<span class=bg_bpub_book_author>Сергей Нилус</span><br>Полное собрание сочинений. Том 3. Святыня под спудом

Сергей Нилус
Полное собрание сочинений. Том 3. Святыня под спудом

(18 голосов4.3 из 5)

1858 год

8 фев­раля. Суб­бота. В ночь под 8‑е при­был в Оптину из Москвы сын люте­ран­ского пас­тора сто­лицы Мак­си­ми­лиан Кар­ло­вич Зедер­гольм, брат Кон­стан­тина Кар­ло­вича. Г. Мак­си­ми­лиан Зедер­гольм состоит на госу­дар­ствен­ной службе помощ­ни­ком члена самар­ского отряда Управ­ле­ния денеж­ных сбо­ров. Прежде, по пись­мен­ному сно­ше­нию со стар­цем отцом Мака­рием через брата сво­его, Кон­стан­тина Кар­ло­вича, а теперь и лично он про­сил удо­сто­ить его при­со­еди­не­ния к Пра­во­слав­ной Церкви, что и было совер­шено тут же без­от­ла­га­тельно, по слу­чаю нахож­де­ния его на службе. Через посред­ство старца о. Мака­рия и о. Архи­манд­рита Мои­сея при­был в скит­скую цер­ковь Козель­ский про­то­и­е­рей Васи­лий Они­си­мо­вич Саха­ров и в 12 часов, по Литур­гии, совер­шил при­со­еди­не­ние и миро­по­ма­за­ние. 9‑го числа ново­при­со­еди­нен­ный Мак­сим Кар­ло­вич удо­стоен При­ча­ще­ния Св. Таин Хри­сто­вых в скит­ской церкви и отпра­вился в путь с миром.

21 февраля

Сго­рела от неиз­вест­ной при­чины мона­стыр­ская мель­ница и в ней изряд­ные хлеб­ные запасы. Оби­тели убытку больше 3000 рублей.

11 марта

К уте­ше­нию всей о Хри­сте бра­тии в оби­тель достав­лена жертва Иустина Андре­евича Андре­ева, петер­бург­ского 1‑й гиль­дии купца, глав­ного управ­ля­ю­щего г. Маль­цева: ржи 100 чет­вер­тей и муки ржа­ной чет­вер­тей 100, да в скит овса 70 чет­вер­тей. Гос­подь вну­шил ему эту жертву по слу­чаю быв­шего 21 фев­раля пожара, от кото­рого сго­рела мель­ница и хлеба более 126 чет­вер­тей, да 100 пудов муки.

Все меньше и меньше ста­но­вится мне вре­мени для келей­ных моих заня­тий: по кан­це­ля­рии при­бав­ля­ются дела то по кон­сис­тор­ским, часто только фор­маль­ным, отпис­кам, то по делам тяжеб­ным, кото­рые зате­ва­ются с Пусты­нью нашей все более и более раз­ви­ва­ю­щимся вку­сом к сутяж­ни­че­ству людей в мире, но не мирно живу­щих. Не тем, так дру­гим тво­рит враг-диа­вол споны и пре­ты­ка­ния и соблазны укло­ня­ю­щимся от мира, не жела­ю­щим жить по его сти­хиям. Терпи, инок, мужайся, крепче стой и утвер­ждайся на упо­ва­нии своем, еже есть Хри­стос Бог твой! Семя зла забро­шено уже вра­жьей рукой в Рус­скую свя­тую землю; оно еще только про­зя­бает, и то уже сколько вся­кого горя рас­про­стра­няет вокруг ростка сво­его; что будет, когда оно даст плод по роду сво­ему? Поми­луй и спаси, Вла­дыко мило­сти­вый, нас, грешных!

27 апреля

Вос­кре­се­нье. Полу­чена через почту из Саров­ской пустыни от духов­ника иеро­мо­наха Васи­лия печаль­ная весть: отец Игу­мен Исаия, род­ной брат отца Архи­манд­рита Мои­сея и отца Игу­мена Анто­ния, успе о Гос­поде 16-го сего апреля в 4 часа утра. Точно в пред­чув­ствии сво­его исхода в путь всея земли о. Игу­мен Исаия посе­тил неза­долго перед тем нашу оби­тель для сви­да­ния с бра­тьями и с нашими стар­цами. Гос­подь при­вел всех трех бра­тьев соборне пра­вить Боже­ствен­ную службу. Что это было за уми­ли­тель­ное для нашего ино­че­ского сердца зрелище!

13 мая

Испол­ни­лось 53 года, как о. Архи­манд­рит Мои­сей с бра­том своим Игу­ме­ном Иса­ией при­были из мира в Саров­скую пустынь и начали мона­ше­скую жизнь. Это под­лин­ные слова о. Архимандрита.

14 мая

Среда. При­мер само­от­вер­же­ния по любви к созда­нию Божию: когда бра­тия выхо­дила из брат­ской тра­пезы, то уви­дала птичку, заце­пив­шу­юся кры­лыш­ком за кар­низ коло­кольни. Птичка билась и тре­пе­тала, но уже, видимо, изне­мо­гала. Один из бра­тии, моло­дой послуш­ник[16], с бла­го­сло­ве­ния стар­ших отпра­вился через коло­кольню на кар­низы и, несмотря на опас­ность подвига, осво­бо­дил несчаст­ную птичку, кото­рая из рук его отле­тела на воз­дух, жизнерадостная.

8 июня

Вос­кре­се­нье. Архи­епи­ско­пом Гри­го­рием совер­шено освя­ще­ние ново­устро­ен­ного храма во имя свя­той пра­вед­ной Анны и пре­по­доб­ной Марии Египетской.

Вот обра­зец истинно вели­кого Архи­пас­тыря! Под свя­ти­тель­ской его ман­тией стар­че­ская оби­тель наша цвела и цве­тет, яко крин сель­ный, облас­кан­ная и согре­тая его истинно оте­че­скою любо­вию. От Гос­пода за жизнь его бого­угод­ную Архи­епи­скопу Гри­го­рию даро­ван ред­кий талант муд­ро­сти управ­ле­ния, то чув­ство меры, кото­рое, при вели­чии и силе авто­кра­ти­че­ской вла­сти, не при­ни­жает, а, наобо­рот, спо­соб­ствует раз­ви­тию разум­ного самоуправления.

Это такой дар, кото­рый дается только истинно обла­го­дат­ство­ван­ной вла­сти, конечно, при усло­вии разумно-мир­ной сво­боды само­управ­ле­ния, каким было все­гда и поныне, бла­го­да­ре­ние Богу, про­цве­тает Оптин­ское наше общежитие.

6 августа

Что-то старцы наши — отец Мака­рий, отец Мои­сей и отец Анто­ний — пого­ва­ри­вать стали и о своем исходе. Неужели же при­бли­зился час нашей вре­мен­ной раз­луки? Да не будет сего! — ска­зал бы я, если бы не вера в Про­мысл Божий, устро­я­ю­щий о нас все только во благое…

Батюшка о. Архи­манд­рит Мои­сей писал недавно письмо к дво­ю­род­ной сестре своей, мона­хине Мос­ков­ского Воз­не­сен­ского мона­стыря Максимилле.

Письмо, про­чте­ния кото­рого удо­стоил меня батюшка, до такой сте­пени харак­терно для выяс­не­ния духов­ной лич­но­сти моего отца и бла­го­де­теля, что я про­сил раз­ре­ше­ния и бла­го­сло­ве­ния спи­сать его себе для памяти. Вот оно:

«Пре­чест­ней­шая в мона­хи­нях, любез­ней­шая сест­рица, Мак­си­милла Ива­новна! Воз­мо­гай о Господе!

К удо­воль­ствию моему ваше при­ят­ное для меня писа­ние полу­чил исправно. Усерд­нейше за все бла­го­дарю. Не остав­ляйте впредь попи­сы­вать ко мне и не затруд­няй­тесь в том: пишите ко мне про­сто, что только чув­ству­ете и таким обра­зом, как гово­рите. Не нужно мне изъ­яс­не­ний о рас­по­ло­же­нии вашем и любви ко мне: я об этом и без того давно знаю. Мне пишите больше всего о себе, в каких вы немо­щах и зло­стра­да­нии быва­ете по духу, чтобы и я мог с своей сто­роны ока­зать вам уча­стие, един­ственно ради пользы душев­ной вашей, а не в тщет­ное ласкание.

Нам с вами, немощ­ным, о креп­ких подви­гах и высо­ко­твор­ных доб­ро­де­те­лях, видимо, нечего и раз­го­ва­ри­вать, разве только что о немо­щах и зло­стра­да­тель­ной жизни. Нынеш­ним пись­мом вашим я дово­лен: оно самое то, каким и все­гда быть должно. Вы пишете с искрен­нею пря­мо­тою и дове­рен­но­стью ко мне о вашем немо­ще­ство­ва­нии. Сие изъ­яс­не­ние ваше при­ятно для меня, потому что и апо­стол Павел пред целым све­том изъ­яс­нялся за себя, что он ежели силен, то бла­го­да­тию Хри­сто­вою, о себе же немо­щен. «Сладце, — гово­рит, — похва­люся паче в немо­щех моих; и, ока­я­нен аз чело­век, кто мя изба­вит от тела смерти сея, яко не живет в теле моем доброе».

Послу­шайте, сест­рица! Не сму­щайте своей души о том, что вы немощны и исправ­ле­ния не име­ете. Конечно, вы боль­ших исправ­ле­ний, может статься, и не име­ете; однако, упо­ваю, име­ете малые, кото­рых вы не видите, а их может набраться довольно. Они, по-види­мому, неве­лики и будто ничего не зна­чат, однако, могут быть ко спа­се­нию души не только не малы, но и довольны. Я вам хоть отча­сти пере­чту те самые, кото­рых и вы не чужды, но они, точно, бывают в вас при случаях.

Если кому когда мило­ва­ние какое-нибудь сде­ла­ете, — за это поми­ло­ваны будете.

Если пост­раж­дете со страж­ду­щим (неве­лико, кажется, сие!), — с муче­ники счисляетесь.

Если про­стите оби­дя­щего, — и за сие не только все грехи ваши про­стятся, но дще­рию Отца Небес­ного бываешь.

Если помо­лишься от сердца о спа­се­нии, хотя и мало, — и спасешься.

Если уко­ришь себя, обви­нишь и осу­дишь себя пред Богом за грехи, сове­стию чув­ству­е­мые, — и за то оправ­дана будешь.

Если испо­ве­ду­ешь грехи свои пред Богом, — и за сие вам про­ще­ние и мзда.

Если попе­ча­лу­ешь о гре­хах, или уми­лишься, или про­сле­зишься, или воз­дох­нешь, — и воз­ды­ха­ние твое не ута­ится от Него: «Не таится бо от Него, — гла­го­лет св. Симеон, — капля слез­ная, ниже капли часть некая». А св. Зла­то­уст гла­го­лет: «Аще посе­ту­ешь точию о гре­сех, — и то при­и­мет Он в вину тво­его спасения».

Видите ли, сколько дел вы испра­вили, о кото­рых и не зна­ете? Да тем и лучше для вас, чтобы вы сладце похва­ля­лись в немо­щах своих, а не исправ­ле­ни­ями сво­ими любо­ва­лись: пусть ценит их Пра­вед­ный Мздо­воз­да­я­тель, а мы только на грехи свои смот­реть будем, и о них каяться по вся дни, и о про­ще­нии их пещися.

Хотя и немощна ты, как и я, — однако, не бойся и не уны­вай, но бла­го­да­ре­ние при­носи Гос­поду Богу о всем: Он зани­ма­ется спа­се­нием души твоей больше, нежели как бы вы думали. Он спа­сет вас, только обра­щай­тесь к Нему со сми­рен­ным упо­ва­нием и делайте по-види­мому малое: Гос­подь Бог и мел­кое, Его ради тво­ри­мое, оце­нит доро­гою ценою. И я вас уве­ряю щед­ро­тами Его, что помя­нет Он всяку жертву твою, и кажу­ще­еся по-види­мому малым почтет Он вели­ким. «Мало ли твое пока­я­ние, — гово­рит св. Зла­то­уст, — но велико есть Гос­под­нее чело­ве­ко­лю­бие: всем бо хощет спа­стися и малой ищет вины, то есть про­из­во­ле­ния души благого».

Счаст­ливы мы, иноки, живу­щие под вос­кри­ли­ями таких вели­ких све­тиль­ни­ков веры и духа, как наши молит­вен­ники — старцы. Не ска­зом, а пока­зом всей своей доб­ро­де­тель­ной подвиж­ни­че­ской жизни они дей­ствуют в нас, рас­про­стра­няя свое све­то­нос­ное вли­я­ние далеко окрест свя­той оби­тели нашей. Чем же могут жить оби­тели, лишен­ные спа­си­тель­ного стар­че­ства и обще­жи­тия? Страшно и думать. Мно­гие еще живут, что назы­ва­ется, за чужой счет — за счет свя­тыни, кото­рой их наде­лило давно отшед­шее про­шлое: св. мощами, чудо­твор­ными ико­нами. Но живя только за чужой счет и не накоп­ляя соб­ствен­ного духов­ного капи­тала, можно ли рас­счи­ты­вать не рас­тра­тить досто­я­ния, соблю­ден­ного и накоп­лен­ного былыми труд­ни­ками? Уже на что было в Москве накоп­лено много сокро­вищ свя­тыни — числа не было! А разве не видели бого­угод­ные очи пра­вед­ни­ков, как пред самым вступ­ле­нием Напо­леона в Москву из Кремля через Спас­ские ворота выхо­дили, отря­сая прах с ног своих, угод­ники Мос­ков­ские? Мало кто этому ныне стал верить, но не от суж­де­ния, не от их при­зна­ния или непри­зна­ния зави­сит сто­я­ние правды, и для веры нели­це­мер­ной собы­тие это, став­шее извест­ным до Напо­лео­нова наше­ствия, оправ­да­ние себе нашло в тех послед­ствиях, кото­рые оно собою зна­ме­но­вало. Боль­шие мона­стыри, в кото­рых живут круж­кою и жало­ва­нием, дер­жатся пением, погре­бе­ни­ями, зна­ком­ствами, свя­зями, близ­ким сосед­ством со сто­ли­цею и с дачами зна­чи­тель­ных лиц. Все это непредо­су­ди­тельно. Неко­то­рые — сво­ими пото­выми тру­дами в обла­сти зем­ле­дель­че­ской. Но мона­ше­ства нет нигде, кроме и вне стар­че­ства, соеди­нен­ного со стро­гим обще­жи­тием. Теперь стали пого­ва­ри­вать, слышно, о рефор­мах для мона­сты­рей, дохо­дят даже до мысли о вве­де­нии стар­че­ства и об изме­не­нии уста­вов штат­ных на обще­жи­тель­ные. Начи­на­ние бла­гое, но кому про­во­дить его в жизнь? Где потреб­ные для того старцы? где истинно сми­рен­ные послуш­ники, сми­ре­нием и послу­ша­нием выко­вав­шие себе жезл стар­че­ства и насто­я­тель­ства?.. На нас посмот­рят и ска­жут: как же у вас? Да, правда у нас все это еще, слава Богу, дер­жится, но дер­жится кем и кем было осно­вано? Свя­тыми: свя­тым Калуж­ским епи­ско­пом Фила­ре­том, впо­след­ствии Мит­ро­по­ли­том Киев­ским; свя­тыми Львом, Мака­рием, Мои­сеем, Анто­нием и целым сон­мом им прис­ных, про­шед­ших все гоне­ния, все скорби истин­ного жития ино­че­ского и даже пустын­но­жи­тель­ного. Этими свя­тыми и живыми их подви­гами или не менее живыми о них пре­да­ни­ями стоит и утвер­жда­ется наша Пустынь. Ну, а где этих свя­тых нет и где нет пре­да­ний, кото­рым мы веро­вали, как у нас, потому что они — плоть от плоти нашей, там-то как? там-то откуда их взять?.. Наша Пустынь выросла на почве, утуч­нен­ной гоне­ни­ями на мона­стыри во вре­мена, начав­ши­еся при Петре Пер­вом и завер­шив­ши­еся при Ека­те­рине Вто­рой: во вре­мена-то этих гоне­ний, как сталь под моло­том, выко­вы­вался в Мол­дав­ском и Афон­ском изгна­нии истин­ный дух мона­ше­ский, укры­вав­шийся впо­след­ствии в пустын­ных дебрях орлов­ских и смо­лен­ских лесов, в тайге сибир­ской и в тунд­рах дале­кого Севера. Вот откуда шла истин­ная реформа мона­ше­ства, молит­вами свя­тых наших при­вив­ша­яся к бла­го­сло­вен­ной нашей Пустыни, а не от бла­гих начи­на­ний и поже­ла­ний тех, кто гово­рит о паде­нии мона­ше­ства, а сердце их самих от мона­ше­ства отстоит далече.

Но все попытки, про­из­во­ди­мые и наме­ча­е­мые рефор­ма­то­рами XIX века в оби­те­лях ино­че­ских, еще не так вредны, если они вра­ща­ются около древ­них мона­стыр­ских уста­вов, дан­ных Анге­лами неба анге­лам во плоти, какими были Анто­ний, Пахо­мий, Саввы и им подоб­ные. Но когда рефор­ма­торы, поки­дая корабль этот, пус­ка­ются плыть на утлой лодочке изоб­ре­те­ний нов­шеств в духе тре­бо­ва­ний мира, — вот уже тут-то хуже откры­тых гоне­ний с пала­чами и застен­ками: это уже убий­ство не только плоти, но и духа, от кото­рого, если бы не вера, было бы с чего прийти в отчаяние.

В груст­ные минуты тяже­лого раз­ду­мья о судьбе совре­мен­ного, а тем более после­ду­ю­щего мона­ше­ского поко­ле­ния уте­ша­юсь тво­ре­ни­ями древ­них подвиж­ни­ков, от семени духа кото­рых отро­ди­лись и неко­то­рые из наших совре­мен­ни­ков. Предо мною руко­пис­ная тет­радка с настав­ле­ни­ями одного старца. Хотя настав­ле­ния эти обра­щены к хри­сти­а­нам, в мире живу­щим, но они при­ме­нимы и к ино­кам. Вот что изоб­ра­жено в тет­радке этой.

1) В минуту отча­я­ния знайте, что не Гос­подь остав­ляет вас, а вы — Гос­пода. Во имя Божие, вот как при­ка­зы­ваю вам жить, когда вы быва­ете одни: хотя бы и скорбно вам было, хотя бы и не хоте­лось — все­гда мыс­ленно серд­цем вашим при­зы­вайте Гос­пода Иисуса Хри­ста, живу­щего в душе вашей.

2) У послуш­ни­ков Хри­сто­вых в пред­мете должна быть воля не своя, а Божия, кото­рая и апо­сто­лам, и нам вос­пре­тила иссле­до­вать буду­щее, егоже Бог поло­жил во вла­сти Своей.

3) Если живете вы с дру­гими, то слу­жите им, как самому Богу, и не тре­буйте за любовь любви, за сми­ре­ние — похвалы, за службу — благодарности.

4) Чем можете соблаз­нить или оскор­бить живу­щих с вами ближ­них, того отнюдь не делайте; а если они оскор­бят вас, смот­рите на это не как на оскорб­ле­ние, а как на при­го­тов­лен­ное вам от Гос­пода Бога ору­дие, кото­рым, если захо­тите, можете истре­бить в себе вся­кую нечи­стоту сердечную.

5) Прежде нежели что ска­жете, рас­су­дите, не оскор­бит ли ваше слово или дело Бога или ближнего.

6) Не судите чужого раба, сто­я­щего или пада­ю­щего: у него есть Бог, силь­ный удер­жать его от паде­ния и вос­ста­вить по падении.

7) Вспо­ми­найте, что та минута, кото­рую отни­мает у вас лень, есть, может быть, послед­няя вашей жизни, а за ней — смерть и суд. Оставьте негу.

8) Не огор­чайте никого и не пла­тите бра­нью за брань, скор­бью за скорбь — и в книге живот­ней имя ваше будет напи­сано с преподобными.

9) Прошу вас, други мои, не пре­не­бре­гайте ника­ким сред­ством, кото­рым можете уго­дить Богу; а таких средств мно­же­ство, как-то: лас­ко­вое обра­ще­ние с людьми; уте­ше­ние печаль­ного; заступ­ле­ние оби­жен­ного; пода­я­ние неиму­щему; отвра­ще­ние очей от дур­ных пред­ме­тов; про­ти­во­сто­я­ние дур­ным помыс­лам; понуж­де­ние себя на молитву; тер­пе­ние, мило­сер­дие, спра­вед­ли­вость и про­чее, тому подоб­ное. Испол­не­ние этих свя­щен­ных доб­ро­де­те­лей при­вле­чет к вам все­силь­ную помощь Божию, а с нею одо­ле­ете все труд­ное, прежде казав­ше­еся невоз­мож­ным к пре­одо­ле­нию нашими силами.

10) Вся­че­ски про­ти­во­стойте вспыль­чи­во­сти, и, при Божией помощи, она непре­менно осла­беет. «Аще слу­чится ти когда раз­дра­жи­тися, или раз­гне­ва­тися, тогда наи­паче ничтоже гла­голи, или от иди, или затвори уста своя, да не изско­чит ярост­ный пла­мень и опа­лит душу твою и сущим с тобою сотво­рит напрас­ный мятеж; но едва угас­нет пла­мень, и мирно будет сердце твое, — тогда яже ко исправ­ле­нию глаголи».

11) Вся­че­ски осте­ре­гайся на что-нибудь сер­диться: вся­кая непри­ят­ность не сама по себе пости­гает нас, но допус­ка­ется Про­мыс­лом Божиим для тех же спа­си­тель­ных целей, для коих св. апо­стола Павла пости­гали беды в реках, беды от раз­бой­ник, беды от срод­ник, беды от язык, беды во гра­дех, беды в пустыне, беды в море, беды от лже­бра­тии, вне­уду брани, внут­рь­уду — болезни (2Кор. 11:26).

12) Зная это, не обра­щайте вни­ма­ния на то, кто оби­дел вас и за что оби­дел, а только помните, что никто не осме­лился бы нане­сти вам оскорб­ле­ние, если бы не Гос­подь хотел допу­стить это, и поэтому бла­го­да­рите лучше Гос­пода, что пости­га­ю­щими вас скор­бями Он ясно пока­зы­вает, что вы ему не чужие, и ведет вас в цар­ство небес­ное. Писа­ние Свя­тое гла­го­лет: «Аще нака­за­ние тер­пите, якоже сыно­вом обре­та­ется вам Бог; кото­рый бо есть сын, егоже не нака­зы­вает отец» (Евр. 12:7).

13) Остав­ляйте суро­вость все­гда и будьте пред Гос­по­дом в обхож­де­нии с людьми как дети незлобивые.

14) В любви Божией пре­бы­вайте, ей учи­тесь, ею дышите: Бог есть любовь, и кто в любви пре­бы­вает, тот — в Боге, и Бог — в нем. И в скорб­ной жизни сладко жить с Божиею любовию.

15) Не в мно­го­гла­го­ла­нии есть спа­се­ние, а в совер­шен­ном вни­ма­нии себе.

16) Отвы­кайте от спо­ров: они, воз­му­щая сердце, лишают нас мир­ного состо­я­ния души. Вся­кой вздор­ной мысли про­ти­во­по­став­ляйте молитву Иису­сову. Не верьте предрассудкам.

17) Подо­зри­тель­ность — совсем не хри­сти­ан­ское свой­ство, и потому не усва­и­вайте его. Муд­ро­сти же, осто­рож­но­сти и непо­роч­но­сти тре­бует от нас Сам Бог чрез Св. Писа­ние: «Будите мудри, яко змия, и цели, яко голубие».

18) Все­гда дер­жи­тесь сре­дины: край­но­сти нигде и ни в чем не похвальны. Помните стар­че­ское слово: «Могу­щему поне­сти, все возвести».

19) Все­гда будьте пре­даны воле Божией, все­цело для нас спасительной.

20) Обра­щай­тесь с ближ­ними весело и с любо­вию. Любите их, слу­жите им: они дороги, — за них про­лита Кровь Спа­си­теля, они — члены Хри­стовы. Не оскорб­ляйте их даже едва замет­ным знаком.

21) Спа­сайте себя бла­го­уго­жде­нием пред Гос­по­дом Богом, бла­го­уго­ждая Ему всеми видами любви. О том только и заботь­тесь, чтобы обо­га­щаться любо­вью. В ком есть любовь, тот имеет в себе Бога.

22) Заметьте, что вы только тогда быва­ете вполне довольны всем, когда име­ете тер­пе­ние, сми­рен­но­муд­рие, покор­ность и ко всем любовь.

23) Не вспо­ми­найте с упре­ком о про­шед­шем, иначе Гос­подь Бог вспом­нит и взы­щет с вас то, что уже про­стил вам.

24) В уны­нии застав­ляйте и сердце, и язык ваш молиться так: Гос­поди, спаси мя — погибаю!

25) Если кого про­сите о чем, то про­сите с тер­пе­нием жены Хананеянки.

26) Пове­рять чужие пороки есть грех, потому избе­гайте такой гре­хов­ной уверенности.

27) Если вы каким-нибудь обра­зом огор­чили слугу, то упо­тре­бите такое сред­ство, чтобы он забыл сде­лан­ное ему огорчение.

28) Делайте все с раз­бор­чи­во­стью, не спеша, чтобы дела ваши были успешны.

29) Злое побеж­дайте доб­ром: худого худым испра­вить нельзя.

30) Без отре­че­ния своей воли нельзя поло­жить и начала спа­се­нию, не только спа­стись. Испра­ши­вайте же себе у Гос­пода само­от­ре­че­ния, чада мои: оно необ­хо­димо ко спасению.

31) Если взду­ма­ете кого наве­стить из ближ­них, то при посе­ще­нии его поло­жите себе за непре­мен­ную обя­зан­ность сохра­нить к нему ту же любовь и то же рас­по­ло­же­ние, в кото­ром вошли к нему, хотя бы и полу­чили от него какое-либо оскорбление.

32) Во вся­кой слу­чив­шейся непри­ят­но­сти при сно­ше­нии с ближ­ними обра­ти­тесь прежде к себе: по стро­гом иссле­до­ва­нии мы почти все­гда нахо­дим, что сами были при­чи­ною неудовольствия.

33) В минуту вспыль­чи­во­сти мол­чите и тво­рите молитву Иисусову.

34) Не оправ­ды­вай­тесь, не спорьте, снис­хо­дите к харак­те­рам и летам. Уте­шайте всех и каж­дого, чем можете; не осуж­дайте никого; не пла­тите злом за зло; всех любите, всех про­щайте; всем будьте слугами.

35) Себя счи­тайте послед­ними и греш­нее всех.

36) Любите Гос­пода Бога и моли­тесь Ему, как отцу; сми­ряй­тесь пред всеми хри­сти­а­нами, — и воз­лю­бит вас Гос­подь Бог ваш, и воз­ра­ду­ется о вас ваш пастырь.

37) Пере­но­сите нетер­пе­ли­вость, бес­тол­ко­вость, неве­же­ство, напрас­ный гнев — все без прекословия.

38) Когда возы­ме­ете к кому-нибудь неволь­ное чув­ство непри­язни, ста­рай­тесь побе­дить это гре­хов­ное чув­ство; заставьте себя так молиться: «Спаси, Гос­поди, раба Тво­его (такого-то) и свя­тыми его молит­вами умири сердце мое». При­нудьте себя ока­зы­вать нелю­би­мому чело­веку вся­кого рода вни­ма­ние и услуги; и Гос­подь, видя доб­рое ваше наме­ре­ние, не только вырвет из сердца вашего гре­хов­ную непри­язнь, но и его самого испол­нит свя­тою любовью.

39) Если не уте­шает вас молитва при испол­не­нии ее, то знайте, что она гото­вит вам боже­ствен­ное уте­ше­ние и сла­дость вскоре по испол­не­нии: «Терпя потер­пех Гос­пода, и внят ми».

40) Во всю свою жизнь, пред каж­дым своим дей­ствием руко­во­ди­тесь сле­ду­ю­щим хри­сти­ан­ским рас­суж­де­нием: заду­ман­ное мною дей­ствие не про­тивно ли воле Божией, не губи­тельно ли оно для души моей, не обидно ли оно для ближ­него? Если по стро­гом иссле­до­ва­нии совесть не зази­рает вас, то наме­ре­ние свое при­во­дите в испол­не­ние, а если зази­рает, — удер­жи­тесь от исполнения.

41) Не касай­тесь язы­ком своим чести ближ­него, но свой язык упо­треб­ляйте только на сла­во­сло­вие Божие и на чью-либо пользу и нази­да­ние. А захо­тите зло­ре­чить, то вспом­ните грехи, соде­лан­ные вами от юно­сти и пори­цайте себя за то, что сде­лали их.

42) Не тяго­ти­тесь жиз­нью: она несносна только для зло­че­сти­вых; а кто верует в Гос­пода Иисуса Хри­ста, упо­вает на Него, любит Его, — для того она все­гда сносна.

43) Жизнь нам дана только для того, чтобы мы сла­вили Бога, бла­го­тво­рили ближ­нему и дости­гали веч­ного цар­ства ука­зан­ным в Еван­ге­лии тес­ным путем, а не для того, чтобы весе­литься в ней: «Бла­жени пла­чу­щии ныне», а — не смеющиеся.

44) Сми­ре­ние полу­чило свое начало от сми­рив­ше­гося Гос­пода Иисуса и есть венец и кра­сота всех доб­ро­де­те­лей. Что засох­шей земле — дождь, то чело­ве­че­ской душе — смирение.

45) Сми­ре­ние есть такая доб­ро­де­тель, кото­рою любу­ется Сам Бог: «На кого воз­зрю? — гово­рит Он, — токмо на крот­кого и сми­рен­ного, и тре­пе­щу­щего сло­вес Моих».

46) Но в чем состоит сми­ре­ние? По моему мне­нию, оно состоит в том, что чело­век счи­тает себя греш­нее всех, никого не уни­жает и не оскорб­ляет, не осуж­дает, вни­мает лишь себе и не ищет ни богат­ства, ни славы, ни похвалы, ни чести, счи­тая себя вовсе того недо­стой­ным; муже­ственно тер­пит уни­чи­же­ние, брань, уко­ре­ние, при­зна­вая себя в сердце своем заслу­жив­шим это; со всеми обра­ща­ется радушно, вся­кому с любо­вию готов слу­жить, не видит своих доб­рых дел и не гово­рит о них без нужды. Подоб­ного сми­ре­ния испра­ши­ваю вам у Гос­пода Бога, чада мои, потому что оно не только изба­вит вас от греха, но и при­ве­дет в любовь к Тому, Кто сми­рил себя до смерти, смерти же крестныя.

47) Любовь покры­вает мно­же­ство гре­хов. Если вы будете печаль­ным — уте­ше­нием, несчаст­ным — облег­че­нием, бед­ному — помо­щию, сироте — отцом и мате­рию, боль­ному — упо­ко­е­нием, слуге — мило­сти­вым, заблуд­шему — руко­во­ди­те­лем ко спа­се­нию и вся­кому хри­сти­а­нину усерд­ным, по воз­мож­но­сти, слу­жи­те­лем, то за такую любовь вашу к мень­шим бра­тиям и чле­нам Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста не только изгла­дятся грехи ваши, но и узрите Гос­пода лицом к лицу и воз­ра­ду­е­тесь во веки.

48) Пола­гайте на уста хра­не­ние, упраж­няйте сердце в молитве Иису­со­вой, при­ле­жите вся­кого рода воз­дер­жа­нию — и полу­чите дар бес­цен­ный, дар любви Божией к вам.

49) Воз­да­вайте Кеса­рева Кеса­реви, а Божие — Богови. Направ­ляя внеш­ние, отно­ся­щи­еся к обще­жи­тию дела, по сердцу непре­станно будьте жерт­вою Богу и так живите в этом Вави­лоне — мире сем, — чтобы бес­пре­станно памя­то­вать о своем гор­нем Иеру­са­лиме и о своем предназначении.

50) Про­ме­няйте бла­го­род­ство ваше на раб­ство Гос­поду Иисусу Хри­сту. Неге про­тивь­тесь, рос­коши избе­гайте и не пре­воз­но­си­тесь пред вашими рабами: в выс­шем они с вами равны, потому что Гос­подь наш при­зы­вает и их к свя­той Своей тра­пезе теми же сло­вами, как и вас: «При­и­дите, ядите, сие есть Тело Мое… пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя, яже за вы и за мно­гие изливаемая».

51) Долины, лежа­щие внизу, почти все­гда бывают тучны и пло­до­носны, а высо­кие горы боль­шею частию сухи и неспо­собны к пло­до­но­ше­нию. Рав­ным обра­зом колос, кото­рый дер­жит голову вверх, все­гда бывает пуст, а кото­рый стоит, поник­нувши голову, в том много зерен. Имейте сердце сми­рен­ное — и обо­га­ти­тесь всем нуж­ным ко спасению.

52) На долину пло­до­нос­ную дождь льется и прямо с обла­ков, и с высо­ких гор: таково сми­ре­ние. Под име­нем дождя я разу­мею бла­го­дать Божию, кото­рая дается сми­рен­ным и непо­сред­ственно от Бога, и чрез людей, в сей жизни духовно воз­не­сен­ных Гос­по­дом, как воз­не­сены горы. Если внут­рен­нее ваше будет сми­ренно отдано в волю Божию и закрыто для входа вра­гам Его, то при­и­дет к вам Уте­ши­тель Дух Свя­тый и все­лится в вас.

53) О про­стран­ном пути забудьте: Гос­подь, по мило­сер­дию Сво­ему, ведет вас тес­ными вра­тами в Цар­ство небес­ное, а тот путь при­ве­дет в пагубу вечную.

54) И вам, и себе желаю в этой жизни только очи­ще­ния от гре­хов и прошу Гос­пода Бога, чтобы Он с нами сде­лал все то, чем угодно будет Ему очи­стить грехи наши и смыть без­за­ко­ния, хотя бы для сего нужно было бес­че­стие и бес­сла­вие. И вам, и мне должно жить по запо­ве­дям Божиим, а не по тол­кам человеческим.

55) Для пользы своей души любите уеди­не­ние и, поко­рив­шись совер­шенно веле­ниям Отца Небес­ного, при­учите свое сердце к непре­стан­ной молитве Иису­со­вой. От внут­рен­него пре­бы­ва­ния в вас Гос­пода Бога вы соде­ла­е­тесь во всем тер­пе­ли­вее, люб­ве­обиль­нее и смиреннее.

56) Бере­ги­тесь, чтобы леность не рас­сла­била ваших сил для подви­гов духов­ных: она — пер­вый враг для живу­щих в уда­ле­нии от Отца; но и не отча­и­вай­тесь в спа­се­нии и не печаль­тесь чрез­мерно, если ино­гда осла­бе­ете в подвигах.

57) Не дела, соб­ственно, спа­сут нас, а милость Божия, если мы тво­рим дела только во Имя Гос­пода Иисуса Хри­ста, Кото­рый да не лишит вас, дру­гов моих, мило­сти Своей во все дни живота нашего. Слабы ли вы, дурны ли — все при­бе­гайте к мило­серд­ному Гос­поду Иисусу Хри­сту и надей­тесь на Него крепко: эта надежда не посра­мит вас во веки.

58) Не пре­зи­райте слов моих и не счи­тайте их труд­ными к испол­не­нию: для Гос­пода и с Гос­по­дом все труд­ное не трудно и все скорб­ное не скорбно.

«Иго бо Его благо и бремя Его легко есть».


[16] Имя в руко­писи не обозначено.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки