Полное собрание сочинений. Том 4. На берегу Божьей реки — Сергей Нилус

Полное собрание сочинений. Том 4. На берегу Божьей реки — Сергей Нилус

(5 голосов3.8 из 5)

Оглавление

Часть I
Вместо предисловия
1909 год
1 января
2 января
3 января
9 января
10 января
12 января
25-го января
1 марта
4 марта
12 марта
13 марта
16 марта
20 марта
22 марта
23 марта
26 марта
27 марта
4 апреля
6 апреля
20 апреля
22 апреля
23-30 апреля
9 мая
10 мая
11 мая
12 мая
13 мая
16 мая
19 мая
20 мая
22 мая
23 мая
24 мая
25 мая
26 мая
27 мая
30 мая
1 июня
5 июня
7 июня
14 июня
16 июня
19 июня
25 июня
26 июня
27 июня
1 июля
5 июля
7 июля
8 июля
10 июля
13 июля
14 июля
19 июля
21 июля
23 июля
25 июля
3 августа
29 августа
30 августа
1 сентября
4 сентября
5 сентября
6 сентября
9 сентября
14 сентября
17 сентября
18 сентября
19 сентября
25 сентября
1 октября
5 октября
20 октября
21 октября
22 октября
25 октября
27 октября
30 октября
31 октября
1 ноября. Воскресенье
6 ноября
13 ноября
17 ноября
21 ноября
22 ноября
4 декабря
7 декабря
8 декабря
9 декабря
12 декабря
23 декабря
24 декабря
31 декабря
1910 год
1 января
2 января
4 января
5 января
20 января
21 января
23 января
24 января
25 января
26 января
31 января
10 февраля
11 февраля
23 февраля
24 февраля
2 марта
5 марта
6 марта
7 марта
8 марта
9 марта
10 марта
14 марта
17 марта
19 марта
25 марта
Часть II
Глава первая. Оптина
Главы вторая и третья. Смертник Иларион
Глава четвертая. Жатва жизни. Пшеница и плевелы
Глава пятая. Великая дивеевская блаженная Параскева Ивановна
Глава шестая. Преподобный Макарий Желтоводский
Глава седьмая. Судьбы России
Глава восьмая. Преподобный Серафим Саровский. 28 мая 1922 г.
Глава девятая. Видения послушницы Ольги
Глава десятая. На берегу Божьей реки. 4 марта
Приложение
Князь Николай Жевахов. Отвергнутый себя
Письмо оптинского скитоначальника Антония брату, Саровскому казначею Исайе

На берегу Божьей реки
Записки православного

Часть I

Вместо предисловия

По выходе в свет книги этой я послал ее в дар епископу Полтавскому Феофану. В ответ на это Владыка 24 ноября 1915 года написал мне следующее:

«Досточтимый Сергей Александрович! Сердечно благодарю Вас за Ваше внимание ко мне, выразившееся в посылке мне Вашей книги «На берегу Божьей реки». Я с великим интересом читаю все Ваши книги и вполне разделяю Ваши взгляды на события последнего времени. Люди века сего живут верою в прогресс и убаюкивают себя несбыточными мечтами. Упорно и с каким-то ожесточением гонят от себя самую мысль о кончине мира и о пришествии антихриста. Их очи духовно ослеплены. Они видя не видят и слыша не разумеют. Но от истинно верующих чад Божиих смысл настоящих событий не сокрыт, даже более того: на ком почиет благоволение Божие, им будут открыты и время пришествия антихриста и кончина мира точно. Когда Господь изречет Свой грозный Суд над грешным миром: не имать пребывати Дух Мой в человецех сих яже суть плоть; тогда Он скажет верным Своим рабам: изыдите от среды их и отлучитеся и нечистот не прикасайтеся. Аз приму вы (2Кор. 6:17; ср.: Ис. 52:11). И сокроет их от взоров мира, воздыхающего в страхе грядущих бедствий. Поэтому велика заслуга тех, кто напоминает людям века сего о грядущих великих временах и событиях. Господь да поможет Вам глаголати о сем в слух мира всего благовременно и безвременно со всяким долготерпением и назиданием! (2Тим. 4:2).

Ваш искренний почитатель и богомолец, Епископ Феофан».

«Господь да поможет Вам глаголати о сем в слух мира всего» — эти слова епископа сбылись во всей точности в годы революции. Таково значение епископского благословения, и притом такого епископа, как Феофан. Назначение и цель христианского писателябыть служителем Слова, способствовать раскрытию в Нем заключенной единой истины в ее бесконечноразнообразных проявлениях в земной жизни христианина и тем вести христианскую душу по пути Православия от жизни временной в жизнь вечную во Христе Иисусе Господе нашем.

С Покрова 1907 года1 по день Св. Духа 1912 года Богу угодно было поселить меня со всей моей семьей на благословенной земле святой Оптиной Пустыни. Отвели мне старцы усадьбу около монастырской ограды, с домом, со всеми угодьями, и сказали:

— Живи с Богом, до времени. Если соберемся издавать Оптинские листки и книжки, ты нам в этом поможешь; а пока живи себе с Богом около нас: у нас хорошо, тихо!…

И зажили мы, с благословения старцев, тихонько, пустынною жизнью, надеясь и кости свои сложить около угодников Оптинских.

Господь судил иначе. Слава Богу за все!…

Велика и несравненно-прекрасна река Божья — святая Оптина! Течет река эта из источников жизни временной в море вечно радостного бесконечного жития в царстве незаходимого Света, и несет на себе она ладии и своих пустынножителей, и многих других многоскорбных, измученных, страдальческих душ, обретших правду жизни у ног великих Оптинских старцев. Каких чудес, каких знамений милости Божией, а также и праведного Его гнева, не таят в себе прозрачно-глубокие, живительные воды этой величаво-прекрасной, таинственно-чудной реки! Сколько раз с живописного берега ее, покрытого шатром пышно-зеленых сосен и елей, обвеянного прохладой кудрявых дубов, кружевом берез, осин и кленов заповедного монастырского леса, спускался мой невод в чистые, как горный хрусталь, бездонные ее глубины, и — не тщетно…

О благословенная Оптина!…

До новолетья 1909 года я был занят разбором старых скитских рукописей, ознакомлением с духом и строем жизни моих богоданных соседей, насельников святой обители. Плодом этого времени была книга моя «Святыня под спудом» и несколько меньших по объему очерков, нашедших себе приют в изданиях Троице-Сергиевой Лавры. С 1 января 1909 года я положил себе за правило вести ежедневные, по возможности, записки своего пребывания в Оптиной, занося в них все, что в моей совместной с нею жизни представлялось мне выдающимся и достойным внимания.

Чего только не повидал я, чего не передумал, не переслушал я за все те незабвенные для меня годы, чего не перечувствовал! Всего не перескажешь, да многого и нельзя рассказать до времени, по разным причинам слишком интимного свойства. Но многое само просится под перо, чтобы быть поведанным во славу Божию и на пользу душе христианской, братской мне по крови и по вере православной.

Откроем же, читатель дорогой, тетради дневников моих и проследим с тобою вместе, что занесло на их страницы благоговейно-внимательное мое воспоминание.


1 С Покрова 1917 года началось наше житие в Линовице под покровом храма в честь Покрова Пресвятыя Богородицы. Храм, правда, освящен был не на Покров, а ранее 10 августа, 7-27 июля, но посвящен именно этому празднику Богоматери. Он сооружен был Покровской игумениею Софиею.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13