Array ( [_ga] => GA1.2.1244380494.1712599273 [_gat_UA-12794142-1] => 1 [_gat_gtag_UA_12794142_1] => 1 [_gid] => GA1.2.433341957.1713894755 [_ym_visorc] => b [_gcl_au] => 1.1.2136823425.1712599271 [_ym_isad] => 2 [otrid] => S:KypX3u2Lr9EQ3wTUS2vZBq-mjbMv1OdMlI0OI8yyvC4aekjYosM16RFk7uScv6K3LVR8xTZHLGx0ijwAkKQVK6sgvDc74OsheSCfFejb32xxwoi4gPU4hgjhdkwAB1BVFx1SbMlCZWlW282TQIpm94vb7hdxoPWRc5s30JoC2wgQvDsJN4snlvFvPf0gyLz-s82E_UOZQYgm4U6i8iPFT6pWx_-y9JejA-Y= [rmcookie] => S:uKPPqMmWEnmiijXrHF8yjeMzmcQKfy9wIUphkixWKaAiK7Ii3PesJNE-EtqtkknpuVox1tMGzOBHoZl7ZFP6cbsdaN6hIsp1wLfywyaAXV79TnPJBmWKrf_R-KdiTZlSzQLXxo802JIhy3XUbhpZT-ZEaV2RpGq0bjvc-wWvCKqU04BCHPNW91irdnBRwjU0HbosnsR2Blnq6dZjfQEUNbARWAXY06Ni7X6BswvNspm1Xg9TTiPr1xj4BwJBY_M-Q2226R6vQzsFr9sYhDT-J3Mi5Kato59x2AzgVoCNH37hB5UY8sm9OJphQhiBiv2fmNa9ZGktHYhfpu0UGAW2U8mHvYZPrci0BkKvGnYH_hFsph9i6gjoADxI9q7jVWwn_hcnLfL7XQ7VEAwAE31fphmxhEZ1zJzukbq_T9Zg4tdTpI-FXHs11I9i339En04CPQy856Ez5ouGSrFntGYtBnhb1JMiaz0oNtmQG8KqGMMi8u5RsvEw_0TE2GcJj-PEEpoMjqkRQmJz5YWIJPV-zb91qkPEgs1ymXmSxKu0uWeiSS-kDGz7tj3Bx5KaE2B9Y-R-FcimP5WP3LJ_pNmWQl3aNPQFMULozlUkbCvPkqfDD5wmTA7VAkTMFoMo7BeTnUsCdnNfFAdJr09HfRDtuWlrgXMfOqU_DQGSQCqV4JabloWNmqOUq3GYhYeKkjJ3bX--MnT7 [_ym_d] => 1712599273 [_ym_uid] => 171259927326064062 [en4_language] => ru_RU [en4_locale] => ru_RU )
<span class=bg_bpub_book_author>Сергей Нилус</span> <br>Полное собрание сочинений. Том 2. Сила Божия и немощь человеческая

Сергей Нилус
Полное собрание сочинений. Том 2. Сила Божия и немощь человеческая

(17 голосов4.4 из 5)

Оглавление

Сила Божия и немощь человеческая
Записки игумена Феодосия и другие повести

Необходимое предисловие

Господи, благослови!

Выпуская в свет ряд очерков из жизни близких к нам по времени православных христиан, но таких — увы! — далеких по духу для большинства моих современников, я долгом своим почитаю прежде всего предварить моего боголюбивого читателя о том, что все написанное в них одна сущая правда, в которую лично я верю всем сердцем моим, всем умом, всем помышлением, и без этой веры моей, за которую готов постоять до последней минуты моей жизни, я не позволил бы себе требовать от читателя моего и внимания к малому труду моему, из страха грядущего Страшного Суда Господня, на котором каждый христианин, а в их числе и моя христианская немощь, должен неизбежно или оправдаться от слов своих, или осудиться; и от этого страшного осуждения да избавит меня Господь!

Непрестанно сокрушаясь о всеобщем, казалось мне, оскудении веры в христианском мире, сердцем своим с великой горечью и болью отзываясь на установившееся в последние дни мировой христианской жизни зло братоненавидения и человеконенавистничества, видя, как христианский мир заливается кровью войн и усобиц, с ужасом обращая свой испуганный взгляд на богоотступничество цвета русского общества, призванного стоять во главе умственного и нравственного развития истерзанной и окровавленной Родины, этой Богом поставленной хранительницы Православного духа, я, признаюсь, в законном ослеплении своем был уверен, что угас уже истинный дух Православия в России, оскудел Преподобный, не стало праведника и, стало быть, неизбежна для нее, а с нею, по слову великих русских подвижников духа, и для всего богоотступнического мира участь библейских Содома и Гоморры. Окружающая меня и всякого верующего христианина грозная действительность не давала ли мне права питать эти мысли?!

Но в глубинах народного сердца, зримых одному Богу, еще недавно жила такая полнота и сила духа Христова, так близка была еще недавно к Богу живая вера русского человека, что не могло мое сердце мириться со страшной и братоубийственной мыслью: нет в России седми тысяч, которых соблюл бы Себе Господь и которые еще не подклонили выи своей Ваалу… И я искал их всем сердцем своим, всем помышлением моим и, видит Бог, нашел, но не там, где светит кровавый свет мира сего, не на высотах человеческого разума, а в тайниках сокровенных еще нетронутого народного сердца, в среде тех немудрых мира, которых от века избрал Себе Бог, чтобы посрамить сильных, чья слава и проповедь делом Христовой любви и самоотвержения заключены не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, данных им для того, чтобы, по слову апостола, вера наша утвердилась не на мудрости человеческой, но на силе Божией.

И многих рабов Своих нелицемерных и истинных показал мне, ищущему, Господь, и во главе их под перо мое просится одно великое для Православной и Самодержавной России имя, к которому с трепетной надеждой и верой обращены взоры всех истинно русских людей и от кого после Бога они ждут своего спасения… Но о живых праведниках, какое бы они место в мире ни занимали, от самого великого до самого низкого, — не лет ми и глаголати, и потому до времени сохраним имена их только в своей молитвенной памяти.

Но мир праведников недавно отшедших ко Господу — это уже достояние всех хотящих на их примере жати свое спасение; о них я и поведу здесь, в моих очерках, речь свою в радостной надежде, что одним, совершенным, она будет в утешение, а другим, ищущим Бога в истине, а не «в препретельных земной мудрости словесах», она послужит в утверждение и в вечное спасение в небесных обителях Отца и Царя нашего Небесного.

Христос Господь, Бог наш, в Троице славимый, вчера, днесь и во веки Той же, и потому в ряде очерков, предлагаемых вниманию боголюбцев, я, начав жизнеописанием игумена Феодосия Попова, во всем всем нам подобострастного человека, заключаю свой малый труд преподобным Марко Фраческим, о котором писано с таким вдохновением Четь-Минеями, столь основательно позабытыми теми, кто почитает себя цветом современной образованности.

Главнейшая же цель труда моего — на достоверных показаниях и примерах близких нам по времени христиан утвердить в сердце моего читателя непреложное свидетельство апостольской истины, явленной в словах апостола Павла в его Втором послании к Коринфянам: «Ибо знаем, что, когда — земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный!»

Труд мой ничтожен — он труд только списателя верного, но и за него молю и прошу того, кому он придется по сердцу, не оставить грешного моего имени поминовением молитвенным к Творцу всяческих.

Сергей Нилус

Комментировать