Array ( )

Молитвы русских поэтов. XI-XIX. Антология - Михаил Дмитриев

(12 голосов4.0 из 5)

Оглавление

Михаил Дмитриев

Дмитриев Михаил Алексеевич (1796–1866) – поэт, критик, переводчик, мемуарист. Племянник Ивана Дмитриева – не менее значимая фигура в поэзии и критике 20–40-х годов, чем сам Дмитриев в поэзии последней четверти XVIII и первой четверти XIX веков. Михаил Дмитриев обучался в 1811–1817 годах в Московском университетском Благородном пансионе и самом Московском университете и уже со студенческих лет вошел в круг знакомых своего знаменитого дядюшки, ставшего к этому времени членом Государственного совета и министром юстиции. Так что ему не пришлось входить в литературу, она сама уже давно вошла в их дом вместе с дядюшкиными друзьями юности Николаем Карамзиным и Василием Жуковским, кузеном Петром Вяземским, Денисом Давыдовым, Василием Львовичем Пушкиным. Публиковаться он начал тоже в студенческие годы, но широкую известность ему принесли не стихи и переводы, а начатые им журнальные критические баталии (Петр Вяземский назовет их «журнальными побранками») середины 20-х годов о романтизме и классицизме. «М. Дмитриев, – вспоминал Л.И. Кошелев, – был самый обильный в свое время классик, последний и самый твердый устой упадшего классицизма». «Война» велась не только на страницах журналов, но и «партизанскими действиями» – эпиграммами, широко расходившимися в списках, минуя подцензурную печать. Дмитриев-эпиграммист, как и все эпиграммисты, нередко использовал самый болезненный удар – «ниже пояса». Но и в ответ он получил точно такой же – прозвище «Лже-Дмитриев».

В 1840-е Михаил Дмитриев вновь заявляет о себе в критических баталиях. На этот раз в качестве основной ударной силы (вместе со Степаном Шевыревым) в противостоянии славянофильского «Москвитянина» «Отечественным Запискам» и «неистовому Виссариону», писавшему в 1841 году своему другу по кружку Станкевича Василию Боткину: «Итак, теперь я в новой крайности, – это идея социализма». Среди его новых крайностей едва ли не основной была идея отрицания, которую он стал реализовать в первых же своих ежегодных обзорах, появившихся в «Отечественных Записках». В обзоре «Русская литература в 1841 году» он причислил Ломоносова, Державина и Карамзина к безнадежно устарелым писателям. «Великий характер, явление, делающее честь человеческой природе и русскому имени; только не поэт, не лирик, не трагик и не оратор», – эти слова Белинского о Ломоносове в советских изданиях будут сопровождаться комментарием: «Недооценка поэтического наследия Ломоносова была одной из слабых сторон историко-литературных взглядов Белинского». Для Михаила Дмитриева это была не просто «недооценка». Второй номер «Москвитянина» за 1842 год открывался его стихотворением «К безымянному критику». Уже с первых строк было ясно, к какому безымянному критику они обращены.

Нет! твой подвиг непохвален!

Он России не привет!

Карамзин тобой ужален,

Ломоносов – не поэт.

Кто ни честен, кто ни славен,

Ни радел стране родной,

И Жуковский, и Державин

Дерзкой тронуты рукой!

Обратим внимание, что на статью Белинского в «Отечественных Записках» Михаил Дмитриев ответил в «Москвитянине» не статьей, а стихами. В 1844–1845 годах появятся знаменитые стихотворения Николая Языкова «Не нашим» и «К Чаадаеву». Поэтическая публицистика Хомякова, Каролины Павловой, Константина Аксакова, Федора Тютчева 40-х годов – одно из самых ярких литературных явлений. А первый залп этих славянофильских «катюш» прозвучал в стихах Михаила Дмитриева. Обращаясь к «безымянному критику», он перечислит едва ли не все основные позиции, по которым будет вестись эта полемика во все последующие времена вплоть до наших дней:

Все язвить – что знаменито;

Что высоко – низводить;

Чувствам нравственным открыто

Насмехаться и шутить;

Лить на прошлое отраву

И трубить для всех ушей

Лишь сегоднишнюю славу,

Лишь сегоднишних людей;

Подточивши цвет России,

Червем к корню подползать –

Дух ли это анархии

Иль невежества печать?..

Где ответ на дерзость эту?..

И кому судить навет?..

Нет! не мирному поэту!

Суд граждан тебе ответ!..

«Безымянный критик» не остался в долгу. Стихи Дмитриева были названы «рифмованным доносом». Так, к его прозвищу «Лже-Дмитриев» прибавилось еще одно клеймо, и он был занесен ревдемократами в «черные списки» ретроградов. Хотя таковым не был ни в 20-е, ни в 40-е годы и к «доносительной критике» (об этом особом «жанре» позднее напишет Ф.М. Достоевский) тоже не имел никакого отношения. Даже в советском литературоведении была робкая попытка, что называется, «реабелитировать» Михаила Дмитриева. «Бытующее и ныне представление о М. Дмитриеве как идеологе крайней реакции и певце самодержавия нуждается в уточнении. В действительности следует говорить о консерватизме его взглядов, причем консерватизме оппозиционного свойства», – отмечалось в 1972 году со всеми неизбежными для того времени оглядками. В наше время мы можем уже впрямую сказать о том, что Михаил Дмитриев как раз и являлся одним из самых независимых русских критиков.

В 20-е годы он вступил в полемику с романтиками, когда они стали сбрасывать с корабля современности классицизм. В 40-е годы он примкнул к славянофилам, когда славянофилы противостояли неистовству «неистового Виссариона», но ведь и славянофилов Михаил Дмитриев не оставлял в покое…

В 1865 году, за год до смерти, вышло двухтомное собрание, но не критических статей, а стихотворений Михаила Дмитриева. Стихами начиналась и стихами завершилась его полувековая литературная судьба. В последние годы жизни он продолжил работу над мемуарами «Мелочи из запаса моей памяти», впервые изданные в 1854 году. «Главы из воспоминаний о моей жизни» – так называлась его новая предсмертная книга воспоминаний, полностью изданная в конце XX века (М., Новое литературное обозрение, 1998). В архивах хранятся его неизданные письма к Федору Глинке и Авдотье Глинке, С.Т. Аксакову, Степану Шевыреву, Михаилу Погодину и многие другие материалы. Так что читателям XXI века еще предстоят встречи с неизвестным и неопубликованным Михаилом Дмитриевым.

Молитвы и псалмы – едва ли не самое ценное в поэтическом наследии Михаила Дмитриева, тоже не переиздавались более полутора веков.

К неправедным судиям

Аще воистинну убо правду глаголете,

правая судите сынове человечестии.

Пс. 57

Всегда ль правду вы творите,

О судии земных сынов?

Всегда ль виновного вините?

Всегда ли слабому покров?

О нет! Вы сердцем беззаконны,

И злодеянье на весах;

Вы с детства были вероломны

И ложь сплетали на устах!

Как змия яд, ваш яд опасен!

Как аспид, глухи вы! Над ним

Труд заклинателя напрасен:

Закроет слух – и невредим!

Пошли ж, о Боже, день невзгоды

И тигров челюсти разбей!

И да иссякнут, яко воды

Под истощенною землей!

Да их губительные стрелы,

Как преломленные, падут,

И, как зародыш недозрелый,

Да в свете тьму они найдут!

Да праведник возвеселится,

Омывши ноги в их крови;

Да мщенью всякий изумится

И скажет: «Бог – судья земли!»

1823

Упование на Бога

Что хвалишися во злобе, сильне?

Пс. 51

Что хвалится злодейством сильный?

Мой Бог – Бог милостью обильный!

Напрасно зло ты возлюбил,

Язык, как бритву, изострил,

Сплетаешь ложь, хулу, коварство:

Не внидешь в Божие ты Царство!

Увидят правые твой суд

И в посмеяние рекут:

«Надменный! ты ли пал в могилу?

Вот человек, который силу

Не в Боге, в злате полагал

И суетой превозмогал!»

Но я, кому лишь Бог отрада,

Цвету как маслина средь сада

И славлюсь Вышним лишь одним,

А Вышний благ к сынам Своим!

1823

Вездесущность Бога

Господи, искусил мя еси,

и познал мя еси: Ты познал еси

седание мое и востание мое.

Пс. 138

Твое предведенье чудесно,

Непостижимый Боже мой!

Паду ли я – Тебе известно!

Восстану ль – Ты передо мной!

Ее вдали Ты усмотрел;

Еще на языке нет слова,

Ты изреченное узрел!

Ничто Тебя не пройдет мимо,

Высокий и Непостижимый!

Укрыться ль от Тебя желаю,

Куда бежать моим стопам?..

Взойду ль на небо? – там сретаю;

Во преисподнюю ль? – Ты там!

Взнесусь ли на крылах денницы?

На край ли преселюсь морей?

И там не скроюсь от десницы

Любви карающей Твоей!

Скажу ль: укроюсь ночи мглою,

И ночь как день перед Тобою!..

Ты внутренность мою составил

Во чреве матери моей,

Чтоб бренный Вечного прославил,

Я дивен мудростью Твоей!

Зародыш мой Ты зрел очами

И в книге жизни написал:

Ты начертал все дни за днями,

Когда я их не начинал!

Полны чудес Твои творенья

И необъятны помышленья!

Дерзну ль исчислить их? – несчетны!..

Удобней изочтешь песок!

Начало, связь их неприметны,

Конец их – темен и глубок!

А мне ль, Творец, не возгнушаться

Возненавидивших Тебя?..

Ударь грозой, да обратятся

И узрят, кто их Судия!

Но предводи меня всечасно:

Я на стезе стою опасной!

1823

Видение Эздры

Кн. 3, гл. 3, 4

1

В единый день я возлежал

На ложе, в мысли погруженный,

Я запустение Сиона вспоминал…

Я видел Вавилон, обильем напоенный…

Смутился сердцем я! невольно в грудь мою

Проник дух ропота и тяжкий дух печали,

И грешные уста невольно искушали

Творца и Судию.

2

«Всевышний! – я изрек, – мы все, сыны земные,

Лукавы сердцем искони!

Ты благ – и милуешь; Ты праведен – и злые

Достойно познают карающие дни!

Ты предал свой народ деснице Вавилона:

Не смертным пререкать Тобой реченный суд;

Но лучше ль нас они творят дела закона,

И лучше ль нас живут?»

3

Едва вступил в сей град, гордыней вознесенный,

Что я узрел в его стенах?

Одно несчастье! один порок надменный!

Все, все погрязли во грехах!

Объятый ужасом, я видел: им пощада;

Но Ты ж, хранивший их, карал своих людей,

И тщетно в том искал я истины Твоей:

Что казнь Твоя?., и что награда?..

4

«Я зрел: из всех земли племен

Один Израиль Твой хранил Твои заветы;

Но многих труд его плодом не награжден,

Без всякой мзды его оставлены обеты!

5

Умолк я – вдруг перед очами,

Сияющ, в веяньи благоуханных крыл

Предстал, нисполнен небесами,

Небесный Уриил.

«Муж буйственный! – он рек, – ты жаждешь тайн, доныне

Всезрящей мудростью сокрытых от земных;

Я послан возвестить об них твоей гордыне,

Но прежде сам реши гаданья уст моих!

6

Ты можешь ли огня извесить тяготенье,

Измерить быстроту парящих ветра крыл

И возвратить назад минувшее мгновенье,

Которым ты не дорожил?»

Смутившись, я молчал, как бы искал ответа

В несознающемся уме;

Но чем упорнее стремился в область света,

Тем боле был во тьме.

7

И снова мне вещал небесный посетитель:

«Когда б тебя я вопросил

О глубине морской, иль о числе светил,

Или: где райская обитель?

Тогда бы праведно ответствовал ты мне:

«Я в бездну не сходил, пути небес не знаю!»

Но днесь лишь о земном тебя я вопрошаю:

О днях, о ветре, об огне!

8

О них ли ты покрыт неведения тьмою?

Реки же о себе теперь правдивый суд:

Великость оных тайн, сокрытых пред тобою,

Вместит ли бренный твой сосуд?»

«О нет! – я возопил: – но лучше б не рождаться, –

Удел ничтожества сноснее во сто раз, –

Чем жить, чтобы терпеть, терпеть, чтоб сомневаться…»

И снова Уриил простер мне в притче глас:

9

«Однажды дерева прибрежныя дубравы

Составили совет:

«Пойдем на океан, да сдвигнем величавый

И пустим корни там, где волн иссякнет след!»

Подобно, восшумев в гордыне,

И волны буйные восстали и рекли:

«Пойдем против дубрав, потопим и отныне

Да в новой широте простремся по земли».

10

Но тщетно было древ дубравных умышленье:

Ниспал небесный огнь; конец их был жесток!

Ничтожным стало волн крамольное стремленье:

Их удержал песок!

Но если б ты судил и тех и сих крамолу,

Кого б ты оправдать иль обвинить посмел?..

«Все суетны, – я рек, главой поникнув долу, –

Всему есть свой предел!»

11

«Твой суд есть правый суд! – рек Уриил, – почто же

Не судишь так и о себе?..

Земля дана древам; волнам морское ложе,

И гибель в их борьбе!

Почто же хочешь ты, жилец земли случайный,

Познать и изменить, что скрыто в временах?

Не мысли постигать законов вечных тайны:

Их постигают в небесах».

<1827>

Молитва

Боже сильный!.. Боже правый!

Как явлюсь я, раб лукавый,

В день Твоей грядущей славы;

В день, когда разгнут писанья,

Обнажат души деянья

И не примут покаянья!

Где там будет испытатель,

Вопроситель, состязатель,

Гордой мудрости искатель?

Где богач, служивший злату,

Отказавший в нужде брату,

Удержавший бедных плату?

Где судья, на мзде судивший,

Суд без милости творивший,

Стыд и совесть усыпивший?

Где, на ложе сладострастья,

На пирах искавший счастья,

Чуждый к скорбному участья?

Где каравший без прощенья

Слово, мысль – как преступленья,

Сшедший в гроб без примиренья;

Где он, Богом чтивший силу,

Не смирявший гнева пылу,

Мстивший властью за могилу?

Боже сильный! Боже правый!

В день Твоей грядущей славы,

Где явлюсь и я лукавый!

Дай мне слезы покаянья,

Дай мне слово оправданья

Прежде страшнаго призванья!

Исповедь

Я исповедался Тебе, Владыко

Душ и телес, Царь неба и земли,

Тебе, о Боже и духов и плоти!

Ты мне послал источник слез обильный,

И Твой служитель разрешил[92] меня,

И стало так легко мне и свободно!

И я подумал: вот как царь земной

Положит гнев на некую вину,

Кто разрешит? – кто покаянье примет?

К кому прибегнуть и кого просить?

Кто согласится быть перед царем

Ходатаем, свидетелем? – Кто станет

Посредником меж милости и правды!

А у Него, Царя Небес, не так!

Доступен в каждом храме Он; а храм

Его – есть в каждом граде и селенье;

И в каждом храме – милости алтарь;

И в каждом храме есть Его служитель,

Его министр, и он уполномочен,

Кто ни покается – прощадь и разрешать,

И отпускать раскаянью вины,

И допускать еще к трапезе царской!

Меня спросил священник: «Не имею ль

Вражды противу тех моих врагов,

Которые мне причинили зло?»

«О нет! – я отвечал. – Бог видит: нет!»

В то самое мгновенье, как я

Узнал, что был неправедно отвергнут

За то, что правду громко защищал,

Что нанесен мне злом удар последний,

Я пал, как Иов, на лице мое

И трижды Богу в землю поклонился,

Сказав: «Благодарю за все, о Боже!»

И помолился за своих врагов!»

Так отвечав священнику, я тут же

У жертвенника помолился снова,

Чтоб их Господь не наказал за грех,

Помиловал и зла им не припомнил!

И горько плакал я: и стало мне

От слез моих легко так и свободно!

Легко ли им, свободно ль им, не знаю;

Но в этом я, конечно, невиновен!

Мир всем

Мир далекому от нас

Брату на чужбине,

До кого наш дружий глас

Не доходит ныне;

Кто ни радостей, ни слез

Наших не разделит,

Под шатром чужих небес

Одр холодный стелет!

Мир несчастному, кого

Мир за правду гонит!

Осени он и того,

Кто в сомненьи тонет;

Взор его да просветит

Кроткое сиянье,

Дух его да освежит

Истины дыханье!

Мужу строгой чести – мир,

Кто к добру стремится,

И, презрев счастливцев пир,

Сильных не боится;

Падшим руку подает,

Злобы сон тревожит,

Состраданья слезы льет,

Где помочь не может!

Мир тому, кто не слыхал

От людей привета,

Кто цветов любви не рвал,

Шел чужой для света;

Для кого мир целый пуст,

Жизнь – одно изгнанье;

Мир ему и жарких уст

Первое лобзанье!

Благодать и мир семье,

Где, в пути согласны,

На одной плывут ладье

В бурю, в день ненастный;

Где нет места шутке злой,

Пересудам вредным,

Где остаток скудный свой

Уделяют бедным!

Мир – чья жизнь, как ночь, темна

У нужды в неволе,

Кто бросает семена

На чужое поле!

Мир плывущим по морям,

Мир и чадам брани!

Месть задумавшим врагам

Мир, с пожатьем длани!

Но тебе изречь ли мир,

Темный дух гордыни,

Правоты своей кумир,

Бог своей пустыни,

Милосердием закон

Брату не смягчавший!

И души болящей стон

Глухо отвергавший!

О! когда б и над тобой

Дух любви повеял

Благодатной теплотой

И туман разсеял!

О! когда бы мир смягчил

Хлад жестокосердья,

И познал ты в Боге сил

Бога милосердья!

Мир убитому судьбой

Сыну заблужденья!

Встреть и он в семье людской

Признак примиренья!

Да престанет укорять

Память, как свидетель,

И да вкусит он опять

С миром – добродетель!

Будь покоен, осенен

Мужу – путь деяний!

Колыбели – мирный сон;

Сон – одру страданий!

Мир к отшедшему к отцам

Из страны терпенья;

Мир в земле его костям,

Духу – воскресенье!

Мир и граду, и стране,

Церкви, людям, миру,

Высоте и глубине,

Морю и эфиру!

Мир и властным, и рабам!

Пойте, человеки:

Мир земле и небесам

Ныне и вовеки!

Погибель гордых

Услышите сия вси язы́цы,

внушите все живущие по вселенней.

Пс. 48

Внемлите мне, земли народы,

Все человечества сыны!

О дети счастья и невзгоды,

Богатый, нищий, вы равны!

Внемлите слову разуменья:

Не тщетной мудрости учу;

Высокой правды песнопенья

Я вам на гуслях возвещу!

Не полагайтеся на силы,

На злато, плод труда и лет:

Брат не избавит от могилы

И выкупа за душу нет!

Умрет мудрец, умрут невежды,

Забыв, что мзда приобрела,

Покинув замыслы, надежды,

И взяв с собой – одне дела!

Безумцы! мыслят, строя зданья,

Что их жилища в род и род.

Дают землям своим названья,

Да имя – их переживет!

Наследники отцам подобны;

Друзья хвалой возносят их!

Но долго ль успевает злобный

И гордый в замыслах своих?..

Подобно как овец в затворы,

Их в преисподней заключат,

Где света их не узрят взоры,

Где стражем смерть стоит у врат!

Восстанет день над грешным прахом;

Пройдут, не ведая, чей он!

И будет лик их скорбью, страхом

В подземном доме искажен!

Не бойся ж, если богатеет

И входит в славу равный твой,

И не дивись, когда имеет

Себе льстецов он шумный рой:

Его так точно ублажают

И так же песнями честят,

Как жертву, кою украшают,

А нож жреца уже подъят!

Умрет – и ничего с собою

В жилище тьмы он не возьмет:

С ним не пойдут льстецы толпою

И слава вслед им не пойдет!

Там нет в земном величьи нужды,

Де о земле отзыва нет!

Тебе лишь, муж гордыни чуждый,

Там воссияет славы свет!

1823


[92] Имеется в виду разрешительная молитва.

Комментировать

2 комментария

  • SerGold, 25.02.2023

    Нерабочие файлы для скачивания. Исправьте пожалуйста это.

    Ответить »