Под гнетом православных ежиков

Под гнетом православных ежиков

(4 голоса4.0 из 5)

В наши дни выбор рели­ги­оз­ной лите­ра­туры пре­вос­хо­дит самое сме­лое вооб­ра­же­ние. Цер­ков­ные при­лавки ломятся от книг на любой вкус. Тут тебе и свя­то­оте­че­ские поуче­ния, и тол­ко­ва­ния Свя­щен­ного Писа­ния, и житий­ная лите­ра­тура,  оби­лие молит­во­сло­вов (жен­ских, муж­ских, дет­ских, для нахо­дя­щихся в заклю­че­нии или в путе­ше­ствии, для девиц на выда­нье — какой хочешь!), а наску­чило поучи­тель­ное чте­ние — держи пра­во­слав­ный роман, пра­во­слав­ную повесть или сбор­ник пра­во­слав­ных рас­ска­зов. И перед совре­мен­ным пра­во­слав­ным чита­те­лем стоит вопрос не где достать нуж­ную лите­ра­туру, а как выбрать из всего ассор­ти­мента лучшую.

К боль­шому сожа­ле­нию, и в пра­во­слав­ном книж­ном деле коли­че­ство давно воз­об­ла­дало над каче­ством. Боль­шую роль в этом сыг­рали 2000‑е годы, когда еще не было цер­ков­ной цен­зуры и на при­лавки цер­ков­ных мага­зи­нов попа­дало огром­ное коли­че­ство сам­из­дата, не про­шед­шего ника­кой про­верки вообще. Мно­гие книги выпус­ка­лись без чьего-либо бла­го­сло­ве­ния, либо с бла­го­сло­ве­нием, добы­тым обман­ным путем, когда под­хо­дили к епи­скопу или извест­ному свя­щен­нику и спра­ши­вали: “Можно издать книгу на такую-то тему?” — “Изда­вайте”, — мог отве­тить вопро­ша­е­мый, не вник­нув в суть дела, не озна­ко­мив­шись с тек­стом. И вско­ро­сти в свет выхо­дил оче­ред­ной шедевр, напол­нен­ный иска­же­ни­ями, неточ­но­стями, ошиб­ками, ере­сями, зато с над­пи­сью на самом вид­ном месте: “По бла­го­сло­ве­нию старца имя­рек”. Мно­гих такие книги увели в сто­рону от пони­ма­ния веры, от хри­сти­ан­ства, а то и от Церкви вообще.

Не минула эта участь и кате­го­рию книг, отно­ся­щихся к дет­ской пра­во­слав­ной лите­ра­туре. Наши храмы накрыло вол­ной пере­из­да­ний доре­во­лю­ци­он­ных дет­ских рас­ска­зов из серии “Нази­да­ние доб­рым детям”, кото­рые с точки зре­ния совре­мен­ного чита­теля выгля­дят как при­ми­тив­ные.  Подав­ля­ю­щее боль­шин­ство этих рас­ска­зов стро­ятся по одной схеме: глав­ным героем высту­пает бед­ный или боль­ной ребе­нок, жела­тельно сирота или хотя бы без “папеньки”. С каж­дым днем ситу­а­ция все хуже и хуже, но детка (мама, бабушка или няня) исправно молится Богу, и вот в день, когда уже съе­дена послед­няя корочка (закон­чи­лись деньги на лекар­ство или про­ху­ди­лись послед­ние лапти) про­ис­хо­дит судь­бо­нос­ная встреча с каким-нибудь бога­чом, кото­рый дает денег на лекар­ства, берет сиротку жить к себе и делает его своим наслед­ни­ком. Из рас­сказа в рас­сказ повто­ря­ется одна и та же история.

Про­фес­си­о­наль­ные писа­тели назы­вают подоб­ные рас­сказы сле­зо­да­вил­ками. Воз­можно, что до рево­лю­ции такие про­из­ве­де­ния могли исполь­зо­ваться с целью вос­пи­та­ния у под­рас­та­ю­щего поко­ле­ния мило­сер­дия и сопе­ре­жи­ва­ния. Но сей­час, 100 лет спу­стя, пси­хо­ло­гия детей сильно изме­ни­лась. Совре­мен­ные дети более иску­шен­ные, с более слож­ной кар­ти­ной миро­зда­ния в душе. Один-два таких рас­ска­зика, воз­можно, и заце­пят чув­ства совре­мен­ного ребенка, но невоз­можно вос­пи­ты­вать, все время играя на чув­ствах. Очень быстро ребе­нок взбун­ту­ется и будет искать новых впе­чат­ле­ний от дру­гих про­из­ве­де­ний. А новых-то и нет.

При всем изоби­лии пра­во­слав­ной лите­ра­туры мы стал­ки­ва­емся с насто­я­щим дефи­ци­том каче­ствен­ной лите­ра­туры для детей, осо­бенно для воз­раст­ной группы старше 7 лет. В этом воз­расте маль­чи­шек уже тянет на при­клю­че­ния, им не инте­ресно выслу­ши­вать исто­рию про оче­ред­ную несчаст­нень­кую Машеньку, а девочки углуб­ля­ются в мир отно­ше­ний, им необ­хо­дима лите­ра­тура с глу­бо­ким рас­кры­тием чувств, вза­и­мо­от­но­ше­ний между людьми, их тоже уже не устра­и­вают исто­рии про бед­ных Маше­нек. Прак­ти­че­ски вся пра­во­слав­ная дет­ская лите­ра­тура пред­ла­гает нам чудо­вищ­ный при­ми­тив, мно­гие совре­мен­ные авторы пола­гают, что если они пишут пра­во­слав­ный рас­сказ, то в нем обя­за­тельно должны фигу­ри­ро­вать храм, батюшка, высту­па­ю­щий в роли доб­рого вра­зу­ми­теля, молитва, осо­бая радость и слезы уми­ле­ния, непре­менно катя­щи­еся по лицу пер­со­нажа в конце рас­сказа. В таких про­из­ве­де­ниях сюжет­ная линия при­ми­тив­ная и пря­мая: было плохо — помо­лился — стало хорошо, а финал пред­ска­зуем на 100%. При­бавьте еще к этому и манеру мно­гих совре­мен­ных авто­ров сти­ли­зо­вать свои про­из­ве­де­ния под речь XIX века, им кажется, что так их рас­сказы будут более пра­во­слав­ными, но ведь это неесте­ствен­ный язык для совре­мен­ного чело­века, мы сей­час так не гово­рим. Зачем созда­вать искус­ствен­ный, при­тя­ну­тый за уши бла­го­че­сти­вый мир “под старину”?

Впро­чем, проза это еще цве­точки. Каче­ство пра­во­слав­ной дет­ской поэ­зии зача­стую вообще пре­бы­вает за гра­нью добра и зла:

Све­чечки горят,
служ­бочка идет,
батюшка кади­лом
машет на народ.

***

Я малень­кая девочка, 
Играю и пою,
Я Гос­пода не видела,
Но я Его люблю.

Гос­подь — моя защита,
С Ним радостно мне жить,
Никто не запре­тит мне
Силь­ней Его любить.

Я малень­кая девочка,
Играю и пою,
Гос­подь все­гда со мною,
Когда я даже сплю.

Такие без­дар­ные и без­гра­мот­ные “шедевры” надо пря­тать от детей как можно дальше. Вос­пи­ты­вать с их помо­щью под­рас­та­ю­щее поко­ле­ние — самый вер­ный спо­соб воз­бу­дить в нем пре­зре­ние ко всему, что свя­зано с пра­во­сла­вием, потому что ничего, кроме сар­ка­сти­че­ской улыбки, такие вещи вызвать не могут.

Беда мно­гих совре­мен­ных пра­во­слав­ных роди­те­лей в том,  что выби­рая для своих детей лите­ра­туру, они ори­ен­ти­ру­ются лишь на внеш­ние при­знаки пра­во­слав­но­сти: нали­чие купо­лов и кре­стов, упо­ми­на­ние Бога и обя­за­тель­ная мораль крас­ными нит­ками на пред­мет того, что у веру­ю­щих все хорошо и заме­ча­тельно, потому что они веру­ю­щие, а у неве­ру­ю­щих все плохо, потому что они неве­ру­ю­щие. На одном из фору­мов попа­лось выска­зы­ва­ние пра­во­слав­ной мамы: “Если автор не пра­во­слав­ный, я такую лите­ра­туру даже не рас­смат­ри­ваю!” Но такая лите­ра­тура скучна для детей, кому хочется читать нуд­ную исто­рию о жизни какой-нибудь девочки, кото­рая все­гда слу­ша­ется маму, а все сво­бод­ное время про­во­дит либо в молитве, либо за чте­нием жития свя­тых? Эти книги похожи на уже раз­же­ван­ное блюдо, лишен­ное вкуса и аро­мата, не даю­щее пищи ни для ума, ни для фан­та­зии, ни для души. Выхо­ло­щен­ные, лишен­ные ярко­сти, инди­ви­ду­аль­но­сти харак­теры пер­со­на­жей, кото­рые только и спо­собны на то, чтобы молиться и поститься, не будут при­ме­ром для под­ра­жа­ния, потому что они без­ли­кие, кар­тон­ные. Детей и под­рост­ков (впро­чем, как и взрос­лых) спо­собны при­влечь только яркие лич­но­сти, кото­рые в состо­я­нии совер­шить Посту­пок, пове­сти за собой, спо­соб­ные изме­нить себя, мир, окру­жа­ю­щих, а не убе­га­ю­щие при каж­дом удоб­ном слу­чае под сень куполов.

Между тем, научить доб­ро­де­те­лям можно не только пре­по­да­вая их, что назы­ва­ется, в лоб. Мора­ли­за­тор­ство и непри­кры­тые нра­во­уче­ния редко у кого поль­зу­ются успе­хом. Научить любить ближ­него и делать добро можно не только на при­мере батю­шек, у чело­ве­че­ства име­ется огром­ный пласт заме­ча­тель­ной дет­ской лите­ра­туры, насто­я­щих уро­ков любви, состра­да­ния, вер­но­сти, вза­и­мо­по­мощи, твер­до­сти духа. К таким авто­рам можно отне­сти Алана Мар­шалла, Сетона-Томп­сона, Аст­рид Линдгрен, Ганса Хри­сти­ана Андер­сона, Яна Эхкольма, Ёне Рейто, Янc­сон Туве и мно­гих и мно­гих дру­гих авто­ров, кото­рые не явля­ются пра­во­слав­ными по веро­ис­по­ве­да­нию, но про­по­ве­дуют-то хри­сти­ан­ское отно­ше­ние к ближ­ним. Речь ведь идет не о тон­ко­стях дог­ма­тов, а о так назы­ва­е­мых обще­че­ло­ве­че­ских цен­но­стях. Оши­ба­ются и те, кто счи­тает, что сти­ли­стика и язык пра­во­слав­ного про­из­ве­де­ния для детей должны быть как можно более дет­скими. Лите­ра­тура несет не только вос­пи­та­тель­ную, но и обра­зо­ва­тель­ную функ­цию. Она должна обу­чать пра­виль­ному, кра­си­вому постро­е­нию пред­ло­же­ния, гра­мот­ной речи, раз­ви­тию вооб­ра­же­ния, образ­ному мыш­ле­нию. Вос­пи­та­ние обра­зо­ван­ного чело­века нельзя про­во­дить только в рам­ках “све­чечка-ико­ночка”, в стиле уже став­ших нари­ца­тель­ными пра­во­слав­ных ежи­ков. Каж­дая про­чи­тан­ная книга должна стать сту­пень­кой вверх, ведь чело­веку, тем более ребенку, свой­ственно раз­ви­ваться. Не надо детей сил­ком удер­жи­вать на уровне трех­ле­ток. “Быть как дети” это не зна­чит быть примитивными.

Лилия Коз­лова для Азбука воспитания

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

2 комментария

  • Юлиана, 11.06.2014

    Хоте­лось бы среди реко­мен­до­ван­ных к про­чте­нию авто­ров уви­деть хотя бы несколько сооте­че­ствен­ни­ков) Дума­ется, что не оску­дела еще земля рус­ская писа­те­лями, “про­по­ве­ду­ю­щих хри­сти­ан­ское отно­ше­ние к ближним”.…

    Ответить »
    • Анна, 21.09.2016

      Автор излишне агрес­сивно настроен по отно­ше­нию к пра­во­слав­ной лите­ра­туре, очень зря. Она совер­шенно не огра­ни­чи­ва­ется доре­во­лю­ци­он­ной лите­ра­ту­рой и Майей Кучер­ской, веро­ятно именно её под­ра­зу­ме­вает автор под “пра­во­слав­ными ежи­ками”. А ста­вить на одну сту­пень срав­не­ния писа­те­лей, создав­ших про­из­ве­де­ния на воз­раст не менее 12 лет и произведения-“слезодавилки”, как выра­зился автор, рас­счи­тан­ные на дошколь­ный и млад­ший школь­ный воз­раст, может только чело­век, не име­ю­щий к вос­пи­та­нию детей ника­кого отно­ше­ния. Потому про “беды пра­во­слав­ных роди­те­лей” и как научить доб­ро­де­те­лям, знает только от “про­фес­си­о­наль­ных писа­те­лей”. Кстати, про­фес­си­о­наль­ный писа­тель нико­гда не поз­во­лит себе оскорб­ле­ния, тем более, в сто­рону начи­на­ю­щих авторов.

      Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки