Array ( [_gcl_au] => 1.1.875183576.1713805654 [_ga] => GA1.2.1513058821.1713805654 [_ym_uid] => 1713805654254776706 [_ym_d] => 1713805654 [tlQXUmzV] => Ge.J]lBU[ [CQBDRtsGE] => y5u60Fs [_ym_isad] => 1 [_gid] => GA1.2.540740131.1713971255 [rmcookie] => S:2QgGh2ahuf1t_9mtFxkJrLS_lCHbfSPauzvF4SpHxLd7j805esBzBPWTifINHyIIKuacfdk0wZPkyIylEPk1erI9aIYKc0fI2t2xIVwGbUTkGHQvW9Q_0MmrWGwQPDPm8UqqtxyHNrdPBqge5cbtvYVmQj3zdFbu3z2kYAceC2wuDqghSesI9SEXgf5jGBBSPfXWNoSXaJ0FBrAxqAF8rBs0bSuBwXqGcDdZ_PX4n4IQ3e59si_iTlSqDIAZK_LUmUohUbnE-7o_hF9kcUH-Qy_2tEuDSMSWDJ13z16pA_PO_W4z4PnkQNuM5jvbWp83mGUrpfWrQwQlLdnN9pgRpM9zhQdUMGVq7JTQbfxQBUnAc_Mz6Qxv5Eh_17QkxQuJ2VgPJJu84W_DjcidmaBi2f4NUPK9wiP8wvmCMRXuuFUU7Hkqrdws-CLBRuFKZM1q38cheCQgepCR8k-vl5ghLIMwqxyIMJzFaRjdlIkT8PfmklIY5xt82I3F1KahVJ6VpQ5cU2zTnTSb2a1WuF8utClYkJZMWzh6aCz3ZNeCHTfT7x8lUaohKnM3u1AdXmGOgkknXAyTgAtVDHRipd9ncNU35zVPvqvp9Og3sNwKXwn7_PIIUgFHrdOB7W2iyW-_FQ== [otrid] => S:FtS4yEz6rNPBfYkfJ4SvubA4xURmI_Seva4l9MV1Y9oKQeHjb08ZqrFSY6A26B-eYTVP2on-sFnVGpJ-QUK3mFjtL9zBwZeQXZx_Q7btn5Ae0Ze_qiRe_Shdxxi6w38qXiw52KNQ6FxzJPLBTRx4G1MipVHntdnibua91MVLqdzmfUGhrBgQMiuYSbkLSmn5IRiIju-EoGczMHwyIPXzMyjYQR5Fam_2yUs= )

Герменевтика

Литература по теме

Гермене́втика (от греч. ἑρμηνευτική — искусство толкования (от греч. ἑρμηνεύω — толковать, объяснять, переводить)) —

1) научное направление богословия, предметом которого является исследование и раскрытие исторического опыта основных принципов толкования Священного Писания, развитие методов и приемов толкования библейских текстов;
2) наука, предметом которой является исследование и толкование древних текстов.

Основополагающим принципом толкования Священного Писания в Православной Церкви является догмат о его Богодухновенности, то есть его написания по внушению Святого Духа избранным Богом человеком. В церковной истории сохранилась богатая традиция толкования Священного Писания, разработанная Самим Господом и святыми мужами (пророкамиапостолами, святыми отцами), а также авторитетными церковными учителями, разъяснявшими сочинения друг друга. Исследование этой традиции позволяет выделить основные методы толкования Священного Писания. К ним могут быть отнесены буквально-исторический, символический, типологический (прообразовательный), аллегорический и др. Изучение этих методов и их взаимодействия в процессе истолкования – предмет герменевтики. Герменевтика также призвана изучить историческое возникновение методов истолкования Священного Писания и проследить их использование в истории Церкви. В связи с этим предметом герменевтики может быть, например, возникновение аллегорического толкования у иудеев диаспоры, развитие аллегорического объяснения Ветхого Завета у Филона Александрийского, крайних и умеренных аллегористов (терапевты), аллегорический метод толкования Александрийской школы экзегезы. Предметом исследования также могут быть толкование Священного Писания Ветхого Завета Господом Иисусом Христом, толкование ветхозаветных Писаний апостолами, святоотеческие методы толкования: толкования Писания у мужей апостольских, толкования Писания у апологетов, принципы толкования Писания Оригеном, принципы толкования антиохийской школы, Иоанна Златоуста, египетских подвижников (например. прп. Иоанна Кассиана Римлянина), эдесско-низибийская школы и др. Содержательно-смысловой аспект толкований Священного Писания изучает экзегетика.

В то же время важно подчеркнуть, что грань между библейской герменевтикой и экзегетикой очень тонка, что ведет к частичному отождествлению этих наук.

Цитаты о герменевтике

«В системе Христианского Богословия учение о способе толкования Священного Писания составляет особую науку, в которой преподаются правила как узнавать и изъяснять подлинный смысл Священного Писания. Эта наука известна у богословов под различными наименованиями. Обыкновенно называют ее Священною или Библейскою Герменевтикой. Название Герменевтики взято от греческого слова толковать, изъяснять что-нибудь или посредством простого перевода с одного языка на другой или подробнейшего раскрытия предлагаемой мысли; а Священною или Библейскою она называется в отличие от герменевтики общей. – Другие дают этой науке название Экзегетики, потому что слова διερμήνευσεν и ρμηνεύω употребляются в Священном Писании как тождественные, в одинаковом значении (Лк.24:27; Ин.1:18). – Некоторые называют ее Богословием Толковательным или Сказательным, по ее предмету, по отношению к составу богословских наук».
профессор П. Савваитов

«Герменевтика (наука о понимании текстов, отделенных от интерпретатора большой культурной дистанцией) с помощью ряда приемов позволяет преодолевать дистанцию между эпохой авторов (и первых адресатов библейских текстов) и новейшим временем. Поэтому любая экзегеза должна пополняться герменевтикой. Библейская герменевтика – это интерпретация Свщ. Писания для нашего сегодняшнего мира, т.е. актуализация послания, содержащегося в древних текстах. Уже отцы Церкви, первые толкователи Свщ. Писания, настойчиво подчеркивали: экзегеза лишь тогда полна, когда она раскрывает смысл текста для христиан своего времени.
Современная герменевтика, кроме того, есть здоровая реакция на исторический позитивизм и на искушение применять при исследовании Библии те же самые критерии объективности, которые приложимы к естественным наукам.
Евангелие, несомненно, говорит на человеческом языке, но нельзя забывать и о том, что перед нами сакральный текст: наряду с историко-бытовой информацией, он содержит вероучительные, керигматические сведения «не от мира сего». Эти последние лишь постепенно открываются как отдельному человеку, так и человечеству. Между тем ради керигмы и написана эта центральная христианская книга.
Не забудем к тому же, что многосмысленность Евангелия предполагает (по крайней мере) четыре уровня прочтения: буквальный (прямой), аллегорический (или анагогический), нравственный и типологический (или прообразовательный). Старец Парфений Оптинский однажды написал как бы от лица многих: «Священное Писание все тайнами повито. Там глубина, там смысл неисчерпаемый. Всего уразуметь нельзя. Подобно тому, как можно снимать с луковицы одну чешуйку, затем другую, третью и т.п., – вот то же и в Священном Писании: уразумеет человек один смысл, за этим смыслом есть другой глубокий, за вторым — третий и т.д.»».
Е.М. Верещагин

Комментировать

2 комментария

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka