Можно ли покаяться после смерти?

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Санкт Петербург
Православный христианин
Дискуссия перенесена из раздела "Вопросы патрологу": Почему, перейдя в вечность, уже невозможно изменить выбор?

Если бы было возможно покаяние в аду из-за воздействия адских мучений, то Бог бы каждого человека за каждый грех наказывал бы мучениями уже здесь на Земле, не дожидаясь смерти его. Он действовал бы по принципу кнута и пряника: совершил грех – тотчас получи мучение, совершил добро – сразу получи пирожок. Однако в явном виде в земной жизни такого не происходит. Многие грешники живут на Земле припеваючи и в свое удовольствие, а добрые люди часто страдают и мучаются. Так уж устроил Бог, чтобы не принуждать свободную волю человека к добру или злу через внешние причины, через принуждение наказанием и поощрением. Человек, как образ и подобие Бога должен добровольно придти к Богу, а не под принуждением. Бог лишь в минимальной степени иногда направляет человека к добру через редкие чудеса или стихийные бедствия.
Если в земной жизни Бог не дает мучений за каждый грех, чтобы принудить человека покаяться и поверить в Бога, значит, и адские мучения не могут лежать в основе покаяния после смерти, не могут быть причиной перемены выбора в пользу Бога. Иначе нарушается принцип свободной воли человека и его подобие Богу, как Творцу со свободной волей.
 

Магдалина

Заблокирован
Да! Именно: перейдя в Вечность (это условное обозначение СВЕРШЕНИЯ Божьего замысла относительно ВСЕГО Его) уже ничего изменить не прийдётся.
Хотя бы потому, что в Блаженное состояние Вечности (т.е. в Совершенное ОСОЗНАНИЕ себя в Союзе с Богом и в Боге) никто не войдёт без покаянного возрастание (перемены ума).

Христианство исповедует, что смерти нет. Есть лишь временное увядание плоти или её отторжение от духа людей (преходящее)(неВечное-иллюзорное, т.е. оно как бы есть-то есть, но Быть-уже не будет, как и всякое невежество-заблуждение-несовершенность носит характер временной).

Смертью же, или адом (по исповеданию в христианстве) - является качество несовершенного пока человека (как состояние временное "детской незрелости")(или невежество ума, т.е своего рода "незнайство"-заблуждение)(или упорство в уклонении от Бога по выбору от невежественного "эго"-гордости), что часто и в действительности визуальной причинноследствием имеет тягостное-адское состояние ума и видно (но лишь совершенным или приближающимся) даже и плотским зрением, из поступков и речей такового заблудшего (младенчествующего или упорствующего) адского узника.

Никакого "адреса" с вывеской "ад" или же "Рай" и в помине нет. Вся суть в перемене ума, что и есть покаяние (см.дословный перевод с греч.), которая и введёт каждого (в свой час) в совершенный возраст Христов (т.е. Воскресение, Совершенство, Созерцание, осознанного Союза).

И никак нельзя думать, что "за" делание люди входят в состояние Блаженства Райского Совершенства Воскресного в Боге и с Богом, но лишь "на" (будь то хоть делание внешнее-хоть отсутствие такового внешнего вовсе) наше устремление ответное Бог разрывает внутреннюю-сердечную Завесу невежества ума и соДружает нас Себе в СЫНОВСТВЕ.

ДАРОМ (по Любви) Бог желает всех ввести в общение с Собой в Блаженном Союзе Созерцания Его через ВОЛЬНЫЙ переход от рабов (и наёмников) подзаконных и под страхом стоящих пред Ним (по подобию В.З.) к СЫНОВСТВУ вольнопроявленному в СВОБОДЕ Любви Совершенной (а Любовь упраздняет и страх и Закон).

Потому не стоит отождествлять смерть плоти со "смертью"-адом духа людей (рАвно как и по одному лишь чИсленнию в рядах земной, пусть и в истине стоящей церковной организации примышлять спасение-Рай), ибо мёртвым по духу (условно говоря), можно быть прямо сейчас в протяжение этой телесной жизни и при том будучи по физиологии без проблем плотского характера, равно даже и принадлежа формально по букве к христианскому сообществу в земном своём проявлении. Либо наоборот быть у Бога живее многих "живых", при этом, нося в себе тяготы плоти невыносимые для малодушной души.

И СПАСЕНИЕ - это ОСОЗНАНИЕ себя в Боге. Если этого нет - то это и есть адским состоянием ныне.

И ни при чём плотское (будь хоть эта плоть в нас-или вне нас - с нею мало что (в смысле спасение), прямо связано, ибо она лишь средство временное - и такова её и цена, - что впрочем относится рАвно и ко времени-и пространству действительному)

И никто не выйдет из "этого века" в Будующий непеременившимся в Духе. Это невозможно, как невозможно стать мужем совершенным невозросши в такового из младенчества своего.
Только то аналогия лишь (для понимания незрелых) приведена по плоти (кот. временна и тленна), а - ИНОЕ по ДУХУ, происходящее во внутреннейшем человеке-в уме.

Ясно ведь! Бог неизменен. Мы все (войдя в осознание себя в Боге) станем подобны Ему по аналогии Троицы (упраздненное "эго": отсутствие сатанинского деления на "моё"-"мне"-"наши"-"не наши").

Союзничество совершенных не предполагает перемен
(покаяние же - есть принадлежность "сего" века у несовершенных и незрелых.

Будем (оставя адский сатанизм: внешний-внутренний-и внутреннейший) СОВЕРШЕННЫ как Он.

Мы же Его ДЕТИ!:) (в этом и состоит Весть Благая)
Любовь - союз Совершенных (как известно:)).
 

Магдалина

Заблокирован
Слова (как термины) - есть всего лишь одеждою.
Ими нельзя бездумно увлечься в ущерб сущностной сути
.
Ибо чревато обрядить-содержать-наполнить плотской ещё ум в череду шаблонов безжизненных.
Что часто и демонстрируют невежи, неудосужившиеся вникнуть - уже имеют мнение (по букве).
Это печальное зрелище, но почти неизбежное для непеременившегося эго-ума (секторного).
 
С
Православный христианин
"В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо своё, тогда,
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города..."
 
Если бы было возможно покаяние в аду из-за воздействия адских мучений, то Бог бы каждого человека за каждый грех наказывал бы мучениями уже здесь на Земле, не дожидаясь смерти его. Он действовал бы по принципу кнута и пряника: совершил грех – тотчас получи мучение, совершил добро – сразу получи пирожок. Однако в явном виде в земной жизни такого не происходит. Многие грешники живут на Земле припеваючи и в свое удовольствие, а добрые люди часто страдают и мучаются. Так уж устроил Бог, чтобы не принуждать свободную волю человека к добру или злу через внешние причины, через принуждение наказанием и поощрением. Человек, как образ и подобие Бога должен добровольно придти к Богу, а не под принуждением. Бог лишь в минимальной степени иногда направляет человека к добру через редкие чудеса или стихийные бедствия.
Если в земной жизни Бог не дает мучений за каждый грех,
как это не дает?..а многочисленные скорби,болезни,несчастья?разве это не может расцениваться в том числе и как наказание?кроме того о покаянии (правда в геенне огненной)у нас есть свидетельство в Писании-в святом откровении-Апокалипсисе.
 

Борис Т

Супер-Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
как это не дает?..а многочисленные скорби,болезни,несчастья?разве это не может расцениваться в том числе и как наказание?
Это всё попускается нам для того, чтобы мы обратили свой внутренний взор к Богу. Для того, чтобы мы в Нем нашли утешение. Заметьте, что чаще всего, когда у людей всё хорошо в жизни, они не молятся, в храм не ходят, и о Боге забывают. А Господь желает нам спасения, а не погибели. Для того, и позволяет всяким скорбям, болезням и несчастьям входить в нашу жизнь. Это не наказание. Мы иногда употребляем это слово, но не думаем же, что в прямом смысле Бог нас наказывает. Мы сами себя наказываем. И многие болезни, скорби и несчастья - это всё следствие наших грехов.
 
Это всё попускается нам для того, чтобы мы обратили свой внутренний взор к Богу. Для того, чтобы мы в Нем нашли утешение. Заметьте, что чаще всего, когда у людей всё хорошо в жизни, они не молятся, в храм не ходят, и о Боге забывают. А Господь желает нам спасения, а не погибели. Для того, и позволяет всяким скорбям, болезням и несчастьям входить в нашу жизнь. Это не наказание. Мы иногда употребляем это слово, но не думаем же, что в прямом смысле Бог нас наказывает. Мы сами себя наказываем. И многие болезни, скорби и несчастья - это всё следствие наших грехов.
согласен!но...смотрите какая картина получается.тут в земной жизни наказание носит иносказательный смысл.а там-на том свете наказание в прямом смысле слова.тут Бог-такой,там-другой.может быть и там наказание тоже носит...не совсем прямой смысл?..как вы считаете ад-это наказание в полном смысле слова или Бог (следуя не букве,а духу)и там"подталкивает к чему то человека?..
 

Борис Т

Супер-Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
согласен!но...смотрите какая картина получается.тут в земной жизни наказание носит иносказательный смысл.а там-на том свете наказание в прямом смысле слова.тут Бог-такой,там-другой.может быть и там наказание тоже носит...не совсем прямой смысл?..как вы считаете ад-это наказание в полном смысле слова или Бог (следуя не букве,а духу)и там"подталкивает к чему то человека?..
Не совсем понятно, к чему Он там может подталкивать человека, если считается, что после смерти покаяния нет. По своей свободе, мы вольны выбирать, быть нам с Богом или без Него. Нас Господь не принуждает. Если мы Бога "отвергли", то после смерти подобное соединяется с подобным. Мы не можем попасть в рай, так как мы не "соответствуем" ему. Бог-то не меняется. Он неизменен. Бог есть Любовь. И Он всегда нас любит. Если мы Его не любим, так зачем же Бог нас будет насильно "тащить" в рай? Мы, вроде как знаем, что ад уготован для сатаны и ангелов его, и что там будет плач и скрежет зубов. Но мы все равно туда "стремимся", нас это не смущает, и не пугает. Так что опять, мы сами выбираем себе это наказание. Пока мы живы, Господь может нас "подталкивать". Но уже тут, мы делаем выбор, хотя нам есть "звоночки", а если мы свой выбор не переменили, то получаем то, что выбрали. За что всю жизнь боролись, на то и напоролись. И вряд ли, нас там уже к чему-то будут подталкивать.
Слышал я, что до Страшного Суда, посмертная участь человека может перемениться. Не сам уже человек её может переменить, но по молитвам и добрым делам за него. Это уже труд и подвиг людей, которые будут молиться о спасении этого человека.
А учение о том, что ад конечен, и что мы там через некое наказание очистимся, и сможем попасть в рай, Церковью отвергнуто.
 
Не совсем понятно, к чему Он там может подталкивать человека, если считается, что после смерти покаяния нет.
Считается или нет?

Нас Господь не принуждает.
Ну как же?...Давече вы писали,что Бог скорьбями,болезнями направляет человека в сторону Бога?...

Слышал я, что до Страшного Суда, посмертная участь человека может перемениться.
До Страшного Суда или во время Страшного Суда?

Бог-то не меняется. Он неизменен. Бог есть Любовь. И Он всегда нас любит......... И вряд ли, нас там уже к чему-то будут подталкивать.
Скажите...Как эти предложения согласуются м/ду собой?...
 

Борис Т

Супер-Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Считается или нет?
наш Господь Иисус Христос сказал в чем Я найду вас, в том и буду судить.”

"...Ибо по отшествии нашем из мира мы уже не можем там исповедоваться или покаяться“. (с) Священномученик Климент, папа Римский


"...когда не будет никакой пользы в раскаянии: ныне – время благоприятное, ныне – день спасения. Настоящий век – покаяния, а будущий – воздаяния“ (с) прп.Феодосий Великий

"...а теперь хочешь подвизаться после того, как двери уже затворены, и время подвига миновало?... Наперед зная это, возлюбленный брат, покаемся, пока есть время...” (с) прп.Ефрем Сирин

"...Желали бы возвратиться в мир этот и всякое совершить покаяние, но не дается им. Мы еще, слава Богу, на земле живем, еще смерть нас не похитила, еще не ушло наше время покаяться, еще можем спастись Божией благодатью...” (с) свт.Тихон Задонский

"...
Даруя место покаянию, Бог попустил нам земную жизнь..." (с) свт.Григорий Палама

Так пишут об этом святые отцы. Считается или нет? Думаю, что нет. Однако, узнаем, наверное, когда умрем. Но известны случай, или даже несколько, когда по молитвам за человека, менялась его посмертная участь. Я читал об этом. Может и найду.

Ну как же?...Давече вы писали,что Бог скорьбями,болезнями направляет человека в сторону Бога?...
Так одно дело - направить, и совсем другое - принудить. Нас же никто не заставляет, поймите. Мы сами делаем выбор. Если бы Бог хотел, он бы сделал нас роботами, которые только и выполняют запрограммированные команды, после чего, попадаем в рай 100%. Силком нас никто не тащит. Скорби и прочее для вразумления. Кто-то действительно обратит взор к Богу и покается, а кто-то и после скорбей останется слеп и холоден к Господу, и не узрит в этом промысел Божий, а ещё только больше обозлиться на Бога за то, что он его, якобы, "наказывает".

До Страшного Суда или во время Страшного Суда?
Я думаю, что и до, и во время. А после Страшного Суда уже нет.

Скажите...Как эти предложения согласуются м/ду собой?...
Это к тому, что земная жизнь нам дается для выбора. А за её границами - вечность. Грубо говоря, мы выбираем свою вечную участь. То, что мы выбрали и собрали для вечности, Господь, по любви к нам, нам и дает. Что тут не понятного?
 
Киев
Православный христианин
Мне кажется, большой соблазн для людей думать о помиловании на том свете. Это как змея жалит самый глубокий закоулок нашего ума. И подсознательно человек постепенно спускается с лестницы в Небо, надеясь на подсознательном уровне о помиловании. Он может легко развратиться. Мы хотим помилования Там, отвергая Христа здесь? О, нет! Здесь, и только здесь надо спасаться, зная при этом, что мы достойны ада. Надеяться на милость Божию и укорять себя во всем.
 

администратор

Команда форума
Православный христианин
Ещё два ответа на вопрос темы:

Архимандрит Рафаил (Карелин): У человека, после грехопадения праотцев, появился новый вид воли, называемый гномической волей. Это воля выбора решений по нравственным мотивам; она сосуществует вместе с природной волей – с естественным хотением. По смерти гномическая воля исчезает и остается одна природная воля – воля нашего больного естества. Она продолжает действовать в загробном бытии в том направлении, которое человек избрал во время земной жизни.
Поэтому молитва за усопших только помогает утверждению добра, которое уже было приобретено ими в земной жизни, и превалированию добра над злом и грехом, которые совершил человек. А изменение личности и векторов природной воли за гробом уже невозможно.
http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/5475/index.html


Диакон Михаил Першин: http://azbyka.ru/vera_i_neverie/zhizn_posle_smerti/lubov_izmeryaetsya-all.shtml
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Если бы человеку было даровано прощение в аду, то на Земле бы он творил много зла без страха за расплату. Должен быть, как сейчас говорят - сдерживающий фактор.
 
Чернигов
Православный христианин
Если бы человеку было даровано прощение в аду, то на Земле бы он творил много зла без страха за расплату. Должен быть, как сейчас говорят - сдерживающий фактор.
Хм, даже сто лет в аду - большая цена за грехи. Не то что вечность.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Хм, даже сто лет в аду - большая цена за грехи. Не то что вечность.

Духовный мир имеет другой вид осознания и оценки восприятия. Когда болит зуб следишь за временем? То же и в аду...
 
Переславль Залесский
Православный христианин
мне кажется что со смертью не всё заканчивается\ , и не все ждут страшного суда со страхом ,для кого то это последний шанс на спасение .

Со смерти все только и начинается. Человек присутствует там по другим законам, отличным от земных. Само внутреннее естество определяет судьбу человека. Благая добродетель или эгоистический порыв. Одним словом привычка или навыки управляют расположением духа. Если человек стремится на суд, значит он не примирился с кем то, не простил и требует или жаждит возмездия и справедливости. Но это может привести к самомнению и в итоге к гордости. А значит и сам может быть осужден.
 
Мое мнение таково: и в ином бытье(в загробном мире) можно покаяться(но это будет иное покаяние, чем мы понимаем здесь). Потому что согрешать, это значит противиться Богу, а никто не может вечно Ему противиться. Поэтому все придут к покаянию, в земной жизни добровольно, а в иной жизни будут вынужденны принять Христа, ибо другого выбора нет. Бог в Свое творение вложил инстинкт к жизни, и поэтому человек не может выбрать небытье. Даже самоубийца не лишается жизни, как он думает, а уходит от своих проблем в жизнь другую. Человек вообще не способен умереть, чтобы полностью изгладиться из жизни. В конце концов Бог победит злой человеческий род и все покаются, кто добровольно, а кто вынуждено(об этой победе и пророчествуется в Писании, что все враги до последнего будут повержены к ногам Христа).
P.S. Неуместно свободу воли человека распространять на загробную его жизнь. Потому что те, кто вынужден будет покаяться, находясь там, они, как бы существовать будут в аду, ибо далеко будут от святых, ибо ценно свободное произволения человека на добро, а не вынужденное. Так что надо стремиться в этой жизни следовать Христу во всем, ибо потом будет только вынужденное принятие Его. Как пишут святые отцы Божественная любовь будет распространяться и на грешников тоже, и они не будут отделены какой стеной от Бога. Бог будет всячески во всем, как писал апостол Павел.
Спаси и сохрани, Господи!
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху