было при­нято с ран­него воз­раста учить ребёнка играть со сво­ими паль­чи­ками. Это были такие игры, как “Ладушки”, “Сорока-бело­бока” и т. п. После мытья ручки малыша выти­рали поло­тен­цем, как бы мас­си­руя каж­дый паль­чик по отдельности.

Дока­зано, что тон­кая работа паль­цами спо­соб­ствует раз­ви­тию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого ран­него воз­раста раз­ви­вать у ребёнка мел­кую мото­рику. Но про­сто делать упраж­не­ния малышу будет скучно — надо обра­тить их в инте­рес­ные и полез­ные игры.

В послед­нее время на упа­ков­ках дет­ских игр можно уви­деть над­пись: “Для раз­ви­тия мел­кой мото­рики рук”. Мно­гие роди­тели слы­шали об этом поня­тии, но как раз­ви­вать мел­кую мото­рику и для чего это необ­хо­димо делать, знают далеко не все.

Сей­час уже известно, что на началь­ном этапе жизни именно мел­кая мото­рика отра­жает то, как раз­ви­ва­ется ваш малыш, сви­де­тель­ствует о его интел­лек­ту­аль­ных спо­соб­но­стях. От того, насколько ловко научится ребё­нок управ­лять сво­ими паль­чи­ками в самом ран­нем воз­расте, зави­сит его даль­ней­шее развитие.

Под тер­ми­ном мел­кая мото­рика пони­ма­ются коор­ди­ни­ро­ван­ные дви­же­ния мел­ких мышц паль­цев и кистей рук. Они важны не только для выпол­не­ния раз­лич­ных повсе­днев­ных дей­ствий, но и для сти­му­ля­ции раз­ви­тия дет­ского мозга.

Наряду с раз­ви­тием мел­кой мото­рики раз­ви­ва­ются память, вни­ма­ние, а также сло­вар­ный запас вашего малыша.

Периоды развития ребёнка в дошкольном возрасте

Извест­ный ита­льян­ский педа­гог Мария Мон­тессори опре­де­лила три пери­ода раз­ви­тия детей:

• раз­ви­тие дет­ской речи (от 0 до 6 лет). В это время про­ис­хо­дит два важ­ных собы­тия. От 1 года до 2,5 лет быстро рас­ши­ря­ется сло­вар­ный запас ребёнка. В 4—4,5 года он осва­и­вает письмо (но только при усло­вии раз­ви­той мел­кой моторики);

• вос­при­я­тие мел­ких пред­ме­тов (от 1,5 до 5,5 лет). В этом воз­расте ребё­нок любит играть с пуго­ви­цами, бусин­ками, палоч­ками и т. п. При помощи таких пред­ме­тов можно раз­ви­вать мото­рику рук ребёнка. Только обя­за­тельно сле­дите, чтобы малыш не брал их в рот;

• фор­ми­ро­ва­ние про­стей­ших навы­ков само­об­слу­жи­ва­ния (от 1 года до 4 лет). В этом воз­расте ребёнка учат само­сто­я­тельно оде­ваться, есть и выпол­нять гиги­е­ни­че­ские процедуры.

Рекомендации для родителей

1. Упраж­не­ния по раз­ви­тию мел­кой мото­рики про­во­дятся в ком­плексе, начи­ная с пер­вых меся­цев жизни ребёнка.

2. В ком­плекс упраж­не­ний ста­рай­тесь вклю­чать зада­ния на сжа­тие, рас­слаб­ле­ние и рас­тя­же­ние кистей малыша.

3. Начи­найте или закан­чи­вайте заня­тия сеан­сом мас­сажа кистей рук.

4. Про­во­дите работу по раз­ви­тию мел­кой мото­рики регу­лярно, в соот­вет­ствии с воз­рас­том и учё­том уровня физи­че­ского раз­ви­тия малыша.

5. Сна­чала все дви­же­ния взрос­лый выпол­няет руками малыша, а по мере осво­е­ния ребё­нок начи­нает делать их самостоятельно.

6. Вни­ма­тельно сле­дите за тем, чтобы упраж­не­ния выпол­ня­лись ребён­ком пра­вильно. Если малыш затруд­ня­ется с выпол­не­нием какого-либо зада­ния, сразу помо­гите ему: зафик­си­ро­вать нуж­ное поло­же­ние паль­цев и т. п.

7. Чере­дуйте новые и ста­рые игры и упраж­не­ния. После осво­е­ния ребён­ком про­стых дви­га­тель­ных навы­ков пере­хо­дите к осво­е­нию более сложных.

8. Выпол­няйте опре­де­лён­ные дви­же­ния одно­вре­менно с про­слу­ши­ва­нием (а затем и с про­го­ва­ри­ва­нием ребён­ком) стихотворения.

9. Поощ­ряйте твор­че­скую актив­ность ребёнка, пусть он сам при­ду­мы­вает какие-нибудь упражнения.

10. Про­во­дите заня­тия эмо­ци­о­нально, активно, хва­лите малыша за успехи, но не забы­вайте при этом сле­дить за его настро­е­нием и физи­че­ским состоянием.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 0 до 2 лет

1. “Сорока-бело­бока”

Сна­чала взрос­лый водит паль­цем по ладо­шке ребёнка и гово­рит: “Сорока варит кашу”. Затем малыш сам начи­нает водить паль­чи­ком по ладо­шке. Услож­няем игру: на фразе “этому дала” взрос­лый пооче­рёдно при­ги­бает паль­чики ребёнка к ладо­шке, кроме мизинца: “А этому не дала”. Слегка потря­хи­вая его, гово­рим с шут­ли­вым уко­ром: “Ты воды не носил…” и т. д.

Сорока-бело­бока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
“Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил,
Тебе нет ничего”.

2. “Ладушки-хло­пушки”

Возь­мите ручки малыша в свои руки и похло­пайте в ладоши. Пока­жите ребёнку дви­же­ния и пред­ло­жите повто­рить их.

Ладушки-ладу́шки,
Звон­кие хлопушки.
Хло­пали в ладошки,
Хло­пали немножко.

3. “Ладушки”

Читайте потешку и одно­вре­менно сопро­вож­дайте слова жестами

Ладушки, ладушки!

(Пока­жите малышу ладони.)

1Где были?
У бабушки.
Что ели?
Кашку.
Что пили?
Бражку.

(Хло­пайте в ладоши.)

Кашка мас­ленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели!
Шу — полетели!
На головку сели.

(Под­ни­мите руки вверх, пово­ра­чи­вая ладони вправо-влево, затем опу­стите их “доми­ком” на голову.)

4. “Домик”

Это домик.

(Обе ладони при­ставьте друг к другу.)

Это крыша.

(Соеди­ните ладони и пере­пле­тите пальцы.)

А труба ещё повыше.

(Под­ни­мите все пальцы вверх, не рас­цеп­ляя их.)

5. “Прятки”

В прятки паль­чики игра-ют-ся,
Откры-ва-ют-ся,

(Под­няв ладонь, рас­то­пырьте все пальцы.)

Закры-ва-ют-ся.

(Соеди­ните пальцы и сожмите их в кулак.)

6. “Зай­чики”

Поставьте все пальцы одной руки на стол.

Вышли зайки на лужок,
Встали в малень­кий кружок.
Раз зайка, два зайка, три зайка,
Четыре зайка, пять…

(Пере­счи­тайте заек.)

Будем лап­ками стучать.

(Сту­чите всеми паль­цами по столу вме­сте или вразнобой.)

Посту­чали, постучали
И устали.
Сели отдыхать.

(Согните пальцы в кулак.)

7. “Здрав­ствуй, пальчик”

Пооче­рёдно при­ка­сай­тесь ука­за­тель­ным, сред­ним, безы­мян­ным паль­цами и мизин­цем к боль­шому пальцу.

Здрав­ствуй, паль­чик дорогой,
Вот и встре­ти­лись с тобой.

8. “Силь­ные пальчики”

Согните свои пальцы и пред­ло­жите малышу сде­лать то же самое. Затем возь­мите его за паль­чики и тяните их каж­дый в свою сторону.

Массаж ладоней и пальцев рук для детей от 0 до 2 лет

Мас­саж паль­чи­ков очень поле­зен малень­кому ребёнку. Пальцы рук тесно свя­заны с моз­гом и внут­рен­ними орга­нами: мизи­нец — с серд­цем, безы­мян­ный — с пече­нью, сред­ний — с кишеч­ни­ком и позво­ноч­ни­ком, ука­за­тель­ный — с желуд­ком, боль­шой — с голов­ным мозгом.

21. Возь­мите ладо­шку малыша и тща­тельно помас­си­руйте каж­дый паль­чик, начав с мизинца. Мас­саж­ные дви­же­ния выпол­няйте от ног­те­вой фаланги к ладони, уде­ляя вни­ма­ние каж­дому суставчику.

 

32. Помас­си­руйте поду­шечки паль­цев малыша, про­из­водя лёг­кие нажа­тия на них.

 

 

 

43. Помас­си­руйте ладони малыша кру­го­выми дви­же­ни­ями ука­за­тель­ного пальца.

 

 

 

 

 

5
4. Возь­мите ладонь ребёнка в свою руку и лёг­ким надав­ли­ва­нием боль­шого пальца делайте кру­го­вые дви­же­ния в цен­тре ладони.

 

 

 

 

 

65. Помас­си­руйте пальцы коль­це­вым спи­раль­ным мас­са­жё­ром. Наденьте мас­са­жёр на паль­чик малыша и дви­же­ни­ями вверх-вниз помас­си­руйте паль­чики в той же после­до­ва­тель­но­сти (начи­ная с мизинца).

 

6. Возь­мите две мас­саж­ные щётки и про­ве­дите ими по ладо­ням ребёнка. Его руки при этом лежат на коле­нях ладо­нями вверх.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 2 лет

1. “Рыбак”

Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мел­ких пред­ме­тов: кусочки пробки, веточки, круп­ные бусины и т. п. Пред­ло­жите малышу с помо­щью малень­кого сита, при­вя­зан­ного к палке, выло­вить по оче­реди все эти пред­меты и поло­жить их на тарелку, сто­я­щую на под­носе справа от миски. “Удочку” малыш дол­жен дер­жать одной рукой.

2. “Дорожка”

Сде­лайте на столе дорожку шири­ной 3—5 см, огра­ни­чен­ную с двух сто­рон полос­ками бумаги. Пред­ло­жите малышу посы­пать её ман­кой или пше­ном. Крупу нужно брать тремя паль­чи­ками и ста­раться не про­сы­пать за края дорожки.

3. “Вол­шеб­ная ложечка”

Поставьте на под­нос две чашки: слева — чашку с кру­пой, а справа — пустую. Дви­гая рукой ребёнка, пока­жите ему, как надо брать крупу лож­кой. Осто­рожно под­не­сите ложку к пустой чашке и опро­киньте над ней. Задача: пере­сы­пать всю крупу из левой чашки в правую.

4. “Слад­кий чай”

Ваш малыш уже может само­сто­я­тельно поло­жить себе в чай сахар. Теперь научите его раз­ме­ши­вать сахар в кружке.

5. “Салют”

Ребё­нок берёт неболь­шие листочки цвет­ной бумаги и ста­ра­ется разо­рвать их как можно мельче. Ото­рван­ные кусочки он скла­ды­вает на блюдце. Затем надо взять все кусочки в ладони и под­бро­сить их вверх.

6. “Сде­лай комочек”

Дайте ребёнку лист бумаги. Его задача: ском­кать листок так, чтобы полу­чился плот­ный комочек.

7. “Под­зор­ная труба”

Ребё­нок берёт лист бумаги фор­мата А4 и сво­ра­чи­вает его двумя руками в тру­бочку, после чего под­но­сит тру­бочку к глазу и рас­смат­ри­вает в неё окру­жа­ю­щие предметы.

8. “Собери палочки”

Рас­сыпьте перед ребён­ком счёт­ные палочки. Малыш дол­жен собрать их все по одной обратно в коробочку.

Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком

1. Мяч нахо­дится между ладо­ней ребёнка, пальцы при­жаты друг к другу. Делайте мас­саж­ные дви­же­ния, катая мяч вперёд-назад.

2. Мяч нахо­дится между ладо­ней ребёнка, пальцы при­жаты друг к другу. Делайте кру­го­вые дви­же­ния, катая мяч по ладоням.

3. Держа мяч поду­шеч­ками паль­цев, делайте вра­ща­тель­ные дви­же­ния впе­рёд (как будто закру­чи­ва­ете крышку).

4. Держа мяч поду­шеч­ками паль­цев, с уси­лием нада­вите ими на мяч (4—6 раз).

5. Держа мяч поду­шеч­ками паль­цев, делайте вра­ща­тель­ные дви­же­ния назад (как будто откры­ва­ете крышку).

6. Под­киньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и пой­майте его.

7. Зажмите мяч между ладо­нями, пальцы сцеп­лены в “замок”, локти направ­лены в сто­роны. Нада­вите ладо­нями на мяч (4—6 раз).

8. Пере­кла­ды­вайте мяч из одной ладони в дру­гую, посте­пенно уве­ли­чи­вая темп.

7

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3 лет

1. “Лаби­ринт”

Нари­суйте на листе бумаги лаби­ринт. Пусть малыш прой­дёт по нему каран­да­шом или про­сто паль­чи­ком. Чтобы ребёнку было инте­рес­нее выпол­нять зада­ние, можно при­ду­мать неболь­шую сказку: рас­ска­зать, куда ведёт этот лаби­ринт, к кому, кто по нему дол­жен идти.

8

2. “Бусы”

Хорошо раз­ви­вает руку малыша нани­зы­ва­ние на леску или нитку пуго­виц, буси­нок, мака­ро­нин, сушек и т. п. Начи­найте с пред­ме­тов, у кото­рых шире отвер­стие, — так малышу на пер­вых порах будет легче осво­ить это задание.

3. “Пройди по дорожке”

Нари­суйте на листе в круп­ную клетку неслож­ную дорожку. Попро­сите малыша обве­сти её паль­чи­ком, цвет­ным каран­да­шом. Если ребё­нок спра­вится с этим зада­нием, нари­суйте дорожку посложнее.

4. “Фигурки”

С 3 лет детей уже можно учить выре­зать нож­ни­цами гео­мет­ри­че­ские фигуры и при­кле­и­вать их на лист бумаги. Важно, чтобы нож­ницы были с закруг­лён­ными кон­цами, то есть безопасными.

5. “Сюр­приз”

Завер­ните зна­чок в 4—5 фан­ти­ков от кон­фет. Попро­сите ребёнка раз­вер­нуть все фан­тики и акку­ратно их сложить.

6. “При­щепки на корзинке”

Поставьте на стол кор­зинку с при­щеп­ками. Возь­мите при­щепку тремя паль­цами и при­це­пите её на край кор­зинки. Пред­ло­жите ребёнку сде­лать то же самое. После того как малыш это освоит, пред­ло­жите ему при­це­пить все прищепки.

7. “Раз­но­цвет­ные прищепки”

На столе стоит кор­зинка с раз­но­цвет­ными при­щеп­ками. Попро­сите ребёнка тремя паль­чи­ками при­це­пить на край кор­зинки при­щепку белого, крас­ного, синего, зелё­ного… цвета.

8. “Уго­ще­ние”

Пред­ло­жите ребёнку сле­пить из пла­сти­лина уго­ще­ния для игру­шек (сушки, баранки, пря­ники, пече­нье, кон­фетки) и укра­сить их кру­пой, бусин­ками и т. д. Вырежьте из плот­ного кар­тона таре­лочки и попро­сите малыша кра­сиво раз­ло­жить на них при­го­тов­лен­ные угощения.

Пальчиковые игры

Очень важ­ной частью работы по раз­ви­тию мел­кой мото­рики явля­ются паль­чи­ко­вые игры, кото­рые акти­ви­зи­руют работу голов­ного мозга ребёнка, спо­соб­ствуют раз­ви­тию речи и помо­гают под­го­то­вить руку к письму.

В ходе этих игр у детей выра­ба­ты­ва­ются лов­кость, уме­ние управ­лять сво­ими дей­стви­ями и кон­цен­три­ро­вать вни­ма­ние на одном виде деятельности.

К 5 годам дети уже науча­ются выпол­нять зада­ния, тре­бу­ю­щие доста­точ­ной точ­но­сти и согла­со­ван­но­сти дви­же­ний кистей рук.

Все упраж­не­ния, пред­ла­га­е­мые здесь, надо выпол­нять в мед­лен­ном темпе, от 3 до 5 раз, сна­чала одной, а затем дру­гой рукой. Сле­дите за пра­виль­но­стью их выпол­не­ния. Делайте упраж­не­ния в тече­ние несколь­ких минут, 2—3 раза в день.

1. “Котё­нок”

Сожмите и разо­жмите пальцы обеих рук.

Ты, котё­нок, не пищи!
Лучше маму поищи.

2. “Белка”

Пооче­рёдно раз­ги­байте все пальцы, начи­ная с боль­шого. Сна­чала выпол­няйте упраж­не­ние пра­вой рукой, а затем — левой.

Сидит белка на тележке,
Про­даёт она орешки
Лисичке-сестричке,
Воро­бью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

3. “Цап-царап”

Ребё­нок кла­дёт свою ладонь поверх вашей. Вы чита­ете сти­шок, а малыш вни­ма­тельно слу­шает вас. При сло­вах “цап-царап” он дол­жен отдёр­нуть ручку, чтобы его паль­чики не попали в ваш “кап­кан”. Затем в игру всту­пает дру­гая рука. Через неко­то­рое время можно поме­няться ролями.

По ладо­шке, по дорожке
Ходит малень­кая кошка,
В малень­кие лапки
Спря­тала царапки.
Если вдруг захочет —
Коготки поточит.
Цап-царап!

4. “Весё­лые пальчики”

Сожмите пальцы в кулак. Пооче­рёдно раз­ги­байте их, начи­ная с боль­шого. Затем повер­ните кисть вправо-влево 5 раз.

Боль­шой палец — танцевал,
Ука­за­тель­ный — скакал,
Сред­ний палец — приседал,
Безы­мян­ный — всё кружился,
А мизин­чик — веселился.

5.“Веер”

Ладони дер­жите перед собой, пальцы при­жаты (“веер закрыт”). Широко рас­ставьте, а потом при­жмите пальцы друг к другу (“откры­ваем и закры­ваем веер”). Пома­шите кистями на себя и от себя (“обма­хи­ва­емся вее­ром”) 6—8 раз.

6. “Пав­лин”

Все пальцы левой руки при­со­еди­ните к боль­шому пальцу. Ладонь пра­вой руки с рас­кры­тыми паль­цами при­ставьте к тыль­ной поверх­но­сти левой руки (“хвост пав­лина”). Соеди­няйте и рас­став­ляйте пальцы (“пав­лин рас­кры­вает и закры­вает хвост”).

 

9У весё­лого павлина
Фрук­тов пол­ная корзина.
В гости ждёт дру­зей павлин,
А пока пав­лин один.

 

 

 

 

7. “Бабочка”

Сожмите пальцы в кулак. Пооче­рёдно выпря­мите мизи­нец, безы­мян­ный и сред­ний пальцы, а боль­шой и ука­за­тель­ный соеди­ните в кольцо. Выпрям­лен­ными паль­цами делайте быст­рые дви­же­ния (“бабочка машет кры­льями”) — сна­чала одной, потом дру­гой рукой.

8. “На зарядку ста­но­вись!

Пооче­рёдно при­ги­байте пальцы к ладо­шке, начи­ная с мизинца. Затем боль­шим паль­цем касай­тесь всех осталь­ных, как бы под­ни­мая их на зарядку. После этого сде­лайте зарядку — 5 раз сожмите и разо­жмите кулачок.

Пятый палец — крепко спал.
Чет­вёр­тый палец — лишь дремал.
Тре­тий палец — засыпал.
Вто­рой палец — всё зевал.
Пер­вый палец бодро встал,
На зарядку всех поднял.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3—4 лет

1. “Шишки на тарелке”

Пред­ло­жите ребёнку пока­тать сос­но­вые, ело­вые и кед­ро­вые шишки по тарелке. Сна­чала пусть он пока­тает одну шишку, затем две, три и т. д.

2. “Обведи предмет”

Обво­дить можно всё, что попа­дётся под руку: дно ста­кана, пере­вёр­ну­тое блюдце, соб­ствен­ную ладо­шку, ложку и т. д.

3. “Вол­шеб­ный узор”

Про­ткните шилом или гвоз­дём дырки в тол­стом кар­тоне — они должны рас­по­ла­гаться в опре­де­лён­ном порядке и пред­став­лять собой гео­мет­ри­че­скую фигуру, рису­нок или узор. Пусть малыш само­сто­я­тельно вышьет рису­нок тол­стой игол­кой с яркой ниткой.

10

4. “При­шей пуговицу”

Пока­жите ребёнку, как надо при­ши­вать пуго­вицу. После этого пусть малыш про­де­лает то же самое под вашим наблюдением.

5. “Раз­но­цвет­ные снежинки”

Пока­жите ребёнку, как дела­ются сне­жинки из бумаги. После того как у малыша полу­чится выре­зать сне­жинку, попро­сите его рас­кра­сить её. Пусть ребё­нок выре­жет ещё несколько сне­жи­нок и также рас­кра­сит их.

6. “Зашну­руй ботинок”

Пока­жите ребёнку, как можно зашну­ро­вать боти­нок раз­ными спо­со­бами. Сна­чала зашну­ро­вы­вайте боти­нок вме­сте с ним. После того как малыш освоит тех­нику шну­ровки, попро­сите его зашну­ро­вать боти­нок самостоятельно.

7. “Вол­шеб­ная пипетка”

Пред­ло­жите ребёнку поиг­рать в вол­шеб­ни­ков. На листе бумаги крас­ками нане­сите несколько раз­но­цвет­ных пятен. Пока­жите малышу, как при помощи пипетки кап­нуть только одну каплю. После этого пусть он кап­нет по капельке воды на каж­дое цвет­ное пят­нышко. Затем пона­блю­дайте вме­сте с ребён­ком, как пятно будет раз­рас­таться и пре­вра­щаться в узор.

8. “Малень­кий аптекарь”

Рас­ска­жите ребёнку про работу апте­каря. Затем пока­жите ему, как при помощи пин­цета рас­кла­ды­вать и пере­кла­ды­вать с места на место бусинки. В игре можно исполь­зо­вать бусинки раз­ного размера.

Массаж ладоней и пальцев рук природными материалами

Для детей 4 лет можно пред­ло­жить мас­саж с исполь­зо­ва­нием сос­но­вых, ело­вых, кед­ро­вых шишек, грец­ких оре­хов, фундука.

1. “Покрути шишку”

Возь­мите сос­но­вую шишку и поло­жите её между ладо­ней малыша. Попро­сите ребёнка покру­тить шишку (как колесо) в раз­ных направ­ле­ниях при­мерно 2—3 минуты.

2. “Пока­тай шишку”

Сна­чала упраж­не­ние выпол­ня­ется с одной ело­вой шиш­кой, затем — с двумя. Вра­щайте шишки между ладо­нями 1—3 минуты.

3. “Пой­май шишку”

Возь­мите любую шишку. Попро­сите ребёнка под­бро­сить её двумя руками вверх, а затем пой­мать также двумя руками. После того как малыш освоит это упраж­не­ние, можно его услож­нить: под­бра­сы­вать и ловить шишку одной рукой; под­бра­сы­вать шишку пра­вой рукой, а ловить левой — и наобо­рот. Дли­тель­ность выпол­не­ния упраж­не­ния 2 минуты.

4. “Грец­кий орех”

Пока­тайте орех по ладони пра­вой руки, затем по тыль­ной сто­роне кисти левой руки. Дли­тель­ность выпол­не­ния упраж­не­ния при­мерно 3 минуты.

5. “Пере­сыпь орешки”

Пере­сыпьте гор­сточку фун­дука из одной руки в дру­гую. Дли­тель­ность выпол­не­ния упраж­не­ния 1—2 минуты.

6. “Орехи на подносе”

Насыпьте горсть фун­дука на под­нос. Пока­тайте орехи ладо­нями и тыль­ной сто­ро­ной кистей рук. Дли­тель­ность выпол­не­ния упраж­не­ния 1—2 минуты.

7. “Зёр­нышки”

Здесь можно исполь­зо­вать самые раз­ные крупы: гре­чиху, рис, пшено и др. И упраж­не­ния могут быть тоже самые раз­ные: сжать зёрна в кулачке, пере­сы­пать их из одной руки в дру­гую, пере­ме­шать в глу­бо­кой миске и т. п. Дли­тель­ность выпол­не­ния каж­дого упраж­не­ния 3 минуты.

8. “Лас­ко­вое пёрышко”

Про­ве­дите пером по поверх­но­сти ладо­ней и тыль­ной сто­роне кистей ребёнка. Дли­тель­ность выпол­не­ния упраж­не­ния 3 минуты.

Работаем с пластилином

Здесь вам потре­бу­ется несколько копий с при­ве­дён­ных в дан­ном раз­деле рисун­ков. Это поз­во­лит вашему малышу при­об­ре­сти навык акку­рат­ной работы с пла­сти­ли­ном. Из луч­ших его работ можно офор­мить выставку.

Вам пона­до­бится пла­сти­лин раз­ного цвета.

1. “Сне­го­вик”

Пред­ло­жите ребёнку укра­сить сне­го­вика при помощи пла­сти­лина. Пусть малыш потру­дится и раз­ма­жет паль­чи­ками пла­сти­лин, не заходя за гра­ницы кон­тура рисунка.

17

2. “Цве­тик-семи­цве­тик”

Малыш дол­жен выбрать семь цве­тов пла­сти­лина — для каж­дого лепестка цве­тика-семи­цве­тика. Сле­дите, чтобы он не захо­дил за гра­ницы его кон­тура. Если у ребёнка что-то не полу­ча­ется — помо­гите ему.

18

Обво­дим по контуру

Эти упраж­не­ния направ­лены на обу­че­ние ребёнка выпол­не­нию плав­ных линий, без отрыва каран­даша от бумаги. Пред­ло­жите малышу обве­сти рисунки по кон­туру. Пусть он ска­жет, что изоб­ра­жено на них. После этого можно попро­сить ребёнка рас­кра­сить эти рисунки.

1. “Гри­бо­чек”

19

2. “Зай­чик”

20

3. “Ежик”

21

4. “Бабочка”

22

5. “Елочка”

23

6. “Осен­ний листочек”

24

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки