Евгений Водолазкин
Лавр

(116 голосов3.8 из 5)

 

Книга удалена по требованию правообладателя.

Комментировать

Добавить комментарий для Роман Отменить ответ

*

38 комментариев

  • Алевтина Алексеевна, 09.03.2014

    Какое необыкновенное повествование ! Как будто опускаешься в пласт таинственных мистических времен ! И все понятно! И все просто и так трудно !

    Ответить »
  • Фотиния, 09.06.2014

    Да, согласна с Алевтиной — “все просто и так трудно!”

    Ответить »
  • Надежда, 21.04.2015

    Тяжелое произведение. Но не смотря на это, не могла оторваться до самого конца. Чем больше проглатывала страниц, тем меньше хотелось разговаривать… Спасибо!

    Ответить »
  • Alya, 01.05.2015

    Не понравился роман. Его нельзя отнести к православной литературе. Я, конечно, понимаю, что в лице Лавра автор воплотил образ многих святых, но получилась просто каша.… То Лавр юродивый, то лечит травами, то отшельник, то еще кто-то. В канву романа вплетены сюжетные линии из современного времени — зачем? Не понимаю всеобщего восхищения “тяжелым произведением”, извините… Лучше прочесть книги о жизни настоящих святых — ведь именно оттуда автор черпал вдохновение.

    Ответить »
    • Olly, 16.11.2017

      Ценители литературы, вы что из средневековья? Это шикарное произведение, относящееся к постмодернизму. Если вы воспитаны только на классике — не читайте современную литературу,не испытывайте свой мозг и не оскорбляйте произведения. А, что Вы скажите насчёт В.Ерофеева “Москва-Петушки”, так там вообще исповедь алкоголика. Однако, это признанный шедевр постмодерна, а Пелевин “Чапаев и Пустота”????Читайте Л.Толстого и не берёте в руки книг конца 20 и 21 века. Извините, если задела ваше самолюбие.

      Ответить »
    • Надежда (окончила Фил.фак.), 12.06.2015

      Согласна с Вами, Alya. Данная книга не несет в себе никакого положительного духовного смысла. Будучи филологом (т.е. коллегой автора этого романа), скажу больше: это произведение вредно – я бы не рекомендовала читать его. Причин несколько:
      1. И самая важная — совершенно искаженное изображение быта и нравов средневековых славян, т.е., если подобное произведение написано филологом, то явно бессовестным, иначе не объяснить те искажения, на которых построено повествование. Естественно, на обложке есть приписка «неисторический роман», очень маленьким шрифтом, при этом на титуле оная уже не значится, соответственно — не входит в название книги (!), а значит и в последующие переиздания может уже не войти. На мой взгляд, это удачный «тактический ход»: на случай справедливого возмущения историков и коллег (для которых подчас вопиющие искажения средневекового облика славян более очевидны, чем для людей далёких от этих замечательных профессий) автор всегда может сослаться на этот едва заметный псевдо “честный” аргумент, дескать я совершенно “открыто” и не намеревался следовать исторической правде — просто немного «пофантазировал» (что вполне допустимо в рамках жанра художественной, т.е. “вы(у)мышленной” литературы), а когда гнев праведный утихнет и всё забудется, можно приписочку-то и убрать – совсем! Об этом сейчас не имеет смысла спорить – время покажет, и Бог, как говорится, рассудит. Но ИГНОРИРОВАТЬ характерные признаки, вызывающие недоверие и антипатию к автору, просто никак нельзя.
      Тут же, возможно, многие меня спросят: а почему я считаю вопрос «достоверности» важнее «духовной» сути романа – разве важно в какой (пусть даже «вымышленной») форме написана книга, главное ведь «о чём» она? … И всё-таки РАЗНИЦА ЕСТЬ. Если вы видите перед собой нечестного, скользкого человека, который всё время увиливает от прямых высказываний, недоговаривает, жонглирует фактами, избегает давать какие-либо оценки тем или иным своим утверждениям (а именно в такой манере написан данный роман, сравнение с классиками нашей русской литературы делает это еще более наглядным) – сможете ли вы доверять такому человеку и полностью полагаться на его слова, тем более искать в таких словах «духовную» суть и «православные» ценности? А присутствуют ли они на самом деле там? Можно ли быть уверенным сейчас, что в будущем все эти «недомолвки» и «искажения» не будут использованы как основа для новой ещё большей, но уже (в силу разных причин) неочевидной лжи о наших с вами предках? Ведь, если подумать, то, собственно, что мешает автору выразить ту же самую «хорошую суть» (ради которой стоит читать произведение), при этом не искажая реалий времени, о котором он пишет? Иначе зачем это ему? Одно дело «художественный вымысел», но совсем другое – заведомо искажать то, о чем пишешь. Подумайте сами о мотивации такого человека… И тогда, возможно, надобность в других причинах, по которым не стоит брать в руки такую книгу, вовсе отпадёт? …
      И тем не менее…
      2. Желая узнать чуть больше об авторе романа «Лавр», вошедшего в «шорт-лист» (т.е. «короткий список лидирующих финалистов») премии «Большая книга» (как дословно указано в аннотации), послушала его лекцию о русской литературе (благо, пытливый филологический ум вполне позволяет мне с профессиональной точки зрения оценить её содержание), а также несколько тематических встреч (в том числе и со школьной аудиторией), интервью на радио – лишь подтвердили моё впечатление от книги о её авторе. Наверное, со школьниками была наиболее очевидна степень неискренности этого человека, но и в интервью он попросту неискренне высокопарно противоречил самому себе. Вообще, не смотря на то, что он филолог (как бы «мастер слова»), его оказалось довольно легко «поймать за язык».
      И наконец…
      3. Этот писатель, является учеником и последователем академика Лихачева, возглавлявшего отдел древнерусской литературы в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) – для меня лично уже на этом можно поставить точку, поскольку с именем Лихачева ответ на любые вопросы о мотивации подобных писателей не вызывает абсолютно никаких сомнений.

      Ответить »
      • Надежда, 04.01.2019

        Гениальный отзыв! НЕ СМОТРЯ НА… Уважаемый филолог, Вы в каком классе?

        Ответить »
      • Нина, 13.02.2018

        Надежда, слово “несмотря” в используемом Вами контексте пишется слитно.

         

        Ответить »
        • Елена, 03.05.2018

          Роман не читала, хотела, но, почитав комментарии, задумалась. Хорошо бы кто “за” и ” против” ответили бы мне — нравится ли вам Льоса? Я бы тогда поняла, читать или не надо?! А?

          Ответить »
      • Юлия Локтева, 04.11.2015

        а мне вот роман понравился. Как именно интересная художественная литература.… но если вы уж говорите, что Водолазкин так сильно исказил быт наших предков, то тогда не могли бы вы уточнить:
        1) в чем именно проявились наиболее грубые его искажения?
        2) где можно искать точных исторических реконструкций оного?
        3) что вы имеете против академика Лихачева?
        Спасибо!

        Ответить »
  • Татьяна Федоровна, 04.09.2015

    Роман крайне слабый! Впечатление, что автор, начиная повествование, сам не знал о чем будет следующая глава. Если эта книга получила премию, то интересно каковы были другие соискатели?!

    Ответить »
    • Александр, 07.04.2016

      Вы пишете лучше? Где можно ознакомиться?

      Ответить »
  • Дмитрий, 03.04.2016

    Вполне согласен с глубокой мистичностью данного романа, но увы это мистика не православная и не христианская. Такие книги опасны именно своей талантливостью — классический пример “Мастер и Маргарита” М. Булгакова. Пишется вроде бы про Христианство, но получается нечто двойственное и неопределенное. Особенно меня удивляет то, как подобные авторы любят вставлять в текст матерные выражения. Ну обязательно надо испоганить даже вроде бы нормальные книги.

    Ответить »
  • Ирина, 29.08.2016

    Согласна с Дмитрием, православному человеку читать просто не надо, она поверхностна, без глубины, а светскому человеку она будет нудной

    Ответить »
  • Евгений Ананьев, 13.11.2016

    Честно говоря, дурь несусветная… Не рекомендую.

    Ответить »
  • Надя, 24.02.2017

    Действительно,  дурь  дрянная. Потраченного времени жалко. Народ, читай классику, а не “жвачку” филолога.

    Ответить »
  • Юлия, 25.02.2017

    Как может быть связана хорошая книга с тем, что она противоречит православным вашим убеждениям или не соответствует правде истории? Какая история правда? Та, которая была навязана в вашем учебном заведении? Или та, которую описывают в художественной литературе? А может быть есть еще какая-то ? Зачем это? Зачем вы об этом пишите?

    Книга отличная, хочется читать и читать, и радоваться, а не находить нравоучения и всякую другую чушь, о которой пишут выше. Читая сказки, вы же не ковыряетесь в том, что правда, а что вымысел? Зачем этим заниматься и тут?

    Ответить »
  • Юлия, 25.02.2017

    Я книгу читаю, а не на лекции сижу…

    Ответить »
  • Светлана, 29.03.2017

    Покоробило так про Лихачева в комментариях. Вам не стыдно?!  Такой интеллигентный, тонкий, культурный человек с христианской душой! И против него какие-то нападки от якобы филолога…откуда вы вылезли вообще, еще и на христианский портал…

    Ответить »
  • лариса, 24.04.2017

    Благодарю за публикацию. Сила творчества в конечном итоге в потрясении, катарсисе, восторге, улыбке. А критикам-фи-фи-ло-ло-га-га-ГАМ)) спасибо, что напомнили мне и себя и слова Лавра: Это говорит о том, что в ваших головах мрак.

    Путь души идёт от убийства ради благополучия, мнимого спасения доброго имени к самопожертвованию ради спасения другого. И вдруг оказывается, что это и есть бессмертие и люблвь истинная. На удивление легко предстают переплетения времён, личностей, мистики, философии, иронии, грубости бытия и восхождения в этой тяжести и грязи неподъёмной… Закрутило, засосало-таки в водоворот и выплеснуло как младенца чистого. Можно исцелять плетью, можно духом. Автору спасибо за труд, благослови Бог.

    Ответить »
  • Татьяна, 09.08.2017

    Сюжет книги мог быть интересен, чем-то даже перекликается с книгами Павла Коэльо. Но некоторые детали и подробности — чудовищно циничны и беспощадны к впечатлительному читателю. Жалею, что что прочитала эту книгу. Остался неприятный “осадок”.

    Ответить »
  • Айгуль, 10.08.2017

    Согласна с Юлией, Ларисой. Замечательный роман, красивый, добрый. Читала, не отрываясь, и сейчас под большим впечатлением.

    Ответить »
  • Татьяна, 14.10.2017

    Прочитала роман на одном дыхании… мне понравился, очень. И дело совсем не в искажении исторических фактов или неправильное православие… это все ерунда… я ожидала замыкание круга жизни Арсения ещё одним рождением… немножко не так, как представлялось мне, но жизненные циклы показаны достаточно четко и понятно…в общем — роман заставляет задуматься о жизни и это самое главное. Автору глубочайшее уважение и благодарность!

    Ответить »
  • татьяна, 28.10.2017

    Чудесная книга,прочла ее уже 2 раза ‚не могу начитаться и оторваться))))Это просто невероятно прекрасное повествование

    Ответить »
  • Елена, 23.11.2017

    Какие пластиковые бутылки могут быть в лесу в 15 веке? И откуда там тряпки? Ну пластиковые бутылки просто убили. У нас при Иване Грозном уже пластик был?

    Ответить »
  • Елена, 23.11.2017

    Читать не смогла. Такая мешанина и чернуха. К православной литературе не имеет никакого отношения. Отвратительная книга.

    Ответить »
  • Юля, 27.11.2017

    И правда, «Из-под снега полезла вся лесная неопрятность – прошлогодние листья, потерявшие цвет обрывки тряпок и потускневшие пластиковые бутылки.» 

    Ответить »
    • Евгений, 26.12.2018

      Уважаемым критикам, хочу сообщить: в двадцатом веке, появилось такое литературное направление как постмодернизм, Согласен, для кого-то он слово исключительно ругательное, особенно учитывая всяких сорокиных, но есть ещё Борхес, Маркес, Ролан Барт. то-же Пелевин. А носясь с “исторической” правдивостью и морализаторством, многие “эксперты” уподобляются ревнителям нравственности из притчи про монаха, который перенёс девушку через ручей и оставил на берегу, а они продолжают её нести в собственных головах.

      Ответить »
    • Наталия, 23.02.2018

      Считаю отличным ходом тряпки и бутылки в средневековом лесу. После них сразу ясно, что читателя ждет не серьезный текст с претензией на “историчность” а ирония и винегрет из разных стилей и направлений. Не могу понять, как относиться к тому, что я сейчас дочитала. Сюр какой-то)

      Ответить »
  • Валентина, 16.01.2018

    Гениальная книга! Полная уважения ко всей истории русской литературы (и языка!) и очень современная, несомненно 21-ого века. Автор сказал о самом главном и не впал в дидактизм (юмор литературных и языковых “приколов” очень помогал). А скольких великих русских писателей вспомнил! Одним — поклонился, другим — кивнул, третьим — подмигнул. Подражал всем и никому. Гениально. И поэтому, конечно, не всем понравится. Ну и слава Богу!

    Ответить »
  • Светлана, 19.01.2018

    Согласна с Валентиной. Прочитала роман на одном дыхании. Нахожусь под сильным впечатлением и…размышляю о человеческой душе. Такой разной, так много в себе объединяющей. Далась вам эта пластиковая бутылка. Может это литературный прием автора соединить человеческую сущность средневекового человека и современника? Гениальный роман. Автору глубочайшее уважение.

    Ответить »
  • Татьяна, 03.03.2018

    Прочитала на одном дыхании, но вытаявшие потускневшие пластиковые  бутылки,  меня тоже повергли в смятение.

    Ответить »
    • Владимир, 13.07.2018

      В романе много анахронизмов, кроме бутылок. Это прием такой.
      Кроме того, и язык бывает архаичный, бувает древнерусский, а бывает и современный

      Ответить »
  • Роман, 06.04.2018

    Книгу порекомендовал Р.Гандапас. Это уже показатель. Буду читать!

    Ответить »
  • Елена, 23.08.2018

    Мне книга очень понравилась.Хотелось прочитать другие произведения этого автора. А самое главное надо смотреть в суть. Ведь достигнув своими трудами на поприще лечения страждущего человечества, Лавр снискал дар исцеления. За это одно большое спасибо автору! Он показал путь святого целителя.

    Ответить »
  • геннадий, 01.09.2018

    Друзья, не спорьте друг с другом. В этом споре не будет ни правых, ни левых. Кому-то нравится суп, а кому- то борщ. На вкус и цвет, как говорится, —  приятелей нет. Если кому-то нравится наша отечественная литературная классика, то такой текст, как “Лавр”, читать не нужно. Текст (на мой взгляд, именно текст, а не роман, и тем белее, не литературное произведение) написан для людей, далёких от настоящей классической литературы. “Лавр” Водолазкина никаких чувств, кроме усмешки, у меня лично не вызвал, и ещё удивление тому, что человек образованный, филолог, применяет в своём тексте нецензурщину, опускается до уровня какого-нибудь гопника из подворотни. Нежели у него не хватило словарного запаса, выразить свои мысли хорошим литературным языком? Меня поразили не только пластиковые бутылки, но и современный разговор, даже в некоторых местах современный жаргон, древнерусских князей,разве после этого можно верить автору с его “Лавром”? А то, что этот текст был отмечен премией, нет ничего удивительного. Сегодня настоящая литература подменяется фальшью. И эту фальшь сегодня “вбивают” в голову молодому поколению, нашим с вами детям. Вот, мол, она — настоящая литература! И дети в эту фальшь верят. А потому у них может развиться чувство неправильного, искажённого сознанием, отношения к отечественному литературному наследию, и как правило к своему историческому прошлому. Это очень опасно. Мне кажется сегодня в нашей стране есть определённые силы, которым не нужны в будущем умные люди. Но любое общество, в котором отсутствует свой собственный научный потенциал, обречено на вымирание, или физическое уничтожение другим, чуждым ему обществом. Лицемеры, раздающие премии таким водолазкиным, и заставляющие школьных учителей изучать с детьми такие тексты как “Лавр”, прекрасно понимают под кого в будущем они закладывают свои “мины” замедленного действия.

    Ответить »
  • Николай, 20.05.2019

    Печально… чтобы иметь суждение в каком-либо направлении нужен вкус, соответствующие знания. Чаще всего бывает, например, в иконных лавках покупают всякий блестящий ширпотреб. При этом люди не понимают, что такое икона. Не имеют культуру правильной и регулярной молитвы, а потому и не понимают, почему эта икона в “стразах” ширпотреб, а на эту стоит обратить внимание. Также и здесь. Тот кто нахваливает эту книгу вероятнее всего даже не знакомы с законами жанра агиографии, смыслового значения стилей языка… Мне вас жаль, нахваливать такую посмодернисткую чушь.… У горе филолога даже нет вкуса и ритмики языка. Образ Арсения соединятется не только с образом святости, но и откровенным язычеством и суеверием. МАТ КОНЕЧНО В РАМКАХ НОРМЫ, у вас дорогие читатели? Стоит ли удивляться, если в наше время господин Шнуров участвует “экспертом” в шоу Голос и даже является членом совета но культуре РФ.

    Ответить »
  • Николай, 15.03.2020

    Хорошо и спасибо правообладателю. Чтение этой книги не полезно для человека ищущего. Т.К вместе с разговорами о вере, церкви … вкраплены мелкие на первый взгляд детали которыми афтор развращает сознание от Бога. Имхо

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки