- Судьбы России
- Раб Божий огородник Авраамий
- По образу древних. Иоанно-Предтеченский Скит Оптиной Пустыни
- Пролог
- 1. «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи…»
- 2. Азбука монашеской жизни
- 3. Дом Иоанна Предтечи
- 4. По образу древних
- 5. «Иже Крестом ограждаеми»
- 6. Подвиг старчества
- 7. «Блажени чистии сердцем»
- 8. «Монашества непоколебимии столпи»
- 9. Отец Климент (Зедергольм)
- 10. Тихие подвижники
- 11. Подвижник смиренного духа
- 12. «Блажен, кто крест здесь понесет в терпении»
- 13. Иеромонах Даниил
- 14. Схиигумен Феодосий
- 15. «Ищите во всем великого смысла»
- Эпилог
- Монастырский пасечник
- Дар Пречистой Девы
- Приутружденный старец Вассиан
- Подвижник на покое
- Архимандрит Мелхиседек
- За дверью гроба
- Отец Карп слеп, но видит свет
- Строгий инок
- Иеросхимонах Флавиан, оптинский казначей
- Оптинские подвижницы
- Кажущаяся малость
- Ревнитель иноческих добродетелей
- Архиепископ Литовский и Виленский Ювеналий (Половцев)
- Взыскатель спасительной истины
- Иеросхимонах Иоанн (Малиновский)
- Варлаам – сын Божий
- Супруги Киреевские в их отношении к Оптиной Пустыни
- «Поеду домой»
- Чистое зеркало молитвы
- В душевную пользу всей братии
- Ключарёвская история
- Благословение блаженного Лаврентия
- Кошки и соловьи
- Послушник Царицы Небесной
- Преподобный оптинский старец Иосиф (Литовкин)
- 1. Тихий и светлый
- 2. «Иди в Оптину к старцам!»
- 3. Как начиналась жизнь старца
- Крестьянин Иов
- К. Р. в Оптиной Пустыни в 1887 году
- Милые Прыски
- 1. Отец святых мучеников
- 2. Мечта о русской деревне
- 3. Летняя жизнь. Святые обители
- 4. Матушка Евфросиния. Дела благотворения
- 5. Осень
- Остатки рая
- Непоколебимый столп монашества
- Оптинский старец схиархимандрит Варсонофий
- Добрый, светлый и веселый…
- «Скончався вмале…»
- Кот старца Нектария
- На святом порожке
- Владыка-пустынник
- Епископ Трифон (Туркестанов) в Скиту Оптиной Пустыни
- Тайна монаха Климента
- Писатель и философ Константин Николаевич Леонтьев в Оптиной Пустыни
- Владыка оптинского духа
- Оптинские связи епископа Михея (Алексеева) (1851–1931)
- Жизнь и труды иеромонаха Алексия
- Оптинский исповедник диакон Кирилл (Зленко)
- Схиигумен Павел (Драчёв)
- Матушка
- Житие схимонахини Сепфоры Клыковской (память 30 апреля /13 мая)
- «Течение скончах, веру соблюдох…». Оптинские новомученики.
- Иеромонах Василий
- Инок Ферапонт
- Инок Трофим
- Чудеса
- Примечания
1. Тихий и светлый
Cтарец Амвросий всегда радовался, когда кто-нибудь из приходивших к нему хвалил его старшего келейника – о. Иосифа. Долгие года провел о. Иосиф при старце; будучи учеником о. Амвросия, он постепенно, с Божьей помощью, приобретал такие духовные качества, которые без великой веры в Господа Бога и без великого смирения получить нельзя: любовь христианскую, мудрость и рассудительность, не говоря уж о молитве, – о. Иосиф стал великим делателем Иисусовой молитвы. У о. Иосифа, как и у старца Амвросия, сильно испортилось от злокачественной простуды здоровье, но это его мало беспокоило. Он двигался тихо, бесшумно, а на лице его всегда была – улыбка не улыбка, а истинно ангельское выражение: его взгляд обогревал душу благодатным теплом.
Кто-то сказал старцу Амвросию:
– Вот если батюшка Иосиф станет старцем, то, пожалуй, будет болезненным вроде вас.
– Ну что же, – вздохнул старец. – Зато он смиренный… Да… К нему все мои немощи перешли.
Собеседник сразу понял недоговоренное: «…и все мои дары духовные», – но не мог же старец этого сказать, хотя это так и было.
Когда о. Иосиф выходил в хибарку, то есть туда, где женщины ожидали старца, – тихий и светлый – и приглашал кого-нибудь из ожидавших в келлию для беседы с о. Амвросием, в толпе слышалось иногда полушутливое замечание:
– Какой келейник у батюшки нашего, не хуже его самого… Отец Амвросий с некоторого времени начал благословлять о. Иосифа принимать людей на исповедь и беседу, сам посылал своих духовных чад к нему. Побеседовав с о. Иосифом, иные потом всё же шли с теми же вопросами к батюшке Амвросию и бывали поражены там, что он в точности повторял всё, что им говорил о. Иосиф.
Блаженный Пахомий, живший при Оптиной Пустыни, говорил: «Отец Иосиф всё равно что отец Абросим».
Старца Амвросия о. Иосиф любил так, что готов был и жизнь положить за него. «За старца я готов и в острог пойти», – говорил он. А однажды был случай, когда всю братию скитскую переполошил некий посетитель, явившийся в разгневанном виде и с пистолетом в руке к домику старца. Но вот на крыльцо вышел о. Иосиф, который с невозмутимым видом медленно перекрестил вооруженного человека, глядя ему в глаза, и тот обмяк, опустил руки, и в это время кто-то взял у него пистолет. Этот человек был одержимым, и пришел он убить о. Амвросия.
Все любили о. Иосифа – его нельзя было не любить. Даже старые опытные скитские иноки говорили, что он – истинный монах и понапрасну слов не тратит. Господь готовил достойную смену о. Амвросию.
В феврале 1868 года о. Иосиф так разболелся, что архимандрит Исаакий велел перевезти его на санях в монастырскую больницу. Вое были уверены, видя его состояние, что он умирает. 14 февраля в больничной палате его постригли в великую схиму. И вот однажды послушник, прислуживавший болящим, услышал, что за ширмой, где лежал о. Иосиф, кто-то говорит:
– Потерпи, любимче мой, немного осталось!
Заглянул он за ширму, а там никого нет. О. Иосиф лежит пластом с закрытыми глазами. «Меня такой объял страх, – признавался этот послушник, – что волосы дыбом встали!» Когда он сообщил об этом старцу Амвросию, тот сказал:
– Царица Небесная его посетила.
Однажды приехали к о. Амвросию две монахини из Белёвского Крестовоздвиженского монастыря. Одна из них написала икону Божией Матери, которую они привезли показать старцу, своему духовному отцу. Развернув икону, они спросили его:
– А что, батюшка, похожа она на Царицу Небесную?
– Об этом нужно спросить отца Иосифа, – серьезно ответил старец и, взяв колокольчик, позвонил. Тотчас пришел о. Иосиф, к которому старец обратился со словами:
– Вот, скажи им, похож ли этот лик на Царицу Небесную. Отец Иосиф не сказал ни слова, но тихо улыбнулся и, как бы в знак согласия, опустил глаза.
В другой раз одна монахиня в беседе со старцем Амвросием спросила:
– Батюшка, а какая была Матерь Божия в последние годы Своей жизни?
Старец ответил:
– Сходи к о. Иосифу и спроси об этом у него; он знает, какая Она была в шестьдесят лет.
Монахиня действительно спросила об этом о. Иосифа, но он только улыбнулся своей необыкновенной, небесной улыбкой и – промолчал… Конечно, он не дерзал рассказывать о таких вещах, описывать своими словами столь великое и святое. Но в нем жила такая глубокая благоговейность, он всегда так блаженно безмолвствовал перед Богом, что многие все же догадывались о скрытой за словами старца Амвросия тайне… Отец Иосиф видел Богородицу, и не однажды Она являлась ему. А сам он проговорился об этом лишь единожды. Вот как это было.
7 сентября, накануне празднования Рождества Богородицы, в день кончины преподобного старца Макария, допускались в Скит на богослужение женщины. Это было устроено скитоначальником о. Анатолием (Зерцаловым) из любви к многочисленным чадам женского пола, монахиням и мирянкам, для которых Скит был величайшей святыней.
Но всё же для скитской братии эти посещения женщинами Скита были искусительны. Уже после того как скончались и старец Амвросий, и о. Анатолий, когда скитоначальником стал о. Иосиф, этот вопрос возник снова. Летом 1899 года приехал в Оптину Пустынь владыка Макарий, епископ Калужский и Боровский, и долго беседовал со старцем Иосифом у него в келлии. Старец стал просить Владыку отменить скитский обычай пускать на свое богослужение женщин, убедил его, и тот вскоре прислал указ на этот счет. Скитская братия благодарила отца Иосифа за отмену искусительного обычая, а женщины, и особенно наиболее близкие к старцу, стали его упрекать за то, что он якобы нарушил обычай, установленный о. Амвросием. Отец Иосиф отмалчивался, но однажды сказал:
– А что, если не я, а Сама Царица Небесная этого не желает? Упрекавшие его замолчали. А старец тихо прибавил:
– Этого всегда желал покойный батюшка Амвросий… Я не могу не выполнить волю Царицы Небесной и покойного старца.
Как было не понять, что о. Иосиф сподобился указания свыше – Самой Владычицы, Царицы Небесной… А разве он не истинный Ее послушник?
Комментировать