- Часть I
- Вместо предисловия
- 1909 год
- 1 января
- 2 января
- 3 января
- 9 января
- 10 января
- 12 января
- 25-го января
- 1 марта
- 4 марта
- 12 марта
- 13 марта
- 16 марта
- 20 марта
- 22 марта
- 23 марта
- 26 марта
- 27 марта
- 4 апреля
- 6 апреля
- 20 апреля
- 22 апреля
- 23-30 апреля
- 9 мая
- 10 мая
- 11 мая
- 12 мая
- 13 мая
- 16 мая
- 19 мая
- 20 мая
- 22 мая
- 23 мая
- 24 мая
- 25 мая
- 26 мая
- 27 мая
- 30 мая
- 1 июня
- 5 июня
- 7 июня
- 14 июня
- 16 июня
- 19 июня
- 25 июня
- 26 июня
- 27 июня
- 1 июля
- 5 июля
- 7 июля
- 8 июля
- 10 июля
- 13 июля
- 14 июля
- 19 июля
- 21 июля
- 23 июля
- 25 июля
- 3 августа
- 29 августа
- 30 августа
- 1 сентября
- 4 сентября
- 5 сентября
- 6 сентября
- 9 сентября
- 14 сентября
- 17 сентября
- 18 сентября
- 19 сентября
- 25 сентября
- 1 октября
- 5 октября
- 20 октября
- 21 октября
- 22 октября
- 25 октября
- 27 октября
- 30 октября
- 31 октября
- 1 ноября. Воскресенье
- 6 ноября
- 13 ноября
- 17 ноября
- 21 ноября
- 22 ноября
- 4 декабря
- 7 декабря
- 8 декабря
- 9 декабря
- 12 декабря
- 23 декабря
- 24 декабря
- 31 декабря
- 1910 год
- 1 января
- 2 января
- 4 января
- 5 января
- 20 января
- 21 января
- 23 января
- 24 января
- 25 января
- 26 января
- 31 января
- 10 февраля
- 11 февраля
- 23 февраля
- 24 февраля
- 2 марта
- 5 марта
- 6 марта
- 7 марта
- 8 марта
- 9 марта
- 10 марта
- 14 марта
- 17 марта
- 19 марта
- 25 марта
- Часть II
- Глава первая. Оптина
- Главы вторая и третья. Смертник Иларион
- Глава четвертая. Жатва жизни. Пшеница и плевелы
- Глава пятая. Великая дивеевская блаженная Параскева Ивановна
- Глава шестая. Преподобный Макарий Желтоводский
- Глава седьмая. Судьбы России
- Глава восьмая. Преподобный Серафим Саровский. 28 мая 1922 г.
- Глава девятая. Видения послушницы Ольги
- Глава десятая. На берегу Божьей реки. 4 марта
- Приложение
- Князь Николай Жевахов. Отвергнутый себя
- Письмо оптинского скитоначальника Антония брату, Саровскому казначею Исайе
На берегу Божьей реки
Записки православного
Часть I
Вместо предисловия
По выходе в свет книги этой я послал ее в дар епископу Полтавскому Феофану. В ответ на это Владыка 24 ноября 1915 года написал мне следующее:
«Досточтимый Сергей Александрович! Сердечно благодарю Вас за Ваше внимание ко мне, выразившееся в посылке мне Вашей книги «На берегу Божьей реки». Я с великим интересом читаю все Ваши книги и вполне разделяю Ваши взгляды на события последнего времени. Люди века сего живут верою в прогресс и убаюкивают себя несбыточными мечтами. Упорно и с каким-то ожесточением гонят от себя самую мысль о кончине мира и о пришествии антихриста. Их очи духовно ослеплены. Они видя не видят и слыша не разумеют. Но от истинно верующих чад Божиих смысл настоящих событий не сокрыт, даже более того: на ком почиет благоволение Божие, им будут открыты и время пришествия антихриста и кончина мира точно. Когда Господь изречет Свой грозный Суд над грешным миром: не имать пребывати Дух Мой в человецех сих яже суть плоть; тогда Он скажет верным Своим рабам: изыдите от среды их и отлучитеся и нечистот не прикасайтеся. Аз приму вы (2Кор.6:17; ср.: Ис.52:11). И сокроет их от взоров мира, воздыхающего в страхе грядущих бедствий. Поэтому велика заслуга тех, кто напоминает людям века сего о грядущих великих временах и событиях. Господь да поможет Вам глаголати о сем в слух мира всего благовременно и безвременно со всяким долготерпением и назиданием! (2Тим.4:2).
Ваш искренний почитатель и богомолец, Епископ Феофан».
«Господь да поможет Вам глаголати о сем в слух мира всего» — эти слова епископа сбылись во всей точности в годы революции. Таково значение епископского благословения, и притом такого епископа, как Феофан. Назначение и цель христианского писателя — быть служителем Слова, способствовать раскрытию в Нем заключенной единой истины в ее бесконечноразнообразных проявлениях в земной жизни христианина и тем вести христианскую душу по пути Православия от жизни временной в жизнь вечную во Христе Иисусе Господе нашем.
С Покрова 1907 года[1] по день Св. Духа 1912 года Богу угодно было поселить меня со всей моей семьей на благословенной земле святой Оптиной Пустыни. Отвели мне старцы усадьбу около монастырской ограды, с домом, со всеми угодьями, и сказали:
— Живи с Богом, до времени. Если соберемся издавать Оптинские листки и книжки, ты нам в этом поможешь; а пока живи себе с Богом около нас: у нас хорошо, тихо!…
И зажили мы, с благословения старцев, тихонько, пустынною жизнью, надеясь и кости свои сложить около угодников Оптинских.
Господь судил иначе. Слава Богу за все!…
Велика и несравненно-прекрасна река Божья — святая Оптина! Течет река эта из источников жизни временной в море вечно радостного бесконечного жития в царстве незаходимого Света, и несет на себе она ладии и своих пустынножителей, и многих других многоскорбных, измученных, страдальческих душ, обретших правду жизни у ног великих Оптинских старцев. Каких чудес, каких знамений милости Божией, а также и праведного Его гнева, не таят в себе прозрачно-глубокие, живительные воды этой величаво-прекрасной, таинственно-чудной реки! Сколько раз с живописного берега ее, покрытого шатром пышно-зеленых сосен и елей, обвеянного прохладой кудрявых дубов, кружевом берез, осин и кленов заповедного монастырского леса, спускался мой невод в чистые, как горный хрусталь, бездонные ее глубины, и — не тщетно…
О благословенная Оптина!…
До новолетья 1909 года я был занят разбором старых скитских рукописей, ознакомлением с духом и строем жизни моих богоданных соседей, насельников святой обители. Плодом этого времени была книга моя «Святыня под спудом» и несколько меньших по объему очерков, нашедших себе приют в изданиях Троице-Сергиевой Лавры. С 1 января 1909 года я положил себе за правило вести ежедневные, по возможности, записки своего пребывания в Оптиной, занося в них все, что в моей совместной с нею жизни представлялось мне выдающимся и достойным внимания.
Чего только не повидал я, чего не передумал, не переслушал я за все те незабвенные для меня годы, чего не перечувствовал! Всего не перескажешь, да многого и нельзя рассказать до времени, по разным причинам слишком интимного свойства. Но многое само просится под перо, чтобы быть поведанным во славу Божию и на пользу душе христианской, братской мне по крови и по вере православной.
Откроем же, читатель дорогой, тетради дневников моих и проследим с тобою вместе, что занесло на их страницы благоговейно-внимательное мое воспоминание.
[1] С Покрова 1917 года началось наше житие в Линовице под покровом храма в честь Покрова Пресвятыя Богородицы. Храм, правда, освящен был не на Покров, а ранее 10 августа, 7-27 июля, но посвящен именно этому празднику Богоматери. Он сооружен был Покровской игумениею Софиею.
Комментировать