Предпосылки реформации

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Белгородская область
Православный христианин
Как считаете:
Какие устои или изменения в обществе (и религиозном и не) повлияли на возникновение попыток реформировать католическую церковь? и: только ли церковь была цель реформации?
Даже если перечислите пункты, будет неплохо.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Поводов, побудивших к отколу от Римо-Католической Церкви оппозиционно насторенных верующих (протестантов) — достаточно много. В целом их можно классифицировать и рассредоточить в три группы причин: дисциплинарно-канонические, догматические, нравственные. Одним из важнейших факторов, смущавших религиозную совесть оппозиционеров, являлся абсолютизм папской власти — «папизм». Ко времени реформации учение о папском примате носило характер руководственного основоположения Римо-Католической Церкви. Так, еще в 1439 году папа Евгений писал: «Мы объявляем также, что святой апостольский престол и римский первосвященник обладает верховенством над всем миром, и что этот римский первосвященник есть преемник блаженного Петра, князя апостолов, и истинный наместник Христа, а также глава всей Церкви и отец и учитель всех христиан, и что ему, в лице блаженного Петра, передана Господом нашим Иисусом Христом полная власть пасти Вселенскую Церковь, руководить и управлять ею» [цит. по: 1, с. 53].

В известном сочинении «Аугсбургское вероисповедание» протестанты обвиняли епископов [пап] в превышении полномочий не только по отношению к верующим, но, и по отношению к светским (государственным) властям: «Имели место серьезные разногласия относительно власти епископов, с которой многие совершенно неоправданно путали такие понятия, как власть Церкви и власть меча. И из этого заблуждения возникали великие войны и смущения, в то время как епископы [папы], воодушевленные властью Ключей, не только учреждали новые служения и обременяли сердца тем, что не отпускали грехи и безжалостно отлучали людей от церкви, но даже присвоили себе право вносить изменения в царства мира сего и лишать императора трона. Эти дурные побуждения уже с давних пор обличались в церкви учеными и благочестивыми людьми» [2, с. 57].

Сильные протестные настроения вызывала и традиционная "запретительная" практика безбрачия духовенства. По свидетельству того же «Аугсбурского исповедания»: «Имело место всеобщее недовольство по поводу случаев проявления нецеломудрия священниками. По этой причине также и папа Пий, как сообщают, сказал, что имелись определенные причины, по которым священники были лишены права вступать в брак, но что также есть более веские причины, по которым это право им следовало бы вернуть... Очевидно также, что в древней церкви священники были людьми женатыми» [2, с. 39 — 40]. В настоящем запрете оппозиционерам виделось нарушение Божественных установлений; с их точки зрения, в обязательном безбрачии духовенства заключался потенциальный источник безнравственного поведения пастырей Церкви: «в то время как заповедь Божья в силе, в то время как церковная традиция хорошо известна, в то время как нечестивый целибат порождает множество злословия, прелюбодеяний и других преступлений, заслуживающих осуждения властей, немилосердный запрет на брачную жизнь священников продолжает поддерживаться с потрясающим упорством» [2, с. 41]. «До какой степени простиралась деморализация духовенства, — сообщает один из исследователей, — видно, например, из того, что высшие духовные лица в Риме держали публичные дома, так что в них было до 40 000 (?!) падших женщин, дававших доход духовенству. Последнее даже в самый разгар борьбы против распространения реформационных идей устраивало из этих падших женщин скандальные процессии» [3, с. 143].

Определенные ноты протеста звучали и в адрес монастырей: «как немногочисленны те, кто принял обет безбрачия добровольно и без принуждения! Молодых девиц и юношей, прежде, чем они достигают такого возраста, когда могут судить об этом деле, убеждают и иногда даже принуждают дать этот обет... ведь всем ясно, что давать клятву недобровольно и легкомысленно — противоречит сущности самой клятвы» [2, с. 54].

Уровень образования общества, по мнению протестующих, также оставлял желать лучшего. Вот, например, что по данному случаю писал Мартин Лютер: «Помилуй, Боже праведный, с какой беспросветной тьмой я столкнулся! Простые люди, собенно в деревнях, даже понятия никакого не имеют о христианском учении» [2, с. 419]. По утверждению составителей вышеупомянутого богословского труда, религиозной необразованностью были поражены даже монастыри: «Итак, что же произошло с монастырями? Прежде, в былые времена, они были школами богословия и подобными структурами, полезными для Церкви. Оттуда выходили пасторы и епископы. Теперь же дело обстоит совершенно иначе. Нет нужды повторять то, о чем знают все» [2, с. 52]; «человек, уловленный подобным образом и ушедший в монастырь, мало познает о Христе» [2, с. 52]. Папство не раз и не два обвинялось в искажениях Евангельских истин: «Чудесная благорасположенность к нам Всемогущего Бога проявилась в том, что в эти последние времена и в этом ветхом мире Он пожелал, по Своей несказанной любви, Своему долготерпению и милосердию, чтобы после тьмы папских суеверий свет Его Евангелия и [свет Его] Слова, через который, и только через который, мы получаем истинное спасение, воссиял ясно и чисто в Германии, нашем возлюбленном отечестве» [2, с. 7]. Многие римо-католики (будущие протестанты) сетовали (не всегда справедливо) на искаженность догматики Западной Церкви; в этой связи трудности проведения открытых богословских дискуссий, в рамках которых возможно было бы опротестовывать те или иные «сомнительные догматы», заверенные авторитетом Римских пап, также толкали людей к недовольству.

Ближайшим и непосредственным поводом к росту протеста послужила продажа индульгенций при папе Льве X. Именно эта продажа, сопровождаемая множеством злоупотреблений, побудила Мартина Лютера к открытому выступлению против политики церковных властей.

Теперь, что касается заключительной части вашего вопроса: «только ли церковь была целью реформации?». — Отвечу на него следующим образом. Церковь не является некоей обособленной организацией, существующей по принципу «сама-ради-себя». Как нам с вами известно, целью основания Церкви Христом (пострадавшим за всех) является Спасение всех без исключения людей: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12. 32); «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19) (другое дело, что не все откликаются на призыв последовать за Искупителем). Отсюда понятно, что деятельность Церкви не может ограничиваться только-лишь внутренними попечениями о себе-самой, не может отградиться от общества, не может не влиять на него, не может замкнуться. Конечно же, в данном случае я имею в виду нашу с вами Вселенскую Православную Церковь. С другой стороны, Римо-Католическая Церковь, считавшая (и считающая) «Столпом и утверждением истины» себя, также распространяла свою деятельность «во вне». Отсюда очевидно, что, стремясь к изменению общецерковной жизни, оппозиционеры стремились и к реформированию внешнецерковной «политики».

P. S. В формате ответа не представлялось возможным дать подробную объективную критическую оценку претензий, выдвигавшихся в адрес Римо-Католической Церкви в период реформационных движений. Подробный комментарий можно найти в трудах православных, протестантских и римо-католических авторов.

1.Митрофан Зноско-Боровский. Сравнительное богословие. М.: Изд. Артос-Медиа, 2004.
2.Книга согласия. М.: Изд. Фонда «Лютеранское Наследие», 1996.
3.Успенский Е. Обличительное богословие. СПб.: Изд. Общества памяти игумении Таисии, 2005.
 
Белгородская область
Православный христианин
Спасибо.

«До какой степени простиралась деморализация духовенства, — сообщает один из исследователей, — видно, например, из того, что высшие духовные лица в Риме держали публичные дома, так что в них было до 40 000 (?!) падших женщин, дававших доход духовенству. Последнее даже в самый разгар борьбы против распространения реформационных идей устраивало из этих падших женщин скандальные процессии» [3, с. 143].

Охотно с вами согласен. Что за исследователь известно?

Как вы считаете: светская власть папы в европе (от раскола 1054 до самого яркого "врыва" реформационного движения - 1517 и 1519) может ли являть собой прототип правителя в глобализированном им обществе?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте! Упоминаемый в ответе исследователь, о котором вы спрашиваете, конечно, известен: источник: Успенский Е. Обличительное Богословие (как это, собственно, и отмечено в сноске по ссылке №3); данный фрагмент пересказывается автором сочинения по: «Михайлов А. Смутное время анабаптизма. Русская мысль, 1886, с. 36» [1, с.143].

Теперь, что касается второй части вашего вопроса: «Как вы считаете: светская власть папы в европе (от раскола 1054 до самого яркого "врыва" реформационного движения - 1517 и 1519) может ли являть собой прототип правителя в глобализированном им обществе?». Из вашего сообщения не ясно, какой именно оттенок вы придаете слову «глобализм». Собственно говоря, названный термин может, с одной стороны, означать «внешнюю политику какого-либо государства, основанную на праве вмешиваться во внутренние дела других стран, в навязывании своей воли» [2, с. 208], с другой стороны, может соотноситься со словом «глобальный», понимаемым как: «охватывающий территорию или население всего земного шара; всемирный, всеобщий» [2, с. 208]. Принимая во внимание первое значение, ваш вопрос может быть переформулирован следующим образом: осуществляла ли Римо-Католическая Церковь, руководимая папами (в 1054 — 1517 (1519) гг.), политику вмешательства во внутренние дела тех или иных государств? Подразумевая же под термином "глобализированное (общество)" второе значение, получим иную интерпретацию: «являла ли Римо-Католическая Церковь (в 1504 — 1517 (1519) гг.) прототип общества, охватывающего территорию «всего земного шара»? Думаю, что и в первом, и во втором случаях ответ — очевиден.

1.Успенский Е. Обличительное богословие. СПб.: Изд. Общества памяти игумении Таисии, 2005.
2.Кузнецов С. Большой толковый словарь. СПб.: Норинт, 2006.
 
Белгородская область
Православный христианин
Здраствуйте! Спасибо.
Упоминаемый в ответе исследователь, о котором вы спрашиваете, конечно, известен: источник: Успенский Е. Обличительное Богословие (как это, собственно, и отмечено в сноске по ссылке №3); данный фрагмент пересказывается автором сочинения по: «Михайлов А. Смутное время анабаптизма. Русская мысль, 1886, с. 36» [1, с.143] .
А Михайлов не упоминает кто всё же был очевидцем вышеописанного беззакония, первоисточником (или он дожил до безопасного времени - 19 века и решил раскрыть увиденное)? (на вопрос отвечать не обязательно)

Теперь, что касается второй части вашего вопроса...
я больше склонен к первому случаю
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте! Как было отмечено ранее, важнейшими факторами, смущавшими религиозную совесть основателей протестантизма являлись, по их собственным словам, отступление Римо-Католической Церкви от вероучения (со «всеми» вытекающими отсюда последствиями) и слабая просвещенность христиан. Состояние же «РПЦ сегодня» отнюдь не таково: ширится активная миссионерская деятельность, множится количество Религиозно-образовательных учреждений (в том числе — ВУЗов), увеличивается производство духовно-назидательной литературы (ср.: Мартин Лютер (см. выше): «Помилуй, Боже праведный, с какой беспросветной тьмой я столкнулся! Простые люди, собенно в деревнях, даже понятия никакого не имеют о христианском учении»; «Итак, что же произошло с монастырями? Прежде, в былые времена, они были школами богословия и подобными структурами, полезными для Церкви. Оттуда выходили пасторы и епископы. Теперь же дело обстоит совершенно иначе. Нет нужды повторять то, о чем знают все»; «человек, уловленный подобным образом и ушедший в монастырь, мало познает о Христе»). В отношении вероучения Православная Церковь была и остается «столпом и утверждением истины» (1 Тим. 3, 15). Что же касается отдельных нестроений, — не считаю уместным ставить их в параллель с нестроениями, существовавшими в Римо-Католической Церкви эпохи реформации (ни по масштабу, ни в принципе)...
 
Белгородская область
Православный христианин
Здравствуйте!
Вы правы. Правы в глобальном смысле.
Но, позвольте... не то чтобы с вами не согласиться, а порассуждать "на тему".
1) "активная миссионерская деятельность". Сравните как это было в апостольское время - Деяния (проповедывали водимые Духом) и как сейчас... Иногда миссионерство сводится к отчётности: столько-то крестили, причастили... а в реальности местное население ко всем "проповедникам" приходит принимать посвящение, к сектантам в том числе. Иногда: насильственный характер - предмет в школе.
2) "множится количество Религиозно-образовательных учреждений" - не показатель. Накануне реформации создавались учреждения, например Пражский унив-ет, Оксфордский, в Париже, Гейдельберге, Кельне-на-Рейне, Вене.
3) "увеличивается производство духовно-назидательной литературы" - вожди реф.движения переводили Библию на родные языки. Появляется книгопечатание (16 век).
4) "с какой беспросветной тьмой я столкнулся! Простые люди, особенно в деревнях, даже понятия никакого не имеют о христианском учении" - сейчас то же самое и касательно простых людей и касательно священнослужителей.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте! Ваши рассуждения содержат определенное рациональное зерно. Так, вы негодуете: «"активная миссионерская деятельность". Сравните как это было в апостольское время — Деяния (проповедывали водимые Духом) и как сейчас... Иногда миссионерство сводится к отчётности: столько-то крестили, причастили... а в реальности местное население ко всем "проповедникам" приходит принимать посвящение, к сектантам в том числе. Иногда: насильственный характер — предмет в школе». Не могу не согласиться, что в апостольское и близ-после-апостольское время существования Церкви общий уровень верующих (чистота жизни, готовность к исповедничеству, мученичеству...) был очень высок. К сожалению недостатки «РПЦ сегодня», о которых вы упоминаете, «иногда» имеют место быть. Но такие недостатки врачуются, и «врачуются» не внутрицерковным расколом, а иначе (как это, собственно, и происходит в наши дни). Примеры и способы подобных врачеваний встречаются в Священном Писании, а также в сочинениях Апостольских Мужей. Основоположники же реформационных движений в Римо-Католической Церкви XVI века видели выход в другом...

Вы напоминаете: «Накануне реформации создавались учреждения, например, Пражский унив-ет, Оксфордский, в Париже, Гейдельберге, Кельне-на-Рейне, Вене». И в то же время забываете о тех трагических последствиях, которыми, случалось, сопровождалась и заканчивалась жизнь реформационно настроенных людей (вспомним профессора Пражского Университета Яна Гуса, монаха-доминиканца Саванаролу и др.). Не стоит не учитывать, что для идеологов протестного движения нездоровое состояние Римо-Католической Церкви было жестко соотносимо с властью пап, представлявшейся им не иначе как дремучим деспотизмом (см. выше: «Имели место серьезные разногласия относительно власти епископов, с которой многие совершенно неоправданно путали такие понятия, как власть Церкви и власть меча. И из этого заблуждения возникали великие войны и смущения, в то время как епископы [папы], воодушевленные властью Ключей, не только учреждали новые служения и обременяли сердца тем, что не отпускали грехи и безжалостно отлучали людей от церкви, но даже присвоили себе право вносить изменения в царства мира сего и лишать императора трона. Эти дурные побуждения уже с давних пор обличались в церкви учеными и благочестивыми людьми»). Деспотизм был для них непреодолим. Отсюда стремление разрешить ситуацию радикальным путем — через откол...

Вы настаиваете: «вожди реф. движения переводили Библию на родные языки. Появляется книгопечатание». «Вожди реф. движения» и действительно переводили... А папы? А паписты?..

Вы отмечаете: «"с какой беспросветной тьмой я столкнулся! Простые люди, особенно в деревнях, даже понятия никакого не имеют о христианском учении" — сейчас то же самое и касательно простых людей и касательно священнослужителей». Отвечу вам следующим образом. Русская Православная Церковь не раз и не два поднимала вопрос о необходимости повышения уровня религиозного образования верующих. Возможно, этот процесс не везде и не всегда совершается так, как хотелось бы, но он, тем не менее, движется (и на мой взгляд - достаточно активно). Эффективность же рапространения догматического и нравственного учения Церкви зависит не только от высших властей, но и от нас: от вас, от меня, от прочих (если не сказать: от всех) христиан...

P. S. Благодарю за ремарку и вопрос! Спаси Господи!
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху