Молитвы русских поэтов. XI-XIX. Антология - Николай Щербина

(12 голосов4.0 из 5)

Оглавление

Николай Щербина

Щербина Николай Федорович (1821–1869) – поэт, переводчик. Щербина существует как бы в двух своих ипостасях, не имеющих никаких точек соприкосновения. Один из них – автор сатирических стихотворений и пародий на самые злободневные вопросы современности. Неизменной мишенью его, по выражению Ф.И. Тютчева – «блестящей желчи», – были славянофилы и поэты «чистого искусства». «Я слишком русский человек, чтоб сделаться славянофилом», – съязвил он о славянофилах-немцах Берге и Каролине Павловой. Особенно досталось Аполлону Майкову за его «верноподданическое» стихотворение «Коляска» и Федору Глинке вместе с Авдотьей Глинкой – за Гегеля проклинание и псалмов писание (высмеивая их религиозность, он даж е прибегнул к кощунственному пародированию акафиста). Второй Щербина – автор антологических стихотворений, которые, наряду с антологиями Аполлона Майкова, можно считать образцами «чистого искусства». Не кто иной, как «неистовый Виссарион», приветствовал в 1841 году первую книгу двадцатилетнего Аполлона Майкова, противопоставив его античную лирику «гримасам ш тукм ейстеров, потеш аю щ их тупую чернь». Совсем иную реакцию вызвала антологическая лирика у последователей Белинского. «Ш естидесятники» во главе с Н.Г. Чернышевским приветствовали сатиру Щербины, но его фавны, нимфы, наяды вызвали полное отторжение. Зато Тютчев писал, обращаясь к нему:

Вполне понятно мне значенье

Твоей болезненной мечты,

Твоя борьба, твое стремленье,

Твое тревожное служенье

Пред идеалом красоты…

Щербина выбрал тревожное служенье этим идеалам, что и стало причиной его ухода из так называемого «демократического лагеря». Антологическая лирика Николая Щербины нашла поддержку не только Федора Тютчева, но и великих русских композиторов – А.С. Даргомыжского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, А.Т. Гречанинова. Романс «После битвы» Щербины – Гурилева послужил основой для одной из самых популярных матросских песен «Раскинулось море широко…». Не менее важное значение в его творчестве занимает религиозная лирика. Он, как и Огарев, Некрасов, Добролюбов, в 40‑е годы начинал свой путь в поэзии с молитв, а уже позже, в 50‑е, наступив на горло собственной песне, пополнил ряды поэтов-сатириков.

Предсмертная песнь поликаров[119]

Бросим в землю семя жизни:

Наше семя возрастет

И ликующей отчизне

Плод нетленный принесет.

Что завидней нашей доли:

Мы угасли не в цепях!..

Жизнь темна в земной юдоли,

Жизнь ясна на небесах…

<1843>

Утренняя молитва

Я пал под горем и бедами;

Мне тяжело нести свой крест, –

И ропот грешными устами

Душа готова произнесть…

Но в свете пурпурной денницы

Душе слетела благодать,

И пали слезы на ресницы,

И легче стало мне страдать…

В молитве теплой я излился,

Но благ себе не смел просить, –

Я только плакал и молился,

Я только мог благодарить.

1844

Услышанная молитва

Звезды в тумане мерцали,

Облаком месяц покрылся;

Полный глубокой печали,

Робко я Богу молился.

В счастии гордый, забывшись,

Милости Божьей не ждал я;

Так безкорыстно молившись,

Вечно молиться желал я…

Верю я, минут печали,

Месяц по небу катится,

Звезды светлей заблистали, –

Стал я теплее молиться!

< Первая половина 1840‑х годов>

Тишина

В моей душе давно минули бури;

Уж мне чужда теперь их мрачная краса,

И надо мной, без туч и без лазури,

Как над пустынею, нависли небеса.

Спокойно все во мне и безмятежно,

Невозмутимая такая тишина,

Что мать бы мне завидовала нежно,

И счастия слезой заплакала б она…

Но, за врагов молившийся Спаситель,

К Тебе я возношусь сердечною мольбой:

Моим врагам, земной неправды Мститель,

За злобу не воздай подобной тишиной!

21 июня 1846 

Истина молитвы

Когда обольщенный земными соблазнами,

Волнением крови, желаньями праздными

К Тебе возношусь я в мольбе, –

Не внемли ей… Слава Тебе!

Когда на тернистом пути испытания

Я крест свой тяжелый несу без роптания

И чужд я корыстной мольбе, –

Услышь меня… Слава Тебе!

15 декабря 1847 

Современная дума

Когда Твое царство, Спаситель,

В величьи с небес низойдет

В юдольную нашу обитель

И всюду блаженство прольет?

Мы сами его отдалили,

Желанное царство Христа,

И столько мы зла совершили

Под чистой бронею креста!

Для чувства корыстно-земного

Купались мы в братней крови

Во имя Предвечного Слова,

Во имя Верховной Любви.

Мы слово Небес толковали

В угоду мирской суеты,

Потом мы его осмеяли…

Но благ нескончаемо Ты,

И суд Твой среди испытаний

Невидимо благо творит,

И в вопле глубоких страданий

Нам голос души говорит:

От знанья пришли мы к сомненью

И раненой пали душой,

Мы знаем, дойдем к примиренью

И к жизни родимся иной…

Тогда Твое царство, Спаситель,

В величьи с небес низойдет

В юдольную нашу обитель

И всюду блаженство прольет;

Все люди тогда будут братья,

Довольные должной судьбой,

И мысли единой объятья

Всю землю обнимут собой…

* * *

Наши очи малы,

Велика природа;

Их погасит время,

Но она безсмертна.

Наши очи малы,

Но безбрежность мира

Меряют собою

И в себе вмещают.

Наша жизнь лишь только

Вечности мгновенье, –

Мы ж порой в мгновенье

Проживаем вечность…

1848


[119] Поликарами, т.е. удальцами, богатырями, называли себя бойцы греческих отрядов, сражавшиехся против турецкого господства.

Комментировать

2 комментария

  • SerGold, 25.02.2023

    Нерабочие файлы для скачивания. Исправьте пожалуйста это.

    Ответить »