Оглавление
- Полный текст
- Духовный путь Гоголя
- 1. Предисловие
- 2. Детство
- 3. Лицей
- 4. Петербург (1829–1836)
- 5. За границей и в России (1836–1842)
- 6. Снова за границей (1842–1847)
- 7. «Выбранные места из переписки с друзьями»
- 8. Религиозный кризис (1847–1848)
- 9. Духовное просветление (1848–1851)
- 10. Смерть
- 11. Заключение
- Владимир Соловьев. Жизнь и учение
- Предисловие
- 1. Детство и отрочество (1853–1869)
- 2 Студенческие годы. Религиозное обращение (1869–1874)
- 3. «Кризис западной философии» (1874)
- 4 Путешествие в Лондон и Египет (1875–1876)
- 5. Речь «Три силы». «Философские начала цельного знания» (1877)
- 6. Учение о Богочеловечестве и о Софии (1878)
- 7. «Критика отвлеченных начал» (1877–1880)
- 8. Перелом в жизни Соловьева: речь о смертной казни (1881)
- 9. Церковно-общественная работа. Разрыв с славянофилами. Национальный и еврейский вопрос
- 10. Литературные знакомства (К. Леонтьев, Н. Федоров, А. Фет). «Духовные основы жизни» (1882–1884)
- 11. Теократия (1884–1889)
- 12. Борьба за теократию (1889–1891)
- 13. Эротика (1892—1894)
- 14 Полемика с Розановым. Акт 18 февраля 1896 г. Соловьев в девяностые годы (1893—1896)
- 15. Перестройка философской системы (1897—1899)
- 16. Эстетика
- 17. Эсхатология: «Три разговора» и «Повесть об Антихристе» (1899—1900)
- 18. Смерть
- Достоевский. Жизнь и творчество
- Предисловие
- Глава 1. Детство и юность
- Глава 2. «Бедные люди»
- Глава 3. «Двойник». «Господин Прохарчин»
- Глава 4. Произведения 1847 и 1848 годов
- Глава 5. Первый опыт романа: "Неточка Незванова "
- Глава 6. Достоевский революционер
- Глава 7. Крепость и каторга
- Глава 8. Ссылка. Первая женитьба. «Дядюшкин сон». «Село Степанчиково»
- Глава 9. «Записки из мертвого дома»
- Глава 10. «Униженные и оскорбленные»
- Глава 11. Журнал «Время» (1861–1863). «Зимние заметки о летних впечатлениях». Роман с А. Сусловой
- Глава 12. Журнал "Эпоха". "Записки из подполья"
- Глава 13. «Преступление и наказание»
- Глава 14. «Игрок». Вторая женитьба. Жизнь за границей (1866—1868)
- Глава 15. «Идиот»
- Глава 16. Флоренция и Дрезден. «Вечный муж» и «Житие великого грешника»
- Глава 17. Работа над романом «Бесы»
- Глава 18. «Бесы»
- Глава 19. Эпоха «Гражданина». «Дневник писателя» за 1873 год
- Глава 20. «Подросток»
- Глава 21. «Дневник писателя» (1876—1877)
- Глава 22. Последние годы. История создания «Братьев Карамазовых»
- Глава 23. «Братья Карамазовы»
- Глава 24. Пушкинская речь. Смерть
- Заключение
- Приложение
Духовный путь Гоголя
1. Предисловие
«Старайтесь лучше видеть во мне христианина и человека, чем литератора», — писал Гоголь матери в 1844 году.
Исполнили ли биографы Гоголя это пожелание? Оценили ли по справедливости его религиозный подвиг, то «прочное дело жизни», которое писатель считал важнее своего литературного творчества? Можно с разных точек зрения подходить к жизненной задаче, поставленной Гоголем; можно сочувствовать ей или ее оспаривать, но игнорировать ее нельзя.
Гоголь был не только великим художником: он был и учителем нравственности, и христианским подвижником, и мистиком.
Историю этого Гоголя мы и пытаемся рассказать, пользуясь как материалами перепиской, религиозно-нравственными сочинениями Гоголя и свидетельствами современников; эстетическая оценка художественных произведений автора «Мертвых душ» не входит в нашу задачу: мы привлекаем их к рассмотрению только как психологические и идеологические документы.
До сих пор в литературе о Гоголе повторяется или молчаливо допускается мнение, что призвание его было исключительно литературное, что, «ударившись в мистику», он загубил свой талант и «занялся не своим делом», что весь духовный путь писателя был одним прискорбным недоразумением. Но почему же религиозно-нравственные идеи Гоголя легли в основу «учительства» всей великой русской литературы и почему значительность его христианского пути с каждым годом раскрывается нам все яснее?
После пережитого нами опыта войны и революции мы другими глазами смотрим на Гоголя — «мученика христианства», как назвал его С. Т. Аксаков; и по-новому звучат для нас слова его Завещания:
«Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом».
Париж, 29 октября 1933 г.
Комментировать