- Предисловие
- Глава 1. Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября)
- Рождество Богородицы. Священник А. Ушаков
- Объяснение праздника. Евгений Поселянин
- Величание Богородицы. Митрополит Вениамин (Федченков)
- Глава 2. Воздвижение Животворящего Креста Господня (27 сентября)
- Когда креста нести нет мочи. Константин Романов (К. Р.)
- У Креста (Ин. 19). Семен Надсон
- Объяснение праздника
- Три креста. Архимандрит Симеон (Нарбеков)
- Воздвижение. Иван Шмелев
- Глава 3. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София (30 сентября)
- Вера. Священник А. Ушаков
- Вера и надежда. Василий Жуковский
- Сила Любви. Семен Надсон
- Объяснение праздника. Анатолий Холодюк
- Вера, надежда, Любовь и София. Борис Зайцев
- Глава 4. Икона Божией Матери «Целительница» (1 октября)
- Хвала Богоматери (отрывок). Максимилиан Волошин
- Объяснение праздника
- Радуйся, Благодатная. Евгений Поселянин
- Глава 5. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов (9 октября, 21 мая)
- Голос Божий. Константин Льдов
- Объяснение праздника. Протоиерей Иоанн Бухарин
- «Жено! Се сын Твой». Софья Снессорева
- Глава 6. Покров Пресвятой Богородицы (14 октября)
- Покров. Михаил Кузмин
- Объяснение праздника. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
- Покров. Иван Шмелев
- Глава 7. Казанская икона Божией Матери (4 ноября, 21 июля)
- Три свечи (народное поверье). Георгий Иванов
- Объяснение праздника. Архимандрит Кирилл (Павлов)
- Казанская икона. Евгений Поселянин
- Глава 8. Святой великомученик Дмитрий Солунский (8 ноября)
- Мы, Сам-друг, над степью в полночь стали… А. Блок
- Объяснение праздника. Протоиерей Григорий Дьяченко
- Рассказ афонского монаха (притча). N
- Глава 9. Собор архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных (21 ноября)
- Архангел Михаил (отрывок). Иван Бунин
- Объяснение праздника. Протоиерей Иоанн Бухарев
- Михайлов день. Иван Шмелев
- Глава 10. Рождественский пост (Филиппов) (27 ноября)
- Был вечер поздний и багровый… А. Блок
- Объяснение праздника. Протоиерей Григорий Дьяченко
- Заговины перед Филиповками. Иван Шмелев
- Глава 11. Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря)
- Введение. Михаил Кузмин
- Объяснение праздника. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
- Мария во храме. Евгений Поселянин
- Глава 12. Святой великомученик Георгий Победоносец (6 мая, 16 ноября, 23 ноября, 9 декабря)
- Георгий Победоносец. Георгий Иванов
- Пред иконой св. Георгия. Георгий Иванов
- Объяснение праздника. Протоиерей Григорий Дьяченко
- Георгиевский кавалер и… крыса (рассказ штабного офицера). К.К. Романов
- Глава 13. Икона Божией Матери «Знамение» (10 декабря)
- Пред иконой Богоматери. Сергей Бехтеев
- Объяснение праздника. Протоиерей Иоанн Бухарев
- Чистые слезы Владычицы. Георгий Северцев-Полилов
- Глава 14. Святой апостол Андрей Первозванный (13 декабря)
- Христос. Николай Гумилев
- Объяснение праздника. Святой праведный Иоанн Кронштадтский
- Пророчество. Александр Красницкий
- Глава 15. Святая великомученица Варвара (17 декабря)
- Святая великомученица Варвара (отрывок). Виктор Афанасьев
- Чему нас учат небеса. Аполлон Майков
- Объяснение праздника. Протоиерей Григорий Дьяченко
- Кто сотворил красоту? Евгений Поселянин
- Глава 16. Святитель Николай Чудотворец (19 декабря, 22 мая)
- Касьян и Микола. Арсений Несмелое
- Объяснение праздника. Протоиерей Иоанн Бухарев
- Никола Русский. Петр Ширяев
- Глава 17. Рождество Христово (7 января)
- Ночь тиха. По тверди зыбкой… Афанасий Фет
- То были времена чудес… Лев Мей
- Объяснение праздника. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
- Жемчужное ожерелье. Николай Лесков
- Елка. Антон Чехов
- Тапер. Александр Куприн
- Глава 18. Обрезание Господне (14 января)
- На Обрезание Господне. Сергей Ширинский-Шихматов
- Объяснение праздника. Протоиерей Иоанн Бухарев
- День Обрезания Господня (отрывок). Митрополит Вениамин (Федченков)
- Глава 19. Крещение Господне. Богоявление (19 января)
- Крещенская ночь (отрывок). Иван Бунин
- Объяснение праздника. Святой праведный Алексей (Мечев) Московский
- Празднование Крещения Господня. Митрополит Вениамин (Федченков)
- Крещение. Василий Никифоров-Волгин
- У Иордани. Георгий Северцев-Полилов
- Глава 20. Святая мученица Татьяна (25 января)
- Татьянин день. Сергей Соловьев
- Объяснение праздника. Протоиерей Григорий Дьяченко
- Татиана. Борис Зайцев
- Глава 21. Сретение Господне (15 февраля)
- Симеон Богоприимец. Л. Бутовский
- Объяснение праздника. Протоиерей Иоанн Бухарев
- Встреча. Митрополит Вениамин (Федченков)
- Глава 22. Иверская икона Божией Матери (25 февраля, 26 октября)
- Молитва к Небесной Заступнице. Юлия Жадовская
- Объяснение праздника. Протоиерей Иоанн Бухарев
- Иверская. Евгений Поселянин
- Портаитисса. Митрополит Вениамин (Федченков)
- Глава 23. Преподобный Алексий, человек Божий (30 марта)
- Алексей, человек Божий (отрывок)
- Объяснение праздника. Протоиерей Григорий Дьяченко
- Алексей человек Божий. Борис Зайцев
- Глава 24. Благовещенье Пресвятой Богородицы (7 апреля)
- В день Благовещенья… Марина Цветаева
- Объяснение праздника. Митрополит Антоний Сурожский
- Благовестие архангела. Митрополит Вениамин (Федченков)
- Глава 25. Прощеное воскресенье (Последнее воскресенье перед началом Великого поста)
- Отче наш. Александр Пушкин
- Объяснение праздника. Митрополит Вениамин (Федченков)
- Прощеное воскресенье. Николай Гейне
- Глава 26. Великий пост (Начинается за семь недель до Пасхи и состоит и четыредесятницы – сорока дней и Страстной седьмицы – недели перед самой Пасхой)
- Великопостная молитва. Александр Пушкин
- Объяснение праздника. Старец Ефрем (Мораитис)
- Чистый понедельник. Иван Шмелев
- О юноше, брате старца Зосимы. Федор Достоевский
- Глава 27. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье (Празднуется за неделю до Пасхи, в 6-е воскресенье Великого поста)
- Вход в Иерусалим (Ин. 12). Алексей Хомяков
- Объяснение праздника. Дмитрий Покровский
- В Неделю Ваий. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
- Божья верба. Александра Ишимова
- Глава 28. Страстная седмица (Последняя неделя перед Пасхой)
- Голгофа. Алексей Апухтин
- Объяснение праздника
- На Страстной неделе. Антон Чехов
- Спасов огонек. Алексей Ремизов
- Двенадцать Евангелий. Василий Никифоров-Волгин
- Глава 29. Светлое Христово Воскресение (Переходящий праздник в 2019 году - 28 апреля)
- Христос Воскрес! Аполлон Майков
- Сорок пятый раз. Валерий Брюсов
- Объяснение праздника. Протоиерей Иоанн Бухарев
- Пасхальные колокола. Александр Куприн
- Пасха на Соловках. Борис Ширяев
- Христос Воскресе! Надежда Лухманова
- Глава 30. Радоница. Поминовение усопших. (Празднуется на 9-й день после Пасхи)
- Чую Радуницу Божью… Сергей Есенин
- Объяснение праздника
- Радуница. Василий Никифоров-Волгин
- Глава 31. Вознесение Господне (Празднуется на 40-й день после Пасхи)
- Вознесение. Вильгельм Кюхельбекер
- Объяснение праздника. Протоиерей Иоанн Бухарев
- Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Митрополит Вениамин (Федченков)
- Глава 32. Пятидесятница. День Святой Троицы (Празднуется на пятидесятый день после Пасхи
- Троица (отрывок). Иван Бунин
- Троицыно утро, утренний канон. Сергей Есенин
- Объяснение праздника
- На Троицу. Митрополит Вениамин (Федченков)
- Земля-именинница. Василий Никифоров-Волги
- Троицын день. Надежда Тэффи
- Глава 33. Боголюбская икона Божией Матери (1 июля)
- К Тебе, о Матерь Пресвятая. Николай Гоголь
- Объяснение праздника. Протоиерей Иоанн Бухарев
- Воля Владычицы. Георгий Северцев-Полилов
- Глава 34. Владимирская икона Божией Матери (3 июня, 6 июля, 8 сентября)
- Владимирской иконе Божией Матери. К. Р. (великий князь Константин Романов)
- Владимирская (отрывок). Максимилиан Волошин
- Владимирская. Евгений Поселянин
- Глава 35. Рождество святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (7 июля, также память, святого Иоанна Предтечи празднуется 20 января, 8 марта, 7 июня, 11 сентября, 6 октября, 25 октября)
- Пророк Иоанн. Константин Льдов
- Объяснение праздника. Протоиерей Иоанн Бухарев
- Путешествие в Горнее. Митрополит Вениамин (Федченков)
- Глава 36. Петр и Феврония, благоверные князья Муромские (святые покровители семьи 8 июля, 19 сентября)
- Петр и Фефрония (отрывок). Священник Леонид Сафронов
- Объяснение праздника. Святитель Димитрий Ростовский
- Повесть о Петре и Февронии. Ермолай-Еразм
- Глава 37. Святые первоверховные апостолы Петр и Павел (12 июля)
- Петр и Павел - вот примеры! Афанасий Фет
- Объяснение праздника. Митрополит Московский Филарет
- В день святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
- Студент. Антон Чехов
- Глава 38. Преподобный Сергий Радонежский (Игумен Земли Русской) (18 июля, 8 октября)
- Сергей Радонежский. Сергей Соловьев
- Объяснение праздника
- Святой Сергий – чудотворец и наставник. Борис Зайцев
- Глава 39. Преподобный Серафим Саровский (Саровский чудотворец) (1 августа, 15 января)
- Монах. Преподобный Серафим Вырицкий
- Угодник (Памяти преподобного Серафима Саровского). Сергей Бехтеев
- Объяснение праздника. Евгений Поселянин
- Около святого Серафима (К столетию его кончины). Борис Зайцев
- Малинка. Митрополит Вениамин (Федченков)
- Глава 40. Святые страстотерпцы Борис и Глеб. (15 мая, 6 августа, отдельно совершается память св. Глеба, 18 сентября)
- По меже. Валерий Брюсов
- Объяснение праздника. Протоиерей Григорий Дьяченко
- Плач о Борисе и Глебе. Борис Зайцев
- Глава 41. Святой великомученик Пантелеймон (Целитель) (9 августа)
- Из цикла «Стихи о Москве». Марина Цветаева
- Объяснение праздника. Протоиерей Иоанн Бухарев
- Монастырь Святого Пантелеймона. Борис Зайцев
- Глава 42. Икона Божией Матери «Одигитрия Смоленская» (Путеводительница) (10 августа, 7 декабря)
- Одигитрия. Михаил Кузмин
- Объяснение праздника
- «Путеводительница». Евгений Поселянин
- Глава 43. Преображение Господне (19 августа)
- Преображение. Александр Блок
- Объяснение праздника. Протоиерей Григорий Дьяченко)
- В Спасов день. Варвара Андреевская
- Глава 44. Успение Пресвятой Богородицы (28 августа)
- Успение. Михаил Кузмин
- Объяснение праздника. Протоиерей Григорий Дьяченко
- Успение в Оптиной пустыни. Митрополит Вениамин (Федченков)
- Глава 45. Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября: также память святого Иоанна Предтечи празднуется 20 января, 8 марта, 7 июня, 7 июля, 6 октября, 25 октября)
- Предтеча Господень. Петр Вяземский
- Объяснение праздника. Протоиерей Иоанн Бухарев
- Бесстрашный пророк. Евгений Поселянин
- Примечания
Глава 3. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София (30 сентября)
Вера. Священник А. Ушаков
Блажен, кто верою святою
свой дух возвысил, окрылил,
и сердце, как стальной бронею,
от бурь житейских укрепил.
Тому не страшны испытанья,
ни даль, ни моря глубина;
не страшны горе и страданья,
и сила смерти не страшна
Вера и надежда. Василий Жуковский
Протекших радостей уже не возвратить;
Но в самой скорби есть для сердца наслажденье.
Ужели все мечта? Напрасно ль слезы лить?
Ужели наша жизнь есть только привиденье
И трудная стезя к ничтожеству ведет?
Ах! нет, мой милый друг, не будем безнадежны;
Есть пристань верная, есть берег безмятежный;
Там все погибшее пред нами оживет;
Незримая рука, простертая над нами,
Ведет нас к одному различными путями;
Блаженство наша цель; когда мы к ней придем –
Нам Провидение сей тайны не открыло.
Но рано ль, поздно ли, мы радостно вздохнем:
Надеждой не вотще нас Небо одарило.
Сила Любви. Семен Надсон
Верь в великую силу любви!..
Свято верь в ее крест побеждающий,
В ее свет, лучезарно спасающий,
Мир, погрязший в грязи и крови,
Верь в великую силу любви!
Объяснение праздника. Анатолий Холодюк
В широко распространенном житии святых мучениц рассказывается, что они происходили из Италии. Их мать была христианкой и назвала своих дочерей именами трех христианских добродетелей. Святая София и ее дочери не скрывали своей веры во Христа. Об этом стало известно императору Адриану, и тот повелел привести их в Рим. Призывая к себе по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде. Юные девы (Вере было двенадцать лет, Надежде – десять, а Любови – девять) отказались. Тогда император приказал жестоко истязать их. Святую Софию подвергли тяжелейшему испытанию: ее не казнили, ей оставили жизнь, но оставили и безысходное горе – мать вынуждена была смотреть на страдания своих дочерей. Перенеся невиданные муки, три отроковицы мужественно встретили свою кончину. Святая София, «принявшая страдания за Христа не телом, а сердцем», похоронила дочерей недалеко от города и три дня не отходила от их могилы, пока не предала свою душу Господу.
«Софии честныя священнейший ветви, Вера и Надежда и Любовь…»
Вера, надежда, Любовь и София. Борис Зайцев
Вчерашнее
17 сентября[1] было в России днем радости, света, веселья: четыре именинницы! Но говорили: «Вера, Надежда и Любовь». Все Софии, разумеется, праздновали, но по-настоящему заполняли день три первые – дети Софии.
В Москве день этот даже внешне отличался. Праздником государственным не был, но и на другие дни не походил. Кондитерские завалены заказами – торты, пироги, коробки конфет. Цветы в магазинах нарасхват. Извозчики – лихачи особенно – тоже. По виду московских улиц, разных Моховых, Никитских, Пречистенок, сразу можно было сказать, что происходит нечто праздничное: катили лихачи, нарядные молодые люди везли букеты или сладкие изделия разных Флеев, Бартельсов, Филипповых.
Барышни-именинницы принаряжались и душились. Ходили в церковь – не так уж, впрочем, усердно. Конечно, дамы, матери семейств, с этими именами тоже праздновали, но оттенок юности и цветения некоего лежал на этом дне. Сами дамы моложе себя чувствовали.
С четырех часов до позднего вечера – все посетители и поздравители, цветы, конфеты, дома та веселая суматоха, что и есть день именин. Только в России было это – день мучениц обратился как бы в пасхальное нечто. И в пасхальности этой юные Вера, Надежда и Любовь затмевали Софию – основу удивительного дня.
Барышни наряжались, благодарили за подарки или сласти, иногда вечером танцевали, молодые люди (да и не очень молодые) озабочены тем, чтобы успеть поздравить всех знакомых именинниц. В этот день было много улыбок, может быть, начинающихся сердечных склонностей, света, радостей краткой нашей земной жизни. Вера, Надежда, Любовь.
История
Как непохоже на страшный рассказ жития! А вот он именно и произвел все это. Трудно отделить действительность от легенды. Из туманов Рима – второй век, император Адриан (чьей виллой любовались мы в молодости под Римом) – восстает прежде всего облик Софии, «итальянки родом», матери трех девочек: Веры, Надежды и Любови. Она вдова. Воспитала детей строго религиозно и в полном себе подчинении. Девочки – уже молитвенницы, читают только божественное, «исполняют домашние работы, во всем повинуясь матери».
Как и Татьяну, их погубила добрая слава. Слишком они выдавались из обыденности. Необыкновенная мать, необычные девочки. «Наместник Антиох пожелал видеть их, наслышавшись, что они христианки». За ними послали. Конечно, они были подготовлены и как бы зажжены матерью. Жили восторгом и любовью к Христу – разнствуют, однако, их характеры с матерью. Как бы в соответствии с именами окружает их дух света и радости. Вера, Надежда, Любовь! Все этим сказано.
Знают, что прислали не напрасно: христианская община в Риме видела уж достаточно мучеников. Много, конечно, об этом слышали. Но идут, взявшись за руки, неразрывные три сестры, великие качества души: Вера, Надежда, Любовь, – вот идут с матерью и «весело» смотрят на «царя». По Житию, «царь», расспросив их, отправил к «благородной Палладии, для надзора». Мать все три дня провела с ними, укрепляя и поддерживая.
Наконец, суд. Как всегда, требуют поклониться «идолам». Если да – будут названы дочерями императора. Обращаются с ними пока даже ласково.
Но девочки тверды.
– Мы имеем Отцом Бога Небесного и желаем страдать и терпеть за Иисуса Христа.
Софию спрашивают об именах и возрасте.
– Вере двенадцать, Надежде десять, Любови девять лет.
Вера первая идет на испытание. «Принеси жертвы великой Артемиде». Отказ. Тогда начинают ее мучить (обычный арсенал пыток) – на глазах матери. Но мать, как и девочки, особенная. («Своим слугам Бог дает огромные, нечеловеческие силы».) Эти силы несли двенадцатилетнюю Веру и последовавших за ней Надежду и Любовь. В другом роде – и Софию.
По Житию, все девочки выдержали мучения, не подались, как и трагическая София: точно из металла она вылита. Девочкам отрубили в конце концов головы, София остается Софией: нечто величественное есть в ней, даже и грозное. В житийном рассказе она напоминает скорее не просто «вдову итальянку», а властную, неколебимую царицу, посылающую детей своих на гибель: для нее тот мир ближе и действительнее этого. В нем веселые Вера, Надежда и Любовь будут еще светлее и веселее – уже веселостью и светом неземным.
«Мать собрала их останки в ковчег, украсила их и на колеснице отвезла за город». Будто сама она и правит колесницей и конями, и эти кони, колесница – все туман мифа, как и сама она в эти минуты – небожительница, сошедшая в наш жалкий мир.
«Похоронила на высоком месте». Появляется наконец мать: похоронила «со слезами». И дальше все уже земное: не из одних нечеловеческих видений состоит земной человек: если Спаситель тосковал в Гефсиманском саду, то что сказать о «вдове итальянке»?
И вот сидит она на могиле и молится, плачет. Ничего в жизни не осталось.
Не все может вынести даже железное сердце. Три дня провела близ останков дочерей-мучениц. Наконец «сама уснула сном смерти». Там же и была погребена верующими, рядом с детьми.
Церковь причислила ее к мученицам не за телесное страдание, а за душевное.
Имена и судьбы
Вера – имя белое, сияющее, даже слепительное (светом несколько нематериальным). Надежда более окрашена, скорее тепло-оранжевым. Цвет Любови трудно определить, но из трех – самое мягкое и особенно женственное.
Все три имени очень приросли к России. С историей ее никак не связаны, с жизнью – весьма. В просвещенном кругу особенно были распространены. Все, конечно, забыли, что это девочки-мученицы. Даже на иконе Вера (с крестом в одной руке, в другой – с пальмовой ветвью) изображена взрослой девушкой.
На иконе взгляд ее скорее грустный, обреченный – агнец, ведомый на заклание. Но в сознании русском преобразились все три страдалицы в символ света и радости – Вера, Надежда и Любовь несут радость: как земную, так и выше земной находящуюся.
Особое дело – София. София, «Премудрость Божия», пришла в Россию давно, в знаменитых Соборах – Киевском, Новгородском – св. Софии. Это не София – мать мучениц и сама мученица, но имя то же. Судьба имени этого иная. Как в самих Соборах есть некая строгость, даже суровость куполов-шлемов, так вела путь свой София российская прямо из Византии: Иоанн III взял Софию Палеолог, греческую царевну, стала она русской царицей. Позже царевна София петровских времен: тоже история и уже в драматическом роде. Эти имена связаны с мученицей св. Софией, матерью девочек.
Имя прекрасное и глубокое, строгое и величественное. Несколько холодноватое. Ни в жизни русской, ни в литературе не привившееся.
[1] Ст. ст. - Примеч. ред.
Комментировать