Сериал «Закрытая школа»: для кого и для чего?

Сериал «Закрытая школа»: для кого и для чего?

(6 голосов4.8 из 5)

Теле­ви­зи­он­ный худо­же­ствен­ный сериал «Закры­тая школа» стал сов­мест­ным про­ек­том теле­ка­нала СТС и ряда моло­дых рос­сий­ских режис­се­ров. Рус­ская вер­сия сери­ала ока­за­лась пол­ной копией испан­ского оригинала.

Изме­ни­лось только назва­ние. Испан­ская вер­сия сери­ала вышла под назва­нием «Интер­нат Чер­ная лагуна» в 2007 году. О сюжет­ной линии сери­ала, кото­рый смот­рели в Рос­сии теле­зри­тели в воз­расте, начи­ная от 7 лет, и пой­дет речь. Стоит ли пози­ци­о­ни­ро­вать такие фильмы, как фильмы для под­рас­та­ю­щего поко­ле­ния или нет? Попро­буем в этом разобраться.

Итак, «Закры­тая школа» пере­но­сит зри­теля в част­ный пан­си­о­нат, учеб­ное заве­де­ние для детей обес­пе­чен­ных  роди­те­лей. Школа нахо­дится в зда­нии ста­рин­ной усадьбы. Что уже пред­по­ла­гает в сюжете сери­ала мно­же­ство тайн и мистики.

Усадьба, где рас­по­ло­жена школа, тоже явля­ется героем фильма. У нее есть своя исто­рия, кото­рая тесно свя­зана с тем, что про­ис­хо­дит на ее тер­ри­то­рии в наше время и  с теми людьми, кото­рые нахо­дятся на тер­ри­то­рии усадьбы. Усадьба пред­став­ляет собой закры­тый, огра­ни­чен­ный одним про­стран­ством мир, кото­рый вовле­кает в себя судьбы детей – уча­щихся школы, учи­те­лей и всех работ­ни­ков, кото­рые про­жи­вают вме­сте с детьми на тер­ри­то­рии усадьбы. Судьбы всех, кто нахо­дится на огра­ни­чен­ной тер­ри­то­рии усадьбы, ока­зы­ва­ются пере­пле­тены. На суд зри­те­лей выно­сится и детек­тив­ная, и мисти­че­ская, и исто­ри­че­ская линии сюжета всего сери­ала. Для детей от 7 лет и под­рост­ков сюжет ста­но­вится инте­рес­ным и захва­ты­ва­ю­щим. Почему? Потому что это сво­его рода про­ек­ция их жизни в школе, классе. Ведь любая наша школа, класс для ребят – это та же самая огра­ни­чен­ная тер­ри­то­рия, в кото­рой им при­хо­дится нахо­диться дол­гое время. Без роди­те­лей и род­ных. Здесь им при­хо­дится про­хо­дить этапы ста­нов­ле­ния, как лич­но­сти, этапы взрос­ле­ния и этапы вовле­че­ния в обще­ствен­ную жизнь. Поэтому все пери­пе­тии, кото­рые про­ис­хо­дят с геро­ями сери­ала, так близки совре­мен­ным школьникам.

Добав­ляет инте­реса ребя­там и детек­тивно-мисти­че­ская линия сери­ала. Такие худо­же­ствен­ные при­емы нередко встре­ча­ются и в лите­ра­туре, и, конечно, в теле­ви­зи­он­ных филь­мах, чтобы захва­тить зри­теля сюже­том. Так как мы кос­ну­лись детек­тивно-мисти­че­ской части сери­ала. Пого­во­рим о  ней более подробно.
Как детек­тивно-мисти­че­ская линия сери­ала может вли­ять на неокреп­шие умы ребят? В фильме режис­сер при­ме­няет худо­же­ствен­ные при­емы необыч­ного, мисти­че­ского. Напри­мер, после исчез­но­ве­ния какого-либо героя, или после оче­ред­ного убий­ства, герои начи­нают видеть при­зра­ков. Но впо­след­ствии все ста­но­вится объ­яс­нимо. Если про­изо­шло убий­ство, его при­ез­жает рас­сле­до­вать сле­до­ва­тель. Если кто-то видел при­зрака, то впо­след­ствии это ока­зы­ва­ется всего лишь про­из­вод­ное силь­ного эмо­ци­о­наль­ного потря­се­ния или виде­ния, вызван­ного стра­хом. Когда про­ис­хо­дит то, чего мы не знаем, мы начи­наем бояться. Точно также и  наши дети. Герои фильма часто стал­ки­ва­ются с тем, что они не могут объ­яс­нить. У них воз­ни­кает чув­ство страха. Встречи с так назы­ва­е­мыми мон­страми тоже все­ляют страх в уча­щихся закры­той школы. Но ребята не закры­ва­ются в свои страхи. Они начи­нают сами рас­сле­до­вать те необъ­яс­ни­мые явле­ния, кото­рые про­ис­хо­дят в школе. Именно потому, что они не хотят бояться. Они пыта­ются найти ответы на свои вопросы. И здесь по сюжету сери­ала на поверх­ность выхо­дит еще одна линия – историческая.

В сери­а­лах все­гда пишут в тит­рах: «все собы­тия и пер­со­нажи вымыш­лены, любые сход­ства с реаль­ными собы­ти­ями и людьми – слу­чайны». Но сце­на­ри­сты и режис­серы, как и писа­тели в своих про­из­ве­де­ниях, пусть даже фан­та­сти­че­ских под­ни­мают те или иные пла­сты исто­рии, куль­туры, пси­хо­ло­гии. Вот и в сери­але «Закры­тая школа» под­ни­ма­ется на поверх­ность целый исто­ри­че­ский пласт. Это и Вто­рая Миро­вая Война и Вели­кая Оте­че­ствен­ная Война. И здесь надо отдать долж­ное сце­на­ри­стам и режис­се­рам, что даже в заву­а­ли­ро­ван­ном виде они под­няли про­блемы, кото­рые до сих пор не решены и до сих пор несут следы тех страш­ных вре­мен. И вся мистика ока­зы­ва­ется всего лишь при­кры­тием ужас­ных дея­ний и послед­ствий фашизма.

В сери­але глав­ным идео­ло­гом всех страш­ных собы­тий (убийств, исчез­но­ве­ния людей, тай­ных меди­цин­ских опы­тов) ста­но­вится герой под име­нем Рит­тер Вульф (в сери­але у него есть еще одно имя – Влад­лен Кол­чин). По сюжету некая группа фаши­стов, при­над­ле­жав­шая тай­ной орга­ни­за­ции «Ане­нербе» в 1945 году тайно пере­прав­ля­ется в СССР и устра­и­вает тай­ную лабо­ра­то­рию в забро­шен­ной ста­рой усадьбе, где впо­след­ствии, внед­рив­шись в совет­ское обще­ство, устра­и­вает Дет­ский дом. Уда­лен­ность от боль­ших горо­дов и вла­стей поз­во­ляет им про­дол­жать в тайне про­во­дить меди­цин­ские опыты по созда­нию «сверх­че­ло­века». В испан­ской вер­сии сери­ала сюжет точно такой же. Про­ве­дем парал­лели с историей.

Про­то­ти­пом героя Рит­тера Вульфа вполне может ока­заться реаль­ная исто­ри­че­ская лич­ность  —  Йозеф Мен­геле – нацист­ский врач, член обще­ства «Ане­нербе». Именно он был тем чудо­ви­щем, кото­рый ста­вил опыты над людьми. Осо­бенно его инте­ре­со­вали близ­нецы. Поэтому и в сери­але про­ект наци­стов назы­ва­ется «Gemini», что на латыни озна­чает близ­нецы. Йозеф Мен­геле не попал на Нюрн­берг­ский про­цесс, он сбе­жал в Южную Аме­рику и остался без­на­ка­зан­ным чело­ве­че­ским зем­ным судом. По неко­то­рым све­де­ниям он про­жил до 1979 года, про­дол­жая свои страш­ные опыты.
Как мне кажется, глав­ная идея сери­ала состоит в том, что послед­ствия той страш­ной войны не уни­что­жены до сих пор. Идеи о том, что война порож­дает чудо­вищ и химер внутри людей. А ребята, школь­ники, герои сери­ала – это надежда на то, что дети смо­гут изме­нить мир, уни­что­жить все то зло, кото­рое пыта­ется про­ник­нуть в души людей.

По резуль­та­там рей­тин­го­вых иссле­до­ва­ний теле­ви­зи­он­ного канала СТС, сериал «Закры­тая школа» в основ­ном смот­рели граж­дане от 7 до 18 лет и жен­щины от 25 до 30 лет. По ком­мен­та­риям в соци­аль­ных сетях можно сде­лать вывод, что сериал вызвал у ауди­то­рии как сим­па­тии, так и антипатии.

Но самое инте­рес­ное, что ни разу в ком­мен­та­риях и отзы­вах к сери­алу не было мне­ний по поводу сути  и сюжета фильма. Были ком­мен­та­рии об игре акте­ров, о деко­ра­циях, исполь­зо­ван­ных в сери­але. Сериал срав­ни­вали с испан­ской вер­сией, опять же, исходя, в основ­ном, из игры акте­ров, их внеш­него облика. О чем это гово­рит? Ауди­то­рия, кото­рая посмот­рела сериал, вос­при­няла фильм поверх­ностно. Глав­ным для зри­те­лей ока­за­лись эмо­ции, кото­рые воз­ни­кали от теле­ви­зи­он­ных спе­ц­эф­фек­тов, от игры акте­ров, от лич­ност­ных вза­и­мо­от­но­ше­ний героев сери­ала. А вот глав­ную идею фильма, мало кто осознал.

Это гово­рит нам о том, что боль­шин­ство совре­мен­ных под­рост­ков серьёзно не инте­ре­су­ются исто­рией. Поэтому огром­ную роль здесь должны играть роди­тели, кото­рые могут высту­пать про­вод­ни­ками, кон­суль­тан­тами для своих детей.

Важно отме­тить, что помимо мисти­че­ского и детек­тив­ного направ­ле­ний, в сери­але есть и капля яда – сцены сек­су­аль­ного харак­тера. Можно по-раз­ному отно­ситься к этому, начи­ная от пол­ного оправ­да­ния («это же совре­мен­ная жизнь») и закан­чи­вая пол­ным непри­я­тием («недо­пу­стимо смот­реть такое ребенку»). Тем не менее, сам факт нали­чия блуда в фильме уже застав­ляет заду­маться над тем, а стоит ли ценой, пусть неволь­ного, но осквер­не­ния, при­об­щать сво­его ребенка к такому твор­че­ству, тем более “в яркой упа­ковке”? И не явля­ется ли сам фильм неко­то­рым «оправ­да­нием» для про­смотра подоб­ных сцен?

Теле­пе­ре­дачи, сери­алы, худо­же­ствен­ные фильмы жела­тельно смот­реть вме­сте с детьми. Если не вме­сте, то зна­ко­миться с тем, что смот­рит, читает, чем увле­ка­ется ребе­нок, роди­тели должны обя­за­тельно. Этим мы смо­жем помочь детям научиться ана­ли­зи­ро­вать инфор­ма­цию, кото­рая посту­пает в неокреп­ший дет­ский ум и душу, смо­жем научить ребенка выби­рать то, что дей­стви­тельно необ­хо­димо, научить не обра­щать вни­ма­ния на то, что может поко­ле­бать дет­скую душу, что может посе­ять в ребенке страхи, сомне­ния, злобу. Дети рас­тут, познают мир, впи­ты­вают сей­час всю инфор­ма­цию, как губка, и рядом с ними должны быть самые близ­кие, род­ные и нерав­но­душ­ные люди.

Ирина Сан­чес (с)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

2 комментария

  • Кри­стина, 18.08.2020

    Вообще-то офи­ци­аль­ный воз­раст­ной ценз сери­ала — 16+. То есть для стар­ших под­рост­ков и взрос­лых. Во вся­ком слу­чае ребенку младше 12 лет будет неин­те­ресно, слиш­ком запу­танно, непо­нятно. Лично меня дан­ный сериал научил ценить жизнь и близ­ких людей, насто­я­щих дру­зей, радо­ваться обыч­ным мело­чам и насла­ждаться отсу­ствием в своей повсе­днев­но­сти смерти, боли и угроз.

    Ответить »
  • Яро­слав Любомилов, 26.04.2020

    В Сери­але глав­ные герои — это 21-лет­ние взрос­лые. А что 7‑летние дети и не под­ростки? Для них тоже есть свои передачи !

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки