Array ( [_ga] => GA1.2.915782140.1677244852 [_ym_uid] => 1677244853339868303 [rmcookie] => S:e1evcpA-H2bTV05-QuHqz4yquNx5TZa2LODyAuo8tZnRgLPJ16n6TPISNBTMyHlD14iK0y_winvl3wAP5O84AEjcmoQtblN_WtIgMpIQQP5x262rg1A9CLCcPQmyQtNUNy0PuzN7ecJoc55lmtdg63OSOQnL4DuQxfBzL1MxC0V5EKx1wkRP8VFRP566Rlmdhh_sfK35tyG7_p61Kf4iltSw4MpI-PHOQRTcgVMytXTehFHJzrQ3k59VrB9G8VIAO-Qdrq5ET8kDT9ZsbuZs9I-KRdukfWVQspqpD23bn3W19zJEgL_tmuCHE1B-TwB_itO7RX9R9-Z7TV0gDTtA2eZ-cwj7sa2rLltE-tb_4GHrUjB3NFswGUK5YJrURl5VWUVuFV-AUXDYgjqY-RrAQ0YCxUy5t4afFuBiVpqqVue9d8ByUm4oFFd8tSdk-0qWRgjX2gmR8JBrlcqL297SRiH_OgSgF7nc82lXAYYex286RmMgAlU2FmlIv9tPneQafy7-KnorqAvfkzpzgFocyE31mcJO31SQ7nLik2wKtoRqX6IFHkORc3gL88d1dAcgoljO24jcKC5j-54RewuFoHOAHm8Byc5NYv9KoghxfI7TAvAoEMeJz-Nrc34TgxdRkw== [_ym_d] => 1697705281 )
<span class=bg_bpub_book_author>Мочульский К.В.</span> <br>Гоголь. Соловьев. Достоевский

Мочульский К.В.
Гоголь. Соловьев. Достоевский

(10 голосов3.8 из 5)

Оглавление

Духовный путь Гоголя

1. Предисловие

«Старайтесь лучше видеть во мне христианина и человека, чем литератора», — писал Гоголь матери в 1844 году.

Исполнили ли биографы Гоголя это пожелание? Оценили ли по справедливости его религиозный подвиг, то «прочное дело жизни», которое писатель считал важнее своего литературного творчества? Можно с разных точек зрения подходить к жизненной задаче, поставленной Гоголем; можно сочувствовать ей или ее оспаривать, но игнорировать ее нельзя.

Гоголь был не только великим художником: он был и учителем нравственности, и христианским подвижником, и мистиком.

Историю этого Гоголя мы и пытаемся рассказать, пользуясь как материалами перепиской, религиозно-нравственными сочинениями Гоголя и свидетельствами современников; эстетическая оценка художественных произведений автора «Мертвых душ» не входит в нашу задачу: мы привлекаем их к рассмотрению только как психологические и идеологические документы.

До сих пор в литературе о Гоголе повторяется или молчаливо допускается мнение, что призвание его было исключительно литературное, что, «ударившись в мистику», он загубил свой талант и «занялся не своим делом», что весь духовный путь писателя был одним прискорбным недоразумением. Но почему же религиозно-нравственные идеи Гоголя легли в основу «учительства» всей великой русской литературы и почему значительность его христианского пути с каждым годом раскрывается нам все яснее?

После пережитого нами опыта войны и революции мы другими глазами смотрим на Гоголя — «мученика христианства», как назвал его С. Т. Аксаков; и по-новому звучат для нас слова его Завещания:

«Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом».

Париж, 29 октября 1933 г.

Комментировать