Тайны Библии. Научные открытия, находки, факты

Тайны Библии. Научные открытия, находки, факты

(24 голоса4.4 из 5)

Библия — удивительная книга, ставшая важной частью фундамента, на котором построена европейская цивилизация. И все же, Священное Писание — это сборник ближневосточных мифов или подлинное свидетельство бытия Божия? Сотни ученых по всему миру бились над загадками главной книги христиан. Самые яркие и интересные плоды этой научной работы собраны в книге «Тайны Библии». Это издание расскажет о 70 невероятных открытиях, которые подтверждают достоверность изложенного на страницах Ветхого и Нового Заветов. Исследования археологов, биологов, генетиков и лингвистов, а также сто уникальных иллюстраций оживят для читателя мир библейской истории.

Предисловие

Библия — это книга о вечном, книга, в которой есть ответы на вопросы о смысле жизни и ее законах, об отношениях между людьми и об отношениях человека с Богом. Как говорит нам Церковь, это богочеловеческая или боговдохновенная книга. Но при этом все описанные в ней события имеют четкую привязку ко времени и месту. И самое удивительное, что, благодаря научным открытиям, мы из XXI века, имеем возможность прикоснуться к тем вещам, к тем событиям, к тем людям, которые описаны в Библии. Собственно идея рассказать о научных свидетельствах, которые не только приближают к нам священную историю, но и проясняют смысл библейских текстов, и положила начало программе «Тайны Библии» на радио «ВЕРА». Мы решили облечь научные знания о Библии в такую форму, чтобы это было информативно, содержательно, при этом не слишком заумно и обязательно интересно.

Наши соотечественники долгое время были лишены возможности общения с Библией в силу исторических событий, потому что в советское время она была под запретом. И это отсутствие Библии в нашей жизни сформировало мнение о ней как о чем-то ветхом, архаичном, не имеющим отношения к сегодняшнему дню. А свидетельства современных ученых актуализируют библейскую проблематику, они доказывают, что описанное в Священном Писании — не выдумки и легенды, как в Древней Греции, но события, которые происходили в действительности.

Книга «Тайны Библии», которую мы подготовили совместно с издательством «Никея», включает в себя открытия из разных сфер науки. В первую очередь, это археология, которая, благодаря многочисленным находкам, приоткрывает завесу тайны над событиями давно минувших эпох. И для наших читателей, возможно, станет новостью, что целый огромный раздел современной науки занимается проверкой библейских фактов. Потому что зачастую мы думаем, что наука — это область, где мастерят космические корабли и все устремлено в будущее. На самом же деле наука в том числе помогает нам понять прошлое.

В наших сюжетах говорится как об открытиях, которые были сделаны на заре библейской археологии, так и о находках последних лет. Работая над программой, мы очень внимательно следили за новостями, и если появлялась новая зацепка, новые факты, мы непременно их использовали. Обязательно прибегая к мнению экспертов, потому что в этой сфере много догадок и предположений, а в некоторых случаях еще нет единого мнения.

В области библейской археологии заняты ученые из самых разных стран: израильтяне, американцы, итальянцы, французы. И, конечно, основное место поиска — это Святая Земля, территория современного Израиля и Палестины, где непосредственно происходили библейские события. Например, мы рассказываем о том, как во время раскопок археологи обнаружили описанную евангелистом купальню в Вифезде. На каждом церковном молебне во время освящения воды звучит история об исцелении расслабленного в Овчей купели. И теперь слова, которые мы многократно слышали в Церкви, обретают конкретное место действия. Это потрясает, когда, прилетев в Иерусалим, ты своими глазами видишь эти огромные каменные котлованы и галереи, можешь прикоснуться и даже пройтись по камням, которые помнят Христа.

Эта книга поднимает абсолютно новые для нашего информационного пространства темы. Она будет интересна и тем, кто увлекается археологией и наукой, и тем, кто хочет по-новому открыть для себя библейский текст, а для кого-то она, возможно, станет первым шагом к знакомству со Священным Писанием.

Денис Маханько,
генеральный продюсер «Радио ВЕРА»

Ветхий Завет

Восемнадцать глиняных грамот…

Датировка книг Библии издавна представляла интерес для науки. В частности, ученые стремились выяснить, были ли написаны основные произведения Ветхого Завета до вавилонского плена или после него, то есть раньше или позже VI века до Рождества Христова? Многие специалисты настаивали, что вплоть до этого века евреи были недостаточно грамотными, чтобы составить канон священных книг. Однако в 1975 году археологическая экспедиция под руководством израильского профессора Йоханана Ахарони, исследуя руины древнего иудейского города Арада, обнаружила глиняные черепки с надписями, подкрепившими иное мнение.

В древности наиболее важные тексты, например юридические или священные, было принято писать на коже или пергаменте — материалах дорогих и притом недолговечных. А вот в быту зачастую использовались черепки разбитых глиняных сосудов — остраконы. Такие документы гораздо чаще сохранялись, пронося сквозь века свидетельства своей эпохи. В крепости Арад, защищавшей Иудею с юга с X по VI век до н.э., было найдено множество черепков с письменами на еврейском языке. Так подтвердилось, что иудеи владели письменностью до вавилонского пленения.

Среди арадских остраконов особое внимание археологов привлекли восемнадцать фрагментов, названных «архивом Эльяшива». Это имя, видимо, носил комендант крепости, а письма были адресованы ему и начальством, и сослуживцами, и подчиненными. В 2016 году специалисты Тель-Авивского университета с помощью современных компьютерных технологий проанализировали графику этих документов.

Оказалось, что в переписке с Эльяшивом состояло не менее шести человек, каждый из которых имел свой почерк. Напрашивается вывод, что если в небольшом гарнизоне на южной окраине Иудеи не самые высокопоставленные обитатели владели искусством письма, значит, и общая грамотность евреев до вавилонского плена до сих пор явно недооценивалась учеными.

Прямой взаимосвязи между арадскими остраконами и хронологией написания Ветхого Завета нет. Даже если население иудеи владело грамотой ранее VI века до Р.Х., это еще не значит, что библейский канон был составлен до вавилонского плена. Однако открытие израильских специалистов показало, что сформировать собрание священных книг иудеи вполне могли и до насильственного переселения на чужбину в VI столетии до Рождения Спасителя.

…И два серебряных свитка

В конце 1970‑х годов в Университете Копенгагена сформировалась научная школа, получившая название «библейский минимализм». Ее основатели — датский историк Нильс Петер Лемхе и его коллеги — радикально усомнились в датировке книг Ветхого Завета. Они утверждали, что эти книги появились не ранее IV века до P.X. — их написали иудейские лидеры в период эллинского правления на Ближнем Востоке, чтобы поддержать самосознание еврейского народа. Эта теория перечеркивала авторитет ветхозаветных книг как летописного источника и ставила под сомнение существование даже царей Давида и Соломона, не говоря уж о пророке Моисее и праотце Аврааме.

Неожиданным аргументом против теории библейского минимализма стало археологическое открытие профессора израильского Университета Бар-Илана Габриэля Баркая, совершенное летом 1979 года при раскопках в одной из гробниц в окрестностях Иерусалима.

Экспедиция под руководством профессора Баркая вела раскопки в знаменитой долине Еннома возле городских стен Иерусалима. Склоны ее усеяны погребальными пещерами, которые использовались для захоронений многократно, на протяжении нескольких сотен лет. В каждой находилось несколько каменных лож, на которые помещались усопшие, и общее хранилище, куда переносили истлевшие останки. Датировка культурного слоя показала, что скальные камеры стали использоваться для захоронений в VII веке до н.э.

Самой ценной находкой археологов стали два маленьких металлических цилиндра, похожих на сигаретные мундштуки. Оказалось, что это свернутые в трубочки листки из чистого серебра, а на них — прямые цитаты из книг Числа и Второзаконие — двух из пяти библейских книг, автором которых считается пророк Моисей, живший приблизительно в XIII веке до н.э. Итак, заявил профессор Баркай, Пятикнижие Моисея было распространено в Израиле в VII веке до н.э.

Но «минималисты» настаивали на том, что сохранность документов не позволяет точно датировать их, и вполне возможно, что серебряные свитки относятся к тому же самому III веку до н.э. — ведь и в это время пещера еще использовалась для захоронений. Дискуссия длилась десятки лет, то затухая, то вспыхивая с новой силой. В 2004 году находка Габриэля Баркая была изучена в рамках программы западносемитских исследований в Университете Южной Калифорнии.

Американские ученые, используя современные технологии, получили четкое компьютерное изображение надписей на свитках, что позволило датировать их по палеографическим признакам, то есть по начертанию букв. Эксперт в области древних семитских письменных систем доктор Кайл Мак-Картер назвал время создания манускриптов — конец VI века до н.э., подчеркнув, что дата не вызывает сомнений.

Исследования калифорнийских ученых помогли не только датировать серебряные свитки, но и полностью прочесть надписи на них и убедиться в их соответствии каноническому тексту. На первом записано священническое благословение из книги Числа: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое на тебя и даст тебе мир!» (Чис. 6:24-26). Текст на втором серебряном листке совпадает со строками из Второзакония: «Итак, знай, что Господь, Бог твой, есть Бог верный, Который хранит завет Свой и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов» (Втор. 7:9). Важно, что в обоих текстах Бог назван Яхве, что значит Сущий, то есть тем Именем Единого Бога Творца, которое Он открыл только через пророка Моисея в Пятикнижии. А значит, Священное Писание было не просто известно израильтянам в то время — оно было востребовано и распространено.

Запечатленное искушение

Библейская история сотворения Адама и Евы давно стала хрестоматийной. Сегодня любой школьник расскажет, как праматерь человечества прельстилась речами змия-искусителя, вкусила запретный плод с древа познания добра и зла и склонила к этому своего мужа, как после грехопадения первые люди были изгнаны из рая. Долгое время историки считали этот рассказ книги Бытие чисто иудейским мифом, в древности не известным другим народам.

Но вот в 1872 году английский ассириолог Джордж Смит исследовал собрание клинописных табличек, обнаруженных ранее археологом Остином Лэйярдом на раскопках древней Ниневии (сейчас это территория Ирака). Среди многочисленных текстов ученый нашел рисунок, в точности отражающий библейский рассказ о грехопадении Адама и Евы!

В центре глиняной таблички, датированной VII веком до н.э., изображено раскидистое плодовое дерево, справа от которого сидит мужчина, а слева — женщина, срывающая плод. А за спиной у женщины виден змей, приникший головой к ее уху. Сюжет рисунка словно взят из библейской книги Бытие, так что ученые дали глиняной вавилонской табличке имя «Искушение». Под этим названием она и сейчас хранится в знаменитом Британском музее.

Однако скептики продолжали возражать — дескать, клинописная библиотека Ниневии была создана в царствование Ашшурбанапала, покорителя многих соседних стран, вассалом которого был и иудейский царь Манассия. И неудивительно, что в ассирийских клинописных документах отразилось наследие подчиненных народов.

Но 1930 год подарил археологам еще одну находку, отсылающую научную мысль к самым истокам истории… При раскопках на холме Тепе-Гавра профессор Пенсильванского университета Эфраим Спейсер обнаружил каменный перстень, датированный серединой 4‑го тысячелетия до н.э.

Тепе-Гавра, «Великий холм» — это древнее поселение в Месопотамии неподалеку от развалин Ниневии. В ходе его раскопок американские археологи установили, что город существовал здесь уже в 6‑м тысячелетии до н.э. Находки профессора Эфраима Спейсера и его коллег доказали, что Месопотамия — долина рек Тигра и Евфрата — была родиной одной из древнейших цивилизаций в истории человечества.

Настоящим научным трофеем американской экспедиции стал каменный перстень, на щитке которого явственно различимы две человеческие фигурки — мужчины и женщины, а за ними — змей. Согбенность обнаженных тел подчеркивает удрученное состояние изображенных людей. Они как будто устыдились своей наготы и в смущении отвернулись друг от друга. Художник древности словно старался графически запечатлеть информацию, изложенную в третьей главе книги Бытие.

Рисунок, который вполне может служить иллюстрацией к библейскому повествованию об Адаме и Еве, был вырезан неизвестным мастером за тридцать пять веков до Рождества Христова и за много столетий до рождения родоначальника еврейского народа, праотца Авраама. Это безыскусное древнее изображение убедительно демонстрирует, что рассказ книги Бытие нельзя считать только лишь частью иудейской летописи — некогда он входил в наследие всякого народа. Однако, утратив связь с Творцом, большинство племен потеряли и память о своих истоках. Иудеи же, оставаясь единственными носителями веры в Единого Бога, сберегли в Священном Писании историю утраченного рая.

ДНК праматери Евы

В середине XIX века в Европе стали чрезвычайно популярными дискуссии о теориях возникновения жизни на Земле. 24 ноября 1859 года английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин опубликовал работу «О происхождении видов» — и этот труд стал сенсацией. Был ли Адам создан Богом на шестой день Творения мира, или человек появился в процессе эволюции? Многие люди стали предпочитать второй вариант ответа. Эволюционная теория получила титул научной, библейская же картина мира стала восприниматься как сугубо религиозное представление. И хотя у концепции креационизма — то есть Божественного творения мира — всегда оставалось немало горячих последователей, среди ученых все же большинство составляли сторонники Чарльза Дарвина.

Однако наука не стояла на месте, и периодически появлялись гипотезы, которые ставили под сомнение преимущества дарвиновской теории. Одним из аргументов в пользу доктрины креационизма стало открытие, которое совершила в 1987 году группа американских генетиков под руководством профессора Гавайского Тихоокеанского университета Ребекки Канн.

Молекулярно-генетическая экология в последние тридцать лет оказалась одной из самых динамично развивающихся отраслей биологии. Раздел этой науки, получивший название «филогенетика», выявляет отношения между популяциями, исследуя молекулярно-генетические особенности их представителей. Такой подход стал применяться и к вопросам происхождения видов. Одним из ключевых методов филогенетики стал сравнительный анализ молекул ДНК, находящихся в митохондриях — частицах, отвечающих за внутриклеточную энергетику. Митохондриальные ДНК консервативны по своему составу и наследуются исключительно по материнской линии практически в неизменном виде, накапливая лишь точечные нейтральные мутации, отличающие изолированные популяции одного вида.

Доктор Ребекка Канн, проанализировав митохондриальные ДНК представителей коренных этносов Европы, Азии, Африки, Новой Гвинеи и Австралии, сделала неожиданный вывод. Оказывается, люди всех рас относятся к единой генетической популяции и получили митохондриальную ДНК от общей праматери. Женщину, которая, согласно генетическим анализам, была предком всех людей на земле, ученые стали именовать не иначе как «митохондриальной Евой».

Через десять лет, в 1997 году, исследования филогенетиков породили новую дискуссию, на этот раз в связи с работой профессора Вашингтонского университета Томаса Парсонса. Американский биохимик предложил ответ на вопрос — а когда, собственно, жила на земле «митохондриальная Ева»?

В работе Ребекки Канн предположительный возраст «Евы» был определен косвенно, исходя из соотношения предполагаемого срока заселения определенной территории и скорости мутаций митохондриальной ДНК в соответствующей популяции. Из этих оценок следовало, что праматерь человечества должна была существовать около двухсот тысяч лет назад.

Между тем профессор Парсонс экспериментально установил, что скорость мутации ДНК в митохондриях в несколько раз больше! И получается, что предковая линия митохондриальных ДНК существовала совсем недавно — по разным подсчетам, от шести до десяти тысяч лет назад. Что вполне соответствует библейской хронологии.

Библейская хронология определяет время существования тварного мира, слагая годы жизни праотцев от Адама. Согласно этим расчетам, 2016 год от Рождества Христова является 7524‑м от сотворения Вселенной. Именно этому сроку соответствует возраст единственной открытой генетиками предковой линии митохондриальной ДНК. А вот теоретические представления об эволюционных преобразованиях из обезьяны в человека, якобы происходивших в нескольких географических точках на протяжении миллионов лет, вступают в противоречие с последними открытиями генетиков.

Великий потоп в Китае

Библейское повествование о Всемирном потопе как в зеркале отразилось в эпосе самых разных народов Земли. Китайское устное наследие также содержит рассказ о том, как воды, хлынувшие на сушу, поглотили все живое. Впрочем, сами китайцы к этой легенде привыкли относиться как к мифу, далекому от реальности. Каково же было удивление общественности, когда летом 2016 года команда ученых Нанкинского университета под руководством доктора археологии Ву Цинлуна обнародовала данные своих исследований — они свидетельствовали о том, что катастрофа действительно произошла несколько тысячелетий назад!

Китайские археологи, работая в долине Хуанхэ в ущелье Цзиши на западе Китая, обнаружили остатки древних естественных дамб, некогда обрамлявших старое русло желтой реки. Эти дамбы сохранили своеобразные «шрамы» из черного песка, не характерного для почвы ущелья.

Ученые сочли, что оставить подобные наносные образования могла мощная волна. Они предположили, что русло реки перекрыл оползень, став естественной плотиной, которая образовала гигантское водохранилище. Когда же преграда рухнула, на густозаселенную долину обрушился поток — он и вызвал наводнение, охватившее Поднебесную. Внимание специалистов также привлекли разломы земной коры в этом районе, свидетельствующие о землетрясении — именно оно, вероятно, и стало причиной оползня. Почва ущелья сохранила останки жертв катастрофы.

Радиоуглеродный анализ костей погибших позволил установить, что разрушительное наводнение произошло за несколько тысяч лет до Рождества Христова. «Это было крупнейшее из всех наводнений, случавшихся на Земле», — заявил профессор Ву Цинлун.

Итак, ученые посчитали реальность легендарного Великого китайского наводнения доказанной. Но можно ли отождествлять это национальное бедствие со Всемирным потопом, о котором повествует библейская книга Бытие? В поддержку гипотезы, что бедствие в долине Хуанхэ — часть глобальной катастрофы, свидетельствует книга «История Китая», которую написал в XVII веке итальянский миссионер Мартиниус Мартини.

Мартини провел в Поднебесной много лет, изучая язык и древние китайские летописи. В своей книге он изложил описание Великого потопа, ссылаясь на народные предания. О масштабах катаклизма можно судить по следующим строкам: «…опора неба обрушилась, Земля была потрясена до самого своего основания. Небо стало падать к северу. Солнце, Луна и звезды изменили свои пути. Вся система Вселенной пришла в беспорядок». Едва ли, говоря о беспорядке во всей Вселенной, древние летописцы подразумевали только мощный разлив Хуанхэ.

С одной стороны, китайское предание ограничивает место событий Великого потопа долиной великой реки. И последние научные изыскания как будто подтверждают это — вряд ли прорвавшаяся дамба могла вызвать затопление всего земного шара. Но с другой стороны, наука не располагает систематическими данными о том, что происходило в иных частях света во время китайского наводнения. Вполне вероятно, что сотрудники Нанкинского университета приблизились к объяснению событий, происходящих в данной точке Земли во время всемирного катаклизма.

Побег из мегаполиса

Пророк Авраам родился в шумерском городе Ур — в Священном Писании он именуется Уром Халдейским. Когда библейский праведник был уже взрослым, женатым человеком, его отец Фарра неожиданно решает оставить родину и отправляется в нелегкое путешествие в Ханаан, взяв с собой сыновей, невесток и внука. Дойдя до города Харрана в верховьях Евфрата, Фарра умирает, Авраам остается старшим в семье. И пророк не пытается вернуться назад — туда, где прошли его детство и юность. Он слышит призыв Бога продолжать странствие, а также обет Творца произвести от него, на тот момент еще не имевшего потомства, великий народ.

Книга Бытие, в которой изложена эта история, обходит молчанием причины, заставившие Фарру пуститься в путь. Чем же оказался не угоден отцу Авраама халдейский Ур? До XX века никто не представлял, что это был за город. Однако после экспедиции, предпринятой британским археологом Чарльзом Вулли, стало ясно, что в XX веке до н.э. это был мегаполис, который без преувеличения заслуживал названия столицы мира.

Раскопки, проведенные на месте древнего поселения, городища Телль-эль-Мукайяр, показали, что обитатели Ура жили в основном в больших двухэтажных каменных коттеджах, в которых было по тринадцать-четырнадцать комнат. Дворцы и храмы отличались необычайным великолепием. На территории раскопок были в изобилии обнаружены оружие, утварь и украшения, изготовленные из драгоценных материалов.

Среди находок Чарльза Вулли, прогремевших на весь мир, — так называемый штандарт войны и мира — две декоративные металлические панели, инкрустированные лазуритом и перламутром, с изображением батальных сцен и мирной жизни шумеров. Здесь же были найдены арфы — древнейшие музыкальные инструменты, известные в истории человечества.

Изучив большой клинописный архив, обретенный во время изысканий, ученые узнали, что Ур был столицей империи, жившей по строгим законам. В государстве существовало разделение труда и рынок обмена его результатами. Одни занимались разведением мелкого и крупного скота, другие обрабатывали шерсть, сучили пряжу и ткали полотно, третьи шили из полотна одежду. Были развиты такие ремесла, как плотничество, кожевенное производство, ювелирное искусство, строительство небольших тростниковых лодок, на которых перевозили товары по рекам и каналам, проложенным по всей стране. Среди клинописных документов сохранились математические таблицы, где фигурировали вычисления от простого сложения сумм до формул извлечения квадратного и кубического корня.

Однако у великолепия жизни в халдейском Уре была и обратная сторона… В городище ученые откопали зиккурат, грандиозную ступенчатую пирамиду — самый обширный языческий храмовый комплекс Древнего Междуречья. И убедились, что он представлял собой не только выдающийся архитектурный ансамбль, но и место совершения человеческих жертвоприношений! Вне всякого сомнения, такая религиозная практика была отвратительна Аврааму и его близким, поклонявшимся Единому Богу, Творцу Вселенной. Вероятнее всего, именно варварское многобожие жителей Ура и стало непреодолимым препятствием для жизни в этом городе семьи библейского праведника.

Так открытия археологов неожиданно показали всю глубину веры Авраама. Пророк отказался от роскоши и комфорта ради того, чтобы его потомки не были отравлены дурманом языческих культов, а росли в любви к Единому Истинному Богу, создавшему этот мир.

Верблюды Авраама

Когда пророк Авраам был уже в преклонных летах, он решил найти жену для своего сына Исаака. Праведник пожелал взять невестку из того самого Харрана — города, где был похоронен его отец и где проживали сородичи. Авраам отправил туда своего слугу, снарядив с ним целый караван. Задача у посланника была непростая. Как выбрать среди многих девушек ту единственную, что станет достойной супругой Исаака? И он загадал, что в семью Авраама войдет та, что, встретив странника у колодца, не только предложит ему напиться из кувшина, но и вызовется начерпать воды для его верблюдов. Именно так и поступила Ревекка — и вошла в летопись человечества одной из библейских праматерей.

Эта история, изложенная в книге Бытие, — далеко не единственная, где упоминаются верблюды. Священное Писание ясно свидетельствует, что во времена пророка Авраама — то есть в XIX и в XVIII веках до Р. Х. — эти животные были важной частью хозяйства. Однако совсем недавно эта подробность библейского рассказа была объявлена анахронизмом — то есть деталью, не соответствующей описываемому времени.

Такое заявление прозвучало в 2013 году после открытия израильских археологов из Тель-Авивского университета Эреза Бен-Йосефа и Лидара Сапир-Хена. Исследуя древние медные рудники в оазисе Тимна в пустыне Арава, на территории Израиля между Мертвым и Красным морями, ученые обнаружили останки верблюдов. Радиоуглеродный анализ показал, что самые древние из найденных костей относятся к концу X — началу IX века до н.э. На основании этого факта ученые сочли возможным сделать вывод, что именно в этот исторический период — во время правления царя Соломона — верблюды и были одомашнены.

Однако сотрудник Археологического института Америки доктор Уэйн Брайан, не оспаривая датировку находки, предположил ошибочность такой ее интерпретации.

Израильская экспедиция Эреза Бен-Йосефа обнаружила в недрах Тимны не только плавильные печи и различные металлургические устройства, датируемые с помощью углеродного анализа эпохой царя Соломона, но и остатки тканей, веревок, керамики и пищевых продуктов того же периода. Удивительным было то, что все эти артефакты принадлежали не израильтянам, а их постоянным соперникам — идумеям. А поскольку этот полукочевой народ жил в палатках, то неудивительно, что в археологическом слое, сохранившем множество свидетельств о них, оказались в большом количестве кости верблюдов, которые служили главным средством передвижения по пустыне. Но едва ли верблюжьи кости, обнаруженные в конкретной географической точке и датированные определенным периодом, могут служить доказательством, что и на всем Ближнем Востоке корабли пустыни не использовались людьми до этого времени. Тем более что многие другие археологические находки свидетельствуют об обратном.

Доктор Брайан подкрепил свою точку зрения целым перечнем других находок. Так, в найденном на раскопках древнего шумерского города Ниппура клинописном тексте, написанном в начале 2‑го тысячелетия до н.э., упоминается верблюжье молоко. И едва ли речь идет о молоке дикого животного. Среди глиняных табличек того же времени, обнаруженных на городище аморрейского поселения Алалах, что на юге современной Турции, интересен документ, регистрирующий оборот запасов, — в нем упоминается мера корма, предназначенная для верблюда.

Цилиндрическая печать из Сирии, датируемая XVIII веком до н.э., изображает две приземистые фигуры, едущие на верблюде. Фигурки запряженных верблюдов, выполненные из самых различных материалов и относящиеся ко времени жизни пророка Авраама, находили на археологических раскопках в Афганистане, Туркменистане, Ливане и Египте. В древних наскальных рисунках на горе Синай и близ египетского города Асвана также различимы фигурки людей, ведущих одногорбых верблюдов. И это далеко не все находки, свидетельствующие о том, что во времена Авраама на Ближнем Востоке верблюды были одомашнены почти повсеместно.

Казалось бы, много ли значит упоминание в библейском тексте верблюдов? Однако эта деталь стала камнем преткновения для многих ученых, поставивших под сомнение историческую достоверность Священного Писания. Уэйн Брайан настаивает на том, что только научный подход к решению этой проблемы, а именно системное изучение всех накопленных за долгое время материальных свидетельств, поможет коллегам прийти к общему мнению, что верблюды в караванах Авраама — это никакой не анахронизм, а убедительная летописная подробность.

Групповой портрет в Египте

…И настал день, когда семейство праотца Авраама вступило в благословенный Ханаан. Однако вскоре патриарх был вынужден удалиться из земли Обетованной, поскольку там начался голод. Трудные времена евреи пережили, переселившись в Египет.

К этим фактам, изложенным в книге Бытие, историки долгое время относились с недоверием. Принимал ли Египет во времена пророка Авраама странствующих иноплеменников, спасающихся от бескормицы? С уверенностью ответить на этот вопрос ученые не могли ни утвердительно, ни отрицательно, поскольку не располагали никакими доказательствами. Но лишь до 1890 года.

В последнее десятилетие XIX века английская археологическая экспедиция под руководством Перси Эдварда Ньюберри проводила раскопки в небольшом селении Бени-Хасан неподалеку от Мемфиса. Во время исследования гробницы египтянина Хнумхотепа ученые неожиданно нашли подтверждение рассказа двенадцатой главы книги Бытие!

На стене гробницы Хнумхотепа археологи увидели замечательно сохранившуюся фреску с изображением группы из тридцати семи путешественников — мужчин, женщин и детей, которых встречают египетский чиновник и писец. По одежде и внешнему облику странники на росписи резко отличались от изображенных здесь же египтян. Детали изображения позволили ученым определить чужеземцев как семитов. Более того — в надписи на фреске указано, что князя пришельцев звали Абиша, что с учетом особенностей египетской звукопередачи чужеземных слов вполне могло быть искаженным именем Авраам!

Кроме фрески с изображением странников-евреев гробница Хнумхотепа хранила в себе еще немало интересного. Так, на одной из стен усыпальницы была подробно записана биография умершего. Выяснилось, что Хнумхотеп был чиновником при фараоне Аменемхете Втором, в то время как имя библейского праотца Иосифа историки связывают с правлением Аменемхета Четвертого. Известный из документов временной промежуток между правлениями этих фараонов вполне позволяет предположить, что на фреске гробницы Хнумхотепа запечатлен прадед Иосифа — праотец Авраам.

Тринадцатая глава книги Бытие повествует о событиях, произошедших за два десятка веков до Рождества Христова. И разве не удивительно, что до наших времен сохранились материальные свидетельства столь давнего времени? Попадая в руки археологов, артефакты складываются в мозаику, подтверждая правдивость Священного Писания.

Продажа первородства

После смерти сына Авраама Исаака его сын Исав, продавший право первородства своему младшему брату Иакову, покинул Ханаан и поселился «на горе Сеир», к югу от Мертвого моря. Эта земля принадлежала народу, названному в книге Бытие хорреями. Священное Писание свидетельствует, что воинственные потомки Исава вытеснили хорреев с Сеира и завладели территорией, им принадлежащей.

К этому библейскому рассказу историки долгое время относились скептически, считая хорреев мифическим народом, поскольку никакие внебиблейские источники не подтверждали существование этого племени. Отношение специалистов изменилось после археологического открытия, которое совершил в 1906 году профессор Берлинского университета Хуго Винклер во время раскопок на севере Турции, близ деревеньки Богазкале.

Раскопки под руководством Винклера явили миру руины Хаттусы — столицы империи хеттов. Здесь был обнаружен императорский архив, содержащий около двадцати тысяч документов, написанных вавилонской клинописью на хеттском языке. Это царские анналы, хроники, указы, договоры, дарственные записи, своды законов, судебные протоколы и межгосударственная дипломатическая переписка. В нескольких рукописях этой библиотеки упоминались люди страны Хурри, или Хорри. И тут ученые впервые задумались — а не хорреи ли это, о которых говорится в Священном Писании?

Среди хаттусского архива было несколько документов на языке, прежде неизвестном ученым. Загадочные письмена удалось расшифровать в 1932 году немецкому филологу, специалисту по древним ближневосточным языкам Йоганнесу Фридриху. Это оказались договоры между правителем страны Хурри и царем хеттов.

В 30‑е годы XX века археологи существенно прибавили работы немецкому профессору. На раскопках в Сирии и Турции экспедиции из Англии, Франции, Америки, Германии обнаружили тысячи документов с текстами на языке, который получил наименование «хурритский». Особый интерес представляли глиняные таблички, найденные командой Пенсильванского университета США на развалинах древнего города Нузи — ныне это территория Ирака.

Среди табличек Нузи, датированных XV веком до Р.Х., были как государственные документы страны Хурри, так и частные письма ее жителей. Богатый архив позволил ученым составить представление о законах и обычаях хурритского общества. И каково же было удивление историков, когда оказалось, что эти нормы перекликаются с библейским рассказом. Так, в документах из Нузи описана история, в которой один брат продал другому право первородства, подобно тому, как это сделали Исав и Иаков. Только выкуп у жителей Хурри был солиднее — не чечевичная похлебка, а три барана. Таким образом, нузийские рукописи не только подтвердили историческую реальность хорреев, но и показали взаимопроникновение культур восточных народов, среди которых особое место занимали израильтяне.

Сегодня ученые располагают столь обширной информацией о хорреях — жителях страны Хурри, что в исторической науке появилась особая дисциплина для систематизации этих знаний — хурритология. А ведь всего сто с небольшим лет назад упоминание об этом народе можно было найти только на страницах Священного Писания!

Имя ее не изгладилось в Израиле

Четвертым сыном патриарха Иакова был Иуда. Отделившись от отца, он женился на хананеянке, которая родила ему трех сыновей — Ира, Онана и Шелу. Ир, войдя в зрелый возраст, взял себе в жены девушку по имени Фамарь, но вскоре умер, не оставив потомства. Иуда выдает Фамарь за своего второго сына, Онана. Когда же и Онан скончался бездетным, Иуда отсылает Фамарь в отцовский дом, чтобы она жила у родителей до тех пор, пока брат Ира и Онана, Шела, не достигнет брачного возраста. Через какое-то время наступает срок выполнить обещание, но Иуда медлит. Он не желает отдать последнего сына женщине, мужья которой умирают один за другим. Чувствуя себя обманутой, Фамарь прибегает к обману в ответ. Она выдает себя перед свекром за блудницу и, оставшись неузнанной, рождает от него двух близнецов, Фареса и Зару.

Этот рассказ библейской книги Бытие сегодня может показаться непонятным и странным. Что заставляло Иуду женить своих сыновей одного за другим на одной и той же женщине? И почему Фамарь именно Иуду избрала отцом своих детей? Ответ на эти вопросы дает книга Второзаконие. Среди предписаний, которые Бог дал евреям через пророка Моисея, есть и такое: «Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и жить с нею. И первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле» (Втор. 25:5-6). Если же у покойного нет братьев, то восстановить его имя должен отец, дядя или другие родственники.

Археологические исследования в начале XX века показали, что подобные обычаи были и у других ближневосточных народов. Например, выдавать вдову за брата ее покойного мужа предписывали законы хеттов, запечатленные в упомянутом выше богазкейском архиве, найденном экспедицией Хуго Винклера. Эти законы включали в себя и определенные правила, касающиеся семьи и брака. И одно из этих правил гласит, что если мужчина умирает, то его вдова должна выйти замуж за его брата, а если тот умер — за его отца, а затем, в случае смерти отца, — за его племянника.

Правило наследования жены умершего брата записано и в документах архива Нузи, также уже упоминавшегося. Этот брачный обычай получил название «левират», от латинского слова «левир» — деверь, брат мужа. Ученые заинтересовались, есть ли разница между еврейской традицией левирата, предписанной Второзаконием, и аналогичными обычаями других народов? В 1914 году доктор богословия, профессор Киевской духовной академии, священник Александр Глаголев опубликовал библейско-археологический очерк, посвященный этому вопросу.

Несмотря на схожесть левиратных обычаев у евреев, хеттов и хурритов, между ними есть принципиальные отличия. Так, хетты рассматривают возможность супружества между братом покойного и его вдовой как исключение в ряду запретов на брачные отношения с родственниками. В конце текста этой статьи хеттского закона стоят слова «это ненаказуемо». В хурритских законах обязанность родственников покойного обеспечить замужество вдовы продиктована финансовыми соображениями — в этом случае все имущество оставалось собственностью семейного клана. У евреев же главной причиной левирата было стремление сохранить имя человека в потомстве, восстановить его род. Это связано с обетованием Бога произвести от семени Авраамова Мессию, которого благословят все народы. И всякий еврей хотел, чтобы Спаситель был именно его потомком. Пророчествами о Мессии насыщены тексты Ветхого Завета начиная с книги Бытие. И в самом деле — именно в колене Иуды, по линии Фареса, рожденного от Фамари, через несколько десятков поколений родился Спаситель Иисус Христос.

Евреи на протяжении своей истории в той или иной степени соприкасались с другими племенами, и за счет взаимопроникновения культур возникали сходные обычаи. И все же израильский народ стоял на мировой арене особняком за счет ответственной миссии, возложенной на него Создателем, — сохранить веру в Единого Бога и произвести на свет Спасителя. Такая особенность накладывала отпечаток на весь жизненный уклад израильтян, и убедиться в этом можно не только читая Библию, но и проведя сравнительный анализ исторических документов, обретенных археологами.

А в случае с Фамарью на соблюдении закона «явочным порядком» настояла она сама. И имя ее не изгладилось в Израиле.

Конец ознакомительного отрывка.

Вы можете купить полную версию книги, перейдя по ссылке

Комментировать