Родословная Христа: на что способно воспитание детей в памяти о Боге

Родословная Христа: на что способно воспитание детей в памяти о Боге

(3 голоса5.0 из 5)

Гене­а­ло­гию Спа­си­теля совре­мен­ному непод­го­тов­лен­ному чело­веку читать сложно: она кажется длин­ной, скуч­ной и совер­шенно не нуж­ной. Между тем, гене­а­ло­гия Иисуса – это не про­сто родо­сло­вие зна­ме­ни­того чело­века. Это родо­сло­вие Мессии.

Мно­гие из нас, когда читали Еван­ге­лие от Мат­фея, навер­ное, сму­ща­лись и удив­ля­лись: для чего еван­ге­лист Мат­фей начи­нает своё бла­го­ве­стие с родо­сло­вия Гос­пода Иисуса Хри­ста (Мф.1:1–17)? Зачем идёт пере­чень древ­них стран­ных имён, зачем нужно пере­чис­ле­ние одних четыр­на­дцати родов, потом ещё четыр­на­дцати и ещё четырнадцати?

47082 - Родословная Христа: на что способно воспитание детей в памяти о Боге

«Итак всех родов от Авра­ама до Давида четыр­на­дцать родов; и от Давида до пере­се­ле­ния в Вави­лон четыр­на­дцать родов; и от пере­се­ле­ния в Вави­лон до Хри­ста четыр­на­дцать родов» (Мф 1:17).

Генеалогическое доказательство

Новый Завет откры­ва­ется Еван­ге­лием от Мат­фея. А оно, в свою оче­редь, начи­на­ется такими сло­вами: «Родо­сло­вие Иисуса Хри­ста, Сына, Дави­дова, Сына Авра­амова». И далее сле­дует спи­сок из сорока двух имён пред­ков Иисуса Христа.

Родо­сло­вие Спа­си­теля есть еще и в Еван­ге­лии от Луки. При­чём, если у апо­стола Мат­фея гене­а­ло­гия начи­на­ется с родо­на­чаль­ника еврей­ского народа – Авра­ама, то у Луки она про­дол­жа­ется дальше и дохо­дит до самого Адама. У обоих еван­ге­ли­стов родо­слов­ная про­сле­жи­ва­ется до Иосифа, мужа Девы Марии – Матери Иисуса Христа.

Гене­а­ло­гию Спа­си­теля совре­мен­ному непод­го­тов­лен­ному чело­веку читать сложно: она кажется длин­ной, скуч­ной, а глав­ное, совер­шенно не нуж­ной. Но это не так.

2000 лет про­дол­жа­ется спор о том, Кто же Такой был Иисус Хри­стос. Мно­гие согла­ша­ются с тем, что Иисус из Наза­рета – это дей­стви­тельно исто­ри­че­ская Лич­ность, а не выду­ман­ный герой хри­сти­ан­ской мифо­ло­гии, ува­жают Его нрав­ствен­ное уче­ние и почи­тают как вели­кого Учи­теля праведности. 

Но под вопрос вновь и вновь ста­вят то, что для хри­стиан явля­ется серд­це­ви­ной Еван­ге­лия и непре­лож­ной исти­ной: Иисус – это Тот Самый Спа­си­тель мира, обе­щан­ный Богом ещё Адаму? Почему хри­сти­ане уве­рены в этом?..

Для людей, кото­рые при­знают авто­ри­тет и осо­бое зна­че­ние Биб­лии, важ­ным под­твер­жде­нием уве­рен­но­сти хри­стиан могли бы послу­жить вет­хо­за­вет­ные пророчества.

Биб­лия, напи­сан­ная задолго до рож­де­ния Иисуса Наза­ря­нина, содер­жит про­ро­че­ства о том, что чело­ве­че­ство будет спа­сено через явле­ние в мир Хри­ста, или Мес­сии («Пома­зан­ника» – евр.). Среди них чита­тель обна­ру­жит и «гене­а­ло­ги­че­ское» дока­за­тель­ство, кото­рое было при­звано помочь людям узнать истин­ного Мессию.

Бог, обра­ща­ясь к Авра­аму, а потом к изра­иль­скому царю Давиду, пред­ска­зал, что Мес­сия – Спа­си­тель Мира, будет именно их потом­ком. Веря в это, древ­ние иудеи отно­си­лись к про­дол­же­нию рода чрез­вы­чайно серьёзно. Рож­де­ние ребёнка они счи­тали Божьим бла­го­сло­ве­нием. В каж­дой семье обя­за­тельно велись родословные. 

Гене­а­ло­ги­че­ские таб­лицы хра­ни­лись и в семьях, и в Иеру­са­лим­ском Храме. Любой изра­иль­тя­нин пре­красно знал, к какому из две­на­дцати иудей­ских колен (пле­мен) при­над­ле­жит он и его предки. Поэтому при­ве­дён­ное родо­сло­вие не вызы­вало сомне­ний в под­лин­но­сти – и было само­оче­вид­ным аргументом.

За каждым именем – история жизни

Родо­сло­вие с древ­них вре­мён имело боль­шое зна­че­ние для мно­гих наро­дов. У восточ­ных писа­те­лей было при­нято при опи­са­нии жизни какого-либо зна­ме­ни­того чело­века ука­зы­вать и его родо­слов­ную таб­лицу. Мат­фей состав­ляет родо­сло­вие Хри­ста по образцу вет­хо­за­вет­ных родословий.

Родо­слов­ные списки в Вет­хом Завете – это не про­сто семей­ные хро­ники. Их целью было пока­зать исто­рию чело­ве­че­ства как еди­ный про­цесс, в кото­рый впи­сы­ва­ется исто­рия еврей­ского народа.

praotcy - Родословная Христа: на что способно воспитание детей в памяти о Боге

Гене­а­ло­гия Иисуса – это не про­сто родо­сло­вие зна­ме­ни­того чело­века. Это родо­сло­вие Мессии.

Еван­ге­лист Мат­фей хотел в этих крат­ких стро­ках, в этом перечне имён, напом­нить нам всю исто­рию Вет­хого Завета, когда люди ждали Спа­си­теля мира. За каж­дым име­нем стоит исто­рия жизни.

Здесь и Авраам, кото­рый ничего не жалел для Бога и после­до­вал за Ним; здесь и Руфь, кото­рая оста­вила оте­че­ство и при­няла веру в Еди­ного Бога.

Тут и греш­ники, и пра­вед­ники – все они были пред­ками Гос­пода Иисуса по плоти.

Но почему сразу нам не гово­рится о том, что нужно для нашего сердца? Откуда мы знаем, кто были эти люди? И, глав­ное, зачем нам это знать?..

Вме­сто пора­жа­ю­щих вооб­ра­же­ние чудес Хри­ста и Его уче­ния, чита­тель сразу же наты­ка­ется на этот огром­ный пере­чень имён.

Однако Новый Завет совсем не слу­чайно начи­на­ется с гене­а­ло­гии Иисуса. Для хри­сти­ан­ства родо­сло­вие Спа­си­теля имеет прин­ци­пи­аль­ное значение.

Аргумент номер один

Когда для апо­сто­лов, тоже при­над­ле­жав­ших к изра­иль­скому народу, встал вопрос, сле­до­вать ли за Иису­сом, то в первую оче­редь они вду­мы­ва­лись и вспо­ми­нали зна­ко­мые им с дет­ства биб­лей­ские про­ро­че­ства, вопро­шая: правда ли, что чело­век по имени Иисус из кро­хот­ного города Наза­рет – это пото­мок царя Давида?

Гене­а­ло­гия Хри­ста отве­чает на этот вопрос поло­жи­тельно. При­чём про­ис­хож­де­ние Мес­сии от Авра­ама и Давида было для апо­сто­лов всего лишь одним из огром­ного коли­че­ства биб­лей­ских про­ро­честв о Мес­сии. И все они с пора­зи­тель­ным еди­но­ду­шием схо­ди­лись именно на Иисусе.

dsc09767 - Родословная Христа: на что способно воспитание детей в памяти о Боге

Для людей, при­няв­ших Еван­ге­лие, это озна­чало, что перед ними Спа­си­тель мира. И они шли за Ним, несмотря на то, что Он был незна­тен, не закан­чи­вал спе­ци­аль­ных рели­ги­оз­ных школ. Для пер­вого поко­ле­ния хри­стиан родо­сло­вие Иисуса стало аргументом.

Для совре­мен­ного чело­века это труд­ное начало Еван­ге­лия, кото­рое тре­бует от  нас неко­то­рых уси­лий, обо­зна­чает всю духов­ную жизнь. Это Слово Божие, и его надо не кое-как почи­ты­вать, а углуб­ляться серд­цем и умом; оно тре­бует от нас сосре­до­то­чен­но­сти мысли, сердца. 

И тот, кто пре­одо­леет труд­ность пер­вых строк, потом пой­дёт дальше, и ему будет легче.

Ста­нет понятно, что и имена эти нужны, и всё это имеет зна­че­ние, и что книга род­ства Иисуса Хри­ста гово­рит о Нём как о пред­ска­зан­ном Царе-Изба­ви­теле. Эта книга род­ства напо­ми­нает о том, что Гос­подь стал срод­ни­ком чело­века по плоти, что Он стал одним из нас, что Он вошёл в чело­ве­че­ский род.

Иисус Христос, Сын Давидов, Сын Авраамов

Иисус (Иешуа) – рас­про­стра­нен­ное еврей­ское имя, состо­я­щее из двух кор­ней, озна­ча­ю­щих «Яхве спа­сает». В отно­ше­нии к Спа­си­телю оно имело осо­бый смысл, ука­зы­вая на Его предназначение.

Хри­стос, по-еврей­ски Мес­сия (Машиах) – пере­во­дится как пома­зан­ник. В Вет­хом Завете это имя было нари­ца­тель­ное. Так назы­ва­лись люди, посвя­щен­ные на слу­же­ние Богу: еврей­ские цари, свя­щен­ники и пророки.

Они пома­зы­ва­лись свя­щен­ным мас­лом, елеем, в знак изли­я­ния на пома­зу­е­мого осо­бен­ных даров Божиих. В Новом Завете это имя посте­пенно сде­ла­лось соб­ствен­ным. Имя Хри­ста, Мес­сии, Пома­зан­ника отно­сится к Гос­поду Иисусу как к царю, пер­во­свя­щен­нику и пророку.

Cлово «сын» у иудеев упо­треб­ля­лось в трёх раз­ных зна­че­ниях: сын в соб­ствен­ном смысле,  усы­нов­лен­ный,  пото­мок вообще. Здесь это слово озна­чает именно потомка, не только по плоти, но и насле­ду­ю­щего каче­ства личности.

Апо­столу Мат­фею, писав­шему прежде всего для уве­ро­вав­ших иудеев, важно было ука­зать на Иисуса как на потомка цар­ского рода Давида и одно­вре­менно как на потомка Авра­ама, отца всех веру­ю­щих. Сыном Дави­до­вым Иисуса назы­вают потому, что в Нём испол­нится обе­то­ва­ние: Мес­сия про­изой­дет из рода Давида (это обе­ща­ние Бога и ответ Давида опи­саны неве­ро­ятно кра­сиво во вто­рой книге Царств 7:8–29).

От Авраама до Христа

«…Авраам родил Иса­ака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и бра­тьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама…»

Читая эти пере­чис­ле­ния, совре­мен­ный чита­тель может почув­ство­вать скуку. Но если хорошо знать исто­рию каж­дого из упо­ми­на­е­мых людей, такое чте­ние ста­нет не менее инте­рес­ным и захва­ты­ва­ю­щим, чем чте­ние детек­тив­ной истории.

Ска­жем, почему именно Иуда, один из 12 сыно­вей Иакова, чет­вер­тый по порядку рож­де­ния, удо­ста­и­ва­ется чести стать отцом царей и гря­ду­щего Мес­сии (именно от него полу­чил назва­ние народ иудей­ский)? Ведь это тот самый Иуда, кото­рый про­дал сво­его брата Иосифа в рабство?..

В Биб­лии есть про­ро­че­ства о том, что Спа­си­тель вый­дет из колена Иудина. Колено – это одно из пле­мён Изра­иля, про­ис­хо­дя­щее от одного из две­на­дцати сыно­вей Иакова – внука Авраама.

Биб­лия повест­вует, что перед смер­тью Иаков (у кото­рого было и вто­рое имя – Изра­иль, дан­ное ему Самим Богом (Быт. 32:28), при­звал сыно­вей к себе, бла­го­сло­вил и изрёк про­ро­че­ство о судьбе каж­дого колена.

Когда оче­редь дошла до его сына Иуды, то Иаков про­из­нёс такие слова: «Иуда! Тебя вос­хва­лят бра­тья твои. Рука твоя на хребте вра­гов твоих; покло­нятся тебе сыны отца тво­его… Не отой­дёт ски­петр от Иуды и зако­но­да­тель от чресл его, доколе не при­дёт При­ми­ри­тель, и Ему покор­ность наро­дов…» (Быт. 49:8–12).

Потом­ком Иуды был царь Давид, из рода кото­рого, в свою оче­редь вышли Божия Матерь и Ее муж Иосиф.

Инте­ресно, что в родо­сло­вии упо­мя­нуты только четыре жен­щины, две из кото­рых – ино­пле­мен­ницы: Раав-хана­не­янка и Руфь-моави­тянка. Они вхо­дят в избран­ный народ, как бы пре­вос­ходя Закон (Втор. 23:3). Зна­чит, род­ствен­ни­ками Хри­ста могут быть не только пред­ста­ви­тели избран­ного народа, но и быв­шие язычники!

Этим как бы про­ро­че­ству­ется о том, что Цер­ковь будет состо­ять из всех наро­дов земли, род­ными Гос­поду ста­нут все люди.

В родо­слов­ной Спа­си­теля не ука­зы­ва­ется ни одной свя­той жен­щины, а упо­ми­на­ются только такие из них, кото­рых пори­цает Свя­щен­ное Писа­ние, чтобы пока­зать, что При­шед­ший ради греш­ни­ков, про­ис­ходя от греш­ни­ков, изгла­дил грехи всех. 

Хри­стос при­хо­дит не как судья, а как врач, чтобы исце­лить нас от наших грехов.

Мостик между Заветами

Эпоха монар­хии до пере­се­ле­ния в Вави­лон знает и вели­ких пра­вед­ни­ков, таких, как Езе­кия, Иоса­фат, Иосия, и вели­ких греш­ни­ков, таких, как Манас­сия. Есть те, кто начи­нает пре­красно, но не обла­дает долж­ной реши­мо­стью для пра­ви­теля, и потому окан­чи­вает, прак­ти­че­ски уни­что­жив соб­ствен­ные дости­же­ния (Аса), или те, кому про­сто недо­стаёт муд­ро­сти (Ровоам)…

Есть дети, кото­рые во всём пре­вос­хо­дят своих роди­те­лей, а есть те, кто явля­ется позо­ром для них… После депор­та­ции в Вави­лон выде­ля­ется князь Зоро­ва­вель, и после него исто­рия прак­ти­че­ски никого не знает вплоть до Иосифа…

По этому родо­сло­вию есть и чисто исто­ри­че­ские вопросы: в нем есть про­пуски, оно отли­ча­ется от родо­сло­вия Луки, не все назван­ные люди явля­ются пря­мыми потом­ками друг друга. Одну из вер­сий, почему это так, можно про­честь в тол­ко­вой Биб­лии Лопу­хина. Однако лучше вни­ма­тельно про­честь сами книги Царств и попы­таться уви­деть духов­ный смысл в исто­рии этих людей.

Итак, всех родов от Авра­ама до Давида четыр­на­дцать родов; и от Давида до пере­се­ле­ния в Вави­лон четыр­на­дцать родов; и от пере­се­ле­ния в Вави­лон до Хри­ста четыр­на­дцать родов.

Еван­ге­лист Мат­фей условно делит всю исто­рию народа Божьего от Авра­ама до Хри­ста на три пери­ода по четыр­на­дцать поко­ле­ний в каждом:

  • от Авра­ама до Давида (народ управ­лялся ста­рей­шими родов и судьями);
  • от Давида до вави­лон­ского плена (период монархии);
  • от плена до Хри­ста (период иеро­кра­тии – власть у первосвященников).

Есть несколько объ­яс­не­ний. Согласно пер­вому, три раза по 14 дают шесть раз по 7, и таким обра­зом Хри­стос при­хо­дит в седь­мую седь­мину, как бы в пол­ноту времен.

Согласно вто­рой точке зре­ния, в этих циф­рах три­жды зашиф­ро­вано ука­за­ние на Давида, ведь, если сопо­ста­вить имени Давид его чис­ло­вое зна­че­ние (далет — 4, вав — 6, далет — 4), то полу­чится ровно 14.

Иисус – не про­сто пото­мок Давида, но совер­шенно осо­бен­ный пото­мок, луч­ший сын из всех сыно­вей, – как бы гово­рит нам евангелист.

Само раз­де­ле­ние на три череды Зла­то­уст объ­яс­няет так: «Еван­ге­лист раз­де­лил все родо­сло­вие на три части, желая тем пока­зать, что иудеи с пере­ме­ною прав­ле­ния не дела­лись луч­шими; но и во вре­мена ари­сто­кра­тии, и при царях, и во время оли­гар­хии пре­да­ва­лись тем же поро­кам: под управ­ле­нием судей, свя­щен­ни­ков и царей не ока­зали ника­кого успеха в добродетели»

Помимо Еван­ге­лия от Мат­фея родо­сло­вие Иисуса Хри­ста содер­жится только в Еван­ге­лии от Луки (Лк. 3:23–28). Они во мно­гом схожи, но есть и отличия:

  • у Луки родо­сло­вие даётся по вос­хо­дя­щей линии, от Хри­ста к Его предкам,
  • это родо­сло­вие в итоге ведёт через Адама к Богу,
  • есть неко­то­рые имена, кото­рые не сов­па­дают в этих родословиях.

Свя­зано это с раз­ными зада­чами еван­ге­ли­стов. Мат­фей ста­рался обос­но­вать, что Иисус – обе­то­ван­ный Мес­сия, Сын Дави­дов. В задачу Луки вхо­дило пока­зать, что Иисус  –чело­век, один из нас, пото­мок общего пра­отца Адама, но одно­вре­менно Он Божий Сын.

В сти­хах, с кото­рых начи­на­ется кор­пус ново­за­вет­ных книг  – пре­ем­ствен­ность между двумя Заве­тами, пере­ход от Вет­хого Завета к Новому.

В раз­ные эпохи исто­рии хри­сти­ан­ства нахо­ди­лись люди, отри­цав­шие един­ство Вет­хого и Нового Заве­тов. Они утвер­ждали, что якобы на самом деле Бог Вет­хого Завета – злой, жесто­кий и мсти­тель­ный демон. А еван­гель­ский Бог – это доб­рый Бог любви и всепрощения.

Инте­ресно, как отно­сился к подоб­ным тео­риям самый после­до­ва­тель­ный про­по­вед­ник смены Вет­хого Завета на Новый?

Без осо­бой полит­кор­рект­но­сти апо­стол Павел назвал это «негод­ными бабьими бас­нями» (Тим. 4:7). Самым луч­шим отве­том таким бас­но­твор­цам явля­ется еван­гель­ская гене­а­ло­гия «доб­рого Бога». Она пока­зы­вает, что Бог Вет­хого и Нового Заве­тов – Один и Тот же.

Семьи, которые донесли Любовь

Еван­ге­лист опи­сал всю исто­рию Вет­хого Завета, когда люди ждали Спа­си­теля мира. Прежде чем начать рас­сказ о рож­де­нии Спа­си­теля, Еван­ге­лие огля­ды­ва­ется на про­шед­шие тыся­че­ле­тия, на то, как Бог гото­вил чело­ве­че­ство к этому событию.

Рас­сказ о под­го­товке – это Вет­хий Завет, а в Еван­ге­лии при­во­дятся только имена. Однако в них заклю­чена вся исто­рия вет­хо­за­вет­ных людей, кото­рые пове­рили и пошли за Еди­ным Богом, пошли напе­ре­кор всему тогдаш­нему язы­че­скому миру.

Вспо­ми­ная их, мы бла­го­да­рим их за вер­ность Богу, за вос­пи­та­ние детей в памяти о Боге, за сохра­не­ние надежды на испол­не­ние обе­то­ва­ний о при­ше­ствии Мессии. 

Они были мужьями и жёнами, мамами и папами, бабуш­ками и дедуш­ками, они любили друг друга, любили своих детей, любили мир, сотво­рён­ный Богом, любили людей, любили Самого Бога, – и эту любовь сумели пере­дать через поко­ле­ния, доне­сти до Самого Иисуса.

Они были далеко не все­гда совер­шенны, ино­гда им было трудно пре­одо­ле­вать инер­цию греха преды­ду­щих поко­ле­ний, не всем им уда­ва­лось вос­пи­тать детей бла­го­че­сти­выми, и даже самые луч­шие из них знали паде­ния и совер­шали ошибки. Тут и греш­ники и пра­вед­ники – все они были пред­ками Гос­пода Иисуса по плоти.

Это исто­рия уди­ви­тель­ного, бла­го­род­ного, духовно ода­рён­ного рода, с кото­рым свя­заны мно­гие слав­ные стра­ницы исто­рии народа Божия. Вгля­ды­ва­ясь в их лики, запе­чат­лён­ные не только на ико­нах и фрес­ках, а прежде всего – в Писа­нии, мы можем лучше уви­деть черты, кото­рые потом будут так выде­лять их Потомка, ведь в Иисусе вопло­ти­лось все луч­шее, чем обла­дали они.

В эту книгу род­ства можно было бы впи­сать всех, мил­ли­оны, мил­ли­арды людей – все они стали срод­ни­ками Спа­си­теля по плоти. Он с нами пород­нился, вопло­тив­шись от Наза­рет­ской Девы, от Девы Марии.

Еван­ге­лие – бес­ко­нечно глу­бо­кая книга. Не надо думать, что в Еван­ге­лии что-то не нужно или уста­рело. Если в Еван­ге­лии что-то трудно понять, а ещё труд­нее этому сле­до­вать, то только потому, что мы не все­гда спо­собны это вос­при­нять и вопло­тить в своей жизни…

Свя­щен­ное имя Хри­стово – не только Иисус Спа­си­тель, но и Емма­нуил, что зна­чит «с нами Бог» в пере­воде с древ­не­ев­рей­ского языка. Вот это Свя­тое Имя Гос­пода и пре­об­ра­жает нашу жизнь. 

Когда мы недо­уме­ваем, как нам жить и как посту­пать, помните: с нами Бог. Когда мы устаём, изне­мо­гаем под ношей житей­ского бре­мени, когда мы стра­даем, уны­ваем, когда нам кажется, что жизнь наша напрасна, что уси­лия наши тщетны, мы должны пом­нить, что с нами Бог.

И это есть наша глав­ная надежда, потому что мы не на чело­века упо­ваем, а на Бога, став­шего чело­ве­ком, на Гос­пода, Кото­рый здесь, с нами, не далеко и не высоко, а близко – потому что Гос­подь Сам захо­тел при­бли­зиться к нам.

Он живет среди нас. И кто откроет Ему своё сердце, тот будет с Ним, и Он будет в нём обитать.

Опуб­ли­ко­вано в соц. сетях
По мате­ри­а­лам ста­тьи рек­тора Биб­лей­ского кол­ле­джа «Насле­дие» В. Стрелова

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки