Оптинские были. Очерки и рассказы из истории Введенской Оптиной Пустыни — монах Лазарь (Афанасьев)

Оптинские были. Очерки и рассказы из истории Введенской Оптиной Пустыни — монах Лазарь (Афанасьев)

(32 голоса4.4 из 5)

Оглав­ле­ние

Судьбы Рос­сии
Раб Божий ого­род­ник Авраамий
По образу древ­них. Иоанно-Пред­те­чен­ский Скит Опти­ной Пустыни
Про­лог
1. «Коль воз­люб­ленна селе­ния Твоя, Господи…»
2. Азбука мона­ше­ской жизни
3. Дом Иоанна Предтечи
4. По образу древних
5. «Иже Кре­стом ограждаеми»
6. Подвиг старчества
7. «Бла­жени чистии сердцем»
8. «Мона­ше­ства непо­ко­ле­би­мии столпи»
9. Отец Кли­мент (Зедер­гольм)
10. Тихие подвижники
11. Подвиж­ник сми­рен­ного духа
12. «Бла­жен, кто крест здесь поне­сет в терпении»
13. Иеро­мо­нах Даниил
14. Схи­и­гу­мен Феодосий
15. «Ищите во всем вели­кого смысла»
Эпи­лог
Мона­стыр­ский пасечник
Дар Пре­чи­стой Девы
При­утруж­ден­ный ста­рец Вассиан
Подвиж­ник на покое
Архи­манд­рит Мелхиседек
За две­рью гроба
Отец Карп слеп, но видит свет
Стро­гий инок
Иерос­хи­мо­нах Фла­виан, оптин­ский казначей
Оптин­ские подвижницы
Кажу­ща­яся малость
Рев­ни­тель ино­че­ских добродетелей
Архи­епи­скоп Литов­ский и Вилен­ский Юве­на­лий (Полов­цев)
Взыс­ка­тель спа­си­тель­ной истины
Иерос­хи­мо­нах Иоанн (Мали­нов­ский)
Вар­лаам – сын Божий
Супруги Кире­ев­ские в их отно­ше­нии к Опти­ной Пустыни
«Поеду домой»
Чистое зер­кало молитвы
В душев­ную пользу всей братии
Клю­ча­рёв­ская история
Бла­го­сло­ве­ние бла­жен­ного Лаврентия
Кошки и соловьи
Послуш­ник Царицы Небесной
Пре­по­доб­ный оптин­ский ста­рец Иосиф (Литов­кин)
1. Тихий и светлый
2. «Иди в Оптину к старцам!»
3. Как начи­на­лась жизнь старца
Кре­стья­нин Иов
К. Р. в Опти­ной Пустыни в 1887 году
Милые Прыски
1. Отец свя­тых мучеников
2. Мечта о рус­ской деревне
3. Лет­няя жизнь. Свя­тые обители
4. Матушка Евфро­си­ния. Дела благотворения
5. Осень
Остатки рая
Непо­ко­ле­би­мый столп монашества
Оптин­ский ста­рец схи­ар­хи­манд­рит Варсонофий
Доб­рый, свет­лый и веселый…
«Скон­чався вмале…»
Кот старца Нектария
На свя­том порожке
Вла­дыка-пустын­ник
Епи­скоп Три­фон (Тур­ке­ста­нов) в Скиту Опти­ной Пустыни
Тайна монаха Климента
Писа­тель и фило­соф Кон­стан­тин Нико­ла­е­вич Леон­тьев в Опти­ной Пустыни
Вла­дыка оптин­ского духа
Оптин­ские связи епи­скопа Михея (Алек­се­ева) (1851–1931)
Жизнь и труды иеро­мо­наха Алексия
Оптин­ский испо­вед­ник диа­кон Кирилл (Зленко)
Схи­и­гу­мен Павел (Дра­чёв)
Матушка
Житие схи­мо­на­хини Сеп­форы Клы­ков­ской (память 30 апреля /13 мая)
«Тече­ние скон­чах, веру соблю­дох…». Оптин­ские новомученики.
Иеро­мо­нах Василий
Инок Фера­понт
Инок Тро­фим
Чудеса
При­ме­ча­ния

Пом­ним и славим,
Знаем и любим
Силь­ным и слабым
Милую людям,
Ныне и присно,
Тайно и устно, —
Божию пристань,
Оптину Пустынь.

Монах Лазарь (Афа­на­сьев)

Судьбы России

(Суж­де­ния и пред­ска­за­ния старцев)

Оптин­ские старцы все­гда хорошо знали состо­я­ние рус­ского обще­ства и, может быть, даже знали лучше всех. К ним-то и тянулся этот «мир» в лице своих типич­ных пред­ста­ви­те­лей, кото­рых обо­жгло, оглу­шило, испу­гало желез­ное гро­хо­та­ние дви­жу­ще­гося вре­мени. Они бро­си­лись искать спа­се­ния… И мно­гие – в Оптину… Услы­шать слово старца. Полу­чить под­держку, воз­ро­диться душою в Боге.

В пись­мах своих ста­рец Мака­рий нередко раз­мыш­лял о судь­бах Рос­сии, часто (по попу­ще­нию Божию) стро­я­щихся людьми обра­зо­ван­ными, власть име­ю­щими. Но каковы эти люди в духов­ном отно­ше­нии? Вот несколько штри­хов из писем старца Мака­рия. «Рас­про­стра­не­ние фран­цуз­ского языка, – пишет он, – много повре­дило нашему оте­че­ству; юноши и девицы, мущины и дамы все с жад­но­стью читают то, что не поль­зует, а вре­дит их, “чешеми слу­хом” по слову Апо­стола (2Тим. 4:3). Вы очень пра­вильно выра­зи­лись в пер­вых ваших пись­мах, что дух наших мнимо-обра­зо­ван­ных сооте­че­ствен­ни­ков согла­сен с евро­пей­скими мне­ни­ями и нра­вами: то будет ли им любима наша матушка свя­тая Русь? Дай Бог, чтобы вос­тор­же­ство­вало Пра­во­сла­вие! Вко­ре­нив­ша­яся до безу­мия без­мер­ная рос­кошь и утон­чен­ность во всем, кото­рые нахлы­нули к нам вме­сте с учи­те­лями запад­ными: модами, пова­рами, гастро­но­мами, кон­ди­те­рами и мага­зи­нами их; вся­кий ста­ра­ется под­ра­жать в этом бога­тому, а чтобы успе­вать в этом, надобно изоб­ре­тать сред­ства недоз­во­лен­ные… Мы не сильны сами собою исце­лить сии язвы, но надобно про­сить у Гос­пода помощи… Запад сильно воору­жа­ется на Православие».

Это было напи­сано в 1856 году. В 1859‑м, в ноябре, он пишет: «Сердце обли­ва­ется кро­вью при рас­суж­де­нии вашем о нашем любез­ном оте­че­стве, Рос­сии, нашей матушке: куда она мчится, чего ищет, чего ожи­дает? Про­све­ще­ние воз­вы­ша­ется, но мни­мое; оно обма­ны­вает себя в своей надежде; юное поко­ле­ние пита­ется не мле­ком уче­ния свя­той нашей Пра­во­слав­ной Церкви, а каким-то ино­зем­ным, мут­ным, ядо­ви­тым зара­жа­ется духом; и долго ли это про­дол­жится? Конечно, в судь­бах Про­мысла Божия напи­сано то, чему должно быть, но от нас сокрыто, по неиз­ре­чен­ной Его пре­муд­ро­сти. А кажется, настает то время по пред­ре­че­нию оте­че­скому: “Спа­саяй да спа­сет свою душу!”»

В 1860 году, в мае, ста­рец Мака­рий пишет в одном из писем: «Жур­наль­ная глас­ность с воль­но­мыс­лием раз­ли­ва­ется, как зараза, в члены почти всех сосло­вий, а осо­бенно юное поко­ле­ние, обра­зо­ван­ное, быстро стре­мится путем циви­ли­за­ции и про­гресса, и само не знает куда и к какой цели. Да не попу­стит Гос­подь вос­тор­же­ство­вать тьме над светом».

В 1861 году кре­пост­ные кре­стьяне полу­чили сво­боду. После обна­ро­до­ва­ния Цар­ского Мани­фе­ста об этом в Рос­сии нача­лись бес­по­рядки, так как осво­бож­де­ние это, хотя в целом и вели­кое благо, но по необ­хо­ди­мо­сти, имело в раз­ных слу­чаях раз­ные юри­ди­че­ские усло­вия для обеих сто­рон – для поме­щи­ков и для кре­стьян. Част­ная-то соб­ствен­ность не отме­ня­лась, и поме­щики во мно­гих слу­чаях ока­зы­ва­лись весьма стра­да­ю­щими лицами. Став «сво­бод­ными», неко­то­рые кре­стьяне гра­били усадьбы, жгли дома быв­ших своих бар, захва­ты­вали их земли. Это дей­стви­тельно было.

Пре­по­доб­ный Анто­ний (Пути­лов) как раз во время этой смуты писал сво­ему духов­ному сыну, поме­щику (25 марта 1861 года): «При­ношу вам поздрав­ле­ние мое с мило­сти­вым Мани­фе­стом Цар­ским. Како­вое собы­тие мно­гим тыся­чам на радость и уте­ше­ние, а мно­гим мало­душ­ным на уны­ние и печаль. Если и вы от числа тако­вых, то обод­ри­тесь духом, и да не сму­ща­ется сердце ваше сею новиз­ною, ибо у Гос­пода Бога и для вас оста­лось мило­сти много, Кото­рый так изрек: аще бы и жена (т. е. мать) забыла и оста­вила чад своих без при­зре­ния, но Аз не забуду вас, рече Гос­подь; чему верить должно без вся­кого сомне­ния. Про­тиву мрач­ных раз­мыш­ле­ний своих сове­тую вам все­гда 26‑й пса­лом, кото­рый так учит нас раз­мыш­лять: “Гос­подь про­све­ще­ние мое и Спа­си­тель мой, кого убо­юся? Гос­подь защи­ти­тель живота моего, от кого устра­шуся?” – и проч. до конца псалма читайте. К сему и Свя­тая Цер­ковь подает для каж­дого члена или при­хо­жа­нина нази­да­тель­ный урок, а именно: когда в сель­ской церкви вашей про­чтен был во все­услы­ша­ние Высо­чай­ший Мани­фест, тогда иерей с при­чтом своим совер­шил бла­го­дар­ствен­ное молеб­ствие ко Гос­поду Богу с коле­но­пре­кло­нен­ною молит­вою и мно­го­ле­тием Госу­дарю Импе­ра­тору и всей Цар­ской фами­лии. По сему ука­за­нию сове­тую и вам при­гла­сить иерея к себе в дом и попро­сить его отслу­жить тот же бла­го­дар­ствен­ный моле­бен ко Гос­поду Богу с коле­но­пре­кло­нен­ною молит­вою и мно­го­ле­тием, чрез что ощу­тите мир в душе своей, ибо сердце и устне, бла­го­да­ря­щие Бога за все, при­вле­кают к себе мило­сти­вое бла­го­во­ле­ние Его, а ропот­ли­вых не тер­пит Бог, аще не нака­жет. И в сооб­ра­же­нии друг с дру­гом ста­рай­тесь друг друга обод­рять, а не тоску наво­дить безум­ными суж­де­ни­ями сво­ими, поелику Гос­подь Бог глу­би­ною муд­ро­сти Своей чело­ве­ко­любно все строит и полез­ное всем подает. Напрасно так вы обо мне разу­ме­ете, что я на тепе­реш­ние новые обсто­я­тель­ства смотрю как на дет­ские игрушки. Нет; все это и меня немало опе­ча­ли­вало, когда не знал я реше­ния. Но когда уви­дел, что дело это отсро­чено еще на два года и кре­стьяне должны нахо­диться в зави­си­мо­сти и в пови­но­ве­нии гос­под, доколе все это не при­ве­дется в урав­не­ние и в поря­док, то сер­дечно пора­до­вался о том и бла­го­да­рил Бога, что не зараз объ­яв­лена кре­стья­нам сво­бода. При­том и землю полу­чат кре­стьяне от гос­под не даром, а по услов­лен­ной или объ­яв­лен­ной цене от гос­под; при­том они и от работ гос­под­ских не сво­бодны. Вы должны быть осмот­ри­тельны и при­смат­ри­ваться на дру­гих поме­щи­ков, как будут посту­пать. Так же у неко­то­рых из них можно и посо­ве­то­ваться в чем должно. Обсто­я­тель­ство это вызы­вает вас на дея­тель­ность в пользу свою, а не на уклончивость».

Стр. 1 из 144 Следующая

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Открыть весь текст
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки