Познание окружающего мира и развитие творческих способностей у детей

Познание окружающего мира и развитие творческих способностей у детей

(2 голоса4.5 из 5)

Крат­кое содер­жа­ние: Позна­ние окру­жа­ю­щего мира и раз­ви­тие твор­че­ских спо­соб­но­стей у детей. Сти­му­ли­ро­ва­ние позна­ва­тель­ных спо­соб­но­стей ребенка. Про­граммы и мето­дики раз­ви­тия у ребенка инте­реса к творчеству.

В насто­я­щее время суще­ствует мно­же­ство про­грамм, направ­лен­ных на раз­ви­тие твор­че­ских воз­мож­но­стей уча­щихся. Оста­но­вимся на одной из них. Про­грамма “Откры­тие мира” раз­ра­бо­тана док­то­ром пси­хо­ло­ги­че­ских наук про­фес­со­ром Л. И. Айда­ро­вой. Цель этой про­граммы состоит в фор­ми­ро­ва­нии у уча­щихся целост­ной кар­тины мира через предо­став­ле­ние ребенку воз­мож­но­сти актив­ной твор­че­ской дея­тель­но­сти в трех сфе­рах чело­ве­че­ской прак­тики: позна­ва­тель­ной, эти­че­ской и эстетической.Программа преду­смат­ри­вает раз­ви­тие твор­че­ских спо­соб­но­стей детей, при­чем как общих, так и специальных.Программа пред­на­зна­чена для началь­ного пери­ода обра­зо­ва­ния: она рас­счи­тана на детей 7–9 лет. В про­цессе обу­че­ния рас­смат­ри­ва­ются три основ­ные темы: “Как устроен мир”, “Место чело­века в мире”, “Что может делать чело­век в мире”.Программы свя­заны между собой не только содер­жа­тельно, но и мето­ди­че­ски, что поз­во­ляет, начи­ная с пер­вого года обу­че­ния, ста­вить ребенка в актив­ную пози­цию творца, иссле­до­ва­теля. Дети учатся рабо­тать инди­ви­ду­ально и кол­лек­тивно. В ходе обу­че­ния ребе­нок дол­жен сам активно вклю­чаться в твор­че­ский про­цесс и начи­нать созда­вать спек­такль, газету и т.д.Ребенку нужно помочь выстро­ить целост­ную кар­тину мира, в кото­рой син­те­зи­ру­ются позна­ва­тель­ные и эсте­ти­че­ские аспекты, а также нрав­ствен­ные нормы отно­ше­ний между людьми. Для этого нужна учеб­ная дея­тель­ность, в кото­рую инте­гри­ру­ются все эти аспекты.Названная про­грамма обес­пе­чи­вает спо­соб­ность к лите­ра­тур­ному твор­че­ству и рисо­ва­нию, кон­стру­и­ро­ва­нию и импро­ви­за­ции, дра­ма­ти­че­скому искус­ству и т. д.

Опи­шем мето­дику работы только по одному раз­делу этой про­граммы, кото­рый назы­ва­ется “Мир, здравствуй!”.

Это довольно боль­шой раз­дел, тре­бу­ю­щий для своей реа­ли­за­ции при­мерно 90–100 часов.

Этапы работы

Предварительный этап

Цель этого этапа — созда­ние атмо­сферы дове­рия ребенка к учи­телю, воз­ник­но­ве­ние у ребенка жела­ния поде­литься тем, что для него инте­ресно, чем он гор­дится, или что его может огор­чать, не удо­вле­тво­рять и т.д. На этом этапе учи­тель дол­жен также выявить инди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти детей. Ори­ен­та­ция на инди­ви­ду­аль­ность ребенка одно­вре­менно с созда­нием атмо­сферы дове­рия в классе — необ­хо­ди­мые усло­вия для сво­бод­ного твор­че­ского процесса.

Пер­вое зада­ние на этом этапе — нари­со­вать порт­реты своих мам и дать им уст­ные или корот­кие пись­мен­ные характеристики.

Вто­рое зада­ние: нари­со­вать порт­рет и дать харак­те­ри­стику сво­его папы, себя и сво­его друга.

Тре­тье зада­ние: нари­со­вать всю семью, а также шут­ли­вый порт­рет себя и сво­его друга.

В заклю­че­ние пред­ла­га­ется нари­со­вать порт­рет сво­его люби­мого учи­теля и дать ему харак­те­ри­стику. Рисунки, а также уст­ные и пись­мен­ные сочи­не­ния слу­жат пока­за­те­лем исход­ного уровня раз­ви­тия детей, участ­ву­ю­щих в обу­ча­ю­щем эксперименте.

Открытие с детьми слова “мир”

Детям надо усво­ить два поня­тия: “мир” как все то, что нас окру­жает, и “мир” как отсут­ствие войны. Для этих двух поня­тий в боль­шин­стве язы­ков суще­ствует два слова, в то время как в рус­ском языке эти поня­тия заклю­чены в одном слове мир.

Учи­тель про­сит детей объ­яс­нить, что такое мир, что они пред­став­ляют, когда гово­рят слово мир. Детям пред­ла­га­ется нари­со­вать и затем объ­яс­нить, что они думают о зна­че­нии этого слова.

Эта про­грамма исполь­зу­ется во мно­гих дет­ских кол­лек­ти­вах. В 1999 г. она была исполь­зо­вана также в корей­ской школе Москвы. Ана­лиз отве­тов как рус­ских, так и корей­ских уче­ни­ков пока­зал боль­шое раз­но­об­ра­зие и инди­ви­ду­аль­ность отве­тов. Так, у одного уче­ника поня­тие “мир” вклю­чает кос­мос и боль­шой вихрь в нем. Вто­рой ребе­нок счи­тал глав­ным пока­зать, что на земле много домов, среди кото­рых он ука­зал банки, офис­ные зда­ния. У тре­тьего мир изоб­ра­жен как гео­гра­фи­че­ская карта раз­ных стран. У одного из корей­ских уче­ни­ков в цен­тре рисунка — тент с корей­ским фла­гом, под кото­рым спят люди, а один чело­век рядом копает золото, ищет сокро­вища и т.д.

Харак­терно, что во всех рисун­ках при­сут­ствует изоб­ра­же­ние солнца, неба, чело­века, дере­вьев и дома как того, что вхо­дит в поня­тие “мир”. Вме­сте с тем рисунки детей сви­де­тель­ствуют о том, насколько раз­ными были уче­ники. После этого дети вме­сте с экс­пе­ри­мен­та­то­ром обсуж­дают рисунки и делают вывод о том, что наш огром­ный мир может суще­ство­вать, если в нем нет войны, т. е. когда есть мир между людьми. Учи­тель обра­щает вни­ма­ние детей на то, что в рус­ском языке эти два поня­тия мира обо­зна­ча­ются одним сло­вом мир.

Дет­ские рисунки ста­но­вятся пер­вой стра­ни­цей в “Книге Откры­тий”, кото­рую дети начали созда­вать с этого пер­вого урока.

Работа детей вме­сте с педа­го­гом над созда­нием “Книги Откры­тий” имеет сле­ду­ю­щий смысл: во-пер­вых, дети начи­нают осва­и­вать не репро­дук­тив­ную, а про­дук­тив­ную, твор­че­скую, пози­цию. В дан­ном слу­чае речь идет об осво­е­нии детьми автор­ской пози­ции. Во-вто­рых, малень­кие школь­ники одно­вре­менно высту­пают в роли худож­ни­ков — офор­ми­те­лей своей книги. Тем самым обес­пе­чи­ва­ется воз­мож­ность инте­гра­ции позна­ва­тель­ной и худо­же­ствен­ной пози­ции детей.

Открытие смысла слова “здравствуй”

Работа начи­на­ется с того, что учи­тель про­сит детей поду­мать и объ­яс­нить, что зна­чит слово “здрав­ствуй”. Вме­сте с детьми учи­тель выяс­няет, что слово “здрав­ствуй” озна­чает поже­ла­ние жизни и здо­ро­вья. С этого поже­ла­ния начи­на­ется поже­ла­ние доб­рого отно­ше­ния ко всему, что окру­жает чело­века. Это нрав­ствен­ная пози­ция, кото­рая ста­но­вится основ­ным лейт­мо­ти­вом про­граммы, про­ходя прак­ти­че­ски через все ее темы.

Во время этого заня­тия дети создают вто­рую стра­ницу в своей “Книге Откры­тий”. Ею ста­но­вится созда­ва­е­мое детьми общее панно-аппли­ка­ция. Дети выре­зают солнце, а его лучи изоб­ра­жают в виде своих рук. Эти лучи “здо­ро­ва­ются” со всем, что есть в мире. Каж­дый ребе­нок по соб­ствен­ному жела­нию рисует около сво­его луча то суще­ство, с кото­рым он хочет поздо­ро­ваться прежде всего. У одного это — мама, у дру­гого — его собака, у тре­тьего — птица и т.д.

Тот, кого ребе­нок выбрал прежде всего для поже­ла­ния ему здо­ро­вья, снова пока­зы­вает на инди­ви­ду­аль­ную осо­бен­ность каж­дого уче­ника, участ­во­вав­шего в созда­нии этого кол­лек­тив­ного панно.

Поскольку язы­ко­вое раз­ви­тие явля­ется одним из цен­траль­ных и опре­де­ля­ю­щих общее пси­хи­че­ское раз­ви­тие ребенка, на заня­тиях уде­ля­ется осо­бое вни­ма­ние работе над зна­че­ни­ями слов. С этой целью уже с пер­вого заня­тия начи­на­ется созда­ние двух‑, трехъ­языч­ного (напри­мер, англо-франко-рус­ского) сло­ва­рика новых поня­тий, над кото­рыми идет работа. На дан­ном заня­тии в этот сло­ва­рик вно­сится вто­рое слово здрав­ствуй после уже запи­сан­ного слова мир.

Знакомство с понятием “множество миров” и их связи между собой

Заня­тия посвя­щены откры­тию мно­же­ства миров, кото­рые вхо­дят в наш боль­шой мир. На пер­вых своих рисун­ках дети изоб­ра­зили раз­лич­ные миры: мир звезд, живот­ных, насе­ко­мых, гор и т.д. Педа­гог обсуж­дает вме­сте с детьми, почему можно выде­лить мир живот­ных, птиц, мир моря в осо­бые миры. Выяс­ня­ется, что каж­дый из них устроен по-сво­ему и живет по своим соб­ствен­ным законам.

Затем педа­гог ста­вит сле­ду­ю­щий вопрос: свя­заны ли миры, кото­рые мы нари­со­вали, между собой? Этот вопрос ста­но­вится про­бле­мой для обсуж­де­ния на сле­ду­ю­щем занятии.

Сле­ду­ю­щий урок, цель кото­рого — начать откры­вать вме­сте с детьми связи, суще­ству­ю­щие в мире, стро­ится в виде учеб­ной игры “Чер­ная вол­шеб­ница и пред­ста­ви­тели раз­ных миров”. Эта игра про­во­дится для того, чтобы дети сами попы­та­лись дока­зать необ­хо­ди­мость вза­и­мо­связи раз­лич­ных миров.

Учи­тель (экс­пе­ри­мен­та­тор) берет на себя роль “Чер­ной вол­шеб­ницы”, а каж­дый уче­ник выби­рает роль одного из пред­ста­ви­те­лей какого-либо мира: мира птиц, цве­тов, живот­ных, рыб. До начата игры учи­тель ста­вит и запи­сы­вает на доске вопросы: свя­заны ли все миры между собой? Нужны ли они друг другу? Под дик­товку детей на доске быстро зари­со­вы­ва­ются миры, кото­рые уже были зафик­си­ро­ваны в “Книге Открытий”.

Игра начи­на­ется сле­ду­ю­щим обра­зом: “Чер­ная вол­шеб­ница” — педа­гог наде­вает чер­ный плащ, чер­ные очки и чер­ные пер­чатки. У нее есть чер­ные звезды из чер­ной бумаги. Она гово­рит, что может раз­ру­шить любой из миров, напри­мер мир воды. Дети, взяв­шие на себя роль пред­ста­ви­те­лей дру­гих миров, должны дока­зать связь их мира с миром воды. Если они дока­зы­вают эту связь, то в этом слу­чае Вол­шеб­ница теряет одну из чер­ных звезд и тем самым ее сила умень­ша­ется. Если она теряет все звезды, то должна уме­реть, а все миры могут жить спо­койно. Так в про­цессе игры дети дока­зы­вают вза­и­мо­связь миров и их взаимонеобходимость.

Для осо­зна­ния детьми вза­и­мо­связи миров и закреп­ле­ния этого поня­тия связи между мирами про­чер­чи­ва­ются на доске и в “Книге Открытий”.

Открытие с детьми предназначения человека в мире

Среди мно­гих миров дети нари­со­вали и мир чело­века. Сле­ду­ю­щий цикл заня­тий посвя­щен откры­тию того, кем может быть человек.

Эта про­блема запи­сы­ва­ется на доске и как заго­ло­вок сле­ду­ю­щей стра­ницы “Книги Откры­тий”. Опи­ра­ясь на зна­ния детей о том, чем зани­ма­ются люди, какие могут быть у чело­века про­фес­сии, уче­ники делают сле­ду­ю­щее откры­тие: чело­век может быть иссле­до­ва­те­лем, худож­ни­ком (в широ­ком смысле этого слова: арти­стом и скуль­пто­ром, живо­пис­цем и кло­уном в цирке и т.д.), а также помощ­ни­ком, дру­гом и защит­ни­ком. После выяс­не­ния вме­сте с детьми трех воз­мож­ных для чело­века пози­ций по отно­ше­нию к миру (быть иссле­до­ва­те­лем, худож­ни­ком, помощ­ни­ком) дети зари­со­вы­вают это в виде про­стой схемы. Эта схема очень важна вна­чале для поста­новки перед детьми, а затем и ими самими задач трех родов: позна­ва­тель­ных, худо­же­ствен­ных и нрав­ствен­ных. С опо­рой на эту схему дети затем сами научатся ста­вить такого рода задачи в раз­ных ситуациях.

Для осво­е­ния детьми откры­тых пози­ций (“Кем может быть чело­век?”) им дается зада­ние само­сто­я­тельно или вме­сте со сво­ими роди­те­лями уста­но­вить и нари­со­вать родо­слов­ную про­фес­сий в их семьях. После выпол­не­ния этой работы и зане­се­ния в “Книгу Откры­тий” родо­слов­ных про­фес­сий в семьях детей педа­гог спе­ци­ально обсуж­дает вме­сте с детьми, что неко­то­рые про­фес­сии могут соеди­нять в себе несколько пози­ций, напри­мер, иссле­до­ва­теля и помощ­ника (врач, учи­тель и т.д.), худож­ника и помощ­ника (артист, стро­и­тель и т.д.). Это откры­тие дети делают на своих соб­ствен­ных примерах.

Работа над темой “Кем может быть чело­век?” раз­ви­ва­ется в сле­ду­ю­щем зада­нии: детям пред­ла­га­ется само­сто­я­тельно взять на себя роль малень­ких жур­на­ли­стов и про­ве­сти интер­вью со взрос­лыми, рабо­та­ю­щими в их школе, т.е. выявить про­фес­сии тех людей, кото­рые с ними рабо­тают. Роль жур­на­ли­стов, малень­ких фото­ре­пор­те­ров дети берут на себя с удо­воль­ствием и обычно успешно справ­ля­ются с заданием.

Резуль­та­том этой работы дол­жен быть выпуск спе­ци­аль­ной газеты о людях их школы. Выпол­няя это зада­ние, дети высту­пают в двух пози­циях: иссле­до­ва­те­лей и худож­ни­ков-офор­ми­те­лей. Те же пози­ции дети осва­и­вают, про­дол­жая рабо­тать над оформ­ле­нием своей “Книги Откры­тий”. Кроме того, необ­хо­димо под­черк­нуть, что зада­ния, подоб­ные опи­сан­ному, т.е. свя­зан­ные с про­ве­де­нием интер­вью с сотруд­ни­ками школы, дают мате­риал для раз­ви­тия у детей спо­соб­но­сти к обще­нию и со сверст­ни­ками, и со взрослыми.

Откры­тие вме­сте с детьми мно­же­ства миров и воз­мож­ных пози­ций чело­века по отно­ше­нию к окру­жа­ю­щему его миру поз­во­ляет обра­титься к постро­е­нию сле­ду­ю­щей серии уро­ков, на кото­рых уче­ники пере­хо­дят к осво­е­нию пози­ции иссле­до­ва­теля, худож­ника и помощ­ника на мате­ри­але раз­ных миров: мира рыб, гор, кос­моса и т.д.

Но прежде чем перейти к этим зада­ниям, учи­тель дол­жен посвя­тить одно заня­тие ана­лизу зна­че­ния слова откры­тие. Дети должны понять, что за сло­вом откры­тие могут сто­ять раз­ные дей­ствия и факты: физи­че­ское дей­ствие (можно открыть окно, дверь, банку), дея­тель­ность, свя­зан­ная с откры­тием неиз­вест­ного: нового ост­рова в оке­ане, новой звезды и т.д. Тре­тье зна­че­ние — быть откры­тым дру­гому чело­веку, открыть душу дру­гим. В свой сло­ва­рик дети запи­сы­вают свое откры­тие: раз­но­об­раз­ные зна­че­ния слова открытие.

В “Книге Откры­тий” дети зари­со­вы­вают воз­мож­ные зна­че­ния слова открытие.

В конце заня­тия вме­сте с детьми дела­ется вывод о том, что если чело­век открыт миру, доб­ро­же­ла­те­лен, то и мир, и все в нем также могут идти навстречу этому чело­веку и откры­ваться ему. Если же чело­век замкнут, угрюм, закрыт для дру­гих, то и дру­гие не захо­тят открыться ему и пойти навстречу.

После этого учи­тель (экс­пе­ри­мен­та­тор) орга­ни­зует неболь­шую игру “Доб­рое и злое”. Кто-то из детей назна­ча­ется веду­щим. Веду­щий назы­вает нечто, что явля­ется доб­рым по отно­ше­нию к детям и никак не может при­не­сти им вред. На это дети широко рас­па­хи­вают руки, пока­зы­вая, что они открыты этому доб­рому и при­ни­мают его. И наобо­рот, веду­щий назы­вает что-то злое, опас­ное (напри­мер, война, нена­висть, обман, камень, пожар — то, что может убить или ранить чело­века), на что дети закры­ва­ются руками, при­се­дают, сжи­ма­ются в комо­чек, пока­зы­вая, что они не желают впу­стить в себя злое, недоброе.

Путешествия в разные миры

После этого целая серия заня­тий про­во­дится в игро­вой форме, как вооб­ра­жа­е­мые путе­ше­ствия по миру. Экс­пе­ри­мен­та­тор вме­сте с детьми пред­ла­гает совер­шить “путе­ше­ствия” в мир гор, затем — в мир моря, к рыбам, потом — в мир птиц, после этого — в мир зве­рей. В мир цве­тов и насе­ко­мых также орга­ни­зу­ется осо­бое “путе­ше­ствие”.

Во время этих игр дети все больше и больше осва­и­вают пози­ции иссле­до­ва­теля, худож­ника и помощ­ника. Опора на схему поз­во­ляет детям научиться срав­ни­вать раз­ного рода задачи: позна­ва­тель­ные, худо­же­ствен­ные и нрав­ствен­ные. По окон­ча­нии каж­дого такого “путе­ше­ствия” (в мир цве­тов, зве­рей) орга­ни­зу­ется неболь­шой “сим­по­зиум” или “кон­фе­рен­ция”, где дети высту­пают как иссле­до­ва­тели с малень­кими сооб­ще­ни­ями или докла­дами о том, что они узнали о пред­ста­ви­те­лях того мира, в кото­ром побы­вали. В таких “кон­фе­рен­циях” могут участ­во­вать и роди­тели. Мате­риал для своих “докла­дов” дети гото­вят в тече­ние несколь­ких дней, пока про­дол­жа­лось “путе­ше­ствие” в тот или дру­гой мир.

Для под­го­товки своих малень­ких докла­дов-сооб­ще­ний дети учатся исполь­зо­вать раз­ного рода дет­ские энцик­ло­пе­дии, спра­воч­ники, атласы живот­ных, рас­те­ний, соот­вет­ству­ю­щие книги, а ино­гда и учеб­ники для более стар­ших клас­сов. Начать учить детей поль­зо­ваться раз­ными кни­гами как спра­воч­ни­ками, а также сфор­ми­ро­вать у них уме­ние поды­то­жить в виде малень­кого “доклада” то, что они узнали, — вот глав­ные задачи, кото­рые реша­ются при орга­ни­за­ции такого рода занятий.

Пози­ция худож­ника во время этих путе­ше­ствий отра­ба­ты­ва­ется через созда­ние детьми рисун­ков, кол­лек­тив­ных панно, сочи­не­ние сти­хов и ска­зок об оби­та­те­лях того или дру­гого мира. Особо отме­тим, в усло­виях работы в спе­ци­аль­ной сту­дии педа­гог, если он счи­тает это необ­хо­ди­мым, дает детям опре­де­лен­ные зна­ния о том, как надо рисо­вать пей­зажи, натюр­морты, порт­реты и т.д.

При “путе­ше­ствиях” в раз­ные миры пози­ция помощ­ника обсуж­да­ется вме­сте с учи­те­лем (экс­пе­ри­мен­та­то­ром), кото­рый ста­вит перед детьми такие про­блемы: как и чем чело­век может помочь этому (назы­ва­ется кон­кретно) миру.

Сле­ду­ю­щие несколько заня­тий посвя­ща­ются даль­ней­шему откры­тию с детьми того, как свя­заны между собой все миры, кото­рые вхо­дят в этот огром­ный мир, в кото­ром мы все живем. Эти заня­тия наце­лены на раз­ви­тие позна­ва­тель­ных спо­соб­но­стей детей.

Осво­е­ние пози­ции иссле­до­ва­теля про­дол­жа­ется, когда дети полу­чают от учи­теля такого типа зада­ния: объ­яс­ните, свя­заны ли между собой мно­гие миры на про­тя­же­нии одного дня, одного года и в тече­ние жизни от рож­де­ния и до конца. Это обсуж­да­ется в темах: “Ритмы во Все­лен­ной” (цикл одного дня, года и цикл, или круг, чело­ве­че­ской жизни); “Миры руко­твор­ные и нерукотворные”.

Детям пред­ла­га­ется отве­тить на вопрос о том, что про­ис­хо­дит в тече­ние дня, когда солнце стоит в зените, а затем посте­пенно опус­ка­ется и захо­дит за гори­зонт. Уче­ники ком­мен­ти­руют, что про­ис­хо­дит в при­роде на про­тя­же­нии дня от вос­хода солнца до ночи. Для пони­ма­ния цикла года учи­тель “пре­вра­щает” детей в зер­нышки или семечки. Дети дви­же­ни­ями пока­зы­вают, как эти зер­нышки ран­ней вес­ной с сол­ныш­ком начи­нают про­рас­тать, затем наби­рают силу, летом начи­нают коло­ситься, а к осени коло­сья дают новые зерна, кото­рые, если попа­дают в землю на буду­щую весну, опять про­рас­тают новыми побе­гами. Дети зари­со­вы­вают то, что про­ис­хо­дит в тече­ние года.

Обра­ща­ясь к циклу чело­ве­че­ской жизни, учи­тель пре­вра­щает уче­ни­ков в малы­шей, кото­рые только роди­лись, а затем дети дра­ма­ти­за­цией пока­зы­вают основ­ные этапы чело­ве­че­ской жизни: пол­зают как малыши, берут в руки книжки и отправ­ля­ются в школу, вот они — моло­дые люди, потом ста­но­вятся мамами и папами, а к концу круга ухо­дят, как все живое, остав­ляя жить дальше своих детей и внуков.

Эти уроки, в кото­рых дети при­ни­мают самое актив­ное уча­стие, доста­точны для того, чтобы сде­лать вме­сте с педа­го­гом вывод о том, что все в мире свя­зано: солнце, рас­те­ния, люди, живот­ные; все под­чи­нено ритму и циклу природы.

Ряд зада­ний посвя­щен фор­ми­ро­ва­нию иссле­до­ва­тель­ской пози­ции ребенка в отно­ше­нии того, как свя­заны между собой мир при­роды и мир, создан­ный чело­ве­ком. Дру­гими сло­вами, перед детьми ста­вится вопрос о неру­ко­твор­ных и руко­твор­ных мирах и их взаимосвязи.

Сюжетно-ролевая игра “Путешествие в космос”

После путе­ше­ствия в раз­ные миры и откры­тия мно­го­об­раз­ных свя­зей между ними педа­гог вме­сте с детьми воз­вра­ща­ется к про­блеме “Кем может быть чело­век?”. Перед детьми ста­вится вопрос: что может быть при­чи­ной радо­сти чело­века? Иными сло­вами, вме­сте с детьми выяс­ня­ется, какой смысл может иметь для самого чело­века и дру­гих людей то, что он делает, и кому это может быть полезно и даже при­но­сить радость.

Для закреп­ле­ния основ­ных поня­тий, выяс­не­нию кото­рых были посвя­щены пред­ше­ству­ю­щие заня­тия, орга­ни­зу­ется игра “Путе­ше­ствие в кос­мос”. Эта игра свя­зана с откры­тием мира звезд, кото­рый, как и дру­гие миры, был зари­со­ван на общей кар­тине миров.

Игра “Путе­ше­ствие в кос­мос” про­дол­жа­ется в тече­ние 10–11 заня­тий, на кото­рых идет даль­ней­шая работа по поста­новке и реше­нию позна­ва­тель­ных, худо­же­ствен­ных и — там, где это воз­можно, — задач, име­ю­щих нрав­ствен­ное содержание.

В самом начале этого цикла заня­тий все дети ста­но­вятся чле­нами кос­ми­че­ского эки­пажа. “Кос­ми­че­ская ракета” стро­ится из сто­лов и сту­льев, за кото­рыми обычно идет работа в классе. Все участ­ники полета одеты в вооб­ра­жа­е­мые ска­фандры, у каж­дого свой “тран­зи­стор” (кубик, пенал, коробка с “антен­ной”) для посто­ян­ной связи с Зем­лей. Во главе этого эки­пажа есть коман­дир, роль кото­рого берет на себя экс­пе­ри­мен­та­тор (учи­тель).

Все члены эки­пажа имеют блок­ноты для записи и зари­со­вок во время полета в кос­мос. Коман­дир эки­пажа вме­сте со сво­ими помощ­ни­ками забо­тится о том, чтобы во время дли­тель­ного путе­ше­ствия у его уче­ни­ков была еда и вода. Тому, кто этого хочет, раз­ре­ша­ется взять с собой с Земли люби­мую вещь или игрушку.

Нака­нуне полета в кос­мос детям пред­ла­га­ется выбрать для себя роль на время полета: быть иссле­до­ва­те­лем миро­зда­ния, худож­ни­ком или помощ­ни­ком. В зави­си­мо­сти от выбран­ной роли каж­дый уче­ник или при­но­сит, или назы­вает те вещи, кото­рые ему могут пона­до­биться во время путе­ше­ствия. Те дети, кото­рые взяли на себя роль буду­щих иссле­до­ва­те­лей, обычно назы­вают в каче­стве необ­хо­ди­мого сле­ду­ю­щее: кос­ми­че­ская одежда, карта, фото­ап­па­рат, шлем, пер­чатки, очки для даль­него зре­ния, спе­ци­аль­ные лампы, флаг. Худож­ники назы­вают краски, ват­ман, цвет­ные каран­даши, скрепки. Помощ­ники счи­тают необ­хо­ди­мым взять с собой пищу, бал­лон воз­духа, оде­яло, ору­жие, чтобы защи­щаться от страш­ных чудо­вищ, кото­рые могут встре­титься на дру­гих планетах.

После того как ракета ото­рва­лась от Земли, экс­пе­ри­мен­та­тор вклю­чает кос­ми­че­скую музыку. Все члены эки­пажа смот­рят из “иллю­ми­на­тора” на уда­ля­ю­щу­юся Землю, и им пред­ла­га­ется зари­со­вать ее из ракеты. Во время полета коман­дир эки­пажа начи­нает рас­ска­зы­вать и чер­тить на спе­ци­аль­ном табло (класс­ной доске), как устро­ена наша сол­неч­ная система: какие пла­неты окру­жают Солнце и где среди них место нашей пла­неты Земля. Коман­дир корабля рас­ска­зы­вает или отве­чает на вопросы детей о том, чем отли­ча­ются пла­неты от звезд, что такое Млеч­ный Путь, звезд­ный дождь и т. п.

На сле­ду­ю­щий день игра про­дол­жа­ется. Когда насту­пает ночь, всем кос­мо­нав­там, кроме коман­дира и его помощ­ни­ков, пред­ла­га­ется поспать. Эки­паж засы­пает на несколько минут. В кос­мосе, как объ­яс­няет коман­дир, дру­гое время и поэтому про­хо­дит не несколько минут, а несколько лет. Когда кос­мо­навты про­сы­па­ются, каж­дый рас­ска­зы­вает, какой сон ему приснился.

Характер сновидений, рассказанных детьми, дает материал об индивидуальных особенностях каждого ребенка

“Полет” в кос­мосе также дает воз­мож­ность экс­пе­ри­мен­та­тору рас­ска­зать детям в доступ­ной для них форме о воз­мож­но­сти раз­ных систем счис­ле­ния: 1 час на Земле может быть равен одному году в полете. Перед детьми ста­вится задача: сколько каж­дому члену эки­пажа испол­ня­ется в это время лет? Дети отве­чают: “18 лет. — А еще через 10 часов полета? — 28 лет”. “А сколько часов надо про­ле­теть, чтобы каж­дому испол­ни­лось по 80 лет?” Дети подсчитывают.

Затем коман­дир корабля пред­ла­гает всем стать худож­ни­ками и нари­со­вать три своих порт­рета: каким был бы ты в 8 лет на Земле, как ты выгля­дишь во время нашего путе­ше­ствия в 18 лет и каким ты будешь в 80 лет. Дети с удо­воль­ствием рисуют свои авто­порт­реты в раз­ных воз­рас­тах. Пока дети рисуют, им рас­ска­зы­вают, какие кален­дари бывают на Земле у раз­ных народов.

Сле­ду­ю­щий урок — посадка на незна­ко­мую пла­нету и встреча с ино­пла­не­тя­нами. Это заня­тие про­хо­дит в форме игры-дра­ма­ти­за­ции. Члены эки­пажа ищут спо­собы обще­ния с жите­лями незна­ко­мой пла­неты мими­кой, жестами, т. е. всеми воз­мож­ными спо­со­бами. Зем­ляне пыта­ются объ­яс­нить ино­пла­не­тя­нам, кто они такие, откуда при­ле­тели и при­гла­шают ино­пла­не­тян к себе в эки­паж, но те не соглашаются.

После того как зем­ляне снова садятся в ракету и про­дол­жают свой полет, им пред­ла­га­ется зари­со­вать, как выгля­дели те, кого они встре­тили в кос­мосе. Обычно рисунки детей бывают очень раз­но­об­разны: у одних ино­пла­не­тяне с тремя ногами и одним гла­зом, у дру­гих — в виде гео­мет­ри­че­ских фигур, но с гла­зами, у тре­тьих — в виде робо­тов, у чет­вер­тых кос­ми­че­ские жители имеют чело­ве­че­ский вид, у пятых “кос­мо­нав­тов” они были как душа или дым и др.

После при­бли­же­ния к огнен­ному шару — Солнцу (об очень высо­кой тем­пе­ра­туре солнца коман­дир корабля спе­ци­ально рас­ска­зы­вает сво­ему эки­пажу) ракета раз­во­ра­чи­ва­ется и дви­жется обратно по направ­ле­нию к Земле, к дому.

Такого рода заня­тия поз­во­ляют позна­ко­мить детей в общем виде со стро­е­нием сол­неч­ной системы и рядом глав­ных созвез­дий. Они участ­вуют в поста­новке вопроса о том, что такое звезд­ный дождь, маг­нит­ные бури, Млеч­ный Путь и т.д. Эти све­де­ния, кото­рые дети обычно полу­чают в стар­ших клас­сах школы на спе­ци­аль­ных уро­ках аст­ро­но­мии, здесь могут высту­пать как пред­ва­ри­тель­ная сту­пень для раз­ви­тия позна­ва­тель­ных воз­мож­но­стей млад­ших школьников.

Орга­ни­за­ция заня­тий в форме игры поз­во­ляет ста­вить перед детьми задачи не только позна­ва­тель­ные и худо­же­ствен­ные, но и соот­вет­ству­ю­щие пози­ции “мы — помощ­ники и дру­зья”. Каж­дый ребе­нок при­во­зит домой в пода­рок из кос­моса что-то свое: одни — звезд­ный камень, дру­гие — кар­тины, тре­тьи — укра­ше­ния для мам (сережки в виде звез­до­чек, оже­ре­лье из золо­той бумаги и т.д.).

Во время путе­ше­ствия про­дол­жа­ется работа над “Кни­гой Откры­тий”, а также зари­совки и крат­кие записи детей в своих бор­то­вых журналах.

Открытие мира дома

Сле­ду­ю­щий цикл заня­тий посвя­щен осо­бому и близ­кому для детей миру дома. Не имея воз­мож­но­сти столь же подробно опи­сать этот цикл уро­ков, как это было сде­лано в слу­чае с “Путе­ше­ствием в кос­мос”, назо­вем лишь основ­ные темы, кото­рые можно пред­ло­жить детям для обсуж­де­ния в связи с миром дома.

Пер­вая про­блема: что такое дом и у кого бывает свой дом? Дети обычно при­хо­дят к выводу, что у каж­дого живого суще­ства дол­жен быть свой дом: у птиц и у зве­рей, у раз­ных насе­ко­мых — жуков, бабо­чек, кома­ров, пау­ков, мура­вьев и т.д. Они объ­яс­няют, что дом нужен живым суще­ствам, чтобы охра­нять своих детей от непо­годы и вра­гов, кото­рые могут погу­бить малень­ких куз­не­чи­ков, зай­чи­ков, мед­ве­жат и т.д. Дети опи­сы­вают и рисуют дома, кото­рые бывают у раз­ных животных.

Затем перед детьми ста­вятся вопросы: каким может быть дом чело­века и чем он отли­ча­ется от домов дру­гих живых существ? Оди­на­ковы ли дома у людей раз­ных наро­дов в раз­ных местах зем­ного шара? Вме­сте с учи­те­лем дети обсуж­дают и зари­со­вы­вают в своей “Книге Откры­тий” раз­ные виды чело­ве­че­ских домов на севере и в Африке, где жарко; в пустыне, где рас­ка­лен­ные пески; в лесах или горах. Уче­ники рисуют и запи­сы­вают, что непре­менно должно вхо­дить в архи­тек­туру чело­ве­че­ского дома.

Тема “Мир дома” поз­во­ляет открыть вме­сте с детьми еще неко­то­рые вещи, кото­рые могут иметь боль­шой эсте­ти­че­ский и нрав­ствен­ный смысл. В част­но­сти, это поста­новка вопроса о про­шлом и тра­ди­циях в каж­дом доме. Так, один урок посвя­ща­ется обсуж­де­нию того, что каж­дый дом сохра­няет ста­рин­ные вещи, кото­рые могут много рас­ска­зать о про­шлом каж­дой семьи. На сле­ду­ю­щем уроке дети могут устро­ить неболь­шой “музей”, при­неся и сло­жив на спе­ци­ально сдви­ну­тых пар­тах ста­рин­ные вещи и книги, кото­рые при­над­ле­жали их бабуш­кам, дедуш­кам, пра­ба­буш­кам и прадедушкам.

Зари­со­вы­вая в “Книге Откры­тий” эти вещи и вос­ста­нав­ли­вая (на основе ранее собран­ного мате­ри­ала) родо­слов­ную про­фес­сий в каж­дой семье, дети вме­сте с пре­по­да­ва­те­лем при­хо­дят к выводу, что вещи каж­дого дома хра­нят исто­рию того или дру­гого рода.

Затем детям можно пред­ло­жить про­ве­сти еще одно малень­кое иссле­до­ва­ние: выяс­нить родо­слов­ную имен в их семье и узнать, почему он (ребе­нок) полу­чил такое имя и что оно озна­чает. Исто­рия имен детей класса, вос­со­здан­ная самими детьми, поз­во­лит отно­ситься к име­нам как к тому осо­бому мате­ри­алу, кото­рый имеет, кроме про­чего, и эсте­ти­че­ский смысл (кра­сота имени с точки зре­ния его звучания).

Причины человеческой радости

Послед­ний цикл заня­тий посвя­щен поста­новке нрав­ствен­ных задач. Экс­пе­ри­мен­та­тор (учи­тель) ста­вит перед детьми про­блему: что может быть при­чи­ной радо­сти для чело­века? Обычно дети дают такие ответы: радость бывает у чело­века тогда, когда он полу­чает подарки — игрушки, книги, новую одежду, куклу и т.д. Вто­рая при­чина радо­сти, по мне­нию детей, когда вся семья вме­сте: “когда вме­сте едем отды­хать”, “когда никто не болеет”, “когда нет войны и все дома и папу не взяли на войну” и т.д.

Подоб­ные ответы поз­во­ляют экс­пе­ри­мен­та­тору под­ве­сти детей к выводу, что радость чело­века бывает и тогда, когда все здо­ровы и вся семья вме­сте. После этого вывода учи­тель гово­рит, что при­чи­ной радо­сти чело­века может быть доб­рое и хоро­шее дело, кото­рое он сде­лает для дру­гого чело­века: помо­жет ему или пода­рит что-то. “Бывало ли так у вас?” — обра­ща­ется он к детям.

Дети начи­нают вспо­ми­нать и при­во­дить свои при­меры того, как они гото­вили и дарили кому-то подарки, как помо­гали тем, кому трудно было что-то сде­лать: “помочь убраться в доме”, “помочь маме вымыть посуду и при­го­то­вить ужин”, “нари­со­вать в пода­рок рису­нок и вышить цвет­ными нит­ками сал­фетку”, “оста­вить самое вкус­ное малень­кому брату” и т.д.

После этого дети обсуж­дают вопрос: какие люди счи­та­ются геро­ями или имеют извест­ность в стране и во всем мире, что хоро­шего они сде­лали для дру­гих, почему их име­нами названы улицы, пло­щади, а ино­гда их имена зна­чатся на кар­тах мира?

Эти беседы о зна­ме­ни­тых и незна­ме­ни­тых людях поз­во­ляют вме­сте с детьми прийти к выводу о том, что чело­век может испы­ты­вать очень боль­шую радость, когда делает что-то нуж­ное и доб­рое для дру­гих. В это время дети зари­со­вы­вают послед­нюю стра­ницу в своей “Книге Откры­тий”, где каж­дый по-сво­ему изоб­ра­жает то, что может быть при­чи­ной радо­сти для человека.

Пер­вая радость, кото­рую изоб­ра­жают дети, — это радость полу­чать самые раз­ные подарки.
Вто­рая — когда все бла­го­по­лучно и вся семья в сборе.
Тре­тья радость — когда чело­век делает что-то хоро­шее или доб­рое для других.

В конце беседы учи­тель обра­щает вни­ма­ние детей на общую схему “Кем может быть чело­век?” и спра­ши­вает: “А как свя­зано то, что мы гово­рили только что о радо­сти, с тем, что чело­век делает на земле?” Дети снова назы­вают извест­ные им про­фес­сии людей (повар, врач, ракет­чик, стро­и­тель, учи­тель, гео­лог, жур­на­лист, про­да­вец и т.д.) и делают общий вывод, что чело­век дол­жен не раз­ру­шать, а помо­гать всему тому, что его окружает.

Понятно, что для нрав­ствен­ного раз­ви­тия детей ори­ен­та­ции их только на поста­новку эти­че­ских задач явно не доста­точно. Здесь необ­хо­димо орга­ни­зо­вать кон­крет­ную дея­тель­ность самих детей, кото­рая тре­бо­вала бы от них реаль­ной помощи и заботы о дру­гих. Насколько нам известно, в отдель­ных экс­пе­ри­мен­таль­ных клас­сах Рос­сии, кото­рые рабо­тают по про­грамме “Мир, здрав­ствуй!”, система нрав­ствен­ного вос­пи­та­ния раз­ра­ба­ты­ва­лась спе­ци­ально. Так, в городе Ива­ново вто­ро­класс­ники и тре­тье­класс­ники экс­пе­ри­мен­таль­ных клас­сов посто­янно помо­гают пожи­лым людям из дома пре­ста­ре­лых. В Угличе шла работа детей экс­пе­ри­мен­таль­ных клас­сов с детьми из дома сирот. В Москве орга­ни­зо­вана работа детей раз­ных воз­рас­тов, пред­по­ла­га­ю­щая актив­ную помощь стар­ших млад­шим, и т.д.

Игры для формирования представлений об окружающем мире у детей

1. Найди цвет.Игроки ста­но­вятся в круг. Веду­щий коман­дует: “Кос­ни­тесь жёл­того, раз, два, три!” Игроки как можно быст­рее ста­ра­ются взяться за вещь (пред­мет, часть тела) осталь­ных участ­ни­ков в круге. Кто послед­ний — выбы­вает из игры. Веду­щий снова повто­ряет команду, но уже с новым цве­том. Побеж­дает остав­шийся послед­ним.2. Ищем клад.Учимся ори­ен­ти­ро­ваться в про­стран­стве с помо­щью плана.

Сна­чала вме­сте с малы­шом нари­суйте план ком­наты. Объ­яс­ните ребенку все подробно: вме­сто стола, стула, дивана будут похо­жие на них фигуры. Про­верьте с ребен­ком, не забыли ли что-нибудь. “Окно есть? А дверь? а теле­ви­зор? Какой фигу­рой мы изоб­ра­зим?” Обя­за­тельно разъ­яс­ните, что это вид ком­наты сверху. А теперь — самое инте­рес­ное. Берем игрушку или какое-нибудь лаком­ство, малыш выхо­дит в дру­гую ком­нату или отво­ра­чи­ва­ется, а вы пря­чете “клад” где-либо в ком­нате. Ста­вите на плане яркий кре­стик и пред­ла­га­ете ребенку найти клад. В начале поищите клад вме­сте, держа на виду план и повто­ряя, где что нахо­дится. Когда ребенку эта игра будет даваться легко — услож­ните её. Нари­суйте план квар­тиры, двора, а летом на даче — план участка.

3. Я знаю десять названий.

Играть можно вдвоём с ребён­ком и неболь­шой ком­па­нией. В игре исполь­зуют мяч. Садятся в круг. Игроки пере­ки­ды­вают друг другу мяч со словами:

- Я …
— Знаю…
— Десять (семь, пять…)
— Назва­ний …дере­вьев! (птиц, цве­тов, про­фес­сий, фрук­тов, живот­ных, рыб, городов…)
И далее, все по оче­реди должны назы­вать назва­ния того, что было задано:
— Липа — раз!
— Береза — два!
— Клён — три!…
Тот, кто не смог отве­тить в свою оче­редь — отдаёт фант.
Как пра­вило в такой игре дети быстро запо­ми­нают все назва­ния и со вре­ме­нем коли­че­ство назва­ний увеличивается.

4. Архи­тек­торы и строители.

Навер­ное, у всех в доме есть какой-нибудь стро­и­тель­ный кон­струк­тор. Как пра­вило, дети быстро теряют инте­рес к куби­кам. Можно вновь заин­те­ре­со­вать ребёнка кон­стру­и­ро­ва­нием, если пред­ло­жить игру “Архи­тек­торы”. Сна­чала объ­яс­ните малышу, кто такие архитекторы.

Затем сде­лайте вме­сте с ребён­ком несколько чер­те­жей построек. Конечно, нужно исполь­зо­вать те эле­менты кон­струк­тора, что есть у вас (можно про­сто обво­дить детали кон­струк­тора на бумаге). Когда чер­тежи буду­щих построек будут готовы, пред­ло­жите ребёнку сде­лать постройку по чертежу.

Вари­анты:

1. Вы стро­ите — ребё­нок затем делает чер­тёж гото­вой постройки.
2. Ребё­нок делает чер­тёж — вы строите.
3. Один делает несколько построек и делает чер­тёж одной из построек. Задача — найти постройку по чертежу.
4. Сде­лать чер­тёж и постройку по нему с ошиб­ками. Пред­ло­жить ребёнку найти ошибки.

Детям 3–4 лет на чер­те­жах делаем “вид спе­реди” или “вид сверху”.
Детям постарше можно давать чер­тежи в раз­ных про­ек­циях. Конечно, сна­чала нужно объ­яс­нить и пока­зать, что это такое.

5. Чем пахнет?

При­го­товьте пред­меты со спе­ци­фи­че­ским запа­хом — мыло, обув­ной крем, чес­нок, лимон и др.
С детьми до 4 лет стоит зара­нее рас­смот­реть все пред­меты, обго­во­рить, что съе­доб­ное, вме­сте поню­хать и попы­таться опре­де­лить запах — кис­лый, горь­кий, слад­кий, при­ят­ный — непри­ят­ный, съе­доб­ный — несъедобный.
Затем завя­жите ребёнку глаза и пред­ло­жите по запаху опре­де­лить каж­дый предмет.
Для смеха можно пред­ло­жить поню­хать какую-нибудь одежду. К при­меру, папины носки.:-)

6. Ярмарка. (3–6 лет)

Дети стоят в кругу. Это — “про­давцы”. Руки дер­жат за спи­ной, в руках мел­кие пред­меты раз­ных цве­тов — крас­ный, оран­же­вый, зеле­ный, синий, жел­тый, фио­ле­то­вый и т.д. Можно исполь­зо­вать кубики, шарики или заго­тов­лен­ные зара­нее кар­тон­ные кружки. В цен­тре круга нахо­дится ребе­нок.. Он — поку­па­тель. Дети все вме­сте про­из­но­сят слова, под кото­рые ребё­нок-поку­па­тель пово­ра­чи­ва­ется вокруг себя, вытя­нув впе­рёд руку, напо­до­бие стрелки:

“Ваня, Ваня, покружись,
Всем ребя­там покажись,
И какой тебе милей,
Укажи нам поско­рей! Стоп!”

На послед­нем слове ребё­нок оста­нав­ли­ва­ется. Тот, на кото­рого ука­зала “стрелка”, спра­ши­вает “поку­па­теля”:
— Что угодно для души? Все товары хороши!
Веду­щий “делает заказ”:
— Хочу фрукт! (или овощ, ягоду, цветок).

Теперь ребё­нок, “при­няв­ший заказ”, дол­жен пред­ло­жить фрукт, цвет кото­рого сов­па­дает с игруш­кой, спря­тан­ной у него за спиной.
— На тебе грушу, — гово­рит про­да­вец и про­тя­ги­вает жёл­тый кубик.

Цель игры понятна — закреп­ляем зна­ния ово­щей, фрук­тов, ягод, цве­тов. Раз­ви­ваем мыш­ле­ние, вни­ма­ние, быст­роту реакции.

Ход игры может быть раз­ным — смена поку­па­теля через опре­де­лён­ное коли­че­ство поку­пок или начис­ле­ние очков за каж­дый пра­виль­ный ответ ( детям до 6 лет не реко­мен­ду­ется). Играть можно и вдвоём с ребён­ком, по оче­реди изоб­ра­жая поку­па­теля и продавца.

7. Вре­мена года.

Игра тре­бует вре­мени на под­го­товку атри­бу­тов, но она того стоит.

Под­бе­рите кра­соч­ные кар­тинки по вре­ме­нам года, очень хороши репро­дук­ции кар­тин из ста­рых жур­на­лов. Наклейте их на одну внут­рен­нюю сто­рону кар­тон­ной папки. На вто­рую сто­рону наклейте лист бар­хат­ной бумаги.

Ещё вам пона­до­бится боль­шое коли­че­ство малень­ких кар­ти­нок, кото­рые можно раз­де­лить по вре­ме­нам года. Кар­тинки с дождем, сне­жин­ками, раду­гой, цве­тами, гри­бами, веточ­ками без листьев, с поч­ками, с листьями зеле­ными и жел­тыми; гнездо птицы с яйцами, птен­цами, кар­тинки раз­ной одежды. В общем кар­тинки всего, что можно четко раз­де­лить по вре­ме­нам года.

Конечно, малышу 2 лет кар­тинки пред­ла­га­ются более про­стые, чем пятилетнему.
Все эти кар­тинки наклейте на бар­хат­ную бумагу(бархатом наружу).
Сна­чала про­сто рас­кла­ды­вайте кар­тинки по сезо­нам, объ­яс­няя ребенку, почему эта или иная кар­тинка под­хо­дит именно к этому вре­мени года.

Со вре­ме­нем зада­ния услож­ните — раз­ло­жите кар­тинки на бар­хат (бар­хат­ная бумага для того, чтобы кар­тинки не сколь­зили) заве­домо сде­лав несколько оши­бок. Напри­мер, к осен­нему пей­зажу поло­жите кар­тинку пти­чьего гнезда с яйцами и ягоды клуб­ники. Пред­ло­жите ребенку найти ошибки. Затем пред­ло­жите ребенку зага­дать вам такую же задачу.

Что дети думают о природе? Формирование у детей представлений об окружающем мире

Дет­ское мыш­ле­ние не осно­вано на логике или фак­тах. Если ребенка спро­сить, почему све­тит солнце, он может рас­ска­зать исто­рию про чело­века, кото­рый бро­сил зажжен­ную спичку в небо, и так появи­лось солнце. Малень­кие дети думают, что оке­аны, дере­вья, кос­мос, горы и дру­гие при­род­ные явле­ния создал чело­век. Ребе­нок может спро­сить: “Почему они сде­лали горы такими высо­кими? Почему они забро­сили Швей­ца­рию так далеко?” Когда закон­чи­лась снеж­ная буря, один маль­чик ска­зал: “Кажется, у людей закон­чи­лись снеж­ные хлопья”.

Малень­кие дети думают, что неоду­шев­лен­ные пред­меты или при­род­ные явле­ния могут чув­ство­вать и посту­пать точно так же, как и они. Один маль­чик, загля­нув в свое игру­шеч­ное ведерко после дождя, ска­зал: “Уга­дай, что при­нес мне дож­дик. Он при­нес мне водички. Какой хоро­ший дож­дик”. Дру­гой маль­чик, сев на вело­си­пед после дли­тель­ного пере­рыва, с удив­ле­нием заме­тил: “Посмотри, мой вело­си­пед стал меньше!” Зача­стую дети винят пред­меты в своих несча­стьях: “Гад­кий стул меня уда­рил!” Ребе­нок не смог пой­мать мяч во время игры и спи­сал свою неудачу на игрушку: “Он слиш­ком криво летел”.Для малень­кого ребенка боль­шин­ство пред­ме­тов — живые. Каран­даш живой, потому что он пишет, облако, потому что дви­жется. Дети так любят сказки, потому что в них часто рас­ска­зы­ва­ется о гово­ря­щих пред­ме­тах и живот­ных, о дере­вьях, кото­рые могут ходить и петь.Чтобы узнать, что ваш ребе­нок думает об окру­жа­ю­щем мире, при­слу­ши­вай­тесь к его объ­яс­не­ниям раз­лич­ных явле­ний при­роды и зада­вайте ему вопросы типа: “По-тво­ему, как звезды попали на небо? Как ты дума­ешь, почему чер­вяки пол­зают?” Если же ребе­нок задаст вам вопрос, сна­чала попро­буйте выяс­нить, что он сам думает по этому поводу, а потом уже давайте свой ответ. Ско­рее всего, вас немало уди­вят его пред­по­ло­же­ния, а малыш обра­ду­ется тому, что его мысли инте­ресны роди­те­лям. Про­дол­жайте зада­вать ребенку вопросы, и вы заме­тите, как по мере его взрос­ле­ния будут меняться ответы.Вероятно, у вас появится иску­ше­ние исправ­лять его наив­ные пред­став­ле­ния. Помните, ино­гда лучше при­нять точку зре­ния ребенка, а в дру­гой раз дать свое объ­яс­не­ние, если вы дума­ете, что ребе­нок уже готов его понять. Не удив­ляй­тесь, если малыш вни­ма­тельно выслу­шает ваше объ­яс­не­ние, а потом при слу­чае вновь рас­ска­жет свое. Это типично для детей до пяти-шести лет. Они пред­по­чи­тают верить в соб­ствен­ный взгляд на мир, чем брать на воору­же­ние чей-либо другой.

Детская весна (изучаем времена года)

Педа­гог и жур­на­лист Елена Лит­вяк в книжке о своей малень­кой школе пишет: “У Ушин­ского я нашла уди­ви­тельно емкое поня­тие “Дет­ский год”. Ока­зы­ва­ется, для детей круг­лый год — это совсем иной про­ме­жу­ток вре­мени, чем для взрос­лых, по-дру­гому устро­ен­ный и со своей ско­ро­стью про­те­ка­ю­щий. В моменты пере­хода от одного вре­мени года к дру­гому дети ста­но­вятся совер­шенно неузна­ва­е­мыми. Видно нево­ору­жен­ным гла­зом, как изме­ня­ю­ща­яся при­рода изме­ня­ется в детях.Не ино­ска­за­тельно, а совер­шенно реально вес­ной маль­чи­ше­чья кровь бур­лит в такт тече­нию бере­зо­вого сока. Бле­стя­щие лужи, гли­ня­ная теп­лая масса, чав­ка­ю­щая под сапо­гами, солнце, отра­жа­ю­ще­еся в раз­би­том зер­кале мар­тов­ских луж. Дети щебе­чут и пищат. На щенят и воро­буш­ков они сей­час больше похожи, чем на при­мер­ных уче­ни­ков. Дети по-преж­нему хотят учиться, откры­вать для себя мир, только как-то по-дру­гому, в иных фор­мах и обсто­я­тель­ствах, чем зимой. Можно иссле­до­вать глу­бину и пери­метр луж, внут­рен­нее стро­е­ние почки, кол­лек­ци­о­ни­ро­вать весен­ние запахи (не меньше десяти!), при­ду­мы­вать ариф­ме­ти­че­ские задачки на живом мате­ри­але, писать и читать назва­ния весен­них дере­вьев, под­би­рая к ним эпи­теты-при­ла­га­тель­ные и оли­це­тво­ре­ния-гла­голы, читать отрывки из клас­сики, бро­дить по воде… А уж о сочи­не­ниях на весен­ние темы я и не говорю. Как чудесно и про­сто — выйти во двор с репро­дук­цией сав­ра­сов­ских “Гра­чей”, сто­ять и слу­шать, как кри­чат насто­я­щие, не нари­со­ван­ные птицы”.Как тает снег в тепле (для детей от 3 лет)Материал. Боль­шой пласт­мас­со­вый кон­тей­нер, какие обычно при­спо­саб­ли­вают для игру­шек, запол­нен­ный на этот раз сне­гом; раз­но­цвет­ные пласт­мас­со­вые фор­мочки, совочки, машинки; рукавички.

Пре­зен­та­ция. Вы посмот­рели с малы­шом в весен­нее окно и обна­ру­жили, что дорожки, кото­рые еще вчера были засы­паны сне­гом, сего­дня стали чер­ными. На сан­ках по ним уже не про­едешь. Что же слу­чи­лось? Папа отправ­ля­ется во двор и напол­няет сне­гом боль­шой пласт­мас­со­вый кон­тей­нер. Полу­ча­ется песоч­ница, но только из снега. Ее он при­но­сит домой и ста­вит, напри­мер, на кухне. Поло­жите в снег игрушки для песоч­ницы и пред­ло­жите малышу поиг­рать с ними. Он, конечно, сразу поле­зет в снег голыми руч­ками и невольно почув­ствует, какой снег холод­ный, а когда ручки ста­нут влаж­ными, обна­ру­жит, что снег тает, “ста­но­вится мок­рым”. Если надеть рука­вички, то и они намок­нут от снега. Часа два пона­до­бится, чтобы снег в кон­тей­нере окон­ча­тельно рас­таял и пре­вра­тился в воду. Малыш за это время пообе­дает и поспит, а когда обна­ру­жит в кон­тей­нере вме­сто снега холод­ную воду, удив­ле­нию и вос­торгу его не будет конца. Тут-то можно снова выйти на улицу и обра­тить его вни­ма­ние на весен­ние ручейки у края дороги. Весна! Тепло, и снег тает!

Семена (для детей от 3 лет)

И все-таки самой вол­шеб­ной ребенку вес­ной кажется исто­рия с семе­нами. Вот малень­кое семечко, такое кро­шеч­ное, что на ладо­шке еле видно. И вдруг раз — и про­рас­тает оно, появ­ля­ется зеле­ный росток, а потом целый боль­шой сте­бе­лек! И вот что инте­ресно: все это про­ис­хо­дит с любым семеч­ком: жел­тень­ким и плос­ким огурца, круг­лень­ким оран­же­вым поми­дора или чер­нень­ким капу­сты. Все заме­ча­тельно! Но осе­нью обна­ру­жи­лось, что это были семена совсем не тех рас­те­ний и они дали не те плоды, кото­рые ожи­да­лись. Прежде чем сажать семена в землю, научимся раз­ли­чать их сорта.

Мате­риал. Коробка с четырьмя отде­ле­ни­ями. В пер­вом лежат кар­точки с зеле­ной кай­мой, изоб­ра­жа­ю­щие овощи, напри­мер, капу­сту, огу­рец, поми­дор, мор­ковь и лук. Внизу каж­дой кар­тинки при­креп­лены по три семечка каж­дого сорта. Обычно кар­точки лами­ни­руют для проч­но­сти. Их мы будем счи­тать кон­троль­ными. Во вто­ром отде­ле­нии коробки лежат про­зрач­ные кар­точки тоже с зеле­ной кай­мой (цве­то­вой код рас­те­ний), но в них зала­ми­ни­ро­ваны семена этих ово­щей. Если раз­гля­ды­вать их над кон­троль­ными кар­тами, семена можно легко срав­нить. В тре­тьем и чет­вер­том отде­ле­ниях коробки лежат кар­точки с под­пи­сями к семе­нам, напи­сан­ные печат­ными бук­вами для детей, кото­рые уже умеют читать, или малень­кими кар­тин­ками ово­щей для тех, кто еще не читает.

Цели. Пря­мая: пра­вильно раз­ло­жить под­писи к про­зрач­ным кар­точ­кам с семе­нами. Кос­вен­ная: срав­не­ние и ана­лиз пред­мета и кар­тинки, зна­ком­ство с язы­ком бота­ники — науки, изу­ча­ю­щей рас­те­ния, раз­ви­тие кон­цен­тра­ции вни­ма­ния, коор­ди­на­ции дви­же­ний, акку­рат­но­сти, утон­че­ние зрения.

Пре­зен­та­ция. Ребе­нок и взрос­лый кла­дут на рабо­чий стол коробку с мате­ри­а­лом и откры­вают ее. Взрос­лый пред­ла­гает малышу рас­смот­реть кон­троль­ные кар­точки с изоб­ра­же­нием ово­щей, назвать овощи и раз­ло­жить кар­точки в гори­зон­таль­ный ряд на столе. Ребе­нок делает это само­сто­я­тельно. Затем взрос­лый пред­ла­гает ему взять в руки про­зрач­ные кар­точки с семе­нами и, каж­дый раз срав­ни­вая семена на двух кар­точ­ках, раз­ло­жить про­зрач­ные кар­точки под кон­троль­ными. Затем из коробки берут “под­писи” (со сло­вами или с кар­тин­ками) и рас­кла­ды­вают их над кон­троль­ными карточками.

Несколько секунд взрос­лый и ребе­нок раз­гля­ды­вают полу­чив­шу­юся на столе кар­тину, будто запо­ми­нают ее. Затем кон­троль­ные кар­точки пере­во­ра­чи­ва­ются, а “под­писи” пере­ме­ши­ва­ются. Малыш про­бует вновь раз­ло­жить “под­писи” над кар­точ­ками с семе­нами. При этом он может легко про­ве­рить себя, пере­вер­нув кон­троль­ную карточку.

Луко­вицы в воде (для детей с 4 лет)

Мате­риал. Под­нос, на кото­ром стоят 3–4 про­зрач­ных бокала; 3–4 круп­ных луко­вицы гиа­цин­тов, тюль­па­нов или обыч­ного реп­ча­того лука (чес­нока); кув­шин с водой.

Ребе­нок ста­вит мате­риал на стол, раз­ли­вает воду из кув­шина по бока­лам, а затем акку­ратно опус­кает каж­дую луко­вицу в гор­лышко бокала. Луко­вица не должна про­ва­литься в воду. Когда все готово, под­нос с бока­лами выстав­ля­ется к свету, и за луко­ви­цами начи­на­ется наблю­де­ние (отсле­жи­ва­ется появ­ле­ние кор­ней, стебля, листьев, цветение).

Источ­ник: Елена Хил­ту­нен “Уроки на кор­точ­ках. Книга о вос­пи­та­нии детей в духе педа­го­гики Марии Монтессори”.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки