Array ( )
<span class=bg_bpub_book_author>Сост.: Ильюнина Л.А.</span> <br>Роднуша моя

Сост.: Ильюнина Л.А.
Роднуша моя

(22 голоса4.3 из 5)

Оригинал

Предисловие

В древнем «Отечнике» мы читали об ученике, который пришел к старцу и не мог задать ему никакого вопроса, а только смотрел на него. И на вопрос святого: «Почему ты ни о чем у меня не спрашиваешь?» — ответил: «Мнедостаточно на тебя смотреть». То же чувство мы испытывали рядом со старцем Николаем. И теперь лучше, чем всякие велеречивые слова, говорят о старце его портреты. Милостью Божией их собралось достаточно много. Можно смотреть на них и проникаться благоговением перед тем духом смирения, кротости и чистоты, который исходит даже от фотографического изображения старца.

Старец Николай был немногословен, часто говорил стихами. Поэтому в этой книжице кроме фотографий мы поместили стихи, которые любил батюшка, и его краткие изречения.

Молитвами приснопоминаемого протоиерея Николая помилуй нас, Господи.

Даты жизни протоиерея Николая Гурьянова[1]

24 мая 1909 г. — рождение Николая в селе Чудские Заходы Гдовского уезда, на Псковщине, в семье купца Алексея Ивановича Гурьянова и Екатерины Стефановны (в девичестве Крыловой).

1914—1921 гг. — служение алтарником при храме св. Михаила Архангела в с. Кобылье Городище. Встречи со сщмч. Вениамином (Казанским).

1917—1921 гг. — обучение в четырехклассной начальной школе в с. Чудские Заходы.

1921 г. — Николай приехал в Петроград и временно поселился у родной сестры матери, а вскоре переехал в город Малая Вишера Новгородской области, где поступил учиться в школу- семилетку.

1924 г. — после окончания семилетки в 15-летнем возрасте поступил на учительские курсы в том же небольшом городке Малая Вишера неподалеку от Петрограда (переименованного в Ленинград).

1926 г. — после окончания курсов, движимый любовью к учительскому труду, Николай Гурьянов поступает в педагогическое училище в городе Гатчина (в то время Красногвардейск). Часто посещал город на Неве в это время — ходил в музеи и на концерты, общался с творческими людьми.

1927 г. — учащийся Гурьянов выступил в защиту готовящегося к закрытию Гатчинского Покровского собора и был исключен из училища, которое он все-таки позднее окончит.

1927—1929 гг. — исполнение должности псаломщика в Никольском храме п. Ремда, неподалеку от родной деревни Чудские Заходы.

1929 г. — в наказание за постоянное ходатайство об освобождении арестованного настоятеля храма (писал от имени прихода письма и возил их в Ленинград) был взят под стражу и посажен в ленинградскую следственную тюрьму «Кресты», где провел целый год.

7 мая 1930 г. — псаломщик Николай Гурьянов был осужден «за контрреволюционную деятельность» на высылку за пределы РСФСР сроком на два года. По благословению викария Киевской епархии епископа Георгия (Делиева) становится псаломщиком в с. Сидоровичи Раз- важевского района Киевского округа.

21 марта 1931 г. — арест по ложному обвинению в «агитации против колхозов».

1932 г. — исповедника Христова Николая отправили по этапу в Сыктывкар, будущую столицу Коми АССР, на строительство Воркутинской железной дороги.

1932—1936 гг. — пребывание на лагерных работах в нечеловеческих условиях «вечной мерзлоты»: мороз (часто до —50 градусов) с пронизывающим ветром, голод — зимой; мошкара и комары, постоянная сырость, повышенная влажность — почти весь год; отсутствие хорошей питьевой воды, изнуряющая работа на лесоповале. Потеря здоровья, инвалидность на всю оставшуюся жизнь.

1936 г. — возвращение в родную деревню Чудские Заходы, поступление в плодоовощной техникум в г. Малая Вишера.

1 июля 1940 г. — окончание Агрономического (плодоовощного) техникума в Любани, диплом по специальности — агроном. Одновременно экстерном окончил Педагогическое Красногвар-дейское (Гатчинское) училище, в котором обучался до ареста.

Август 1940 г. — поступление на первый курс Ленинградского государственного педагогического института им. М. Н. Покровского на литературный факультет заочного сектора.

2 сентября 1940 г. — направление Леноблоно на работу учителем в Чудско-Борскую неполную среднюю школу Тосненского района. До войны проработал в этой школе учителем младших классов.

1942 г. по льду Чудского озера перешел в Эстонию и добрался вместе с беженцами до Риги.

8 февраля 1942 г. — рукоположение митрополитом Сергием (Воскресенским) в сан диакона в Рижском кафедральном соборе Рождества Христова.

15 февраля 1942 г. — рукоположение в сан иерея с благословением служения в Рижском Свято-Троицком женском монастыре.

5 марта 1942 г. — перевод в Виленский Свято-Духов мужской монастырь, постриг в рясофор.

Декабрь 1942 г. — поступление на пастырские богословские курсы при Виленской духовной семинарии.

16 июня 1943 г. — назначение на должность настоятеля Свято-Никольской церкви села Ге- гобросты Паневежисского благочиния Виленской епархии.

Апрель 1944 г. — окончание пастырских богословских курсов.

1949 г. — поступление на заочное обучение на третий курс Ленинградской духовной семинарии.

1951 г. — поступление в Ленинградскую духовную академию, по невыясненным причинам отказ от дальнейшего обучения после окончания второго курса академии.

1952 г. — награжден Святейшим Патриархом Алексием I наперсным крестом.

1958 г. — по указу Святейшего Патриарха Алексия I возведен в сан протоиерея.

1958 г. — перевод на служение настоятелем храма свт. Николая Чудотворца на о. Залит.

1958—1998 гг. — бессменное служение в Никольском храме.

1962 г. — награждение палицей Его Святейшеством Патриархом Московским и всея Руси Алексием I.

1967 г. — награждение крестом с украшением Его Святейшеством Патриархом Московским и всея Руси Алексием I ко дню Святой Пасхи.

19 мая 1970 г. — отошла в вечность на 87‑м году жизни мать отца Николая Екатерина Стефановна.

1975 г. — награждение митрой и правом служения Божественной литургии с открытыми Царскими вратами до пения «Херувимской» Его Святейшеством Патриархом Московским и всея Руси Пименом.

1979 г. — награждение правом совершения Божественной литургии с открытыми Царскими вратами до молитвы «Отче наш» Его Святейшеством Патриархом Московским и всея Руси Пименом.

1997 г. — награждение орденом св. блгв. кн. Даниила Московского.

19 декабря 1998 г. старец отслужил свою последнюю литургию в родном храме свт. Николая Чудотворца.

1980‑е — 2000 гг. — непрерывное служение советом и молитвой бесчисленным паломникам, прибывающим на остров.

24 августа 2002 г. — переход в блаженную вечность и упокоение на островном кладбище напротив домика, в котором старец подвизался сорок четыре года жизни на острове.

Духовные стихотворения из поэтической тетради протоиерея Николая Гурьянова, многие из которых написал он сам

Благовещение Святое[2]

Благовещение Святое —
День великий на Руси,
С ним ты чувство молодое
В черством сердце воскреси;
Отзовись душой, как младость,
Грудью полною своей
На сияющую радость,
На улыбку вешних дней.
Соблюдая праздник строго,
В этот день твердит народ,
Что и пташка хвалит Бога
И гнезда себе не вьет;
В этот праздник, выйдя к полю
С горстью полною зерна,
Добродушно птиц на волю
Выпускала старина.
Приближенье дней пасхальных
Проясняет хмурый взгляд,
Из сторонок чужедальных
В гости ласточки летят.
И внушая мысль о братстве,
О дарах любви благой,

Будто спорят о богатстве
Небо с грешною землей.
Все внимают чутким слухом
Гимну зорьки золотой,
Опушились нежным пухом
Ветви вербы молодой.

И глядит на нас, сияя
Недоступностью чудес,
Эта вечность голубая
Торжествующих небес.

Светлое Воскресение

Весть, что люди стали мучить Бога,
К нам на север принесли грачи…
Потемнели хвойные трущобы,
Тихие заплакали ключи.
На буграх каменья обнажили
Лысины, прикрытые в мороз,
И на камни стали падать слезы
Злой зимой ощипанных берез.
И другие вести, горше первой,
Принесли скворцы в лесную глушь:
На Кресте, распятый, всех прощая,
Умер Бог, Спаситель наших душ.
От таких вестей сгустились тучи,
Воздух бурным зашумел дождем.
Поднялись, морями стали реки,
И в горах пронесся первый гром.
Третья весть была необычайна:
Бог воскрес, и смерть побеждена!
Эту весть победную примчала
Богом воскрешенная весна…
И кругом луга зазеленели,
И теплом дохнула грудь земли,
И, внимая трелям соловьиным,
Ландыши и розы зацвели.

Заутра услыши глас мой…

Заутра услыши глас мой,
Царю мой и Боже мой!
Страхи, призраки, мечтанья —
Порожденье тьмы ночной,
Светом радостной десницы
Разгони и сокруши!
Страсти, ропот, дух гордыни —
Эти плевелы души,
Изжени, браздами веры
Грудь больную распаши,
И смирения слезами
Почву сердца увлажи,
И святой пшеницы семя
Благодатно положи:
Приготовь, Любвеобильный,
Ниву чистую любви,
Жертву добрую, Всесильный,
В поле дней моих яви.
И всего меня возделай,
Возроди и обнови —
Да прозябнет колос зрелый
В глубине моей души!..
Сердцедержец! В Книгу жизни
Имя бедное впиши,
Да не сброшу неготовый
С духа свой покров земной.
Заутра услыши глас мой,
Царю мой и Боже мой!

Вифлеемская Звезда

В вышине небесной
Много звезд горит,
Но одна всех ярче
Радостью блестит.
То звезда Младенца
И Царя царей, —
В ясли Он положен
Матерью Своей.
И волхвы с востока
За Звездой идут,
И дары с любовью
Господу несут.
Братья! Поспешимте
Господа принять,
Поспешим радушно
Хлеб и соль подать —
Он руками бедных
Этот хлеб возьмет
И благословенье
Нам за то пошлет.

Сила крестного знамения

Незримо и тайно всегда привитает
Целебная сила в Христовом Кресте,
И верным нередко себя проявляет
Согласно их теплой, усердной мольбе.
Ей силы природы покорны бывают,
Не смеют пред нею напротив стоять,
Пред ней и лютейшие муки стихают,
В покое болящих спешат оставлять.
Имей же в запасе столь чудную силу
Всегда, мой любезный по вере собрат,
И узришь всю жизнь свою легку и милу,
И славе Господней пребудешь ты рад.

Мысли о последнем часе

На нем Тебя, Христе мой, вижу,
Распятого за грех людской,
И Твой сладчайший голос слышу
К Отцу Небесному с мольбой.
На сем Кресте и мне прощенье
Грехов моих Ты даровал,
И Своей Кровию Священной
То обещанье подписал.
О, верую, Христе, и знаю,
Твои заслуги велики!
Я каюсь, слезно умоляю,
Ты ради их меня прости!
Не то мне страшно, что грехами
Повинна муке всякой я,
Ты правосуден, Боже, с нами, —
Того достойна — грешна я;
Но то мне страшно, то мне мука,
И не оплакать морем слез, —
С Тобою вечная разлука,
С Тобой, Сладчайший мой Христос!
Но помяни Твои заслуги
И ими грех мой оправдай,
Избавь одной ужасной муки:
С Тобой меня не разлучай.

Не ропщи

Не ропщи, человек,
Что ты мал и не знатен,
Что прожитый твой век,
Дня людей непонятен.
Он назначен тебе
Тем, Кто жребий служенья
Раздает на земле;
То — Его назначенье.
Не ропщи, беднота,
Без угла и без хлеба,
Знай — твоя тягота
Дар особенный неба…
Не ропщи ты, больной
Долголетним недугом,
Через Крест тот святой
Будешь Господу другом.
Не ропщи, что хула
Твою жизнь отравляет,
Знай — земли похвала
Мзду небес уменьшает.
Не ропщи, что друзья
Тебя бросили в горе, —
Бог не бросит тебя
В этом жизненном море.
Бедность, зло и недуг —
Все закроет могила,
Сбереги чистым дух —
В этом истины сила.
Верь, надейся, терпи
Чашу бед — без сомнений,
И спасешь душу ты
Для небесных селений.

Молитвенное обращение ко Пресвятой Богородице

В неизвестности, смиренно
В Назарете Ты цвела,
Средь молитв, уединенно,
Мирно жизнь Твоя текла.
Но Святой Своей десницей
Бог Тебя приосенил,
И небесною Царицей
Кроткой Деве быть судил.
Безызвестную обитель
Свет небесный осиял,
Пред Тобою небожитель
С вестью радостной предстал.
Благовестнику внимала
Ты с смущенною душой, —
Но с покорностью сказала:
«Воля Бога будь со Мной!»
Все сбылось — Твоя Порфира,
Краше всех земных порфир!
Сын Твой — Бог, Спаситель мира!
Пред Тобой склонился мир!
Но и тяжких испытаний
Много Ты перенесла!
Крестных Господа страданий
Соучастницей была!
Ты молилась, изнывала;
Но к виновникам скорбей
Ты враждою не пылала…
Ты молилась за людей!..
И теперь, воспоминая
Твоего Успенья час,
Мы взываем: «Пресвятая,
Заступи, — помилуй нас!»
Много бурь в житейском море!
Средь его сердитых волн,
Без Твоей защиты вскоре
Наш погибнет утлый челн!
Дай нам сил к сопротивленью
В нас бушующим страстям!
Укажи нам путь к спасенью,
К безопасным берегам!
Дай — чтоб нас взяла могила,
Чуждых мира суеты!
Дай почить, как Ты почила,
И проснуться там, где Ты!..

Духовная песнь к друзьям

Друзья мои, друзья!
Бегите Вы грешной жизни, как чумы,
И мир ничтожный разлюбите,
И связи с грешными людьми!
Не здесь нам жизнь: есть жизнь иная!
Мир слишком смутен и убог;
Есть краше жизнь и не земная,
Где наш Отец и Друг — Сам Бог!
О! Есть ли что той жизни краше?
И есть ли Бога что милей!
Парите ж к Богу мыслью вашей
И возвышайтеся душой;
Знакомьтесь чаще с небесами,
Тоскуйте сладко вы о них,
И покаянными слезами
У Бога вы купите их!

Заботы матери

Весело сияет
Месяц над селом,
Белый снег сверкает
Синим огоньком.
Месяца лучами
Божий Храм облит,
Крест под облаками,
Как свеча, горит.
Пусто, одиноко
Сонное село…
Вьюгами глубоко
Избы занесло.
Тишина немая
В улицах пустых;
И не слышно лая
Псов сторожевых.
Помоляся Богу,
Спит крестьянский люд,
Позабыв тревогу
И тяжелый труд.
Лишь в одной избушке
Огонек горит:
Бедная старушка
Там больна лежит.
Думает-гадает
Про своих сирот:
Кто их приласкает,
Как она умрет?
Горемыки-детки,
Долго ли до бед!
Оба малолетки,
Разуму в них нет.
Как начнут шататься
По дворам чужим —
Мудрено ль связаться
С человеком злым…
А уж тут дорога
Не к добру лежит:
Позабудут Бога,
Потеряют стыд.
Господи, помилуй
Горемык-сирот!
Дай им разум-силу,
Будь Ты им оплот!
И в лампадке медной
Теплится огонь,
Освещая бледно
Лик святых икон,
И черты старушки,
Полные забот,
И в углу избушки
Дремлющих сирот.

Да приидет Царствие Твое!

О Господи! Как грустен свет!
Как непрерывны преступленья!
Ни свет наук, ни опыт лет
Нас не спасают от паденья!
Как вспомню я всю эту тьму,
И словно жаль мне станет Бога:
О, сколько надобно
Ему Терпенья с нами!..
И тревога
Все разгорается во мне:
Ужель всегда, везде и всюду
В такой греховной глубине
Придется жить родному люду!..
Не может быть!..
И тьма, и зло,
Хоть их не счесть и не измерить,
Пройдут, лишь сердце б ожило,
Лишь дай нам Бог любить и верить!
И как собрат, как человек,
Как я желаю всем на свете
Старинных благ на Новый Век —
Любви и веры в полном цвете!
Как хочется мне лучшим стать!
И робко, в чувстве покаянья,
Зову святую благодать —
Осуществить мои желанья…
Чую полночь: вот и Новый Год!
Ах, если б в это же мгновенье
Вознес во храмах весь народ
Единодушное моленье!
Молитва общая, в слезах,
Со всею верою сердечной,
Найдет пойдет на небесах
Отца с любовью бесконечной!..
Прости нас властию любви,
Господь, создавший мир и время!
На Новый Год благослови
И обнови земное племя:
Всем веру крепкую пошли,
Любовь, здоровье, вдоволь хлеба,
И мир для всей Твоей земли,
И жизнь угодную для Неба.

На могиле друга

О, тьма сомнения слепого,
Когда покинешь ты мой ум?
О, свет учения Христова,
Рассей туман тяжелых дум!..
Стою над дружеской могилой,
И сердце мечется скорбя:
«Куда ушел ты? Где ты, милый?
Увижу ль снова я тебя?»
Ах, сердце! В вере непреложной,
К чему твой горестный вопрос?
Зачем тоска и вопль тревожный,
Когда позвал его Христос!
Пади пред Ним с тоской суровой,
И плачь, и верь Его словам,
Что смерть — начало жизни новой
И шаг к духовным существам.
Поверь любви Христовой к людям,
Что мы увидим дорогих
И с ними вечно жить мы будем
В Его обителях святых.
Верь Богу, верь церковным песням,
Века мы верою живем,
И то, что некогда воскреснем,
Верней того, что мы умрем!..
О друг, душе и сердцу милый
И духом зримый в тишине,
Я уношу с твоей могилы
Надежду, что ты близок мне.
Загробный голос вспоминаю,
Что записал для нас поэт,
И словно от тебя внимаю:
«Без страха верь, обмана сердцу нет!»

Напоминаю вам…

Молитесь пламенно Творцу
И мне спасения просите,
Внимайте грустному певцу
И песнь надгробную творите;
И плачьте день и ночь о мне,
Ко всем, как Иов, говорю я,
И пойте, верные, по мне
Над тихим гробом: аллилуйя!

Всесвятая Дева

О Приснодева Всесвятая
И Матерь Света, пред Тобой
Во умилении взывая,
Прошу, молюся всей душой:
Продли, продли Твои моленья,
Продли их к Сыну Твоему
О мире, милости, прощеньи
Рабу усопшему сему!
Да по Твоей молитве чудной,
Надежда грешных всех веков,
Пощаду встретит он в день судный
И оставление грехов.

К другу

К тебе, о друг, я обращаюсь,
Тебя хотел бы я спросить,
Когда греховну жизнь оставишь,
Когда начнешь Христу служить?
Довольно жить тебе в разврате
И тяжесть всю греха нести.
Господь послал блаженства Рая,
Там можем радость обрести.
Лишь со Христом одно спасенье,
Ведь Он один дает покой,
Дает навек успокоенье
Душе истерзанной твоей.
Иди ж к Нему, и Он подарит
Спасенье на земле тебе.
Тебя во тьме Он не оставит
И одиноким на земле.

Раскаяние грешника

В беспечности я прежде жил,
Не думал о любви, о Боге,
Души богатство расточал
И по широкой шел дороге.
Я жил в пороках и грехах,
В грязи и тине развращенья,
Пленяясь мерзостью страстей,
К добру питая отвращенье.
В забавах время проводил
И блеском мира ослеплялся,
Бывал в пирах, и на балах
Плясал, и лицами прельщался.
Имея множество друзей,
Их за богатство уважал,
Но бедных ставил ни во что
И даже дерзко презирал.
Я был тогда настолько слеп,
Что зло не мог за грех считать:
Старался больше богатеть
И не стыдился похищать…
Но чудно то… Бог милосерд —
Всем грешникам дает спасенье,
И мне, по милости Своей,
Он дал святое просвещенье…
И после долгах грешных лет
Узрел я всю свою беспечность,
С слезами каюсь в тех грехах,
Трепещу, вспоминая вечность.

Перед образом Спасителя

Пред Тобою, мой Бог,
Я свечу погасил
И премудрую книгу
Пред Тобою закрыл.
Твой небесный огонь
Негасимо горит,
Бесконечный Твой мир
Пред очами раскрыт.
Я с любовью к Тебе
Погружаюся в нем,
Со слезами стою
Перед светлым Лицом.
И напрасно весь мир
На Тебя восставал,
И напрасно на смерть
Он Тебя осуждал.
На Кресте, под венцом,
И спокоен,и тих,
До конца Ты молил
За злодеев Своих.

Везде Господь

Коль славен наш Господь в Сионе,
Не может изъяснить язык:
Велик Он в небесах на троне,
В былинках на земле велик!
Везде Господь, везде Ты славен,
В нощи, во дни сияньем равен!
Тебя Твой агнец златорунный,
Тебя изображает нам!
Псалтирями десятирунны
Тебе приносят фимиам!
Прими от нас благодаренье,
Как благовонное куренье!
Ты солнцем смертных освещаешь,
Ты любишь, Боже, нас, как чад;
Ты нас трапезой насыщаешь
И зиждешь нам в Сионе град.
Ты смертных, Боже, посещаешь
И плотию Своей питаешь.
О Боже! во Твое селенье
Да взыдут наши голоса!
И наше взыдет умиленье
К тебе, какутрення роса!
Тебе в сердцах алтарь поставим;
Тебя, Господь, поем и славим.

Божие наказание

Прощай же, обитель святая,
Прощай, наша Мать, навсегда,
Тебя же, обитель святая,
Не видеть уже никогда.
Погасли лампады и свечи
Навеки во храмах твоих,
Умолкли священные речи,
И звон колокольный утих.
Источники все опустели —
Не видно народу на них,
Веселье души улетело,
И грусть воцарилася в ней.
Скажи нам, обитель святая,
Где братья и сестры твои,
Где те, что, тебя создавая,
Все отдали силы свои?
Зачем ты пуста, одинока,
Зачем не зовешь нас к себе?
Мы все на чужбине далекой
Льем слезы в тоске по тебе.
Но нет уж надежды возврата,
Родная обитель, к тебе;
Горька для нас эта утрата,
Но кто ж не покорен судьбе!
Господь нам послал испытанья:
Враг отнял обитель у нас.
И вот мы томимся в изгнаньи…
О Господи, вспомни же нас!
Прощай же, обитель святая,
Прощай, наша Мать, навсегда!
Тебя нам, обитель святая,
Не видеть уже никогда.

Завет старца Николая

Когда уходят из земной жизни праведники, мы стремимся узнать их завещание. Приснопоминаемый старец Николай оставил нам свое завещание в поэтической книге «Слово жизни»[3].

Бледными устами
Священник Слово пел,
Печальными очами
Он на мир глядел.
И клавиши, сроднившись
С недужными перстами,
В тиши уединившись,
Как будто пели сами.
О,сколько в этих звуках
Невысказанной боли…

Таким видели старца протоиерея Николая Гурьянова его ближние. Отец Иоанн Миронов вспоминает, как любил старец попеть вместе с кем-то из паломников духовные песнопения, сам аккомпанируя на фисгармонии. «И поплачем вместе, и помолимся — и так хорошо на душе, — рассказывает отец Иоанн. — Батюшка всю жизнь собирал псалмы. Просил, чтобы ему привозили все, что услышишь или найдешь в дореволюционных книгах для народного пения. Многие песнопения он сам положил на ноты. Показывал я рукопись батюшки профессору ЛДА Н. Д. Успенскому — литургисту. Он одобрил. Батюшка потом благословил издать книгу “Слово жизни”. Вот уже три раза она переиздавалась. В ней — вся жизнь батюшки. Ни одной минуты он не пропускал, как мы, грешные, вся жизнь его — с Богом и ради Бога прожита».

После этих слов отца Иоанна мы попробовали по-новому перечесть «Слово жизни». И дерзнуть написать о том, что открылось в этом молитвенном чтении. Да, книгу старца нельзя читать как обычную книгу стихов, вникая в эстетические достоинства. Вообще эту книгу не стоит — как это делают некоторые — оценивать с точки зрения художественности. Не для этого она собрана, составлена и издана. А для чего же?

Вот что сказал духовный сын старца иеромонах Нестор (Кумыш): «Вы замечали, что отец Николай часто спрашивал: “Ау вас есть моя книга?” Дарил ее, если у человека ее нет. И добавлял: “Аты пой по ней”. Я на себе это испытал — какую благодатную помощь оказывают песнопения из “Слова жизни”. Каждый человек, живущий духовной жизнью, знает периоды уныния.

Это тяжелейшее состояние, когда даже молиться не можешь. И вот именно тогда помогает пение этих бесхитростных, простых на первый взгляд кантов. Через них получаешь благословение старца, его помощь. Потому что они отражают ту борьбу, которую перетерпел он сам, и дают приобщиться к его опыту преодоления немощи человеческой благодатию Божией».

…Ступи ж Божественной стопой
На волны сердца моего,
Оно умолкнет пред Тобой
И вкусит мира Твоего.

…Дух, скорбию стесненный,
Сдавила грусть свинцом,
И в плоти моей бренной
Под тяжким я крестом.

Все собранное в «Слове жизни» — это свидетельства о Божьей благодати. Это рассказ, от страницы к странице, о том, что такое благодать и как она действует в человеке. Поэтому эти стихи не сопоставимы ни с какой светской поэзией: там на первом месте стоит «я» автора, а здесь — благодать Божия. И даже включенные в сборник хрестоматийные произведения М. Лермонтова, Г. Державина, А. Хомякова, Ф. Глинки, Я. Смелякова преображаются — они становятся в иной ряд, не в тот, в каком существуют обычно (творческий путь того или иного поэта). В «Слове жизни» важно не то, кто написал эти стихи, а о чем они. Эта книга составлена как памятник соборного творчества. Вспоминаю, как вместе с детьми мы пели «О, дивный остров Валаам» на палубе теплохода, заходя в монастырскую бухту. Было чувство, что через это пение мы общались с отшедшими поколениями, с теми, кто до нас пел эти слова на том же самом месте. С теми же чувствами поют паломники кант «Гора Афон, Гора Святая», подплывая к Пантелеймонову монастырю на Святой Горе. «Прощай же, обитель святая» — этот кант пели старушки-монахини, поминая закрытый монастырь, и этим пением приобщали молодое поколение к тем переживаниям, которые выпали на долю исповедников Христовых в нашей стране в начале XX века.

Низкий-низкий поклон батюшке Николаю за то, что он собрал все эти воздыхания народной души и соединил их под одной обложкой. Они — правда о Руси народной, о той, которую так старательно уничтожают уже почти столетие. В «Слове жизни» звучит бесхитростный, чистый народный голос простых прихожан, которых так мало осталось… Ведь мы — молодое поколение — в основном все «умники», сухие рационалисты, эстеты, «богословы» и прочие специалисты. И нам так нужно напоминание, что главное в жизни — не эти «достижения», а ласка, тепло, любовь, все-прощение, родственное внимание к людям.

Все эти песнопения — дар нам, плененным «окамененным нечувствием». Они — если их петь, а не читать, как обычную книгу стихов — могут расшевелить душу, разбудить ее, размягчить. В «Слове жизни» перед нами предстает картина народных бедствий: сиротства, вдовства, бесприютности, пьянства. Мы видим образы великих страданий Богочеловека, Его Матери, Его святых. Мы слышим слова утешения ко всем страждущим и унывающим, призыв стремиться «от тленности земной к вечности небесной». И так хорошо, когда прихожане во внебогослу- жебное время поют все вместе… Для того чтобы петь стихиры, каноны, тропари, нужно знать нотную грамоту, да и церковнославянский язык неплохо знать — не всем это под силу, а вот эти простые слова, подобранные к простой мелодии, для всякого доступны.

Дух книги отца Николая можно сравнить с духом писаний преподобного Силуана Афонского — это то же предстояние Творцу за весь страждущий мир, это «Адамов плач» за всех и за вся, это оплакивание земной жизни перед лицом грядущей смерти и Суда.

Прошел мой век, как день вчерашний,
Как дым, промчалась жизнь моя,
И двери смерти страшно тяжки,
Уж недалеки от меня.

Часто повторял старец эти строки приезжающим к нему паломникам. Посылал их помолиться на кладбище, что напротив его домика, где могилка его мамы, а теперь и его могила. Там на память приходит песнопение «И мы будем таким…».

Познай, откуда ты и кто,
Зачем пришел, куда идешь.
Что ты велик, и ты — ничто,
Что ты бессмертен, и умрешь.

Перелистывая «Слово жизни», мы как будто слышим беседы старца с Господом. Они рождены желанием воспеть, прославить то, что дорого, выплакать то, что тяготит, — в них живая душа. Они нам показывают, что такое живая душа, душа, которая «скучает по Богу и слезно ищет Его». Душа, которая «бегает бессловесия», которой недостаточно только «выполнять правила», она живет жаждой выразить Творцу и Создателю все свои движения — и скорбные, и угнетающие греховным наваждением, и радостные. «Слово жизни» — это разговор со своей душой, это, как сказано в предисловии к книге, — «проповедь самому себе».

Вот он, блаженный пустынник,
взыскующий
Века грядущего благ неземных.
Вот он, в скорбях, как мы в счастье,
ликующий,
Душу готовый отдать за других!
…Силою он одарен благодатною:
Чуткой душой прозревает он вдаль,
Видит он язвы людские, невнятные,
Слышит он вопли, — и всех ему жаль…
Учит искать он богатство нетленное,
Чтоб не владела душой суета, —
Ибо все мира сокровища бренные
Нашей душе не заменят Христа!

Когда поешь или читаешь это стихотворение Леонида Денисова о преподобном Серафиме из книги «Слово жизни», видишь не только во славе Отчей пребывающего преподобного, но и нам на утешение данного смиренного старца Николая с Талабского острова. Сам он о себе в конце книги говорил:

А я? Лишь утро наступает,
Стою пред образами.
Вам в помощь Бога призываю
С надеждой, верой и слезами.
Прошу я Необъятного,
Не познанного Вами,
Спасти от неприятного
Семью и Вас с друзьями.

«Отец Николай для нас как скорая помощь, — сказал мне один паломник, — и не только при личной встрече он помогал, но помогает и через вылившиеся из его души слова, положенные на ноты в “Слове Жизни”». Помогает и после блаженной кончины своей. Как он сказал одной паломнице, подарив ей свою книгу и прижав ее к сердцу: «Я тебе все сказал». Благословил черпать со страниц собираемой им почти всю жизнь книги ответы на трудные духовные вопросы.

Краткие изречения старца Николая. Чему учил старец

Чтение старцем Николаем одних и тех же стихов разным людям, так же как и вынужденные прилюдные исповеди у калитки, созидали то, что можно назвать высоким словом соборность, а попросту: делали всех родными, близкими друг другу, народом Божиим.

Поэтому мы считаем, что и те краткие изречения старца, которые запомнили и записали отдельные люди, значимы не только для того человека, к которому они были обращены, но и для всех нас.

Батюшка вообще говорил мало, видимо, он был от природы молчалив, потому его редкие высказывания были афористичными — в одной фразе заключалась целая жизненная программа. Потому так ярко запоминалось все сказанное старцем.

Краткие изречения мы извлекли из многочисленных воспоминаний об отце Николае и писем старца[4].

«Будьте всегда радостны, и в самые тяжелые дни вашей жизни не забывайте благодарить Бога: благодарное сердце ни в чем не нуждается».

«Ты не рвись, а молись святому (тому, кому был посвящен храм), и он все устроит».

«Все слава Богу! Все будет хорошо. Господь поможет».

«Живи просто — доживешь до ста».

«Пекись о своем мире душевном, вот и в мире будет порядок».

«Радуйтесь, ведь вы с Богом».

«Радуйтесь, что вы верующие, православные».

«Ходи в храм и веруй Господу. Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец. Смирение и молитва — главное. Одна черная одежда — еще не смирение».

«Поздравляю вас с очищением совести» (после исповеди).

«А ты хорошо выучил, как пишутся частицы “не”и“ни”?»

«Положитесь, дорогие мои, на волю Божию, и все будет так, как вам нужно».

«Мы с вами, мои драгоценные, самые счастливые, потому что Господь с нами, Царствие Небесное здесь и Ангелы Божии рядом…»

На вопросы отец Николай обычно отвечал кратко: «Благословляю… Не надо… Пусть потерпит… Не скажу… Все будет хорошо». Чаще всего говорил: «Надо помолиться».

«Скорбеть — терять благодать Божию, а надо радоваться и веселиться».

«Мы должны побеждать зло добром, а сами не должны побеждаться злом».

Иносказание о нашем состоянии и общем состоянии мира: «Облака, осень скоро, холодает, а потом зима, лед, а по льду скользко ходить. А мы еще и танцуем. Так можно упасть и разбиться».

«Только не оставляйте духовной жизни».

«Ведь какое счастье, мои драгоценные, что вы сохранили истинную веру! И если кто будет вам обратное говорить, не верьте. Ведь это мы сейчас в гостях, а потом все пойдем домой. Но только, мои драгоценные, горе будет нам дома, если мы в гостях были, да что-то нехорошее делали.

Мы сейчас в гостях, а пойдем домой. В гостях хорошо, а дома лучше. Но там, дома, двоякое направление жизни — там вечная радость для праведников и страшный геенский огонь для греш-ников. И это не какие-то выдумки, нет, это — Истина.

Я только хочу сказать вам, мои драгоценные: берегите растительный и животный мир… Ведь посмотрите, как все Бог устроил».

«Надо жалеть неверующих людей и всегда молиться, чтобы Господь их избавил от вражеского помрачения».

«Человек рожден для того, чтобы беседовать с Богом».

«Радуйтесь и благодарите Бога, что вы родились в России, что вы — православные».

Любил повторять псаломские слова: «Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие».

«Никогда не снимайте крестик. Читайте утренние и вечерние молитвы обязательно».

«Можно спасаться и в семье, и в монастыре, только живи свято, мирной жизнью».

«Цель нашей жизни — вечная жизнь, вечная радость, Царство Небесное, чистая совесть, покой — и все это в нашем сердце».

«В первую очередь любите труд, Отечество, человека и помните изречение Слова Божия: “Трудящийся да яст”, то есть кто работает, тот и ест».

«Не огорчайтесь, роднуша, за посещение неприятностей, это — спутники жизни в наших оздоровлениях».

«Свет Божий не без добрых людей. И вы, в свою очередь, будьте со всеми в любви и светлой радости».

«Милая сестрица, принесем в жертву Спасителю нашему все свои лучшие чувства: волю, любящее сердце, крепкую веру. И будет пребывать Господь в сердцах наших ныне и вовеки».

Проходят годы, мы вспоминаем те или иные слова старца и только сейчас начинаем понимать, почему он так говорил, что значили его слова.

Из всех вышеприведенных слов мы можем составить ответ на вопрос: чему учил батюшка людей? Учил духовному бодрствованию (или трезвению) и собранности, терпению, послушанию, скромности, устремленности к Вечности, при этом — бережливому отношению к ближним, жалости, скромности, трудолюбию, стремлению к постижению воли Божией и недопущению уныния. В целом — не головному мудрованию, а устремленности к жизни по евангельским заповедям.

«Слава Богу за все, слава Богу за все, слава Богу за скорбь и за радость!»

* * *

Символ — язык Бога. Попробуй его заметить,
А Бог, когда минет время, даст его разгадать.
На острове жил старец, что усмирял ветер,
И сетью его была Божественная благодать.
Рыбачьи простые семьи, что жили на острове, ждали,
Когда усмирятся бури и вновь путина придет.
А старцу были открыты за горизонтом дали,
Другие миры и страны, и времени тайный полет.
Музыка наполняла тихое старца жилище,
Пальцы касались клавиш, голос умильно пел:
«Боже, прости нас, грешных. Боже, помилуй нищих.
Благослови, Богоматерь, этот земной удел».
«Как же мне всех вас жалко», — так говорил старец,
Но не велел плакать и унывать не велел:
«Русь не забыта Богом, страданий ее багрянец
Нас обелит и закроет от мрака вражьих стрел».
Вот и теперь остров среди неспокойной стихии,
Рыбачьи лодки в тумане и колокольный звон
Символом веры встанут. Веры, что нас не покинет,
И по молитвам старца Божий благой закон
В души вселит.

Людмила Ильюнина

Примечания

[1] Составлено по книге: Служитель Божий. Жизнеописание старца митрофорного протоиерея Николая Гурьянова. Книга 1, СПб., “Диалог”, 2011. Книга написана на основе достоверных архивных материалов.

[2] Стихи опубликованы впервые в книге «Напоминаю вам» в 1995 году.

[3] Книга переиздавалась четыре раза — в 1995, 1996, 1998, 2003 годах.

[4] Составлено по книге: Служитель Божий. Жизнеописание старца митрофорного протоиерея Николая Гурьянова. Книга 1, СПб., “Диалог”, 2011; а также: Протоиерей Старец Николай. Жизнеописание. Воспоминания. Письма. СПб., 2012.

Комментировать