Крылов Иван
Басня «Безбожники»

(10 голосов5.0 из 5)

Прослушать басню «Безбожники»
2:42

Был в древности народ, к стыду земных племен,
Который до того в сердцах ожесточился,
Что противу богов вооружился.
Мятежные толпы, за тысячью знамен,
Кто с луком, кто с пращей[1], шумя, несутся в поле.
Зачинщики, из удалых голов,
Чтобы поджечь в народе буйства боле,
Кричат, что суд небес и строг и бестолков;
Что боги или спят, иль правят безрассудно;
Что проучить пора их без чинов;
Что, впрочем, с ближних гор каменьями нетрудно
На небо дошвырнуть в богов
И заметать Олимп[2] стрелами.
Смутяся дерзостью безумцев и хулами,
К Зевесу[3] весь Олимп с мольбою приступил,
Чтобы беду он отвратил;
И даже весь совет богов тех мыслей был,
Что, к убеждению бунтующих, не худо
Явить хоть небольшое чудо:
Или потоп, иль с трусом[4] гром,
Или хоть каменным ударить в них дождем.
«Пождем»,
Юпитер[5] рек: «а если не смирятся
И в буйстве прекоснят[6], бессмертных не боясь,
Они от дел своих казнятся».
Тут с шумом в воздухе взвилась
Тьма камней, туча стрел от войск богомятежных,
Но с тысячью смертей, и злых, и неизбежных,
На собственные их обрушились главы.

Плоды неверия ужасны таковы;
И ведайте, народы, вы,
Что мнимых мудрецов кощунства[7] толки смелы,
Чем против божества вооружают вас,
Погибельный ваш приближают час,
И обратятся все в громовые вам стрелы.[8]

Примечания

[1] Праща́ – метательное холодное оружие, представляющее собой верёвку или ремень, один конец которого свёрнут в петлю, в которую продевается кисть пращника.

[2] Оли́мп – в древнегреческой мифологии священная гора, место пребывания богов во главе с Зевсом.

[3] Зевс – в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, ведающий всем миром.

[4] Трус – землетрясение (старо-славянск.).

[5] Юпи́тер – в древнеримской мифологии бог неба, дневного света, грозы, отец богов, верховное божество римлян. Соответствует греческому Зевсу.

[6] Прекосне́ть – медлить, упорствовать (старо-славянск.).

[7] Кощу́нство – оскорбление святыни.

[8] Тема басни основана на классическом мифе (борьба Титанов, детей земли, с богами Олимпа); в ней имелись в виду события во Франции конца XVIII – начала XIX века. Возможно, Крылов был знаком с басней Г.-Э. Лессинга на эту тему («Великан»).
 


Время написания: не позднее конца 1813 г.
Первая публикация: издание басен 1815 г., ч. II, стр. 9–10.

Источник: И.А. Крылов. Полное собрание сочинений в 3‑х томах. Т. 3: Басни, стихотворения, письма и деловые бумаги. Книга первая. М.: ОГИЗ. Гос. изд-во худ. литературы. 1946

Комментировать