Я и моя душа. Лекция Евгения Авдеенко с комментариями автора

Я и моя душа. Лекция Евгения Авдеенко с комментариями автора

(4 голоса3.3 из 5)

Несколько лет назад сту­дия “Радо­неж” выпу­стила видео­фильм под назва­нием “Начало”. Эта была лек­ция о любви и браке, про­чи­тан­ная Евге­нием Андре­еви­чем Авде­енко в обще­об­ра­зо­ва­тель­ной школе. После выхода фильма мне­ние цер­ков­ного народа о нем раз­де­ли­лось. Кто-то ругал лек­тора, а кто-то гово­рил о несо­мнен­ном успехе этой лек­ции. …Мно­гие его идеи по поводу раз­го­вора с под­рост­ками на акту­аль­ную для них тему вызы­вают интерес.

Пред­ла­гаем сокра­щен­ный вари­ант лек­ции Евге­ния Андре­евича Авде­енко. Напи­сана она самим авто­ром, с сохра­не­нием живых диа­ло­гов со слу­ша­те­лями. Пол­но­стью лек­ция была опуб­ли­ко­вана в кни­гах “Опыты пра­во­слав­ной педа­го­гики”, “Пере­ход­ный воз­раст” и “Как пра­вильно выйти замуж”. Ниже Евге­ний Андре­евич ком­мен­ти­рует свою лек­цию и дает неко­то­рые прак­ти­че­ские советы для спе­ци­а­ли­стов.

Что происходит с вашей душой

Я буду гово­рить сего­дня о том, что про­ис­хо­дит — или может про­ис­хо­дить — с вашей душой в вашем воз­расте. Ваш воз­раст назы­ва­ется пере­ход­ным, поскольку вы сей­час пере­хо­дите из дет­ского состо­я­ния во взрос­лое. С вашим телом и душой про­ис­хо­дят какие-то пере­мены. Как меня­ется ваше тело, вы сами видите, а что про­ис­хо­дит в душе?

Что про­ис­хо­дит в душе, попро­буем разо­браться. Из каких “частей” состоит чело­ве­че­ская душа? Какие у нее есть основ­ные “спо­соб­но­сти”? Вас этому не учили? В школе не учат тому, что такое душа и как с ней обра­щаться?! Уди­ви­тель­ное дело. Тогда я вам скажу.

У души три части. Умная, или “сло­вес­ная” часть души, рас­по­ла­га­ется (условно говоря) в обла­сти головы и горла. Ска­жите, а когда мы гне­ва­емся, где у нас заки­пает? В груди. Совер­шенно верно: от горла до диа­фрагмы рас­по­ла­га­ется “гне­ва­тель­ная” часть души. (Это область наших чувств, мы назы­ваем ее “гне­ва­тель­ной” частью души, поскольку гнев — самая раз­ру­ши­тель­ная из эмо­ций.) Дальше, от диа­фрагмы и ниже рас­по­ло­жена та часть души, кото­рая “заве­дует” пере­ва­ри­ва­нием пищи и про­дле­нием чело­ве­че­ского рода; она назы­ва­ется “вожде­ле­тель­ная”, или воле­вая часть души. Начер­тим эту схемку на доске.

Каж­дая часть души болеет своей болез­нью. Чем болеет вожде­ле­тель­ная часть души? Чаще всего — “похо­тью”. Похоть — это непра­виль­ное поло­вое вле­че­ние. Запи­шем. Чем болеет гне­ва­тель­ная часть души, ясно: зло­стью, гне­вом, когда он направ­лен про­тив чело­века. А чем болеет умная часть души? Глу­по­стью? Понятно, что глу­по­стью, в чем эта глу­пость про­яв­ля­ется? Разве вы не встре­чали людей, совер­шенно не обра­зо­ван­ных, или даже плохо учив­шихся (не спо­соб­ных к уче­нию), кото­рые почему-то вызы­вают неволь­ное ува­же­ние и сим­па­тию, когда чув­ству­ешь, что они по-сво­ему муд­рые люди? Так чем болеет ум?

Поставлю вопрос иначе. Какой чело­век не может быть дру­гом? Десять лет будете с ним дру­жить, а он потом пре­даст вас, потому что его ум был изна­чально болен. Такой чело­век не может быть дру­гом, мужем (женой). Чем болеет его ум? — Гор­до­стью. Пра­вильно. Запишем.

Сло­вес­ная часть души (Ум) Гордость
Гне­ва­тель­ная (Чув­ства) Гнев
Вожде­ле­тель­ная (Воля) Похоть

Есть у вас вопросы? Тогда у меня есть вопрос. Три части души, — какая из них нахо­дится сверху? Какая гла­вен­ствует? Сло­вес­ная, умная? Неправильно.

Умная часть души должна гла­вен­ство­вать, голова должна быть сверху. К сожа­ле­нию, это неча­сто про­ис­хо­дит. Осо­бенно в вашем воз­расте. В “пере­ход­ном” воз­расте (все мы через это “про­хо­дим”) с нашей душой часто про­ис­хо­дит то же, что… с айс­бер­гом. Мы и назы­ваем это “эффект айс­берга”. Сей­час я это нарисую.

Айс­берг — белая, кра­си­вая, свер­ка­ю­щая на солнце ледя­ная гора. Где нахо­дится у нее центр тяже­сти? Под водой. Теп­лая вода посте­пенно раз­мы­вает ниж­нюю часть айс­берга, центр тяже­сти пере­ме­ща­ется… В какой-то момент что будет? Айс­берг пере­вер­нется. Как он пере­вер­нется? Будет мед­ленно кло­ниться? Нет, сразу и резко — верх­няя пре­крас­ная, бело­снеж­ная часть уйдет под воду, а наверху ока­жется урод­ли­вая, изъ­еден­ная водой ледя­ная глыба.

Вот это часто и про­ис­хо­дят с нашей душой в пере­ход­ном воз­расте: ум ухо­дит в седа­лище (седа­лище — это часть тела, на кото­рой мы сидим), а те эмо­ции, кото­рым при­лично рас­по­ла­гаться в обла­сти седа­лища, захва­ты­вают голову. Про­ис­хо­дит это ино­гда очень быстро. Я, напри­мер, при­хожу в класс после кани­кул, смотрю на уче­ни­ков… смотрю.…..Так, перевернулись.

Такое “пере­вер­ну­тое” состо­я­ние души — состо­я­ние ненор­маль­ное, болез­нен­ное. Можно ска­зать, только не оби­жай­тесь, что мы в пере­ход­ном воз­расте пси­хи­че­ски боль­ные люди.

Если это пси­хи­че­ское забо­ле­ва­ние, то у него должны быть симп­томы. Если хотите, я опишу вам эти симп­томы, чтобы вы могли поста­вить диа­гноз себе или своим това­ри­щам. Хотите? Хорошо. Одни симп­томы будут типич­ными для маль­чи­ков, дру­гие симп­томы будут типич­ными для дево­чек. С кого нач­нем? Нет, с маль­чи­ков. Муж­чины в труд­ных слу­чаях должны быть впереди.

С маль­чи­ком про­ис­хо­дит то, что назы­ва­ется “рас-с-тро­ился”. Это зна­чит, что “три” части души пере­пу­та­лись, сме­ша­лись, поте­ряли “строй”. Чело­век — рас­строен, рас­слаб­лен, разобран.

Внешне это выгля­дит так. Я попрошу кого-нибудь из моло­дых людей, вас, напри­мер, выйти и встать перед залом. Спа­сибо. Прежде всего, суставы у боль­ного юноши плохо дер­жат нагрузку тела. Колени его полу­со­гнуты, сде­лайте, пожа­луй­ста. Голову он не дер­жит: голова слегка набок и впе­ред, так. Одно плечо ниже дру­гого. Он ищет, на что ему обло­ко­титься, вер­нее, при­сло­ниться тазом: его тазо­бед­рен­ный сустав ищет опору. Пожа­луй­ста, обо­при­тесь о стол. Видите, вся фигура изло­мана в суста­вах, расслаблена.

Что про­ис­хо­дит с лицом? Поскольку ум у такого чело­века ушел в седа­лище, то у него теперь не лицо, а подо­бие… Пра­вильно. Так, рас­слабьте лицо, пол­но­стью. Рот полу­от­крыт, веки при­спу­щены. Ниж­няя челюсть и губа слегка ушли впе­ред. Побольше тупо­сти. Хорошо.

Что про­ис­хо­дит с голо­сом? Сло­вес­ная часть души повре­ждена, голос про­ва­ли­ва­ется в чрево. Чело­век не гово­рит, а, зна­ете, как это бывает, “шле­пает через губу”: “Ва-щще, че надо, атва-ли.., а че двойка-та? Я уч-чил…” Похоже? Все, тише, пожа­луй­ста. Пере­хо­дим к девочкам.

У дево­чек мы будем наблю­дать дру­гую кар­тину. Маль­чики в пере­ход­ном воз­расте рас­стро­ены, рас­слаб­лены, разо­браны. Девочки — нет. Девочки инстинк­тивно знают, что им пред­стоит созда­вать семью, рожать детей, рас­слаб­ляться рано. Маль­чики — разо­браны. Девочки — собраны… Надо только посмот­реть, в каком месте их собрали… Тише, пожалуйста.

Как узнать, что у девочки начался пере­ход­ный воз­раст? Очень про­сто: по тому, как она пере­хо­дит порог дома. Вот ей позво­нила подружка, девочка схва­тила шубку, прыг за порог, — еще ребе­нок. А вот ей позво­нили и при­гла­сили выйти в “обще­ство”… Уже и “обще­ства”, можно ска­зать, нет, а выйти хочется (на дис­ко­теку, в кино…) Дума­ете, что, она встала и пошла? Нет, девушка сна­чала под­го­то­вится, про­де­лает серьез­ную “работу над собой”. Прежде всего, она садится, изу­чает себя со всем вни­ма­нием и… нано­сит бое­вую окраску. Как вся­кая сим­во­ли­че­ская окраска, эта бое­вая окраска имеет смысл, кото­рый можно выска­зать сло­вами. Девочки, не оби­жай­тесь, но я про­из­несу эти слова, кото­рые напи­саны на вашем лице, когда вы его рас­кра­ши­ва­ете подоб­ным обра­зом. Кто-то ведь дол­жен вам это ска­зать. Смысл этой окраски такой — “Ищу… Ищу пар-тне-ра…”

Пока девочка так кра­сится, с ее душой про­ис­хо­дит какая-то пере­мена. Дело в том, что у души есть точка вни­ма­ния (точка кон­цен­тра­ции), кото­рая может пере­ме­щаться по телу… Мы можем ее осо­знанно пере­ме­щать, но чаще всего она блуж­дает. Пока девочка гото­вится на “выход”, эта точка кон­цен­тра­ции посте­пенно из головы (если она там была) пере­ме­ща­ется вниз… ниже… еще ниже… надо еще ниже… Меня­ется выра­же­ние глаз, из них выхо­дит осо­бое све­че­ние (как у хищ­ника ночью). Вот, эта точка кон­цен­тра­ции опус­ка­лась-опус­ка­лась и ушла под диа­фрагму. Оттуда, из глу­бины, выхо­дит облачко, его назы­вают “жен­ское оча­ро­ва­ние”. Девушка под­пра­вила это облачко… А вот теперь она — встала… и пошла.

Она идет — как буль­до­зер. А навстречу ей… рас­слаб­лен­ный, разо­бран­ный… на полу­со­гну­тых. Что про­изой­дет? Доста­точно, успо­ко­и­лись. Да, она его “сши­бет”… Маль­чики, имейте в виду, девочки часто “сши­бают” вас не потому, что вы им нра­ви­тесь: им про­сто инте­ресно, как это делается.

Видите, внеш­няя кар­тина пси­хи­че­ского забо­ле­ва­ния в пере­ход­ном воз­расте у маль­чи­ков и дево­чек — раз­ная. Но сущ­ность забо­ле­ва­ния — одна: стра­сти захва­ты­вают ум и застав­ляют ум себе служить.

Почему влюбленность приносит столько горя

Напри­мер, чело­век влю­бился. Я не говорю, любит, потому что любит чело­век всей душой. Нет, он влюб­лен, то есть в нем воз­буж­дена одна (страст­ная) часть души, кото­рая застав­ляет ум создать образ люби­мого чело­века. Как вы дума­ете, будет этот образ истин­ный или ложный?

Да, лож­ный, обя­за­тельно лож­ный. Далее, пред­ста­вим, что люди схо­дятся, страсть удо­вле­тво­рена. И ум теперь нари­сует дру­гой образ того же чело­века. Как вы дума­ете, этот вто­рой образ будет истин­ный или лож­ный? Истин­ный? Нет, обя­за­тельно лож­ный. Маят­ник кач­нулся в дру­гую сто­рону, от одной лжи к другой.

Чтобы вы лучше поняли, я рас­скажу вам одну исто­рию. У меня есть даль­ний род­ствен­ник, кото­рый рано остался сиро­той. Он ино­гда захо­дил ко мне, и мы с ним бесе­до­вали. При­хо­дит однажды:

- Дядя Женя, я женюсь.
— Гоша, а кото­рый тебе годик?
— Уже девятнадцать.
— А неве­сте твоей сколько?
— Столько же, мы в одном классе учились.

(Кстати замечу, что такие браки редко бывают счаст­ли­выми. Бывают, и я тому сви­де­тель, но очень редко.)

- Гоша… а зачем ты женишься?
— Да ну, дядя Женя, вы что, не зна­ете, что ли, зачем люди женятся?
— Не знаю, чест­ное слово. Это у всех по-раз­ному бывает. Ты-то зачем женишься?
— Ну… я ее люблю.
— Очень хорошо, рас­скажи мне о ней.
— Ну, дядь Жень, она ва-ще! она кла-асс!
— Нет, “вообще” я не пони­маю. Ты мне о ней расскажи.
— Ну, во-пер­вых, у нее…

(Тут меня коль­нуло: не “она”, а “у нее”. Вот, девочки, почему опасно кокет­ни­чать и выстав­лять напо­каз отдель­ные детали лица или фигуры: ваш избран­ник, кото­рого вы “под­це­пили”, ска­жет не “Катя” и не “Даша”, а “у нее”.)

- У нее волосы… (С чего начал опи­сы­вать люби­мую женщину!)
— У нее волосы,.. каких нет в природе!
— Как это? Я столько жен­щин видел, как это “волосы, каких нет в природе”?
— Дядя Жень (и мой Гоша даже пальцы собрал в щепотку от удо­воль­ствия), волосы — ярко-зеленые!
— Так, а что у нее еще есть?
— Ноги. И она ими так шарк-шарк.
— Воло­чит ноги?
— Не-ет, это понт такой. Она ваще все делает с пон­том. Когда курит, то так сига­рету дер­жит… изящно. Дядя Женя, но как она мате­рится! Тут один мужик в авто­бусе ей что-то не то ска­зал, она ему так отве­тила, у того челюсть отпала…

Рас­ска­зы­вает мне Гоша про этого зеле­ного кро­ко­диль­чика, а я думаю про себя, что же ему ска­зать. Ведь все ясно… Я собрался с духом и ска­зал ему так:

- Геор­гий, я тебе говорю как род­ствен­ник и как стар­ший — со вла­стью: ты с ней жить не будешь. Ника­кая у тебя не любовь. Мой тебе совет: подружи с ней один год. Как к жен­щине не при­ка­сайся. За год у нее волосы отрас­тут, отучи ее курить и мате­риться. Через год все будет ясно. Понял меня?

Как вы дума­ете, послу­шал меня Гоша? Нет. Он посмот­рел на меня с сожа­ле­нием: дескать, дядя Женя, ты уже ста­рый, не можешь пони­мать любовь. Скоро полу­чаю при­гла­ше­ние на сва­дьбу. Сва­дьба на Вели­кий Пост! Если я раньше думал, что вся эта исто­рия кон­чится ничем, то теперь стало оче­видно, что кон­чится она плохо. Несчаст­ные те люди, кото­рые женятся на пост или зачи­на­ются в пост.

Про­шло пол­тора года, от Гоши вестей не было. Встре­чаю его на улице Горького.

- Здрав­ствуй, Гоша, как дела?
— Плохо.
— Что такое?
— Жена в больнице.

Ока­за­лось: за пол­тора года два аборта, вто­рой неудач­ный: зара­же­ние матки. Пер­вая чистка — неудачно, вто­рая — неудачно, сте­ри­ли­за­ция. Детей у жен­щины не будет. Я отвел Гошу в под­во­ротню и говорю ему:

- Ты теперь все свое время дол­жен отдать ей. Она сей­час сильно переживает…
— Дядя Женя, о чем вы гово­рите? Я развожусь.
— Как? Почему?
— Да ну, — ска­зал мне Гоша бук­вально сле­ду­ю­щие слова, — волосы зеле­ные, куряка, матер­шин­ница, неряха и дрянь.
— Это ты — дрянь. Ты дев­чонку взял, иска­ле­чил, сей­час бро­са­ешь. Ты — муж­чина, вся ответ­ствен­ность на тебе.

Он тут же в под­во­ротне и запла­кал. Совесть у парня была… Вот чем кон­ча­ются эро­ти­че­ские игры в пере­ход­ном возрасте.

Ясно ли я выра­зил свою мысль? Если ум захва­чен стра­стью, то он обя­за­тельно рисует невер­ный образ дру­гого чело­века: и в то время, когда он одер­жим стра­стью, и в то время, когда страсть про­хо­дит. У вас есть вопросы?

Тогда у меня к вам вопрос. Ска­жите, когда закан­чи­ва­ется пере­ход­ный воз­раст, во сколько лет? В 25? Может быть, но почему именно в 25? После армии? Для юно­шей, а для деву­шек? После замужества?

Пере­ход­ный воз­раст может вообще не закон­читься. Как пере­вер­нулся чело­век в юно­сти, так вверх ногами и ходит до смерти. А после смерти, вниз голо­вой, он куда пойдет?

Как узнать, что чело­век так и застрял в пере­ход­ном воз­расте? Если это чело­век взрос­лый, то он уже умеет скры­вать свои чув­ства и повадки. По внеш­но­сти уже трудно опре­де­лить, что он “пере­вер­нув­шийся айс­берг”. Есть ли при­знак, по кото­рому можно узнать, что он так и остался в пере­вер­ну­том состо­я­нии? Один из таких при­зна­ков — то, что он блудит.

Чем опасен блуд?

Запо­ведь Божья гово­рит кратко и про­сто — “Не пре­лю­бо­дей­ствуй”, не блуди. Один раз меня спро­сили, а почему этого нельзя делать? Кому от этого плохо, если люди полу­чают насла­жде­ние и никому не при­чи­няют вреда? Если хотите, я попы­та­юсь отве­тить на этот вопрос, почему нельзя. Отвечать?

Хорошо, я рас­скажу вам одну исто­рию. У меня был друг, кото­рый был намного старше меня. Он серьезно зани­мался йогой, и мы с ним часто спо­рили, потому что он был инду­ист, а я пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин. Мы с ним спо­рили, но я его и любил и глу­боко ува­жал. Он серьезно рабо­тал над собой… Одна­жды с ним слу­чи­лось несча­стье: он влю­бился. Влю­бился в девушку восем­на­дцати лет. Он ей ничего не гово­рил о своих чув­ствах, но сильно стра­дал. Для йога его ква­ли­фи­ка­ции такое страст­ное дви­же­ние души было крайне опасно, оно могло закон­читься сума­сше­ствием или смер­тью. Так про­шло несколько меся­цев. И вот одна­жды ночью…

Мой друг соеди­нился с люби­мой девуш­кой — душой, на неви­ди­мом плане… Он был в одном конце Москвы, она в дру­гом. Она ничего не почувствовала…

Утром он проснулся от боли в ниж­ней части позво­ноч­ника. У него вдруг обна­ру­жи­лось забо­ле­ва­ние, кото­рое назы­ва­ется защем­ле­ние нерва. Раньше он таким забо­ле­ва­нием не стра­дал; за одну ночь оно не могло воз­ник­нуть. Он начал выяс­нять, в чем дело. И что оказалось?

Ока­за­лось, что он любил эту девушку, а она любила не его, а дру­гого чело­века. А у этого дру­гого чело­века было… защем­ле­ние позво­ноч­ного нерва. Таким обра­зом, мой друг соеди­нился с этой девуш­кой, а через нее — с дру­гим, незна­ко­мым чело­ве­ком. При­чем, обра­тите вни­ма­ние, это девушка была девица, физи­че­ской бли­зо­сти ни с кем не имела.

Такова духов­ная при­рода сек­су­аль­ных отно­ше­ний. О ней можно про­честь в Биб­лии. Книги по сек­со­ло­гии и поло­вой гиги­ене тща­тельно обхо­дят этот вопрос. От вас скры­вают духов­ную сто­рону сек­су­аль­ных отно­ше­ний. Чтобы вы лучше пред­став­ляли, о чем речь, начер­тим такую схему.

Пред­по­ло­жим, юноша всту­пил в связь с девуш­кой. Между ними воз­никли интим­ные отно­ше­ния — отно­ше­ния супру­гов. Об этом в Биб­лии ска­зано так: при­ле­пится чело­век к жене своей, и будут два — одна… плоть. То есть у двух людей с этого момента ста­но­вится одно тело. Напри­мер, я стою сей­час пред вами здесь, моя жена нахо­дится в дру­гом месте, но мы оба знаем, что состав­ляем одно тело: все, что про­ис­хо­дит со мной, будет отра­жаться на ней, все, что про­ис­хо­дит с ней, будет отра­жаться на мне, в моем теле. Это понятно?

Тогда вер­немся к нашей схеме. Юноша всту­пил в связь с девуш­кой, а у нее было до этого… десять любов­ни­ков. Зна­чит, он будет свя­зан с ней, а через нее — с деся­тью незна­ко­мыми муж­чи­нами. Через нее каж­дый будет свя­зан с каж­дым дру­гим на неви­ди­мом плане. Чер­тим дальше. Пред­по­ло­жим, что у каж­дого их этих десяти муж­чин было по десять любов­ниц… Всех не нари­су­ешь, но обо­зна­чим эти связи: опять каж­дый будет свя­зан с каж­дым дру­гим на неви­ди­мом плане.

На этом уровне рас­смот­ре­ния — сколько чело­век нахо­дятся в связи? Один плюс один, плюс десять, плюс сто, — сто две­на­дцать чело­век. Непо­сред­ствен­ная связь юноши и девушки (с кото­рой для него все нача­лось) будет более проч­ной, связи вто­рого уровня — менее проч­ные, но более мно­го­чис­лен­ные, связи тре­тьего уровня — еще более мно­го­чис­лен­ные. Но ведь будет еще и чет­вер­тый уро­вень, и пятый и так далее, и так далее…

Таким обра­зом, перед нами обще­ство людей, где каж­дый свя­зан с каж­дым дру­гим на неви­ди­мом плане. Как назы­ва­ется обще­ство людей, где каж­дый свя­зан с каж­дым дру­гим на неви­ди­мом плане? Такое обще­ство назы­ва­ется цер­ковь. Каж­дая цер­ковь имеет свой основ­ной сим­вол. Хри­сти­ан­ская цер­ковь имеет таким сим­во­лом крест. А это блуд­ное сооб­ще­ство людей — какой будет иметь символ?

Вы сами можете дога­даться. Что гово­рят о жен­щине, кото­рая изме­нила мужу? Что она ему пода­рила? Рога. Чьи рога?

В древ­но­сти козел был сим­во­лом блуд­ного греха, поэтому коз­ли­ные рога стали сим­во­лом этого гре­хов­ного сооб­ще­ства: проще всего при­об­щиться ему (стать его частью, при-частиться ему) можно через блуд. Через блуд чело­век попа­дает в такую лужу, куда сте­ка­ется грязь со всего мира. При­чем блуд — это не обя­за­тельно физи­че­ская бли­зость. Хри­стос гово­рит, что вся­кий, кто посмот­рел на дру­гого чело­века с вожде­ле­нием, пре­лю­бо­дей­ство­вал с ним в сердце своем.

Чело­век сво­бо­ден решать, в каком сооб­ще­стве людей он хочет состо­ять. В Новом Завете так ска­зано: “сово­куп­ля­ю­щийся с блуд­ни­цею ста­но­вится одно тело с блуд­ни­цею… А соеди­ня­ю­щийся с Гос­по­дом есть один дух с Гос­по­дом” (1Кор. 6:16–17)

До вре­мен Нового Завета (когда Хри­стос при­шел на землю) древ­ние народы пре­красно знали, что люди свя­заны между собой неви­ди­мыми свя­зями. В Вет­хом Завете эти связи назы­ва­ются “сетью”.

Об этих сетях знал не только биб­лей­ский народ, но и языч­ники. При­веду при­мер. Сей­час вме­сто того, чтобы упо­тре­бить лите­ра­тур­ное слово “про­сти­тутка”, гово­рят “пред­ста­ви­тель­ница древ­ней­шей про­фес­сии”. И это опять ложь. (Боль­шая часть того, что вы слы­шите о сек­су­аль­ных отно­ше­ниях — ложь и заме­шено на лжи.) “Пред­ста­ви­тель­ницы древ­ней про­фес­сии” не были про­сти­тут­ками в нашем смысле слова: они не брали денег за свою работу. Зачем же они это делали? Они были жрицы, улов­ляли людей в эти “сети” и делали их при­част­ни­ками блуд­ного сообщества.

Итак, блуд — грех. Это понятно? Тогда пой­дем дальше. За одним гре­хом обя­за­тельно тянется дру­гой. Какой грех — тяже­лый, самый тяже­лый грех после само­убий­ства — чаще всего идет за блу­дом? Какой грех самый тяже­лый после само­убий­ства? Да, аборт, дето­убий­ство. Душа чело­ве­че­ская сотво­ря­ется в момент зача­тия. Аборт — это убийство.

Девочки, послу­шайте меня. Если с вами слу­чится и вы узна­ете, что бере­менны, что нужно сде­лать прежде всего? Обра­до­ваться. Да, пора­до­ваться тому, что зачался чело­век. Даже мысль об аборте повре­дит вашему ребенку. Со всех сто­рон вам будут гово­рить: “он на тебе не женится”, “ты еще моло­дая”, “у тебя нет квар­тиры и денег”, “что люди ска­жут”… Не отве­чайте, не спорьте! Пусть ваш ребе­нок родится желан­ным. Может быть, он зачался неожи­данно, может быть, вне брака, но пусть он родится, пусть родится желан­ным. Когда он немножко под­рас­тет, вы с ужа­сом будете вспо­ми­нать, что его могло бы не быть.

Как выбраться из сети

А теперь я пред­ла­гаю вам от слов перейти к делу. Может быть, сде­лаем так: пусть каж­дый спро­сит себя по сове­сти: “В каком сооб­ще­стве людей я нахо­жусь?” В Церкви Хри­сто­вой, куда чело­век вхо­дит созна­тель­ным уси­лием? Или — в этой гре­хов­ной сети, куда чело­век попа­дает про­тив воли через блуд (или блуд­ные мысли), через гнев и злость, через гордыню?

Очень хорошо, если мы это пони­маем. Это очень важ­ный шаг, чтобы понять самого себя, отве­тить на вопрос: “Где я нахо­жусь в насто­я­щий момент?” Если я нахо­жусь в этой сети, есте­ственно воз­ни­кает вопрос, что делать?

Запом­ните, пожа­луй­ста (может быть, это зна­ние при­го­дится вам в жизни): если вы попали в эту сеть, то вы нико­гда из нее не смо­жете выбраться… сво­ими силами. Это не уда­ва­лось никому никогда.

Для того, чтобы выбраться из этой сети, нужно найти спе­ци­а­ли­ста, кото­рый смо­жет отре­зать все неви­ди­мые связи, что вас опу­тали. Этот спе­ци­а­лист дол­жен был пройти спе­ци­аль­ную под­го­товку, иметь инстру­менты, чтобы вас бук­вально из этой сетки выре­зать. Этот спе­ци­а­лист, кто?

Какая бабка?! Нет, я вам точно говорю, что бабка вам не только не помо­жет, а хуже сде­лает. Конечно, свя­щен­ник. Он имеет власть от Бога эти гре­хов­ные связи резать. А как назы­ва­ется опе­ра­ция, когда от вас отре­за­ются грехи? Испо­ведь. Под­ни­мите руки, кто из вас кре­ще­ный? Очень хорошо. Те, кто кре­щены, могут испо­ве­до­ваться. Как это делается?

Нахо­дите храм, в кото­ром испо­ве­дуют, то есть свя­щен­ник имеет время пого­во­рить с каж­дым отдельно. На испо­веди дер­жи­тесь двух пра­вил. Во-пер­вых, ничего не скры­вать, во-вто­рых, ни в чем себя не оправ­ды­вать. Обра­тите вни­ма­ние, что в жизни мы ведем себя строго наобо­рот: пло­хое о себе скры­ваем и во всем себя оправ­ды­ваем. На испо­веди нужно пойти про­тив себя. Это трудно. Но чем старше чело­век, тем болез­нен­нее опе­ра­ция. Я в пер­вый раз испо­ве­до­вался в 31 год, это было очень трудно. Не допус­кайте себя до такого.

После испо­веди свя­щен­ник ска­жет вам, что делать дальше, чтобы вы стали частью Церкви Хри­сто­вой. Цер­ковь Божия — это еди­ное Тело Хри­стово, вы можете при-частиться, стать частью этого Тела.

И еще один важ­ный момент. Испо­ве­до­ваться и при­ча­щаться может только веру­ю­щий чело­век. Если я спрошу, кто из вас веру­ю­щий, не много рук под­ни­мется. Но, с дру­гой сто­роны, я вижу, что и неве­ру­ю­щих здесь нет. Неве­ру­ю­щих людей вообще очень мало, я за всю жизнь встре­чал пять-шесть чело­век. А много таких, кто еще не успел заду­маться о том, есть Бог или нет. А ведь это — самый важ­ный вопрос на свете. Как к нему подступиться?

Пер­вое, это избе­гать блуда, гор­до­сти и зло­сти. Вто­рое, нужно бывать в храме. Не сму­щай­тесь тем, что вы пона­чалу мало будете пони­мать. Наша душа — хри­сти­анка, она почув­ствует бла­го­дать. На этой основе потом воз­ник­нет пони­ма­ние. И тре­тье, купите Новый Завет и про­чтите одно из Еван­ге­лий. Еван­ге­лие читают не так, как роман. А как? Читайте по одной главе в день, так, как бы смот­рясь в зер­кало. В Еван­ге­лии вы уви­дите жизнь и уче­ние Иисуса Хри­ста. Вы почув­ству­ете, как ваш образ не соот­вет­ствует Его образу.

Тогда обра­ти­тесь к Нему мыс­ленно. Обра­щай­тесь настой­чиво. Он вам обя­за­тельно ответит.

Это не я говорю. Это Он гово­рит, что Он обя­за­тельно вам отве­тит. Не знаю, как, но отве­тит непре­менно. Этот ответ может про­зву­чать непо­сред­ственно в душе, а может — в собы­тиях вашей жизни. И скоро вы будете точно знать, что Бог есть.

“ЛЕКЦИЯ — ЭТО ДРАМА”
Комментарий Евгения Авдеенко к лекции “Я и моя душа”

Как я стал учителем?

Эта исто­рия про­изо­шла в 1989 году. Дирек­тор одной из мос­ков­ских школ (она была тайно веру­ю­щим чело­ве­ком) попро­сила меня прийти к ней в школу и пого­во­рить с детьми о нрав­ствен­но­сти и Божьих запо­ве­дях. Ее крайне тре­во­жило то, что, как она выра­зи­лась, “мы теряем детей, пере­стаем пони­мать их”. И вот, по ее мысли, я дол­жен был прийти и рас­ска­зать стар­ше­класс­ни­кам о Боге.

Я отка­зы­вался, сколько мог. Потому что, во-пер­вых, нико­гда с детьми не раз­го­ва­ри­вал на такие темы, а во-вто­рых, был уве­рен в том, что они, в боль­шин­стве своем, ничего о Боге не знают, да и вряд ли хотят узнать. Однако раз я пообе­щал, то при­шлось-таки в школу пойти…

При­хожу. В акто­вом зале собра­лись чело­век 100–120. Дети сидят вме­сте с учи­те­лями. Начи­наю гово­рить о запо­ве­дях… Через неко­то­рое время пони­маю, что все мои слова идут поверх голов… Как ужасно чув­ствует себя учи­тель, когда дает неин­те­рес­ный урок! Минут через два­дцать дети устали меня тер­петь. А я как раз дошел до седь­мой запо­веди — “Не пре­лю­бо­дей­ствуй”. Объ­яс­няю, что нельзя людям схо­диться, как собачки, что мы — разум­ные сво­бод­ные суще­ства, что в мире сво­бод­ных существ дей­ствуют нрав­ствен­ные законы. И вдруг меня спра­ши­вают: “А почему нельзя?”

Смотрю, кто спра­ши­вает. На зад­нем ряду сидит девушка на коле­нях у парня: “Това­рищ лек­тор, а почему нельзя? Мы с моим пар­нем СПИ­Дом не болеем, семьи заво­дить не соби­ра­емся, детей пока не хотим. Почему нельзя? Что это ваш Бог такой строгий?”

Вот в этот момент у меня в голове вдруг все про­яс­нело… Надо при­знаться, что до этого момента я не счи­тал, что педа­го­гика — это искус­ство. Архи­тек­тура, музыка, поэ­зия, фило­со­фия — да, искус­ство, а педа­го­гика, как я думал, — это работа, вроде двор­ника или сани­тара. Но когда я услы­шал вопрос девушки: “Что это ваш Бог такой стро­гий?” — я мгно­венно понял, что у меня из этого акто­вого зала только два пути. Или я отвечу на ее вопрос, и она сой­дет с колен моло­дого чело­века. Или я выйду — и уже нико­гда не буду гово­рить с детьми о Боге. Я понял, что педа­го­гика — это высо­кое искус­ство. И если я учи­тель, то могу как-то пере­дать детям свои убеждения.

Я стал на ходу сооб­ра­жать, что делать? “Я рас­скажу вам одну исто­рию…” И рас­ска­зал исто­рию, кото­рая про­изо­шла с моим дру­гом. Я рас­ска­зы­вал это как лич­ное впе­чат­ле­ние, кото­рое доста­лось мне от близ­кого друга. Потом, даже не на доске, а на куске лино­ле­ума, я стал чер­тить схему, пока­зы­вая что муж­чина и жен­щина после физи­че­ской бли­зо­сти уже нераз­рывно соеди­нены. Уста­но­ви­лась мерт­вая тишина. Учи­тель­ница, кото­рая сто­яла у две­рей акто­вого зала ска­зала: “Ужас!!!”. До взрос­лой жен­щины вдруг дошло, как стра­шен блуд.

Говорить то, что интересно слушателям

Моя ошибка была в том, что я пытался пере­дать слу­ша­те­лям, пусть и пра­виль­ные, но свои поня­тия. Когда мы гово­рим о своем, а ребята думают о своем, — полу­ча­ется несо­гла­со­ва­ние. Поэтому в раз­го­воре с людьми я каса­юсь того, что их вол­нует. И только после этого они дове­ряют мне.

Я все­гда на своих разо­вых лек­циях говорю об отно­ше­ниях муж­чины и жен­щины, о том, какова при­рода этих отно­ше­ний. Стар­ше­класс­ни­ков и сту­ден­тов эта тема очень волнует.

При этом я адре­сую свою речь, прежде всего, к девоч­кам. Как веру­ю­щий чело­век, я могу объ­яс­нить, почему. Гос­подь в про­кля­тии змею ска­зал: “Вражду положу между тобою и между женою, и между семе­нем твоим и семе­нем ее…” (Быт. 3:15). Пер­вая обо­рона от врага рода чело­ве­че­ского — это соблю­де­ние жен­щи­ной цело­муд­рия… И чтобы она не отка­зы­ва­лась рожать. Повторю, что я опи­ра­юсь на дево­чек. В пят­на­дцать лет девочка уже знает о при­роде отно­ше­ний между полами столько, сколько муж­чина узнает дос­ко­нально только лет в трид­цать. К сердцу девочки все­гда можно про­биться с вопро­сом: “как пра­вильно выйти замуж”?

С чего начинается лекция

Неко­то­рые сове­туют начи­нать лек­цию с анке­ти­ро­ва­ния. Я счи­таю это контр­про­дук­тив­ным. Во-пер­вых, вы не смо­жете быстро оце­нить резуль­таты опроса. А во-вто­рых, вопросы в анкете, кроме ста­ти­сти­че­ских дан­ных, на самом деле ничего не отра­жают. Оце­ни­вать же ситу­а­цию, в кото­рой вы нахо­ди­тесь, надо мгно­венно. Должна рабо­тать инту­и­ция — вы должны опре­де­лять ауди­то­рию по гла­зам, по тому, как они себя ведут, во что одеты, где нахо­дится школа (центр, про­вин­ция). Есть ли в зале взрос­лые, те, кто тебя при­гла­сил. В общем, каж­дый раз моде­ли­ру­ется новая ситу­а­ция. Но пра­вило одно: сразу, без рас­качки, надо гово­рить о том, что на сердце у тех людей, кото­рые тебя слу­шают. Это самое главное.

Есть у меня и еще один прин­цип: не всту­пать в пря­мой диа­лог с ауди­то­рией (до вре­мени, когда нужно будет отве­чать на вопросы). Нельзя это делать потому, что ауди­то­рия все­гда может тебя “уку­сить”. Най­дется один чело­век, кото­рый все твое строй­ное зда­ние поло­мает. Зача­стую, лидеры группы пола­гают даже своей честью раз­ру­шить все, что ты гово­ришь. Кроме того, на их сто­роне еще и кор­по­ра­тив­ность. Для того, чтобы этого избе­жать, ауди­то­рию надо пере­стро­ить, пере­фор­ми­ро­вать. Не всту­пать с ними в пря­мой раз­го­вор, пока они не ста­нут тебе дове­рять и не обра­тятся со сво­ими искрен­ними вопросами.

И еще одно пра­вило — я ни в коем слу­чае не начи­наю лек­цию с биб­лей­ских истин. Только тогда, когда дети с дове­рием отне­сутся к тому, что я пони­маю жизнь, можно гово­рить о Биб­лии. Биб­лей­ская фор­мула все­гда в моей лек­ции запе­ча­ты­вает разговор.

Краткий план

Я рас­скажу вам план своей лек­ции. Я раз­ра­бо­тал ее для себя, много раз читал, исправ­лял, уби­рал лиш­нее. Это лич­ный опыт. Не думаю, что имеет смысл его тира­жи­ро­вать или пре­вра­щать в учеб­ный план. Но ори­ен­тиры, мне кажется, она помо­гает определить.

Я точно знаю, что во время лек­ции мои слу­ша­тели прой­дут некий цикл. На самом деле, это зре­лище. Это драма. Кото­рая игра­ется с неиз­мен­ным успе­хом по одной про­стой при­чине: то, о чем я говорю, инте­ресно моим слу­ша­те­лям. Сна­чала вхожу в кон­такт с ауди­то­рией. Ребята готовы сме­яться сами над собой. Сме­ясь, они заря­жа­ются, заду­мы­ва­ются о своей жизни. Потом я пока­зы­ваю им, что они оши­ба­ются во мно­гих жиз­нен­ных вопро­сах. Когда ты фик­си­ру­ешь изме­не­ние в их миро­ощу­ще­нии, начи­на­ешь гово­рить серьезно. Потом ты гово­ришь об ужас­ном. Когда они пости­гают, что это ужасно, ты гово­ришь: “Ничего, выход есть”. И выход ПРИМЕРНО такой…

Потом остав­ляю их в покое. К этому вре­мени у всех на сто­лах лежат оди­на­ко­вые листочки бумаги — чтобы не было понятно, кто какую записку напи­сал. Это очень важно. Попро­сите их напи­сать то, что их вол­нует. Опыт пока­зы­вает, что если ауди­то­рия 100 чело­век, запи­сок будет около 70. То, что их вол­нует, все­гда вме­ща­ется в пять десят­ков вопро­сов. Для меня это антракт. А для них начи­на­ется инди­ви­ду­аль­ная работа. Ребята пишут свои лич­ные посла­ния, и тер­пе­ливо слу­шают посла­ния дру­гих людей, кото­рые рядом с ними сидят. То есть они выслу­ши­вают чужое, как свое. Нако­нец, они слы­шат свое. И даже если не пони­мают ответа, до них дохо­дит, что при­шел чело­век, кото­рый хочет что-то ска­зать. Вот и все! Я счи­таю, это драма. И ее ведешь ты, а не они. Но в драме обя­за­тельно есть кульминация…

В своей лек­ции я нико­гда не делаю заклю­че­ния. Я думаю, это бы стерло то эсте­ти­че­ское впе­чат­ле­ние, кото­рое я хочу оста­вить от раз­го­вора. Самое силь­ное заклю­че­ние не на уровне тезиса, не на уровне “итак”. Оно должно остаться в созна­нии слу­ша­те­лей в виде образа. Я счи­таю, что нельзя закан­чи­вать лек­цию так: “Вни­ма­ние, сей­час я забью гвоздь! Бум! Все, я пошел…” Дети должны тебя пом­нить. Не твои слова, потому что слова они забу­дут. А то, что при­хо­дил чело­век и что-то гово­рил. И самое глав­ное — было инте­ресно. Вот что должно остаться. Еще раз повторю: такая встреча — это худо­же­ствен­ное меро­при­я­тие, драма. А драма не должна закан­чи­ваться выво­дом “итак”. Драма цельна, она сама себя дер­жит, а не эпи­ло­гом. Надо гото­виться к тому, чтобы состо­я­лось худо­же­ствен­ное дей­ство. Я не говорю, что вы сразу смо­жете это сде­лать. Но хотя бы задачу такую поставьте. Это дра­ма­тур­гия с импро­ви­за­цией. Что-то близ­кое к джазу: дается тема, и внутри нее ты начи­на­ешь творить.

Несколько мотивов для джаза

Я думаю, чтобы полу­чи­лась живая лек­ция, нужно акту­а­ли­зи­ро­вать свой лич­ный житей­ский опыт, и пере­ве­сти его в набор исто­рий и притч. Гово­рить надо только от себя, от сердца. Свой опыт, опыт дру­зей, про­чув­ство­ван­ный миро­вой опыт нужно дове­сти до одной формы: “Я хочу рас­ска­зать вам одну исто­рию”. Когда чело­век это гово­рит, у слу­ша­теля невольно откры­ва­ется рот, при­от­кры­ва­ется созна­ние. И он готов вни­ма­тельно вос­при­нять эту исто­рию. Я это испы­тал и видел глаза детей, кото­рые гово­рят: “От меня ничего не хотят, мне про­сто рас­ска­жут одну исто­рию! Поскольку чело­век инте­рес­ный, я его послу­шаю”. Рас­ска­жите 5–6 исто­рий. Чтобы они шли пла­стами, одна за дру­гой, по опре­де­лен­ной динамике.

Очень сове­тую исполь­зо­вать лите­ра­тур­ный мате­риал. Пере­чи­тайте, ска­жем, “Анну Каре­нину”. Одна­жды у меня с собой слу­чайно ока­за­лась эта книга. До конца лек­ции еще оста­ва­лось время. И я зачи­тал вслух самые страш­ные стра­ницы романа — когда глав­ные герои сошлись в плот­ской бли­зо­сти (сама она не опи­сана), — и что с ними обо­ими было! Как пере­жи­вала живая душа — прежде всего Анны, а от нее и Врон­ского (Л.Н. Тол­стой “Анна Каре­нина”, часть вто­рая, глава XI)! Это очень полезно послу­шать девочкам.

Очень дей­ственно зачи­ты­вать письма ровес­ни­ков. Только это не должно быть наро­чито: при­шел лек­тор с папоч­кой и вынул эти письма. Они должны у вас ока­заться как бы слу­чайно. Их надо вынуть, как игрок выни­мает козыр­ного туза, в нуж­ный момент.

Дру­гие советы давать трудно. Когда “при­жмет”, тогда из души что-то обя­за­тельно вый­дет. И ока­жется, что именно это и нужно было ска­зать дан­ной аудитории.

Главные ошибки

Моя самая гру­бая ошибка была именно тогда, когда я при­шел читать свою первую лек­цию о запо­ве­дях Божиих и начал гово­рить о том, что ценно для меня. Про­сто пошел на поводу у дирек­трисы… Еще раз повторю: не надо гово­рить о том, что для тебя ценно, надо начи­нать с того, что ценно для них. Иначе будет нра­во­уче­ние. Нра­во­уче­ние здесь излишне, потому что нрав­ствен­ные поня­тия в чело­веке зало­жены. Чело­век — это образ Божий. В юно­сти все несут этот образ в себе.

Еще ошибка — скучно гово­рить. Лек­тор дол­жен быть инте­рес­ным. Когда мы орга­ни­зо­вы­вали пра­во­слав­ную гим­на­зию “Радо­неж”, учи­теля часто спра­ши­вали: “Что пре­по­да­вать на Законе Божием?” Я гово­рил: “Что хотите! Гово­рите только то, что детям инте­ресно”. В началь­ные классы не нужно “тас­кать” батюшку. Вообще, оставьте его в покое. Редко какой батюшка умеет раз­го­ва­ри­вать с детьми. В началь­ной школе нужна какая-нибудь мама, кото­рая сама своих дети­шек уже в цер­ковь водит. При­чем не уче­ная, потому что впи­хи­вать в детей мате­риал не нужно. Боль­шая ошибка давать про­грамму — исто­рию “от сотво­ре­ния мира до Пяти­де­сят­ницы” пройти за год! Нельзя огра­ни­чи­вать себя про­грам­мой. Есть люди, кото­рые могут сде­лать так, чтобы слу­ша­те­лям было не скучно. И только таким надо дове­рять мис­си­о­нер­скую работу. А не можешь — зай­мись науч­ной рабо­той. Или возьми какой-нибудь дру­гой пред­мет, ска­жем, мате­ма­тику. И на мате­ма­тике, когда дети будут заняты реше­нием кон­крет­ных вопро­сов, — можно пока­зать им, что реше­ние глав­ней­ших мате­ма­ти­че­ских про­блем было реше­нием про­блем мировых.

Еще одна ошибка — это отве­чать на СВОИ вопросы. Дети ста­нут слу­шать тебя только тогда, когда про­зву­чат их соб­ствен­ные. Напри­мер, мне кажется, что вопрос “как пра­вильно выйти замуж?” очень уда­чен. От него можно перейти на мно­гие дру­гие важ­ные темы. Но только начало раз­го­вора должно быть при­мерно таким:

- Здесь много запи­сок на одну тему: “Как пра­вильно выйти замуж?” Вопрос постав­лен верно: есть неко­то­рые пра­вила того, как выйти замуж, и я бы мог эти пра­вила изло­жить… Если хотите.

- Хоти-им, — закри­чало собрание.

- Вопрос непро­стой. Чтобы вник­нуть, потре­бу­ется терпение…

- Хо-тим!!!

У меня за спи­ной была боль­шая раз­движ­ная доска. Я обер­нулся и начал писать пра­вило пер­вое. Пра­вило пер­вое. “Успех жен­щины — не много муж­чин, а один”.

- Понятно, о чем речь?

О сердце лектора

Исхо­дить надо из того, что у тебя есть сер­деч­ное отно­ше­ние к ауди­то­рии. Лек­тор дол­жен обла­дать пони­ма­нием и состра­да­нием своей ауди­то­рии. Я к ним при­шел, потому что мне жалко этих маль­чи­ков и дево­чек. Жаль, что боль­шин­ство из них начали или скоро нач­нут вести рас­пут­ную, гре­хов­ную жизнь, даже не зная, чем все это кон­чится. Но пока­зы­вать своей жало­сти им ни в коем слу­чае нельзя. Внешне, и в пря­мом, и в пере­нос­ном смысле я застег­нут на все пуго­вицы (для лек­ции у меня есть спе­ци­аль­ный чер­ный костюм). Своим при­хо­дом я говорю: “Зна­ете что, я не буду с вами в демо­кра­ти­че­ские игры играть. Я при­над­лежу дру­гому поко­ле­нию. Я столько знал и видел, к чему вы даже не при­сту­пали”. Воз­можно, это жест­кая пози­ция, но про­во­дить ее нужно без нажима. В конце лек­ции дети, как пра­вило, согла­ша­ются, что я имею право так с ними гово­рить. Я чело­век, кото­рый любит про­во­ка­цию. Я могу рис­ко­ванно пошу­тить. И я имею право гово­рить на эти темы ино­гда так резко, порой даже грубо, остро, про­во­ци­ру­юще. Неко­то­рые кол­леги упре­кают меня в излиш­ней гру­бо­сти. Но это мой стиль. Если я знаю истину, я что, буду ее скры­вать? Это было бы глупо…

Дру­гое дело, что права тре­бо­вать от детей чего-то я не имею. Цель лек­ции, я думаю, состоит в том, чтобы чело­век лучше себя понял. Если он нач­нет лучше себя пони­мать, он в любом слу­чае будет ближе к Богу.

Что останется после меня?

Я точно знаю, что после моей лек­ции никто не ста­нет пред­при­ни­мать ника­ких дей­ствий, чтобы стать ближе в Церкви. По край­ней мере никто сразу не пой­дет испо­ве­даться. Однако слова, ска­зан­ные мной, откла­ды­ва­ются в дол­гую память. Лек­ция о любви и браке — это про­сто предо­сте­ре­же­ние от самых гру­бых оши­бок, когда детям важно пока­зать, что взрос­лым людям не без­раз­лична их жизнь. Так же необ­хо­димо под­кре­пить их внут­рен­нее чув­ство цело­муд­рия. Дело в том, что юность имеет охра­не­ние от Бога — есте­ствен­ное цело­муд­рие. И очень важно, чтобы им кто-то ска­зал: “то, что в вас есть — это нормально”.

Итак, лек­ция это битва. Разо­вое меро­при­я­тие — это обя­за­тельно дра­ма­ти­че­ское столк­но­ве­ние двух лиц. Сама битва длится 30 минут. Если пра­вильно вести ребят, они успе­вают при­щу­риться и ска­зать: “А может быть он прав?” Когда дети начали зада­вать вопросы, ты победил.

Вопросы, которые чаще всего задают лектору

Самое слож­ное — это понять, что на самом деле хочет спро­сить ребенок.

1. Как Вы счи­та­ете, кого на земле больше, носи­те­лей добра, поло­жи­тель­ной энер­гии, или носи­те­лей зла? И кто торжествует?

2. Почему страшно, когда умер­ший попа­дает в морг?

3. Что делать, если зна­ешь, что посту­па­ешь непра­вильно, не зна­ешь, что делать дальше, а стар­шие по воз­расту осуж­дают тебя во всем?

4. Зна­ете ли Вы нашего мест­ного экс­тра­сенса Сте­па­нова? Он назы­вает себя чуть ли не Иису­сом Хри­стом и гово­рит, что, когда в про­шлом октябре, по-моему, был “конец света”, это он забрал всю злую энер­гию людей всей пла­неты и отпра­вил ее на Сатурн, отчего эта пла­нета сме­сти­лась со своей орбиты. Что Вы об этом думаете?

5. Что зна­чит кос­мос в хри­сти­ан­ской религии?

6. Когда рож­да­ется ребе­нок, он при­хо­дит иску­пать грехи своих родителей?

7. Как отли­чить страсть от любви? Можно ли сохра­нить чело­веку вер­ность во всю жизнь? Почему жена­тые люди часто холо­деют друг к другу?

8. Как пра­вильно выйти замуж?

9. А мне нра­вится вся­кая рок-музыка, аж мурашки бегают. Это плохо?

10. Вы сами какую музыку слушаете?

11. Что делать, когда не зна­ешь, что делать, когда не хочется жить? Я при­хожу домой, и мне хочется свое лицо лез­вией испор­тить, чтобы ни один парень ко мне не подо­шел. Меня оста­нав­ли­вает только одно, тогда ко мне не подой­дет и тот парень, кото­рый мне нра­вится. Что мне делать?

12. Почему, когда в стране сложно, появ­ля­ются запад­ные проповедники?

13. Грех ли это — думать о пло­хом, зная, что нико­гда этого не совершишь?

14. Что ж нам, вообще не краситься?

15. Ваше отно­ше­ние к смерт­ной казни.

16. Моя сестра бере­менна. Если при­ча­ститься перед тем, как родить, родится ли чистый ребе­нок, без греха?

17. Вы кто такой?

18. Как позна­ко­миться с чело­ве­ком, кото­рый мне нравится?

19. Я никого не люблю, даже роди­те­лей. Что мне делать? Хочу быть другой.

20. Если у Вас такое мне­ние о сексе, как раз­мно­жа­ются люди?

21. Какой вла­сти на земле вы хотите, если хотите вообще?

22. [Записка почти на стра­ницу. Ее смысл таков: есть запо­ведь “Не кради”, но обсто­я­тель­ства нашей жизни и жизни нашего обще­ства таковы… В общем слож­ные…] Я думаю, Вы меня пони­ма­ете: не укра­дешь — не проживешь.

23. Вы что! Дей­стви­тельно счи­та­ете, что до сва­дьбы не должно быть поло­вых связей?

24. Почему маль­чишки в 15 лет такие оза­бо­чен­ные? При­стают, как “черти”.

25. Что делать, если роди­тели застав­ляют жить по их законам?

26. В нашем воз­расте чело­век теряет веру в людей. Как сохра­нить веру в людей?

27. Я хочу верить, но Бог меня не зовет. Я кре­ще­ная и люблю рели­ги­оз­ные празд­ники. С чего мне начать?

28. Суще­ствует ли амни­стия из ада?

29. Ваш зара­бо­ток в месяц? Неужели такой рабо­той зара­ба­ты­вают на жизнь?

30. Избить чело­века за дело — грех?

31. Есть ли загроб­ная жизнь? Верите ли Вы в нее?

32. Я своей души никому не смогу открыть, даже свя­щен­нику. Что делать?

33. Что такое меди­та­ция и молитва? Какая между ними разница?

34. Нужно ли помо­гать людям, ведь в ответ почти все­гда полу­ча­ешь неблагодарность?

35. Как про­стить за измену и обман?

36. Как жить, если есть жесто­кость и ненависть?

37. Зачем нужен свя­щен­ник? Я пони­маю, что он дол­жен орга­ни­зо­вы­вать службу в храме, но почему нельзя каяться непо­сред­ственно перед Богом?

38. Если я люблю пацана, а он меня нет, то что нужно сде­лать, чтобы он обра­тил на тебя внимание?

39. Какие пути выхода из сего­дняш­него поло­же­ния в стране суще­ствуют в тра­ди­ции Пра­во­сла­вия? Ваше отно­ше­ние к монархии?

40. Я слы­шала такое выра­же­ние: “Наши пере­го­родки до Бога не дохо­дят”. Не все ли равно, какая рели­гия, лишь бы чело­век верил в Бога?

41. От пси­хи­че­ского кон­такта с чело­ве­ком, веру­ю­щим в Сатану, попа­даем ли мы в зави­си­мость от него? Он гово­рит: “Сатана — вели­кий бог”. Но мы не верим ему.

42. Нужно ли ухо­дить из общества?

43. Если с нами что-то слу­чится, как об этом рас­ска­зать роди­те­лям и как посту­пить самой?

44. Как можно поста­вить на место душу?

45. Можно ли не вхо­дить в пере­ход­ный возраст?

46. Мне гово­рят, ты дол­жен (ты должна). Почему и кому я дол­жен (я должна)?

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки