Реки начинаются с ручейка, а пьянство — с рюмочки

Реки начинаются с ручейка, а пьянство — с рюмочки

(3 голоса5.0 из 5)

Про­блема дет­ского алко­го­лизма: как сде­лать из ребёнка алко­го­лика, не подо­зре­вая об этом? О про­фи­лак­тике дет­ского алко­го­лизма и о трезвости.

В нашей стране про­блема алко­го­лизма стоит остро уже несколько веков. Каза­лось бы, уро­вень жизни вырос. При­няты законы о регу­ли­ро­ва­нии тор­говли алко­го­лем, хоть эта мера не нова. Только с 1640 по 1917 год в Рос­сии было при­нято 2344 зако­но­да­тель­ных акта, кото­рые, в основ­ном, защи­щали про­из­вод­ство и про­дажу алко­голь­ных изде­лий, регла­мен­ти­ро­вали дея­тель­ность питей­ных заве­де­ний, казён­ного управ­ле­ния вин­ной тор­гов­лей, раз­ви­тие пьян­ства и алко­го­лизма и т.д.

Сего­дня отсут­ствует реклама спирт­ного на ТВ и запре­щена наруж­ная реклама алко­голя. Однако про­блема не только не ухо­дит. Алко­го­лизм, как Дориан Грей, моло­деет, губя уже дет­ские души.

Дет­ский алко­го­лизм – срав­ни­тельно новое и  отно­си­тель­ное поня­тие. Тер­ми­но­ло­ги­че­ского опре­де­ле­ния в меди­цин­ских спра­воч­ни­ках, издан­ных до 1991 года – нет; даже в новых меди­цин­ских спра­воч­ни­ках прак­ти­че­ски нет инфор­ма­ции на тему дет­ского алко­го­лизма. Тем не менее, у детей алко­го­лизм в отли­чие от взрос­лых имеет ряд харак­тер­ных особенностей:

- быст­рое при­вы­ка­ние к спирт­ным напит­кам (это объ­яс­ня­ется ана­томо-физио­ло­ги­че­ским стро­е­нием дет­ского организма);

- зло­ка­че­ствен­ное тече­ние болезни (в под­рост­ко­вом воз­расте орга­низм нахо­дится в ста­дии фор­ми­ро­ва­ния и устой­чи­вость цен­траль­ной нерв­ной системы к дей­ствию алко­голя сни­жена, вслед­ствие чего про­ис­хо­дят глу­бо­кие и необ­ра­ти­мые про­цессы ее разрушения);

- при­ня­тие ребен­ком боль­ших доз алко­голя (при­ня­тие алко­голя детьми не одоб­ря­ется обще­ством, поэтому под­ростки, как пра­вило, пьют тай­ком, обычно без закуски, при­ни­мая всю дозу одновременно);

- быст­рое раз­ви­тие запой­ного пьянства.

Не стоит забы­вать, что любой алко­го­лизм – это также духов­ная про­блема. Отра­же­ние алко­го­лизма на духов­ных сто­ро­нах натуры:

  • ослаб­ле­ние воли и духа
  • мораль­ный индифферентизм
  • мораль­ный кре­ти­низм, озве­ре­ние (частая при­чина кри­ми­наль­ных про­ис­ше­ствий с уча­стием подростков)

Семья, двор и бес­куль­тур­ная среда

“Я — алкаш! Да! Я — алкаш!
Я — алкаш! Отстаньте от меня, пра­виль­ные люди!” (С. Шнуров)

По ста­ти­стике  дети начи­нают про­бо­вать алко­голь в 13–14 лет. Но есть ряд фак­то­ров, кото­рые пред­ше­ствуют пер­вой пробе спирт­ного. Корни могут ухо­дить в дет­ство и допод­рост­ко­вый период.

Когда речь идет о вос­пи­та­нии детей, часто гово­рят, что всё идет из семьи. Бес­по­лезно вос­пи­ты­вать ребенка, вос­пи­ты­вайте себя, ибо дети – под­ра­жа­ние и про­дол­же­ние своих роди­те­лей. При чем тут дет­ский алко­го­лизм, спро­сите вы? А при том, что его зачатки, как это ни странно, тоже стоит искать в семье. Что самое инте­рес­ное – семья может об этом даже не догадываться.

По резуль­та­там иссле­до­ва­ния мос­ков­ских вра­чей, кото­рое было про­ве­дено в одной из школ, выяс­ни­лось, что в 67% слу­чаев зна­ком­ство детей со спирт­ным про­изо­шло дома, в семье.

Дошколь­ники и млад­шие школь­ники могут при­стра­ститься к алко­голю в своей же семье, даже если роди­тели не пья­ницы. Основ­ные при­чины — педа­го­ги­че­ская негра­мот­ность роди­те­лей, кото­рая при­во­дит к алко­голь­ному отрав­ле­нию орга­низма, семей­ные алко­голь­ные тра­ди­ции, при­во­дя­щие к фор­ми­ро­ва­нию инте­реса к спирт­ному, непра­виль­ное вос­пи­та­ние и дур­ной пример.

Педа­го­ги­че­ская негра­мот­ность роди­те­лей может про­яв­ляться в суще­ству­ю­щих пред­рас­суд­ках и заблуж­де­ниях о целеб­ном дей­ствии алко­голя. Негра­мот­ность роди­те­лей ведет в луч­шем слу­чае к отрав­ле­нию ребенка, в худ­шем – к леталь­ному исходу.

Помимо суе­ве­рий о «пользе» алко­голя в тех или иных быто­вых ситу­а­циях, взрос­лые про­буж­дают инте­рес к спирт­ному, поку­пая, напри­мер, дет­ское шам­пан­ское на празд­ник малы­шам. Понятно, что ника­кого алко­голя в нем нет, но бутылка той же формы, что и для взрос­лых. «А содер­жа­ние, инте­ресно, отли­ча­ется?», – рано или поздно может задаться вопро­сом ребе­нок. Также  «невин­ная» рюмочка в честь дня рож­де­ния или дру­гого тор­же­ства может пре­вра­титься в гра­не­ный ста­кан тяже­лой зави­си­мо­сти. И хотя «немного можно» про­ис­хо­дит с согла­сия роди­те­лей, в кругу семьи, все же такое при­об­ще­ние детей к вину ни в коем слу­чае нельзя оправ­дать. Ведь стоит раз при­кос­нуться к спирт­ному, как уже сни­ма­ется пси­хо­ло­ги­че­ский барьер и ребе­нок чув­ствует себя взрос­лым, счи­тает себя вправе выпить со сверст­ни­ками, если появ­ля­ется такая возможность.

Био­ло­ги­че­скими иссле­до­ва­ни­ями дока­зано, что сам алко­го­лизм гене­ти­че­ски не пере­да­ется, пере­да­ется только склон­ность к нему. Эта склон­ность может раз­виться в реаль­ную зави­си­мость, если перед ребен­ком будет соот­вет­ству­ю­щий при­мер для под­ра­жа­ния: обста­новка «невин­ного» пьян­ства в семье по пово­дам и без — будь то встреча Нового года  — сна­чала рус­ского, потом китай­ского и так далее.

Непра­виль­ное вос­пи­та­ние в семье – одна из серьез­ных при­чин дет­ского алко­го­лизма. С одной сто­роны – это дети, лишен­ные вни­ма­ния роди­те­лей вплоть до без­над­зор­но­сти, с дру­гой сто­роны – дети, нахо­дя­щи­еся под гипе­ро­пе­кой. Если со сто­роны роди­те­лей отсут­ствует кон­троль, ребе­нок предо­став­лен сам себе, веро­ят­ность попасть в плохую ком­па­нию вырас­тает в разы. А там, он нач­нет спи­ваться из-за мно­го­чис­лен­ных внут­рен­них про­блем, кото­рые его, бро­шен­ного, окру­жают с ран­него дет­ства. Гипе­ро­пека также пагубно вли­яет на ребенка, не поз­во­ляет ему при­ни­мать само­сто­я­тель­ные реше­ния. Роди­тели, пеку­щи­еся о ребенке сверх меры, создают ему теп­лич­ные усло­вия, кото­рые впо­след­ствии ста­нут бла­го­дат­ной поч­вой для алко­голь­ной зави­си­мо­сти. Ведь все дет­ство и юность детей под гипе­ро­пе­кой лишали необ­хо­ди­мо­сти бороться с какими-либо труд­но­стями, все делали за них. И когда эти дети стал­ки­ва­ется с жиз­нен­ными про­бле­мами само­сто­я­тельно, то они пони­мают, что совер­шенно не готовы к подоб­ным испы­та­ниям. Тут на помощь при­хо­дит алко­голь, как сред­ство, кото­рое создает види­мость благополучия.

Под дур­ным при­ме­ром, кото­рый может стать при­чи­ной дет­ского алко­го­лизма явля­ется при­мер роди­те­лей, чаще отцов. Если отец частенько при­хо­дит домой под­шофе либо имеет при­вычку регу­лярно пить пиво в при­сут­ствии детей (кстати, пив­ной алко­го­лизм неза­мет­нее и опас­нее водоч­ного), своим при­ме­ром он пока­зы­вает ребенку стиль жизни, в кото­ром алко­голь живет на пра­вах чле­нов семьи.

Пожа­луй, самый опас­ный период, когда «алко-зло» может про­ник­нуть в жизнь ребенка — под­рост­ко­вый и юно­ше­ский. В каче­стве основ­ных при­чин алко­го­лизма этого пери­ода пси­хо­логи назы­вают следующие:

  • небла­го­по­лу­чие семьи;
  • недо­ста­ток вни­ма­ния родителей;
  • чрез­мер­ная опека родителей;
  • при­мер зло­упо­треб­ля­ю­щих родителей;
  • вли­я­ние пло­хой компании;
  • пози­тив­ная реклама среди сверст­ни­ков и в около куль­тур­ной среде (напр., груп­пи­ровка «Ленин­град»);
  • нали­чие неза­ня­того ничем сво­бод­ного времени;
  • отсут­ствие зна­ний о послед­ствиях алкоголизма;
  • уход от под­рост­ко­вых проблем;
  • пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти личности;
  • само­утвер­жде­ние.

В этот период про­ис­хо­дит фор­ми­ро­ва­ние вле­че­ния к алко­голю, кото­рое пере­рас­тает в при­вычку, при­водя в боль­шин­стве слу­чаев к алко­голь­ной зави­си­мо­сти ребенка.

Алко­го­лизм, фор­ми­ру­ю­щийся в под­рост­ко­вом и юно­ше­ском воз­расте (от 13 до 18 лет), обычно назы­вают ран­ним алко­го­лиз­мом. Счи­та­ется, что в этом воз­расте кли­ни­че­ские про­яв­ле­ния алко­го­лизма раз­ви­ва­ются быст­рее, чем у взрослых.

Почему алко­голь так при­вле­ка­те­лен? При­чина кро­ется в основ­ном в той по боль­шей части неосо­знан­ной пси­хо­ло­ги­че­ской моти­ва­ции обра­ще­ния к вину (пиву, водке и др.) в тех жела­ниях и потреб­но­стях, кото­рые чело­век пыта­ется удо­вле­тво­рить с его помо­щью. Пер­вым и наи­бо­лее частым явля­ется жела­ние пове­се­литься, создать при­под­ня­тое настро­е­ние на сва­дьбе, дне рож­де­ния, встрече дру­зей, то есть в слу­чаях, в кото­рых тра­ди­ции вино­пи­тия осо­бенно прочны.

Как пра­вило, выби­ра­ется не алко­голь, а ком­па­ния, в кото­рой выпивка явля­ется обя­за­тель­ным эле­мен­том вза­и­мо­дей­ствия. Эта дво­ро­вая, как пра­вило,  ком­па­ния может быть одно­род­ной по воз­расту или, что чаще, раз­но­род­ной, с двумя-тремя стар­шими «заво­ди­лами». Чем же при­вле­кают под­рост­ков эти ком­па­нии? Глав­ное это то, что в улич­ной мик­ро­среде ребе­нок с рас­смот­рен­ной выше предыс­то­рией нахо­дит группу себе подоб­ных «изгоев». Именно в этих груп­пах буду­щие алко­го­лики нахо­дят реаль­ное поле само­утвер­жде­ния, могут обре­сти, нако­нец, «высо­кий ста­тус», про­ник­нуться само­ува­же­нием, чего они не в состо­я­нии были сде­лать ни в школе, ни в своей семье. Упо­треб­ле­ние алко­голя зани­мает в такой ком­па­нии осо­бое поло­же­ние. Именно выпивка нередко играет роль свое­об­раз­ного посвя­ще­ния в члены «тай­ного обще­ства». Уме­ние пить сим­во­ли­зи­рует в группе взрос­лость, вос­при­ни­ма­ется как при­знак осо­бой силы и мужественности.

Совет­ские пси­хо­логи Б. С. Бра­тусь и П. И. Сидо­ров так опи­сы­вают про­цесс при­об­ще­ния к пьян­ству моло­дежи. Все под­час начи­на­ется с попы­ток «куль­ти­ви­ро­ва­ния» эйфо­рии опья­не­ния, что дости­га­ется осо­бой эмо­ци­о­наль­ной зара­жа­е­мо­стью, пред­вос­хи­ще­нием, подъ­емом в период под­го­товки и ожи­да­ния выпивки, кол­лек­тив­ной вза­и­мо­ин­дук­цией в про­цессе при­ня­тия спирт­ного. Для этих целей исполь­зу­ются и гром­кая рит­ми­че­ская музыка, и порой даже меди­ка­мен­тоз­ные сред­ства, уси­ли­ва­ю­щие оглушение.

В даль­ней­шем стиль алко­го­ли­за­ции, при­ня­тый в «алко­голь­ной ком­па­нии», начи­нает посте­пенно вос­при­ни­маться как есте­ствен­ный и нор­маль­ный, окон­ча­тельно фор­ми­руя пси­хо­ло­ги­че­скую готов­ность  к  некри­ти­че­скому вос­при­я­тию быту­ю­щих тут алко­голь­ных обы­чаев. Алко­го­ли­за­ция ста­но­вится все более частой и при­во­дит, в конеч­ном счете, к зависимости.

Но не только дво­ро­вая суб­куль­тура вино­вата в обо­льще­нии детей спирт­ными напит­ками. Мас­со­вая куль­тура внед­ряет в созна­ние детей уста­новку на пью­щий образ жизни, как на норму. Одна только мод­ная нынче группа «Ленин­град» чего стоит. Не говоря уже о кине­ма­то­графе и ТВ, где на экра­нах пьют все под­ряд – и анта­го­ни­сты, и глав­ные герои.

Про­фи­лак­тика дет­ского алкоголизма

Про­фи­лак­тика заклю­ча­ется в том, что ее нужно начи­нать с фор­ми­ро­ва­ния пол­но­цен­ной, здо­ро­вой семьи, в кото­рой все ведут трез­вый здо­ро­вый образ жизни и совер­шенно счаст­ливы без упо­треб­ле­ния какого-либо допинга. Про­фи­лак­тика должна быть и в учеб­ных учре­жде­ниях. Ведь именно в школь­ном воз­расте дети любят про­бо­вать все новое и неизведанное.

Не под­ле­жит сомне­нию отсут­ствие сво­бод­ного вре­мени в каче­стве про­фи­лак­тики раз­лич­ных глу­по­стей. Дети должны быть заняты уче­бой и раз­ными сек­ци­ями, нахо­диться под наблю­де­нием роди­те­лей и в кон­такте с ними. У детей должны быть такие инте­ресы в жизни, чтобы мысли о «пойти, попить пивка» даже не воз­ни­кало в их голове.

Стоит отме­тить, что даже эпи­зо­ди­че­ское упо­треб­ле­ние алко­голя в дет­ском воз­расте явля­ется для орга­низма стрес­сом, а для души – отра­вой. Это сразу же отра­жа­ется на пси­хике ребенка, его пове­де­нии, учебе, вза­и­мо­от­но­ше­ниях с роди­те­лями и сверстниками.

К про­фи­лак­тике сле­дует отне­сти духовно-нрав­ствен­ное вос­пи­та­ние. Свя­тей­ший Пат­ри­арх Кирилл, высту­пая перед участ­ни­ками V Обще­цер­ков­ного съезда по соци­аль­ному слу­же­нию 3 сен­тября 2015 года, сказал:

«Мы знаем о заме­ча­тель­ных резуль­та­тах наших пра­во­слав­ных обществ трез­во­сти до рево­лю­ции. Но есть один фак­тор, кото­рый сего­дня пони­жает исполь­зо­ва­ние цер­ков­ных средств, по край­ней мере, делает их не все­гда эффек­тив­ными. Этим фак­то­ром явля­ется уро­вень реаль­ного воцер­ко­в­ле­ния нашего народа»…

Поэтому, как ни крути, начи­нать роди­те­лям при­дется с себя, и с пере­смотра сво­его отно­ше­ния к спирт­ному. Воз­можно даже, с пере­смотра соб­ствен­ного образа жизни.

О трез­во­сти[1]

Вели­кий рус­ский педа­гог С.А.Рачинский впер­вые четко сфор­му­ли­ро­вал глав­ное пра­вило утвер­жде­ния трез­вой жизни: «Трез­вен­ная работа может быть пло­до­твор­ной только в Цер­ков­ном при­ходе, т.к. только под бла­го­дат­ным воз­дей­ствием Церкви воз­можно исце­ле­ние чело­ве­че­ской души от пороков».

Эста­фету уче­ния о трез­во­сти в пра­во­слав­ном обра­зо­ва­нии при­нял иеро­мо­нах (впо­след­ствии игу­мен) Павел (Горш­ков), создав­ший в 1905 году первую в Рос­сии школу трез­во­сти. С 1909 года уче­ние о трез­во­сти пре­по­да­ва­лось в духов­ных семи­на­риях, а с 1910 года – в цер­ковно-при­ход­ских шко­лах. Педа­го­ги­че­ская обще­ствен­ность Рос­сии широко обсуж­дала про­блему обу­че­ния трез­во­сти в школе. Выпус­ка­лись учеб­ники трез­во­сти, авто­рами неко­то­рых были свя­щен­ники. Про­блема обу­че­ния и вос­пи­та­ния трез­вен­но­сти нераз­рывно свя­зана с про­бле­мой раз­ви­тия и жиз­не­де­я­тель­но­сти чело­века, его жизнью.

Пра­во­слав­ное обра­зо­ва­ние, как уже было отме­чено выше, зна­ко­мило уча­щихся с отно­ше­нием Церкви к упо­треб­ле­нию алко­голя. Все рас­смот­рен­ное пред­став­ляет исто­рию пра­во­слав­ного обра­зо­ва­ния в фор­мах его ста­нов­ле­ния и раз­ви­тия по сле­ду­ю­щим кри­те­риям: время созда­ния, наиме­но­ва­ние обра­зо­ва­тель­ного учре­жде­ния, харак­те­ри­стика обра­зо­ва­тель­ных про­грамм и ини­ци­а­тор созда­ния обра­зо­ва­тель­ного учре­жде­ния. Но самое глав­ное, как известно, это содер­жа­ние пра­во­слав­ного обра­зо­ва­ния, и в рас­смат­ри­ва­е­мом нами слу­чае это содер­жа­ние, соот­но­си­мое с вос­пи­та­нием трез­во­сти. Именно поэтому вся пери­о­ди­за­ция пра­во­слав­ного обра­зо­ва­ния осу­ществ­ля­ется в кон­тек­сте акцента на его духовно- нрав­ствен­ное содер­жа­ние, одним из посту­ла­тов кото­рого явля­ется трезвость.

Содер­жа­нием пра­во­слав­ного обра­зо­ва­ния во все вре­мена явля­лось изу­че­ние Биб­лии, явля­ю­щейся основ­ной Кни­гой духовно-нрав­ствен­ного вос­пи­та­ния, охва­ты­ва­ю­щего все сто­роны жизни чело­века. Рели­ги­оз­ное обра­зо­ва­ние неиз­бежно зна­ко­мило уча­щихся с отно­ше­нием Церкви к упо­треб­ле­нию алко­голя в силу того, что они изу­чали тек­сты Свя­щен­ного Писания.

Здесь важно отме­тить, что, опи­ра­ясь на биб­лей­ские повест­во­ва­ния, Цер­ковь рас­смат­ри­вает вино, прежде всего, как Боже­ствен­ный Дар. Вот что гово­рит царь Давид в одном из своих псал­мов при рас­сказе о сотво­ре­нии мира: «Про­зя­баяй траву ско­том, и злак на службу чело­ве­ком, изве­сти хлеб от земли. И вино весе­лит сердце чело­века, ума­стити лице елеем, и хлеб сердце чело­века укре­пит» (Пс. 103, 14–15). Вино, исполь­зу­е­мое в каче­стве веще­ствен­ной жертвы, явля­лось важ­ной состав­ной частью Вет­хо­за­вет­ного бого­слу­же­ния: «Не медли при­но­сить Мне начатки от гумна тво­его и от точила тво­его…» (Исх.22, 29). Во вре­мена Нового Завета вино ста­но­вится важ­ней­шим веще­ством, исполь­зу­е­мым при совер­ше­нии Евха­ри­стии – глав­ней­шего таин­ства Церкви: «Подоб­нее и чашу от плода лоз­наго прием, рас­тво­рив, бла­го­да­рив, бла­го­сло­вив, освя­тив… рек: пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета…» (Слу­жеб­ник). В Еван­ге­лии апо­стола Иоанна повест­ву­ется об уча­стии Гос­пода в празд­нич­ной тра­пезе по слу­чаю брака в Кане Гали­лей­ской. При­сут­ствие на столе хмель­ного напитка, наряду с про­чими яст­вами, нисколько не сму­тило Спа­си­теля и даже стало при­чи­ной совер­шён­ного им вели­кого чуда (Ин.2,1–11). Вино слу­жило пре­крас­ным сред­ством для вра­че­ва­ния души и тела: «Дайте сикеру поги­ба­ю­щему и вино огор­чен­ному душою; пусть он выпьет и забу­дет бед­ность свою и не вспом­нит больше о своем стра­да­нии» (Притч.31, 6–7). В посла­нии к Ефес­скому епи­скопу Тимо­фею св. апо­стол Павел сове­тует сво­ему уче­нику упо­треб­лять немного вина «ради желудка и частых неду­гов» (1 Тим. 5, 23).

Но очень суще­ственно, что там же встре­ча­ются муд­рые предо­сте­ре­же­ния о зло­упо­треб­ле­нии этим даром. Уже в Книге Бытия рас­ска­зы­ва­ется о пра­вед­ном Ное, кото­рый наса­дил вино­град­ник и, не зная о свой­стве вино­град­ного сока пре­вра­щаться в вино, выпил его очень много и лежал обна­жен­ным в своем шатре (Быт.9, 20–21). Он совер­шил свой грех по неве­де­нию, но все же это был грех. По самой поста­новке вопроса Вет­хий и Новый Завет кате­го­ри­че­ски осуж­дают пьян­ство и при­зы­вают к трез­вой, бла­го­че­сти­вой жизни.

Исто­рия его вкратце такова: «С самого начала моей школь­ной работы, – пишет Рачин­ский, – я не мог не обра­тить вни­ма­ния на вопи­ю­щее зло, при­чи­ня­е­мое моим уче­ни­кам посто­ян­ным уси­ле­нием пьян­ства в кре­стьян­ской среде… Для меня стало оче­вид­ным, что для ограж­де­ния моих уче­ни­ков от окру­жа­ю­щего зла нужны сред­ства более силь­ные, чем про­стые уве­ще­ва­ния и поучи­тель­ные речи. И един­ствен­ное сред­ство, кото­рое я мог при­ду­мать, было устрой­ство в тес­ном кругу моих уче­ни­ков (из коих мно­гие в то время были уже взрос­лые) обще­ство трез­во­сти, т.е. абсо­лют­ного воз­дер­жа­ния от спирт­ных напитков».

При­ме­ча­ние

[1] Отры­вок из дис­сер­та­ции Гусева Г.В. «ИСТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ТРЕЗВОСТИ В ПРАВОСЛАВНОМ ОБРАЗОВАНИИ». – М., 2007

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки