Прот. А. Ткачёв о посте: «На Страшном Суде Господь покажет на балерину»

Прот. А. Ткачёв о посте: «На Страшном Суде Господь покажет на балерину»

(8 голосов4.9 из 5)

Про­дол­жа­ется Вели­кий пост, а вме­сте с ним – роди­тель­ские недо­уме­ния: надо ли «постить» детей, как, с какого воз­раста, насколько строго? Как пока­зать при­мер поста, когда мы – те еще «вели­кие пост­ники» и поз­во­ляем себе послабления?

Детям поститься необ­хо­димо, под­ра­жая роди­те­лям, и это глав­ное. Важно нара­ба­ты­вать навык, фор­ми­ро­вать при­вычку. В какой мере и по каким прин­ци­пам выстра­и­вать дет­ский пост, это детали, кото­рые во мно­гом опре­де­ляют при­ход­ской свя­щен­ник и роди­тели ребенка.

Тем мамам и папам, для кого вопросы о соб­ствен­ном посте ещё до конца не раз­ре­шены, отве­чает про­по­вед­ник, автор книг, бло­гер про­то­и­е­рей Андрей Тка­чев.  Это по-тка­чёв­ски пря­мо­ли­ней­ное, точ­ное и эмо­ци­о­наль­ное выска­зы­ва­ние мы нашли на его интер­нет-канале.  «На Страш­ном Суде Гос­подь Бог Иисус Хри­стос пока­жет тебе на бале­рину…» – оза­глав­лена корот­кая ста­тья отца Андрея. Инте­ресно, почему? Слово священнику.

43456 - Прот. А. Ткачёв о посте: «На Страшном Суде Господь покажет на балерину»

Радость – в перемене жизни

«…Вели­кий Пост прой­дет очень быстро. Про­ле­тит – и будет Пасха Свя­тая. И будет очень жалко чело­веку, опять, в оче­ред­ной раз тол­ком и не попо­стив­ше­муся. Или из-за суеты, или из жало­сти к себе мно­гие не постятся.

Я не знаю, с каким чув­ством люди едят пас­халь­ное яйцо, «кра­шенки» эти, если они весь пост себе в яич­нице не отказывали.

Какой смысл тогда в этих кол­ба­сах, в этих сырах, яйцах, если чело­век как ел ско­ром­ное, так и ел? Какая в этом радость? Радость заклю­ча­ется именно в пере­мене жизни. Уме­ние, так ска­зать, «тру­диться и отды­хать», уме­ние «напрячься и рас­сла­биться», – оно делает чело­века умным.

Чело­век обя­за­тельно дол­жен раз­ли­чать несколько поня­тий. Надо пони­мать, что – Небес­ное, а что – зем­ное. Что – свя­тое, а что – греш­ное. Что – празд­нич­ное, а что – будничное. 

Если чело­век в одной и той же одежде ходит, напри­мер, и к детям на сва­дьбу и на ого­род (копать грядки), то это какой-то глу­пый чело­век. Он не пони­мает раз­ницы между тем и тем.

И если чело­век не пони­мает раз­ницы между постом и празд­ни­ком, не пони­мает раз­ницы между свя­тым и греш­ным, то, как муд­рецы гово­рят, что это уже «не очень даже человек».

Вот так же и пост свя­той, он обя­за­тельно нужен – для того, чтобы почув­ство­вать вкус про­стой пищи. Как гово­рили древ­ние: «Если хочет есть чело­век – дайте ему хлеба!» Могут ска­зать: «Он хлеб не хочет!» – Зна­чит, он и есть не хочет!

В пост можно ощутить вкус воды и хлеба

В посту нужно вкус про­стой воды чело­веку ощу­тить. И вкус про­стой пищи.

Пони­ма­ете? Кто из вас про­сто хлеб ест, чтобы голод уто­лить? – Никто. Даже самый бед­ный чело­век сего­дня не ест про­сто хлеб для того, чтобы голод уто­лить. Он этот хлеб чем-то нама­жет, что-то на него сверху поло­жит, что-то с чем-то доба­вит, понимаешь.

И вот, хотя бы в пост, нужно попро­бо­вать вер­нуть себе вкус про­стой пищи: про­стого хлеба, про­стой воды. Не «Спрайта», не «Колы», а – про­стой воды!

И, конечно, запре­тить чело­веку есть то, что не нужно есть в посту. Хотя бы ради того, чтобы на Пасху пора­до­ваться. Иначе нет радо­сти у людей в жизни. Пони­ма­ете? Ну – нет радости!

Нет поста, нет воз­дер­жа­ния, нет молитвы, нет какой-то стро­го­сти к себе. Поэтому – радо­сти нет. Поэтому все печальные.

Кто силь­нее постится, чем мы?  Силь­ней мона­хов постятся бале­рины (чтоб вы знали!) Им нельзя съесть вообще ничего. Они худые как сти­раль­ные доски, в них по сорок кило­грамм веса до ста­ро­сти, и они кусо­чек жаре­ной кар­тошки съесть не могут.

Ради Хри­ста? – Не ради Хри­ста. А для чего? – А чтоб на сцене пры­гать как можно дольше.

Вот!!! А мы ради Гос­пода Иисуса Хри­ста не можем себе отка­зать в «какой-то там еде». Вот непо­нятно это.

Когда будет Страш­ный Суд, ты ска­жешь: «Я не мог поститься! У меня работа (вся­кое – то да се: – я не при­вык, – я не люблю, – и вообще меня тош­нит, и голова кру­жится, когда я не поем с утра)».

И Гос­подь будет даже не на пре­по­доб­ного Сера­фима пока­зы­вать, не на какого-то там свя­того, муче­ника. Да зачем? 

Он тебе на бале­рину пока­жет: «Вот эта «тетка» вообще всю жизнь ничего не ела. Для того чтобы по сцене пры­гать. А ты ради Меня не мог воздерживаться».

Кто-то ради спор­тив­ных целей совер­шает вели­кие над собой труды. Кто-то про­сто чтобы поху­деть садится на какие-то жут­кие диеты и сбра­сы­вает с себя за месяц-за два по трид­цать-сорок килограмм.

А хри­сти­а­нин ради люби­мого Хри­ста (Кото­рого он дол­жен, в прин­ципе, любить, Кото­рому он дол­жен слу­жить) не может каких-то мело­чей сде­лать. Посто­ять на молитве – ему «тяжело». Почи­тать что-нибудь – у него «вни­ма­ние рассеивается».Что-нибудь не поесть – уже «трудно».

«Ах! Как? Целых семь недель! Целых сорок девять дней! Это длинно! Это тяжело!»Чепуха какая! Да? Поэтому надо серьез­ней в этом отно­ше­нии быть к себе, и Вели­кий пост не про­пу­стить. Будьте серьез­ными, будьте вни­ма­тель­ными, и внутри себя совер­шайте труд.

Пост – это внут­рен­ний труд. Еван­ге­лие нам запре­щает поститься наружу, напо­каз. Еван­ге­лие Хри­стово гово­рит нам, чтобы мы «Умыли свое лицо, пома­зали голову» (Мф.6,17), то есть про­явили некие внеш­ние при­знаки радости. 

Чтобы ты не помра­чал лицо свое как лице­мер, не наво­дил на себя пост­ную физио­но­мию, чтобы все изда­лека видели, что ты – постя­щийся чело­век. Таким людям Гос­подь гово­рит, что «они уже полу­чают свою награду» (Мф.6,16). То есть – награды больше не будет. А ты постись Богу в тайне. Богу, кото­рый «видит тай­ное и воз­даст тебе явно» (Мф.6,18).

Канал в Интер­нете «Андрей Ткачев»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки