Свенцицкий Валентин, протоиерей

Свенцицкий Валентин Павлович
Валентин Павлович Свенцицкий (1881–1931) родился 30 ноября 1881 г. в Казани, в семье потомственного дворянина. Когда Валентину было 15 лет, семья Свенцицких переехала в Москву.
В 1903 году поступает на историко-филологический факультет Московского университета. В числе его друзей и близких знакомых были В. Эрн, П. Флоренский, С. Булгаков, Н. Бердяев, А. Белый, кн. Е. Трубецкой.
События 1905 года увлекли В.П. Свенцицкого идеями христианского социализма и побудили его организовать нелегальное общество «Христианское братство борьбы», куда входили также П. Флоренский, В. Эрн, А. Ельчанинов.
В.П. Свенцицкий сотрудничает в сборниках «Свободная совесть», «Вопросы религии», публикует статьи о творчестве Ф.М. Достоевского, Н. Клюева, Г. Ибсена, пишет рассказы, повести, драмы («Пастор Реллинг», «Смерть», «Интеллигенция»), в основе сюжета которых лежит конфликт между общественной и индивидуальной моралью. В 1908 году выходит книга В.П. Свенцицкого «Антихрист, или Записки странного человека».
Издание этих книг, сложные драмы в личной жизни, осуждение со стороны близких друзей, исключение из «Религиозно-философского общества» привели В.П. Свенцицкого к состоянию глубокого духовного кризиса. Эти трудные годы привели мятущегося интеллигента к переосмыслению всей предыдущей жизни, стали отправной точкой на пути к нравственному очищению — через боль страдания и глубокое покаяние. Выбор был сделан. Свенцицкий отказывается от социалистических идей и с тех пор их неизменно критикует. Оставив все «мудрствование», он всецело предает свою жизнь Христу и Его Церкви.
В сентябре 1917 г., по благословению своего духовного отца Анатолия Оптинского, В.П. Свенцицкий рукоположен во иерея. Был назначен проповедником при штабе 1-й армии Северного фронта; с 1918 г. стал проповедником Добровольческой армии. В печати и с амвона призывал народ к покаянию и борьбе с большевизмом; считал, что только Церковь является нравственным фундаментом, на котором должна строиться Россия.
С осени 1920 г. служил и проповедовал в московских храмах. В 1922 г. дважды арестовывался за публичное обличение обновленцев-живоцерковников (в Бутырской тюрьме находился в одной камере с С.И. Фуделем); выслан в Пенджикент (Таджикистан), где участвовал в хиротонии Луки Войно-Ясенецкого. 19 мая 1928 года арестован за неприятие т.н. «Декларации», выражавшей позитивное отношение к советской власти части иерархов, и сослан в Тракт-Ужет (ныне Тайшетский район Иркутской области), где написал итоговый труд «Диалоги». Перед смертью, не изменив мнения о «компромиссах, граничащих с преступлением», просил духовных детей последовать своему примеру: покаяться в отпадении от соборного единства.
Скончался в больнице г. Канск. Родные получили разрешение перевезти его тело в Москву. Похоронен на Введенском (Немецком) кладбище Москвы.

Антихрист (Записки странного человека)

Антихрист (Записки странного человека)

Роман написан в духе Достоевского: он наглядно показывает тёмную, «Антихристову» сторону личности конкретного человека. Главный герой – по видимости глубоко религиозный и благочестивый человек – на самом деле не верит в Воскресение Христа и вечную жизнь.
Второе распятие Христа. Фантазия

Второе распятие Христа. Фантазия

Собрание сочинений великого христианского проповедника XX в. прот. Валентина Павловича Свенцицкого открывают ранее не переиздававшиеся художественные произведения. Боговдохновенная "Фантазия" повествует о приходе в Москву Иисуса Христа и обнажает причины гибели Российской империи.
Наследство Твердыниных (пьеса)

Наследство Твердыниных (пьеса)

Большая, но очень низкая и мрачная комната в квартире Твердыниных. Три двери: прямо, справа и слева. В глубине сцены длинный обеденный стол. У задней стены буфет, тёмный, массивный. На переднем плане широкий старинный диван и два кресла.
Пастор Реллинг (пьеса)

Пастор Реллинг (пьеса)

Вечер. Уютный кабинет пастора. За круглым столом сидит Тора, маленькая, худенькая блондинка, с круглым детским лицом, большими голубыми глазами, и Лия, тоже блондинка, но высокая, стройная, очень красивая. Тора шьёт детскую рубашечку; Лия сидит в качалке.
Смерть (пьеса)

Смерть (пьеса)

Большая, со вкусом обставленная комната на даче Эдгара Гедина. Несколько бюстов, картины, мягкая мебель. Стеклянная дверь на балкон отворена. По обе стороны двери окна. Они тоже отворены. Видны цветущие яблони. Яркий, солнечный день. Ванда стоит против окна, вся залитая солнцем. Ей не более двадцати трёх лет.