Ребенок в семье и в церкви. Как не навредить детской вере.

Ребенок в семье и в церкви. Как не навредить детской вере.

(4 голоса4.0 из 5)

Книга свя­щен­ника Алек­сея Умин­ского — сразу о мно­гом: о вос­пи­та­нии, о дет­ской вере и молитве, о любви в семье и о роди­тель­ских ошиб­ках. (Умин­ский Алек­сей, про­то­и­е­рей.  – М.: Никея, 2016 – 152 с.)

Анно­та­ция

О чем эта книга?

Отец Алек­сей, имея опыт дирек­тора и духов­ника пра­во­слав­ной гим­на­зии, под­ни­мает мно­же­ство акту­аль­ных для веру­ю­щих роди­те­лей вопро­сов: как ребенку испо­ве­до­ваться и поститься, каково место детей в при­ходе, что такое дет­ская духов­ная жизнь и что на самом деле при­во­дит ребенка ко Христу?

Для кого эта книга?

Для всех взрос­лых людей, рядом с кото­рыми рас­тут люди маленькие.

Мне­ние глав­ного редак­тора издательства:

«Нам суж­дено жить в про­стое и слож­ное время. Сего­дня прак­ти­че­ски каж­дая рос­сий­ская семья может не только посе­щать бого­слу­же­ния, но и выби­рать при­ход по сердцу, найти в нем еди­но­мыш­лен­ни­ков для себя и круг обще­ния для сво­его ребенка. Однако в подав­ля­ю­щем боль­шин­стве все мы, при­во­дя­щие сего­дня детей и вну­ков в храм, сами в своем дет­стве даже не могли пред­ста­вить подоб­ного опыта. Мы не можем уви­деть цер­ков­ную жизнь гла­зами детей. Нам не на что опе­реться внутри себя, и мы начи­наем искать опоры в обоб­щен­ном пре­став­ле­нии об абстракт­ном пра­во­слав­ном чаде. Поэтому часто и ока­зы­ва­емся не на сто­роне сво­его ребенка».

От автора:

«Духов­ное раз­ви­тие юного чело­века – это очень хруп­кая сфера, суще­ство­ва­ние кото­рой прак­ти­че­ски невоз­можно, если самые близ­кие люди – роди­тели – пре­бы­вают за ее пределами».

Мне­ние «Азбуки Воспитания»:

Глав­ным пре­иму­ще­ством книги, пожа­луй, явля­ется про­стота изло­же­ния, доступ­ность и крат­кость.  Несмотря на то, что книга доста­точно ком­пакт­ная по раз­ме­рам и содер­жа­нию, автор рас­смат­ри­вает самые глав­ные вопросы, каса­ю­щи­еся жизни детей в церкви и дома.  Отли­чи­тель­ная осо­бен­ность книги – ощу­ще­ние живого обще­ния. Мно­го­лет­ний опыт и муд­рость автора не выгля­дят нази­да­нием, иду­щим откуда-то сверху. Он не при­во­дит мно­го­слож­ные цитаты из про­шлого о духовно-нрав­ствен­ном  вос­пи­та­нии чад, а апел­ли­рует исто­ри­ями из насто­я­щего, близ­кими каж­дому из нас, при­во­дит при­меры из жизни при­хо­жан. Тема при­об­ще­ния детей к вере и к Богу – слож­ная, мно­го­гран­ная, серьез­ная. Однако автору уда­ется избе­гать штам­пов и чрез­мер­ной мора­ли­за­ции в том числе бла­го­даря чув­ству юмора.

В книге затро­нуты такие важ­ные темы, как ребе­нок и пост, ребе­нок и молитва, ребе­нок и вос­крес­ная школа, ребе­нок и нега­тив­ное вли­я­ние внеш­ней среды. Обоб­щая, можно ска­зать, что реше­ние всех про­блем – в семье. Именно от роди­те­лей, от их пове­де­ния и при­мера их бла­го­че­сти­вой жизни зави­сит то, каким вырас­тет ребе­нок, и какое место в его жизни будет зани­мать Бог. Таким обра­зом, духов­ное вос­пи­та­ние детей надо начи­нать с соб­ствен­ного духов­ного становления.

Глав­ные тезисы книги, пожа­луй, зву­чат так:

-  избе­гать край­но­стей в стрем­ле­нии при­об­щить ребенка к православию;

- не впи­сы­вать ребенка в тра­фа­реты, то есть все дети инди­ви­ду­альны, и даже поход в храм дол­жен стать инди­ви­ду­аль­ным подходом;

- не пытаться вырас­тить из ребенка свя­того, не застав­лять его нести непо­силь­ную ношу (поститься, как взрос­лые, вычи­ты­вать длин­ные молит­вен­ные пра­вила и т.д.);

- не пугать детей Богом, а сде­лать так, чтобы ребе­нок всем серд­цем полю­бил его, чтобы вос­кре­се­ние стало дол­го­ждан­ным днем, напол­нен­ным радо­сти, мира и благодати.

10 мыс­лей из книги:

  1. «Надо вос­пи­ты­вать ребенка на хоро­шей музыке, на хоро­шей лите­ра­туре, на хоро­ших филь­мах. А все эти низ­ко­сорт­ные книги про «пра­во­слав­ных ежи­ков» — это псев­до­пра­во­слав­ное, то, что выросло из схемы. И если детям перед сном не читать хоро­шую лите­ра­туру, под­ме­няя сказки жити­ями свя­тых, то они и к житиям будут отно­ситься, как к сказкам».
  2. «Роди­тели должны пом­нить, что духов­ная жизнь – это не свод жест­ких и незыб­ле­мых пра­вил, кото­рые дети должны бес­пре­ко­словно выпол­нять, и не ком­плекс аске­ти­че­ских упраж­не­ний, нака­чи­ва­ю­щих «духов­ные мышцы. До тех пор, пока роди­тели сами по-насто­я­щему не ощу­тят сла­дость жизни духов­ной, они будут стре­миться пере­дать детям лишь пред­став­ле­ние о ее обертке».
  3. «Мне кажется, самое важ­ное – вло­жить в ребенка зна­ние, что пост – это дви­же­ние, это путь ко Хри­сту. Через это пони­ма­ние жизнь ребенка может быть немно­жечко осмыс­лен­ной. И тогда дру­гие эле­менты поста: еда, сто­я­ние на молит­вах, испо­ведь, при­ча­ще­ние – будут вос­при­ни­маться им как его соб­ствен­ный путь несе­ния кре­ста. Если пост будет про­жит таким обра­зом, то радость, кото­рая откро­ется ребенку на Пасху, отра­зится в его душе, и зна­ние о Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом ста­нет его лич­ным опы­том веры».
  4. «Как бы много мы ни вкла­ды­вали в наших детей, как бы ни вос­пи­ты­вали их, в том числе в вере, в их жизни все равно насту­пит период, когда они должны будут эту веру заново обрести».
  5. «Сво­бода дается как дар любви. Мы не можем обес­пе­чить оран­же­рей­ные усло­вия для лич­но­сти ни в семье, ни в цер­ков­ном при­ходе, но нам вполне по силам зало­жить в юные души самые важ­ные, осно­во­по­ла­га­ю­щие смыслы».
  6. «По-насто­я­щему важны не квад­рат­ные метры, а состо­я­ние ребенка, состо­я­ние матери, состо­я­ние отца, их актив­ная вклю­чен­ность в обще­се­мей­ную жизнь. Если этого нет, не будет и нор­маль­ных детей нив мно­го­дет­ной семье, ни в семье с един­ствен­ным малышом»,
  7. «На мой взгляд, пусть лучше При­ча­стие будет про­ис­хо­дить реже, зато уча­стие в таин­стве ока­жется осмыс­лен­ным и благоговейным».
  8. «Цер­ковь должна прежде всего стать для детей местом обре­те­ния радо­сти, а не пло­щад­кой для реа­ли­за­ции роди­тель­ского честолюбия».
  9. «Когда вы в храме вынуж­денно отвле­ка­е­тесь от службы и зани­ма­е­тесь сво­ими детьми, не бой­тесь: Гос­подь вас видит, Он знает, чем вы сей­час заняты. А заняты вы очень важ­ным делом – вы забо­ти­тесь о том, чтобы ваши дети пред­сто­яли перед Богом».
  10. «Мы счи­таем чрез­вы­чайно важ­ным, чтобы дети вме­сте с роди­те­лями при­няли уча­стие в Литур­гии без беготни и нер­во­трепки, чтобы они уви­дели кра­соту ико­но­писи, вслу­ша­лись в про­ник­но­вен­ные пра­во­слав­ные пес­но­пе­ния, чтобы это, пусть и недол­гое время, про­ве­ден­ное ими в сте­нах храма, стало для всей семьи вре­ме­нем бла­го­го­вей­ного молит­вен­ного состояния».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки