<span class=bg_bpub_book_author>протоиерей Сергий Николаев</span> <br>На всё воля Божия. О женском счастье и женском несчастье

протоиерей Сергий Николаев
На всё воля Божия. О женском счастье и женском несчастье

(36 голосов4.3 из 5)

Оглавление

Слово пастыря

Об особенностях женского характера

Творец почтил женщину многими талантами, главный из которых — любящее сердце. Еще совсем маленькой девочкой ищет она, на кого бы излить свою любовь. Родители, братья и сестры, домашние животные, цветы… Ей мало всего живого мира, и она своим воображением и любовью одушевляет мягкую игрушку, куклу. Разговаривает с ней, прижимает к сердцу, нянчит. Женщина словно изначально обречена на любовь, она как бы природная христианка.

Из Священного Писания мы знаем, что сотворению женщины предшествовал замысел: «Не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника соответственного ему» (Быт. 2:18). Эти слова открывают нам назначение и природу женщины. И какими бы самостоятельными и самодостаточными ни казались наши современницы, их природа остается той же — быть любящей помощницей. Ни могущество, ни богатство, ни власть не в силах дать женщине полного счастья. Даже имея всевозможные материальные блага и возможность удовлетворять свои интеллектуальные потребности, занимая высокое общественное положение, но будучи обделена возможностью заботиться о ком-то, она часто тяготится своей благоустроенной жизнью. И только следуя своему назначению служения ближнему, только любя или опекая кого-то, женщина реализует замысел Творца о себе и приобретает душевный покой.

Это не значит, что ей отведена второстепенная роль в жизни. Вовсе нет. Сегодня мир, как никогда прежде, зависит от женщины. От того, какие ценности она выбрала для себя жизненными ориентирами, от ее духовной и нравственной позиции.

Женщина может быть защитницей семьи, а может стать ее разорительницей. В ее власти рождение детей и отказ от рождения. Она может воспитать нравственного, доброго человека, а может вырастить бессовестного эгоиста. Своим выбором она оказывает огромное влияние на жизнь всего мира.

Женское счастье в этой жизни и спасение женщины в Вечности зависят от умения понять себя и воспользоваться данными Богом талантами. И здесь ей самой необходим помощник. Самый главный помощник на пути к счастью — это, конечно, духовная жизнь. Но и в духовной жизни, и в быту мы часто сталкиваемся с ситуациями, оценить которые сами не в силах. «Ум — хорошо, а два — лучше», — говорит пословица. Тут мог бы помочь духовник. Однако он не всегда есть, не всегда может быть доступен. В таких случаях, по мнению святителя Феофана Затворника, таким собеседником призвана стать данная книга.

Собеседникам, которые смогут ответить на дальнейшие вопросы, дать совет, утешить, рассказать. И еще замечу: только через другого человека, через жизнь других людей дано нам увидеть себя. Поэтому наша книга может стать и неким зеркалом, способным отразить то, чего мы прежде не замечали в себе. И худое и доброе.

Создав женщину слабее мужчины, Творец одарил ее большею, по сравнению с ним, внешней красотой. Он вложил в ее душу чувство прекрасного и жажды его. Мы видим, как женщины постоянно стремятся украсить все вокруг себя: свой дом, землю, одежду, утварь. Надеюсь, что на страницах этой книги женщины найдут советы, которые будут полезны.

О посте и особенной роли хозяйки в нём

Мы вступаем в Великий пост. У православных принято поздравлять друг друга с началом поста. Внешнему, нецерковному человеку непонятно: с чем же тут поздравлять, ведь пост — время особого воздержания. Но те, кто имеет духовный опыт, скажут, что пост более дает нам, нежели отнимает. Потому-то и говорят: спасительный пост, святой пост. Оттого-то не скорбным, не тяжким назвали первый день поста, а чистым. Чистым понедельником.

Пост не придуман кем-то, это — дар Божий. Он был заповедан Адаму и Еве еще в раю. Чтобы через соблюдение поста первые люди могли показать свою верность Богу. Через эту первую заповедь человек должен был духовно развиваться и возрастать. Однако, как мы знаем, произошла трагедия: наши прародители нарушили заповедь поста, а с тем нарушилась и их связь с Источником жизни, с Богом. В человека вошла смерть, люди стали смертны.

Но милостивый Господь не хотел оставить Свое творение навсегда в его таком бедственном положении. Воплотившись, Он пришел на Землю и основал Церковь. Как когда-то ковчег Ноя спас человечество от гибели, так Христова Церковь спасает нас от вечной смерти. И опять — одной из важнейших заповедей Церкви является заповедь о посте.

Пост — это не диета. Ведь пища не приближает нас к Богу (1Кор. 8:8). Воздержание в пище — это только основание дальнейшей постройки, им «сохраняется в должной чистоте и трезвении наш ум, в должной тонкости и духовности наше сердце» (свт. Игнатий Брянчанинов). Угнетая плоть, пост освобождает дух в человеке. Ведь плоть вполне насыщают «сласти мира сего», и не волнует Вечность. Пост напоминает плоти ее истинное место и назначение служить спасению души. Напоминает он и о нашем призвании, о благородстве человека, которого, по словам пророка, Господь мало чем умалил от Ангелов, славою и честию увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Своих, положив весь мир под ноги его (см.: Пс. 8:6-7). Такие дары обязывают, и постом мы через послушание заповедям, покаяние и молитву пытаемся восстановить в себе свою истинную природу. Потому мы и радуемся посту, что через него Господь дает нам возможность исправить ошибку Адама и стать на путь обретения Царства Небесного.

Если перед началом поста кого-то и смущают трудности предстоящих ограничений, то стоит лишь вступить в него, как вы сразу почувствуете его благодатное влияние. Даже некрепкий в вере человек никогда не скажет про себя, что он зря постился, но, напротив, станет с удовольствием вспоминать об этом. «Постимся постом приятным…» — поют на церковной службе Великим постом. И это не преувеличение. Пост приятен нам необыкновенным чувством духовной свободы, надежды и новых возможностей. Великим постом каждый раз удивляешься, как в первые же дни меняются лица верующих, уходит суетное, себялюбивое, надменное. Появляются мягкость, кротость. Это душа улыбается. Ведь «воздержанием начинается духовная жизнь» (свт. Василий Великий).

А к концу поста можно сделать еще одно наблюдение. В храме, на службе все держатся почти как родственники. Это значит, что мы хорошо провели пост, потрудились, стали ближе к Господу, а оттого и друг другу. Как писал апостол, уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу (Еф. 2:19).

Женщину в это время ждет дополнительная нагрузка — ее особенное служение ближнему. Легкая постная пища требует нелегких трудов, сил и времени на кухне уходит больше. А какая постом нужна выдумка! Про некую супругу говорили, что если бы в пост можно было есть только топор, то она трижды в день готовила бы мужу различные блюда из топора. Ведь это она, православная хозяйка, отвечает за настроение в семье, а всякий знает, что еда здесь — не последнее дело. Замечено, что постом в некоторых домах пища бывает разнообразнее и даже вкуснее. Это от того, что любовь к ближнему, пусть даже выраженная в борщах и оладьях, всегда привлекает благодать Божию. И к кушанью, и, особенно, к той, что его готовила.

Но приготовлением еды не оканчивается женский подвиг поста. В самые напряженные дни Страстной седмицы, последней недели Великого поста, когда церковные службы призывают нас в церковь каждый день, именно они, женщины, после храмовой молитвы, находят еще где-то силы украсить дом к Пасхе. Они уже очистили частой исповедью свою «духовную горницу» и теперь принимаются за мытье окон, стирку штор и прочую уборку. Хлопотно? Но Спаситель обещал, что даже подавший одну чашу воды во имя ученика Его, не потеряет награды своей (Мф. 10:42). Так разве оставит Он без награды ту, что потрудилась, чтобы Великий праздник Воскресения Христова вошел в сияющий чистотой дом?

Святые отцы уподобляли посту нашу земную жизнь. Каждый пост, а в особенности Великий, — это не просто подготовка к празднику Пасхи, а подготовка к радостной встрече с Богом в Царстве Небесном. Труд поста и радость Пасхи напрямую связаны. Да поможет Господь нам совершить этот труд, чтобы мы, как верные Его чада, во всей полноте радости встретили Светлое Христово Воскресение, как залог будущего воскресения в Царстве Небесном. Аминь.

О «женах-мироносицах» в Церкви

Продолжаются пасхальные дни. Христос Воскресе! Третье воскресенье Пасхи Церковь посвятила женщинам, женам-мироносицам. В этот день, настоящий женский праздник, мы славим милостивое женское сердце.

Кто такие эти женщины, что мы вспоминаем о них вскоре за Светлым Воскресением? Евангелие говорит, что в годы проповеди и странствий за Спасителем кроме учеников повсюду следовали женщины, которые служили Ему имением своим (Лк. 8:3). Ведь кто-то должен был заботиться о приготовлении пищи, об одежде для Господа и Его учеников. Такие хлопоты более свойственны женщинам; они и взяли их на себя. Женщины несли и большую часть расходов. Их незаметный повседневный труд служения Господу и апостолам был, наверное, точно таким же, как труд миллионов других женщин, непрестанно заботящихся о своих близких. Отличие лишь в том, что эти женщины оставили свои семьи и дома, чтобы следовать за Христом.

Священное Писание сохранило для нас имена лишь некоторых из них — это Мария Магдалина, Мария — мать Иакова, сестры Лазаря — Марфа и Мария, Иоанна, Сусанна, Саломия и еще одна Мария. Были, как сказано в Евангелии, и многие другие.

Из Евангелия мы знаем, что они были единственными, кто не покинул Учителя в страшную ночь ареста, кто был с Ним и на крестном пути Его, и у голгофского Креста. Любовь и преданность помогли слабым женщинам преодолеть страх, когда самые близкие ученики в ужасе бежали, а апостол Петр трижды за ночь отрекся от Того, о Котором сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16:16). Такова замечательная женская природа — не рассуждая жить сердцем.

И после казни, по прошествии субботы, ранним утром, настолько рано, что об этом часе в пасхальном каноне поется: «утро глубоко», женщины не побоялись отправиться к гробу, к пещере, где было положено пречистое тело Спасителя. В руках у каждой был кувшинчик с ароматическим маслом — миром. Поэтому мы и называем их мироносицами — несущими миро. Они шли оказать последнюю милость Учителю: помазать тело Его перед погребением. (Масло, как в древней, так и в современной культуре, является символом милости — именно в знак милости Божией на некоторых церковных службах нам помазывают ароматным маслом чело.)

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки