Свенцицкий Валентин, протоиерей

Свенцицкий Валентин ПавловичВален­тин Пав­ло­вич Свен­циц­кий (1881–1931) родился 30 ноября 1881 г. в Казани, в семье потом­ствен­ного дво­ря­нина. Когда Вален­тину было 15 лет, семья Свен­циц­ких пере­ехала в Москву.
В 1903 году посту­пает на исто­рико-фило­ло­ги­че­ский факуль­тет Мос­ков­ского уни­вер­си­тета. В числе его дру­зей и близ­ких зна­ко­мых были В. Эрн, П. Фло­рен­ский, С. Бул­га­ков, Н. Бер­дяев, А. Белый, кн. Е. Трубецкой.
Собы­тия 1905 года увлекли В.П. Свен­циц­кого иде­ями хри­сти­ан­ского соци­а­лизма и побу­дили его орга­ни­зо­вать неле­галь­ное обще­ство “Хри­сти­ан­ское брат­ство борьбы”, куда вхо­дили также П. Фло­рен­ский, В. Эрн, А. Ельчанинов.
В.П. Свен­циц­кий сотруд­ни­чает в сбор­ни­ках “Сво­бод­ная совесть”, “Вопросы рели­гии”, пуб­ли­кует ста­тьи о твор­че­стве Ф.М. Досто­ев­ского, Н. Клю­ева, Г. Ибсена, пишет рас­сказы, пове­сти, драмы (“Пас­тор Рел­линг”, “Смерть”, “Интел­ли­ген­ция”), в основе сюжета кото­рых лежит кон­фликт между обще­ствен­ной и инди­ви­ду­аль­ной мора­лью. В 1908 году выхо­дит книга В.П. Свен­циц­кого “Анти­христ, или Записки стран­ного человека”.
Изда­ние этих книг, слож­ные драмы в лич­ной жизни, осуж­де­ние со сто­роны близ­ких дру­зей, исклю­че­ние из “Рели­ги­озно-фило­соф­ского обще­ства” при­вели В.П. Свен­циц­кого к состо­я­нию глу­бо­кого духов­ного кри­зиса. Эти труд­ные годы при­вели мяту­ще­гося интел­ли­гента к пере­осмыс­ле­нию всей преды­ду­щей жизни, стали отправ­ной точ­кой на пути к нрав­ствен­ному очи­ще­нию — через боль стра­да­ния и глу­бо­кое пока­я­ние. Выбор был сде­лан. Свен­циц­кий отка­зы­ва­ется от соци­а­ли­сти­че­ских идей и с тех пор их неиз­менно кри­ти­кует. Оста­вив все “мудр­ство­ва­ние”, он все­цело пре­дает свою жизнь Хри­сту и Его Церкви.
В сен­тябре 1917 г., по бла­го­сло­ве­нию сво­его духов­ного отца Ана­то­лия Оптин­ского, В.П. Свен­циц­кий руко­по­ло­жен во иерея. Был назна­чен про­по­вед­ни­ком при штабе 1‑й армии Север­ного фронта; с 1918 г. стал про­по­вед­ни­ком Доб­ро­воль­че­ской армии. В печати и с амвона при­зы­вал народ к пока­я­нию и борьбе с боль­ше­виз­мом; счи­тал, что только Цер­ковь явля­ется нрав­ствен­ным фун­да­мен­том, на кото­ром должна стро­иться Россия.
С осени 1920 г. слу­жил и про­по­ве­до­вал в мос­ков­ских хра­мах. В 1922 г. два­жды аре­сто­вы­вался за пуб­лич­ное обли­че­ние обнов­лен­цев-живо­цер­ков­ни­ков (в Бутыр­ской тюрьме нахо­дился в одной камере с С.И. Фуде­лем); выслан в Пен­джи­кент (Таджи­ки­стан), где участ­во­вал в хиро­то­нии Луки Войно-Ясе­нец­кого. 19 мая 1928 года аре­сто­ван за непри­я­тие т.н. «Декла­ра­ции», выра­жав­шей пози­тив­ное отно­ше­ние к совет­ской вла­сти части иерар­хов, и сослан в Тракт-Ужет (ныне Тай­шет­ский район Иркут­ской обла­сти), где напи­сал ито­го­вый труд «Диа­логи». Перед смер­тью, не изме­нив мне­ния о «ком­про­мис­сах, гра­ни­ча­щих с пре­ступ­ле­нием», про­сил духов­ных детей после­до­вать сво­ему при­меру: пока­яться в отпа­де­нии от собор­ного единства.
Скон­чался в боль­нице г. Канск. Род­ные полу­чили раз­ре­ше­ние пере­везти его тело в Москву. Похо­ро­нен на Вве­ден­ском (Немец­ком) клад­бище Москвы.

Антихрист (Записки странного человека) — Свенцицкий В.П.

Антихрист (Записки странного человека) — Свенцицкий В.П.

Роман напи­сан в духе Досто­ев­ского: он наглядно пока­зы­вает тём­ную, «Анти­хри­стову» сто­рону лич­но­сти кон­крет­ного чело­века. Глав­ный герой – по види­мо­сти глу­боко рели­ги­оз­ный и бла­го­че­сти­вый чело­век – на самом деле не верит в Вос­кре­се­ние Хри­ста и веч­ную жизнь.

Второе распятие Христа. Фантазия — Свенцицкий В.П.

Второе распятие Христа. Фантазия — Свенцицкий В.П.

Собра­ние сочи­не­ний вели­кого хри­сти­ан­ского про­по­вед­ника XX в. прот. Вален­тина Пав­ло­вича Свен­циц­кого откры­вают ранее не пере­из­да­вав­ши­еся худо­же­ствен­ные про­из­ве­де­ния. Бого­вдох­но­вен­ная “Фан­та­зия” повест­вует о при­ходе в Москву Иисуса Хри­ста и обна­жает при­чины гибели Рос­сий­ской империи.

Интеллигенция (пьеса) - Свенцицкий В.П.

Интеллигенция (пьеса) - Свенцицкий В.П.

Про­стор­ная, свет­лая ком­ната, напо­ло­вину гости­ная, напо­ло­вину каби­нет. Три двери: левая ведёт наверх, к Под­гор­ному, пра­вая – в сто­ло­вую и осталь­ные ком­наты, сред­няя – в прихожую.

Наследство Твердыниных (пьеса) — Свенцицкий В.П.

Наследство Твердыниных (пьеса) — Свенцицкий В.П.

Боль­шая, но очень низ­кая и мрач­ная ком­ната в квар­тире Твер­ды­ни­ных. Три двери: прямо, справа и слева. В глу­бине сцены длин­ный обе­ден­ный стол. У зад­ней стены буфет, тём­ный, мас­сив­ный. На перед­нем плане широ­кий ста­рин­ный диван и два кресла.

Пастор Реллинг (пьеса) — Свенцицкий В.П.

Пастор Реллинг (пьеса) — Свенцицкий В.П.

Вечер. Уют­ный каби­нет пас­тора. За круг­лым сто­лом сидит Тора, малень­кая, худень­кая блон­динка, с круг­лым дет­ским лицом, боль­шими голу­быми гла­зами, и Лия, тоже блон­динка, но высо­кая, строй­ная, очень кра­си­вая. Тора шьёт дет­скую руба­шечку; Лия сидит в качалке.

Проза — Свенцицкий В.П.

Проза — Свенцицкий В.П.

Ещё с вечера сотня каза­ков рас­по­ло­жи­лась на опушке леса, мимо кото­рого должны были идти рабо­чие “сни­мать” сосед­нюю фаб­рику. Ночь была тём­ная, сырая. Время ползло медленно.

Смерть (пьеса) — Свенцицкий В.П.

Смерть (пьеса) — Свенцицкий В.П.

Боль­шая, со вку­сом обстав­лен­ная ком­ната на даче Эдгара Гедина. Несколько бюстов, кар­тины, мяг­кая мебель. Стек­лян­ная дверь на бал­кон отво­рена. По обе сто­роны двери окна. Они тоже отво­рены. Видны цве­ту­щие яблони. Яркий, сол­неч­ный день. Ванда стоит про­тив окна, вся зали­тая солн­цем. Ей не более два­дцати трёх лет.

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки