сайт для родителей

Сериал «Закрытая школа»: для кого и для чего?

Print This Post

1203


Сериал «Закрытая школа»: для кого и для чего?
(3 голоса: 5 из 5)

Телевизионный художественный сериал «Закрытая школа» стал совместным проектом телеканала СТС и ряда молодых российских режиссеров. Русская версия сериала оказалась полной копией испанского оригинала.

Изменилось только название. Испанская версия сериала вышла под названием «Интернат Черная лагуна» в 2007 году. О сюжетной линии сериала, который смотрели в России телезрители в возрасте, начиная от 7 лет, и пойдет речь. Стоит ли позиционировать такие фильмы, как фильмы для подрастающего поколения или нет? Попробуем в этом разобраться.

Итак, «Закрытая школа» переносит зрителя в частный пансионат, учебное заведение для детей обеспеченных  родителей. Школа находится в здании старинной усадьбы. Что уже предполагает в сюжете сериала множество тайн и мистики.

Усадьба, где расположена школа, тоже является героем фильма. У нее есть своя история, которая тесно связана с тем, что происходит на ее территории в наше время и  с теми людьми, которые находятся на территории усадьбы. Усадьба представляет собой закрытый, ограниченный одним пространством мир, который вовлекает в себя судьбы детей – учащихся школы, учителей и всех работников, которые проживают вместе с детьми на территории усадьбы. Судьбы всех, кто находится на ограниченной территории усадьбы, оказываются переплетены. На суд зрителей выносится и детективная, и мистическая, и историческая линии сюжета всего сериала. Для детей от 7 лет и подростков сюжет становится интересным и захватывающим. Почему? Потому что это своего рода проекция их жизни в школе, классе. Ведь любая наша школа, класс для ребят – это та же самая ограниченная территория, в которой им приходится находиться долгое время. Без родителей и родных. Здесь им приходится проходить этапы становления, как личности, этапы взросления и этапы вовлечения в общественную жизнь. Поэтому все перипетии, которые происходят с героями сериала, так близки современным школьникам.

Добавляет интереса ребятам и детективно-мистическая линия сериала. Такие художественные приемы нередко встречаются и в литературе, и, конечно, в телевизионных фильмах, чтобы захватить зрителя сюжетом. Так как мы коснулись детективно-мистической части сериала. Поговорим о  ней более подробно.
Как детективно-мистическая линия сериала может влиять на неокрепшие умы ребят? В фильме режиссер применяет художественные приемы необычного, мистического. Например, после исчезновения какого-либо героя, или после очередного убийства, герои начинают видеть призраков. Но впоследствии все становится объяснимо. Если произошло убийство, его приезжает расследовать следователь. Если кто-то видел призрака, то впоследствии это оказывается всего лишь производное сильного эмоционального потрясения или видения, вызванного страхом. Когда происходит то, чего мы не знаем, мы начинаем бояться. Точно также и  наши дети. Герои фильма часто сталкиваются с тем, что они не могут объяснить. У них возникает чувство страха. Встречи с так называемыми монстрами тоже вселяют страх в учащихся закрытой школы. Но ребята не закрываются в свои страхи. Они начинают сами расследовать те необъяснимые явления, которые происходят в школе. Именно потому, что они не хотят бояться. Они пытаются найти ответы на свои вопросы. И здесь по сюжету сериала на поверхность выходит еще одна линия – историческая.

В сериалах всегда пишут в титрах: «все события и персонажи вымышлены, любые сходства с реальными событиями и людьми – случайны». Но сценаристы и режиссеры, как и писатели в своих произведениях, пусть даже фантастических поднимают те или иные пласты истории, культуры, психологии. Вот и в сериале «Закрытая школа» поднимается на поверхность целый исторический пласт. Это и Вторая Мировая Война и Великая Отечественная Война. И здесь надо отдать должное сценаристам и режиссерам, что даже в завуалированном виде они подняли проблемы, которые до сих пор не решены и до сих пор несут следы тех страшных времен. И вся мистика оказывается всего лишь прикрытием ужасных деяний и последствий фашизма.

В сериале главным идеологом всех страшных событий (убийств, исчезновения людей, тайных медицинских опытов) становится герой под именем Риттер Вульф (в сериале у него есть еще одно имя – Владлен Колчин). По сюжету некая группа фашистов, принадлежавшая тайной организации «Аненербе» в 1945 году тайно переправляется в СССР и устраивает тайную лабораторию в заброшенной старой усадьбе, где впоследствии, внедрившись в советское общество, устраивает Детский дом. Удаленность от больших городов и властей позволяет им продолжать в тайне проводить медицинские опыты по созданию «сверхчеловека». В испанской версии сериала сюжет точно такой же. Проведем параллели с историей.

Прототипом героя Риттера Вульфа вполне может оказаться реальная историческая личность  —  Йозеф Менгеле – нацистский врач, член общества «Аненербе». Именно он был тем чудовищем, который ставил опыты над людьми. Особенно его интересовали близнецы. Поэтому и в сериале проект нацистов называется «Gemini», что на латыни означает близнецы. Йозеф Менгеле не попал на Нюрнбергский процесс, он сбежал в Южную Америку и остался безнаказанным человеческим земным судом. По некоторым сведениям он прожил до 1979 года, продолжая свои страшные опыты.
Как мне кажется, главная идея сериала состоит в том, что последствия той страшной войны не уничтожены до сих пор. Идеи о том, что война порождает чудовищ и химер внутри людей. А ребята, школьники, герои сериала – это надежда на то, что дети смогут изменить мир, уничтожить все то зло, которое пытается проникнуть в души людей.

По результатам рейтинговых исследований телевизионного канала СТС, сериал «Закрытая школа» в основном смотрели граждане от 7 до 18 лет и женщины от 25 до 30 лет. По комментариям в социальных сетях можно сделать вывод, что сериал вызвал у аудитории как симпатии, так и антипатии.

Но самое интересное, что ни разу в комментариях и отзывах к сериалу не было мнений по поводу сути  и сюжета фильма. Были комментарии об игре актеров, о декорациях, использованных в сериале. Сериал сравнивали с испанской версией, опять же, исходя, в основном, из игры актеров, их внешнего облика. О чем это говорит? Аудитория, которая посмотрела сериал, восприняла фильм поверхностно. Главным для зрителей оказались эмоции, которые возникали от телевизионных спецэффектов, от игры актеров, от личностных взаимоотношений героев сериала. А вот главную идею фильма, мало кто осознал.

Это говорит нам о том, что большинство современных подростков серьёзно не интересуются историей. Поэтому огромную роль здесь должны играть родители, которые могут выступать проводниками, консультантами для своих детей.

Важно отметить, что помимо мистического и детективного направлений, в сериале есть и капля яда – сцены сексуального характера. Можно по-разному относиться к этому, начиная от полного оправдания («это же современная жизнь») и заканчивая полным неприятием («недопустимо смотреть такое ребенку»). Тем не менее, сам факт наличия блуда в фильме уже заставляет задуматься над тем, а стоит ли ценой, пусть невольного, но осквернения, приобщать своего ребенка к такому творчеству, тем более «в яркой упаковке»? И не является ли сам фильм некоторым «оправданием» для просмотра подобных сцен?

Телепередачи, сериалы, художественные фильмы желательно смотреть вместе с детьми. Если не вместе, то знакомиться с тем, что смотрит, читает, чем увлекается ребенок, родители должны обязательно. Этим мы сможем помочь детям научиться анализировать информацию, которая поступает в неокрепший детский ум и душу, сможем научить ребенка выбирать то, что действительно необходимо, научить не обращать внимания на то, что может поколебать детскую душу, что может посеять в ребенке страхи, сомнения, злобу. Дети растут, познают мир, впитывают сейчас всю информацию, как губка, и рядом с ними должны быть самые близкие, родные и неравнодушные люди.

Ирина Санчес (с)

Оставить комментарий

Обсудить на форуме

Система Orphus