<span class=bg_bpub_book_author>протоиерей Игорь Рябко</span> <br>О плевелах церковной литературы, или Роль лифчика в деле спасения

протоиерей Игорь Рябко
О плевелах церковной литературы, или Роль лифчика в деле спасения

(63 голоса4.6 из 5)

Не так давно у нас в Запорожье прошла православная выставка. Пробегая по книжным прилавкам современной православной книгопечатной продукции, прислушиваясь к разговорам книготорговцев, я удивлялся и возмущался одновременно. “Адам, где ты? — спросил Бог в Раю нашего праотца. — Очнись, посмотри на себя, где ты оказался? В каком жалком и ничтожном виде теперь ты, Царь Земли, в кого ты теперь превратился?”.

С тем же вопросом хотелось и мне обратиться к некоторым торговцам православной продукцией. Что вы продаете и зачем?

Вот книжица “Ой, мама, мамочка”, она о замечательном мальчике Сашеньке, которого послала “троица и ее друзья” на землю “мочить” бесовские полчища. Голливуд бы позавидовал сюжету. Детали своего спуска на Землю мальчик помнил в подробностях. И предрекал себе, герою, звездное будущее. “Вы будете мной гордиться”, — без стеснения говорит юный отрок — молодой конкурент Шварценеггера. Это не сказка, а реальные события, по мысли авторов этого православного триллера.

Вот полки завалены Юлией Вознесенской и ее сказками-притчами. Я не буду говорить о том, где была потеряна грань между сказкой и оккультизмом. Меня интересует другое. Каждому литературному направлению в библиотеке отведено своё место: духовная, научная, богословская, философская литература и.д. Книгам Юлии Вознесенской место в отделе художественной литературы в разделе “фантастика”. Но она продается на выставке и в храме именно как духовная литература и так же воспринимается. Её Кассандра с макаронами и путешествие по ту сторону смерти, читается как некое откровение наряду с откровениями Макария Великого и мытарствами Феодоры. Я не буду судить о литературном таланте Ю. Вознесенской, но продажа ее книг в отделе духовной литературы — это спекуляция на поисках псевдодуховных откровений нашими прихожанами.

На книжном рынке представлены чисто коммерческие проекты. Например, книга с изображением преподобномученицы Елизаветы Федоровны и одноименным названием оказалась по содержанию сборником всевозможных кусков разного рода литературы. Скомбинированы эти куски бессистемно и невежественно. Но все связано с апокалипсическими предчувствиями. Продавец расхваливал книгу как последнее откровение всем народам земли: в обязательном порядке — для спасения — ее должен прочитать каждый “От Москвы, до самых до окраин…”.

Тема конца света вообще самая популярная тема. Любые пророчества, страшилки идут нарасхват. И вместо фильмов ужасов православным предоставляют возможность пощекотать нервы и впрыснуть адреналинчика авторы книг и DVD-фильмов, которые расскажут, как и что будет в ближайшем страшном будущем и какие муки ада Бог придумал тем, кто вздумал взять ИНН. Пророчества “тайных старцев”, выдающих на-гора жареные факты в виде сногсшибательных откровений, идут нарасхват. Любители гороскопов и пасьянсов по сравнению с православными отдыхают. Куда им до нас.

Особый вид экстремальных книжных удовольствий — чудеса. Наравне с пророчествами они лидируют в рейтинге продаж книжной и видеопродукции. Чудес должно быть много, они должны быть наглядные, красочные, глянцевые, в хорошо упакованном виде. Чудеса, конечно, будут. Их любителям в апокалипсисе Иоанн Богослов предрек чудотворную икону (образ) зверя из бездны, которая будет чудотворить.

Я пытался вспомнить, где в традиционной православной литературе (Древний Патерик, Лавсаик, и проч.) говорилось бы хоть об одном из Святых Отцов, который бы восхищался чудесами, превозносил их и уж тем более искал. НИКТО и НИКОГДА из Отцов Церкви не занимался выискиванием чудес и не стремился к этому. Кассиан Римлянин советовал быть с ними очень осторожными, не доверять.

Я вспомнил один случай с духоносным старцем, который после того, как его духовное чадо стало восторгаться тем, что у неё лампадка каждую ночь в 12 часов зажигается сама по себе, отлучил её от причастия на полгода, а лампадка больше не зажигалась.

Мы быстренько перенесли свои страсти и пристрастия на поле духовной жизни. Искусно замаскировали плевелы под пшеницу. Жнем ее, едим и балдеем от удовольствия.

Вместо гадалок и гороскопов — пророчества по дням недели на ближайший Армагеддон. Не интересуешься жизнью Аллы Пугачевой и половой ориентацией Бори Моисеева — ничего, вот почитай у старца Антония, какое духовенство у нас паскудное. Ужастики не смотришь — ерунда, вот посмотри фильмы Воробьевского о лапах антихриста над Церковью. КингКонг ВинниПухом покажется. Ты аскет и постник — ну вот тебе тысяча рецептов православной кухни. Борешься с блудной страстью, целомудрием балуешься, ну ладно, вот прочти тогда книгу о пятистах самых распространенных грехах. И Шахерезада за тысячу ночей такого бы не сочинила. Цитирую: “Каюсь в том, что носила лифчик без благословения духовника”. Вот теперь сиди и думай, в чем здесь грех. В том, что носила, или в том, что без благословения. И как надо: не носить или каждый раз звонить с утра пораньше духовнику: “Батюшка, благословите на лифчик… Спаси Господи, батюшка… А на какой, с бретельками или без?..”.

Авторы книги записали в наркотики чай и кофе — пить их тоже грех. А ведь Амвросий Оптинский баловался чайком. Не читал он, бедненький, эту книгу, не было её в то время, не повезло преподобному…

Не хватит бумаги перечислить “православные” заговоры, магию, трансформированную в “самые полные молитвословы”, со спецмолитвами задержания. Такое себе харакири бесу. Своей святости нет, там мы его спецмолитвой прикончим.

Рассказ об этом бедламе можно было бы еще продолжать. Одно неясно, зачем всё это называть именем православной продукции? Какое это имеет отношение к Церкви Христовой? Или, может быть, мы знаем хоть одного святого, который бы повелевал бесами не силой своей святости и причастности к Богу, а с помощью особых молитв, интересовался бы нижним бельем своих духовных чад, почитывал “фентези” и восходил от этого к созерцанию нетварного света?

Я могу сделать еще и тот вывод, что современный рынок книжной продукции четко сориентировался на наши страсти и легко закамуфлировал их под духовность. Жаль только, что мы этого как-то не замечаем. Или не хотим замечать.

Протоиерей Игорь Рябко

Газета “Одигитрия”, N1 (57), 2007 г.

Комментировать

Добавить комментарий для Вера Отменить ответ

14 комментариев

  • Елена, 07.06.2015

    Недаром говорится о том, что перед Апокалипсисом нельзя будет ходить в церковь. Книжные лавки переполнены фэнтези, которое начинающий прихожанин может принять за чистую монету.

    Ответить »
    • Алексей, 25.02.2016

      Елена, апокалипсис = откровение= пророчество. Вы уж выражайтесь пожалуйста точнее. Если Вы о конце света= дне гнева=втором пришествии=страшном суде — то так и пишите. И вопрос к Вам; откуда Вам известно,что Конец Света близок? Вы больше Христа знаете? Отчего-то мне думается, что Храм Божий Вы не посещаете или посещаете с очень недавних пор. Фентези типа Юлии Вознесенской очень полезно начинающим христианам, это мое самое искреннее мнение

      Ответить »
      • Татьяна, 20.06.2017

        Спаси Господи!Вот тоже не поняла резкой критики автора статьи книг Ю. Вознесенской. Понятно, что ее книги должны продаваться в разделе художественной литературы.Но я не вижу никакой опасности в ее книгах.Более того-читаю с удовольствием. И ее книги заставляют лично меня о многом задуматься. Уж не знаю кто может принять романы Вознесенской за духовную литературу.… Но книги Юлии Николаевны несомненно могут служить стартовой ступенькой для тех, кто еще не дорос до святоотеческих трудов.

        Ответить »
  • Алексей, 25.02.2016

    У типографов задача — напечатать, у продавцов — продать, а вот порядок на полках наводить (а скорее в мозгах прихожан!) — наша задача. Наверняка выставка-продажа литературы проводилась местной епархией. Отчего-же благословили продажу сомнительных в духовном плане произведений? Почему Вознесенскую продавали в ряду серьезных богословов? Да просто все! Просто тот, кому поручено было заняться организацией православной выставки отнесся ФОРМАЛЬНО!!! Из-за формального отношения к делу мы и теряем прихожан.

    Ответить »
  • Александра, 23.04.2016

    Правильно батюшка пишет,гнать эту ересь с книжных полок,за последнее время люди на самом деле отходят от веры из за этих проклятых книг,я сама на православных выставках работаю,вижу,как происходит охладевание веры,и всё это из за этой коммерции,людей приучают к подмене православия на какую-то попсу.Святые отцы никому не нужны,читают ересь всякую,якобы это святые книги.

    Ответить »
  • Маргарита, 10.03.2017

    Спаси Господи создателей сайта за эту замечательную рубрику. Хорошая подборка критических статей, которые помогут отделить истинное чтиво от ложного. Это особенно важно для юных читателей. Я учитель русской словесности и теперь, отбирая книги для работы с молодежью, буду ссылаться на вашу рубрику.

    Ответить »
    • Владимир (другой), 25.12.2020

      Интересный речевой оборот — “истинное чтиво”.

      Ответить »
  • Мария, 13.05.2017

    А я в Вознесенской и прочих православных фэнтези не вижу ничего плохого. Человек, ещё стоящий на пороге Церкви, не осилит чтение “Лествицы”, но заменить детективы Донцовой чтением хотя бы фэнтези, но не противоречащих духу христианства и даже помогающих понять некоторые вещи — это будет для него уже большим шагом.

    Это как с ребенком — как не бейся, но в 5 лет его читать Достоевского не заставишь — только навсегда отобьешь желание к чтению. Но ребенок вырастает, все книги Чуковского и Маршака прочитаны — и тут дело наставника ПРЕДЛОЖИТЬ и ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ чтением более серьезной литературой, которая будет давать пищу уму и не вызовет отторжение.

    Ответить »
    • Вера, 05.09.2018

      Да, новоначальным “Лествицу” не осилить, но и предлагать сомнительное чтиво так же опасно, как 5 летнего ребенка учить неправильно читать или считать. Научаясь ложному, человек потом с огромным трудом осмысливает истинное. Литературы для новоначальных много хорошей. Например, можно начинать воцерковление с чтения житий святых. И несложно, и многое можно почерпнуть и понять. Или, например, книги Олеси Николаевой (предлагаю не в качестве рекламы, а первое, что пришло в голову). Она описывает реальные истории, заставляющие задуматься, а не околоцерковные басни и фантазии.

      Ответить »
  • Анатолий, 14.10.2018

    Цитата: “Её Кассандра с макаронами и путешествие по ту сторону смерти, читается как некое откровение наряду с откровениями Макария Великого и мытарствами Феодоры”. 

    Не могу понять смысла этого предложения. Автор хочет сказать, что “мытарства Феодоры” это из “отдела фантастики”?

    Ответить »
    • Иулия, 09.11.2018

      Автор статьи подразумевает, как если бы астрологию приравняли к серьёзным научным трудам. Как было в средние века. Относится к откровениям святых отцов и к художественной литературе, безусловно, нужно по разному. Не смешивая благоговейного отношения к учителям церкви и любопытства в художественной литературе(хоть даже и поучительного, иногда).

      Ответить »
  • Елена, 16.12.2018

    Прекрасно, что появилась возможность прочитать разные мнения, особенно рецензии от духовных лиц, священников. Извините не могу подобрать нужного определения лица, разбирающегося, сведующего в вопросах православия. Я и читаю эти книги и жду выставку чтобы купить новинки. И за чистую монету, с абсолютным доверием, принимала и рекомендации продавца и то, что раз в рамках выставки, значит с благословения и рекомендовано церковью. А книги Вознесенской добрые. Прочитав посмертные путешествия я по другому посмотрела на своего мужа и стала  снисходительнее к людям. Было бы хорошо на выставках устраивать презентации православной литературы.

    Ответить »
  • Екатерина, 01.02.2019

    Ну, знаете, ли. Духовное лицо использует сарказм для написания статьи. Где здесь духовность? Едким ядом пронизана вся статья. я бы к такому священнику на исповедь не пошла. И, кстати, мальчика Сашеньку из книжки зовут Славочка. Как по мне, чтобы о чем-то писать, нужно хотя бы мало — мальски знать, о чем пишешь.

    Ответить »
  • kukuruza, 14.07.2020

    Поделюсь опытом, который наблюдала при Храме в Киеве. Не продажа книг в свечной лавке, а библиотека. Возможность по записи с паспортом взять до 14 дней и прочитать книги духовного содержания. Или поменять свои. Очень приличное наполнение видела.

    Ответить »