<span class=bg_bpub_book_author>Тростников В.Н.</span><br>Вера и разум. Европейская философия и ее вклад в познание истины

Тростников В.Н.
Вера и разум. Европейская философия и ее вклад в познание истины

(5 голосов5.0 из 5)

Оглавление

Предисловие автора

Пред­ла­га­е­мые два­дцать пять бесед о евро­пей­ской фило­со­фии пред­став­ляют собой крат­кое изло­же­ние двух­се­мест­ро­вого курса, читав­ше­гося на раз­ных факуль­те­тах Рос­сий­ского Пра­во­слав­ного инсти­тута имени Иоанна Бого­слова на про­тя­же­нии пят­на­дцати лет. При­сту­пив к пре­по­да­ва­нию, я сразу столк­нулся со стан­дарт­ной для пере­стро­еч­ного вре­мени труд­но­стью: вся преды­ду­щая мето­дика, равно как и все име­ю­щи­еся учеб­ники и учеб­ные посо­бия, в один момент сде­ла­лись непри­год­ными для исполь­зо­ва­ния, так как осно­вы­ва­лись на марк­сист­ской идео­ло­гии, теперь отме­нён­ной. Посо­ве­то­вав­шись со спе­ци­а­ли­стами из Инсти­тута фило­со­фии РАН, я при­нял реше­ние читать про­сто курс исто­рии евро­пей­ской фило­со­фии, давая её кри­ти­че­скую оценку с пози­ции пра­во­слав­ного миро­по­ни­ма­ния: начать с древ­них гре­ков и закон­чить рус­ской рели­ги­оз­ной фило­со­фией Сереб­ря­ного века. Есте­ственно, что при отсут­ствии учеб­ной лите­ра­туры курс поне­воле полу­чился автор­ским, и я чув­ство­вал себя чело­ве­ком, кото­рый начал учиться пла­вать непо­сред­ственно в тот момент, когда его бро­сили в воду. Но в этом было и нечто полез­ное: предо­став­лен­ный самому себе, я осо­зна­вал свою ответ­ствен­ность за постро­е­ние курса и был вынуж­ден непре­рывно рабо­тать над его усо­вер­шен­ство­ва­нием, учи­ты­вая в конце каж­дого года выяв­лен­ные в ходе пре­по­да­ва­ния недо­чёты и исправ­ляя их в новом учеб­ном году. Огром­ную помощь в этом ока­зали мне мои сту­денты сво­ими вопро­сами, а зача­стую и дель­ными воз­ра­же­ни­ями. Чтобы эта «обрат­ная связь» была как можно более эффек­тив­ной, я строил изло­же­ние не в форме моно­лога, а именно в форме бесед. В резуль­тате курс явно улуч­шался, нам удалось_уточнить само поня­тие «фило­со­фии» как науки об «отвле­чён­ных нача­лах» (мета­фи­зики) и выве­сти её за пре­делы «фило­соф­ство­ва­ния» (вроде того, каким зани­ма­лись фран­цуз­ские про­све­ти­тели XVIII века), а затем посте­пенно изба­виться от гип­ноза после­кан­тов­ской «немец­кой клас­си­че­ской фило­со­фии». Чем вни­ма­тель­нее мы в неё вгля­ды­ва­лись, тем более убеж­да­лись в том, что она явля­ется в сущ­но­сти идео­ло­ги­че­ским инстру­мен­том про­те­стант­ской циви­ли­за­ции, пред­став­лен­ным всему миру как выс­ший обра­зец чело­ве­че­ской муд­ро­сти. Эта раз­ре­кла­ми­ро­ван­ная и непо­мерно раз­ду­тая в лите­ра­туре вычур­ная рито­рика совер­шенно затмила в умах мно­гих поко­ле­ний дости­же­ния рус­ской фило­соф­ской школы, ухо­дя­щей сво­ими кор­нями в пра­во­слав­ное миро­вос­при­я­тие. А между тем, насколько про­стая, глу­бо­кая и ясная вещь «насто­я­щая фило­со­фия» – не зака­зан­ное напо­ри­стой и само­уве­рен­ной про­те­стант­ской циви­ли­за­цией её тео­ре­ти­че­ское оправ­да­ние, а чест­ное иска­ние Истины – и как нужна такая фило­со­фия тем рус­ским людям, кото­рые по своей натуре нуж­да­ются в укреп­ле­нии веры дово­дами разума.

Всту­пив в XXI век, мы обна­ру­жили себя в мно­го­по­ляр­ном мире. Это нала­гает на каж­дую из суще­ству­ю­щих сего­дня циви­ли­за­ций обя­зан­ность само­опре­де­литься, осо­знать свою без­услов­ную цен­ность. Ибо без ува­же­ния к самой себе она не будет ува­жать дру­гих, а без ува­же­ния к дру­гим циви­ли­за­циям как таким же носи­те­лям без­услов­ных цен­но­стей не может быть мир­ного с ними сосу­ще­ство­ва­ния и пло­до­твор­ного сотруд­ни­че­ства. Поэтому задача само­иден­ти­фи­ка­ции рус­ской пра­во­слав­ной циви­ли­за­ции в обла­сти фило­соф­ской мысли ста­но­вится тре­бо­ва­нием не только куль­тур­ным, но и поли­ти­че­ским. В бесе­дах и дела­ется попытка такой самоидентификации.

Дан­ные беседы пред­ла­га­ются не в каче­стве гото­вого учеб­ника, а в каче­стве руко­вод­ства к дей­ствиям по его кол­лек­тив­ной раз­ра­ботке. В них содер­жится лишь сама идея буду­щего курса фило­со­фии для нефи­ло­соф­ских выс­ших учеб­ных заве­де­ний Рос­сии, кото­рый неиз­бежно дол­жен прийти на смену марк­сист­ским курсам.

Текст этой книги фор­ми­ро­вался не только при уча­стии тех, кто слу­шал мои лек­ции. В руко­писи его про­чи­тали Михаил Спи­рин и Олег Коз­лов, сде­лав­шие ряд цен­ных заме­ча­ний. Но самые вес­кие аргу­менты в пользу его опуб­ли­ко­ва­ния нашли мои дру­зья Дарья и Алек­сей Ана­ньевы, кото­рым я выра­жаю осо­бую благодарность.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки