Русские народные пословицы и притчи — Снегирев И.М.

Русские народные пословицы и притчи — Снегирев И.М.

(17 голосов4.2 из 5)

З

1 Заварив пиво, не жалей хмелю!

Заочную брань ветер носит.

Запор[1531] святое дело.

За ревнивым мужем быть, не в корысти молодость свою износить.

5 За толчком не гонись; разве одного мало, так поди за другим!

Зачин дорог.

За чужими блинами своих родителей поминать.

Земля весть дает.[1532]

Злая жена мирской мятеж.

10 Злая жена поборница греху.

Злая жена засада спасению.

Знает про то перший.

Знай лапоть лаптя, сапог сапога!

Знай себя и клади под себя!

15 Знают попа и в рогожке.

Знает Бог, кого на племя пустить.

Золовки хитры на уловки.

Зятек идет, на похмелье зовет.

Зять по дочери помилеет, а сын по невестке опостылеет.

И

1 И Акулина блины печет, коли мука течет.

И близко, да слизко.

И в лесу святой, и в церкви клятой.

Играй, да не отыгрывайся!

5 Игумен шевелит, а братьям не велит.

Идя вперед, знай, как воротиться!

Из спасиба шапки (шубы) не сошьешь.

И карасей из пруда не выловишь без труда.

Иногда и от доброго отца родится бешена овца.

10 И спишь, да выспишь.

К

1 Каждому своя отчина мила и каждому своего жаль.[1533]

Каковы глаза, такова и природа.

Как на что взглянешь, так и видишь.

Как ни коротать, а гроба не миновать.

5 Как бы на скопидомку не крысы, так бы с нею и ладов не было.

Как птица родилась, так она и поет.

Как постелешь, так и уснешь.

Как скроишь, так и точать станешь.

Как так! Муж дьяк (дьячок), а жена попадья.[1534]

10 Клади в мешок! после разберешь.

Когда б человек вещ был, то б не погибал.

Когда в церковь идти, так и заплаты чинить.[1535]

Когда земляника красна, не сей овса напрасно!

Коли есть родня, есть с ней и возня.

15 Коли чудится, перекрестись.

Коли равно, то и братство.

Ко мне понеси, не растряси; от меня возьмешь, не прольешь.

Кому детей родить, тому дай Бог и поить, и кормить.

Кому тошно, а попу в мошну.

20 Конская голова гибнет, выручи! грязь переедешь; человеческая голова гибнет, выручи! злодей тебе вечный![1536]

Концы в воду, а пузыри наверх.

Конь познается при горе, а друг при беде.

Кормчая книга кормит судей.

Кот охотник до рыбы, да воды боится.[1537]

25 Красная неволя, боярская служба.

Криком избы не выстроишь.

Кто без крестов, тот не Христов.

Кто ворожит, тот себя воложит.

Кто в правде тверд, того не обманет и черт.

30 Кто везет, того и погоняют.

Кто везде, тот нигде.

Кто женится скоро, у того редко бывает в доме споро.

Кто за чем ходит, то и знает.

Кто зевает, тот воду хлебает.

35 Кто какой работы горазд, тот тем и кормится.

Кто не упивается вином, тот бывает крепок умом.

Кто скоро помог, тот дважды помог.[1538]

Кто служит ветром, тому платят дымом.

К обедни ходят по звону, а в гости ходят по зову.

40 Кто часто за шапку берется, тот нескоро уйдет.

Куда падет пшеничка, туда летит и птичка.

Куда воля пойдет, туда и наука поведет.

Кушанье познается по вкусу, а искательство по искусству.

Л

1 Легче работать руками, чем головою.

Либо полковник, либо покойник.

Либо рыбку съесть, либо на мель сесть.

Лупи яичко, не сказывай, а облупишь, не показывай!

5 Лисица от дождя и под бороной ухоронится.

Ложь ходит на гнилых ногах.

Лопата спела и обед поспел.

Лукавой бабы и в ступе не истолчешь.

Лучше камень долбить, нежели злую жену учить.

10 Лучше в утлой ладье по морю ездить, чем злой жене тайну поверить.

Лучше малые крохи с тихостью, чем большие куски с лихостью.

Лучше страдать брюхом, нежели духом.[1539]

Левая рука, правое сердце.

Люби ездить, люби и повозить!

15 Любит жена и старого мужа, коли не ревнив.

Любовь народная, жизнь беспечальная.

Люди женятся, а у нас глаза во лбу светятся.

Люди на лес не зинут, деревья не сгинут.

Люди не человека, но счастье его любят.

20 Людская молва, что морская волна.

М

1 Малая рыбка лучше большого таракана.

Мать и побьет, не пробьет, а чужая погладит, да проглядит.

Матушка рожь кормит всех дураков, а пшеничка по выбору.

Мертвый без гроба не живет.[1540]

5 Мертвым на тот свет отовсюду дорога одна.

Милостыня сухари на дальную дорогу.[1541]

Младенец не разумеет, а мертвый не чует.[1542]

Много бывает не споро.

Много вина пить, беде быть, а пива много пить, не без дива быть.

10 Много говорить, тому же быть.[1543]

Мне не дорог твой подарок, дорога твоя любовь.[1544]

Мой чернец, что мой клобук; куда захочу, поворочу.

Моя хата с краю, ничего не знаю.

Мое дело сторона, а муж мой прав.

15 Молода жена годами, да стара норовом.

Молчок: разбил батька горшок, а мать хоть два, да никто не знает.

Море похвальбы не любит.

Муженек хоть с кулачок, да за мужниной головой не сижу сиротой.

Мужик кажется прост, как свинья, а лукав, как змия.

20 Мужик клином, жена блином, а тож доймет.

Мужик, хоть серо, да збойливо.

Муж запьет, да жена запьет: ворота запрем.

Муж любит жену богатую, а тещу тороватую.

Муж согрешит, так в людях грех; жена согрешит, домой принесет.

25 Муж в поле пахать, а жена руками махать.

Муж за хлеб, да скатерть, а жена за избу, да пляшет.

Муж в дверь, а жена в Тверь.

Муж с женой бранись, а третий не вяжись!

Мы не в лиху сноху: что́ Бог подаст, то и людям.

30 Мы с печалью, а Бог с милостью.

Меняй воду на воеводу!

Н

1 На бабу да на скотину суда нет.

Навели нехристи на беду, как бес на болото.

На всякой горшок найдется покрышка.[1545]

На грязь хламу не напасешься.

5 Наживемся, кума, наберемся ума.

На Илью до обеда лето, а после обеда осень.

На мир песку не усеешь.

На море погоду видишь, да едешь, сам себе убивец (убийца).

Нам чужого дерма не надо; своего много.

10 На небе Илья, а здесь я.

На полатях лежать, так и ломтя не видать.

Народ что корова; кто пройдет, тот и доит.

На руку не кричи!

На Сидора попа не одна беда.

15 На чану пива не угадаешь.[1546]

На чану не пиво, в долгах не деньги.

На что и клад, коли дети идут в лад.[1547]

На чужой стороне и весна не красна.

Наша Москва городам краса.

20 Наше место свято.

Наш пострел везде поспел.

Не бойся горького, бойся сладкого!

Не бойся врага умного, бойся друга глупого!

Невинен гвоздь, что лезет в стену: обухом колотят. 25

Невольник не богомольник.

Неволя, неволя боярский двор! Идти было на волю к попу во двор! Там ходя наешься, стоя выспишься.

Не время волос белит, а кручина.

Не в Польше, жена не больше меня.

Не в пору все худо.

30 Не выходи в море без одежи! море удорожит.

Не верь малому, да лукавому!

Не говори, что не могу; говори, что не хочу.

Не гляди на рожу, гляди на душу!

Не дай Боже дел иметь с монастырями, да со вдовами, да с малыми сиротами!

35 Не женат, не человек.

Не жупан пана красит, а пан жупана.

Незнаемая прямизна наводит на кривизну.

Не к месту печальна, не к добру весела.

Не манера ваксой щи белить, на то есть сметана.

40 Не муж в мужьях, кем жена владеет, не работа в работах под женками воз возити.

Не надолго стар женится, только охвоту (охоту) тешит.

Не отеребя (куря), варить не станешь.

Не подстрелишь, так и не отеребишь.

Не по две воложки на ложку.[1548]

45 Не по достатку еда, тоже беда.

Не пой курица петухом, не ходи баба мужиком!

Не наряд жену красит, домоустройство.

Не плюй в черную воду, случится напиться в сладкую погоду![1549]

Не подой козы, молока не даст; не стриги овцы, она шерсти не даст.

50 Не покупай у барышника лошади, испорчена; не бери у матери одной дочери, избалована; а черта в дом захочешь, зятя возьми.

Не проси у богатого, проси у доброго!

Не поужинавши, легче, а поужинавши, лучше (крепче).

Не рад хрен терке, а по ней боками пляшет.

Не рад дурак, что разуму нет.

55 Не сади дерева корнем кверху!

Не собина медведь, не потеха мушкет, не добыча довод.

Не согреша, не умолишь.[1550]

Не спи до зари! Заря деньгу дает.

Не так бы ты ходила, да не иных бы любила.

60 Не татарам, христианам.

Не там родина, где мать родила; а там и рай, где добрый край.

Не теряй честь за бесчестье!

Не то смешно, что жена мужа бьет, а то смешно, что муж плачет.

Не тот пиво пьет, кто варит, а тот, кому Бог судит.

65 Не тужи, красава, что за нас попала! За нами живучи, не улыбнешься. — Да и меня возьмешь, не песенки запоешь.

Не ты первый, не ты последний.

Не умеешь шить, так не пори!

Не умел шить золотом, так бей молотом!

Не устать с лукавым драться, да надо припасти местечко, куда бы убраться.

70 Не ел, не смог; поел, без ног.

Не шагай через ступень!

Несчастье, как пусто, а счастье, как во щах густо.

Не езди путинкой[1551], езди путем.

Ни вор, ни тать, а на ту же стать.

75 Нищего накормишь, а сумы его не наполнишь.

Новоторы воры, да и Осташи хороши!

Ночью все лошади вороные.

Нужда и за заплаткой деньгу найдет.

Нужда счастье насилует.

80 Нужда чутьем идет.

Нужда чутьем слышит.

Нужду не проведешь.

Нет большака супротив хозяина.

Нет жены, нет и заботы.

85 Нет лучше того, как знать себя самого.

Нет солнца, и месяц светел.

Нет таких лавок, где бы продавали мамок.

О

1 Обойди около церкви трижды, да как не найдешь сродников ближних, то и чужому подай!

Обулся не так, оболокся не так, и заехал в сугроб, и не выехать никак.

Одинку (одинокому) где хлеб, там и угол.

Один меч избивает много горнцев.[1552]

10 Око благо не узрит лукаво.

Острым топором камня не перерубишь, лишь топор иступишь.

Отбилась от рук жена, так что твой сатана.

Отец про походы, а мать про расходы.

От худа до худа машек.

15 От нечего делать надобно что-нибудь делать.

От напасти не пропасти.

Ох, дети, дети! Куда мне вас дети!

От иной жены хоть о надолбу головой.

От овцы волк не родится.

20 От осины яблочко не родится.

От Холмогор до Колы тридцать три Николы.[1553]

П

1 Палка о два конца.

Передние колеса везут, а задние за ними едут.

Печаль без радости, ни радость без печали не бывает.

Печать истины — простота, печать мудрости — скромность.

5 Плачь, молода жена, да про горе свое никому не сказывай!

Плохо дуть, как дадут.

Плохо лежит, так и деньга бежит.

Плутоват — глуповат; честно жить — хлеб нажить.

По деньгам и товар.

10 Подержись за мотовило, подержись за молотило, а дудка сама придет.

Подле чертенка не взведешь теленка.

Подпора сена не ест.

Поменьше стройся; побольше кройся!

Помилуй, Господи, тещу да жену, а сам-то я как-нибудь проживу.

15 Попа послать стыжуся, а сам идти боюся.

Попито, поедено, за чужим столом сидючи; в красне, хорошо похожено, на добрых людей смотрючи; на добрых конях поезжено, к чужим саням прилипаючи.

По пляске на погудку не напасешься.

Поп перевенчает, царь не развенчает.

По приходу не стыдно расход держать.

20 Портной без кафтана, сапожник без сапогов, кузнец без топора, а плотник без дверей.

Посадских животы толсты, да коротки; а дворянские тонки, да долги.

Посулил барин шубу, да не дал; ин слово его тепло.[1554]

Похвала в глаза хуже пощечины.

Правдою жить, людей отбыть, а неправдою жить, Бога гневить.

25 Правду всяк хвалит, да не всяк при ней держится.

Пришла беда, жди другой и третьей!

Пришла пиву неперелива.

Пришла смерть по бабу, не указывай на деда!

Продай кафтан, да купи буквицу!

30 Продай муж лошадь да корову, купи жене обнову!

Продай, муж, корову с лошадушкой, купи, муж, ожерелье, жемчужной борок!

Прольешь воду, не сгребешь; упустишь сокола, не поймаешь.

Пропадай моя плетюха, да и с милостынями!

Прошва дороже шубы.

35 Прямый (правдой) века не изживешь.

Птицам даны крылья, да избегут рук человеческих, а человекам даны ноги, да избегут сетей диавольских.

Птицы б пели, да не ели!

Псовая болезнь до поля, а женская до постели.

Пусти Бог бабу в рай, а она и корову с собой ведет.

40 Пусть будет беда, не было б греха.

Пусть бы невестка дура, только б пораньше огонь дула.[1555]

Пьяницу могила, рифмача палка не исправит. Пьяная баба чужая.[1556]

Р

1 Работай, покуда руки гнутся.

Разум не велит, ума не спрашивайся!

Робкой муж и лестовок боится.

Родители берегут дочь до венца.

5 Рот хлев, слова навоз, язык лопата.

Рубль есть, и ум есть, а два рубля — два ума.

Руки наши грабли, глаза наши ямы.

Русак до читанья, козак до спеванья, поляк до сказанья.[1557]

Резвого коня и волк не бьет.

С

1 Сам бы ел: денег мало, жена в заклад.

Сам нож точит, а говорит не бось!

Сам пьян, а дети голодны.

Сват да шурин, чорт их судит.

Сват свату холодной друг.

5 Свекор батюшка застояшка, свекровь матушка заборонушка.

Свекор говорит: нам медведицу ведут; свекровь говорит: нам неделицу ведут; деверья говорят: нам неткаху ведут; золовки говорят: нам непряху ведут.

Свекор гроза, а свекровь выест глаза.

Свекор драчлив, свекровь ворчлива, деверья журливы, золовки мутливы.

Свекровь на печи, что собака на цепи.

10 Своя болячка велик желвак.

Семьдесят семь коз женская душа.

Сердце без тайности пустая грамота.

Сердцем притчи не изломишь.

Сиденьем города не берут.

15 Сила закон ломит.

Сильному повинуяся, и против правды погрешают.

Скоро в решете густо, а в закроме пусто.[1558]

Скорой поспех, людям на смех.

Скорость нужна, а поспешность вредна.[1559]

20 Скоротишь, не воротишь.

Скуп не глуп, себе добра хочет.

Служи государю верою и правдою и ни на какие дела не называйся и ни от каких дел не отбивайся!

Служить бы рад, да прислуживаться тошно.

Слух землю полнит.[1560]

25 Смиренного Артемья от Бога оттерли.

Сношенка у свекра госпоженка.

Согласие всему голова.

Спыт не убыт.[1561]

Станешь на людей лапти плесть, как нечего есть.

30 Согрешающих видим, а кающихся Бог весть.

Старик старухе ноги ломит, а она за него Бога молит.

Старой обманет, долго жить станет; молодой обманет, помрет.

Стар муж, так удружлив; молод, так не сдружлив.

Стой у печи, не приставай к чужой речи!

35 Строптивого Бог карает.

Стена крепка, столбы худы.

С горы на заднице съедешь, а на гору и ногами не скоро взойдешь.

Счастье с несчастьем об межу живут.

С косым не толкуй о кривом!

40 С миром беда не убыток.

С причуд и головушку разломило.

С умом жить, не раззиня рот ходить.

С умом собинка нажита, а безумьем растеряна.

Сын на сени не посадит, а дочь с сеней не ссадит.

45 Сыто, человек спит довольно, а голодно, спит мало.

Сытую скотину на мясо бьют.

Т

1 Тароватому Бог подает, а у скупого чорт берет.

Твой колокол, хоть звони, хоть об угол.

То и трости́[1562], что Господи прости.

Только и отважки, что ковшичек бражки.

5 Торговал кирпичом, да остался ни при чем.

Торгуй мужик пшеницей, а баба чечевицей.

Тот дворянин, кто за многих один.

Тот мне и сват, кто мне добр.

Ты рублем прост, а я умом прост.

10 Те же порты, да назад узлом.

Тех же господ, да самой испод.

У

1 У Бога милости много, не как у мужика.

У богатого скупого рубль плачет, а убогого члива полушка скачет.

Убогим Бог прибежище.

У красной девки уши золотом завешены.

5 У милостивого мужа всегда жена досужа.

У плохого мужа жена всегда дура.

У себя, как хочешь, а в гостях, как велят.

У старого мужа молодая жена чужая корысть.[1563]

Х

Хвалился богатой убогому на притчу накласть, а убогого чорт исправил и две поставил.

10 Хозяйкою дом стои́т.

Хозяин в дому, что медведь в бору.[1564]

Хоромина хороша, да окошки кривы.

Хоромы кривые, сени лубяные, слуги босые, собаки борзые, дворянский дом.

Хорошо ленивого по смерть посылать, не скоро будет.

Хоть лыком шит, да муж.

Хоть плох муженек, да затулье мое, завалюсь за него, не боюсь никого.[1565]

Хоть Софья и пуста, да не Крутицам верста.[1566]

Хотя на мне платье черно, да моя совесть бела.

Ч

Час терпеть, а век жить.

Чей хлеб ешь, того и обычай тешь!

Чешися конь с конем, вол с волом, а свинья с углом.

Чужая корова, что выдоена, что высосана, все равно.

Чем смолода похвалится, тем под старость покается.

Ш

Шурин по зяте не наследник.

Я

Языком не спеши, а делом не ленись!

Θ

Фомин понедельник иному лишняя забота.

Новый сборник русских пословиц и притчей, служащий дополнением к Собранию русских народных пословиц и притчей, изданных в 1848 году И. Снегиревым

Русские народные пословицы и притчи

После издания в 1848 г. «Сборника русских пословиц и притчей» мы продолжали дополнять его пословицами, вновь попадавшимися нам в рукописях и книгах или слышанными нами в разных губерниях, также сообщенными нам от благонамеренных ценителей этого труда, который даже и один взыскательный критик признал «неизлишним», а снисходительный «полезным». Некоторые областные пословицы сообщены нам из Тверской губернии бароном Усларом, из Вологодской гг. Серебряковым, Майковым и Соважем, из Архангельского и Шенкурского уездов г. Харитоновым, из Калужской губернии гг. Протопоповым и Перевлесским, из Воронежской г. Хаванским, из Костромской г. Потехиным. Почтенные наши литераторы Н. В. Сушков доставил мне тетрадь Русских пословиц, собранных и писанных его родственником г. Храповицким для императрицы Екатерины II, и С. П. Шевырев сообщил несколько пословиц, подслушанных им на пути в Белозерск, а П. Ил. Страхов замеченных им в Москве.

Таким образом, собрание наше значительно дополнено изречениями русского ума, столь плодовитого и замысловатого в своем проявлении. Местность, нередко изменявшая форму мысли, клала на нее свою печать.

Желая поделиться с любителями и знатоками таким приобретением как материалом, мы передаем его здесь в виде дополнения к нашему «Сборнику». К некоторым из встречающихся здесь пословиц прилагаем в конце текста объяснительные примечания. Мы почли также неизлишним: 1) включить в настоящее собрание разночтения (варианты) некоторых, впрочем весьма немногих, пословиц из помещенных в прежнем издании нашем, с указанием всегда на страницу, где находится та или другая пословица; 2) присоединить к ним извлеченные из шести томов Словаря Российской Академии первого изд. пословицы; объяснения, сделанные членами оной, замечательны тем, что подлинное значение их, сохранявшееся за полвека преданием, могло впоследствии утратиться.

Коснувшись в настоящем случае предыдущего нашего собрания, коснемся кстати и возражений, сделанных нам разными рецензентами относительно полноты этого собрания, источников, объяснения пословиц и повторений тех из них, которые, имея одинаковое значение, отличаются между собою более или менее важными вариантами.

Некоторые из рецензентов упрекали нас в пропуске поговорок; но мы не принимали на себя издания поговорок, присказок и прибауток, ограничиваясь только пословицами и притчами. Несколько поговорок случайно попались, правда, между теми и другими. Что же касается до ссылки (в коей когда-то упрекал нас «Телескоп») на старинные, редкие книги, где встречаются русские пословицы, то они служат источником и указателем на время и место употребления и применения последних в отечественной литературе. Ученые издатели пословиц Кёрте, Ейзелейн, Леру де Леней приводили же в свидетельство те сочинения отечественных писателей, где они им попадались. Следуя их примеру, и мы, где б ни встретили отечественную пословицу в старой ли опере (какова «Федул с детьми», сочинение императрицы Екатерины II), в старой ли повести, в истории, летописи или проповеди, заимствовали ее оттуда и указывали на источник. Это может повести к хронологическому определению пословиц. Как некоторые из них, очевидно, заимствованы из библейских книг или согласны с их текстами, то ссылки на параллельные места из Священного Писания, особливо на Притчи Соломоновы, Екклезиаст и на И. Сираха, почти всегда встречаются в лучших изданиях немецких, французских и английских пословиц.

Рецензент[1567]  находит странным производство пословиц «от каких-то неведомых в нашей истории царственно-жреческих времен». В предисловии говорено вообще о происхождении пословиц в древние времена мира, но не сказано, что это принадлежит к нашей истории. Притом изречения мудрости, относящиеся к началу пословиц у древних народов, отличены в предисловии от того времени, когда пословица вошла в область простолюдья, стала уделом черни и когда появились приведенные г-м Р. из «Сборника» пословицы, напр.: «На ретивую лошадь не кнут, а возжа», «На бабу и скотину суда нет» и т.п. К числу последних критик, не знаю почему, относит пословицу «Один Бог святых знает». Но такую мысль действительно могли возвестить народу «праведные и мудрые уста»: она встречается у св. апостола Павла (2Тим. 2:19): «Позна Господь сущие Своя», и в псалме 1, 6: «Господь весть путь праведных».

«Если, говорится далее, пословица есть олицетворенный разум известного народа, то на каком основании мы будем приписывать начало этого разума векам доисторическим младенчества»?

На том, что историческое младенчество, или вернее, первобытное состояние рода человеческого, и доисторическое младенчество известного народа. напр. русского, нельзя представить себе бессмысленным. Если, по свидетельству первого Боговдохновенного историка мира, искони «вся земля была устне едины и глас всем един»[1568], то в человечестве искони существовали немногие коренные общие истины. Проистекая от Божественного Откровения, они служили основою верований и убеждений первобытного человечества, выражались в голосе народа, который признавал его гласом Божиим. Проводником таких истин было предание, а восприемником общечеловеческий разум и пословица, так что народы, не имевшие закона, естеством «законная творили», потому что «дело законное написано было у них в сердцах, споспешествующей им совести»[1569]. Этот источник, в начале светлый и чистый, от посторонних притоков впоследствии не мог не помутиться. Смешение истины с заблуждением видно в пословицах древних и новых народов. Что ж касается до младенчества, то под именем его в Св. Писании нередко разумеется блаженное состояние невинности и простоты нравов, чистоты ума, постигающего истину без пособия науки и грамотности; это почти то же, что золотой век у древних народов языческого мира. Как младенчество народа бывает естественное, или, по слову Св. Писания, века неведения[1570], и младенчество благодатное, то первым, напр. в России, назовем времена язычества, а вторым первые века христианства. Из одних дошло до нас мало пословиц и притчей, из других много религиозно-нравственных пословиц, коими доселе руководствуется в жизни безграмотный народ. Итак, в свою очередь спросим: почему же отвергать общечеловеческий разум и его проявление в так называемое младенчество народа? Разве лепет младенческий не возвещал такой истины, которая, по слову Евангелия, «утаена от премудрых и разумных и открыта младенцам»![1571] Как часто светлая и святая истина скрывается под серым кафтаном и под овечьей шубой, по крестьянской пословице: «Кафтан сер, да разум никто съел», «Хоть шуба овечья, да душа человечья»! Многие из так называемых крестьянских пословиц можно по всей справедливости причислить к не только общенародным, но и к общечеловеческим.

«Мы решительно не знаем, продолжает рецензент, что заставило г. Снегирева производить пословицы из уст пророков, оракулов, мудрецов, царей и сивилл древнего мира». Сама история пословиц. Что же такое большая часть притчей (proverbia) Соломоновых и Сираховых, стихов Сивиллиных, апофегмов Солона, Пифагора и т.д., как не пословицы! Самые апостолы ссылались на древнейшие пословицы языческого мира, напр., св. апостол Павел к Титу (1, 12). Впрочем, и сам рецензент, на стр. 28 отвергая пословицы патриархальных времен, на стр. 30 называет их «выражением патриархального быта».

На стр. 31 он же упрекает за помещение в нашем сборнике: 1) афоризмов из древних грамот и летописей; «если такие афоризмы, говорит он, и были пословицами русского народа, то давно вышли из употребления»; 2) изречений библейских, кои будто никогда пословицами не были. Издатель имел целью помещать пословицы не только употребительные, но и вышедшие из употребления, имеющие, как подтверждает сам рецензент, «только историческое значение». Те и другие трудно отличить с точностью: есть пословицы, известные и ходячие в одном городе и даже в одном семействе, а в другом совершенно неизвестные. Иногда в ходячих пословицах, особливо в областных, встречаются: 1) древние слова, кои свидетельствуют об их древности, как, напр., в приведенных здесь: скуда, кабала, калита, сочь, тиун, сермяга, смерд и пр.; 2) особое строение и управление речи, напр.: «Бог-та Бог, да и сам не будь плох», « В одно перо и птица не родится», «Зол человек противу бесу», т.е. что твой бес, и т.д. и 3) явные намеки на лица и события древнего времени, напр.: «Один от Золотой орды, другой от рыжей бороды», « В татарских очах проку нет», «Владимирцы Владимир проспали» и т.д. Древние сии пословицы и теперь применяются в Смоленской и других губерниях к разным случаям в жизни. Относительно же библейских изречений можно заметить, что многие из них действительно имеют форму пословиц и принимаются народом в смысле пословиц: стоит только сличить с ними приведенные мною в примечаниях тексты из Св. Писания. Критик сам сознается, что они слышатся иногда и в простонародье (следовательно, употребляются), но в сопровождении слов «сказано» или «недаром сказано». Слова сии и подобные им («поминаючи батюшку и матушку, которые говаривали» и проч.) повторяются и при простонародных пословицах.

На стр. 38 рецензент замечает, что в сборнике Снегирева есть много пословиц, «лишенных всякого смысла». Точно, есть пословицы, в коих трудно добраться смысла, потому ли, что они дошли до нас искаженные,

или потому, что мы их вполне не понимаем. Но места непонятные, искаженные, составляющие crux criticorum, не исключаются и из классических писателей. Нередко случай открывает нам варианты, или параллельные места, к восстановлению текста и к объяснению темных мест. Из числа пословиц, лишенных всякого смысла, критик приводит: «Астрология уметь, любовь к Богу иметь». Здесь известная старинная форма: именительный вместо винительного и неопределенное наклонение вместо повелительного. Смысл же ясен: астрологию знай, а Бога люби. Далее: «Богатство от чливости погибает, а скупость никогда его не употребляет». Опять ясно: расточительность губит имение, а скупость не пользуется им. Диэтетическая пословица «Хлеб спит» не требует толкования после диэтетических объяснений профессоров Ловецкого и Зацепина. В пословице «Все люди, все человеки», столь употребительной в народе, даже в произведениях нашей словесности, я не вижу бессмыслия, так как и в Теренциевом стихе «Homo sum», и в известной поговорке императрицы Екатерины II: «И я человек». Наконец дело дошло и до притчи. Рецензент, соглашаясь с г. Далем, что «пословица есть короткая притча», говорит: «Напротив, по мнению г. Снегирева, притча означает диковинный случай, разительный пример, поношение!!!» Нет, не напротив. Вот самые слова Снегирева, совершенно согласные с г. Далем, стр. XXIX: «Многие притчи сократились в пословицы». Не то ли же это самое, что «пословица есть короткая притча»? Что слово притча действительно имеет также значение диковинного случая, причины и т.п., то доказано примерами из библейского и народного языка.

Повторение нескольких пословиц, начинающихся с разных слов (кои представляют варианты), едва ли заслуживает строгий упрек. И в настоящем собрании нашем, как уже замечено выше, мы повторяем несколько пословиц, помещенных в прежнем сборнике, для того, что нашли нужным исправить их текст или присоединить к ним объяснения.

Что касается наконец до типографских опечаток, то за них никто и никогда вполне ручаться не может. Они, подобно критикам, иногда искажают смысл. Сам взыскательный рецензент сознает, что «на этом пути ошибки неизбежны по бесчисленному множеству и разнообразию пословиц, так и по невозможности знать, какая из них принадлежит целому народу и какая известному сословию, классу, кружку, семейству и лицу». Редактор Историкоюридического архива признает сборник русских пословиц не только неизлишним, но даже полезным и потому уже, что он вызвал и обнаружил личные мнения и чувствования рецензентов. Благодарим его на добром слове, которое, по русской пословице, «лучше мягкого пирога».

Пословицы и притчи

А

1 Авось Бог.

Авось и как-нибудь до добра не доведут.

Авоська веревку вьет, небоська петлю накидывает.

Алтынная кошка полтинную часть тянет.

Б

Баба пьяна, вся чужа. (ср. Р. Н. П. П-542).

Баба слезами беде помогает.

Бабий язык чертово помело, выметет из дому и хитреца и мудреца.

Баня не заговенье.

5 Баран бараном, а рога даром.

Барин за барина, мужик за мужика.

Безрогая корова хоть шишкою, да бодет.

Без Бога свет не стои́т, без царя земля не правится.[1572]

Без креста и молитвы не будет ловитвы.[1573]

10 Без му́ки нет науки.

Без поджоги дрова не горят.

Без сладкого пирога имянинника под стол сажают.

Без спроса нет расспроса.

Без столбов забор не стоит.

15 Без уговора не садись, а на слово не вяжись.

Без чашки бражки гость, гложи кость.

Без борца нет венца.[1574]

Без копейки не бывать рублю.

Без сборничка нехорошо перед образа встать.[1575]

Без Троицы дом не строится; без четырех углов изба не ставится; без пяти просвир обедня не служится.

Бей в куст пуля виноватого отыщет.

Бей жену до детей, а детей до людей.[1576]

Бей (сына), пока поперек лавки ложится, а когда вдоль будет ложиться, тогда поздно.

Битая посуда два века живет.

25 Ближний сосед лучше дальней родни.

Бог даст, так и на печку подаст.[1577]

Бог долго терпит (вар. ждет), да больно (вар. крепко) бьет.

Бог напитал, никто не видал.

Бог на правду призрит.[1578]

30 Бог по силе крест налагает.

Бог терпит до конца, да и мучит без конца.

Бог-то Бог, да и сам будь не плох.[1579]

Богатому не жалко корабля, а бедному жалко и кошеля (ср. Р. Н. П. Б-189).

Богданушке все батюшки.[1580]

35 Божие блюденье леплее есть человеческого.[1581]

Богатый на паре скачет, а бедный на своем на двоем плетется.

Богатый бедного не кормит, а все сыты бывают.

Бойся не того, кто кричит, а бойся того, кто молчит.

Большой болтун, плохой тиун.[1582]

40 Большой говорун, плохой работун.

Боль и поросенка не щадит.

Бояться пульки, нейти в солдаты.

Бравши, рука не устанет.

Брата родного видишь, а ума его не видишь.

45 Брат брату не плательщик.

Бродит неряха, как слепая курица.

Брюхо болит, на краюху глядит.

Будь взяха, будь и даха (Новг.).

Бурлак на час денежку копит.

50 Бывало срывало, а нынче стало сдергивать (или: а нынче сталкивает).

Была бы голова, а петля будет.

Была жена, да корова сожрала (о женатом, не живущем с женою).

Была под венцом, и дело с концом.

Была не была; было не было.

55 Был бы друг, а время будет (Арханг. и Шенкурск.).

Был бы пирожок, а дружки будут.

Быстрый сам добежит, а тихого вода донесет.

Беда всюду тащит.

Беда на носу сидит.

60 Беда скуда, в суд пойдешь, правды не найдешь.[1583]

Бедность святое дело.

В

1 Вали беду на солдата, в поход пойдет, все унесет.

Вали на мир, все снесет.

Великий пост всем прижмет хвост.

Верейцы сочевники.[1584]

5 Весна красна, да голодна.

Вешний день на семеро переездишь.[1585]

Взяли волю, едем по всему полю.

Видно, хороша падчерка, что хвалит мачиха.

Видя бурю, не пускайся в море.

10 Винцо не пшеничка, не подклюешь.

Владимирцы проспали Владимир.

Во вражде береги слово на мир, а в мире на брань.

Война без падших не бывает.[1586]

Волк волка не съест.[1587]

15 Волкодав прав, а людоед нет.

Воля спаси и неволя спаси (Вологодск.).

Вор ворует, а богат не живет.

Вор слезлив, а плут богомолен.

Волк сыро ядал, да высоко прядал.

20 Воровская копейка не в прок.

Ворожбиту грош, а больному то ж (т.е. не легче. Псков).

Вор и мор до веку не переведутся.

Вперед те бабушка наука не ходи по внука (вар. не ходи замуж за внука).

Время все излечит.

25 Время переходчиво, да злы дни объедчивы (Вологод.).

Врешь, да не в одно слово.

Ври, дурак, что хочешь; со врак пошлин не берут.

Всего сладкого в мире не переешь, всего нарядного не переносишь.

Всего, что по воде плывет, не переловишь.

30 Все Божие да Государево (ср. Р. Н. П. В-295).[1588]

Все купишь, только отца с матерью не купишь.

Все пройдет, как огнем прожжет.

Встал не так, обулся не так, оболокся не так и поехал не так; заехал в сугроб, и не выехать никак.[1589]

Встанешь поранее, шагнешь подалее.

35 Все други, все приятели, до черного лишь дня.

Все черти ровняки, умом равны.

Всякая душа празднику рада.

Всякая козявка да хочет быть букашкой.

Всякой всячины напячено.

40 Всякой дурак красному рад.

Всякой за себя, а Бог за всех (Вологод. и Шенкурск.).

Всякой хитрец в своей страсти слепец.

Всякой кулик на своем месте велик.

Всякую ложь к себе приложь.

45 Всяк велик на своем месте.

Всяк заговеется, да не всяк разговеется.

В Благовещенье мороз, так под кустом овес.

В воскресенье орешь, а в понедельник кобылы ищешь.

В господина жить и прожить (Вологодск. и Шенкурск.).

50 В долг давать, под гору метать, а в долг брать, с земли поднимать.

В лесу и сковорода звонка.

В лесу целый дуб рубль, а в столице по рублю спица.

В Москве даром ничего не дают.

В пустую хоромину ворог не подламывается.

55 В селе не без бабы.

В татарских очах нету проку.

В человеке хлеб спит (ср.: Хлеб спит).

В чужую душу не влезешь.

В коей земле жити, тому царю и правити.[1590]

60 В лесу лес (т.е. деревья) не равен, а в миру люди.

В людях хорошо, а дома (еще) лучше.

В многоглаголании несть спасения.[1591]

В Москве рубят, а в Питер стружки летят (Вологодск. и Шенкурск.).

В одной берлоге два медведя не живут.

65 В одно перо и птица не родится.

В одном кармане сочельник, а в другом Иван Постный.

В поле две воли: кому Бог поможет (ср. В-564).

В семье не без уроду, в войне не без урону.

В старину бывало, собака с волком живала.

70 В цене купец волен, а в весе не волен.

В час доброе слово сказать, а худое помолчать.

Вынесет, наш, а не вынесет, Божий.[1592]

Вьется в душу, а лезет в карман.

Век правдой не проживешь.

75 Век-то долог, да чае-то дорог.

Вязьма в пряниках увязла.

Г

1 Где грозно, там и розно (Арх. и Шенкур.).

Где грозно, там и хлебно.

Где двое играют, там третьего игрока под стол.

Где день, где ночь, тут сутки прочь.

5 Где конь катается, там и шерсть останется.

Где слуги в шелках, там баря в долгах.

Где народ увидит, там и Бог услышит.

Где куснет, там и зачешется.

Где суд, там и неправда.

10 Где цветок, там и медок.

Гладенька головка отцу и матери не кормилец.

Глубже пахать, больше хлеба жевать.

Гляди налет на свой полет.

Глаженой лучше хваленого.

15 Глаза дела боятся, а руки делают.

Глаза одни не сыты.

Голод морит, по свету гонит; на полатях лежать — и ломтя не видать.

Голова без ума шалыга.[1593]

Голова всему начало.

20 Голодный волк сильнее сытой собаки.

Голубушка не та счастлива, которая у отца, а та, которая у мужа.

Горе, горе, что муж Григорий, хоть бы дурак, да Иван.

Горе лоскутья, беда тряпки.

Города чинят, не только рубашки.[1594]

25 Город Чернь годом старее Москвы.

Горько вино, да не лишиться его; сладок мед, да не всяк его пьет.

Горшок котла в печи боится.

Гость гостит, не житья смотрит.

Грамоте поучиться, как камешки поглодать.

30 Грозен враг, да милостив Бог (Новгородек.).

Грош воз, алтын фура.

Грех не по лесу ходит, а по людям.[1595]

Грех по дороге бег, к нам не забег.

Грех пополам.

35 Грех с орех, ядро с ведро.

Гудки со двора и жар простыл.

1 2 3 4