Злопамятство: ржавчина души, червь ума и вшивый голубь

Злопамятство: ржавчина души, червь ума и вшивый голубь

Держать зло, накапливать обиды кому-то нравится. Расхожее мнение: обидчивость придаёт жизни драйв. Духовные авторитеты не согласны. Преподобный Иоанн Лествичник называет злопамятство страстью, “ржавчиной души” и  не жалеет образных выражений.

На интернет-канале Гомельского Никольского мужского монастыря   о страсти памятозлобия размышляет архимандрит Савва (Мажуко).

О. Савва Мажуко
Фото: blagovest-info.ru

– Друзья мои, каждое утро мы начинаем молитвой «Отче наш, иже еси на небесех».

Молитва красивая, чудесная, потому что эту молитву Сам Господь нам оставил, и мы не только этими словами просим Господа просветить наши сердца и души, но ещё и получаем большое научение.

Молитва настраивает нас на правильное отношение к Богу, к миру, к самим себе и особенно к близким людям, потому что в этой молитве есть замечательное прошение, которое связывает нас с нашими близкими.

Наше спасение напрямую зависит от отношений с теми людьми, которые рядом с нами. Мы не спасаемся сами по себе.

Но слово «спасение» так часто встречается в православном христианском лексиконе, что мы теряем его смысл. Что оно значит, что такое спасение, от кого мы спасаемся, для чего мы спасаемся?

Мы знаем, что Христос – это Спаситель. Спасение есть таинство обожения, охристовления человека, то есть мы постепенно становимся богоподобными. Каким образом? Подражая Богу. 

И апостол Павел в своих Посланиях неоднократно говорит о том, что мы должны как бы «снимать узоры», как старые люди говорили,  то есть должны подражать во всём Христу. Если не получается подражать Христу, то хотя бы подражать апостолу Павлу. А в чём подражать?

Самое главное, что нам открыто о Боге – это то, что Он есть Любовь, потому что Он есть Человеколюбец. Любовь как некая абстрактная величина, любовь вообще, любовь, которая всеобъемлет, любовь, которая является океаном, в котором тонет всё, и даже обезличивается? Нет.

Чтобы перевести на русский язык славянское слово «любы» или «любовь», нам, наверное, потребуется слово «доброта».

Любовь это и есть доброта. Опять же не абстрактное добро, не философская или этическая категория, а доброта, понимаемая просто, как благорасположенность к человеку, добродушие, добрая намеренность по отношению к другому, доброжелательность. 

Вот Бог – Он такой, это самое главное, что мы о Нём знаем. 

Он – не некая сила, не абстракция, не энергия, которая разлита вокруг – безликая, нелицеприятная, безразличная, но абсолютная и вечная. Нет.

Почему для нас дорого Священное Писание? Оно говорит нам, что Бог есть Личность, человеколюбивый Отец.

Он добродушен по отношению к нам, Он желает нам добра и ищет этого добра, и хочет, чтобы и мы подражали Ему в этом добре, в доброте самой настоящей. 

И вот, друзья мои, в молитве «Отче наш» есть такое прошение: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».

Чтобы у Бога просить прощения за свои грехи, перед этим мы должны простить тех людей, которые против нас согрешили. Вот что делает нас богоподобными. Потому что Господь прощает всем, Он ни на кого не держит зла, потому что зла в Боге нет. А люди иногда разрешают себе держать зло.

В «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника есть целое Слово, которое называется «О памятозлобии». И мы сейчас не говорим «памятозлобие» – это слово славянское, чаще всего в нашей речи мы говорим о злопамятстве. В общем-то, это одно и то же. Злопамятство – это когда человек накапливает в себе память обо всём злом, что против него сделал какой-то человек.

Преподобный Иоанн Лествичник уподобляет памятозлобивого, злопамятного человека вшивому голубю. Представляете, какой жуткий образ? Вот он пишет: «Памятозлобие далеко от твердой естественной любви, но блуд удобно приближается к ней, как иногда видим в голубе кроющихся вшей». То есть памятозлобивый – это вшивый голубь. Страшное дело. 

Голубь

И действительно, когда мы представляем этот пластический и очень подвижный образ буквально, мы видим какую-то чесотку, какую-то горячку, когда под покровом белоснежного оперения и кроткого, казалось бы, нрава роются страсти, кипят, бушуют.

Злопамятный человек иногда даже страдает бессонницей из-за того, что воскрешает в своей памяти все те обиды, составляет «реестры преступлений» против себя, всякий раз раскладывает пасьянс этих преступлений, вспоминает детали, смакует их. В этом есть даже какое-то сладострастие. 

Не случайно преподобный Иоанн Лествичник называет эту страсть именно страстью. Не просто болезнь – а в ней есть какое-то страстное начало. То есть мы бы сейчас сказали, что это человек, одержимый мазохизмом, ему нравится страдать, ему нравится составлять все эти «картотеки преступлений» против него.

Преподобный Иоанн Лествичник даёт определение того, что есть памятозлобие. Он говорит: «Памятозлобие есть исполнение гнева, хранение согрешений». 

То есть мы как будто бы складываем в сундук, в специальный отсек, все преступления против нас. Мы дорожим ими, они для нас очень важны. 

«Ненависть к правде, пагуба добродетели» – почему ненависть к правде? Потому что Евангелие говорит нам о том, что человеку естественно быть добрым. И если против тебя кто-то согрешил, чем-то тебя обидел, он тем самым себе нанес рану, прежде всего. Он себя измучил и изранил, потому что навсегда с ним остаётся этот проступок.

И вместо сочувствия к человеку, который против нас согрешил, мы ещё и усугубляем его болезнь своей памятью.

«Пагуба добродетели» – почему пагуба добродетели? Потому что на самом деле человек злопамятный не может никогда стяжать доброту Божию, он никогда не может воспитать себя в любви божественной. То есть любовь – это и есть союз совершенства, как говорил апостол Павел.

Если ты не отпустил, не простил другому человеку, то и Господь не может тебя простить. «Памятозлобие, – говорит преподобный, – ржавчина души». Ржавчина души, которая разъедает. 

«Червь ума» – не правда ли, жуткий образ, который тоже, как и вшивый голубь, нам показывает, что внутри нас нечто поселилось, копошится чуждое, разъедает ум, портит память, заставляет нас зацикливаться на прошлом, ослепляет ум, не даёт нам оглянуться вокруг себя, и самое главное – не даёт нам радоваться жизни.

Если ты копаешься в прошлом, ты не видишь настоящего, ты теряешь вкус к жизни.

«Червь ума, посрамление молитвы» – почему посрамление молитвы? Потому что ты не можешь читать молитву «Отче наш», самую главную молитву, которая у нас есть, если твое сердце исполнено злопамятством.

Как ты можешь просить Господа, чтобы Он простил тебе твои согрешения, если ты сам никому не прощаешь? Нехорошо, неправильно, сам себе противоречишь. «Пресечение моления, отчуждение любви, гвоздь, вонзённый в душу» – вот ещё образ. Помимо вшивого голубя, червя ума, ещё и гвоздь. Как страшно, как больно даже это читать!

«Неприятное чувство, в огорчении с услаждением любимое» – вот что об этом мазохизме говорит Иоанн Лествичник. «Грех непрестающий, законопреступление неусыпающее, злоба повсечасная». 

То есть человек, который пустил злопамятство в своё сердце, как это ни странно прозвучит, он – жертва, он находится в аду. Червь неусыпающий, о котором говорит Священное Писание, уже в нём поселился. Огонь и мука уже в нём живет.

Поэтому, друзья мои, это состояние никак нельзя оправдать. Чтобы против вас ни сделали ваши ближние, нужно научиться отпускать, научиться прощать. Нельзя свою жизнь превращать в ад. Господь создал нас для радости. И будет очень грустно и обидно, если мы эту жизнь проведём уже здесь в настоящем аду.

Видео-беседа на интернет-канале Гомельского Никольского мужского монастыря   

Соб. инф.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки