Array ( )
Познание окружающего мира и развитие творческих способностей у детей

Познание окружающего мира и развитие творческих способностей у детей

(2 голоса4.5 из 5)

Краткое содержание: Познание окружающего мира и развитие творческих способностей у детей. Стимулирование познавательных способностей ребенка. Программы и методики развития у ребенка интереса к творчеству.

В настоящее время существует множество программ, направленных на развитие творческих возможностей учащихся. Остановимся на одной из них. Программа “Открытие мира” разработана доктором психологических наук профессором Л. И. Айдаровой. Цель этой программы состоит в формировании у учащихся целостной картины мира через предоставление ребенку возможности активной творческой деятельности в трех сферах человеческой практики: познавательной, этической и эстетической.Программа предусматривает развитие творческих способностей детей, причем как общих, так и специальных.Программа предназначена для начального периода образования: она рассчитана на детей 7–9 лет. В процессе обучения рассматриваются три основные темы: “Как устроен мир”, “Место человека в мире”, “Что может делать человек в мире”.Программы связаны между собой не только содержательно, но и методически, что позволяет, начиная с первого года обучения, ставить ребенка в активную позицию творца, исследователя. Дети учатся работать индивидуально и коллективно. В ходе обучения ребенок должен сам активно включаться в творческий процесс и начинать создавать спектакль, газету и т.д.Ребенку нужно помочь выстроить целостную картину мира, в которой синтезируются познавательные и эстетические аспекты, а также нравственные нормы отношений между людьми. Для этого нужна учебная деятельность, в которую интегрируются все эти аспекты.Названная программа обеспечивает способность к литературному творчеству и рисованию, конструированию и импровизации, драматическому искусству и т. д.

Опишем методику работы только по одному разделу этой программы, который называется “Мир, здравствуй!”.

Это довольно большой раздел, требующий для своей реализации примерно 90–100 часов.

Этапы работы

Предварительный этап

Цель этого этапа — создание атмосферы доверия ребенка к учителю, возникновение у ребенка желания поделиться тем, что для него интересно, чем он гордится, или что его может огорчать, не удовлетворять и т.д. На этом этапе учитель должен также выявить индивидуальные особенности детей. Ориентация на индивидуальность ребенка одновременно с созданием атмосферы доверия в классе — необходимые условия для свободного творческого процесса.

Первое задание на этом этапе — нарисовать портреты своих мам и дать им устные или короткие письменные характеристики.

Второе задание: нарисовать портрет и дать характеристику своего папы, себя и своего друга.

Третье задание: нарисовать всю семью, а также шутливый портрет себя и своего друга.

В заключение предлагается нарисовать портрет своего любимого учителя и дать ему характеристику. Рисунки, а также устные и письменные сочинения служат показателем исходного уровня развития детей, участвующих в обучающем эксперименте.

Открытие с детьми слова “мир”

Детям надо усвоить два понятия: “мир” как все то, что нас окружает, и “мир” как отсутствие войны. Для этих двух понятий в большинстве языков существует два слова, в то время как в русском языке эти понятия заключены в одном слове мир.

Учитель просит детей объяснить, что такое мир, что они представляют, когда говорят слово мир. Детям предлагается нарисовать и затем объяснить, что они думают о значении этого слова.

Эта программа используется во многих детских коллективах. В 1999 г. она была использована также в корейской школе Москвы. Анализ ответов как русских, так и корейских учеников показал большое разнообразие и индивидуальность ответов. Так, у одного ученика понятие “мир” включает космос и большой вихрь в нем. Второй ребенок считал главным показать, что на земле много домов, среди которых он указал банки, офисные здания. У третьего мир изображен как географическая карта разных стран. У одного из корейских учеников в центре рисунка — тент с корейским флагом, под которым спят люди, а один человек рядом копает золото, ищет сокровища и т.д.

Характерно, что во всех рисунках присутствует изображение солнца, неба, человека, деревьев и дома как того, что входит в понятие “мир”. Вместе с тем рисунки детей свидетельствуют о том, насколько разными были ученики. После этого дети вместе с экспериментатором обсуждают рисунки и делают вывод о том, что наш огромный мир может существовать, если в нем нет войны, т. е. когда есть мир между людьми. Учитель обращает внимание детей на то, что в русском языке эти два понятия мира обозначаются одним словом мир.

Детские рисунки становятся первой страницей в “Книге Открытий”, которую дети начали создавать с этого первого урока.

Работа детей вместе с педагогом над созданием “Книги Открытий” имеет следующий смысл: во-первых, дети начинают осваивать не репродуктивную, а продуктивную, творческую, позицию. В данном случае речь идет об освоении детьми авторской позиции. Во-вторых, маленькие школьники одновременно выступают в роли художников — оформителей своей книги. Тем самым обеспечивается возможность интеграции познавательной и художественной позиции детей.

Открытие смысла слова “здравствуй”

Работа начинается с того, что учитель просит детей подумать и объяснить, что значит слово “здравствуй”. Вместе с детьми учитель выясняет, что слово “здравствуй” означает пожелание жизни и здоровья. С этого пожелания начинается пожелание доброго отношения ко всему, что окружает человека. Это нравственная позиция, которая становится основным лейтмотивом программы, проходя практически через все ее темы.

Во время этого занятия дети создают вторую страницу в своей “Книге Открытий”. Ею становится создаваемое детьми общее панно-аппликация. Дети вырезают солнце, а его лучи изображают в виде своих рук. Эти лучи “здороваются” со всем, что есть в мире. Каждый ребенок по собственному желанию рисует около своего луча то существо, с которым он хочет поздороваться прежде всего. У одного это — мама, у другого — его собака, у третьего — птица и т.д.

Тот, кого ребенок выбрал прежде всего для пожелания ему здоровья, снова показывает на индивидуальную особенность каждого ученика, участвовавшего в создании этого коллективного панно.

Поскольку языковое развитие является одним из центральных и определяющих общее психическое развитие ребенка, на занятиях уделяется особое внимание работе над значениями слов. С этой целью уже с первого занятия начинается создание двух‑, трехъязычного (например, англо-франко-русского) словарика новых понятий, над которыми идет работа. На данном занятии в этот словарик вносится второе слово здравствуй после уже записанного слова мир.

Знакомство с понятием “множество миров” и их связи между собой

Занятия посвящены открытию множества миров, которые входят в наш большой мир. На первых своих рисунках дети изобразили различные миры: мир звезд, животных, насекомых, гор и т.д. Педагог обсуждает вместе с детьми, почему можно выделить мир животных, птиц, мир моря в особые миры. Выясняется, что каждый из них устроен по-своему и живет по своим собственным законам.

Затем педагог ставит следующий вопрос: связаны ли миры, которые мы нарисовали, между собой? Этот вопрос становится проблемой для обсуждения на следующем занятии.

Следующий урок, цель которого — начать открывать вместе с детьми связи, существующие в мире, строится в виде учебной игры “Черная волшебница и представители разных миров”. Эта игра проводится для того, чтобы дети сами попытались доказать необходимость взаимосвязи различных миров.

Учитель (экспериментатор) берет на себя роль “Черной волшебницы”, а каждый ученик выбирает роль одного из представителей какого-либо мира: мира птиц, цветов, животных, рыб. До начата игры учитель ставит и записывает на доске вопросы: связаны ли все миры между собой? Нужны ли они друг другу? Под диктовку детей на доске быстро зарисовываются миры, которые уже были зафиксированы в “Книге Открытий”.

Игра начинается следующим образом: “Черная волшебница” — педагог надевает черный плащ, черные очки и черные перчатки. У нее есть черные звезды из черной бумаги. Она говорит, что может разрушить любой из миров, например мир воды. Дети, взявшие на себя роль представителей других миров, должны доказать связь их мира с миром воды. Если они доказывают эту связь, то в этом случае Волшебница теряет одну из черных звезд и тем самым ее сила уменьшается. Если она теряет все звезды, то должна умереть, а все миры могут жить спокойно. Так в процессе игры дети доказывают взаимосвязь миров и их взаимонеобходимость.

Для осознания детьми взаимосвязи миров и закрепления этого понятия связи между мирами прочерчиваются на доске и в “Книге Открытий”.

Открытие с детьми предназначения человека в мире

Среди многих миров дети нарисовали и мир человека. Следующий цикл занятий посвящен открытию того, кем может быть человек.

Эта проблема записывается на доске и как заголовок следующей страницы “Книги Открытий”. Опираясь на знания детей о том, чем занимаются люди, какие могут быть у человека профессии, ученики делают следующее открытие: человек может быть исследователем, художником (в широком смысле этого слова: артистом и скульптором, живописцем и клоуном в цирке и т.д.), а также помощником, другом и защитником. После выяснения вместе с детьми трех возможных для человека позиций по отношению к миру (быть исследователем, художником, помощником) дети зарисовывают это в виде простой схемы. Эта схема очень важна вначале для постановки перед детьми, а затем и ими самими задач трех родов: познавательных, художественных и нравственных. С опорой на эту схему дети затем сами научатся ставить такого рода задачи в разных ситуациях.

Для освоения детьми открытых позиций (“Кем может быть человек?”) им дается задание самостоятельно или вместе со своими родителями установить и нарисовать родословную профессий в их семьях. После выполнения этой работы и занесения в “Книгу Открытий” родословных профессий в семьях детей педагог специально обсуждает вместе с детьми, что некоторые профессии могут соединять в себе несколько позиций, например, исследователя и помощника (врач, учитель и т.д.), художника и помощника (артист, строитель и т.д.). Это открытие дети делают на своих собственных примерах.

Работа над темой “Кем может быть человек?” развивается в следующем задании: детям предлагается самостоятельно взять на себя роль маленьких журналистов и провести интервью со взрослыми, работающими в их школе, т.е. выявить профессии тех людей, которые с ними работают. Роль журналистов, маленьких фоторепортеров дети берут на себя с удовольствием и обычно успешно справляются с заданием.

Результатом этой работы должен быть выпуск специальной газеты о людях их школы. Выполняя это задание, дети выступают в двух позициях: исследователей и художников-оформителей. Те же позиции дети осваивают, продолжая работать над оформлением своей “Книги Открытий”. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что задания, подобные описанному, т.е. связанные с проведением интервью с сотрудниками школы, дают материал для развития у детей способности к общению и со сверстниками, и со взрослыми.

Открытие вместе с детьми множества миров и возможных позиций человека по отношению к окружающему его миру позволяет обратиться к построению следующей серии уроков, на которых ученики переходят к освоению позиции исследователя, художника и помощника на материале разных миров: мира рыб, гор, космоса и т.д.

Но прежде чем перейти к этим заданиям, учитель должен посвятить одно занятие анализу значения слова открытие. Дети должны понять, что за словом открытие могут стоять разные действия и факты: физическое действие (можно открыть окно, дверь, банку), деятельность, связанная с открытием неизвестного: нового острова в океане, новой звезды и т.д. Третье значение — быть открытым другому человеку, открыть душу другим. В свой словарик дети записывают свое открытие: разнообразные значения слова открытие.

В “Книге Открытий” дети зарисовывают возможные значения слова открытие.

В конце занятия вместе с детьми делается вывод о том, что если человек открыт миру, доброжелателен, то и мир, и все в нем также могут идти навстречу этому человеку и открываться ему. Если же человек замкнут, угрюм, закрыт для других, то и другие не захотят открыться ему и пойти навстречу.

После этого учитель (экспериментатор) организует небольшую игру “Доброе и злое”. Кто-то из детей назначается ведущим. Ведущий называет нечто, что является добрым по отношению к детям и никак не может принести им вред. На это дети широко распахивают руки, показывая, что они открыты этому доброму и принимают его. И наоборот, ведущий называет что-то злое, опасное (например, война, ненависть, обман, камень, пожар — то, что может убить или ранить человека), на что дети закрываются руками, приседают, сжимаются в комочек, показывая, что они не желают впустить в себя злое, недоброе.

Путешествия в разные миры

После этого целая серия занятий проводится в игровой форме, как воображаемые путешествия по миру. Экспериментатор вместе с детьми предлагает совершить “путешествия” в мир гор, затем — в мир моря, к рыбам, потом — в мир птиц, после этого — в мир зверей. В мир цветов и насекомых также организуется особое “путешествие”.

Во время этих игр дети все больше и больше осваивают позиции исследователя, художника и помощника. Опора на схему позволяет детям научиться сравнивать разного рода задачи: познавательные, художественные и нравственные. По окончании каждого такого “путешествия” (в мир цветов, зверей) организуется небольшой “симпозиум” или “конференция”, где дети выступают как исследователи с маленькими сообщениями или докладами о том, что они узнали о представителях того мира, в котором побывали. В таких “конференциях” могут участвовать и родители. Материал для своих “докладов” дети готовят в течение нескольких дней, пока продолжалось “путешествие” в тот или другой мир.

Для подготовки своих маленьких докладов-сообщений дети учатся использовать разного рода детские энциклопедии, справочники, атласы животных, растений, соответствующие книги, а иногда и учебники для более старших классов. Начать учить детей пользоваться разными книгами как справочниками, а также сформировать у них умение подытожить в виде маленького “доклада” то, что они узнали, — вот главные задачи, которые решаются при организации такого рода занятий.

Позиция художника во время этих путешествий отрабатывается через создание детьми рисунков, коллективных панно, сочинение стихов и сказок об обитателях того или другого мира. Особо отметим, в условиях работы в специальной студии педагог, если он считает это необходимым, дает детям определенные знания о том, как надо рисовать пейзажи, натюрморты, портреты и т.д.

При “путешествиях” в разные миры позиция помощника обсуждается вместе с учителем (экспериментатором), который ставит перед детьми такие проблемы: как и чем человек может помочь этому (называется конкретно) миру.

Следующие несколько занятий посвящаются дальнейшему открытию с детьми того, как связаны между собой все миры, которые входят в этот огромный мир, в котором мы все живем. Эти занятия нацелены на развитие познавательных способностей детей.

Освоение позиции исследователя продолжается, когда дети получают от учителя такого типа задания: объясните, связаны ли между собой многие миры на протяжении одного дня, одного года и в течение жизни от рождения и до конца. Это обсуждается в темах: “Ритмы во Вселенной” (цикл одного дня, года и цикл, или круг, человеческой жизни); “Миры рукотворные и нерукотворные”.

Детям предлагается ответить на вопрос о том, что происходит в течение дня, когда солнце стоит в зените, а затем постепенно опускается и заходит за горизонт. Ученики комментируют, что происходит в природе на протяжении дня от восхода солнца до ночи. Для понимания цикла года учитель “превращает” детей в зернышки или семечки. Дети движениями показывают, как эти зернышки ранней весной с солнышком начинают прорастать, затем набирают силу, летом начинают колоситься, а к осени колосья дают новые зерна, которые, если попадают в землю на будущую весну, опять прорастают новыми побегами. Дети зарисовывают то, что происходит в течение года.

Обращаясь к циклу человеческой жизни, учитель превращает учеников в малышей, которые только родились, а затем дети драматизацией показывают основные этапы человеческой жизни: ползают как малыши, берут в руки книжки и отправляются в школу, вот они — молодые люди, потом становятся мамами и папами, а к концу круга уходят, как все живое, оставляя жить дальше своих детей и внуков.

Эти уроки, в которых дети принимают самое активное участие, достаточны для того, чтобы сделать вместе с педагогом вывод о том, что все в мире связано: солнце, растения, люди, животные; все подчинено ритму и циклу природы.

Ряд заданий посвящен формированию исследовательской позиции ребенка в отношении того, как связаны между собой мир природы и мир, созданный человеком. Другими словами, перед детьми ставится вопрос о нерукотворных и рукотворных мирах и их взаимосвязи.

Сюжетно-ролевая игра “Путешествие в космос”

После путешествия в разные миры и открытия многообразных связей между ними педагог вместе с детьми возвращается к проблеме “Кем может быть человек?”. Перед детьми ставится вопрос: что может быть причиной радости человека? Иными словами, вместе с детьми выясняется, какой смысл может иметь для самого человека и других людей то, что он делает, и кому это может быть полезно и даже приносить радость.

Для закрепления основных понятий, выяснению которых были посвящены предшествующие занятия, организуется игра “Путешествие в космос”. Эта игра связана с открытием мира звезд, который, как и другие миры, был зарисован на общей картине миров.

Игра “Путешествие в космос” продолжается в течение 10–11 занятий, на которых идет дальнейшая работа по постановке и решению познавательных, художественных и — там, где это возможно, — задач, имеющих нравственное содержание.

В самом начале этого цикла занятий все дети становятся членами космического экипажа. “Космическая ракета” строится из столов и стульев, за которыми обычно идет работа в классе. Все участники полета одеты в воображаемые скафандры, у каждого свой “транзистор” (кубик, пенал, коробка с “антенной”) для постоянной связи с Землей. Во главе этого экипажа есть командир, роль которого берет на себя экспериментатор (учитель).

Все члены экипажа имеют блокноты для записи и зарисовок во время полета в космос. Командир экипажа вместе со своими помощниками заботится о том, чтобы во время длительного путешествия у его учеников была еда и вода. Тому, кто этого хочет, разрешается взять с собой с Земли любимую вещь или игрушку.

Накануне полета в космос детям предлагается выбрать для себя роль на время полета: быть исследователем мироздания, художником или помощником. В зависимости от выбранной роли каждый ученик или приносит, или называет те вещи, которые ему могут понадобиться во время путешествия. Те дети, которые взяли на себя роль будущих исследователей, обычно называют в качестве необходимого следующее: космическая одежда, карта, фотоаппарат, шлем, перчатки, очки для дальнего зрения, специальные лампы, флаг. Художники называют краски, ватман, цветные карандаши, скрепки. Помощники считают необходимым взять с собой пищу, баллон воздуха, одеяло, оружие, чтобы защищаться от страшных чудовищ, которые могут встретиться на других планетах.

После того как ракета оторвалась от Земли, экспериментатор включает космическую музыку. Все члены экипажа смотрят из “иллюминатора” на удаляющуюся Землю, и им предлагается зарисовать ее из ракеты. Во время полета командир экипажа начинает рассказывать и чертить на специальном табло (классной доске), как устроена наша солнечная система: какие планеты окружают Солнце и где среди них место нашей планеты Земля. Командир корабля рассказывает или отвечает на вопросы детей о том, чем отличаются планеты от звезд, что такое Млечный Путь, звездный дождь и т. п.

На следующий день игра продолжается. Когда наступает ночь, всем космонавтам, кроме командира и его помощников, предлагается поспать. Экипаж засыпает на несколько минут. В космосе, как объясняет командир, другое время и поэтому проходит не несколько минут, а несколько лет. Когда космонавты просыпаются, каждый рассказывает, какой сон ему приснился.

Характер сновидений, рассказанных детьми, дает материал об индивидуальных особенностях каждого ребенка

“Полет” в космосе также дает возможность экспериментатору рассказать детям в доступной для них форме о возможности разных систем счисления: 1 час на Земле может быть равен одному году в полете. Перед детьми ставится задача: сколько каждому члену экипажа исполняется в это время лет? Дети отвечают: “18 лет. — А еще через 10 часов полета? — 28 лет”. “А сколько часов надо пролететь, чтобы каждому исполнилось по 80 лет?” Дети подсчитывают.

Затем командир корабля предлагает всем стать художниками и нарисовать три своих портрета: каким был бы ты в 8 лет на Земле, как ты выглядишь во время нашего путешествия в 18 лет и каким ты будешь в 80 лет. Дети с удовольствием рисуют свои автопортреты в разных возрастах. Пока дети рисуют, им рассказывают, какие календари бывают на Земле у разных народов.

Следующий урок — посадка на незнакомую планету и встреча с инопланетянами. Это занятие проходит в форме игры-драматизации. Члены экипажа ищут способы общения с жителями незнакомой планеты мимикой, жестами, т. е. всеми возможными способами. Земляне пытаются объяснить инопланетянам, кто они такие, откуда прилетели и приглашают инопланетян к себе в экипаж, но те не соглашаются.

После того как земляне снова садятся в ракету и продолжают свой полет, им предлагается зарисовать, как выглядели те, кого они встретили в космосе. Обычно рисунки детей бывают очень разнообразны: у одних инопланетяне с тремя ногами и одним глазом, у других — в виде геометрических фигур, но с глазами, у третьих — в виде роботов, у четвертых космические жители имеют человеческий вид, у пятых “космонавтов” они были как душа или дым и др.

После приближения к огненному шару — Солнцу (об очень высокой температуре солнца командир корабля специально рассказывает своему экипажу) ракета разворачивается и движется обратно по направлению к Земле, к дому.

Такого рода занятия позволяют познакомить детей в общем виде со строением солнечной системы и рядом главных созвездий. Они участвуют в постановке вопроса о том, что такое звездный дождь, магнитные бури, Млечный Путь и т.д. Эти сведения, которые дети обычно получают в старших классах школы на специальных уроках астрономии, здесь могут выступать как предварительная ступень для развития познавательных возможностей младших школьников.

Организация занятий в форме игры позволяет ставить перед детьми задачи не только познавательные и художественные, но и соответствующие позиции “мы — помощники и друзья”. Каждый ребенок привозит домой в подарок из космоса что-то свое: одни — звездный камень, другие — картины, третьи — украшения для мам (сережки в виде звездочек, ожерелье из золотой бумаги и т.д.).

Во время путешествия продолжается работа над “Книгой Открытий”, а также зарисовки и краткие записи детей в своих бортовых журналах.

Открытие мира дома

Следующий цикл занятий посвящен особому и близкому для детей миру дома. Не имея возможности столь же подробно описать этот цикл уроков, как это было сделано в случае с “Путешествием в космос”, назовем лишь основные темы, которые можно предложить детям для обсуждения в связи с миром дома.

Первая проблема: что такое дом и у кого бывает свой дом? Дети обычно приходят к выводу, что у каждого живого существа должен быть свой дом: у птиц и у зверей, у разных насекомых — жуков, бабочек, комаров, пауков, муравьев и т.д. Они объясняют, что дом нужен живым существам, чтобы охранять своих детей от непогоды и врагов, которые могут погубить маленьких кузнечиков, зайчиков, медвежат и т.д. Дети описывают и рисуют дома, которые бывают у разных животных.

Затем перед детьми ставятся вопросы: каким может быть дом человека и чем он отличается от домов других живых существ? Одинаковы ли дома у людей разных народов в разных местах земного шара? Вместе с учителем дети обсуждают и зарисовывают в своей “Книге Открытий” разные виды человеческих домов на севере и в Африке, где жарко; в пустыне, где раскаленные пески; в лесах или горах. Ученики рисуют и записывают, что непременно должно входить в архитектуру человеческого дома.

Тема “Мир дома” позволяет открыть вместе с детьми еще некоторые вещи, которые могут иметь большой эстетический и нравственный смысл. В частности, это постановка вопроса о прошлом и традициях в каждом доме. Так, один урок посвящается обсуждению того, что каждый дом сохраняет старинные вещи, которые могут много рассказать о прошлом каждой семьи. На следующем уроке дети могут устроить небольшой “музей”, принеся и сложив на специально сдвинутых партах старинные вещи и книги, которые принадлежали их бабушкам, дедушкам, прабабушкам и прадедушкам.

Зарисовывая в “Книге Открытий” эти вещи и восстанавливая (на основе ранее собранного материала) родословную профессий в каждой семье, дети вместе с преподавателем приходят к выводу, что вещи каждого дома хранят историю того или другого рода.

Затем детям можно предложить провести еще одно маленькое исследование: выяснить родословную имен в их семье и узнать, почему он (ребенок) получил такое имя и что оно означает. История имен детей класса, воссозданная самими детьми, позволит относиться к именам как к тому особому материалу, который имеет, кроме прочего, и эстетический смысл (красота имени с точки зрения его звучания).

Причины человеческой радости

Последний цикл занятий посвящен постановке нравственных задач. Экспериментатор (учитель) ставит перед детьми проблему: что может быть причиной радости для человека? Обычно дети дают такие ответы: радость бывает у человека тогда, когда он получает подарки — игрушки, книги, новую одежду, куклу и т.д. Вторая причина радости, по мнению детей, когда вся семья вместе: “когда вместе едем отдыхать”, “когда никто не болеет”, “когда нет войны и все дома и папу не взяли на войну” и т.д.

Подобные ответы позволяют экспериментатору подвести детей к выводу, что радость человека бывает и тогда, когда все здоровы и вся семья вместе. После этого вывода учитель говорит, что причиной радости человека может быть доброе и хорошее дело, которое он сделает для другого человека: поможет ему или подарит что-то. “Бывало ли так у вас?” — обращается он к детям.

Дети начинают вспоминать и приводить свои примеры того, как они готовили и дарили кому-то подарки, как помогали тем, кому трудно было что-то сделать: “помочь убраться в доме”, “помочь маме вымыть посуду и приготовить ужин”, “нарисовать в подарок рисунок и вышить цветными нитками салфетку”, “оставить самое вкусное маленькому брату” и т.д.

После этого дети обсуждают вопрос: какие люди считаются героями или имеют известность в стране и во всем мире, что хорошего они сделали для других, почему их именами названы улицы, площади, а иногда их имена значатся на картах мира?

Эти беседы о знаменитых и незнаменитых людях позволяют вместе с детьми прийти к выводу о том, что человек может испытывать очень большую радость, когда делает что-то нужное и доброе для других. В это время дети зарисовывают последнюю страницу в своей “Книге Открытий”, где каждый по-своему изображает то, что может быть причиной радости для человека.

Первая радость, которую изображают дети, — это радость получать самые разные подарки.
Вторая — когда все благополучно и вся семья в сборе.
Третья радость — когда человек делает что-то хорошее или доброе для других.

В конце беседы учитель обращает внимание детей на общую схему “Кем может быть человек?” и спрашивает: “А как связано то, что мы говорили только что о радости, с тем, что человек делает на земле?” Дети снова называют известные им профессии людей (повар, врач, ракетчик, строитель, учитель, геолог, журналист, продавец и т.д.) и делают общий вывод, что человек должен не разрушать, а помогать всему тому, что его окружает.

Понятно, что для нравственного развития детей ориентации их только на постановку этических задач явно не достаточно. Здесь необходимо организовать конкретную деятельность самих детей, которая требовала бы от них реальной помощи и заботы о других. Насколько нам известно, в отдельных экспериментальных классах России, которые работают по программе “Мир, здравствуй!”, система нравственного воспитания разрабатывалась специально. Так, в городе Иваново второклассники и третьеклассники экспериментальных классов постоянно помогают пожилым людям из дома престарелых. В Угличе шла работа детей экспериментальных классов с детьми из дома сирот. В Москве организована работа детей разных возрастов, предполагающая активную помощь старших младшим, и т.д.

Игры для формирования представлений об окружающем мире у детей

1. Найди цвет.Игроки становятся в круг. Ведущий командует: “Коснитесь жёлтого, раз, два, три!” Игроки как можно быстрее стараются взяться за вещь (предмет, часть тела) остальных участников в круге. Кто последний — выбывает из игры. Ведущий снова повторяет команду, но уже с новым цветом. Побеждает оставшийся последним.2. Ищем клад.Учимся ориентироваться в пространстве с помощью плана.

Сначала вместе с малышом нарисуйте план комнаты. Объясните ребенку все подробно: вместо стола, стула, дивана будут похожие на них фигуры. Проверьте с ребенком, не забыли ли что-нибудь. “Окно есть? А дверь? а телевизор? Какой фигурой мы изобразим?” Обязательно разъясните, что это вид комнаты сверху. А теперь — самое интересное. Берем игрушку или какое-нибудь лакомство, малыш выходит в другую комнату или отворачивается, а вы прячете “клад” где-либо в комнате. Ставите на плане яркий крестик и предлагаете ребенку найти клад. В начале поищите клад вместе, держа на виду план и повторяя, где что находится. Когда ребенку эта игра будет даваться легко — усложните её. Нарисуйте план квартиры, двора, а летом на даче — план участка.

3. Я знаю десять названий.

Играть можно вдвоём с ребёнком и небольшой компанией. В игре используют мяч. Садятся в круг. Игроки перекидывают друг другу мяч со словами:

- Я …
— Знаю…
— Десять (семь, пять…)
— Названий …деревьев! (птиц, цветов, профессий, фруктов, животных, рыб, городов…)
И далее, все по очереди должны называть названия того, что было задано:
— Липа — раз!
— Береза — два!
— Клён — три!…
Тот, кто не смог ответить в свою очередь — отдаёт фант.
Как правило в такой игре дети быстро запоминают все названия и со временем количество названий увеличивается.

4. Архитекторы и строители.

Наверное, у всех в доме есть какой-нибудь строительный конструктор. Как правило, дети быстро теряют интерес к кубикам. Можно вновь заинтересовать ребёнка конструированием, если предложить игру “Архитекторы”. Сначала объясните малышу, кто такие архитекторы.

Затем сделайте вместе с ребёнком несколько чертежей построек. Конечно, нужно использовать те элементы конструктора, что есть у вас (можно просто обводить детали конструктора на бумаге). Когда чертежи будущих построек будут готовы, предложите ребёнку сделать постройку по чертежу.

Варианты:

1. Вы строите — ребёнок затем делает чертёж готовой постройки.
2. Ребёнок делает чертёж — вы строите.
3. Один делает несколько построек и делает чертёж одной из построек. Задача — найти постройку по чертежу.
4. Сделать чертёж и постройку по нему с ошибками. Предложить ребёнку найти ошибки.

Детям 3–4 лет на чертежах делаем “вид спереди” или “вид сверху”.
Детям постарше можно давать чертежи в разных проекциях. Конечно, сначала нужно объяснить и показать, что это такое.

5. Чем пахнет?

Приготовьте предметы со специфическим запахом — мыло, обувной крем, чеснок, лимон и др.
С детьми до 4 лет стоит заранее рассмотреть все предметы, обговорить, что съедобное, вместе понюхать и попытаться определить запах — кислый, горький, сладкий, приятный — неприятный, съедобный — несъедобный.
Затем завяжите ребёнку глаза и предложите по запаху определить каждый предмет.
Для смеха можно предложить понюхать какую-нибудь одежду. К примеру, папины носки.:-)

6. Ярмарка. (3–6 лет)

Дети стоят в кругу. Это — “продавцы”. Руки держат за спиной, в руках мелкие предметы разных цветов — красный, оранжевый, зеленый, синий, желтый, фиолетовый и т.д. Можно использовать кубики, шарики или заготовленные заранее картонные кружки. В центре круга находится ребенок.. Он — покупатель. Дети все вместе произносят слова, под которые ребёнок-покупатель поворачивается вокруг себя, вытянув вперёд руку, наподобие стрелки:

“Ваня, Ваня, покружись,
Всем ребятам покажись,
И какой тебе милей,
Укажи нам поскорей! Стоп!”

На последнем слове ребёнок останавливается. Тот, на которого указала “стрелка”, спрашивает “покупателя”:
— Что угодно для души? Все товары хороши!
Ведущий “делает заказ”:
— Хочу фрукт! (или овощ, ягоду, цветок).

Теперь ребёнок, “принявший заказ”, должен предложить фрукт, цвет которого совпадает с игрушкой, спрятанной у него за спиной.
— На тебе грушу, — говорит продавец и протягивает жёлтый кубик.

Цель игры понятна — закрепляем знания овощей, фруктов, ягод, цветов. Развиваем мышление, внимание, быстроту реакции.

Ход игры может быть разным — смена покупателя через определённое количество покупок или начисление очков за каждый правильный ответ ( детям до 6 лет не рекомендуется). Играть можно и вдвоём с ребёнком, по очереди изображая покупателя и продавца.

7. Времена года.

Игра требует времени на подготовку атрибутов, но она того стоит.

Подберите красочные картинки по временам года, очень хороши репродукции картин из старых журналов. Наклейте их на одну внутреннюю сторону картонной папки. На вторую сторону наклейте лист бархатной бумаги.

Ещё вам понадобится большое количество маленьких картинок, которые можно разделить по временам года. Картинки с дождем, снежинками, радугой, цветами, грибами, веточками без листьев, с почками, с листьями зелеными и желтыми; гнездо птицы с яйцами, птенцами, картинки разной одежды. В общем картинки всего, что можно четко разделить по временам года.

Конечно, малышу 2 лет картинки предлагаются более простые, чем пятилетнему.
Все эти картинки наклейте на бархатную бумагу(бархатом наружу).
Сначала просто раскладывайте картинки по сезонам, объясняя ребенку, почему эта или иная картинка подходит именно к этому времени года.

Со временем задания усложните — разложите картинки на бархат (бархатная бумага для того, чтобы картинки не скользили) заведомо сделав несколько ошибок. Например, к осеннему пейзажу положите картинку птичьего гнезда с яйцами и ягоды клубники. Предложите ребенку найти ошибки. Затем предложите ребенку загадать вам такую же задачу.

Что дети думают о природе? Формирование у детей представлений об окружающем мире

Детское мышление не основано на логике или фактах. Если ребенка спросить, почему светит солнце, он может рассказать историю про человека, который бросил зажженную спичку в небо, и так появилось солнце. Маленькие дети думают, что океаны, деревья, космос, горы и другие природные явления создал человек. Ребенок может спросить: “Почему они сделали горы такими высокими? Почему они забросили Швейцарию так далеко?” Когда закончилась снежная буря, один мальчик сказал: “Кажется, у людей закончились снежные хлопья”.

Маленькие дети думают, что неодушевленные предметы или природные явления могут чувствовать и поступать точно так же, как и они. Один мальчик, заглянув в свое игрушечное ведерко после дождя, сказал: “Угадай, что принес мне дождик. Он принес мне водички. Какой хороший дождик”. Другой мальчик, сев на велосипед после длительного перерыва, с удивлением заметил: “Посмотри, мой велосипед стал меньше!” Зачастую дети винят предметы в своих несчастьях: “Гадкий стул меня ударил!” Ребенок не смог поймать мяч во время игры и списал свою неудачу на игрушку: “Он слишком криво летел”.Для маленького ребенка большинство предметов — живые. Карандаш живой, потому что он пишет, облако, потому что движется. Дети так любят сказки, потому что в них часто рассказывается о говорящих предметах и животных, о деревьях, которые могут ходить и петь.Чтобы узнать, что ваш ребенок думает об окружающем мире, прислушивайтесь к его объяснениям различных явлений природы и задавайте ему вопросы типа: “По-твоему, как звезды попали на небо? Как ты думаешь, почему червяки ползают?” Если же ребенок задаст вам вопрос, сначала попробуйте выяснить, что он сам думает по этому поводу, а потом уже давайте свой ответ. Скорее всего, вас немало удивят его предположения, а малыш обрадуется тому, что его мысли интересны родителям. Продолжайте задавать ребенку вопросы, и вы заметите, как по мере его взросления будут меняться ответы.Вероятно, у вас появится искушение исправлять его наивные представления. Помните, иногда лучше принять точку зрения ребенка, а в другой раз дать свое объяснение, если вы думаете, что ребенок уже готов его понять. Не удивляйтесь, если малыш внимательно выслушает ваше объяснение, а потом при случае вновь расскажет свое. Это типично для детей до пяти-шести лет. Они предпочитают верить в собственный взгляд на мир, чем брать на вооружение чей-либо другой.

Детская весна (изучаем времена года)

Педагог и журналист Елена Литвяк в книжке о своей маленькой школе пишет: “У Ушинского я нашла удивительно емкое понятие “Детский год”. Оказывается, для детей круглый год — это совсем иной промежуток времени, чем для взрослых, по-другому устроенный и со своей скоростью протекающий. В моменты перехода от одного времени года к другому дети становятся совершенно неузнаваемыми. Видно невооруженным глазом, как изменяющаяся природа изменяется в детях.Не иносказательно, а совершенно реально весной мальчишечья кровь бурлит в такт течению березового сока. Блестящие лужи, глиняная теплая масса, чавкающая под сапогами, солнце, отражающееся в разбитом зеркале мартовских луж. Дети щебечут и пищат. На щенят и воробушков они сейчас больше похожи, чем на примерных учеников. Дети по-прежнему хотят учиться, открывать для себя мир, только как-то по-другому, в иных формах и обстоятельствах, чем зимой. Можно исследовать глубину и периметр луж, внутреннее строение почки, коллекционировать весенние запахи (не меньше десяти!), придумывать арифметические задачки на живом материале, писать и читать названия весенних деревьев, подбирая к ним эпитеты-прилагательные и олицетворения-глаголы, читать отрывки из классики, бродить по воде… А уж о сочинениях на весенние темы я и не говорю. Как чудесно и просто — выйти во двор с репродукцией саврасовских “Грачей”, стоять и слушать, как кричат настоящие, не нарисованные птицы”.Как тает снег в тепле (для детей от 3 лет)Материал. Большой пластмассовый контейнер, какие обычно приспосабливают для игрушек, заполненный на этот раз снегом; разноцветные пластмассовые формочки, совочки, машинки; рукавички.

Презентация. Вы посмотрели с малышом в весеннее окно и обнаружили, что дорожки, которые еще вчера были засыпаны снегом, сегодня стали черными. На санках по ним уже не проедешь. Что же случилось? Папа отправляется во двор и наполняет снегом большой пластмассовый контейнер. Получается песочница, но только из снега. Ее он приносит домой и ставит, например, на кухне. Положите в снег игрушки для песочницы и предложите малышу поиграть с ними. Он, конечно, сразу полезет в снег голыми ручками и невольно почувствует, какой снег холодный, а когда ручки станут влажными, обнаружит, что снег тает, “становится мокрым”. Если надеть рукавички, то и они намокнут от снега. Часа два понадобится, чтобы снег в контейнере окончательно растаял и превратился в воду. Малыш за это время пообедает и поспит, а когда обнаружит в контейнере вместо снега холодную воду, удивлению и восторгу его не будет конца. Тут-то можно снова выйти на улицу и обратить его внимание на весенние ручейки у края дороги. Весна! Тепло, и снег тает!

Семена (для детей от 3 лет)

И все-таки самой волшебной ребенку весной кажется история с семенами. Вот маленькое семечко, такое крошечное, что на ладошке еле видно. И вдруг раз — и прорастает оно, появляется зеленый росток, а потом целый большой стебелек! И вот что интересно: все это происходит с любым семечком: желтеньким и плоским огурца, кругленьким оранжевым помидора или черненьким капусты. Все замечательно! Но осенью обнаружилось, что это были семена совсем не тех растений и они дали не те плоды, которые ожидались. Прежде чем сажать семена в землю, научимся различать их сорта.

Материал. Коробка с четырьмя отделениями. В первом лежат карточки с зеленой каймой, изображающие овощи, например, капусту, огурец, помидор, морковь и лук. Внизу каждой картинки прикреплены по три семечка каждого сорта. Обычно карточки ламинируют для прочности. Их мы будем считать контрольными. Во втором отделении коробки лежат прозрачные карточки тоже с зеленой каймой (цветовой код растений), но в них заламинированы семена этих овощей. Если разглядывать их над контрольными картами, семена можно легко сравнить. В третьем и четвертом отделениях коробки лежат карточки с подписями к семенам, написанные печатными буквами для детей, которые уже умеют читать, или маленькими картинками овощей для тех, кто еще не читает.

Цели. Прямая: правильно разложить подписи к прозрачным карточкам с семенами. Косвенная: сравнение и анализ предмета и картинки, знакомство с языком ботаники — науки, изучающей растения, развитие концентрации внимания, координации движений, аккуратности, утончение зрения.

Презентация. Ребенок и взрослый кладут на рабочий стол коробку с материалом и открывают ее. Взрослый предлагает малышу рассмотреть контрольные карточки с изображением овощей, назвать овощи и разложить карточки в горизонтальный ряд на столе. Ребенок делает это самостоятельно. Затем взрослый предлагает ему взять в руки прозрачные карточки с семенами и, каждый раз сравнивая семена на двух карточках, разложить прозрачные карточки под контрольными. Затем из коробки берут “подписи” (со словами или с картинками) и раскладывают их над контрольными карточками.

Несколько секунд взрослый и ребенок разглядывают получившуюся на столе картину, будто запоминают ее. Затем контрольные карточки переворачиваются, а “подписи” перемешиваются. Малыш пробует вновь разложить “подписи” над карточками с семенами. При этом он может легко проверить себя, перевернув контрольную карточку.

Луковицы в воде (для детей с 4 лет)

Материал. Поднос, на котором стоят 3–4 прозрачных бокала; 3–4 крупных луковицы гиацинтов, тюльпанов или обычного репчатого лука (чеснока); кувшин с водой.

Ребенок ставит материал на стол, разливает воду из кувшина по бокалам, а затем аккуратно опускает каждую луковицу в горлышко бокала. Луковица не должна провалиться в воду. Когда все готово, поднос с бокалами выставляется к свету, и за луковицами начинается наблюдение (отслеживается появление корней, стебля, листьев, цветение).

Источник: Елена Хилтунен “Уроки на корточках. Книга о воспитании детей в духе педагогики Марии Монтессори”.

Комментировать