- Судьбы России
- Раб Божий огородник Авраамий
- По образу древних. Иоанно-Предтеченский Скит Оптиной Пустыни
- Пролог
- 1. «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи…»
- 2. Азбука монашеской жизни
- 3. Дом Иоанна Предтечи
- 4. По образу древних
- 5. «Иже Крестом ограждаеми»
- 6. Подвиг старчества
- 7. «Блажени чистии сердцем»
- 8. «Монашества непоколебимии столпи»
- 9. Отец Климент (Зедергольм)
- 10. Тихие подвижники
- 11. Подвижник смиренного духа
- 12. «Блажен, кто крест здесь понесет в терпении»
- 13. Иеромонах Даниил
- 14. Схиигумен Феодосий
- 15. «Ищите во всем великого смысла»
- Эпилог
- Монастырский пасечник
- Дар Пречистой Девы
- Приутружденный старец Вассиан
- Подвижник на покое
- Архимандрит Мелхиседек
- За дверью гроба
- Отец Карп слеп, но видит свет
- Строгий инок
- Иеросхимонах Флавиан, оптинский казначей
- Оптинские подвижницы
- Кажущаяся малость
- Ревнитель иноческих добродетелей
- Архиепископ Литовский и Виленский Ювеналий (Половцев)
- Взыскатель спасительной истины
- Иеросхимонах Иоанн (Малиновский)
- Варлаам – сын Божий
- Супруги Киреевские в их отношении к Оптиной Пустыни
- «Поеду домой»
- Чистое зеркало молитвы
- В душевную пользу всей братии
- Ключарёвская история
- Благословение блаженного Лаврентия
- Кошки и соловьи
- Послушник Царицы Небесной
- Преподобный оптинский старец Иосиф (Литовкин)
- 1. Тихий и светлый
- 2. «Иди в Оптину к старцам!»
- 3. Как начиналась жизнь старца
- Крестьянин Иов
- К. Р. в Оптиной Пустыни в 1887 году
- Милые Прыски
- 1. Отец святых мучеников
- 2. Мечта о русской деревне
- 3. Летняя жизнь. Святые обители
- 4. Матушка Евфросиния. Дела благотворения
- 5. Осень
- Остатки рая
- Непоколебимый столп монашества
- Оптинский старец схиархимандрит Варсонофий
- Добрый, светлый и веселый…
- «Скончався вмале…»
- Кот старца Нектария
- На святом порожке
- Владыка-пустынник
- Епископ Трифон (Туркестанов) в Скиту Оптиной Пустыни
- Тайна монаха Климента
- Писатель и философ Константин Николаевич Леонтьев в Оптиной Пустыни
- Владыка оптинского духа
- Оптинские связи епископа Михея (Алексеева) (1851–1931)
- Жизнь и труды иеромонаха Алексия
- Оптинский исповедник диакон Кирилл (Зленко)
- Схиигумен Павел (Драчёв)
- Матушка
- Житие схимонахини Сепфоры Клыковской (память 30 апреля /13 мая)
- «Течение скончах, веру соблюдох…». Оптинские новомученики.
- Иеромонах Василий
- Инок Ферапонт
- Инок Трофим
- Чудеса
- Примечания
6. Подвиг старчества
Иоанно-Предтеченский Скит Оптиной Пустыни знаменит своими преподобными старцами. Череда этих духоносных мужей протянулась от первого из них – иеросхимонаха Льва (Наголкина) – на сто лет вперед. Ими направлялась вся жизнь Оптиной и Скита, и не только духовная. К ним обращались с откровением помыслов и со всяким вопросом не только рядовые монахи, но и начальствующие, в том числе и настоятели. За редкими исключениями старцы жили в Скиту. Ради них в это тихое место устремлялись жаждущие духовного исцеления люди со всех концов Святой Руси. Старцы основывали монастыри, и иногда один скитский старец был духовным отцом и наставником нескольких окружных обителей, в особенности женских. Скитские старцы не только давали разумные советы – они чаще всего определяли для человека весь его будущий жизненный путь, непременно долженствовавший совпасть с путем вечного спасения. Мало того, они имели и сверхъестественные дары от Господа, дары апостольские: прозрение будущего, исцеление душевных и даже телесных недугов. Нередко они, не спрашивая о том наперед, называли незнакомого человека по имени, напоминали забытые ими грехи, иногда относящиеся к далеким временам детства…
Люди чувствовали их внутреннее смирение, их самоотверженность при великой любви к ближним, кто бы это ни был – крестьянин, купец, сановник, простая работница или барыня. У людей после общения с Оптинскими старцами возникали часто неведомые им до того чувства – любви к Богу, к молитве, к храму, к ближнему, ненависть ко греху… Так и хочется сказать, что не было на земле должности важнее старческой.
Старчество возникло вместе с христианством. «Этот, основанный на евангельском, апостольском и святоотеческом учении образ монашеского жития, – писал один из насельников Скита, иеромонах Климент (Зедергольм), в Житии старца Леонида, – в наше время пришел в такое забвение, что считаем не лишним сказать здесь о нем несколько слов». Так как в наше время в России старчество весьма редкое явление, то прислушаемся к объяснениям отца Климента.
«Путь старческого окормления во все века христианства, – пишет он, – признан всеми великими пустынножителями, отцами и учителями Церкви самым надежным и удобнейшим из всех, какие были известны в Христовой Церкви. Старчество процветало в древних Египетских и Палестинских киновиях, впоследствии насаждено на Афоне, а с Востока перенесено в Россию. Но в последние века, при всеобщем упадке веры и подвижничества, оно понемногу стало приходить в забвение, так что многие даже начали отвергать его. Уже во время Нила Сорского (XV в.) старческий путь многим был ненавистен, а в конце прошедшего столетия (XVIII в.) и почти совсем стал неизвестен. К восстановлению в России этого, основанного на учении святых Отцов образа монашеского жития, много содействовал знаменитый и великий старец, архимандрит молдавских монастырей Паисий (Величковский). Он с великим трудом собрал на Афоне и перевел с греческого языка на славянский творения аскетических писателей, в которых содержится учение о монашеском житии вообще, и в особенности о духовном отношении к старцам. Вместе с тем в Нямецком и других подчиненных ему молдавских монастырях он показал и применение этого учения к делу. Одним из учеников архимандрита Паисия, схимонахом Феодором, жившим в Молдавии около двадцати лет, этот порядок иноческой жизни передан иеросхимонаху Леониду, а им и учеником его старцем Макарием насажден в Оптиной Пустыни».
Вскоре появились старцы и в других русских обителях, но только в Оптиной была так ярка их деятельность, и только здесь – преемственность их от учителя к ученику. Посмотрим, что писали святые Отцы об этом явлении в монашеской жизни. В чем его сущность? Вот поучение преподобного Антония Великого, первоначальника иноческого пустынного жития, подвизавшегося в Египте в IV веке. «Твердо знайте, – говорил он, – что ни преуспеть или возрасти и сделаться совершенным вы не можете, ни уметь верно различать добро от зла вы не будете, если не будете повиноваться отцам вашим. Отцы наши сами так поступали: повиновались отцам своим и их наставления слушали; оттого преуспели, возросли и сделались сами учителями… Так Исаак слушался Авраама, Иаков – Исаака, Иосиф – Иакова… Повинуйтесь отцам своим и во всем слушайтесь – и не падете во веки».
Основа основ духовного делания – послушание, полное доверие своему наставнику. Авва Дорофей в своей знаменитой книге поучений говорит, что «нет несчастнее и ближе к погибели людей, не имеющих наставника в пути Божием» (Поучение 5-е). «Лучше тебе быть и именоваться учеником ученика, – писал преподобный Симеон Новый Богослов, – нежели проводить жизнь своеобразно и собирать бесполезные плоды своей воли» (Слово 72-е). Вот слова преподобного Паисия (Величковского): «Не может кто-либо спастись без отвержения своей воли, хотя бы и усердно подвизался, ибо наша воля и наш нрав – как медная стена между нами и Богом».
Искусного, умудренного Богом старца по справедливости называли кормчим, без которого невозможно было провести корабль в желаемую пристань, – об этом писал преподобный Иоанн Лествичник. И братья Ксанфопулы – Каллист и Игнатий – прибегли к этому же образу: «Если в море никто не пустится без искусного кормчего, если за какую-либо науку или искусство никто не возьмется без знающего дело учителя, то кто дерзнет приступить к изучению делом искусства искусств и науки наук, вступить на таинственную стезю, ведущую к Богу, и пуститься в беспредельное мысленное море, то есть в иноческую жизнь… без кормчего и учителя, опытного и истинного?»
Здесь святые Отцы говорят о руководстве старцами жизнью монахов. Но преподобный Серафим, Саровский чудотворец, и Оптинские старцы простерли свое благотворное влияние и на мирян многие из которых, как овцы без пастыря, погибали, не находя пути к спасению. В конце концов жившие в Иоанно-Предтеченском Скиту старцы стали истинными народными учителями. Старцев не забывали и после их кончины, поучаясь их наставлениями, событиями их житий, письмами, – есть книги о них, изданные Оптиной Пустынью и в прошлом веке, и ныне. Их старческое служение продолжается – и здесь, на земле, и на небе, где они предстоят Престолу Вышнего в лике святых.
Комментировать