Татьяна Никологорская: «Поэтический гений ребенка – это дар свыше»

Татьяна Никологорская: «Поэтический гений ребенка – это дар свыше»

(11 голосов5.0 из 5)

Пере­гру­жаем шко­ляра заня­ти­ями, думая, а вдруг ста­нет выда­ю­щимся, гением? Правы ли мы в роди­тель­ском стрем­ле­нии вос­пи­тать ребёнка талант­ли­вым поэтом, писа­те­лем, музы­кан­том, худож­ни­ком? Будет ли ему это духовно полезно? 

«Тре­нин­гов роста» для юных поэтов и писа­те­лей мно­же­ство. Чему они только не учат – работе с тек­стом,  тео­рии лите­ра­туры, осно­вам сти­хо­сло­же­ния, – мно­гим полез­ным вещам. Но всё ли можно пере­дать новому поко­ле­нию в виде сжа­той инфор­ма­ции? Пре­по­дать в уско­рен­ном режиме, за две недели, с гаран­ти­ро­ван­ным резуль­та­том при­об­ре­те­ния новых навыков?

Есть поня­тия тон­кие, неуло­ви­мые. То, что пере­да­ется только через душев­ный кон­такт,  выра­жа­ется само­от­да­чей,  при­ме­ром, хариз­мой. Рож­да­ется из искрен­него непрак­тич­ного жела­ния поде­литься уме­ни­ями, взгля­дами, куль­тур­ным бага­жом. Увы, теперь это ред­кий, непо­пу­ляр­ный подход…

Откры­ваем цикл очер­ков и  бесед с инте­рес­ными людьми на непро­стую и неод­но­знач­ную тему «взра­щи­ва­ния талан­тов». Пер­вый собе­сед­ник – Татьяна Нико­ло­гор­ская, мос­ков­ский поэт, жур­на­лист, у кото­рой в 70–90‑е был  необыч­ный твор­че­ский опыт работы с детьми.

Немного о собеседнике

Сайт поэтов МГУ сооб­щает: Татьяна Андре­евна Нико­ло­гор­ская роди­лась в семье инже­не­ров радио в 1951 году, её род­ной город – Москва.

«…В 1974 окон­чила факуль­тет жур­на­ли­стики МГУ. Рабо­тала в рай­он­ной газете, жур­на­лах, изда­тель­ствах Москвы. В тече­ние мно­гих лет вела юно­ше­ские лите­ра­турно-твор­че­ские сту­дии, в том числе при Мос­ков­ском город­ском дворце пио­не­ров и школь­ни­ков, факуль­та­тивы при шко­лах, музеях и гимназиях.

Имеет мно­же­ство пуб­ли­ка­ций в газе­тах и жур­на­лах Рос­сии; про­фес­си­о­наль­ный эссе­ист. Неод­но­кратно участ­во­вала в радио-ком­по­зи­циях на раз­лич­ных радио­стан­циях, более всего – на радио «Орфей».

Её стихи печа­та­лись в газете «Мос­ков­ский ком­со­мо­лец» (пер­вая пуб­ли­ка­ция), аль­ма­на­хах «День поэ­зии», «Поэ­зия», «День и ночь» (Крас­но­ярск), жур­нале «Моло­дая гвар­дия» и др., зву­чали по радио.

Автор сбор­ни­ков сти­хов «Сереб­ря­ный бор» (1981), «Есть музыка» (1987), «Про­ща­ние с уче­ни­ками» (1989), «Стро­гая юность» (1990), «Под­земка» (1999), «Девочка жизнь» (2000), книги сти­хов и прозы «Вера!..» (2008), книги “Все­лен­ская гости­ница” (2010).  Член Союза писа­те­лей Рос­сии и Союза жур­на­ли­стов Москвы».

Татьяна Андре­евна тонко чув­ствует поэ­зию и верит, что рож­да­ется она в мире «веч­ного» ребенка, и что насто­я­щее дет­ское сча­стье – в творчестве.

Апрельский кадр

Фото, по кото­рым Татьяну Андре­евну узнают  чита­тели в Интер­нете, не так много. Вот это, напри­мер, сде­лано  в 1989 году, в апрель­ской рощице рядом с метро «Алек­се­ев­ская». Сни­мал  фото­граф из «Моло­дой гвардии».

Кадр появился нака­нуне выхода чет­вер­того сбор­ника сти­хов. Татьяне Нико­ло­гор­ской трид­цать восемь – время  поэ­ти­че­ского рас­цвета, пика твор­че­ских спо­соб­но­стей и идей.

bis2 3 - Татьяна Никологорская: «Поэтический гений ребенка – это дар свыше»
Т. А. Нико­ло­гор­ская в апреле 1989 года

Где  и как можно было гар­мо­нично  соче­тать обра­ще­ние к дет­ству, любовь к поэ­зии, музыке, изоб­ра­зи­тель­ному искус­ству? На тот момент – в  необыч­ной лите­ра­турно-круж­ков­ской деятельности.

Конец семи­де­ся­тых и  вось­ми­де­ся­тые для нее осо­бен­ный период. Время вдох­но­ве­ния, обнов­ле­ния, иллю­зии сво­боды. Делиться с юными умами полез­ным опы­том, не сильно рас­счи­ты­вая на зара­бо­ток, но полу­чая бес­цен­ный  эмо­ци­о­наль­ный отклик, для увле­чен­ных людей вроде Татьяны Андре­евны было естественно.

Город­ской Дво­рец пио­не­ров и школь­ни­ков, теперь извест­ный как Мос­ков­ский город­ской дво­рец дет­ского (юно­ше­ского) твор­че­ства. Встречи с детьми и под­рост­ками, захва­ты­ва­ю­щие заня­тия и обще­ние нача­лись в 1977 году. Этот период Т. А. Нико­ло­гор­ская опре­де­ляет одним, но емким сло­вом – счастье.

foto 001 nov - Татьяна Никологорская: «Поэтический гений ребенка – это дар свыше»
Май 1982 г., кру­жок лит. твор­че­ства МГД­ПиШ под Звенигородом

Пом­нится, из-за нераз­бе­рихи и неустрой­ства  пере­стро­еч­ных лет Нико­ло­гор­ская целый учеб­ный год рабо­тала  с моло­дыми даро­ва­ни­ями без зар­платы, на энту­зи­азме и внут­рен­нем горении.

«И тогда мало кто пони­мал,  для чего, зачем, но это была моя радость, отду­шина. После сум­бура и нерв­ной обста­новки в изда­тель­стве я «отмы­ва­лась» душой, при­ходя к детям. Гло­тала све­жего воз­духа. Мы гово­рили на одном языке, нам было хорошо, инте­ресно вме­сте», – вспо­ми­нает она.

«Увы, после ухода из МГДП и Ш моей руко­во­ди­тель­ницы Ф.Т. Декс­тер (Руку­но­вой) кру­жок пере­стал суще­ство­вать – кому-то поме­шал наш воль­ный неко­рыст­ный лит­клуб. Не могу ска­зать, что это было для меня боль­шим серьез­ным делом. Моя про­фес­сия – очер­кист, мое при­зва­ние – поэ­зия, а Дво­рец пио­не­ров – для души», – заме­чает она.

foto 005 nov - Татьяна Никологорская: «Поэтический гений ребенка – это дар свыше»
Начало 1980‑х. Одно­днев­ный поход с детьми и родителями

В кружке Татьяна Андре­евна была сов­ме­сти­те­лем, вела млад­шую и стар­шую группу школь­ни­ков, но и потом вырос­шие и окреп­шие питомцы про­дол­жали сле­таться под ее крыло.

Почему сле­та­лись, при­ез­жали домой – даже те, трид­ца­ти­лет­ние, кто был круж­ков­цем со вто­рого класса? Что притягивало? 

Может, сра­ба­ты­вала извест­ная  фор­мула:  учиться можно  только у того, кого любишь, кто тебе  инте­ре­сен.  Силь­ная яркая  лич­ность, твор­че­ская харизма и искрен­ность – то, что ребё­нок и юноша уга­ды­вает чут­кими  рецеп­то­рами и за чем  идёт. И его не обманешь.

Поэтому и учи­лись у Нико­ло­гор­ской. Те, кто вырос на молоке ее твор­че­ской энер­гии и увле­чен­но­сти лите­ра­ту­рой, музы­кой, живо­пи­сью, гово­рят о кружке с ностальгией.

Как это было? Здо­рово, неза­бы­ва­емо!  Так до сих пор вспо­ми­нают уче­ники Татьяны Андре­евны – маль­чишки и дев­чонки того вре­мени, кото­рым сей­час не меньше пяти­де­сяти. Похоже, уроки поэ­ти­че­ской сво­боды пошли им на пользу.

img 20210401 115333 - Татьяна Никологорская: «Поэтический гений ребенка – это дар свыше»
Т. А. Нико­ло­гор­ская с уче­ни­ками в Тарусе

«Среди моих ребят, кото­рых искренне любила как юных бра­тьев и сестер, немало талант­ли­вых. Напри­мер,  поэт Игорь Кара­у­лов, ныне автор несколь­ких сбор­ни­ков и отец семей­ства (в Сети его можно разыс­кать на «Вечер­нем гондольере»).

Среди луч­ших – и про­заик и жур­на­лист Вла­ди­мир Сев­ри­нов­ский, и Дима Дру­гов, и Алек­сандр Мар­ченко, и Андрей Каба­нец. Из пре­крас­ной поло­вины чело­ве­че­ства – Ната­лья Москвичёва(ныне в Австра­лии, вела для сооте­че­ствен­ни­ков цикл радио­пе­ре­дач “Рус­ский мен­та­ли­тет”),  Инга Бажу­лина, Юля Еле­си­чева, Оля Булан­цева, Марина Гамаз­кова, Юля Шму­рак и Марина Мак­си­мова. Из ода­рен­ных ребят –   Алек­сандр Буд­ниц­кий,  теперь извест­ный в интер­нет-сооб­ще­стве как сати­рик и пуб­ли­цист, и поэт Нико­лай Забел­кин. Все они – люди неслу­чай­ные в мире слова”.

Пандемия  нелюбви

С круж­ком и клу­бом Нико­ло­гор­ская давно про­сти­лась. Один из ее поэ­ти­че­ских сбор­ни­ков,  вышед­ший в изда­тель­стве «Совре­мен­ник», назы­ва­ется «Про­ща­ние с учениками».

По сло­вам Татьяны Андре­евны, сего­дня она – обыч­ный пен­си­о­нер, живет ана­хо­ре­том. «Ныне я ото­рвана от бего­вой дорожки беше­ного века, но в куль­тур­ном интер­нет-про­стран­стве при­сут­ствую», – делится поэт.

Сайт М. Мош­кова “Ресурс писа­те­лей”, сайт “Поэты и поэ­зия Мос­ков­ского госу­дар­ствен­ного уни­вер­си­тета…”, “Стихи. ру” – вот непол­ный  пере­чень мест, где можно почи­тать поэ­зию Нико­ло­гор­ской. В соц­се­тях немало ауди­о­за­пи­сей ее голоса: Татьяна Андре­евна читает стихи, соб­ствен­ные и дру­гих авторов.

«В Интер­нете недавно появи­лась под­борка сти­хо­тво­ре­ний “Пан­де­мия”, – сооб­щает она.  Вот несколько отрывков.

***
…Мне жалко бес­смерт­ную Душу свою,
А вовсе не эту себя!
(Кто нам пода­рил упо­е­нье в бою?
Жила я, весь мир Твой любя!)
Мне жаль непо­кор­ную Девочку Жизнь,
Дове­рье и свет синевы,
Что, может, поми­лует чистую высь,
И вас,
И цветы средь травы…

22 фев­раля 1996

***

Мы – частички  с в я т о г о.
Мы – кро­винки Отца.

Мы – и струны, и слово,
И душа без конца!

***

Памяти писа­тель­ницы Алек­сан­дры Бруштейн

Заблу­див­шимся средь кутерьмы
Вечно кажется утро ненастьем.

Но кораб­лики Света Весны
Всё ж упрямо напол­нены счастьем.

Юность прой­дена. Тянется жизнь.
Ново­го­дья осы­па­лась ёлка…

За кораб­лик небес­ный держись,
Пусть уко­лет о Дет­ство иголка!

Не ищи ни дру­зей, ни врагов,
Ни здо­ро­вья – игрушки последней.

Ты за парус дер­жись облаков,
За надежду, что сердца бес­смерт­ней.

Да, – за веру в неле­пость идей,
За дорогу, за чарку святую…

Хоть бы нынеш­них глу­пых детей
Не повергло в Войну Мировую!

Зали­ва­ется солн­цем февраль,
При­бли­жая не время, а вечность.

Всё – впе­рёд, всё, как в юно­сти – вдаль…
На кораб­лике флаг: «Чело­веч­ность».

Зима 2016 г.

***

Стихи – как зер­кало годов,
Письмо себе,
Цветы не най­ден­ных садов,
Поклон судьбе.

 Зима седая за окном,
Сви­нец небес.
А в голове – весен­ний гром
Да лет­ний лес…

Что за  пан­де­мия пора­зила мир – эпи­де­мия бес­сер­де­чия, нелюбви? И как пре­одо­леть ее гло­бально, с чего начать? ­Про­ти­во­ре­чи­вая жизнь души – глав­ная тема поэта, и неуди­ви­тельно: Татьяна Андре­евна – пото­мок свя­щен­ни­ков ста­рин­ного рода,  есть в нём и ново­му­че­ники, напри­мер, иерей Михаил Никологорский.

Дед, свя­щен­ник Алек­сандр Нико­ло­гор­ский, нака­нуне рево­лю­ции под­ви­зался в мос­ков­ских хра­мах. Начи­нал слу­же­ние в храме на Малой  Яки­манке (церкви давно нет, но улица сохра­нила назва­ние род­ного пепелища).

Потом отец Алек­сандр слу­жил в церкви на Боль­шой Гру­зин­ской. После рево­лю­ции был деклас­си­ро­ван и выслан с семьей из сто­лицы в Под­мос­ко­вье. О пред­ках Т. Нико­ло­гор­ская увле­ка­тельно пишет в одном из  изда­ний, уце­лев­шем только в элек­трон­ном виде  – в жур­нале «При­рода и человек».

На «голой душе»

Сама поэт не счи­тает, да и не счи­тала себя неким учи­те­лем – чело­ве­ком, спо­соб­ным к нази­да­нию, обу­че­нию, «фор­ми­ро­ва­нию навы­ков» и про­чим уме­ниям и дарованиям.

«И в счаст­ли­вые 70‑е — 80‑е я ника­ким педа­го­ги­че­ским обра­зо­ва­нием не обла­дала! – делится она. – Вела уроки на «голой душе» – без мето­дик и систем».

img 20210401 115423 - Татьяна Никологорская: «Поэтический гений ребенка – это дар свыше»
В лыж­ном походе близ Усова под Москвой

Как уда­ва­лось раз­бу­дить твор­че­ские силы в уче­ни­ках? Чутьем, наи­тием. «Я про­сто отдам вам всё, что знаю и люблю, а вы делайте с этим, что хотите…», – как гово­рил один из люби­мых писа­те­лей Татьяны Андре­евны Михаил Пришвин.

 «Тас­кала ребят в Кон­сер­ва­то­рию и музеи, ходила с ними в походы, выпус­кала стен­га­зеты, ста­вила домо­ро­щен­ные спек­такли», – скромно опи­сы­вает заня­тия Татьяна Андреевна.

Но и из этого крат­кого перечня можно заклю­чить – для детей и под­рост­ков это была насы­щен­ная жизнь, отдель­ная от школы, быта, дома и двора. Кру­жок выхо­дил за рамки отве­ден­ного на него вре­мени и про­стран­ства. День мог про­дол­житься спон­тан­ным раз­го­во­ром и чае­пи­тием или даже дру­же­ским пиром, а ино­гда спек­так­лем или концертом.

foto 006 nov - Татьяна Никологорская: «Поэтический гений ребенка – это дар свыше»
В одном из под­мос­ков­ных походов

Нико­ло­гор­ская ста­ра­лась помо­гать юным даро­ва­ниям вне заня­тий – доб­ро­вольно вози­лась  с дет­скими и юно­ше­скими пуб­ли­ка­ци­ями, при­стра­и­вая их в СМИ, под­клю­чала  к этому зна­ко­мых жур­на­ли­стов. Одному под­опеч­ному под­го­то­вила к печати автор­ский сбор­ник. Порой уда­ва­лось устра­и­вать чте­ние сти­хов моло­дых собра­тьев по перу на радио.

Неко­то­рые уче­ники до сих пор пом­нят наизусть люби­мую при­швин­скую цитату Татьяны Андре­евны (она взята из писа­тель­ского днев­ника): «Сколько поэ­зии и фило­со­фии клу­бится в ребенке, и куда это  всё у взрос­лых людей девается?»

Для хоро­шего начала  важно пове­рить в свои силы. И она помо­гала по-насто­я­щему пове­рить в себя – почти по Кип­лингу – «напе­ре­кор Все­лен­ной – и мало­ве­рам отпу­стить их грех».

Впро­чем, мало­ве­ров не было! В уче­ни­ков Нико­ло­гор­ской верили. Уро­вень её вос­пи­тан­ни­ков удив­лял пони­ма­ю­щих в поэ­зии взрослых.

Чему удив­ляться: дети и под­ростки, а потом и моло­дые люди из-под её крыла  твор­че­ски под­рас­тали в ком­па­нии осо­бен­ных людей.  «Блок, Фет, Мар­шак, Тур­ге­нев, Есе­нин, Шук­шин, Руб­цов, Твар­дов­ский, Ксе­ния Некра­сова, Ольга Берг­гольц, Алек­сандр Мень, Гри­го­рий Ско­во­рода, Нико­лай Забо­лоц­кий, а также Вла­ди­мир Поле­таев и Юрий Наги­бин повсюду сопро­вож­дали нас.

И всего более – При­швин и Пау­стов­ский!» – не без гор­до­сти пере­чис­ляет она.

oktjabr 1992g. moskva 7e klassy marinskoj shkoly 491 vystuplenie k 100 letiju k.g.paustovskogo - Татьяна Никологорская: «Поэтический гений ребенка – это дар свыше»
Октябрь 1992 г. Меро­при­я­тие к 100-летию Пау­стов­ского в Марьин­ской школе №491, Москва

«Импульс творить – всегда врожденный»

Так можно ли вос­пи­тать поэтами? Нико­ло­гор­ская заме­чает: «Навер­ное, ребенка можно вос­пи­тать интел­ли­гент­ным, обра­зо­ван­ным чело­ве­ком, вну­шить ему опре­де­лен­ные этико-эсте­ти­че­ские нормы жизни. Но спо­соб­ность сочи­нять стихи – это дар Божий, поце­луй в темя от Все­выш­него. Дару невоз­можно научить.

Лит­сту­дия, кру­жок, факуль­та­тив могут лишь под­дер­жать зазе­ле­нев­ший росто­чек твор­че­ства, удоб­рить почву да плес­нуть воды к кор­ням буду­щего деревца.

Можно рас­ска­зать о тех­нике сти­хо­сло­же­ния,  попра­вить стиль, ритм и метр в вир­шах уче­ника. Но импульс тво­рить – все­гда врож­ден­ный! Это как при­рода, цвет глаз или кожи.

Да, вос­пи­тать поэтом вряд ли удастся. Но обна­ру­жить вовремя и раз­вить дар воз­можно. Так что детям (а под­рост­кам осо­бенно) можно и нужно читать клас­сику вслух, в том числе,  луч­ших поэтов ХIХ и ХХ века

Надо при­ви­вать вкус и поэ­ти­че­ский слух, пока не поздно,  при­учать ценить истинно пре­крас­ное, а не пар­ши­вые сери­алы и «стре­лялки» в теле­фо­нах и планшетах.

Пора раз­ви­вать всё это, иначе мы поте­ряем поко­ле­ние живых душ и полу­чим биороботов»

И все же, при всей точ­но­сти выска­зы­ва­ния, у Нико­ло­гор­ской чита­ется и иной, более мяг­кий и поэ­тич­ный взгляд на вопрос. В сти­хах Татьяны Андре­евны зву­чит рефре­ном и глав­ной сер­деч­ной мыс­лью, что дет­ская душа по при­роде близка к поэ­зии. А потому раз­ви­тие поэ­ти­че­ского вос­при­я­тия в ней не будет напрасным:

Под­земка

Кто-то пишет на вагонных
Схе­мах линий, в суету
Нищих буд­ней, век драконий –
Милоту и доброту:

«На юг переезжает
Гра­чи­ная семья.
Гра­чонка провожают
Все школь­ные друзья».

Кто ты, друг мой? Дай ответ свой.
Имя, имя! Нет, как нет.
Каран­даш­ный почерк детский –
На под­земке страш­ных лет.

Твой двой­ник – иконописец.
Чистоты твоей ушат
Без­за­щитно льётся в числа,
Что от ужаса дрожат.

Эй! Защит­ник одиноких!
Напиши ещё стихи –
Про ежонка, про сороку,
Васильки и лопухи!

Погляди откры­тым сердцем
В обе­зу­мев­ший народ,
Не боясь под­сы­пать перца
В мили­цей­ский огород.

Про­ходи сквозь строй, князь Мышкин
Или Принц Экзюпери…
Будь упря­мым, шалунишка,
Но храни себя, храни!

Вызы­вай мою улыбку,
Юный бог среди горилл.
…Коль исчез­нет почерк зыбкий –
Зна­чит, мир тебя убил,

(15 апреля 1996)

Дилемма

Всего несколько заня­тий «лито» при Музее Пау­стов­ского в Кузь­мин­ках, а пом­нится десятилетиями.

«…Когда «пере­стройка» пере­шла в «пере­стрелку», откры­тое про­ти­во­сто­я­ние века нового и минув­шего, я ута­щила часть быв­ших уче­ни­ков, уже сту­ден­тов, в домик XVIII века, чудом уце­лев­ший в парке, где нам поз­во­лили про­ве­сти несколько твор­че­ских встреч. Затем нас и там «отлу­чили»», – вспо­ми­нает Никологорская.

«Писа­тель В.И. Пору­до­мин­ский, ныне 92-лет­ний, с кото­рым под­дер­жи­ваю связь (он теперь живёт в Кёльне), одна­жды обмол­вился: «Ты хочешь зани­маться с детьми?  Похвально. Только учти, что они ино­гда очень обижают». 

Его слова ока­за­лись в чем-то про­вид­че­скими, и чаще нано­сят обиды именно те, в кого верил, кого бало­вал, иде­а­ли­зи­ро­вал, с кем носился, кем вос­хи­щался», — заме­чает она.

И всё же, есть ощу­ще­ние нена­прас­но­сти  сер­деч­ного труда. Напри­мер, когда успехи быв­ших круж­ков­цев, их пуб­ли­ка­ции в печат­ных и элек­трон­ных СМИ доле­тают до учи­теля. Ведь радостно – быть при­част­ной к рас­кры­тому дару ученика.

Эти стихи Татьяны Нико­ло­гор­ской  пере­дают про­ти­во­ре­чи­вые ощу­ще­ния. Может, время такое, сплош­ной оксю­мо­рон?  В жизни так и есть. И такова поэ­ти­че­ская правда о ней.

Дилемма

Ухо­дите от школ и от нянек.
Уплы­вайте от ста­рых криниц.
Пусть иная стезя перетянет.
Перед про­шлым не падайте ниц.

Поме­няйте своих педагогов
На дру­гих муд­ре­цов череду –
Уве­ряю: их много, так много
В этой жизни.
И в книж­ном ряду.

Не теряйте себя и  растите,
Не цеп­ля­ясь за дет­ство и ложь…
Ах, про­стите за слово! Простите:
Был тот мир инфан­тильно хорош.

И когда  вы уста­нете очень,
Огля­дев­шись в своей пустоте,
То пре­крас­ных настав­ни­ков очи
Воз­вра­тят в ака­де­мии те,

Где любили вас так, как умели,
Уго­щая теп­лом и чайком,
Не все­гда пони­мая, жалели…
Но гор­ди­лись и вслух, и тайком,

Каж­дым вашим успе­хом, строкою,
Отпус­кая  с надеж­дой в полёт.
Перед самым послед­ним покоем
Воз­вра­ще­нье к исто­кам  грядёт.

Окли­кайте своих педагогов.
Наве­стите их тём­ной зимой.
Им ведь надо немного, немного.
Мало надо им, Боже Ты мой…

(15.02.2017,  Сви­б­лово)

Запи­сала Вален­тина Патронова
Фото из архива Татьяны Нико­ло­гор­ской и ее воспитанников
Под­борка сти­хов поэта Нико­ло­гор­ской на нашем сайте

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

2 комментария

  • Тамара Шарова, 25.05.2021

    Умный, про­фес­си­о­наль­ный очерк о чело­веке с боль­шой буквы! Дай Бог здо­ро­вья и автору и геро­ине очерка!

    Ответить »
  • Марина, 23.05.2021

    Пре­крас­ная ста­тья и заме­ча­тель­ные стихи.

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки