“Первоклассные” проблемы: как помочь первокласснику?

“Первоклассные” проблемы: как помочь первокласснику?

(2 голоса5.0 из 5)

Про­шло два месяца с того тор­же­ствен­ного дня, когда эйфо­рия сопри­ча­стия к «взрос­лой» жизни захлё­сты­вала пер­во­класс­ни­ков на пер­вой школь­ной линейке. Букеты, пода­рен­ные пер­вой учи­тель­нице, завяли, улыбки заметно потуск­нели под вли­я­нием реаль­но­сти школь­ной жизни. Мы-то с вами знали, что будет всё непро­сто. Знали, и поэтому осно­ва­тельно гото­ви­лись к школе, нани­мали репе­ти­то­ров, делая попытку «под­сте­лить соломку» сво­ему чаду.

Но такая «соломка» помо­гает всего в 10%. Есть такая кате­го­рия детей — с науч­ным скла­дом ума, мы их назы­ваем «бота­ни­ками». Только такие дети пере­но­сят адап­та­ци­он­ный период в школе почти без про­блем. Но сколько таких ребят в одном классе? Один? Два? Осталь­ные дружно демон­стри­руют пол­ный набор адап­та­ци­он­ных про­блем. Каков он, этот набор?

- повы­шен­ная утомляемость;
— ухуд­ше­ние аппетита;
— раздражительность;
— слезливость;
— рез­кие пере­пады настроения;
— серьёз­ные про­блемы с концентрацией;
— про­блемы с осан­кой (ребе­нок «вдруг» начи­нает сутулиться).

Конечно, пере­чень далеко не весь, и кто-то из роди­те­лей может вполне его допол­нить. Но всю сово­куп­ность про­блем можно выра­зить всего одним сло­вом: НЕЖЕЛАНИЕ. В ребенке посте­пенно накап­ли­ва­ется неже­ла­ние ходить в школу, он сопро­тив­ля­ется столь сильно изме­нив­шимся усло­виям жизни, и он борется с этим, как может. Что делать?

А при­чём здесь удовольствие?

Педа­гоги и пси­хо­логи в один голос сове­туют орга­ни­зо­вать чет­кий режим жизни и пра­виль­ное пита­ние одно­класс­ника. Якобы, это дей­ствен­ное сред­ство помощи в адап­та­ции. Но ска­жите мне, доро­гие кол­леги-роди­тели, кому этот совет помог? Мне с моей пер­во­клаш­кой не помог, и не встре­чала я никого, кому бы он помог. Далее: пси­хо­логи насто­я­тельно реко­мен­дуют заме­нить про­смотр теле­ви­зора и игру на ком­пью­тере после школы днев­ным сном. Вроде бы логично.

Но что мы имеем на самом деле? Мало того, что ребенка нагру­зили наитруд­ней­шими школь­ными зада­ни­ями, так еще и при­выч­ного, люби­мого дела лишили. Под пред­ло­гом блага для здо­ро­вья. Ска­жите честно, если бы с вами, взрос­лыми, так обо­шлись, что бы вы сделали?

Когда я это поняла, то нашла ключ к реше­нию про­блемы адап­та­ции своей пер­во­класс­ницы. Оно заклю­ча­ется в слове «удо­воль­ствие». Именно так! Все дело в том, что мы охотно делаем только то, от чего полу­чаем удо­воль­ствие, и осо­бенно это отно­сится к детям. Когда ребе­нок идет в пер­вый класс, то все роди­тели созна­тельно или под­со­зна­тельно начи­нают пани­ко­вать. Они боятся, что малыш не спра­вится, и лишают его всех при­выч­ных удо­воль­ствий. Надо соот­вет­ство­вать, надо доби­ваться хоро­ших отме­ток, надо усва­и­вать все пред­меты. Надо-надо-надо! А кому надо? Роди­те­лям и учи­те­лям. Детям – не надо. Они не пони­мают еще, зачем это надо.

Но они отлично пони­мают, что такое удо­воль­ствие. И я сде­лала все, чтобы научить свою дочь полу­чать удо­воль­ствие от учеб­ного про­цесса, вообще выбро­сив из головы это отвра­ти­тель­ное слово «надо».

Как это рабо­тает, и чего делать не надо?

Нач­нем с того, чего делать не надо: не нани­майте репе­ти­то­ров. Это не решает про­блему, а уве­ли­чи­вает пси­хо­ло­ги­че­скую нагрузку – такой свое­об­раз­ный пресс под назва­нием «В жизни нет ничего, кроме школы». Вы сами должны стать репе­ти­то­ром, кото­рый нико­гда не гово­рит слова «надо», но учит ребенка полу­чать удо­воль­ствие от умствен­ной дея­тель­но­сти, от того, что он умеет ста­вить цель, и дости­гать её. От того, что он по-насто­я­щему умен.

Вы ска­жете, что это воз­можно только для ода­рён­ного ребенка? Это не так. У моей дочери была дис­гра­фия, с кото­рой не смогли спра­виться лого­педы, после чего я отка­за­лась от их услуг, и сама стала репе­ти­то­ром для своей дочери. Я поняла: если буду учить свою дочь ради того, чтобы ее учи­тель похва­лил, «ради школы», то у меня ничего не полу­чится. И тогда я стала учить ее ради нее самой. У нас полу­чи­лось, потому что мы рабо­тали с ней вме­сте, и потому, что я научила ее полу­чать удо­воль­ствие от учёбы. Теперь она учиться пол­но­стью самостоятельно.

Не лишайте сво­его ребенка при­выч­ных удо­воль­ствий – это вто­рое важ­ное усло­вие. Потому что со сто­роны все выгля­дит так, как будто его нака­зали за то, что он пошёл в школу. Пус­кай будет не всё так мрачно. Как бы ни хотели пси­хо­логи уло­жить ребёнка спать днем, он не заснет. Хочет смот­реть теле­ви­зор – пус­кай смот­рит, но конечно, не долго. Глав­ная задача – созда­вать для него хоро­шее настро­е­ние, и под­дер­жи­вать его в про­цессе выпол­не­ния домаш­него задания.

Вален­тина Галич

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки