<span class=bg_bpub_book_author>монах Лазарь (Афанасьев)</span><br>Оптинские были. Очерки и рассказы из истории Введенской Оптиной Пустыни

монах Лазарь (Афанасьев)
Оптинские были. Очерки и рассказы из истории Введенской Оптиной Пустыни

(35 голосов4.3 из 5)

Оглавление
След. глава

Пом­ним и славим,
Знаем и любим
Силь­ным и слабым
Милую людям,
Ныне и присно,
Тайно и устно, —
Божию пристань,
Оптину Пустынь.

Монах Лазарь (Афа­на­сьев)

Судьбы России

(Суж­де­ния и пред­ска­за­ния старцев)

Оптин­ские старцы все­гда хорошо знали состо­я­ние рус­ского обще­ства и, может быть, даже знали лучше всех. К ним-то и тянулся этот «мир» в лице своих типич­ных пред­ста­ви­те­лей, кото­рых обо­жгло, оглу­шило, испу­гало желез­ное гро­хо­та­ние дви­жу­ще­гося вре­мени. Они бро­си­лись искать спа­се­ния… И мно­гие – в Оптину… Услы­шать слово старца. Полу­чить под­держку, воз­ро­диться душою в Боге.

В пись­мах своих ста­рец Мака­рий нередко раз­мыш­лял о судь­бах Рос­сии, часто (по попу­ще­нию Божию) стро­я­щихся людьми обра­зо­ван­ными, власть име­ю­щими. Но каковы эти люди в духов­ном отно­ше­нии? Вот несколько штри­хов из писем старца Мака­рия. «Рас­про­стра­не­ние фран­цуз­ского языка, – пишет он, – много повре­дило нашему оте­че­ству; юноши и девицы, мущины и дамы все с жад­но­стью читают то, что не поль­зует, а вре­дит их, “чешеми слу­хом” по слову Апо­стола (2Тим. 4:3). Вы очень пра­вильно выра­зи­лись в пер­вых ваших пись­мах, что дух наших мнимо-обра­зо­ван­ных сооте­че­ствен­ни­ков согла­сен с евро­пей­скими мне­ни­ями и нра­вами: то будет ли им любима наша матушка свя­тая Русь? Дай Бог, чтобы вос­тор­же­ство­вало Пра­во­сла­вие! Вко­ре­нив­ша­яся до безу­мия без­мер­ная рос­кошь и утон­чен­ность во всем, кото­рые нахлы­нули к нам вме­сте с учи­те­лями запад­ными: модами, пова­рами, гастро­но­мами, кон­ди­те­рами и мага­зи­нами их; вся­кий ста­ра­ется под­ра­жать в этом бога­тому, а чтобы успе­вать в этом, надобно изоб­ре­тать сред­ства недоз­во­лен­ные… Мы не сильны сами собою исце­лить сии язвы, но надобно про­сить у Гос­пода помощи… Запад сильно воору­жа­ется на Православие».

Это было напи­сано в 1856 году. В 1859‑м, в ноябре, он пишет: «Сердце обли­ва­ется кро­вью при рас­суж­де­нии вашем о нашем любез­ном оте­че­стве, Рос­сии, нашей матушке: куда она мчится, чего ищет, чего ожи­дает? Про­све­ще­ние воз­вы­ша­ется, но мни­мое; оно обма­ны­вает себя в своей надежде; юное поко­ле­ние пита­ется не мле­ком уче­ния свя­той нашей Пра­во­слав­ной Церкви, а каким-то ино­зем­ным, мут­ным, ядо­ви­тым зара­жа­ется духом; и долго ли это про­дол­жится? Конечно, в судь­бах Про­мысла Божия напи­сано то, чему должно быть, но от нас сокрыто, по неиз­ре­чен­ной Его пре­муд­ро­сти. А кажется, настает то время по пред­ре­че­нию оте­че­скому: “Спа­саяй да спа­сет свою душу!”»

В 1860 году, в мае, ста­рец Мака­рий пишет в одном из писем: «Жур­наль­ная глас­ность с воль­но­мыс­лием раз­ли­ва­ется, как зараза, в члены почти всех сосло­вий, а осо­бенно юное поко­ле­ние, обра­зо­ван­ное, быстро стре­мится путем циви­ли­за­ции и про­гресса, и само не знает куда и к какой цели. Да не попу­стит Гос­подь вос­тор­же­ство­вать тьме над светом».

В 1861 году кре­пост­ные кре­стьяне полу­чили сво­боду. После обна­ро­до­ва­ния Цар­ского Мани­фе­ста об этом в Рос­сии нача­лись бес­по­рядки, так как осво­бож­де­ние это, хотя в целом и вели­кое благо, но по необ­хо­ди­мо­сти, имело в раз­ных слу­чаях раз­ные юри­ди­че­ские усло­вия для обеих сто­рон – для поме­щи­ков и для кре­стьян. Част­ная-то соб­ствен­ность не отме­ня­лась, и поме­щики во мно­гих слу­чаях ока­зы­ва­лись весьма стра­да­ю­щими лицами. Став «сво­бод­ными», неко­то­рые кре­стьяне гра­били усадьбы, жгли дома быв­ших своих бар, захва­ты­вали их земли. Это дей­стви­тельно было.

Пре­по­доб­ный Анто­ний (Пути­лов) как раз во время этой смуты писал сво­ему духов­ному сыну, поме­щику (25 марта 1861 года): «При­ношу вам поздрав­ле­ние мое с мило­сти­вым Мани­фе­стом Цар­ским. Како­вое собы­тие мно­гим тыся­чам на радость и уте­ше­ние, а мно­гим мало­душ­ным на уны­ние и печаль. Если и вы от числа тако­вых, то обод­ри­тесь духом, и да не сму­ща­ется сердце ваше сею новиз­ною, ибо у Гос­пода Бога и для вас оста­лось мило­сти много, Кото­рый так изрек: аще бы и жена (т. е. мать) забыла и оста­вила чад своих без при­зре­ния, но Аз не забуду вас, рече Гос­подь; чему верить должно без вся­кого сомне­ния. Про­тиву мрач­ных раз­мыш­ле­ний своих сове­тую вам все­гда 26‑й пса­лом, кото­рый так учит нас раз­мыш­лять: “Гос­подь про­све­ще­ние мое и Спа­си­тель мой, кого убо­юся? Гос­подь защи­ти­тель живота моего, от кого устра­шуся?” – и проч. до конца псалма читайте. К сему и Свя­тая Цер­ковь подает для каж­дого члена или при­хо­жа­нина нази­да­тель­ный урок, а именно: когда в сель­ской церкви вашей про­чтен был во все­услы­ша­ние Высо­чай­ший Мани­фест, тогда иерей с при­чтом своим совер­шил бла­го­дар­ствен­ное молеб­ствие ко Гос­поду Богу с коле­но­пре­кло­нен­ною молит­вою и мно­го­ле­тием Госу­дарю Импе­ра­тору и всей Цар­ской фами­лии. По сему ука­за­нию сове­тую и вам при­гла­сить иерея к себе в дом и попро­сить его отслу­жить тот же бла­го­дар­ствен­ный моле­бен ко Гос­поду Богу с коле­но­пре­кло­нен­ною молит­вою и мно­го­ле­тием, чрез что ощу­тите мир в душе своей, ибо сердце и устне, бла­го­да­ря­щие Бога за все, при­вле­кают к себе мило­сти­вое бла­го­во­ле­ние Его, а ропот­ли­вых не тер­пит Бог, аще не нака­жет. И в сооб­ра­же­нии друг с дру­гом ста­рай­тесь друг друга обод­рять, а не тоску наво­дить безум­ными суж­де­ни­ями сво­ими, поелику Гос­подь Бог глу­би­ною муд­ро­сти Своей чело­ве­ко­любно все строит и полез­ное всем подает. Напрасно так вы обо мне разу­ме­ете, что я на тепе­реш­ние новые обсто­я­тель­ства смотрю как на дет­ские игрушки. Нет; все это и меня немало опе­ча­ли­вало, когда не знал я реше­ния. Но когда уви­дел, что дело это отсро­чено еще на два года и кре­стьяне должны нахо­диться в зави­си­мо­сти и в пови­но­ве­нии гос­под, доколе все это не при­ве­дется в урав­не­ние и в поря­док, то сер­дечно пора­до­вался о том и бла­го­да­рил Бога, что не зараз объ­яв­лена кре­стья­нам сво­бода. При­том и землю полу­чат кре­стьяне от гос­под не даром, а по услов­лен­ной или объ­яв­лен­ной цене от гос­под; при­том они и от работ гос­под­ских не сво­бодны. Вы должны быть осмот­ри­тельны и при­смат­ри­ваться на дру­гих поме­щи­ков, как будут посту­пать. Так же у неко­то­рых из них можно и посо­ве­то­ваться в чем должно. Обсто­я­тель­ство это вызы­вает вас на дея­тель­ность в пользу свою, а не на уклончивость».

Писем того поме­щика к о. Анто­нию мы не знаем. Но ответ ему о. Анто­ния про­дол­жает осве­щать ту же про­блему: «Про­чи­тавши послед­нее ваше письмо, объ­ято было сердце мое нема­лою печа­лью о вашем теперь горь­ком житье-бытье, в рас­суж­де­нии нового поло­же­ния кре­стьян­ского быта, и этому горю никто не может помочь, кроме Еди­ного Гос­пода, Кото­рого все­гда и прошу и молю, чтобы Он укре­пил сердце ваше к тер­пе­нию и даро­вал неко­то­рую отраду. Что делать? Тепе­реш­нее нелег­кое поло­же­ние всех бла­го­род­ных лиц несколько похоже на “реши­тель­ное (т. е. иску­пи­тель­ное) очи­ще­ние гре­хов” (Ирмос 5‑й песни 2‑го Канона на св. Пяти­де­сят­ницу) юно­сти и неве­де­ния, за како­вые грехи и без­за­ко­ния иному барину дове­лось бы вечно мучиться в огне, а тепе­реш­нее иску­ше­ние мно­гим послу­жит к осво­бож­де­нию от веч­ных мук. Посему насто­я­щий крест свой, как бы он тяжек ни был, должно ста­раться нести тер­пе­ливо, в чем и да помо­жет вам Гос­подь Бог! А что кре­стьяне ваши тре­буют от вас отчета за десять лет, то это озна­чает в выс­шей сте­пени их мужиц­кую буй­ность и непо­кор­ность, за кото­рую Гос­подь Бог сми­рит их».

Не остав­ляет о. Анто­ний сво­его кор­ре­спон­дента сове­тами и далее, так как вопрос, конечно, очень серьез­ный. «Из обсто­я­тельств, како­вые вы вытерп­ли­ва­ете ныне, видно сми­ря­ю­щее вас горь­кое, но купно и спа­си­тель­ное вра­чев­ство, что самое вы и сами в письме своем под­твер­дили, напи­савши, что во всем уезде ни у кого кре­стьяне столько не бун­туют, как у вас. И дей­стви­тельно так, ибо вы про­тиву дру­гих кле­вре­тов своих дво­рян более от Бога были обла­го­де­тель­ство­ваны и вра­зум­ля­емы на дела бла­гая и на все запо­веди. А посему раб веде­вый и не тво­ряй биен будет много… Итак, воз­люб­лен­ные мои стра­дальцы Хри­стовы, в постиг­шем все­об­щем иску­ше­нии и сми­ре­нии воз­вер­зите вы печаль свою на Гос­пода Бога и на Пре­чи­стую Его Бого­ма­терь, и со сми­ре­нием и со сле­зами про­сите и молите о поми­ло­ва­нии и заступ­ле­нии вас и чад ваших, и хра­ните себя от осуж­де­ния и зло­же­ла­ния кому-либо како­вой-либо беды или напа­сти, ибо тепе­реш­ний пере­во­рот в кре­стьян­ском быте дела­ется Вер­хов­ною Вла­стью Небес­ною, а не зем­ною. Как древле Гос­подь Бог осво­бо­дил людей Своих изра­иль­тян от раб­ства фара­о­нова, так и ныне Тот же Бог вос­хо­тел даро­вать сво­боду и нынеш­ним рабам кре­стья­нам. Как изра­иль­тяне забыли Бога, спас­шего их от фара­она, так и нынеш­ние ока­за­лись небла­го­дар­нее ока­ян­ных жидов, коих кости пали в пустыне. Но при­дет время, что и нынеш­ние неклю­чи­мые рабы вспом­нят о минув­шем, да не воротят».

Позд­нее, в день уби­е­ния ниги­ли­стом Госу­даря Алек­сандра II Осво­бо­ди­теля (автора Мани­фе­ста об осво­бож­де­нии кре­стьян), 14 марта 1881 года, ста­рец Амвро­сий отве­чал на письмо, сооб­щав­шее об этом: «Не знаю, что вам напи­сать об ужас­ном насто­я­щем вре­мени и жал­ком поло­же­нии дел в Рос­сии. Есть одно уте­ше­ние в про­ро­че­ских сло­вах св. Давида: “Гос­подь разо­ряет советы язы­ков, отме­тает же мысли людей, и отме­тает советы кня­зей. Совет же Гос­по­день вовек пре­бы­вает” (Пс. 82:10). Гос­подь попу­стил Алек­сан­дру II уме­реть муче­ни­че­скою кон­чи­ною, но силен Он подать помощь свыше Алек­сан­дру III пере­ло­вить зло­деев, зара­жен­ных духом анти­хри­сто­вым. Дух анти­хри­стов от вре­мен апо­столь­ских дей­ствует чрез пред­те­чей своих, как пишет Апо­стол: “Тайна бо уже без­за­ко­ния деется, точию дер­жай ныне, дон­деже от среды будет” (2Фес. 2:7). Апо­столь­ские слова “дер­жай ныне” отно­сятся к пре­дер­жа­щей вла­сти и цер­ков­ной вла­сти, про­тив кото­рой пред­течи анти­хри­ста и вос­стают, чтобы упразд­нить и уни­что­жить оную на земле. Потому что анти­христ, по объ­яс­не­нию тол­ков­ни­ков Св. Писа­ния, дол­жен прийти во время без­на­ча­лия на земле. А пока он еще сидит на дне ада, то дей­ствует чрез пред­те­чей своих. Сперва он дей­ство­вал чрез раз­ных ере­ти­ков, воз­му­щав­ших Пра­во­слав­ную Цер­ковь, и осо­бенно чрез злых ариан, людей обра­зо­ван­ных и при­двор­ных; а потом дей­ство­вал хитро чрез обра­зо­ван­ных масо­нов; и нако­нец теперь чрез обра­зо­ван­ных ниги­ли­стов стал дей­ство­вать нагло и грубо паче меры. Но обра­тится болезнь их на главу их по ска­зан­ному в Писании».

В январе 1911 года ста­рец Вар­со­но­фий ска­зал в беседе с духов­ными чадами сво­ими: «Сей­час мы пере­жи­ваем лютые вре­мена. После объ­яв­ле­ния вся­ких сво­бод при Алек­сан­дре II уси­ли­лась раз­нуз­дан­ность, люди вос­стают один на дру­гого, не щадя ни род­ства, ни дружбы. Вос­стают про­тив закон­ной вла­сти – все попрано: вера, доб­ро­де­тель, стыд». О. Вар­со­но­фий испо­ве­до­вал много отча­яв­шихся интел­ли­гент­ных мирян, полу­чал письма от них. Он гово­рил, что мир «уже не сто­нет, как прежде, а ревет». Ста­рец пред­ска­зы­вал гря­ду­щие гоне­ния на Цер­ковь, на свя­щен­ни­ков и мона­ше­ству­ю­щих, – мно­гое из таких выска­зы­ва­ний запи­сал быв­ший тогда его уче­ни­ком преп. Никон. Но в то же время ста­рец и обод­рял слу­ша­ю­щих: «Мне при­хо­дится слы­шать жалобы на то, что мы пере­жи­ваем теперь труд­ные вре­мена, что теперь дана пол­ная сво­бода вся­ким ере­ти­че­ским и без­бож­ным уче­ниям, что Цер­ковь со всех сто­рон под­вер­га­ется напад­кам вра­гов, и страшно за Нее ста­но­вится, что одо­леют Ее эти мут­ные волны неве­рия и ере­сей. Я все­гда отве­чаю: “Не бес­по­кой­тесь! За Цер­ковь не бой­тесь! Она не погиб­нет: врата адовы не одо­леют Ее до самого Страш­ного Суда; за Нее не бой­тесь а вот за себя бояться надо, – правда, что наше время очень труд­ное. Отчего? Да оттого, что теперь осо­бенно легко отпасть от Хри­ста, а тогда – гибель”. «Не надо уны­вать, – гово­рил он. – Пусть уны­вают те, кото­рые не веруют в Бога – для них, конечно, скорбь тяжела, так как кроме зем­ных удо­воль­ствий они ничего не имеют, – но людям веру­ю­щим не должно уны­вать, так как скор­бями они полу­чают право на сынов­ство, без кото­рого нельзя войти в Цар­ствие Небесное».

Хри­сти­ане побе­дят! А как? Ста­рец Нек­та­рий видел сон, кото­рый пере­ска­зал С. А. Нилусу. «Вот глав­ное, – рас­ска­зы­вал он, – вижу я огром­ное поле, и на поле этом про­ис­хо­дит страш­ная битва между бес­чис­лен­ными пол­чи­щами бого­от­ступ­ни­ков и неболь­шой ратью хри­стиан. Все бого­от­ступ­ники пре­вос­ходно воору­жены и ведут борьбу по всем пра­ви­лам воен­ной науки, хри­сти­ане же без­оружны. Я, по край­ней мере, какого ору­жия при них не вижу, и уже пред­ви­дится, к ужасу моему, исход этой нерав­ной борьбы: насту­пает момент конеч­ного тор­же­ства бого­от­ступ­ни­че­ских пол­чищ, так как хри­стиан почти уже не оста­лось. По-празд­нич­ному разо­де­тые толпы бого­от­ступ­ни­ков с женами и детьми ликуют и уже празд­нуют свою победу… Вдруг ничтож­ная по чис­лен­но­сти группа хри­стиан, между кото­рыми я вижу и жен­щин и детей, про­из­во­дит вне­зап­ное напа­де­ние на Божиих про­тив­ни­ков, и в один миг все огром­ное поле битвы покры­ва­ется тру­пами без­бож­ной рати, и все неис­чис­ли­мое ско­пище ее ока­зы­ва­ется пере­би­тым, и при­том, к край­нему моему удив­ле­нию, без помощи какого бы то ни было ору­жия. И спро­сил я близ сто­я­щего от меня хри­сти­ан­ского воина:

– Как могли вы одо­леть это несмет­ное полчище?

– Бог помог! – таков был ответ.

– Да чем же? – спра­ши­ваю. – Ведь у вас и ору­жия-то не было.

– А чем попало, – отве­тил мне воин».

Ста­рец Нек­та­рий пред­ска­зал рево­лю­цию и уби­е­ние Госу­даря с семьей: «Госу­дарь будет вели­ко­му­че­ник». На тре­вож­ные вопросы, что ожи­дает веру­ю­щих, ста­рец Нек­та­рий отве­чал: «Вер­ные могут не бояться, их огра­дит бла­го­дать. В послед­ние вре­мена с вер­ными будет то же, что было с апо­сто­лами перед Успе­нием Бого­ма­тери. Каж­дый вер­ный, где бы он ни был, на облаке будет пере­не­сен в Ков­чег-Цер­ковь. Только те, кто будет в Ней, спа­сутся… Дер­жи­тесь твердо Православия».

Когда мно­гое совер­ши­лось, в 1922 году иеро­мо­нах Никон едва ли не послед­ним поки­дал Оптину Пустынь, захва­чен­ную и раз­ру­ша­е­мую боль­ше­ви­ками. Послед­ние были службы, послед­ние его слова. Тогда, в част­но­сти, он писал своей матери: «Что будет? Как будет? Когда будет? Если слу­чится то и то, куда при­к­ло­ниться? Если совер­шится то и то, где найти под­креп­ле­ние и уте­ше­ние духов­ное? О, Гос­поди, Гос­поди. И недо­уме­ние лютое объ­ем­лет душу, когда хочешь своим умом все преду­смот­реть, про­ник­нуть в тайну гря­ду­щего, неиз­вест­ного нам, но почему-то страш­ного. Изне­мо­гает ум, планы его, сред­ства, изоб­ре­та­е­мые им – дет­ская мечта, при­ят­ный сон. Проснулся чело­век – и все исчезло, стал­ки­ва­е­мое суро­вой дей­стви­тель­но­стью, и все планы рушатся. Где же надежда? Надежда в Боге».

Ныне опять – наступ­ле­ние зла, недо­уме­ния и опа­се­ния веру­ю­щих, борьба, поиски средств защиты… Успо­ко­имся. При­бег­нем к писа­ниям и сло­вам Оптин­ских пре­по­доб­ных стар­цев. Они все ска­зали. Они не обма­нут. Они укре­пят. Во всем-всем и в нашей вере в Гос­пода Бога.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки