<span class=bg_bpub_book_author>Сост.: В.П. Аникин</span> <br>Пословицы и поговорки русского народа о книге и знаниях

Сост.: В.П. Аникин
Пословицы и поговорки русского народа о книге и знаниях

(11 голосов4.5 из 5)

Оглавление

От составителя

Мысли народа о книге и пользе знания, быть может, самая важная часть пословично-поговорочного фольклора. Ими в полной мере воспользовался исторический прогресс. Уже в XVIII веке пословицу «Ученье — свет, а неученье — тьма» чаще других упоминали русские писатели. Я. Б. Княжнин вложил в уста персонажа своей комедии «Неудачный примиритель» такие слова: «Какая это справедливая пословица: ученье свет, а неученье тьма!». Свое уважение этой «старинной пословице» свидетельст-вовал И. А. Крылов. Позднее И. С. Тургенев сказал: «Ученье — не только свет, по народной пословице, — оно также свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание…» Писатель расширил смысл народного изречения, но связь его мысли с народной, пословичной мыслью вне всякого сомнения.

В пословицах и поговорках о книге и знаниях выразилась вся противоречивость условий прежней жизни народа. «И сам тому не рад, что грамоте горазд» — горько сетует пословица: грамотность часто становилась источником новых для человека страданий. «Грамотей — не пахарь» — порицала другая пословица обычай отделять грамотного человека от простого люда. И при всем том среди пословиц преобладали другие — такие, как: «Ученье — человеку ожерелье» и еще — «Наука верней золотой поруки».

Некоторые старинные пословицы и поговорки сегодня воспринимаются как памятники давней истории быта. В речи современного человека все эти пословичные суждения и поговорочные выражения обрели широкий переносный смысл. «Сперва аз да буки, а там и науки» — пословица стала обо-значением постепенности и порядка в любом деле. Однако многие пословицы сохраняют и свой первоначальный смысл: «Азбука — к мудрости ступенька», «Грамота — второй язык».

Старинные пословицы и поговорки о книге и знаниях не были замкнутой областью, чуждой других сфер народной жизни: народ знал, что книга не должна отделять человека от дела («Книги читай, а дела не забывай»), что подлинное знание неотделимо от опыта («Не испортив дела, мастером не будешь») и что ученье тогда полезно, когда ведет к умению («Учение без уменья не польза, а беда»). Посмотрев рубрики, под которые подведены пословицы и поговорки в этой книге, читатель и сам увидит, как естественно пословично-поговорочный фольклор соединяет разные сферы жизни. Пословицы и поговорки складывали не затворники, ушедшие от житейской суеты, а те, кто был озабочен мыслью о приложении знаний к жизни, труду. Народ избегал отвлеченного толкования пословиц, каким бы широким ни казался, на первый взгляд, их смысл. Такие пословицы, как «Непереная стрела в бок идет», в народной речи имели тесную связь с мыслью о неученом, хотя иносказание не исключало и других толкований, тоже, однако, практических, а не отвлеченных. Читатель не раз встретится в книжке с пословицами и поговорками такого типа. Их отношение к книге и знанию — частный случай жизненного применения. Такова уж летучая природа народной пословицы и поговорки: вне этого свойства трудно представить их.

Русские пословицы и поговорки, включенные в сборник, — старинная доподлинная пословично-поговорочная мудрость.

Неторопливое чтение сборника и размышление над каждой из пословиц и поговорок откроет читателю мир мыслей, выношенных длительным опытом народа, — тот ум, который, по пословице, «разуму подспорье».

О книге

Не красна книга письмом, красна умом.

Не складна письмом, складна вымыслом.

Лучше печатного не скажешь.

Одна книга тысячи людей учит.

Ум без книги, что птица без крыльев.

Сила слова в правде.

На великое дело — великое слово.

Не пером пишут — умом.

Напишешь пером, не стешешь (не вырубишь) топором.

Написано пером, не вырубишь и топором.

Что написано пером, того не вырубишь и топором.

Написанное не пропадает.

Книга — в ней два листка, а середка пуста.

За семью печатями книга[1].

Тарабарская грамота[2].

О чтении

Кто много читает, тот много знает.

Не на пользу читать, коли только вершки хватать.

Кто больше знает, тому и книги в руки.

Книги читать — зла не пытать.

Глядит в книгу, а видит фигу[3].

Книга, а в ней кукиш и фига.

Читай, не вертись, а что написано, не сердись[4].

Эко диво: поглядишь — чистехонько, поглядишь — гладехонько, а станешь читать — везде задевается[5].

Книги читай, а дела не забывай.

Хороша книга, да чтец плох.

Немного читай, да много (да побольше) разумей.

Книга книгой, а своим умом двигай.

Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.

Читает — летает, да ничего не понимает.

Много читает, а дела не знает.

Уложенье читает, а дела не знает.

Читает как пономарь.

Читает как псалтирь[6].

Уела попа грамота[7].

По старой памяти — что по грамоте[8].

Он на этом собаку съел[9].

Прочитать от доски до доски[10].

Вар.: Вызубрить от доски до доски.

Есть и читать вместе — память проглотить.

Ум, разум, мысль

Птице — крылья, человеку — разум.

Быстрее мысли ничего нет.

Разум силу победит.

И сила уму уступает.

Око видит далеко, а ум еще дальше.

От добрых дум крепчает ум.

Ум да разум надоумят сразу.

Ум — великое дело.

Ум золота дороже.

Где ум, там и толк.

Большой ум лучше малых дум.

Ум разумом крепок.

Ум разуму подспорье.

Ум без разума беда.

Думай так, чтобы после не передумывать.

Думка — надоумка.

Не подумавши, ничего не начинай.

Нетрудно сделать, трудно выдумать.

Не нужен ученый, а нужен смышленый.

Не штука — наука, а штука — разум.

Ум без догадки гроша не стоит.

Догадка не хуже разума.

Думать хорошо, а отгадывать лучше того.

Дураку по пояс, а умный сух пройдет.

Без ума голова — котел.

Вар.: Без ума голова — шабала[11].

Имей ум — все остальное приложится.

У умной головы сто рук.

Свой ум — царь в голове.

Ума городьбой не огородишь.

Язык

Самое сладкое — язык, самое горькое — язык.

Язык мал, да горами качает.

Язык везде достанет.

Язык дружину водит.

Язык на замок не запрешь.

Язык не стрела, а пуще стрелы.

Не ножа бойся — языка.

Жало остро, а язык острей того.

Что знается, то и скажется.

Каков разум, таковы и речи.

В мыслях неправых не жди советов здравых.

Язык мой — враг мой, прежде ума рыщет (глаголет).

Краткость и содержательность речи

Умей сказать много в немногих словах.

Слова хороши, когда они коротки.

Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

Слово по слову — что на лопате подает.

Знай больше, а говори меньше.

Много знай, да меньше бай[12].

Хороша веревка длинная, а речь короткая.

Длинный язык с умом не в родстве.

Не стыдно молчать, коли нечего сказать.

Пустословие и многословие

Во многословии не без пустословия.

Думка чадна, недоумка бедна, а всех тошней пустослов.

Слов много, да складу нет.

В долгих речах и короткого толку нет.

Язык повинен голове: пустой язык — пуста и голова.

Востер язык, да дурной голове достался.

Дай волю языку, скажет то, чего и не знает.

Пустому слову тугое ухо.

Пустая бочка пуще гремит.

Пустые слова — что орехи без ядра.

Из пустого в порожнее, а оттуда назад.

Польза учения, знаний, науки

Ученье человеку ожерелье.

Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Красна пава[13] перьем, а человек — ученьем.

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Ученый везде почтенный.

Хотя ученье горьким зрится, но сладкий плод от него родится.

Корень ученья горек, да плод его сладок.

Не насытится око зрением, а человек — знанием.

Наука — не бука: она не стращает, а мрак незнания отгоняет.

Ничего не смыслить — век киснуть.

От знаний уйдешь — в хвосте пойдешь.

Ученье лучше богатства.

Работой — сыт будешь, учись — умен будешь.

Наука хлеба не просит, а хлеба дает.

Наука — верней золотой поруки.

Знание да наука на вороту не висят.

Знания на плечи не давят.

Без наук как без рук.

Наука переменяет природу.

Не бог поможет, а наука.

Руки поборют одного, знание поборет тысячу.

Сильному наука — лишний козырь.

Знание приобретешь — не пропадешь.

Необходимость учения

Не кичись, а учись.

Кабы все знал, так бы не учился.

Учись — умен будешь.

Умел дитя родить — умей и научить.

Не научи, да в мир пусти, так будет шиш, а не куски.

И птица, высидев да выкормив птенца, его летать учит.

Учить — ум точить.

Учиться всегда пригодится.

Делу обучиться — всегда пригодится.

Не учась и лаптя не сплетешь.

Без опыта и науки не бери и хомута для починки в руки.

Чему учился, тому и пригодился.

Учись вовремя, учись постоянно

Учение в детстве как резьба на камне.

Учи сына, поколе поперек лавочки укладывался, а как во всю вытянулся — не научишь.

Учи дитя, пока поперек лавочки лежит, а как вдоль лавочки ляжет, тогда поздно учить.

Гни деревцо, пока гнется; учи дитятку, пока слушается.

К мягкому воску печать, а к юну[14] ученье.

К мягкому воску печать явна, а к молодому человеку учение внятно[15].

Не кайся рано встати, а молодо учитись.

Учись смолоду — слюбится под старость.

Опустя[16] время учиться, что по ушлому[17] гонять.

Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать.

Молодому учиться рано, старому поздно.

Старого не выучить — мертвого не вылечить.

Вар.: Старого учить — что мертвого лечить.

Учиться — никогда не поздно.

Умей быть умней.

Век живи — век учись.

Вар.: Век живи — век трудись, а трудясь — век учись.

Век жить — век учиться.

Для учения нет старости.

Нового доброго знай не дичись, а чего не знаешь — учись.

Учение – труд

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.

Одной пчеле Бог сроду открыл науку.

Ученью — время, игре — час.

Книгами не лодыгами играть[18].

В книги — не в чурки[19].

Грамоте поучиться — как камешки подглодать.

Повторение — мать ученья.

Зады, зады! — а переды перед тобою[20].

Не будь тороплив, а будь памятлив.

К большому терпенью придет и уменье.

Наука не пиво: в рот не вольешь.

Всякое уменье трудом дается.

Учение дается не каждому

Всем добро, да не всякому па пользу (ученье).

Не всякому все дается.

Не далась ему эта наука.

Без складу по складам, без толку по толкам[21].

Безумен учения не любит.

Сытое брюхо — к ученью глухо (туго).

Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.

Науку в голову не вобьешь, как охоты не будет.

Иной охоч, да не горазд, иной и горазд, да не охоч.

Тупо сковано — не наточишь: глупо рожено (рождено) — не научишь.

Словами жернова не вернешь[22], а глупого не научишь.

Ни мертвеца рассмешить, ни дурака научить.

Неразумного учить — в бездонную кадку воду лить.

Дурака учить — что мертвого лечить.

Вар.: Мертвого не вылечить, дурака не выучить.

Вар.: Дурака учить — что на воде писать.

Вар.: Дурака учить — что решетом воду носить.

Вар.: Дурака учить — что в стену горох лепить.

Дырявого меха не надуть, а безумного не научить.

Дураку наука — что ребенку огонь.

Глупому сыну и отец ума не пришьет.

Неученый и недоученый

Человек неученый — что топор неточеный.

Ни аза[23] в глаза не знает.

Индюшки от воробья не распознает.

Ни в дудочку, ни в сопелочку.

Конь добр, да не езжен; дорог парень, да не учен.

Непереная стрела в бок идет.

Недоученый хуже неученого.

Переученый хуже недоученого.

По складам — так не грамотей.

Где чихнуть пришлось — запятая; где икнулось — двоеточие, а где табаку понюхать — точка[24].

Легко забыть то, чего не знаешь.

Кукушка не ястреб, а недоучка — не мастер.

Всему учен, только не изловчен.

Знайка – незнайка

Знайка незнайку учит.

Ученый (умный) водит, неученый следом ходит.

Всезнайки не родятся.

Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.

Вар.: Знайка дорожкой бежит, незнайка на печке лежит.

Вар.: Знайку вперед толкают, а незнайка за печкой сидит.

Знайка все с полуслова понимает, а незнайка все только рот разевает.

Об азбуке, грамоте и старинном обучении

Азбука — к мудрости ступенька.

Сперва аз да буки[25], а там и науки.

Аз да буки избавляют от муки.

Без букв и грамматики не учатся и математике.

Грамота — второй язык.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Грамоте учиться — всегда (вперед) пригодится.

Без грамоты как без свечки в потемках.

Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота, чтобы знания черпать.

Грамота не болезнь, годы не уносит.

И сам тому не рад, что грамоте горазд.

За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают, да и то не берут.

Худая грамота — (только) душе пагуба.

Вар.: Худая грамота — человеку пагуба.

Азбуку учат, во всю избу кричат[26].

Аз, буки и веди страшат, что медведи.

Азбука — наука, а ребятам бука (мука).

За аз да за буки, там и указку в руки.

Аз — били мене раз[27], буки — набрался муки.

Аз, буки — бери указку в руки; фита, ижица — плетка ближится[28].

Вар.: Фита да ижица — к ленивому плеть ближится.

Ум да умец да третий — дубец[29].

Не побивши, не выучишь.

Мнится, писание легкое дело, пишут два перста, а болит все тело[30].

От учителя – наука

Добро сеять — добро и пожинать.

У врача лечись, а у умного учись.

Ученику — удача, учителю — радость.

Дерево и учитель познаются по плоду.

Не говори, чему учился, а говори, что узнал.

Всяк мастер на выучку берет, да не всяк доучивает.

От умного научишься, от глупого разучишься.

Умный научит, дурак наскучит.

Учи показом, а не рассказом.

Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

Учи других — и сам поймешь.

Толкуй, да прежде сам разжуй.

На вожжах и лошадь умна.

Знания от опыта

Добрый разум наживешь не разом.

Поживешь подольше, узнаешь побольше.

Старый ворон не каркнет даром: либо было что, либо будет что.

Будешь все знать, скоро состаришься.

Один добытый опыт важнее семи мудрых поучений.

Семь мудрецов дешевле одного опытного человека.

Опыт молодому крылья дает, а у старого цепями на ногах волочится.

Сквозь огонь и воду и медные трубы прошел.

Поживешь с мое да пожуешь с мое, так и узнаешь с мое.

Научен горьким опытом.

Кабы мне тот разум наперед, что приходит опосля[31].

Всякий умен: кто сперва, кто после.

Разок надоумить можно, а навек ума не дашь.

Печка нежит, а дорожка учит.

Нужда ум родит.

Нужда острит ум.

Когда придет беда, купишь ума.

Чем ближе беда, тем больше ума.

Сума да беда дадут ума.

И не учен, да толчен.

Вар.: Не ученый, да толченый.

Школа вымучит, охота выучит.

Вар.: Не выучит школа — выучит охота.

Вар.: Не выучит школа — выучит нужда.

И на большие умы живет промашка.

Ошибка учит людей разуму.

Ошибся, что ушибся: вперед наука.

Источники

Пословицы, поговорки, загадки в рукописных сборниках XVIII—XX веков. Издание подготовили М. Я. Мельц,

В. В. Митрофанова, Г. Г. Шаповалова. М.—Л., Изд-во Акад. наук СССР, 1961.

Русские пословицы и притчи, изданные И. Снегиревым. М., 1848.

Новый сборник русских пословиц и притчей, служащих дополнением к собранию русских народных пословиц и притчей, изданных в 1848 году И. Снегиревым. М., 1857.

Пословицы русского народа. Сборник В. Даля. М., Гослитиздат, 1957.

Иллюстров И. И. Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках. Сборник русских пословиц и поговорок. Изд. 3‑е, испр. и доп. М., 1915.

Русские пословицы и поговорки. Из собрания В. М. Подобина, И. П. Зиминой. Лениздат, 1956.

Рыбникова М. А. Русские пословицы и поговорки. М., Изд-во Акад. наук СССР, 1961.

Русские народные пословицы и поговорки. Составил

А. М. Жигулев. «Московский рабочий», 1965.

Примечания

[1] О книге непонятной или непонятой. При иносказательном толковании выражение употребляется для обозначения всего неведомого и тайного.

[2] Тарабарская грамота в прямом смысле — условная тайнопись; для понимания ее был нужен особый ключ. В переносном значении — всякое неразборчивое письмо, «темная» книга. Тарабарщина — бестолковщина, непонятный, бессмысленный разговор, непонятное распоряжение и пр.

[3] Интересное пояснение этой пословицы дал Н. В. Гоголь. В «Мертвых душах» есть такое место: «И был он похож на того рассеянного ученика, который глядит в книгу, но в то же время видит и фигу, подставленную ему товарищем».

[4] Пословица с лубочной картинки «Роспись приданому тебе молодцу удалому» (XVIII век).

[5] Из народной шутки над дьячком, плохо освоившим грамоту.

[6] Псалтирь — собрание псалмов и молитв.

[7] Возможно, пословица возникла в XVII столетии, когда была предпринята правка церковных богослужебных книг. Духовенство, вытвердившее молитвы и службы на старинный лад, с трудом при-норовлялось к новому порядку: иной и в чтении был нетверд, полагаясь всецело на память. В переносном смысле пословица относилась ко всякому, кого подвела приверженность к старине.

[8] Пословицу сложили защитники старины, оправдывавшие древний порядок церковной службы самим фактом длительной традиции. Оставаясь памятью о церковных спорах XVII века, пословица обрела в речи переносный смысл и применялась, когда необходимо было оправдать законность древней традиции в чем-либо вообще.

[9] Поговорка становится пословицей, когда продолжена: «Собаку съел, только хвостом подавился», т. е. знающий, опытный, а в пустяке ошибся.

О предполагаемом смысле этой поговорки см. в книге С. Максимова «Крылатые слова», М., 1955, стр. 194—196, 410—411.

[10] Переплет у книг в старину был досчатый. От доски до доски — означает от начала до конца книги.

[11] Шабала — плашка, осиновый чурбан, а также деревянный ковш, всякая деревянная посуда вообще.

[12] Бай — говори (от глагола баить — говорить, толковать, беседовать).

[13] Пава — павлин.

[14] Юн — юноша, юный.

[15] Внятно (от глагола внимать) — прочно усваивать слышанное или читанное.

[16] Опустя — спустя, упустив.

[17] Ушлое (от уходить) — ушедшее, потерянное; по ушлому гонять — попусту искать, трудиться.

[18] Лодыгами играть — играть в бабки, кости.

[19] В чурки — игра в городки.

[20] Пословица о необходимости продвижения в учении: зады — старое, пройденное; переды — предстоящее.

[21] Читать по толкам — бегло, в противоположность чтению по складам — слогам, медленно.

[22] Не вернешь — не повернешь.

[23] Аз — первая буква в алфавите. «Ни аза» — ничего не знать, даже первой буквы.

[24] Пословица о безграмотном письме с произвольно расставленными знаками препинания.

[25] Аз да буки — старинные названия первой и второй букв в алфавите.

[26] Т1ри старинном обучении грамоте учитель произносил слог, ученики хором повторяли его за ним, приучаясь самостоятельно складывать буквы.

[27] Мене — мне.

[28] Фита, ижица — старинные названия последних букв в алфавите. Ближится — близится.

[29] Пословица о наставнике (ум), ученике (умец) и розге, пруте, (дубец — в северных говорах).

[30] Пословица о битье, без которого не мыслили обучения грамоте и письму.

[31] Опосля — после.

Комментировать