Полное собрание сочинений. Том 4. На берегу Божьей реки — Сергей Нилус

Полное собрание сочинений. Том 4. На берегу Божьей реки — Сергей Нилус

(13 голосов4.1 из 5)

Оглавление

Часть I
Вместо предисловия
1909 год
1 января
2 января
3 января
9 января
10 января
12 января
25-го января
1 марта
4 марта
12 марта
13 марта
16 марта
20 марта
22 марта
23 марта
26 марта
27 марта
4 апреля
6 апреля
20 апреля
22 апреля
23-30 апреля
9 мая
10 мая
11 мая
12 мая
13 мая
16 мая
19 мая
20 мая
22 мая
23 мая
24 мая
25 мая
26 мая
27 мая
30 мая
1 июня
5 июня
7 июня
14 июня
16 июня
19 июня
25 июня
26 июня
27 июня
1 июля
5 июля
7 июля
8 июля
10 июля
13 июля
14 июля
19 июля
21 июля
23 июля
25 июля
3 августа
29 августа
30 августа
1 сентября
4 сентября
5 сентября
6 сентября
9 сентября
14 сентября
17 сентября
18 сентября
19 сентября
25 сентября
1 октября
5 октября
20 октября
21 октября
22 октября
25 октября
27 октября
30 октября
31 октября
1 ноября. Воскресенье
6 ноября
13 ноября
17 ноября
21 ноября
22 ноября
4 декабря
7 декабря
8 декабря
9 декабря
12 декабря
23 декабря
24 декабря
31 декабря
1910 год
1 января
2 января
4 января
5 января
20 января
21 января
23 января
24 января
25 января
26 января
31 января
10 февраля
11 февраля
23 февраля
24 февраля
2 марта
5 марта
6 марта
7 марта
8 марта
9 марта
10 марта
14 марта
17 марта
19 марта
25 марта
Часть II
Глава первая. Оптина
Главы вторая и третья. Смертник Иларион
Глава четвертая. Жатва жизни. Пшеница и плевелы
Глава пятая. Великая дивеевская блаженная Параскева Ивановна
Глава шестая. Преподобный Макарий Желтоводский
Глава седьмая. Судьбы России
Глава восьмая. Преподобный Серафим Саровский. 28 мая 1922 г.
Глава девятая. Видения послушницы Ольги
Глава десятая. На берегу Божьей реки. 4 марта
Приложение
Князь Николай Жевахов. Отвергнутый себя
Письмо оптинского скитоначальника Антония брату, Саровскому казначею Исайе

На берегу Божьей реки
Записки православного

Часть I

Вместо предисловия

По выходе в свет книги этой я послал ее в дар епи­скопу Пол­тав­скому Фео­фану. В ответ на это Вла­дыка 24 ноября 1915 года напи­сал мне следующее:

«Досто­чти­мый Сер­гей Алек­сан­дро­вич! Сер­дечно бла­го­дарю Вас за Ваше вни­ма­ние ко мне, выра­зив­ше­еся в посылке мне Вашей книги «На берегу Божьей реки». Я с вели­ким инте­ре­сом читаю все Ваши книги и вполне раз­де­ляю Ваши взгляды на собы­тия послед­него вре­мени. Люди века сего живут верою в про­гресс и уба­ю­ки­вают себя несбы­точ­ными меч­тами. Упорно и с каким-то оже­сто­че­нием гонят от себя самую мысль о кон­чине мира и о при­ше­ствии анти­хри­ста. Их очи духовно ослеп­лены. Они видя не видят и слыша не разу­меют. Но от истинно веру­ю­щих чад Божиих смысл насто­я­щих собы­тий не сокрыт, даже более того: на ком почиет бла­го­во­ле­ние Божие, им будут открыты и время при­ше­ствия анти­хри­ста и кон­чина мира точно. Когда Гос­подь изре­чет Свой гроз­ный Суд над греш­ным миром: не имать пре­бы­вати Дух Мой в чело­ве­цех сих яже суть плоть; тогда Он ска­жет вер­ным Своим рабам: изы­дите от среды их и отлу­чи­теся и нечи­стот не при­ка­сай­теся. Аз приму вы (2Кор. 6:17; ср.: Ис. 52:11). И сокроет их от взо­ров мира, воз­ды­ха­ю­щего в страхе гря­ду­щих бед­ствий. Поэтому велика заслуга тех, кто напо­ми­нает людям века сего о гря­ду­щих вели­ких вре­ме­нах и собы­тиях. Гос­подь да помо­жет Вам гла­го­лати о сем в слух мира всего бла­го­вре­менно и без­вре­менно со вся­ким дол­го­тер­пе­нием и нази­да­нием! (2Тим. 4:2).

Ваш искрен­ний почи­та­тель и бого­мо­лец, Епи­скоп Феофан».

«Гос­подь да помо­жет Вам гла­го­лати о сем в слух мира всего» — эти слова епи­скопа сбы­лись во всей точ­но­сти в годы рево­лю­ции. Таково зна­че­ние епи­скоп­ского бла­го­сло­ве­ния, и при­том такого епи­скопа, как Фео­фан. Назна­че­ние и цель хри­сти­ан­ского писа­телябыть слу­жи­те­лем Слова, спо­соб­ство­вать рас­кры­тию в Нем заклю­чен­ной еди­ной истины в ее бес­ко­неч­но­раз­но­об­раз­ных про­яв­ле­ниях в зем­ной жизни хри­сти­а­нина и тем вести хри­сти­ан­скую душу по пути Пра­во­сла­вия от жизни вре­мен­ной в жизнь веч­ную во Хри­сте Иисусе Гос­поде нашем.

С Покрова 1907 года1 по день Св. Духа 1912 года Богу угодно было посе­лить меня со всей моей семьей на бла­го­сло­вен­ной земле свя­той Опти­ной Пустыни. Отвели мне старцы усадьбу около мона­стыр­ской ограды, с домом, со всеми уго­дьями, и сказали:

— Живи с Богом, до вре­мени. Если собе­ремся изда­вать Оптин­ские листки и книжки, ты нам в этом помо­жешь; а пока живи себе с Богом около нас: у нас хорошо, тихо!…

И зажили мы, с бла­го­сло­ве­ния стар­цев, тихонько, пустын­ною жиз­нью, наде­ясь и кости свои сло­жить около угод­ни­ков Оптинских.

Гос­подь судил иначе. Слава Богу за все!…

Велика и несрав­ненно-пре­красна река Божья — свя­тая Оптина! Течет река эта из источ­ни­ков жизни вре­мен­ной в море вечно радост­ного бес­ко­неч­ного жития в цар­стве неза­хо­ди­мого Света, и несет на себе она ладии и своих пустын­но­жи­те­лей, и мно­гих дру­гих мно­госкорб­ных, изму­чен­ных, стра­даль­че­ских душ, обрет­ших правду жизни у ног вели­ких Оптин­ских стар­цев. Каких чудес, каких зна­ме­ний мило­сти Божией, а также и пра­вед­ного Его гнева, не таят в себе про­зрачно-глу­бо­кие, живи­тель­ные воды этой вели­чаво-пре­крас­ной, таин­ственно-чуд­ной реки! Сколько раз с живо­пис­ного берега ее, покры­того шатром пышно-зеле­ных сосен и елей, обве­ян­ного про­хла­дой куд­ря­вых дубов, кру­же­вом берез, осин и кле­нов запо­вед­ного мона­стыр­ского леса, спус­кался мой невод в чистые, как гор­ный хру­сталь, без­дон­ные ее глу­бины, и — не тщетно…

О бла­го­сло­вен­ная Оптина!…

До ново­ле­тья 1909 года я был занят раз­бо­ром ста­рых скит­ских руко­пи­сей, озна­ком­ле­нием с духом и строем жизни моих бого­дан­ных сосе­дей, насель­ни­ков свя­той оби­тели. Пло­дом этого вре­мени была книга моя «Свя­тыня под спу­дом» и несколько мень­ших по объ­ему очер­ков, нашед­ших себе приют в изда­ниях Тро­ице-Сер­ги­е­вой Лавры. С 1 января 1909 года я поло­жил себе за пра­вило вести еже­днев­ные, по воз­мож­но­сти, записки сво­его пре­бы­ва­ния в Опти­ной, занося в них все, что в моей сов­мест­ной с нею жизни пред­став­ля­лось мне выда­ю­щимся и достой­ным внимания.

Чего только не пови­дал я, чего не пере­ду­мал, не пере­слу­шал я за все те неза­бвен­ные для меня годы, чего не пере­чув­ство­вал! Всего не пере­ска­жешь, да мно­гого и нельзя рас­ска­зать до вре­мени, по раз­ным при­чи­нам слиш­ком интим­ного свой­ства. Но мно­гое само про­сится под перо, чтобы быть пове­дан­ным во славу Божию и на пользу душе хри­сти­ан­ской, брат­ской мне по крови и по вере православной.

Откроем же, чита­тель доро­гой, тет­ради днев­ни­ков моих и про­сле­дим с тобою вме­сте, что занесло на их стра­ницы бла­го­го­вейно-вни­ма­тель­ное мое воспоминание.

Стр. 1 из 212 Следующая

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Открыть весь текст
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки