
Валентин Павлович Свенцицкий (1881–1931) родился 30 ноября 1881 г. в Казани, в семье потомственного дворянина. Когда Валентину было 15 лет, семья Свенцицких переехала в Москву.
В 1903 году поступает на историко-филологический факультет Московского университета. В числе его друзей и близких знакомых были В. Эрн, П. Флоренский, С. Булгаков, Н. Бердяев, А. Белый, кн. Е. Трубецкой.
События 1905 года увлекли В.П. Свенцицкого идеями христианского социализма и побудили его организовать нелегальное общество “Христианское братство борьбы”, куда входили также П. Флоренский, В. Эрн, А. Ельчанинов.
В.П. Свенцицкий сотрудничает в сборниках “Свободная совесть”, “Вопросы религии”, публикует статьи о творчестве Ф.М. Достоевского, Н. Клюева, Г. Ибсена, пишет рассказы, повести, драмы (“Пастор Реллинг”, “Смерть”, “Интеллигенция”), в основе сюжета которых лежит конфликт между общественной и индивидуальной моралью. В 1908 году выходит книга В.П. Свенцицкого “Антихрист, или Записки странного человека”.
Издание этих книг, сложные драмы в личной жизни, осуждение со стороны близких друзей, исключение из “Религиозно-философского общества” привели В.П. Свенцицкого к состоянию глубокого духовного кризиса. Эти трудные годы привели мятущегося интеллигента к переосмыслению всей предыдущей жизни, стали отправной точкой на пути к нравственному очищению — через боль страдания и глубокое покаяние. Выбор был сделан. Свенцицкий отказывается от социалистических идей и с тех пор их неизменно критикует. Оставив все “мудрствование”, он всецело предает свою жизнь Христу и Его Церкви.
В сентябре 1917 г., по благословению своего духовного отца Анатолия Оптинского, В.П. Свенцицкий рукоположен во иерея. Был назначен проповедником при штабе 1‑й армии Северного фронта; с 1918 г. стал проповедником Добровольческой армии. В печати и с амвона призывал народ к покаянию и борьбе с большевизмом; считал, что только Церковь является нравственным фундаментом, на котором должна строиться Россия.
С осени 1920 г. служил и проповедовал в московских храмах. В 1922 г. дважды арестовывался за публичное обличение обновленцев-живоцерковников (в Бутырской тюрьме находился в одной камере с С.И. Фуделем); выслан в Пенджикент (Таджикистан), где участвовал в хиротонии Луки Войно-Ясенецкого. 19 мая 1928 года арестован за неприятие т.н. «Декларации», выражавшей позитивное отношение к советской власти части иерархов, и сослан в Тракт-Ужет (ныне Тайшетский район Иркутской области), где написал итоговый труд «Диалоги». Перед смертью, не изменив мнения о «компромиссах, граничащих с преступлением», просил духовных детей последовать своему примеру: покаяться в отпадении от соборного единства.
Скончался в больнице г. Канск. Родные получили разрешение перевезти его тело в Москву. Похоронен на Введенском (Немецком) кладбище Москвы.