<span class=bg_bpub_book_author>Мочульский К.В.</span><br>Гоголь. Соловьев. Достоевский

Мочульский К.В.
Гоголь. Соловьев. Достоевский

(6 голосов3.8 из 5)

Оглавление
След. глава

Духовный путь Гоголя

1. Предисловие

«Ста­рай­тесь лучше видеть во мне хри­сти­а­нина и чело­века, чем лите­ра­тора», — писал Гоголь матери в 1844 году.

Испол­нили ли био­графы Гоголя это поже­ла­ние? Оце­нили ли по спра­вед­ли­во­сти его рели­ги­оз­ный подвиг, то «проч­ное дело жизни», кото­рое писа­тель счи­тал важ­нее сво­его лите­ра­тур­ного твор­че­ства? Можно с раз­ных точек зре­ния под­хо­дить к жиз­нен­ной задаче, постав­лен­ной Гого­лем; можно сочув­ство­вать ей или ее оспа­ри­вать, но игно­ри­ро­вать ее нельзя.

Гоголь был не только вели­ким худож­ни­ком: он был и учи­те­лем нрав­ствен­но­сти, и хри­сти­ан­ским подвиж­ни­ком, и мистиком.

Исто­рию этого Гоголя мы и пыта­емся рас­ска­зать, поль­зу­ясь как мате­ри­а­лами пере­пиской, рели­ги­озно-нрав­ствен­ными сочи­не­ни­ями Гоголя и сви­де­тель­ствами совре­мен­ни­ков; эсте­ти­че­ская оценка худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний автора «Мерт­вых душ» не вхо­дит в нашу задачу: мы при­вле­каем их к рас­смот­ре­нию только как пси­хо­ло­ги­че­ские и идео­ло­ги­че­ские документы.

До сих пор в лите­ра­туре о Гоголе повто­ря­ется или мол­ча­ливо допус­ка­ется мне­ние, что при­зва­ние его было исклю­чи­тельно лите­ра­тур­ное, что, «уда­рив­шись в мистику», он загу­бил свой талант и «занялся не своим делом», что весь духов­ный путь писа­теля был одним при­скорб­ным недо­ра­зу­ме­нием. Но почему же рели­ги­озно-нрав­ствен­ные идеи Гоголя легли в основу «учи­тель­ства» всей вели­кой рус­ской лите­ра­туры и почему зна­чи­тель­ность его хри­сти­ан­ского пути с каж­дым годом рас­кры­ва­ется нам все яснее?

После пере­жи­того нами опыта войны и рево­лю­ции мы дру­гими гла­зами смот­рим на Гоголя — «муче­ника хри­сти­ан­ства», как назвал его С. Т. Акса­ков; и по-новому зву­чат для нас слова его Завещания:

«Будьте не мерт­вые, а живые души. Нет дру­гой двери, кроме ука­зан­ной Иису­сом Христом».

Париж, 29 октября 1933 г.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки