Родительский крест. Молитва отца и матери и святость отцовства. Советы родителям по воспитанию благочестия у детей. — Чинякова Г.

Родительский крест. Молитва отца и матери и святость отцовства. Советы родителям по воспитанию благочестия у детей. — Чинякова Г.

(5 голосов4.2 из 5)

Луч­шее вос­пи­та­ние — вос­пи­та­ние соб­ствен­ной жизнью.

От соста­ви­теля

Дети невольно пере­ни­мают харак­тер­ные каче­ства роди­те­лей, осо­бенно оте­че­ские, поскольку именно отец — глава семей­ства. Именно отец — путе­вод­ная звезда, при­мер для под­ра­жа­ния. Луч­шее вос­пи­та­ние — вос­пи­та­ние соб­ствен­ной жиз­нью. Если в жизни роди­те­лей слово рас­хо­дится с делом, — как может одно только слово научить дет­скую душу?

Дра­го­цен­ное тво­ре­ние Гос­подне — семья: отец, мать и потом­ство их, малая Цер­ковь. Веру­ю­щая мать своим сми­ре­нием, тер­пе­ли­вой забо­той, мяг­ко­стью, лас­ко­вым теп­лом согре­вает семью, нрав­ственно вос­пи­ты­вает сердце ребёнка, насаж­дая в нём цело­муд­рие, веру, любовь к Богу, пре­дан­ность Его воле. Отец более фор­ми­рует ум, харак­тер, волю малень­кого чело­века, посте­пенно при­учая к рас­су­ди­тель­но­сти, ответ­ствен­но­сти за себя и за дру­гих, дис­ци­плине, муже­ствен­ному тер­пе­нию, необ­хо­ди­мо­сти жерт­вен­ного слу­же­ния Богу через слу­же­ние ближ­ним и Оте­че­ству. Мать — сердце семьи, отец — её ум и воля. В своём выс­шем про­яв­ле­нии внут­ри­се­мей­ные отно­ше­ния подобны отно­ше­ниям внутри Свя­той Тро­ицы: без­гра­нич­ное вза­им­ное дове­рие, сми­рен­ное послу­ша­ние любви и жерт­вен­ное вза­им­ное служение.

Ребё­нок — образ, отра­же­ние отца. Желая уви­деть себя — посмотри на сво­его сына. К сожа­ле­нию, часто в этом живом зер­кале видишь черты, кото­рые не хотел бы видеть в себе самом. Видишь то тай­ное в себе, что ста­но­вится явным в твоих детях.

То доб­рое, что отец вло­жил в душу ребёнка, чему научил его сыз­маль­ства, непре­менно про­рас­тёт в свое время и при­не­сёт вели­кий плод. Равно и всё зло, кото­рое вольно или невольно он при­вил к уму и сердцу ребенка, ско­рее всего, воз­рас­тёт и обра­тится про­тив него самого и всей семьи.

Глав­ной зада­чей отца семей­ства поэтому явля­ется духов­ное и нрав­ствен­ное исце­ле­ние своей соб­ствен­ной души, кото­рое невоз­можно без Бога, поста­вив­шего отцов гла­вами и учи­те­лями всего семей­ства. Чем прав­ди­вее, свет­лее и чище будет образ отца, запе­чат­лён­ный в созна­нии ребенка, тем больше уве­рен­но­сти в том, что он будет сле­до­вать именно ему. Свя­той апо­стол Павел при­зы­вал своих духов­ных чад: Умо­ляю вас, под­ра­жайте мне, как я Хри­сту (1 Кор. 4, 16). Сле­дуя при­меру бла­го­че­сти­вого отца, дитя будет, в конеч­ном счёте, сле­до­вать Хри­сту. Напро­тив, если в сер­деч­ной памяти сына сохра­ня­ется отцов­ский образ, осквер­нён­ный стра­стями, он с боль­шой веро­ят­но­стью повле­чёт за собой в про­пасть и ребёнка. Тяжела роди­тель­ская ответ­ствен­ность в вос­пи­та­нии ребёнка. Поскольку мы не можем ска­зать о себе, что имеем истин­ное рас­суж­де­ние, духов­ную муд­рость, часто вольно или невольно мы раз­ру­шаем целост­ное устро­е­ние семьи. Либо увле­ка­емся мате­ри­аль­ной забо­той и обес­пе­че­нием домаш­них вплоть до пре­сы­ще­ния и тем раз­вра­щаем их; либо, напро­тив, как нам пред­став­ля­ется, ста­ра­емся вос­пи­ты­вать в детях только духов­ные цен­но­сти, не забо­тясь о мате­ри­аль­ном, и часто оттал­ки­ваем их от себя и — увы! — от Церкви. Семья — тон­кий, слож­ный живой орга­низм, в кото­ром должна быть гар­мо­ни­че­ская цель­ность телес­ного раз­ви­тия, нрав­ствен­ного вос­пи­та­ния и духов­ного наполнения.

Послу­ша­ние ребёнка роди­те­лям должно осно­вы­ваться на довер­чи­вой любви к ним и на запо­веди Божией: Почи­тай отца тво­его и матерь твою, как пове­лел тебе Гос­подь, Бог твой, чтобы про­дли­лись дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, кото­рую Гос­подь, Бог твой, дает тебе (Втор. 5, 16). Апо­стол Павел уве­щал пер­вых хри­стиан: Дети, пови­нуй­тесь своим роди­те­лям в Гос­поде, ибо сего тре­бует спра­вед­ли­вость (Еф. 6, 1).

В свою оче­редь, дет­ское дове­рие под­дер­жи­ва­ется уве­рен­но­стью в роди­тель­ской любви и поко­ится на глу­бо­ком ува­же­нии к роди­те­лям. Ува­же­ние же зави­сит от высоты нрав­ствен­ных качеств отеческих.

Обра­ща­ясь к отцам, апо­стол при­зы­вает и их не раз­дра­жать детей своих, дабы они не уны­вали (Кол. 3,21), но вос­пи­ты­вать их в духе Хри­сто­вом. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст назы­вал отцов, кото­рые не забо­тятся дать хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние своим детям, убий­цами соб­ствен­ных детей.

«Велика сила роди­тель­ской молитвы о детях», — ска­зал пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптин­ский, и Свя­тая Русь все­гда верила, что эта горя­чая молитва будет услы­шана Богом.

Во время при­не­се­ния в Рос­сию Пояса Пре­свя­той Бого­ро­дицы свя­тыню сопро­вож­дал архи­манд­рит Ефрем, игу­мен Вато­пед­ского мона­стыря. На одной из встреч с веру­ю­щими его спро­сили, как вос­пи­ты­вать детей. «Не гово­рите детям много о Боге, а гово­рите с Богом много о детях», — посо­ве­то­вал отец игумен.

О том, как гово­рили матери и отцы с Богом о своих детях, как вос­пи­ты­вали их, как моли­лись о них, и рас­ска­зы­вает книга «Роди­тель­ский крест».

Про­чи­тать или ска­чать книгу

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки