<span class=bg_bpub_book_author>Нина Павлова</span> <br>Пасха Красная

Нина Павлова
Пасха Красная

(727 голосов4.4 из 5)

Оглавление

От автора

Господи, благослови!

Начну с признания, стыдного для автора: я долго противилась благословению старцев, отказываясь писать книгу об Оптинских новомучениках по причине единственной — это выше моей меры, выше меня. Непослушание — грех, и старец предсказал: «Полежишь полгода пластом, а тогда уж захочешь писать». Вот и дал мне Господь епитимью за непослушание — я надолго слегла и не могла исцелиться, пока не взмолилась о помощи Оптинским новомученикам, решившись, наконец, писать.

«Пиши, как писала прежде», — так благословил меня на труд архимандрит Кирилл (Павлов), подсказав тем самым жанр этой книги: не житие — я никогда не писала их, но летопись событий. А складывалась летопись так — в 1998 году Господь привел меня паломницей в Оптину пустынь, и с тех пор я живу здесь, став очевидцем тех событий, о которых и попыталась рассказать на основе дневников этих лет. Такую Оптинскую летопись вел век назад православный писатель Сергей Нилус, и жанр этот достаточно традиционен.

https://azbyka.ru/avva/product/pasha-krasnaya-o-treh-optinskih-novomuchenikah-ubiennyh-na-pashu-1993-goda/

Еще одно пояснение. В православной литературе принято по смирению скрывать свое имя, но в мартирологии особый чин свидетеля. В первые века христианства, мучеников пострадавших за Христа, причисляли к лику святых без канонизации — по свидетельским показаниям очевидцев, позже нередко становившихся мучениками. В мартирологии отсутствует свидетель аноним или свидетель боязливый. Вот почему в книге присутствуют имена очевидцев жизни и подвига трех Оптинских новомучеников.

По благословению духовного отца я тоже поставила под рукописью свое имя, хотя все это не мое, и я лишь собиратель воспоминаний о новомучениках и рукописей, оставшихся от них. Помню, какую радость пережила я вместе с оптинской братией, когда удалось найти и вернуть в монастырь дневник убиенного иеромонаха Василия. К сожалению, рукописи новомучеников разошлись после убийства по рукам, и до сих пор не найден дневник инока Ферапонта.

Благодарю Господа нашего Иисуса Христа, пославшего мне в помощь высокочтимых отцов — игуменов, иеромонахов, протоиереев, соучаствовавших в доработке рукописи и исправлении допущенных мною неточностей. Простите меня, о. Василий, о. Трофим, о. Ферапонт, если по немощи духовной написала о вас что-то не так, и молите Господа о нас, грешных, да ими же веси судьбами спасет души наша!

Н. Павлова, член Союза писателей России

Часть первая. «Восста из мертвых Оптинская, яко иногда Лазарь четверодневный…»

Начало

«Крапива выше меня ростом растет у стен монастыря», — писал в дневнике летом 1988 года новый оптинский паломник Игорь Росляков. Росту же в новом паломнике было под два метра, и крапива в то лето действительно впечатляла. Оптина пустынь лежала еще в руинах и выглядела как после бомбежки — развалины храмов, груды битого кирпича и горы свалок вокруг. А над руинами щетинились непроходимые заросли — двухметровая крапива и полынь.

Разруха была столь удручающей, что местные жители признавались потом, что в возрождение Оптиной никто из них не верил. И если до революции в монастыре действовало девять храмов, то теперь картина была такая. От храма в честь иконы Казанской Божией Матери остались только полуобвалившиеся стены — ни окон, ни дверей, а вместо купола — небо. Когда храм был поцелее, в нем держали сельхозтехнику. Въезжали прямо через алтарь.

От церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери не осталось и следа. Разрушению храма предшествовал один случай. Местные жители превратили храм в хлев, подметив закономерность: в дни великих церковных праздников животные начинали метаться по храму, как бесноватые. Однажды в Чистый Четверг корова местных жителей С. забесновалась с такой силой, что вызванный по «скорой» ветеринар поставил необычный для животного диагноз: «корова сошла с ума». В Страстную Пятницу корову пристрелили, а храм разобрали на кирпичи. Кстати, та же участь постигла церковь Всех Святых с прилегающим к ней братским кладбищем, и на месте кладбища построили дачи, прямо поверх гробов.

Старинный кирпич был в цене — прочный, красивый. И поражавшие всех поначалу следы «бомбежки» монастыря — это работа добытчиков кирпича. Они приезжали сюда бригадами, прихватив автокраны для погрузки мраморных надгробий и крестов с могил. Местные умельцы смекнули, что если делать из мрамора «стулья», то есть опоры для пола, то ведь такому материалу сноса нет. Для удобства перевозки надгробья обтесывали, случалось, на месте. И в год открытия Оптиной у обочины дороги валялся обломок надгробья с надписью: «Возлюбленному брату о…» Как твое имя, наш возлюбленный брате? Тайну этого имени знают теперь лишь хозяева дома, где опорой для пола и семейного счастья служит, страшно подумать, могильный крест.

Разоряли могилы братии уже в наши дни — на глазах послевоенного поколения. А в год открытия Оптиной местная газета «Вперед» часто публиковала возмущенные сообщения жителей о случаях вандализма на городском кладбище. Вот одно из таких сообщений — подростки, разорив могилы, бросали черепа в окна близлежащих домов.

— Ну, откуда такие берутся?! — негодовали люди, забывая при этом, что у нынешних молодых святотатцев есть свои предтечи — осквернители могил.

Относительно целее других в 1988 году был Свято-Введенский собор, где прежде размещались мастерские профтехучилища, а в одном из приделов храма стоял трактор, от которого работал движок, дававший свет поселку. Что сталось с настенной росписью храма от тракторных выхлопов и копоти — легко себе представить. Уцелели лишь фрагменты фресок, да и то чудом, ибо уничтожение настенной росписи храмов началось сразу после закрытия монастыря.

Рассказывает бабушка Дорофея из деревни Ново-Казачье: «После революции в Оптиной пустыни открыли дом отдыха. И вот собрали нас, местных ребятишек, дали деньги, подарки и дали скребки, велев соскребать со стен храмов лики святых. Директор дома отдыха был с нами ласковый и все гладил нас по головке, приговаривая: „Вы уж старайтесь, детки, старайтесь“. А мы, несмышленые, и рады стараться! Я еще маленькая была — до ликов мне было не дотянуться. Но отскребла я тогда ножки у святого и сама, почитай, лишилась ног: с той поры ногами болею и всю жизнь хромоногой живу. Но я болезни моей, верьте, радуюсь и лишь Бога благодарю. Болят мои ножки, а растет надежда: может, помилует меня Господь?»

А еще местные жители рассказывали: когда после революции в Оптиной жгли костры из икон и в огонь бросили Распятие, то из Креста — все видели — брызнула кровь.

«Когда в монастырь приехали первые монахи, — рассказывал местный житель Николай Изотов, то мы в изумлении смотрели на них: какие-то бородатые мужики в рясах. Ну, прямо дореволюционное кино!» Первых монахов было мало. И в лето 1988 года братия монастыря состояла из отца наместника, двух иеромонахов, двух иеродиаконов и четырех послушников, к которым вскоре присоединился москвич Игорь Росляков, ставший одним из первых оптинских летописцев.

К сожалению, написанная им летопись с годами была утеряна. Но позже был найден его монашеский дневник, где о главных событиях тех лет рассказывалось уже на языке стихир:

«Восста из мертвых земле Оптинская, яко иногда Лазарь четверодневный; прииде Господь по мольбам отцев преподобных на место погребения ея и рече: Гряди вон. Восста пустынь и на служение исшед, пеленами обвита…»

Вот воистину исторический день, когда «восста пустынь». 3 июня 1988 года, на праздник Владимирской иконы Божией Матери, в Надвратном храме в Ее честь в Оптиной пустыни свершилась первая Божественная литургия.

В крохотный Надвратный храм вместились тогда немногие. Большинство богомольцев стояло во дворе, а среди них местная жительница, покойная ныне бабушка Устина Дементьевна Гайдукова.

Рассказ Устины Дементьевны Гайдуковой: «Помню, вернулся из лагеря наш оптинский батюшка иеромонах Рафаил (Шейченко). Худющий, как тень, — одни глаза на лице. „Батюшка, — говорю ему, — тоска мне без церкви, тошно без Оптиной! И хочу я отсюда бежать“. — „Нет, — говорит, — Устя, оставайся здесь. Оптину нашу, запомни, откроют, и ты до этого дня доживешь“».

После этого разговора прошло почти сорок лет, и молодая женщина превратилась в согбенную бабу Устю. И когда с одышкой от старости она пришла на первую Божественную литургию, то закручинилась сперва при виде руин, не веря ни в какое возрождение: в Свято-Введенском соборе вместо пола — разъезженная тракторная колея, а в надвратном храме выщербленные стены и вместо иконостаса — фанера. «Разве это наша красавица Оптина?» — горевала бабушка, вспоминая белоснежные храмы над рекой с золоченым виноградьем иконостасов.

Но вот свершилась первая Божественная литургия — и такая волна благодати ударила вдруг в сердце, что незнакомые люди, как родные, бросились обнимать друг друга. А бабушка Устя заплакала, восклицая в голос: «Дожила! Дожила! А я‑то не верила. Господи, слава Тебе, дожила!»

В этот же день в далеком Гомеле прозорливая старица схимонахиня Серафима (Бобкова) также восславила Бога, сказав: «Дожила!» Она была еще послушницей из Шамордино, когда в 1931 году умиравший в ссылке преподобный Оптинский старец-исповедник Никон предрек ей перед смертью, что она доживет до открытия Оптиной и вернется в родное Шамордино. С тех пор прошло 57 лет, и в год открытия Оптиной пустыни старице Серафиме было уже 103 года, а в 105 лет она вернулась в родное Шамордино.

Не потому ли Господь даровал дивное долголетие этим двум вестницам, чтобы явить нам силу пророчеств исповедников и новомучеников Российских? Оптина начиналась с чуда исполнения пророчества и со многих других чудес. Сохранился записанный на магнитофон рассказ Игоря Рослякова об Оптиной той поры: «Благодать такая, что ноги земли не касаются. У колодца преподобного Амвросия исцелилась женщина, но скрывала сперва. Боялась говорить». Словом, шел такой поток чудотворения, что вкратце не расскажешь. Но вот хотя бы некоторые истории тех лет.

Рассказывает паломник Николай Ребров: «Гостиницы у Оптиной тогда не было, и паломники ночевали в храме. Один паломник постелил матрас как раз под иконой Божией Матери, но одеяла ему не досталось, и он от холода не мог уснуть. И вот подошла к нему среди ночи Монахиня и укрыла теплым платком. Проснулся он утром, ищет, кому бы отдать платок, и вдруг как побежит. Подбежал ко мне, на одной ножке скачет и три раза вокруг меня обежал. Я опешил: „Брат, что с тобой?“ А он говорит вне себя от радости: „Я же хромой был! Понимаешь? А теперь и бегать, и прыгать могу“. Отослали этого паломника к старцу, а старец сказал, что Монахиня эта была сама Божия Матерь».

Комментировать

Добавить комментарий для Марина Отменить ответ

30 комментариев

  • Ирочка, 09.06.2014

    Чудесная книга. “Михайлов день” мне тоже очень понравилась. Я так много стала применять советов, которые изложены в этих книгах. Они коснулись моей души.
    Господи, благослови рабу Твою Нину.

    Ответить »
  • Наталья, 06.01.2015

    Замечательная книга! Она много перевернула в моей душе. Она еще более близка тем, что убиенные монахи не далекой древности, а наши с вами современники, вышедшие из советского общества, которые были и пионерами, и комсомольцами, и служили в армии — одним словом, такие же как мы. Но вот ЧТО, подвигло их на такой путь? Только рука Божья на такое способна.…Удивительно! Слава, тебе, Господи!!!

    Ответить »
  • Елена, 24.01.2015

    Низкий поклон, Нина Александровна, за этот труд! У меня осталось ощущение от этой книги не как от света, а как от огня. В ней столько много любви. И любви Божий к нам, и любви друг к другу, и любви к Оптиной. Загорается душа. Захотелось побывать в Оптиной! Захотелось молитвенно общаться с о.Василием, о.Трофимов, о. Феропонтом! Вы с такой любовью о них написали! Прочла все Ваши книги, которые есть в свободном доступе. Дай Бог Вам сил и здоровья на литературный труд во Славу Божию! Поверьте, Ваше слово, способно правильно (православно) настроить и ум и душу читателя в его поисках Бога! Пишите! С любовью, р.Б. Елена.

    Ответить »
  • Татьяна, 28.01.2015

    Спаси Господи за книгу. Помогай Вам Господи во всех благих начинаниях.

    Ответить »
  • Ольга, 24.03.2015

    Прекрасная книга. Решила перечитать её второй раз, накануне Светлого Праздника.

    Ответить »
  • Ирина Урманчеева, 24.03.2015

    Перечитала эту прекрасную книгу второй раз Великим постом 2015г. Она вдохнула силы в сердце, укрепила в посте, в вере, в исполнении Заповедей Божий. Я бывала в Оптиной неоднократно, первый раз в 2000 году на Троицу. Благодатью не могу надышаться там, а на могилках новомучеников хочется молиться подолгу, так там спокойно и хорошо становится на душе. Спасибо автору и Спаси Господи всех православных!

    Ответить »
  • Ольга, 18.05.2015

    Спаси Господи за возможность узнать о таких великих людях нашего времени. Книга, как живая вода, помогла мне найти многие ответы. Благодарю о. Василия за его дневник, выписала себе закладочки для жизни. Прочитала на одном дыхании, даже дети не отвлекали. Книга чудесная, буду искать в продаже, хочется, чтобы такая была под рукой.

    Ответить »
  • Иван, 05.06.2015

    Сильно. Святые новомученики, Василий, Ферапонт, Трофим, молите Бога о нас!

    Ответить »
  • Жанна, 02.01.2016

    Прочитала книгу около 5‑ти лет назад и загорелось в душе — Святая Оптина. И вот Господь Бог явил нашей семье великую милость — побывать и помолиться в Святой Оптинской обители и получить духовный совет ин.Петра и ин.Силуана. Душа до сих пор полна Благодатью! Святые новомученики, Василий, Ферапонт, Трофим, молите Бога о нас!

    Ответить »
  • Нина, 24.01.2016

    Упокой,Господи,душу усопшей рабы Божьей Нины…Как жаль,что я открыла для себя эту книгу вместе с вестью о том,что автор ушла в мир иной…Царствие небесное и спаси Бог за чудесную книгу.

    Ответить »
  • Ирина, 15.03.2016

    Спасибо за книгу! Очень сильно проникает в душу!!!

    Ответить »
  • Евгения, 17.03.2016

    У меня нет слов, что бы выразить те чувства, что переполняют сердце после прочтения книги. Упокой, Господи, душу усопшей рабы Божьей Нины… Сегодня дочитала книгу и сегодня узнала, что автора этих строк уже нет с нами…

    Ответить »
  • Наталья, 21.04.2016

    А ведь по сути это самое настоящее житие, Уж мое-то сердце трудно заставить плакать, А тут — лило, Рекой лило, И на молитву часто вскакивала- вставала на коленки и молила полюбившихся братиков о много чем, Так как точно знала — устроят все, Это житие давало на моменты благодать, Точно — это житие,Госроди, привелось бы во Царствии твоем лично встретить любимых братиков, Одно желание — БЛАГОДАРИТЬ, ЗА ТО, ЧТО ЖИЛИ, ЗА ТО, ЧТО ЖИВУТ И БУДУТ ЖИТЬ, За то, что подхватывают нас, вечно падающих, и поддерживают,За то, что дышать помогают, „,Царствие небесное автору, рабе Божией Нине, вечная и светлая память , И благодарение Богу за нее, Эх, получилось бы подражать хоть вполсилушек братикам родненьким

    Ответить »
  • Наталья, 16.05.2016

    Спаси, Господи, Марию, что сподобила прочесть эту книгу. Прочла книгу на одном дыхании и под таким впечатлением, наплакалась конечно… Наши новомученики о.Василий, о.Феропонт и о.Трифон молите Бога о нас грешных. Будут мне маяком праведности и терпения, которго мне часто не хватает. Светлая память автору. На душе светло и тихо стало.

    Ответить »
  • Татьяна, 01.06.2016

    Царствие небесное автору книги, рабе Божией Нине, и вечная светлая память! История, о которой она нам рассказала, произвела на меня огромное впечатление, вразумив, наставив и укрепив в православной вере! А убиенные братья стали мне родными! Молю Бога о них и молю их о нас! С какими Великими людьми мы с вами живем в одно время, порой не замечая их подвига, гоняясь за ложными идеалами… Спаси Господи всех, кто помогал автору в создании этой спасительной работы!!!

    Ответить »
  • Фотиния М., 20.10.2016

    Книгу прочла на вдохе ‑сильнейшее впечатление! Знаю точно, что еще не раз обращусь к братикам, читая страницы этой удивительной книги. Господь сердцевидец вовремя посылает нам все полезное ко спасению. Присоединяюсь к каждому комментарию , написанному выше.

    Ответить »
  • вера, 17.12.2016

    Преклоняюсь перед жизнью и смертью этих трёх молитвенников земли русской.
    Огромная благодарность за книгу её автору,прочтённую в слезах.

    Ответить »
  • Лидия, 26.04.2017

    Благодарю Бога, что подарил встречу с этой книгой. Автору низкий поклон. Оптину люблю всей душой. В этом святом месте душа каждый раз обретает что-то новое, для нее важное и полезное. Всегда хожу в часовню к новомученикам. После прочтения этой удивительной книги судеб Нины Павловой  иноки Трофим и Феропонт, иеромонах Василий ‑родные и очень любимые братья. Скорбь от потери, восполняется верой, что у Бога все мы живы . Спаси Господи.

    Ответить »
  • Наталья, 30.05.2017

    Спасибо за книгу.

    Ответить »
  • Елена, 07.06.2017

    Благодарю!

    Ответить »
  • елена, 16.08.2017

    Благословенная книга (если можно так сказать) читаю второй раз и на одном дыхании со слезами и трепетом.Дивен Бог во святых своих.Помоги мне Боже, хоть немножко быть похожими на братьев-новомучеников иеромонаха Василия, инока Ферапонта, инока Трофима.Святые новомученики земли русской Василие, Трофиме, Ферапонте молите Бога о нас!

    Ответить »
  • Елена, 16.10.2017

    Благодарю за книгу!

    Новомученики отцы Василие, Тимофее, Ферапонте, молите Бога о нас!!! Упокой, Господи, душу рабы твоей Нины. Вечная память.

    Ответить »
  • Инга, 20.11.2017

    Спасибо огромное за эту книгу , рабе Божьей Нине  и Царствие небесное ей …

    Прочитала на одном дыхании , конечно же не без слез .… очень тронуло .…  есть над чем задуматься .…

    о. Василий , о. Феропонт , о. Тимофей молите Бога о нас !!!

    Ответить »
  • Елена, 13.12.2017

    Слава Тебе Господи за всё!
    Новомученики отцы Василие, Тимофее, Ферапонте, молите Бога о нас!

    Ответить »
  • Марина, 13.12.2017

    Благодарю за тёплую книгу!Она приближает к Богу и укрепляет в вере!

    Ответить »
  • Елена, 20.12.2017

    Спасибо и низкий поклон автору за это произведение. В современном мире изобилие пошлого и глупого юмора, море развлечений, каких-то бесконечных шоу, и т.д. И так устает душа от всего этого, что когда открываешь такую книгу — чувствуешь благодать и добрую грусть (хоть и читала местами со слезами), и хочется менять свою жизнь и не идти на поводу современного общества.

    Ответить »
    • Елена, 05.08.2018

      Просто хочется сказать спасибо за книгу!!! Я в Оптиной бываю с семьей и к могилкам братьев прихожу поклониться, но только сейчас после прочтения этой книги я будто с ними познакомилась, узнала их, и столько тепла и любви открылось, что если Бог даст еще поехать, то на коленях пред ними поклонится хочется!!! За их любовь, веру, кротость и бодрость духа!!! Ещё раз спасибо!!! Я вообще редко читаю, и на пол пути бросаю, но тут до конца прочла! Спаси Вас Господи!

      Ответить »
  • Anna Ignateva, 27.04.2019

    Большое спасибо автору за такой труд! Прекрасная книга.. о светлом, чистом, о силе замечательных людей, которые пришли вдохновить нас своим подвигом восхождения к Богу.

    Ответить »
  • Kravchenko Анна, 05.05.2019

    Низкий поклон за ваш труд! После вашей книги невозможно остаться прежним человеком! Спасибо Вам за возможность знакомства со святыми людьми, ваш труд неоценим, многие ведь даже не знали о таких великих людях, а ведь это наши дни, все так рядом было… Спасибо

    Ответить »
  • Яна, 08.05.2019

    После этой книги, я очень активно воцерковилась. Такую жажду по Господу испытала, когда читала “Пасха Каркасная”. Хотя и до нее читала православную литературу, но почему-то, читая первый раз “Пасху Красную”, я прям почувствовала, что надо идти путем православия к Богу. Эта книга перевернула мою жизнь, повернула ее к Господу. Сейчас иногда читаю отрывки, и укрепляют в вере. Спасибо огромное автору и новомучиникам отцу Василию, иноку Феропонту, иноку Тимофею. Упокой их души, Господи!

    Ответить »