Гоголь. Соловьев. Достоевский ─ Мочульский К.В.

Гоголь. Соловьев. Достоевский ─ Мочульский К.В.

(4 голоса4.0 из 5)

Оглавление

Духовный путь Гоголя
1. Предисловие
2. Детство
3. Лицей
4. Петербург (1829–1836)
5. За границей и в России (1836–1842)
6. Снова за границей (1842–1847)
7. «Выбранные места из переписки с друзьями»
8. Религиозный кризис (1847–1848)
9. Духовное просветление (1848–1851)
10. Смерть
11. Заключение
Владимир Соловьев. Жизнь и учение
Предисловие
1. Детство и отрочество (1853–1869)
2 Студенческие годы. Религиозное обращение (1869–1874)
3. «Кризис западной философии» (1874)
4 Путешествие в Лондон и Египет (1875–1876)
5. Речь «Три силы». «Философские начала цельного знания» (1877)
6. Учение о Богочеловечестве и о Софии (1878)
7. «Критика отвлеченных начал» (1877–1880)
8. Перелом в жизни Соловьева: речь о смертной казни (1881)
9. Церковно-общественная работа. Разрыв с славянофилами. Национальный и еврейский вопрос
10. Литературные знакомства (К. Леонтьев, Н. Федоров, А. Фет). «Духовные основы жизни» (1882–1884)
11. Теократия (1884–1889)
12. Борьба за теократию (1889–1891)
13. Эротика (1892—1894)
14 Полемика с Розановым. Акт 18 февраля 1896 г. Соловьев в девяностые годы (1893—1896)
15. Перестройка философской системы (1897—1899)
16. Эстетика
17. Эсхатология: «Три разговора» и «Повесть об Антихристе» (1899—1900)
18. Смерть
Достоевский. Жизнь и творчество
Предисловие
Глава 1. Детство и юность
Глава 2. «Бедные люди»
Глава 3. «Двойник». «Господин Прохарчин»
Глава 4. Произведения 1847 и 1848 годов
Глава 5. Первый опыт романа: "Неточка Незванова "
Глава 6. Достоевский революционер
Глава 7. Крепость и каторга
Глава 8. Ссылка. Первая женитьба. «Дядюшкин сон». «Село Степанчиково»
Глава 9. «Записки из мертвого дома»
Глава 10. «Униженные и оскорбленные»
Глава 11. Журнал «Время» (1861–1863). «Зимние заметки о летних впечатлениях». Роман с А. Сусловой
Глава 12. Журнал "Эпоха". "Записки из подполья"
Глава 13. «Преступление и наказание»
Глава 14. «Игрок». Вторая женитьба. Жизнь за границей (1866—1868)
Глава 15. «Идиот»
Глава 16. Флоренция и Дрезден. «Вечный муж» и «Житие великого грешника»
Глава 17. Работа над романом «Бесы»
Глава 18. «Бесы»
Глава 19. Эпоха «Гражданина». «Дневник писателя» за 1873 год
Глава 20. «Подросток»
Глава 21. «Дневник писателя» (1876—1877)
Глава 22. Последние годы. История создания «Братьев Карамазовых»
Глава 23. «Братья Карамазовы»
Глава 24. Пушкинская речь. Смерть
Заключение
Приложение

Духовный путь Гоголя

1. Предисловие

«Ста­рай­тесь лучше видеть во мне хри­сти­а­нина и чело­века, чем лите­ра­тора», — писал Гоголь матери в 1844 году.

Испол­нили ли био­графы Гоголя это поже­ла­ние? Оце­нили ли по спра­вед­ли­во­сти его рели­ги­оз­ный подвиг, то «проч­ное дело жизни», кото­рое писа­тель счи­тал важ­нее сво­его лите­ра­тур­ного твор­че­ства? Можно с раз­ных точек зре­ния под­хо­дить к жиз­нен­ной задаче, постав­лен­ной Гого­лем; можно сочув­ство­вать ей или ее оспа­ри­вать, но игно­ри­ро­вать ее нельзя.

Гоголь был не только вели­ким худож­ни­ком: он был и учи­те­лем нрав­ствен­но­сти, и хри­сти­ан­ским подвиж­ни­ком, и мистиком.

Исто­рию этого Гоголя мы и пыта­емся рас­ска­зать, поль­зу­ясь как мате­ри­а­лами пере­пиской, рели­ги­озно-нрав­ствен­ными сочи­не­ни­ями Гоголя и сви­де­тель­ствами совре­мен­ни­ков; эсте­ти­че­ская оценка худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний автора «Мерт­вых душ» не вхо­дит в нашу задачу: мы при­вле­каем их к рас­смот­ре­нию только как пси­хо­ло­ги­че­ские и идео­ло­ги­че­ские документы.

До сих пор в лите­ра­туре о Гоголе повто­ря­ется или мол­ча­ливо допус­ка­ется мне­ние, что при­зва­ние его было исклю­чи­тельно лите­ра­тур­ное, что, «уда­рив­шись в мистику», он загу­бил свой талант и «занялся не своим делом», что весь духов­ный путь писа­теля был одним при­скорб­ным недо­ра­зу­ме­нием. Но почему же рели­ги­озно-нрав­ствен­ные идеи Гоголя легли в основу «учи­тель­ства» всей вели­кой рус­ской лите­ра­туры и почему зна­чи­тель­ность его хри­сти­ан­ского пути с каж­дым годом рас­кры­ва­ется нам все яснее?

После пере­жи­того нами опыта войны и рево­лю­ции мы дру­гими гла­зами смот­рим на Гоголя — «муче­ника хри­сти­ан­ства», как назвал его С. Т. Акса­ков; и по-новому зву­чат для нас слова его Завещания:

«Будьте не мерт­вые, а живые души. Нет дру­гой двери, кроме ука­зан­ной Иису­сом Христом».

Париж, 29 октября 1933 г.

2. Детство

Гоголь про­ис­хо­дил из ста­рин­ного мало­рос­сий­ского рода, вре­менно укло­нив­ше­гося в като­ли­че­ство. Его пра­дед, уже пра­во­слав­ный, был свя­щен­ни­ком. Дед, Афа­на­сий Демья­но­вич, — бур­сак, «на кон­ди­ции» похи­тив­ший дочь поме­щика Лизо­губа, Татьяну Семе­новну, и полу­чив­ший ноби­ли­та­цию в 1788 году. В семье Лизо­гу­бов — напря­жен­ная рели­ги­оз­ность, наслед­ствен­ный мистицизм.

Отец Гоголя, автор народ­ных фар­сов на мало­рос­сий­ском языке, режис­сер и глав­ный актер люби­тель­ского театра в име­нии ека­те­ри­нин­ского вель­можи Д. П. Тро­щин­ского, пере­дал сыну свой юмор и лите­ра­тур­ную ода­рен­ность. Но он умер, когда Гоголю было всего 16 лет. С девя­ти­лет­него воз­раста маль­чик живет не дома, учится сна­чала в Пол­таве, потом в Нежине. Отца он знает мало и в своем душев­ном раз­ви­тии от него не зави­сит. Когда отец уми­рает в 1825 году, он пишет матери собо­лез­ну­ю­щее письмо в эффектно–риторическом стиле; это — сен­ти­мен­тально-роман­ти­че­ская декла­ра­ция на тему сынов­ней любви и скорби. Но едва ли Гоголь любил отца.

Мать Гоголя, Марья Ива­новна, — жен­щина набож­ная, суе­вер­ная, со стран­но­стями. С. Т. Акса­ков гово­рит о ней, как о «доб­ром, неж­ном, любя­щем суще­стве, пол­ном эсте­ти­че­ского чув­ства, с лег­ким оттен­ком крот­кого юмора». Это — свет­лая сто­рона ее образа. Но есть и тем­ная. Марья Ива­новна была больна стра­хом. Ее искрен­няя и под­лин­ная рели­ги­оз­ность окра­шена бояз­нью надви­га­ю­щихся бед­ствий и смерти. Она верила в Про­мысл и тре­пе­тала перед злыми духами. Счаст­ли­вая семей­ная жизнь ее нача­лась с мисти­че­ского виде­ния. «Выдали меня четыр­на­дцати лет, — вспо­ми­нает мать Гоголя, — за моего доб­рого мужа, в семи вер­стах живу­щего от моих роди­те­лей. Ему ука­зала меня Царица Небес­ная, во сне явля­ясь ему». Всю свою жизнь Марья Ива­новна про­жила в необъ­яс­ни­мых, мучи­тель­ных тре­во­гах. Ее мни­тель­ность, подо­зри­тель­ность, недо­вер­чи­вость были уна­сле­до­ваны Гого­лем. «Жизнь моя была самая спо­кой­ная, — рас­ска­зы­вает она, — харак­тер у меня и у мужа был весе­лый. Мы окру­жены были доб­рыми сосе­дями. Но ино­гда на меня нахо­дили мрач­ные мысли. Я пред­чув­ство­вала несча­стия, верила снам». Это место из «Запи­сок» Марьи Ива­новны под­твер­жда­ется сле­ду­ю­щим сви­де­тель­ством совре­мен­ника: «Ино­гда Марья Ива­новна, не сходя с места целые часы, думала неиз­вестно о чем. В такие минуты самое выра­же­ние лица ее изме­ня­лось: из доб­рого и при­вет­ли­вого оно ста­но­ви­лось каким-то без­жиз­нен­ным: видно было, что мысли ее блуж­дают далеко. С мужем она очень схо­ди­лась в мни­тель­но­сти; по самому ничтож­ному поводу ей пред­став­ля­лись нередко боль­шие страхи и бес­по­кой­ства. От этой же при­чины она отли­ча­лась край­ней подозрительностью…»

Гоголь похож на свою мать: то весе­лый и жиз­не­ра­дост­ный, то «без­жиз­нен­ный», как будто с дет­ства запу­ган­ный и испу­гав­шийся на всю жизнь.

Поме­щи­чий быт в Васи­льевке, напо­ми­нав­ший мир Афа­на­сия Ива­но­вича и Пуль­хе­рии Ива­новны, отли­чался обря­до­вой, пат­ри­ар­халь­ной рели­ги­оз­но­стью. Ребенка Гоголя водили в цер­ковь, возили по бого­мо­льям в Диканьку, Булищи, Лубны, застав­ляли поститься и слу­шать чте­ние Четьи-Миней. Впо­след­ствии он резко осу­дил рели­ги­оз­ное вос­пи­та­ние, полу­чен­ное им в детстве:

«К несча­стью, роди­тели редко бывают хоро­шими вос­пи­та­те­лями детей своих… На все я гля­дел бес­страст­ными гла­зами; я ходил в цер­ковь, потому что мне при­ка­зы­вали или носили меня; но, стоя в ней, я ничего не видел, кроме риз, попа и про­тив­ного реве­ния дьяч­ков. Я кре­стился, потому что видел, что все крестятся».

Стр. 1 из 301 Следующая

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Открыть весь текст
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки